Оглавление
- Tiare russe.
- Древний оберег и связь с патриотизмом
- Сапфировая тиара.
- Большая бриллиантовая диадема с жемчугом.
- Devant de Corsage
- Кто пил квас и почему так много?
- Изумруды Ксении Романовой
- «Кембриджские узелки любви»
- Драгоценности Елизаветы Петровны
- Какие еще украшения достойны внимания поколений
- Любимая тиара Елизаветы II
- Наследие, которое мы потеряли
- Кем на самом деле были Ночные ведьмы?
- Ювелирные украшения Александры Федоровны
- Жемчужная диадема.
Tiare russe.
Художественный портрет Николая II, его жены и его матери. На Александре Федоровне и на Марии Федоровне — типичные образцы русской тиары
Так что же такое классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие? Сами по себе, такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж – дословно «бахрома». Но, строго говоря, суть их одна и та же.
Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и нашивать на кокошник, и надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I. Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира – от монакской и до японской.
Императрица Мария Федоровна в русской тиаре
И ее невестка — императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку «лучей»
Говоря о том, каким модным влиянием обладала российская царская семья, нельзя не рассказать об истории появления собственного «кокошника» у британской королевской семьи. Известное убранство, в котором часто можно видеть Елизавету II, впервые было подарено английской принцессе Александре Датской – будущей королеве Великобритании. Это был подарок от группы придворных аристократок, желающих удивить принцессу Уэльскую по случаю ее серебряной свадьбы с наследником престола. Когда же Александру спросили, что бы она хотела получить, Ее Высочество рассказала об очень модной тиаре, которую носят в России, – о кокошнике.
Императрица Мария Федоровна в русской тиаре. Фрагмент портрета (худ. И.Крамской)
И фото принцессы Александры в ее «Кокошнике» от Garrard
Для британской принцессы ее собственную tiare russe изготовили в Garrard. Если взглянуть на портреты двух сестер в бриллиантовых кокошниках – будущей королевы Англии и российской императрицы, то можно еще раз удивиться, какой же силой обладают гены монарших особ. Впрочем, Александра Датская все равно носила свою тиару, скорее, на подобие коронета, чем традиционного кокошника. Досадную ошибку будут исправлять уже Мария Текская и ее потомки.
Елизавета II в «Кокошнике» королевы Александры
Сложно посчитать, сколько именно таких тиар было в коллекции Романовых. Если взглянуть на портреты двух последних императриц, а также на фото изъятых большевиками царских драгоценностей, то можно увидеть, как минимум, две такие диадемы: одну с более острыми «лучами» и вторую – с более округленными. Возможно, каждая императрица владела собственными образцами. Что случилось с этими тиарами после Революции, точно неизвестно: возможно, их функция трансформера сослужила им плохую службу, ведь таким образом их было легче разобрать и распродать по частям.
Древний оберег и связь с патриотизмом
Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.
Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен
При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.
Продавец кваса — Карл Булла
И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».
Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».
Сапфировая тиара.
История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.
Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева
Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.
Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.
От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас уже известный нам Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.
Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год
1925 год
По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.
Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.
Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.
Принцесса Илеана в Сапфировой тиаре
После окончания Второй мировой войны монархия в Румынии фактически доживала свои последние дни. Королевскую семью изгнали из страны. Принцесса Илеана с тиарой своей матери отправилась в США, где и продала ее неизвестному покупателю в 1950 году. Судьба ее с тех пор неизвестна.
Диадемы с менее впечатляющей или изученной историей, но ничуть не уступающие прочим украшениям в величественности и красоте. Смотрим и любуемся.
Большая бриллиантовая диадема с жемчугом.
Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме
Вот уж где русский стиль проявился во всем великолепии. Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме. Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, – возможно, из старых украшений Марии Федоровны, завещавшей всю свою богатую коллекцию драгоценностей потомкам.
Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского
Вид диадемы сбоку
Александра Федоровна была первой хозяйкой диадемы, и, по иронии судьбы, последней владелицей тоже стала Александра Федоровна – только уже супруга Николая II. Императрице убранство пришлось особенно по душе – как, впрочем, и все нарочито «русское». При ней же украшение и приобрело мировую известность: так, именно оно венчало голову Ее Величества на открытии I-й Государственной думы.
Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех. После Революции она пропала со всех радаров и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, все на том же «Кристи» в 1927 году) – не исключено, что для того, чтобы найти покупателей, новые власти разобрали тиару на части.
Devant de Corsage
Известная изумрудная «Devant de Corsage» или брошь для корсажа принадлежала Елизавете Федоровне Романовой. Брошь представляла собой каскадное украшение из бриллиантовых цепочек. Верхний ярус украшен съемными брошами с крупными кабошонами изумрудов в бриллиантовом обрамлении растительного орнамента. В среднем ярусе располагаются 9 небольших круглых кабошонов изумрудов разбавляющих череду мелких бриллиантов. Во всех трех ярусах располагаются 31 изумруд в форме капли с завершением в виде листочка. В 1905 году корсажное украшение было продано на международном рынке.
Многие украшения императорской семьи были потеряны, проданы, и восстановить их зрительный образ не представляется возможным. Из украшений с уникальными изумрудами известность получила брошь Марии Федоровны, подаренная ей по случаю бракосочетания с Великим князем Александром Александровичем. Так в 1866 в ее гардеробе появилась получившая известность во Франции в XVII веке брошь-севинье. Брошь в виде банта с драгоценными камнями стоимость 17785 рублей, была украшена изумрудами 56 и 35 карат, 12 каратным сапфиром, двумя розовыми топазами и более чем 500 бриллиантами различной огранки.
Кто пил квас и почему так много?
Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.
Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.
Продажа кваса — Василий Калистов
На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).
С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.
Домашний мятный квас
Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.
Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.
Изумруды Ксении Романовой
Летом 1984 года состоялась свадьба сестры Николая II Ксении Романовой. В качестве приданого (оплаченного царской казной) Ксения получила множество предметов быта, одежды и драгоценностей. Одним из значимых подарков того периода были изумрудные украшения ювелирного дома Bolin и Николсана-Эвига (Nichols-Ewing).
Ксения Романова увлекалась зарисовками ювелирных украшений, два ее альбома зарисовок полученных ею подарков в период между 1880-1912 годами, были проданы на аукционе Бонхамс (Bonhams) в 2011 году. В альбоме находились рисунки, в том числе изумрудных украшений. По воспоминаниям сестры Ксении Ольги изумрудная парюра, подаренная родителями, состояла из ожерелья, колье, парных серег, а также броши. Общая стоимость украшений изумрудной серии составила более 100000 рублей. Кроме подарков от родителей, Ксения Александровна получила изумрудный кулон от будущего мужа работы ювелирного дома Болин.
Во время костюмированного бала 1903 года украшения использовались для декорирования платья Великой княжны. Образ «русской боярыни» был расшит драгоценными камнями и жемчугом, изумруды каплевидной формы заняли место в головном уборе, изумрудное колье со съемной брошью являлось центром нагрудной композиции.
«Кембриджские узелки любви»
Оригинальный дизайн «Узелков» был придуман в 1818 году: тиару по случаю бракосочетания с герцогом Кембриджским принцессе Августе Гессен-Кассельской подарили ее родители. Королеве Марии Тескской (конечно!) настолько понравилась задумка, что век спустя, в 1914 году, она заказала копию у любимого британской королевской семьей ювелирного дома Garrard & Co. После ее смерти ювелирное изделие перешло во владение Елизаветы II. Очень часто эту тиару заимствовала принцесса Диана. Затем и герцогиня Кембриджская, супруга принца Уильяма, несколько раз удостоилась чести продемонстрировать знаменитое украшение, надев «Узелки» на прием в 2015 году и на дипломатическую встречу с испанскими монархами в 2017.
Драгоценности Елизаветы Петровны
Поистине царские украшения дополняли платья царицы 18 века, расшитые золотом и серебром. В музее Эрмитаж до сих пор хранится часть той роскоши, которая украшала шею и уши российской императрицы из династии Романовых — Елизаветы Петровны. Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. И именно она руководила страной во время двух больших конфликтов — войны за австрийское наследство и Семилетнего сражения.
К самым роскошным украшениям Елизаветы Петровны относят:
- Колье с миниатюрными часами, изготовленное по ее собственному проекту. Именно после этого варианты с маленькими часиками стали модными и популярными среди знатных женщин 18 века.
- Корона царицы была изготовлена из двух полушарий, инкрустированных жемчугом и бриллиантами. На вершине был водворен алмазный крест. Вес изделия составлял около 2 кг, поэтому надевала его правительница только на самые особые торжества.
- Малая корона всегда присутствовала на голове императрицы. Она была копией большого варианта, но украшалась небольшими бриллиантами, что значительно уменьшало вес изделия.
- Коллекция брошей в виде цветов и с другими растительными мотивами подходили Елизавете. Самой знаменитой является ее диадема «веселой царицы», выполненная из белых, золотых, розовых бриллиантов и эмалевых зеленых лепестков с ассиметричной алмазной пчелкой.
- Драгоценные букеты, который выполнил знаменитый придворный ювелир Иеремия Позье. Они состояли из дорогих драгоценных камней, золота, серебра и эмали. Самый известный из них — Большой Букет. Он включал изумрудные листья и алмазные бутоны, которые считаются самыми редкими в природе.
- Уникальная бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии также была изготовлена мастером Позье по заказу царицы. Она сохранилась до наших дней и хранится в Алмазном фонде России. Ширина украшения — 25 см, высота — 11 см. Для блеска в изделии закреплено 805 бриллиантов.
- Уникальная брошь бант-склаваж выполнена в форме бабочки с 21 крупной алой шпинелью и россыпью маленьких бриллиантов. Закреплялась она на бархатной кружевной ленте, плотно облегающей шею.
Императрица Елизавета Петровна очень любила украшения и всегда радовалась новой драгоценной «безделушке». Особенно красива ее коллекция уникальных шкатулок ручной работы. А ее гардероб насчитывал несметное количество платьев, расшитых золотом и серебром. После ее смерти обнаружат более 15 тысяч вариантов роскошных нарядов в гардеробе.
Какие еще украшения достойны внимания поколений
Коллекции драгоценностей Александры Федоровны и Елизаветы Петровны считаются самыми крупными. В них насчитываются тысячи различных вариаций подвесок, колец, корон и ожерелий. Но не только на этих царицах прекрасно смотрелись украшения из золота и серебра.
Украшения Марии Павловны — супруги князя Владимира
Она никогда не была императрицей, но на портрете Бориса Кустодиева легко рассмотреть ее уникальную Владимирскую тиару, которая сейчас принадлежит британской королеве Елизавете II и является ее любимой драгоценностью. Это украшение Владимир Александрович подарил молодой невесте. Она состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого из которых по жемчужной подвеске.
Елизавета Алексеевна — супруга Александра I
Несмотря на статус и положение, Елизавете не были интересны представительские стороны двора. Именно поэтому единственное украшение, которое изображено на картине Владимира Боровиковского в 1795 году, — резная камея с профилем Екатерины, которая установлена в рамочку и осыпана бриллиантами.
Мария Федоровна — датская принцесса Дагмар
Скромная девушка, растущая в постоянном ощущении нехватки денег, была не прочь носить роскошные наряды и драгоценности рода Романовых. Новоиспеченная княгиня, а затем и императрица, носила золотые изделия с легкостью и элегантностью, словно была приучена к ним с детства.
На портрете императрицы, написанном в начале 1880-гг, Мария Федоровна изображена в роскошном жемчужном уборе. Оно состоит из трех тяжелых нитей, надетых на бриллиантовую тиару, напоминающую классический русский кокошник. В дополнение к нему изображены браслеты, броши и небольшие серьги-звездочки, которые, к сожалению, не сохранились до нынешних времен.
На портрете также изображено оригинальное жемчужное ожерелье, которое плотно облегает шею. Моду на такие изделия в России ввела сестра Марии Федоровны — принцесса Александра, которая впоследствии стала королевой Великобритании.
Великие украшения семьи Романовых
Великолепная коллекция драгоценностей Романовых с бриллиантами до Первой мировой войны хранилась в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. До начала боевых действий все украшения были доставлены в Москву. И до весны 1922 года ларец с регалиями и коронами хранили в Оружейной палате.
Самыми красивыми в коллекции считаются:
- Алмазный скипетр императора, который хранится в Алмазном фонде. Слева и справа от него алмаз Шах, вверху — алмаз, украшающий державу. Все эти «детали» были распроданы по частям на различных аукционах.
- Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из 12 съемных звеньев. В них чередуются розетки с вензелем Павла I и Александровский крест с двуглавым орлом.
- Уникальные бриллиантовые украшения времен правления Елизаветы Петровны, где драгоценные камни украшают золотые и серебряные нити.
- Бриллиантовый пояс с двумя кисточками был создан во времена правления Екатерины II. Специалисты предполагают, что изготовил его ювелир Людовик Давид Дюваль. Часть этого украшения в дальнейшем использовалась для создания венчальной короны.
- Императорская венчальная корона, созданная в 1840 году ювелирами Никольсом и Плинке, создавалась из большого пояса Екатерины II.
К сожалению, большая часть украшений не сохранилась в целостности или не представлена для открытого просмотра посетителей музеев и выставок. Такие драгоценности переводятся в Алмазные фонды различных стран и причисляются к национальному достоянию.
Зато современные ювелиры нередко пытаются повторить красоту украшений российских императриц. Они создают массивные коллекции с жемчугом и бриллиантами, напоминающие изделия тех веков.
Любимая тиара Елизаветы II
Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.
Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.
Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.
К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник. В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.
Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.
Наследие, которое мы потеряли
С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.
Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.
Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.
Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.
Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.
Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.
Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.
Кем на самом деле были Ночные ведьмы?
Штурман Елена Саликова и летчица Анна Высоцкая — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
Экипаж ПО-2 состоял из летчика и штурмана. Штурманами в основном были студентки вузов. Полина Гельман училась на историческом, Ирина Ракобольская – на физическом факультете Московского университета, Раиса Аронова – в Московском авиационном институте. Они вносили в полк особую атмосферу: читали лекции, выпускали журналы, писали стихи.
Командиром 46-го Гвардейского авиаполка была Евдокия Бершанская, единственная женщина – кавалер полководческого ордена Суворова. Под ее командованием полк сражался до конца войны. Всего за годы войны летчицы 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка совершили около 24 тысяч боевых вылетов.
Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка — Евгений Халдей/МАММ/МДФ
День Победы девушки встретили недалеко от Берлина. Они вспоминали своих подруг, не доживших до этого счастливого дня. В боях за Родину геройски погибли 33 летчицы. Девять летчиц стали Героями Советского Союза.
Ювелирные украшения Александры Федоровны
Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900 г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты — южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырёхугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.
Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Фёдоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902 г. Рисунок тиары слагают переплетённые полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклёпками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.
Роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы датируется началом XIX в.Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.
Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.
Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом 6
Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.
Жемчужная диадема.
Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина
Для удобства ее любят называть «Русской красавицей», однако это название не совсем корректно. Да, «Русская красавица» действительно существует – но, как и в случае с «Русским полем», она – только лишь реплика, искусно воссозданная ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году. Впрочем, источник вдохновения советских мастеров вполне реален: им стала бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами, изготовленная по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны. Автором драгоценного шедевра, который в наши дни не может не вызывать ассоциаций с Кембриджскими «Узелками любви», стал придворный ювелир Карл Болин.
История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей (в «Русской красавице» мы видим уже искусственный жемчуг).
Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название «Русская красавица»
Убранство мгновенно стало числиться коронной драгоценностью, однако великолепие ее было столь велико, что предпоследняя российская императрица, Мария Федоровна (жена Александра III) в определенный момент даже стала хранить ее в своих покоях. Как пишет историк-искусствовед Лилия Кузнецова, диадема лишала дара речи даже иностранцев: так, по ее мнению, в начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.
Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой
В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, прихватив с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая тиару Болина, были присвоены большевиками и впоследствии проданы на аукционах – так, жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.
Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме
Правда, в Великобритании убранство пробыло недолго – в конце 1970-х оно вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама… Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Впрочем, сегодня известно, что «кокошник» цел и находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. Вернется ли прообраз «Русской красавицы» когда-нибудь в Россию?