Как правильно ходить в театр: советы театрала

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Розенкранц и Гильденстерн живы

Эпизодических персонажей среди зрителей больше трети (35%). Это клавдии (те самые 8%), которые идут смотреть постановку под давлением жены, а также 27% розенкранцев с гильденстернами, что попали в театр, потому что у кого-то «пропадали билеты». 

Оба кластера — мужские. Но клавдии, вопреки Шекспиру, моложе розенкранцев; университетов они не заканчивали, особого интереса к искусству нет. Кто перспективнее для театров? Наверное, розенкранцы: они, пусть и абстрактно, но все же почитают сценическое искусство. Респонденты говорили, что «каждый уважающий себя человек время от времени должен бывать в театре».

Обе категории не особо щедры, но и не так прижимисты, как гамлеты. Клавдии дают за билет до 2800 рублей, а псевдодрузья принца датского — до 2900 рублей.

Образование, возраст, культурный капитал

Восприятие искусства требует определенной подготовки и всегда происходит с определенных позиций, а «произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает культурной компетентностью, то есть знает код, которым закодировано художественное сообщение». Восприятие как форма «культурной дешифровки» не является априорной способностью человека, а приобретется в результате передачи культурных кодов через семейное воспитание и образование, не сводимое к обучению в школе и вузе. Роль образования в широком смысле состоит также и в том, что даже если оно не имеет непосредственного отношения к искусству, оно развивает обобщенные способности и навыки, применимые в том числе к искусству, создает чувство принадлежности к «культивированному» классу, дает владение определенными кодами и стремление приобретать эквивалентные компетенции и в других областях.

Так же следует трактовать и роль возраста. Постоянно фиксируемая в эмпирических исследованиях связь отношения человека к искусству с возрастом, как это ни парадоксально, определяется совсем не возрастом: есть третий фактор. Дело в том, что возраст отражает некоторые измерения личности, в том числе интеллектуально-культурные и художественные компетенции, накапливаемые со временем в результате образования и опыта культурного потребления. Повышение образовательного уровня и накопление опыта культурного потребления всегда имеют продолжительность во времени. По мере накопления культурных компетенций растет степень избирательности зрителей, а мотивации их театральных посещений приобретают все более содержательный характер.

В ходе исследований аудитории разных видов искусства, проведенных в последние годы, нам удалось зафиксировать тот факт, что именно эта накапливаемая и развиваемая способность, которую П. Бурдье называл «культурным капиталом в инкорпорированном состоянии», является основным драйвером культурной активности. Ее количественная мера определяет степень содержательности зрительских мотиваций и частоту контактов человека с искусством: чем выше мера культурного капитала, тем выше, при прочих равных условиях, и культурная активность респондента.

Что может предложить театр подрастающему поколению? Почему знакомство ребенка с театром может быть так важно?

В процессе работы над поставленными вопросами, я воспользовалась уникальной возможностью пообщаться на тему театра с молодыми актерами нашего города. Каждый из них отмечал, что подобные беседы и интервью очень важны и для них самих же, поэтому с огромным удовольствием согласились рассказать нам о своем опыте.

Предположить, что путь к тому или другому виду искусства у каждого из нас пролегает через разные препятствия, вовсе не сложно. Так, у как кого-то насыщенный и плодотворный путь к познанию театрального искусства берет свое начало уже в зрелом возрасте, когда человек принимает эту необходимость на основе своего жизненного опыта. У других желание быть в театре исходит еще из детских воспоминаний, как у опрошенной девушки, и у таких людей имеются свои огромные преимущества.

Сила детских впечатлений настолько велика, что сохраняет свое влияние на человека на протяжении всей его жизни. Вместе с быстро растущим организмом, все мыслительные процессы детей так же проходят намного быстрее и требуют фундаментального развития. Поэтому малыши всегда готовы к новым открытиям! Поход ребенка в театр – это прекрасная возможность подарить ему новые ощущения и ускорить процесс формирования личности. Красочная, звучащая и динамичная панорама сцены для юного зрителя означает богатое содержанием впечатление, развивающее его и культурно, и физически. Организованность мероприятия приобщает его к дисциплине, а само представление разносторонне знакомит с основами морали и понятием творчества, активируя все ресурсы восприятия ребенка. Юные актеры тоже, примеряя на себя различные роли и образы, набираются опыта, необходимого для них в будущем. Любая детская игра — это маленький импровизированный театр, в котором мы учимся выражать свои чувства, понимать окружающих и соблюдать правила актуального мира. Но только в настоящем театре игра оснащается уникальным сюжетом, качественной работой профессионалов и множеством декораций, позволяющими ребенку переживать свою роль максимально приближенно к реальности.

Так каждому в театре, будь он за кулисами, на сцене или в партере, достается своя особая роль, и только такая слаженная работа способна превратить театральное представление в настоящий праздник чувств. Позитивная эмоциональная связь между зрителем и актером усиливает интерес обеих сторон к происходящему торжеству. «Если не будет счастливых в зале, актер будет несчастен» — утверждает Сергей, и с ним невозможно не согласиться. Ведь благодарный зритель всегда остается доволен качественной игрой актеров и испытывает искреннее удовольствие, ощутив верх своих чувств вместе с полюбившимися ему лирическими героями. Переживая за их судьбы, люди нередко находят решения своих жизненных проблем, наслаждаются гармоничной атмосферой театра и его красивой обстановкой, отдыхают от суеты реального мира. Даже самая трагичная история, насыщенная мрачными сценами, по итогу должна подарить зрителю счастье от полученной гаммы человеческих эмоций. Именно в этом для настоящего актера, по нашему мнению, заключается его служение театру.

Социально-психологические особенности зрительских групп

Определив структуру каждого зрительского сегмента по личностным потенциалам составляющих их респондентов, мы эмпирически подтвердили связь развитости человека как личности и его избирательной способности по отношению к театральному искусству. Между тем в театральной аудитории эта общая закономерность проявляется двояко, и распространенное мнение о театралах как об исключительно культурных, образованных и гармонично развитых людях не всегда оправдано. Разносторонне развитые личности с высокой избирательной способностью в совокупной театральной аудитории все же составляют меньшинство. Кроме того, расчеты на примерах аудитории спектаклей разных видов показали, что максимальная избирательность в отношении театрального искусства одновременно означает превалирование специфического театрального вкуса над интегральным, т.е. некоторую односторонность в развитии личности.

Чем выше избирательность, подготовленность зрителей, тем больше среди них не только разносторонних и гармонично развитых личностей, но и тех, кто, будучи ориентирован исключительно на театр, пренебрегает компетенциями в других областях

Это объяснимо, если принять во внимание качественный состав группы наиболее избирательного театрального потребления: это не только те самые культурные и гармонично развитые личности, послужившие прототипом для мифа об истинных театралах, но и многочисленные маргинальные их варианты — фанаты, поклонники-обожатели и другие «полупрофессиональные зрители», которые буквально живут звездным светом своих кумиров, отказываясь от многого другого

Как выбрать спектакль

В выборе постановки Марина руководствуется информацией из онлайн-журнала «Театрал», обзорами на разных сайтах с афишами и своими личными предпочтениями. На некоторые спектакли можно и два раза сходить – так, например, у нее случилось с постановкой «Юбилей ювелира» в МХТ имени Чехова. В этой постановке модного сегодня режиссера Константина Богомолова играл Олег Табаков, и чувствовалось, что этот спектакль будет для него последним. «Во второй раз я его увидела совершенно по-другому, и как будто я побывала на двух разных спектаклях, – призналась она. – Так что успей сходить на тех актеров, кого давно хотела увидеть «живьем». Мастера уходят, и не стоит откладывать».

Фото: Прокофьев Вячеслав/ТАСС

Как вам спектакль?

Мотивов похода в театр может быть несколько. 55% опрошенных идут смотреть работу определенного актера или режиссера. Чуть поменьше — 51% — жаждет ярких эмоций. По 48% респондентов хотят поразмышлять или узнать что-то новое.

В пятерку менее популярных мотивов вошли желание развлечься (36%), отдохнуть от быта (27%). Есть и мотив, вообще не особенно сфокусированный на сцене: 21% опрошенных просто хотели как-то провести время с любимым человеком или друзьями.

При выборе спектаклей для респондентов значимы сюжет и характер постановки (37% опрошенных), а также режиссеры и актеры (35%).

Отличную оценку спектаклям респонденты ставили благодаря:

Мастерству исполнителей: «Актеры были на высоте. Хотелось наблюдать и не отрываться, как под гипнозом», «играли на разрыв сердца», своей игрой «включали воображение». Также подчеркивались « музыкальные и танцевальные умения артистов, интерактивность спектакля, искренность».

Режиссуре: « Феерическое, почти фантастически талантливо сделанное зрелище», «оригинальный выразительный язык».

Сценографии — декорациям, световым и визуальным эффектам: мультимедийным проекциям в постановках и пр.

Сюжету спектакля: «Сценарий супер», «Хороший материал — Сорокин. Для этого времени, должно на большинство подействовать шокирующе. Надеюсь, кого-то по-хорошему ужаснет».

Общей атмосфере, стилю постановки: «Текст, музыка, свет. Сплетение и соединение деталей, цитат, ощущений. Аутентичность чувств. <…> Правдивость».

Соответствию литературной основе — на фоне нетривиального режиссерского взгляда: «При необычности прочтения верность Чехову».

Впечатление от спектакля складывается из мелочей, в том числе, бытовых. «Великолепная игра актеров, хорошо кондиционированный зал, вежливые, даже учтивые капельдинеры. Да здравствует классика. Именно такого «Горя от ума» и хотелось», — заявляет респондент.

Среди причин недовольства спектаклем информанты называли:

затянутость и банальность ( «Монотонно, малопонятно, утомительно», «хотелось больше драйва»);

невнятность и странность режиссерского замысла («Трудно установить последовательность действий и логику», «Ужасное, безответственное издевательство над Чеховым, нагромождение пошлости», «Насилие над текстом»);

проблемы со звуком («чрезмерно громкая музыка», «сильные и неожиданные перепады звуков») , с речью актеров («Дикция Чацкого была нечеткой»), реквизитом («Костюмы и декорации очень пыльные»);

мат со сцены («Излишнее количество нецензурных выражений», «Много ненужных грубых слов — неужели Шекспир?»).

На плохие впечатления от спектакля также повлиять духота или холод в зале, его плохая планировка («к роме первых рядов, не видно никому» ), неудобные кресла, хамство сотрудников театра и плохая работа буфета: «высокие цены», очереди, «не принимают карты». 

Внешний вид при посещении театра

Театр подобен празднику, потому зрители предпочитают нарядную одежду повседневной. Посещение представлений как выход в высший свет: издавна женщины считали его поводом блеснуть шикарными нарядами, а мужчины — показать хорошие манеры.

Выбор одежды

Платья в пол для женщин и строгие смокинги для мужчин не являются обязательными при посещении театра, однако одежда должна быть уместной.
Для женщин подойдут однотонное платье, юбка до колен или классические брюки с блузой. Мужчина может прийти в театр в офисной одежде (в брюках, рубашке, пиджаке) или в свободном стиле (в брюках, свитере). Парам уместно договориться о едином стиле в одежде.

В театральном гардеробе недопустимы:

  1. Спортивная одежда.
  2. Джинсы.
  3. Мини-юбки.
  4. Платья с глубоким декольте и широкими вырезами.
  5. Одежда из блестящих, сверкающих или прозрачных тканей.

Не стоит бояться, что одежда выглядит слишком строго и скучно, поскольку целью посещения театра является получение впечатлений, а не демонстрация стиля.

При использовании ароматов надо соблюдать меру. Пользоваться туалетной водой непосредственно перед спектаклем считается дурным тоном.

Выбор прически

Театральная прическа не должна быть объемной и высокой. Лучше исключить и будничные косы и хвосты.

Длинные и средней длины волосы можно поднять наверх, оставив пару прядей свободно струиться, или собрать в аккуратный пучок. Приемлемы распущенные волнистые или прямые волосы.

Короткую стрижку желательно оформить воздушной укладкой. Приветствуются сверкающие невидимки, но нужно избегать заколок в виде бабочек и бантиков: они упрощают прическу.

Выбор обуви

Обувь должна сочетаться с одеждой. В зависимости от погоды и времени года это могут быть туфли, босоножки или ботильоны

Обувь на каблуке подчеркивает элегантность наряда, однако каблук не должен громко цокать: это будет привлекать лишнее внимание окружающих

Главное требование для мужской обуви — чистота и ухоженность. При входе в театр уместно протереть туфли влажной салфеткой или специальной губкой.

Выбор аксессуаров

Финальный штрих театрального образа — маленький клатч, подобранный в тон. Его удобно носить под мышкой или в руках. Объемные сумки в театре смотрятся нелепо.

Украшений не должно быть слишком много.

Подходящая комбинация аксессуаров:

  1. Массивный браслет, если у платья короткий рукав.
  2. Цепочка с кулоном или бусы для декольте.
  3. Серьги с камнями.

И, наконец, почему в театре служат

«Герб города N» по пьесе С. Баженовой

Театр не производит материальных ценностей. То, что делается в театре, нельзя взять в руки, положить в карман, отложить на черный день. Это работа душевная, духовная, это работа на будущее. Толпы абитуриентов каждое лето штурмуют подъезды театральных институтов, из толп лишь единицы удостаиваются чести быть принятыми, и до диплома не все доходят. А те, кто получает заветный диплом и приобщается к этой профессии, не всегда достигают каких-то высот.

В чем тут проблема? В избранности, в даре, в таланте, в призвании.

История театра хранит для потомков случаи, когда спектакль вершил судьбы страны. К примеру, спектакль Котэ Марджанишвили «Разбойники» по пьесе Ф. Шиллера стал сигналом для начала борьбы за смену власти в Грузии в 20-е годы XX века.

А Хор иудейских рабов из «Набукко» Дж. Верди стал гимном гарибальдийского движения в Италии. Есть и другие примеры, но за 2000-летнюю историю театрального искусства их наберется не так уж много. Дело в другом. Артисты в наше стремительное время уже не становятся властителями дум, как 50-100 лет назад. Но они становятся для какого-то зрителя своим человеком, которому можно довериться, с которым можно посоветоваться, благодаря которому можно жить.

Главное

Нельзя ходить в театр на работу. Это приводит к равнодушию, ты невольно начнешь фальшивить, облегчать себе жизнь. Публика это чувствует и не прощает. Служителя она благодарит доверием и любовью. Только служитель театра сможет каждый вечер выходить на сеанс обмена энергией со зрителем. Только служитель рано или поздно сможет достучаться до нескольких сердец.

Зрительские мотивации

Досуговый и культурный выбор человека обычно инициирован не столько желанием увидеть или сделать что-то конкретное, сколько стремлением удовлетворить определенную потребность, мотивацию. Очевидно и то, что мотивы посещения театра не могут быть сведены исключительно к восприятию спектакля. Кроме содержательных мотиваций, связанных с произведением искусства, желание пойти в театр может быть связано с целым рядом других мотивов, непосредственно со спектаклем не связанных.

Нам удалось показать, что тип мотивации существенно влияет на частоту посещения театра. Сегодня главным досуговым трендом является стремление к рекреации и развлечению. Та же тенденция отмечается и в культурном потреблении: независимо от возраста и уровня дохода большинство зрителей главной причиной посещения театра называют желание отдохнуть. Как показывают расчеты, рекреационные мотивы (отдохнуть, провести свободное время или отсутствие артикулированных причин посещения) являются фактором, существенно снижающим частоту посещения театра. В ходе анализа результатов опросов было показано, что рекреационный мотив больше свойственен случайным посетителям, которые не имеют устойчивых театральных привязанностей, но, как мы знаем, именно эти зрители составляют большую часть зрительской аудитории.

С другой стороны, значимым положительным фактором посещаемости является наличие содержательных мотивов, к которым мы относим не только те, что связаны со спектаклем, но и социально-культурные, просветительские и коммуникативные аспекты. Анализ показал, что при прочих равных условиях те зрители, чья мотивация состоит в желании посетить конкретный спектакль, получить специфические театральные впечатления или приобщить к искусству ребенка, как правило, посещают театры чаще.

Далее. Кроме обычных спектаклей в театральной жизни случаются мероприятия особого рода, которые мы условно определяем как «значимые культурные события». Эмпирически установленные факты позволяют рассматривать престижно-статусные мотивы как существенный фактор культурного потребления. Вне зависимости от вида искусства, жанровой или видовой принадлежности события статусные мотивы зачастую становятся главными детерминантами культурной активности бомонда, склонного к престижному потреблению искусства, образованной публики, которую в большом количестве фиксировали наши опросы на разного рода значимых культурных мероприятиях в театрах, на концертах и художественных выставках. В этой публике оказывается достаточно много посетителей, не обладающих артикулированными художественными потребностями, людей, которые могут быть причислены к символически-статусным потребителям искусства и которые рассматривают поход в театр как своего рода маркер культурности, принадлежности к элите.

Этот особый тип мотивации, несмотря на негативную коннотацию понятия и неоднозначность статусных мотивов театрального потребления дает, на наш взгляд, определенные маркетинговые возможности. Он основан на том, что человек обращается к таким произведениям, сложность культурных кодов которых не позволяет ему полностью освоить их содержание при существующем уровне когнитивных компетенций, проявляя тем самым «аномальность» в своем зрительском поведении. Практически на любом спектакле из разряда «значимых культурных событий» присутствуют зрители, демонстрирующие высокодифференцированное отношение к сценическому произведению в ситуации конкретного посещения, хотя по своим первичным ориентациям или по отношению к другим произведениям театрального искусства они принадлежат к посетительским сегментам более низкого уровня. Подобный тип контактов с искусством стимулирует овладение культурными кодами — не только семантикой социальных знаков и сигналов, но и ключами к дешифровке языка искусства. А человек, обозначая свой статус, осознанно или неосознанно, прилагает усилия для «наверстывания упущенного» «в форме длительных диспозиций ума и тела».

В театре

Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.

Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.

Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».

Зачем ребенку нужен театр?

Театр – источник информации для детей об окружающем мире и жизни. Конечно, можно с утра до вечера читать им сказки и интересные истории. Но представьте, что вам в теории рассказывают о разных сложных физических и химических опытах, и, когда через годы дело дойдет до практики, вы даже не поймете, что слышали об этом раньше.

Когда мы с дочкой решили проиграть (а не в очередной раз прочитать) сказку о колобке, она сказала:

— А ведь колобок мог убежать в другую сторону, и никогда не встретить хитрую лису. Или после встречи с зайцем, быстренько катиться, не останавливаясь. Значит он сам выбрал.

Вот так-то, а ведь дочке всего три года!

В детском театре всегда с детьми работают актеры, которые в душе еще и педагоги, и врачи детских душ, и немного – дети. Что же дает театр ребенку?

  • Информацию обо всем: о мире, о животных (чем кормить, что любят, где кто живет).
  • Воспитание. Рассказать о том, как необходимо себя вести надо. Но в театре дети видят, как выглядят со стороны невоспитанные герои, что с ними происходит. Наглядный пример всегда действует эффективней занудных и правильных наставлений.
  • Театр приносит пользу ребенку в виде положительных эмоций. А когда мы видим улыбки на родных личиках и слышим смех наших детей, то и наши сердца оттаивают. И уже не хочется ругаться на толкнувшего тебя прохожего, спорить с продавцом, злиться на весь мир.
  • В игре всегда познается истина. Ребенку интересней, любопытней, занимательней. А если еще можно потрогать, то восторгу не будет предела.
  • Замечено, что чем раньше родители приводят малыша в театр, тем проще проходит у них адаптация в других коллективах (в детском саду, школе, клубах по интересам, спортивных секциях).
  • Театр помогает развивать фантазию и образно-конкретное мышление. Ребенок мысленно примеряет на себя роль полюбившихся героев и думает о том, что, возможно, он бы поступил по-другому.
  • В театре ребенок получает самое бесценное – опыт. Пусть на основе сказки, игр и приключений, но все же это опыт, доступный к пониманию и запоминанию ребенком.

Надеемся, что мы убедили вас, дорогие взрослые, что театр ребенку необходим. А если вы сомневаетесь, что ваш малыш не сможет усидеть на месте, то начните посвящение в театралы по-другому. Приходите в наш интерактивный Беби-театр! Здесь не надо сидеть на месте, а можно петь, танцевать, играть и веселиться. Хотя чуточку дисциплины иногда и не помешает! Можно делать все, но только, чур, не мешать остальным зрителям!

«Поменьше цирка и адюльтера»

На будущее театра респонденты смотрят по-разному. 

Есть консерваторы — сторонники сохранения традиций, противники экспериментов. Они подчеркивают: «Меньше перформансов, больше Станиславского», «Классика, классика и еще раз классика», «Люблю старый русский театр без наворотов», «поменьше цирка и адюльтера».

Сторонники авангардного искусства считают, что театр «должен быть смелым и независимым», использовать новые технические и художественные средства. Респонденты выступают за «сближение театра с реальностью», за «театр как центр коммуникаций общества», «отход от жесткой литературоцентричности».

Аудитория поляризуется, отмечают исследователи: «В ответах зрители говорят об одних и тех же моментах, но в противоположных терминах: то, что для одних «шоу» и «кабаре», для других — желаемая яркость и зрелищность. «Актуальность» может превратиться в «политизированность», «классика» — в «занудство», а смелые эксперименты — в «разврат» или «сумасшедшие выдумки режиссера».

Как вести себя в театре?

Теперь остановимся на нормах поведения непосредственно в самом театральном учреждении.

До начала

  • При входе мужчина предъявляет билет, затем пропускает спутницу вперед. Если компания большая, действия аналогичны: один из представителей мужского пола показывает билеты работнику театра, а затем пропускает всю компанию перед собой
  • Джентльмен помогает даме снять верхнюю одежду, после этого раздевается сам.
  • Мужчина должен предложить спутнице посетить буфет, она вправе отказаться либо согласиться
  • Покупать или не покупать программу спектакля, решение индивидуальное. Однако если вы предпочли не тратиться, не стоит потом просить программку у других зрителей или заглядывать ненароком в программку соседа
  • В зрительный зал первым входит мужчина, если билеты проверяют на этом этапе, то кавалер предъявляет билет, а затем пропускает даму, которая следует за билетером к своему месту. В случае если работник театра не провожает зрителей, мужчина должен идти чуть впереди, чтобы показать место своей спутнице
  • По правилам этикета женщина должна сидеть справа от мужчины. Однако могут быть исключения, если место располагается у прохода или по каким-то причинам не очень удобно для женщины
  • Если вы посещаете театр с друзьями, принцип рассадки таков: не оставлять женщин рядом с незнакомыми людьми, т.е. садиться следует по цепочке − мужчина, дамы (при наличии, чередуясь с мужчинами) и мужчина замыкающий.

Опоздание

  •  Если вы пришли в театр после третьего звонка, и ваши места находятся в ложе, пройти в нее, пока гаснет свет можно. Что касается партера и других частей зрительного зала, поиск мест после последнего звонка не является допустимым
  • По этикету в таком случае следует дождаться завершения первого акта или увертюры, если это, например, опера
  • Если вас впустили в зал, работники театра, скорее всего, предложат вам свободные крайние места в партере или на балконе. При их отсутствии вы можете дожидаться антракта, стоя в зале у входа

Время представления

  • Правило, о котором не раз напомнят в самом театре: не пользоваться и отключить телефоны, не снимать представление на фотоаппарат и видеокамеру
  • Разговаривать, обмениваться мнениями, шептаться, хихикать, шуршать, жевать и т.д. – все это придется оставить для антракта, дабы не ущемлять права других зрителей и не мешать актерскому составу
  • Аплодисменты должны обязательно звучать после завершения спектакля и, если это уместно, после логического окончания сцены. При наличии сомнений ориентируйтесь на окружающих, ваши единичные хлопки могут сбить актеров
  • Во время просмотра не разваливайтесь в кресле. Занимать оба подлокотника, закидывать ноги, облокачиваться на переднюю спинку и др. − это неуместные случаи фамильярного поведения, причиняющие неудобства другим зрителям

Антракт

  • В перерыве между действиями джентльмен должен предложить даме поход в буфет, если она откажется, то не следует оставлять ее одну в зрительном зале. За исключением, короткой отлучки по необходимости
  • Разглядывание зрителей в бинокль относится к проявлению неприличия. Бинокль следует использовать только для просмотра действия на сцене
  • Если вы встретили в театре свою (-его) знакомую (-ого) и коротко обменялись приветствиями, представлять человека спутнице/спутнику необязательно. Если разговор вышел за рамки обычного приветствия, познакомить их будет знаком хорошего тона
  • Не следует махать через весь зал руками в знак приветствия знакомому, уместным будет небольшой поклон головой. Рукопожатие через сидящих людей также неприемлемо. Поздороваться и пообщаться лучше во время антракта в фойе или буфете
  • Обсуждение поведения или внешнего вида других зрителей, даже если они неподобающе, неприлично. В случае если это приносит вам неудобства, следует обратиться к работникам театра, в чьи функции входит контроль порядка и устранение такого рода проблем

Завершение спектакля

  • После окончания представления, следует аплодировать стоя
  • Если вы заблаговременно купили в знак благодарности цветы, следует подарить их после завершения спектакля. При вручении цветов не стоит просить автограф у актеров, фотографироваться, целоваться с ними и т.д.
  • Крайне неприличным считается покидание зрительного зала во время поклонов артистов и до полного окончания представления
  • Крики «на бис» не уместны в драматическом театре. Попросить исполнить отрывок «на бис» можно в балете, мюзиклах, музыкальных выступлениях и т.д.

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего — человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации — это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр — отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес

Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность — недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали

Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.