Почему современный феминизм является нелогичным и злым?

Оглавление

Мировая функция феминизма

Несмотря на то, что к феминизму в обществе часто относятся негативно, а феминисток считают женщинами, которые подавили в себе своё женское начало, это движение по-прежнему актуально и крайне востребовано.

Феминизм как мировое явление:

  • защищает женщин от всех видов дискриминации;
  • оказывает помощь женщинам, попавшим вместе со своими детьми в тяжёлую жизненную ситуацию;
  • внедряет правовые нормы, позволяющие ликвидировать дискриминацию как юридическое явление;
  • борется с пережитками менталитета и народных традиций, унижающих человеческое достоинство;
  • улучшает условия жизни женщин и детей в регионах стихийных бедствий, боевых действий, эпидемий, голода и т.п.

В конечном итоге мировой феминизм делает общество гуманным, уменьшает разницу между богатыми и бедными, повышает уровень образованности населения, способствует научному, техническому, а главное – социальному прогрессу.

Против всего плохого

С 1990-х выделяют третью волну. Современные феминистки считают, что необходимо изменить стереотипы о гендере. Условно: мальчики любят играть в солдатиков и одеваются в голубое; девочки — играть в куколок и носят розовые платья. Сегодня феминистки выступают против самых разных дискриминаций: расизма, сексизма, лукизма (по внешнему виду), эйблизма (по инвалидности), по сексуальной ориентации и др.

Пространство борьбы обширно. Вы же слышали, например, что всех раздражают авторки, режиссерки, докторши — женские формы привычных слов. Но почему-то никого не раздражают устоявшиеся журналистки, писательницы и начальницы. Известно, что против слова «поэтесса» выступали Ахматова и Цветаева. Но прижилось же, значит, зачем-то нужно

А спорят на деле не о суффиксах, а о чем-то более важном

Новости SMI.FM

В спорах о феминизме встречается аргумент, что в России перед законом все равны. В ноябре 2020 года было опубликовано исследование. Оказалось, что 79 процентов женщин, осужденных за убийство, защищались от нападения! Но в тюрягу отправились. Или давно ли на всех лавочках судачили о Диане Шурыгиной? Обвинение жертвы изнасилования в том, что она сама виновата, — общемировая проблема.

Современный феминизм — это по большому счету борьба за право каждого человека быть самим собой. Не подвергаться насмешкам и насилию за взгляды, поведение и внешний вид. Почему-то это понимается превратно. Мол, дадим свободу каждому фрику диктовать, как надо жить. Нет, это про жизнь, когда не травят тебя, но и ты никого не травишь. Всем мир. И немного женской силы.

Лента времени

  • 1840. Всемирный конгресс против рабства в Лондоне. Женская делегация из США заявляет, что женское неравенство — самая масштабная и скрытая форма рабства.
  • 1867. В Манчестере (Англия) создано «Общество женского избирательного права».
  • 1913. Эмили Дэвисон, воинствующая суфражистка, взрывает дом министра Дэвида Ллойда Джорджа.
  • 1893. Новая Зеландия дает женщинам избирательное право.
  • 1918. Движение за женскую эмансипацию в СССР. Александра Коллонтай — первая в истории женщина-министр.

Наша Александра Коллонтай — первая женщина-министр в мире. Фото: РИА «Новости»

  • 1949. Публикация книги Симоны де Бовуар «Второй пол».
  • 1960-е. Вторая волна феминизма.

Симона Де Бовуар: «Самое трудное в любовных приключениях женщины — встретить мужчину, которого она считает равным и который не считает ее ниже себя». Фото: Getty Images

  • 1967. Писательница Валери Соланас издает «Манифест общества полного уничтожения мужчин», требует создать женское государство и уничтожить «дефективных» мужчин.
  • 1990-е. Третья волна феминизма.

Валери Соланас призывала уничтожать мужчин. И трижды выстрелила в художника Энди Уорхола. Фото: Getty Images

  • 2017. Актриса Алисса Милано запускает в Интернете хештег #MeToo (Я тоже): «Если бы все женщины, подвергшиеся сексуальному домогательству или нападению, написали «Я тоже» в своем статусе, мы могли бы дать людям понять масштабы этой проблемы».
  • 2018. Начало судебного процесса над сестрами Хачатурян, актуализация вопроса о семейном насилии в России.

Новости SMI.FM

Узнать больше

Британский фильм «Суфражистка» — об истории движения, фигурах Эммелин Панкхерст и Эмили Дэвисон. Фильм показывает жестокие условия начала ХХ века и насилие, с которым сталкиваются борцы за свободу. Главные роли исполнили Мерил Стрип, Хелена Бонэм-Картер и Кэри Маллиган.

Британский «бобби» задерживает на митинге Эммелин Панкхерст (1914 год). В 1999-м журнал «Тайм» включил Эммелин в сотню выдающихся людей ХХ века. Фото: Globallookpress.com

  • Сериал «Дрянь» — экранизация одноименного моноспектакля британской сценаристки Фиби Уоллер-Бридж. По сути, это «Секс в большом городе» на максималках. Не стесняясь в выражениях, Фиби рассказывает о жизни современной женщины. Остроумно и весело.
  • Книга Наоми Вульф «Миф о красоте. Стереотипы против женщин» — без заумствования рассказ о том, что общество называет «быть настоящей женщиной» и как это мешает жить полной жизнью.
  • «Свобода, равенство, сестринство» — комикс норвежек Марты Бреен и Йенни Юрдал. Легко, задорно и интересно дамы рассказывают о нелегких 150 годах феминизма.

У американки Сары Николь Лэндри 1 млн подписчиков в Instagram. Мать троих детей не стесняется показывать тело с растяжками и обвисшей кожей. Она призывает читателей не гнаться за стандартами красоты, а любить себя такой, какая есть. Фото: Facebook.com

Откуда берётся желание быть «женственной»

С самого детства девушки сталкиваются с гендерными стереотипами. Девочек воспитывают кроткими и милыми, призывают вести себя женственно, выглядеть ухоженно и в обязательном порядке учат таким скиллам, как готовка и уборка по дому. Домашней работой, как правило, занимаются не папы, а мамы и бабушки: их пример показывает, что дом и поддержание быта — если не центральная, то как минимум важная часть жизни женщины. Отсюда берётся желание соответствовать так называемой традиционной модели и получить одобрение ближайшего окружения, зачастую даже не вполне осознанно.

Картина Эдгара Дега «Ванна»

Социолог Валентина Кардапольцева указывает на то, что стереотипное представление о женственности связано с гендерным неравенством, в котором женщина обычно занимает подчинённую позицию. Нормы постоянно меняются, но представление о том, что предназначение мужчин и женщин отличается, остаётся. Это характерно и для российской культуры, в которой понимание надлежащего поведения женщины менялось, но до наших дней дошли представления о «женском счастье», которое составляют семья, одобрение мужчины и поддержание домашнего очага.

Например, исследовательница Маргарет Мид в работе «Культура и мир детства» развенчивает убеждение, что мужчины и женщины «от природы» созданы для разных целей. На примере обществ Новой Гвинеи она показывает, как роль женщины меняется в зависимости от племени и оказывается совсем не той, к которой мы привыкли: «У чамбули нормативные отношения между мужчинами и женщинами обратны тем, какие характерны для нашей собственной культуры. У чамбули деятельны и энергичны женщины. Они руководят деловой стороной жизни и очень легко кооперируются при выполнении каких-нибудь работ в большие группы».

Культура отображает наши представления об обществе, поэтому гендерные стереотипы поддерживают литература, кино, мультфильмы, на которых растут девочки. Многие героини в российской классике преподносятся как прекрасные, хрупкие создания, которые мечтают о семье и ставят эти ценности в приоритет. Среди них «тургеневские девушки», толстовская Наташа Ростова и пушкинская Татьяна Ларина. А одна из немногих эмансипированных женщин в русской литературе — Авдотья Никитична Кукшина из «Отцов и детей» — описывается автором как неряшливая женщина, которая от скуки ударилась в нигилизм.

Дети нулевых выросли на диснеевских мультиках. Западная поп-культура поддерживала образ принцессы, красивой и беспомощной. Для неё счастливый исход — это воссоединение с принцем. 

Узнайте больше о героинях сказок

Блогер Аля Александрова привела несколько примеров, как гендерные стереотипы транслируются через принцесс Диснея. Она приходит к выводу, что в настоящее время такие сильные и независимые героини, как Эльза, Моана, Мерида, становятся ролевыми моделями для девочек, но долгое время мультики показывали традиционные ценности в лице Белоснежки, Золушки, Ариэль и Белль. В девушках не спешат воспитывать идею, что девочка может быть «не только принцессой, но и рыцарем и драконом».

Это представление зачастую подкрепляет ближайшее окружение девушек и массовая культура. С такой точки зрения стремление к женственности в её традиционном понимании легко объяснимо.

И конечно, нельзя исключать вариант, что стремление к семье, забота о доме, любовь к платьям и макияжу могут быть не подпитаны культурной и семейной социализацией. В ситуации, когда окружение не оказывает на девушку давления и у неё есть выбор, строить карьеру или заниматься семьёй, носить кеды или каблуки, стремиться к гладкому телу или не брить ноги, взрослый человек может предпочесть то, что ему просто нравится. Иногда стремление к «женственности» для девушки — просто вопрос комфорта и самоощущения. Правда, оказаться в обществе, где не транслируется ни одной навязанной установки, довольно сложно.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональность — теория пересечений разных форм угнетения, которые не просто складываются, а усиливают друг друга. Термин появился благодаря профессору Кимберли Креншоу. В конце 80‑х она отстаивала права темнокожих женщин. Интерсекциональность стала популярна среди феминисток четвёртой волны начиная с 2010‑х годов. 

Основные идеи

  • Когда сексизм, расизм, гомофобия пересекаются, они образуют новый вид дискриминации. Например, угнетение темнокожих женщин не складывается из дискриминации темнокожих и женщин. Это отдельный вид угнетения. То же относится, например, к лесбиянкам (сталкиваются с сексизмом и гомофобией) и женщинам с инвалидностью (сталкиваются с сексизмом и эйблизмом — дискриминацией людей с особенностями здоровья).
  • Не существует единого женского опыта. Дискриминация белой гетеросексуальной женщины из среднего класса отличается от дискриминации темнокожей бисексуальной женщины из бедной семьи. Все женщины рискуют столкнуться с несправедливостью, однако у некоторых эта вероятность больше из-за сексуальной ориентации или расы.
  • Борьба с сексизмом неотделима от борьбы с расизмом, гомофобией и эйблизмом.

Поднаправления

Чёрный феминизм

Выступает за права темнокожих женщин, которые сталкиваются с тройной дискриминацией: гендерной, классовой и расовой. Представительницы критикуют господствующий западный феминизм за то, что он исключает расу из анализа угнетения.

Трансфеминизм

Противоположность TERF. Активистки защищают права трансгендерных женщин. Они считают, что гендерное равенство достигается через защиту всех людей, которые идентифицируют себя как женщин.

Постколониальный феминизм

Направление возникло благодаря теоретикам из «третьего мира». Они критикуют западных феминисток за игнорирование опыта женщин из колониальных стран, которые испытывают на себе двойное давление — имперское и патриархальное. То есть страдают от «двойной колонизации».

Разбираем нюансы

Нужен ли в России феминизм?

Итак, моя позиция в вопросе “Нужен ли в России феминизм?” такова, что феминизм в России не нужен абсолютно. Но обо всём по порядку. Я написал несколько крупных статей, в которых затронул наиболее важные вопросы: Критика феминизма, Ответы на основные аргументы феминисток, Второй разбор аргументов феминисток, а также некоторые другие, но вдруг понял, что не написал на ещё одну ключевую тему – нужен ли в России феминизм. Точнее, все эти статьи, по сути, отвечают на этот вопрос, но не совсем. В этой публикации я объясню это более понятным языком и изложу дополнительную информацию, которой не касался в них.

В тех статьях я объяснил важные проблемы феминизма, а также раскритиковал его, показав, что идея феминизма не несёт в себе смысла. Более того, я не думаю, что движение, основанное на защите прав какой-либо группы не может дать самодостаточную идею. А если учитывать, что современный феминизм это скорее о нападении, а не о защите (хотя и старый тоже, но не суть), то тем более. Одна из главных причин почему феминизм не нужен – то, что полноценной идеей он быть не может и подходит скорее под небольшую часть какой-либо идеи. Скажем, в той же статье Критика феминизма я писал о том, что национализм вполне подходит под решение хотя бы части проблем, о которых говорят феминистки.

Другим важным аргументом является то, что женщины и мужчины равны с юридической точки зрения. Вернее, женщины имеют даже в какой-то степени больше преимуществ перед мужчинами, но об этом в пункте “Привилегии женщин в РФ”. Вся эта чушь о низких зарплатах не обоснована, о чём я ранее писал в разборах. Также движение феминисток держит в своих рядах уж слишком большой процент всевозможных ненавистниц мужчин и других радикально настроенных сторонников, чья радикальность попросту не оправдана. Я уже писал о некоторых подобных ситуациях, вот некоторые из них: Феминистка развернула кампанию по увольнению мужчины, Феминистка опубликовала в Instagram расчленение хомяка, Феминистки затравили девушку из-за видео про феминизм, Феминистки зарабатывают на создании видео для взрослых.

I Всероссийский женский съезд

Основной задачей для РЖВБО стала организация первого женского съезда. Во-первых, необходимость этого давно назрела. Во-вторых, Шабанова планировала создание зонтичной организации, объединяющей все женские группы России. Это было необходимо не только для координации деятельности, но и формального присоединения к влиятельному Международному женскому совету.

Была и группа революционных работниц во главе с Александрой Коллонтай, которым была поставлена цель опорочить съезд как «буржуазный». Характерно, что Коллонтай приняла участие в мероприятии по своей инициативе, комитет РСДРП ее не поддержал, увидев в этом увлечение «излишним» феминизмом.

В ходе жестких обсуждений (женское движение к тому времени уже раскололось по политическому признаку) было принято более 20 резолюций: о страховании работниц, охране материнства и детства, изменению брачного законодательства и политических правах.

Мария Арбатова

Российская писательница, сценарист, публицист и драматург Мария Арбатова известна в России и за ее пределами как активистка феминистского движения. В 2008 году на Арбатову обрушился шквал критики, причиной которого стала ее позиция во время кампании за освобождение бывшего юриста «ЮКОСа» Светланы Бахминой. В своей статье Мария Арбатова осуждала женщину и ее защитников, высказалась против ее досрочного освобождения, в то время как большинство выступало в ее защиту. После этого для многих известных людей Арбатова стала «нерукопожатным» человеком, вызвала культурный шок и громкий резонанс.

Арбатова подчеркивает, что не верит в существование «вторых половин» и считает себя «целым существом». Супружество писательница и известная феминистка России считает «вопросом страсти, такта и партнерства», а счастливый брак в ее понимании – это когда «не ходят ногами по твоей душевной территории».

Так что же такое феминизм?

Это идеология (развитая, продвинутая идея), направленная на достижение женщинами равных прав с мужчинами. Акцент делается на социальном равенстве. Определение «феминизм» также подразумевает осознание женщины, как равной мужчине, равенство личных прав. Если сформулировать, что такое феминизм простыми словами, то получится, что феминистки считают себя обделенными в праве принимать значимые решения в семье, в политике, участвовать в серьезных и глобальных проектах. Хотят иметь возможность занимать высокие должности во всех социальных областях, включая воинскую службу, полеты в космос, высокие технологии.

Феминистки желают управлять миром наравне с мужчинами, а в семейном плане хотят изжить патриархальные устои, когда мужчина по определению главный. Но самый важный аспект феминистского движения заключается в том, чтобы добиться от социума защиты от изнасилований, домогательств сексуального плана, притеснения и насилия в семье, т.е. получить гарантии физической неприкосновенности – право женщины распоряжаться своим телом (вне зависимости от пожеланий мужчины).

Что такое феминизм кратко и понятно можно продемонстрировать на примере, когда женщина подает в суд на мужчину за сексуальное домогательство. И в тех странах, где феминизм развит не на словах, а на деле – она этот суд, скорее всего, выиграет.

В феминизме, как и в любом общественном движении, случаются перекосы, гипертрофированная форма проявления идей, эпатажные выходки

Активистка феминизма Эмма Уотсон (известная по фильмам «Гарри Поттер») решила сфотографироваться с полуобнаженной грудью, вызвав повышенное внимание к себе и феминизму

Психология селфи

Почему женщины вновь выходят на улицы отстаивать свои свободы. Pro-life или Pro-choice

Во второй половине 2010-х мировую политику накрыла консервативная волна. В США, Австрии, Польше, Венгрии, Бразилии и других странах воскрес традиционализм. Репродуктивная свобода вновь стала поводом для дискуссий.

В США вопрос репродуктивной свободы женщин всегда был политическим и партийным. Десятилетиями длящаяся борьба между теми, кто «за жизнь» (Pro-life), и теми, кто «за выбор» (Pro-choice), основана на решении Верховного суда в деле «Роу против Уэйда». Именно оно в 1973 году признало право женщин прерывать беременность по собственному желанию.

С приходом к власти президента-республиканца движение за ограничение доступа к абортам опять активизировалось: законы об абортах до «сердцебиения плода», радикальный запрет на прерывание беременности в штате Алабама в 2019 году… Обычно такие решения успешно блокируют суды более высокой инстанции. Но рано или поздно эти споры вновь дойдут до Верховного суда, где сейчас соотношение судей-республиканцев к судьям-демократам составляет шесть к трем.

В конце октября Конституционный суд Польши признал неконституционным положение, разрешающее проводить аборт при инвалидности плода. При этом польское законодательство разрешает прервать беременности лишь в трех случаях, так что этим конкретным пунктом в 2019 году обосновывалось 98% всех легальных абортов в стране. Радикальное ограничение прав вывело на улицы сотни тысяч человек в минимум шестистах населенных пунктах Польши. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу.

Что такое феминизм кратко

Феминизм ― это активное женское движение с системой идеологий, которые направлены на абсолютное равноправие полов в большинстве сфер жизни.

Феминистическое движение породило перезагрузку общественного мнения о правах женщин в таких аспектах жизни как:

  • право занимать должности в государственном аппарате;
  • равноправие в браке;
  • избирательное право;
  • право на трудоустройство во всех сферах;
  • право на обладание собственностью;
  • право на декретный отпуск с сохранением рабочего места;
  • право на физическую неприкосновенность.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм является по сути первым феминизмом, который проявляется в оформленном виде. Его ассоциируют с США — несмотря на то, что в Великобритании он тоже был, но сама идея либерализма все-таки была больше развита в США.

Точкой отсчета принято считать конференцию в Сенека-Фоллз 1848 года. Это первое собрание женщин и мужчин, которые разделяют идею равноправия, где обсуждались современные проблемы женщин и пути их решения.

В чем заключается либеральный феминизм и почему он первый? Либеральный феминизм нацелен на решение базисных проблем женщин: когда у женщин нет собственных средств на проживание, нет своей недвижимости, когда женщина не может путешествовать и развестись. Безусловно, проблемы, которые волновали феминисток второй волны, волновали феминисток первой волны не так сильно, ведь им нужно было решить какие-то базовые вопросы.

Как они планировали эти проблемы решить? Они планировали задействовать государство и решать проблемы на юридическом, политическом и экономическом уровне. В основе лежала дискуссия об образовании для всех. Как мы знаем, образование для женщины не было доступно, кроме домашнего образования для обеспеченных слоев населения. В конце XIX — начале XX века встает вопрос борьбы за право голоса, а из этого вытекают уже другие моменты.

Вклад марксистского феминизма

Вместе с социализмом в России появились идеи феминизма. Однако он не был таким же, каким мы привыкли видеть его сегодня. Это было марксистское направление. Его поддерживали активистки Клара Цеткин, Роза Люксембург и Александра Коллонтай. Сторонницы движения считали, что социалистическое общество возможно только с женской эмансипацией. Поэтому феминизм в СССР служил больше на благо социализма и рабочего класса, а не женщин как отдельно взятой угнетённой группы.

Этим и определялось дальнейшее развитие гендерного вопроса. Всё, что касалось проблем женщин, должно было идти на пользу государства и коммунизма. Когда произошла революция, правительство полностью узаконило женские права, потому что изменения должны были быть радикальными. Однако потом политика в отношении женщин противоречила изначальной эмансипации, так как та не давала нужных правительству результатов.

Разница мужского и женского движения

Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.

Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.

Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.

Врач — женская профессия

Женщины особенно стремились к получению медицинского образования. Первые опыты работы женщин в медицине были еще во времена Крымской войны. Впоследствии главный хирург осажденного Севастополя Николай Пирогов очень тепло отзывался о смелости и самоотверженности медсестер. Однако становиться врачами женщины не могли.

Первой женщиной-врачом России стала Надежда Суслова, первой женщиной, получившей медицинское образование в России, — Варвара Кашеварова-Руднева. В 1868 году она закончила Медико-хирургическую академию, куда ее взяли в виде исключения. Примечательно, что ее учеба была оплачена оренбургским казачьим войском с условием, что она будет специализироваться на венерологии и приедет работать в Башкирию. Башкирские мусульманки отказывались идти к врачам-мужчинам, а в регионе свирепствовал сифилис.

В 1872 году в Петербурге были открыты Высшие женские медицинские курсы. Учеба и здесь была очень тяжелой, физически до выпуска дожили не все: из 90 студенток первого набора 12 погибли, в основном от болезней.

От «никто не может» до «все/половина обязаны»: безрассудство феминизма

Давным-давно, до середины ХХ века, было много юридических и социальных ограничений по поводу того, что женщины могли бы делать. Например, было много должностей, которые согласно закону женщинам не разрешалось занимать. Женщины также не могли голосовать. К их чести, феминисты в начале ХХ века очень тяжело трудились, дабы убрать эти правовые и социальные препятствия для женщин.

Это, как сказала бы Марта Стюарт, было к лучшему. Затем во второй половине ХХ века феминисты зашли слишком далеко, а в начале ХХI века сделали только хуже. Книга Сьюзен Пинкер 2008 года «Сексуальный парадокс: трудные мальчики, одаренные девочки и настоящая разница между полами» веско излагает, в чем ошиблись феминисты.

Феминисты беспрекословно считают, что, если не будет правовых и социальных препятствий для женских достижений, то женщины в большинстве захотят добиваться тех же должностей, что и мужчины. Пинкер называет это «ванильным предположением».

В своей книге Пинкер методично разрушает феминистский миф, воплощенный в ванильном предположении, и показывает, что биологически мужчины и женщины различны по своей сути, а также что женщины эволюционно устроены так, чтобы иметь в жизни иные цели, чем мужчины.

Пинкер размещает статистические данные, личные беседы и истории из своей клинической практики лечения трудных мальчиков, чтобы, по существу, сойтись во мнении с тем, что ранее утверждал Кингсли Р. Браун в своей «Биологии на работе: переосмысление полового равенства».

Как я предполагаю в предыдущей серии постов, у женщин есть дела поважнее, чем зарабатывать деньги: это называется жизнью. «Сексуальный парадокс» Пинкер прячет имена и лица за статистикой, судебными делами и теоретическими аргументами, предоставленными Брауном.

Посредством «ванильного предположения» феминисты перешли от «никто не может» (общества, где ни одной женщине не было разрешено добиваться определенной должности, которое упразднили своим тяжелым трудом первые феминисты), к «все/половина обязаны» (обществу, где все женщины обязаны иметь те же предпочтения и стремления в плане карьеры, что и мужчины, и, как результат, половина всех рабочих мест должна быть занята женщинами).

Пинкер цитирует работу моей коллеги по Лондонской школе экономики Кэтрин Хаким, чтобы опровергнуть предписание «все/половина», которое вытекает из ванильного предположения.

Работа Хаким демонстрирует, что только около 20% женщин в западных индустриальных обществах сосредоточены на карьере так же, как и мужчины. Еще 20% женщин вообще не хотят заниматься карьерой и предпочли бы сосредоточиться на своей семье. Остальные 60% хотят немного и того и другого – частичную занятость в сочетании с семьей.

Другими словами, ванильное предположение относится только к 20% женщин; только одна женщина из пяти будет так же настойчиво преданна своей карьере, как и большинство мужчин.

Пинкер вплетает множество интереснейших рассказов о женщинах, которые, несмотря на свои умственные способности, талант и работоспособность, тем не менее решают отказаться от своей успешной карьеры, чтобы проводить больше времени со своей семьей (а «стеклянный потолок», как правило, налагают на себя добровольно) и о мужчинах, которые несмотря на их СДВГ, синдром Аспергера, дислексию, тем не менее достигают высот в своей карьере. Между делом она дает нам много толковых наблюдений, таких как:

Иначе говоря, как я доказываю в недавнем посте, современный феминизм существенно вредит женщинам. «Сексуальный парадокс» Сьюзен Пинкер в значительной степени разоблачает взбалмошность феминистского предписания, что «все/половина обязаны».

P.S. Так как это был первый вопрос, который я задал Сьюзен Пинкер, еще до того, как я встретил её в прошлом году в Лондоне во время её международного тура в поддержку книги «Сексуальный парадокс», то с моей стороны было бы весьма лицемерно делать вид, что вопрос не играет особой роли, хотя так и есть. Ответ: да, она его сестра.

Обучение востребованным навыкам >> онлайн обучение менеджменту, онлайн обучение бизнесу, онлайн обучение рекрутингу, онлайн обучение управлению персоналом, онлайн обучение лидерству, онлайн обучение переговорам, онлайн обучение продажам, онлайн обучение продакт менеджменту, онлайн обучение управлению проектами.

О сайте

Иван Палий

Главный редактор, интернет-маркетолог, продакт-менеджер. Развиваю онлайн-продукты, пишу про социальные технологии и образование. Детальнее обо мне читайте здесь.

Как феминистки после 1905 года устраивали митинги и почему не праздновали 8 Марта

Первый женский политический митинг состоялся весной 1905 года в Таврическом саду после дарования мужскому населению избирательного права. Соответственно, бастовали за избирательные права и для женщин, но не только для них, но и для людей любого вероисповедания и национальности, а также за совместное обучение женщин и мужчин.

Митинг никак не разгоняли: женщины получали разрешение от правительства, всё согласовали, и им давали право выступать. Они старались работать с властью на понимание. Например, Философова в одном письме говорила о митингах: «Ваш батенька всегда позволял нам устраивать наши маленькие протесты». Конечно, небольшие нарушения там всё равно допускались, но на них власть закрывала глаза.


Слушатели лекции. Фото из личного архива Ирины Юкиной

За первым митингом последовало только открытие филиалов движения в городах поменьше. Потом были и другие протесты, также согласованные; вплоть до 1917 года феминистки писали обращения к правительству, партиям, в Госдуму.

В Петербурге чаще всего протесты проводились в Соляном городке. Можно предположить, что администрация давала разрешение митинговать только там.

Петербургские феминистки не праздновали и тем более не протестовали 8 Марта, проводя в этот день лишь «утра по женскому вопросу». Они, конечно, знали об этом дне с момента его появления, но считали его пролетарским праздником.

При этом большинство женщин, не имевших отношения к феминизму, стали отмечать этот праздник еще в 1913 году. А 8 марта 1917 году пролетарки вышли в колонну протестовать против нехватки хлеба и бедности, к ним начали присоединяться другие рабочие, в результате чего в Петрограде встали фабрики и заводы. И вскоре случилась Февральская революция.

До прихода к власти большевиков в 1917 году фактических решений по политическим правам женщин не было. Но к этому времени феминистки уже создали почву, благодаря которой в будущем одинаковые права будут введены для всех.


Фото из личного архива Ирины Юкиной

Как деторождение определило отношение к женщинам

В древности предполагали, что женщина и мужчина устроены одинаково, если не считать очевидных отличий. Именно эти отличия определили отношение к женщине: вынашивать и рожать считалось главной целью ее жизни. Однако уже древние люди пытались контролировать этот процесс. В Древней Греции для контрацепции использовали кедровое и оливковое масла. В Индии — помет слонов. В Китае — ртуть. А в египетском Папирусе Кахуна содержится перечень ингредиентов контрацептива: кислое молоко, крокодилий навоз, акация и мед. Надо сказать, в таком безумном сочетании даже был смысл: смола акации в смеси с медом выделяет ангидрид молочной кислоты, который используют в современных спермицидах.