25 лучших японских фильмов последних лет

Жанр: военные фильмы

Японские фильмы про войну 1941-1945 гг. лучше всего представлены кинолентами, вышедшими в военный и послевоенный периоды:

  • «Заколка для волос» (1941 год). Вдали от фронтовой зоны разворачивается лирическая история, в которой философским образом раскрываются мысли о человечности в военное время.
  • «12 пар глаз» (1954 год). За 18 лет многое может произойти. Фильм отслеживает, как меняется жизнь школьников одного класса и их учительницы. Какими они были в мирное время? Как пережили войну? Гуманность, невинность, человеческие потери – эти темы поднимаются на протяжении всего фильма.
  • «Плывущие облака» (1955 год). Любовь бывает даже на войне. В оккупированной местности случайно встречаются мужчина и женщина. Когда заканчивается война, они начинают жить вместе, но даже проплывающие в мирном небе облака не дают им забыть о случившемся.

Страшная воля богов (2014)

Старшеклассник Сюн Такахата попросил богов внести разнообразие в его жизнь. Желание юноши исполнилось – вместе с другими учениками он оказался заложником в собственной школе, вынужденный участвовать в жестоких забавах. Кукла Дарума, фарфоровая кошка, матрёшки, кегли и другие странные игрушки убивают проигравших в режиме прямой трансляции на весь мир. Драйвовый психологический триллер порадует и ошеломит изобретательностью и разнообразием способов устроить кровавую баню.

Оригинальное названиеKamisama no iu tôriЖанрУжасы, фантастика, триллер, приключенияАктерыСота Фукуси, Мио Юки, Рюносукэ Камики…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.4Возрастные ограничения18+

Как пугали?

Япония, как было сказано выше, это вам не Европа и тем более не Америка, где все относительно понятно, даже если речь идет о разных странах. В японском хорроре перемешано очень много компонентов, причем взятых и от Запада и от Востока, порой в совершенно безумных комбинациях. Если все же попробовать выделить ключевые особенности японской школы, то назвать стоит следующие.


«Клуб самоубийц» — культовый фильм начала 2000-х, обыгрывающий проблему суицида в современном японском обществе (напомним, что по числу самоубийств Япония занимает одно из первых мест в мире), и совмещающий в себе хоррор, социальную сатиру и черную комедию.

Во-первых, японский хоррор колеблется в очень широком промежутке, от бескровных, чисто психологических, фильмов о привидениях и духах, до насыщенных самым изощренным насилием сюрреалистических трэш-картин. Во-вторых, совершенно иной подход к изображению насилия, там где оно есть: в японском хорроре насилие не только обильно, но и, если можно так выразиться, банализировано — его настолько много, что оно не является чем-то специально акцентированным. В-третьих, что особенно интересно, Япония была первой страной, в которой фильмы ужасов начали массово помещаться в контекст современных технологий. Именно этот аспект сильно выделяет японскую школу среди прочих: если в Европе технологии в хорроре или вообще не присутствуют (в силу исторического сеттинга, например) или не выделяются (в силу того, что история от них не зависит), то в Японии (одной из наиболее технологически развитых стран мира, напомню) хай-тек смогли прочно связать с мистикой, несмотря на то, что внешне эти категории слабо связаны между собой.

Становление кинематографа

Снимать кино в Японии начали в 1899 году. Первые фильмы Японии походили на театральные постановки. В них все – от игры актеров до декораций — напоминало японский театр кабуки. В связи с тем, что японская манера общения, жесты и мимика разительно отличались от европейских, в фильмах присутствовали кацубэнэ – люди, которые после каждого эпизода описывали, что происходит на экране.

Со временем из кинематографа начали исключать театральные веяния. Родоначальником такого новаторства стал режиссер Сёдзо Макино. Фильмография постепенно становилась все более реалистичной.

30-е годы ХХ века считаются самыми плодотворными в японском кино. В это время появился звук, над созданием фильмов начали работать не только режиссеры, но и продюсеры.

50-е годы – «золотой век» японского кинематографа. В это время образовалась так называемая «большая шестерка» — 6 кинокомпаний, 5 из которых действуют и сегодня. В это время больше выходит документальных фильмов, сюжеты которых рассказывают о становлении Японии и Второй мировой войне. Под конец 50-х годов Япония заняла 1-е место по выпуску фильмов в мире. Фильм Акиро Куросавы «Расёмон», который вышел в этот период, получил почетную награду «Золотой Лев» Венецианского фестиваля и премию «Оскар» (1952 год) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

70-е годы ознаменовались для японского кино возможностью участвовать в иностранных кинопроектах.

80-90-е годы — время кризиса японского кино. Фильмы Японии начинают жестко конкурировать с американскими, появляются малобюджетные авторские киноленты, в которых описываются социальные проблемы общества.

Спустя несколько лет кинематограф Страны восходящего солнца начинает экранизировать книги японских писателей, перенимает практику создания фильмов разных жанров у американцев и переделывает ее на собственный лад.

Синоби (2005)

Япония в 1614 году наконец-то смогла объединиться под предводительством первого сёгуна Токугавы. На представителей двух кланов — Генноске и Оборо — возлагается тяжелая ноша, ведь только они могут положить извечный конфликт между родами Ига и Кога.

Только с помощью их любви удастся остановить кровопролитие между кланами ниндзя. Тем не менее, Токугава организовывает заговор, который вновь разжигает противостояние. Генноске считает, что единственный способ решения вопроса – мир, в то время как Оборо привык решать все конфликты только с помощью силы. Смогут ли они сохранить свои чувства во время открытой вражды их кланов?

Харакири (Seppuku), 1962

Фильм режиссера Масаки Кобаяси повествует о нищем ронине, который хочет воспользоваться старинным обычаем и сделать сеппуку (ритуальное самоубийство) во дворе дома знатного самурайского клана – это считалось почетной смертью.

Главный герой Хансиро Цугумо приходит к клану Ии со своей просьбой, но его пытаются отговорить странным образом – запугивая мучительной смертью предыдущего такого же просителя. Ему рассказывают, что тот пришел даже не с настоящим мечом, а с бамбуковой подделкой. Но они заставили его совершить самоубийство тупым бамбуковым мечом. Цугумо знает своего предшественника, и знает, что тот продал мечи ради денег для своей семьи. И даже просить места для самоубийства он приходил, тайно надеясь на жалость: может, ему дадут денег или работу.

Но главный герой тверд в своем решении и не надеется на жалость. И готовясь к ритуалу, он рассказывает свою историю…

Затоiчи (2003)

Под видом странствующего по Японии слепого массажиста на самом деле скрывается выдающийся мастер боевых искусств. Остановившись в очередном городе, воин замечает, сколько зла причинила людям местная шайка бандитов. Знаток восточных единоборств вынимает из ножен меч, замаскированный под трость, чтобы разобраться со злодеями. Самурайский боевик с высоким рейтингом создан на основе романов японского писателя Кана Симодзавы.

Оригинальное названиеZatôichiАктерыТакеши Китано, Таданобу Асано, Митиё Оокусу…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.5Возрастные ограничения16+

Беспредел (2010)

Эффектный гангстерский фильм про горячих японских парней с натуралистичными сценами и захватывающим сюжетом про передел власти. Якудза Отомо наблюдает, как члены преступных кланов попирают клятвы и традиции в борьбе за влияние в новых условиях. Время суровых героев со старинным кодексом чести уходит с криминальной сцены Японии. Пробил час финансистов с двойной игрой, предательством и пренебрежением к данному слову. Какие метаморфозы происходят с членами якудзы в мире коррупции, где деньги решают всё?

Оригинальное названиеAutoreijiЖанрКриминал, драма, триллерАктерыТакеши Китано, Киппэй Сина, Рё Касэ, Фумиё Кохината…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+

Женщина в песках (Suna no onna), 1963

Фильм режиссера Хироси Тэсигахары, который показывает немного фантазийную, но очень натуральную притчу.

Молодой ученый, изучая насекомых пустыни, оказывается в неудобном положении: он опоздал на последний автобус в город, и теперь ему придется принять предложение местных жителей. Он соглашается переночевать у молодой вдовы, дом которой находится в песчаной яме.

Наутро оказывается, что ученый не может выбраться из ямы – пропала лестница, ведущая наверх, и теперь ему придется помогать женщине вычерпывать песок, который насыпался за ночь из-за ветра. Она, как Сизиф, каждый день убирает песок, чтобы назавтра начать сначала – это и есть вся ее жизнь.

Лента получилась чувственной, эротичной, очень пронзительной. Возможно, вам даже понадобится пересмотреть фильм еще раз, чтобы больше проникнуться его атмосферой. Критики отмечают, как хорошо и тонко режиссеру удалось передать перемены в главном герое. Как он смиряется с судьбой, как постепенно перенимает уклад жизни местных жителей и, наконец, становится одним из них. Некоторые говорят, что этот фильм по-своему страшен, после него мурашки по коже еще долго не проходят.

«Паприка»

Если вы хотите посмотреть топ-аниме, то можете смело включать картину «Паприка». Она рассказывает о враче Таките, который обнаружил неординарный способ борьбы с психическими расстройствами. Он изобретает устройство, с помощью которого может подсматривать за снами пациентов.

Его руководитель, доктор Ацуко, решается на рискованный эксперимент — применять это устройство до того, как оно прошло все необходимые лабораторные испытания. С помощью 18-летней девушки Паприки Ацука проникает в мозг к своим пациентам и начинает лечение.

В самый неподходящий момент в историю вмешиваются злодеи, которые похищают уникальный аппарат и используют его во вред. Так что, если вы раздумываете, какое аниме посмотреть, «Паприка» — ваш выбор.

Особенности кино Японии

Будучи традиционным и самобытным, японский кинематограф, подвержен влиянию западных фильмов и тенденций. Мы узнали о существовании этого кино не слишком давно, многим оно запомнилось, прежде всего, фильмами жанра ужасы. Думаю, многие смотрели фильм «Звонок». Жутковатый…

Честно сказать, большая часть японских картин не будут понятны европейцу. Возможно, нас не впечатляют многие японские фильмы из-за отсутствия динамики, резко сменяющихся сюжетов, эмоциональных перепадов и захватывающих, привычных нам интриг. Японское кино, скорее созерцательное и несет в себе психологический или философский характер. Не редко, после окончания фильма, еще долго продолжаешь вспоминать некоторые сюжеты и события, многие японские фильмы подталкивают к раздумьям. Да и не только фильмы, но и мультипликация, помните увлекательные, красочные мультфильмы, прекрасного японского режиссера Хаяо Миядзаки, где в сюжете вложена глубокая философская нить.

9. Вкус чая (2004)

КиноПоиск: 7.5IMDb: 7.7Жанр: фэнтези, комедияРежиссер: Кацухито ИсийМузыка: Тембо ЛиттлДлительность: 143 мин.

https://youtube.com/watch?v=WFwUreadYOc

«Вкус чая» часто описывают как сюрреалистическую версию фильма «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана. Это история необычной семьи, живущей в обычной сельской местности к северу от Токио.

Сюжета в картине, по сути, нет, каждый из главных героев занят своей «безуминкой», но это не мешает им быть смешными, трогательными и наслаждаться простыми человеческими радостями.

Фильм «Вкус чая», получивший множество наград на международных кинофестивалях — яркий образчик визуально и эмоционально захватывающих картин, на которые равняются многие современные японские кинематографисты.

13 убийц (2010)

Жестокий и беспринципный брат сёгуна сосредотачивает в своих руках всё больше власти. Над страной нависает угроза погружения в хаос. Мудрый советник понимает, что спасти государство от краха может только смерть тирана. Злодей находится под надёжной охраной опытных телохранителей. Советник нанимает для дела знаменитого самурая. Храбрый воин, собрав ещё двенадцать бойцов, разрабатывает хитроумный план.

Оригинальное названиеJûsan-nin no shikakuАктерыКодзи Якусё, Такаюки Ямада, Юсукэ Исэя…СтранаЯпония, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.6Возрастные ограничения16+

Жанр: драма

Драматические фильмы японского производства могут растрогать любого зрителя, они поднимают не только социально важные проблемы, но и показывают всю палитру человеческих чувств без наигранности, юмора и лжи. К лучшим драмам можно отнести:

  • «Токийскую повесть» (1953 год). Пожилая семейная пара приезжает в Токио навестить детей, вот только тем сейчас не до стариков, они заняты своей жизнью и делами. Они даже не задумываются о том, что родителей однажды не станет. И те действительно умирают.
  • «Легенду о Нараяме» (1983 год). Чтобы выжить, люди готовы пойти на все. В одной далекой деревне практиковалась практика по умерщвлению бесполезных для общества людей. Больных младенцев убивали сразу после рождения, а пожилых стариков дети вынуждены были относить на вершину горы Нараяма.

Почему ты не играешь в аду? (2013)

Якудза Тайдзо обещал жене, севшей в тюрьму на 10 лет, что их дочь Мицуко сыграет роль в кино. В последний момент отцу удаётся выполнить клятву – он находит любителя-киномана со съёмочной группой, снявшего на камеру реальную битву кланов с участием девушки. У актёра, исполняющего роль режиссёра-фанатика, на съёмках от усердной игры поднималась температура до 39 градусов. Несмотря на фонтаны крови и отрубленные конечности, на выходе получился интересный японский фильм в комедийном стиле, с мультяшными свирепыми разборками.

Оригинальное названиеJigoku de naze waruiЖанрБоевик, комедияАктерыДзюн Кунимура, Фуми Никайдо, Синъити Цуцуми…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.2

Затоiчи (2003)

Исторический фильм, самурайский боевик, который получил пять премий Японской киноакадемии. Действие его разворачивается в феодальной Японии. Сюжет сложный, состоит из нескольких переплетающихся между собой линий. Затоiчи – так зовут слепого странника. Он путешествует по стране, зарабатывая на пропитание массажем и игрой в кости. В этот раз он попадает в небольшой городок. Население его живет в страхе: здесь правит шайка Гиндзо. Затоiчи знакомится с братом и сестрой Наруто. У них есть цель – отомстить за убийство родителей, а пока они путешествуют под видом гейш. Затоiчи тоже не так прост как кажется. Он отличный воин, искусно владеет мечом и может быть сможет помочь «гейшам» …

Темный дворецкий (2014)

Действие художественного фильма с поющими японскими актёрами переносит зрителей в Англию XIX века. Главные герои – дворецкий Себастьян и граф Сиэль заключают контракт, по которому слуга выполняет роль тени гордого мальчика. По приказу королевы Виктории дуэт расследует череду убийств в Лондоне. Одновременно синигами ведут своё расследование и отправляют специальную группу по «собиранию душ». Красивый, насыщенный трюками, мюзикл рекомендуется смотреть с субтитрами, наслаждаясь превосходными вокальными партиями.

Оригинальное названиеKuroshitsujiЖанрУжасы, фэнтези, боевик, триллер, драма, криминал, детектив, приключения, семейныйАктерыХиро Мидзусима, Аямэ Горики, Юка, Мидзуки Ямамото…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 6.2

Признания

6 место в рейтинге японских фильмов занимает драма «Признания». Картина появилась в прокате в июне 2010 года. Она моментально заслужила одобрительные отзывы критиков и простых обывателей, любящих качественное, осмысленное кино, созданное по канонам напряжённого психологического триллера с оригинальной задумкой.

Школьная учительница недавно потеряла дочь. Убитая горем женщина старается сохранять хладнокровие и внешнее спокойствие. Однажды она приходит в класс, чтобы провести последнее занятие. Ученики не замечают, как резко поменялись роли, урок пройдёт явно не по стандартному плану.

3. Токийская повесть (1953)

КиноПоиск: 8.0IMDb: 8.2Жанр: драмаРежиссер: Ясудзиро ОдзуМузыка: Таканобу СайтоДлительность: 136 мин.

https://youtube.com/watch?v=xAJniQ8gaz4

Сцены, которые разворачиваются в «Токийской повести», неторопливы, как и сами главные герои. Для достижения необычных статичных планов режиссер располагал камеру очень низко, словно оператор сидит на полу. Этот прием получил название «кадр на уровне татами» и стал «визитной карточкой» Одзу.

В центре истории – пожилая пара, которая живет на юго-западе Японии. Она отправляется в Токио, чтобы навестить своих взрослых детей. Но оказывается, что они слишком заняты, чтобы выкроить время для общения с родителями.

Единственный член семьи, который прикладывает значительные усилия, чтобы провести время со стариками – вдова их сына.

Этим фильмом, Одзу, возможно, заложил основу для многих современных режиссеров, которые следуют аналогичным моделям медленно развивающейся человеческой драмы. «Токийскую повесть» часто называют воплощением японского кино.

Волчица и черный принц (2016)

Героиня яркого представителя подросткового кино Японии Эрика Шинохара – новенькая в классе и боится оказаться изгоем среди школьниц, хвастающихся своими парнями. Девушка выдумывает себе бойфренда, а когда подружки сомневаются в его существовании, снимает на телефон прохожего красавчика и предъявляет фото, как доказательство. Но на снимок попадает звезда школы, парень по имени Кёта Сата. Чтобы спасти ситуацию, Эрика уговаривает местного принца подыграть ей, но что потребует взамен от девочки избалованный и чёрствый Сата?

Оригинальное названиеOokami shoujo to kuro oujiЖанрДрама, мелодрама, комедияАктерыФуми Никайдо, Кэнто Ямадзаки, Ририа Баба…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.3, IMDb – 6.1

Могила светлячков (Hotaru no haka), 1988

Еще один полнометражный мультфильм, но уже от режиссера Исао Такахата. Он рассказывает довольно простую историю, человеческую трагедию, основанную на реальных событиях. Никакой политики или рассмотрения исторических спорных вопросов, только живые люди и их судьбы.

И хотя мультфильм о военных событиях во время Второй мировой, в первую очередь он о детях войны. Главные герои – парень Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко – теряют родителей: мама умирает от бомбежки, а отец уходит на фронт, где потом и погибает. Поначалу они живут у своей тетки, но скоро становится ясно, что она им, мягко говоря, не рада. Тогда брат с сестрой решают жить где-нибудь еще, например, в заброшенных убежищах. Но там их поджидают новые несчастья.

Предоставленные сами себе, они переживают настоящее психологическое приключение с искрами любви и надежды, их символом – светлячками, которые живут так недолго.

Очень японский хоррор: 7 фильмов, после которых действительно страшно

Критики отмечают парадоксальное для фильма ужасов смешение жанров в «Кинопробе» Такаси Миике: мелодраматический сюжет семейной драмы оборачивается жестоким триллером, способным повергнуть в шок далеко не самых впечатлительных зрителей. Картина практически лишена мистики и традиционных демонов и призраков, зато изобилует ужасами обыденности и вариациями на тему сексуальной ущемленности женщин в Японии. На эту картину безусловное влияние оказала богатая национальная традиция легкого порно с садомазохистическими чертами и виктимными жертвами. После нескольких скандальных показов на кинофестивалях, где картина вызвала негодование и гнев у западных борцов за права женщин, Такаси Миике стал вторым по популярности в Европе японским режиссером после Такеси Китано. А Квентин Тарантино назвал «Кинопробу» одним из лучших фильмов начиная с 1992 года.

Сюжет. Вдовец Аояма принимает предложение старого друга кинопродюсера использовать кинопробы к новой ленте в качестве смотрин. Еще просматривая резюме девушек, Аояма влюбляется в одну из них, молодую, в прошлом балерину, красавицу Азами Ямазаки. После ночи, проведенной вместе в гостинице, девушка неожиданно пропадает, и обезумевший от любви Аояма, пытаясь ее разыскать, приходит в балетную школу, где когда-то танцевала Ямазаки. Из воспоминаний учителя танцев зритель узнает о издевательствах, которым подвергалась девочка. Около половины фильма зритель недоумевает, чем же «Кинопробы» зацепили Тарантино и когда же эта психологическая семейная драма превратится в обещанный в кровавый триллер. Но очень скоро становится ясно, что молчаливая красавица, в которую без памяти влюбился Аояма, оказывается настоящей садисткой, готовой мстить за детские травмы с яростью и изощренностью, достойной неуспокоенного злого духа – юрэя.

Источник зла. Миике в качестве объекта зла выбрал молодую красивую женщину, изуродованную, по Фрейду, в детстве. Сексуальное насилие, фетиш детскости в женщинах любого возраста (недаром все традиционные женские имена заканчиваются иероглифом «ко» — «ребенок») оказали бесспорное влияние на «Кинопробу».

Жуткая сцена. Сидя у себя дома в кресле, Аояма выпивает виски, в который девушка уже подмешала парализующий наркотик. Мужчина галлюцинирует и видит встречи с Ямазаки, где она рассказывает, как над ней измывались родные и отчим, видит умершую жену, которая пытается отговорить его от встреч с Ямазаки. Видит он и человека без языка, ног и пальцев на руках, спрятанного в мешке в комнате у своей возлюбленной. Очнувшись, Аояма обнаруживает Азами рядом – на ней кожаный фартук мясника и черные резиновые перчатки до локтей. При ней набор акупунктурных игл, которые она втыкает своему кавалеру в солнечное сплетение и в глаза, детским голосом приговаривая: «Глубже-глубже-глубже». Даже отрезая несчастному мужчине ноги зазубренной проволокой, Азами выглядит так, словно для нее это все детская игра, а в кадре постоянно появляется ее довольное лицо. «Истории ужаса из Токио»

Сборник из пятнадцати короткометражек, снятых по сюжетам как традиционных японских кайданов, так и современных городских легенд, собранных по всей Японии.

Немного о зомби

И какие же могут быть фильмы ужасов без зомби? Истории об оживших мертвецах, не только жуткие, но и модные. Японские фильмы про зомби-апокалипсис заняли свою нишу в мировом кинематографе. Может быть, они немного непривычны европейскому глазу, но смотрятся на одном дыхании. Японские фильмы про зомби представлены такими лентами, как «Дешевые отходы» (2000 год), «Доспех: самураи-зомби» (2008), «Цок-Цок» (2009 год), «Адский драйвер» (2010 год).

Но самым лучшим можно назвать фильм «Мисс Зомби», 2013 года выпуска. Если первые японские фильмы про зомби пытались соответствовать мировым стандартам этого жанра, то в «Мисс Зомби» ожившие мертвецы не представлены в виде чудовищ с наклонностями к каннибализму. Сара – женщина-зомби, которая находится в подчинении у одной семьи. Она – обычная служанка, и члены семьи, в частности жена хозяина дома и их сын, воспринимают ее как человека. Но обществу невыносимо от того, что кто-то не такой, как все. Люди хотят уничтожить Сару, вот только она и так мертвая, но продолжает жить ради чужого одинокого ребенка, который постоянно держит ее за руку.

Этот фильм больше похож на социальную драму, где есть толпа, сторонние наблюдатели и одиночки, всегда идущие против всего мира.

«Девочка, покорившая время»

Выбирая, что из аниме посмотреть, обязательно остановите свой выбор на картине «Девочка, покорившая время». Это картина о необходимом равновесии в мире. Если тебе очень весело, то кому-то на планете так же грустно.

Главная героиня — школьница Макото Конно. Она плохо себе представляет свое будущее, всюду опаздывает и не успевает по многим предметам. Все меняется, когда на железнодорожной станции происходит странное происшествие, в результате которого Макото осваивает перемещение во времени. Конечно же, первым делом она решает изменить свою жизнь. Но приведет ли это к чему-то хорошему?

Бродяга Кэнсин (2012)

Популярный японский фильм основан на первой части легендарной манги об убийце Кэнсине, ставшем самураем-бродягой и защитником людей во искупление былых грехов. В Токио его пути пересекаются с красавицей Каору, инструктором школы кэндо. Однако отношениям мешает вмешательство опиумного дельца, банде которого понадобился додзе Каору. Для Кэнсина вновь настаёт время крушить врагов. Плюсом киноадаптации манги стали костюмы и декорации Японии XIX века, а также минимум компьютерной графики в боевых сценах.

ТрейлерОригинальное название: Ruroni Kenshin: Meiji kenkaku roman tan Жанр: Боевик, драма, мелодрама Актеры: Такэру Сато, Ю Аои, Эми Такэи, Го Аяно… Страна: Япония Рейтинг: Кинопоиск – 7.5, IMDb – 7.5

Звонок

Ringu

  • Япония, 1998 год.
  • Ужасы, триллер, детектив.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 7,2.

Кадр из фильма «Звонок» Молодая журналистка Рейко Асакава вместе со своим бывшим мужем пытается расследовать дело о необычной кассете. Тем, кто посмотрел эту запись, звонит незнакомка и сообщает, что через неделю они умрут. И люди действительно погибают от остановки сердца. Среди жертв кассеты — племянница Асакавы, поэтому героиня чувствует, что обязана докопаться до правды. Ситуация усугубляется ещё и тем, что маленький сын журналистки тоже видел роковую плёнку.

Фильм Хидэо Накаты совершил настоящую революцию в жанре ужасов и подогрел интерес международной аудитории к азиатскому хоррору. Режиссёр сознательно отказался от хеппи‑энда: в финале попытки героев договориться со злом ни к чему не приводят, и круг (именно поэтому оригинальное название означает сразу и «звонок», и «кольцо») замыкается.

Образ Садако, девушки‑призрака с чёрными распущенными волосами, закрывающими лицо, пришёл из традиционной японской мифологии, а после «Звонка» стал культовым во всём мире и породил множество подражателей. Хотя картина пугает не только этим: она отличается умело созданной атмосферой саспенса и отчуждённости.

Угрюмая цветовая гамма, непрекращающийся дождь, тишина в пустынных комнатах — всё это подчёркивает одиночество Асакавы и её мужа, их погружённость в себя. Причём героев не случайно сделали именно супругами в разводе.

В 2002 году вышел американский ремейк «Звонка» авторства Гора Вербински. Заслуга американских создателей в том, что они не просто скопировали оригинал, но и объединили типичные черты японских ужастиков с культурными традициями своей страны.

Так, художник‑постановщик Том Даффилд черпал вдохновение в картинах Эндрю Уайета, необычайно точно передававшего в своих работах чувство одиночества и безысходности. А часть визуальных приёмов по построению кадра Вербински позаимствовал у мастера ужасов Альфреда Хичкока.

Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997

Прекрасный красочный мультфильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий о парне Аситака, живущем в деревне далеко на Востоке, докуда не доходят вести из мира. Однажды жители видят стремительно гибнущий лес и вепря-оборотня, который охвачен ненавистью ко всему живому.

Аситака, не колеблясь, отправляется на бой с оборотнем, сначала лишив его зрения, а потом и убив.  Но демоническое существо успевает наложить свое проклятие, теперь Аситака обречен. Он отправляется в другие края, чтобы найти лекарство для себя, и по пути встречает разбойников, грабящих деревню и убивающих жителей. Желая защитить невинных, Аситака бросается в бой, где становится ясно, что проклятие хоть и причиняет массу боли, но и дает невероятную силу, питаемую ненавистью человека.

Спустя некоторое время Аситака становится свидетелем еще более масштабного противостояния – людей и леса. По одну сторону принцесса леса Мононоке, с другой – люди, добывающие железо в округе и вырубающие для этого лес. Это не просто стычки, это война. К этому присоединяются люди императора, которые хотят забрать голову Лесного бога, чтобы управлять им.

Но на чьей стороне правда?  Если правы лесные жители и Лесной бог, то люди умрут с голода без торговли железом. А если люди – погибнет многовековой лес и его жители…

Жизнь куртизанки Охару (1952)

Унижение — вот, что ждет главную героиню фильма , дочь самурая, Охару. Трагичная история, которую рассказывает Охару, будучи пожилой куртизанкой лежит в основе сюжета этого фильма. В молодости женщина служила при дворце, но, когда она позволила себе ответить на пылкие любовные обещания парня, не подходившего ей по статусу, ее и ее семью тут же выгнали, а ее возлюбленного казнили. Отец винит дочь, а мать пытается утешить. Все, что выпало на долю Охару не перечислить, это и предательство отца, и работа в публичном доме, и потеря ребенка. Второе название фильма — «Жизнь без счастья» в точку.

Заключение

Как уже ранее описывалось, японские фильмы – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.

Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.

Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа. Ермолович Евгения, Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира. ч.2. М:Аванта+,2004., Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975, Wikipedia.ru