Их называли «ночные ведьмы». великая отечественная война и женщины герои

В тиши ночной ведьмы вступают в бой

Ночным бомбардировщиком служил У-2 конструкции Поликарпова — биплан, смотревшийся хрупким на фоне современных пикировщиков. Он был сконструирован в конце 1920-х и применялся в основном как учебный самолёт. У него было две кабины: в одной размещался ученик, в другой — инструктор. Сделан этот маленький тихоходный самолётик был из фанеры и перкали — тонкой хлопчатобумажной ткани. Он был дёшев в производстве и к началу войны уже устарел, но хорошо подходил для эвакуации раненых, перевозки припасов и разведки. В Союзе его зваликукурузником» иутёнком», а немцы дали ему прозвищашвейная машинка» ирусская фанера».

Так как У-2 был беззащитен перед любым вражеским истребителем, нормально действовать он мог только ночью. На самом деле его было несложно сбить даже огнём стрелкового оружия. Но ситуация была настолько безысходной, что даже эти устаревшие этажерки стали символом надежды на победу.

Со временем женщины научились ценить простоту своихкукурузников», особенно на фоне коллег из дневного бомбардировочного полка, которым пришлось летать на Су-2, прозванномСукой» за капризность.

Хотя в теории советская идеология провозглашала полное равенство полов, на практике русский мужской шовинизм себя показывал. Женщин, вынужденных носить форму, сапоги и шинели слишком большого размера, пошитые на мужчин, постоянно дразнили за недостаток женственности. Но это лишь укрепляло их решимость, они считали, что солдат есть солдат независимо от пола. Раскова приказала женщинам коротко остричься, а батальонный комиссар запрещала любуюдевичью болтовню» и кокетство.

К концу мая 1942 года полк получил достаточно самолётов и достиг боеготовности. Летом его отправили на Юго-западный фронт, отражать немецкое наступление на Сталинград и Кавказ. Противодействуя вражескому наступлению на Ростов, ночные бомбардировщики Расковой уничтожали склады боеприпасов и горючего, скопления машин и живой силы. Работой штурмана было найти цель и довести машину до линии фронта, затем пилот глушила мотор и У-2 бесшумно планировал в темноте. Первые самолёты сбрасывали фальшфейеры, подсвечивая цели, остальные отрабатывались бомбами. Затем лётчицы запускали моторы и быстро уходили, пока немцы не успевали опомниться.

В бомбардировщик У-2 был превращён установкой простых, поначалу самодельных подвесок. Под его крыльями размещалось до 300 кг бомб. Этого было мало для нанесения серьёзного ущерба, но не он был главной целью ночных бомбардировок. Налёты должны были выматывать врага постоянным чувством опасности. Не давать ему нормально отдыхать. За это немцы их и ненавидели.

Женщины-морпехи

Самым удивительным было то, что женщины служили и в морской пехоте. Правда, известно их совсем немного, и среди них — Альбина Гантимурова, командир отделения разведки морской пехоты, миниатюрная девушка, командовавшая здоровенными разведчиками-морпехами. Но, несмотря на размеры, Альбина обладала выдающимся мужеством и силой характера. Например, во время сильного обстрела по приказу командира она сняла шапку, чтобы было видно, что она девушка, и поднялась в атаку. Увидев, что она идет вперед, бойцы тут же последовали за ней.

Альбина Гантимурова

Даже первого своего «языка» она взяла в одиночку, когда перепрыгивая окоп была схвачена немцем за ногу. Разведчица начала с ним бороться и через некоторое время, вспомнив об автомате, прострелила противнику ноги и взяла в плен. Были и курьезные ситуации: заметив блеск стереотрубы, Альбина подумала, что видит вражеского разведчика, рассматривающего позиции наших. Доложила начальству и была отправлена брать пленного. Справилась на отлично, вырубила и притащила наблюдателя в штаб. Когда он очнулся — оказалось что это наш горе-разведчик, который по глупости вместо вражеских окопов пялился на советские. Войну Альбина Гантимурова закончила кавалером Ордена Славы двух степеней.

Много других профессий было освоено женщинами во время войны — были и зенитчицы, и командиры, и минометчицы, были и связистки и санинструкторы. Нельзя забывать и о миллионах женщин, которые осваивали мужские профессии в тылу, когда их мужчины воевали на фронте. Как, например, моя бабушка, которая всю войну валила лес для фронтовых нужд в составе чисто женской бригады, под руководством единственного мужчины-инвалида.

У войны не женское лицо, и когда милые, хрупкие и красивые девушки массово берут в руки оружие — значит мир встал на самую грань, за которой только холод и смерть.

Хирург Е.К Коровина — героический подвиг по спасению лётчиков.

Хирург Е.К Коровина

Раненые лётчики находились в районной больнице, которую использовали в качестве госпиталя для военнопленных.

Их удалось выкрасть из госпиталя Курским подпольщицам  Ане Бочаровой и Зое Емельяновой, благодаря лечащему врачу Евгении Калиниковне Коровиной. Аня и Зоя достали и  принесли лётчикам одежду. Примечательно, что   лечащий врач Коровина Евгения Калиниковна посодействовала и передала одежду по назначению. (Кстати, Коровина Е.К. многим спасла жизнь – и лётчикам, и танкистам, работала хирургом в больнице и хорошо помогала партизанам).

Дочь Е.К. Коровиной Татьяна Николаевна Суковатых рассказала в своих воспоминаниях, что её мама Е.К. Коровина была уникальным человеком. Когда немцы пришли в больницу за летчиками, она ответила «умерли.» И немцы ей верили без проверки, так она умела действовать на психику. Эти способности помогли выжить и ей, и дочери Тане.

Впоследствии Е.К. Коровина была награждена орденом Красной Звезды.

588 полк – Ночные ведьмы

Военнослужащие не верили, что 588-й полк выдержит даже день на поле боя. Это формирование также подвергалось наибольшей дискриминации со стороны военных. Им выдали старую форму, принадлежащую другим солдатам, а также ботинки на несколько размеров больше.

Женщинам пришлось срезать постельное белье, которое им дали, чтобы сделать портянки на обувь. Отправив в Украину, их размещали на фермах недалеко от поля боя, из-за чего солдатки из других подразделений окрестили эти помещения «Постоялыми дворами летающих коров». Еще больше усложнило ситуацию то, что участницам 588-го полка лгали об их первой миссии.

Им дали неправильную цель, и пилоты-мужчины из соседних частей появлялись вокруг них, пытаясь запутать. Командир Бершанская и большинство других летчиц сохранили строй, но это сделали не все. Когда они возвратились на землю, их высмеивали, а военное командование заявило, что никогда не пошлют на настоящую миссию.

Кукурузник По-2

Самым большим «издевательством» над 588-м полком была его боевая экипировка. Летать приходилось на устаревших самолетах Поликарова По-2. Они двухместные, имели деревянную конструкцию с натянутой на нее парусиной. Их насмешливо называли «кукурузниками», потому что они использовались в основном для сельского хозяйства и как учебные самолеты. Некоторые дамы называют их «гробами с крыльями», потому что было достаточно немного шрапнели, чтобы загорелся весь самолет.

Самолет По-2

Для парашютов не было места, поэтому сами миссии во многом считались самоубийственными. Впереди сидел пилот, а за ним – штурман, и единственными инструментами, которые у них были, были линейки, хронометры, фонарики, карандаши, компасы и карты.

Несмотря на неверие в свое мастерство и низкое качество экипировки, женщины 588-го полка не унывали. Напротив, общее отношение к ним делало их еще более решительными к тому, чтобы проявить себя во время боевых действий.

Тактика, которую они использовали в своих полетах, была проста и эффективна. Первые самолеты не несли бомбы, их миссия была наиболее рискованна: они должны были достичь цели и осветить ее, чтобы те, кто следовал за ними, могли сбросить бомбы точно в цель.

В случае, если их подобьют, у каждой имелся пистолет, чтобы покончить с собой. Немцы очень ненавидели «Ночных ведьм», потому что имея более современное вооружение, они не могли их перехватить, миссии почти всегда были успешными.

Во время войны из примерно 260 женщин погибли только 30, и не все смерти случились в бою. Это огромный успех, учитывая низкое качество самолетов, на которых они летали, и риск, на который шли женщины.

Одними из главных сражений, в которых принимали участие Ночные ведьмы, были Кавказская битва (1942-1944), а также наступления на Крымском полуострове, Белоруссии, Польше и Германии.

Награды «Ночных ведьм»

Первоначально считавшиеся самыми некомпетентными пилотами, «Ночные ведьмы» в конечном итоге стали самым награждаемым женским подразделением в Красной Армии.

  • Двадцать три из них удостоены награды «Герой СССР»,
  • 2 награждены медалью «Герой Российской Федерации»,
  • 1 была удостоена звания «Герой Казахстана».

Ночные ведьмы: Ирина Себрова и Надежда Попова

Среди многих сильных и отважных участников «Ночных ведьм» выделим имена Ирины Себровой (1914–2000) и Надежды Поповой (1921–2013).

Первая окончила перед войной Московский аэроклуб. Помимо медали Героя Советского союза она награждена медалью Советской гвардии. Она является рекордсменкой среди «ведьм», так как участвовала в более 1000 сражениях.

А вот Надежда Попова – одна из «роковых» дам в рядах 588-го полка. Она прошла курсы авиаторов и стала летчиком. В 16 лет она впервые прыгнула с парашютом, а в 18 лет стала инструктором по авиации. Во время одного из полетов в качестве «ночной ведьмы» она вернулась на базу с 42 пулевыми отверстиями в самолете, шлеме и карте, которые использовала.

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Женщины-летчицы Великой отечественной войны

8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.

Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.

В итоге было создано три подразделения:

  • 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
  • В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
  • В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.

Минута отдыха

«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов»
Девушки сочинили свои шутливые правила.«Гордись, ты женщина. Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха от ближней!
Не завидуй другу (особенно если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»

Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой.
На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях.

«После построения все командование собралось в нашем штабе, мы доложили командующему о своей работе и своих проблемах, в том числе о громадных кирзовых сапогах… Брюками нашими он тоже остался не очень доволен. И вот через какое-то время сняли со всех мерки и прислали нам коричневые гимнастерки с синими юбками и красные хромовые сапожки — американские. Только воду они пропускали, как промокашка.
Долго после этого считалась у нас форма с юбками «Тюленевской», и надевали мы ее по приказу полка: «Форма одежды парадная». Например, когда получали Гвардейское знамя. Летать же в юбках, или бомбы подвешивать, или мотор чистить, конечно, было неудобно…»

Прихожу днем в землянку к вооруженцам. Дождь ее промочил насквозь, льет изо всех щелей, на полу лужи. Посередине стоит девушка на стуле и вышивает какой-то цветочек. Только вот ниток нет цветных. И я писала сестре в Москву: «У меня к тебе очень важная просьба: пришли мне цветных ниток, а если бы могла сделать подарок нашим женщинам и прислать побольше. Наши девочки за каждую ниточку душой болеют, каждую тряпочку используют для вышивки. Сделаешь большое дело, и все будут очень благодарны». Из этого же письма: «А сегодня после обеда у нас образовалась компания: я сижу за вышивкой незабудок, Бершанская — роз, крестом, Анька вышивает маки, а Ольга читает нам вслух. Погоды не было…»

Марина Раскова. Герой своего времени

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова. (pinterest.com)

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Длинные ночи

Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.

Длинные ночи. | Фото: aviator.guru.

Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов

Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки

Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.

Группа У-2 летит на задание. | Фото: Юга.ру.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.

В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.

Лётчики — герои ВОВ. Мне поручили отправить летчиков к партизанам.

Меня дома не было! Прошёл слух, что я сбежала. Староста у себя дома в д. Русановка устроил вечер в честь отправки молодёжи в Германию. За мной посылали несколько раз, но не застали.Когда я вернулась, дома все волновались. Лётчики упросили меня сходить на вечеринку, иначе всё дело может быть провалено.Я пошла на вечеринку. Здесь собралась молодёжь. Были немцы и полицейские. Я немного потанцевала и пошла домой, сославшись на то, что мне надо готовиться к отъезду в Германию.  Отправка в Германию была назначена на следующий день,  29 октября 1942 года.

А ночью я с лётчиками ушла к партизанам. Дорога была сложной. Выпал снег. Начались заморозки.  Лётчиков не долечили, здоровье их было неокрепшим, в то время, как оккупанты хотели  их отправить в Германию.

Женщины-летчицы

В те времена летчики были элитой элит советских войск, и девушки также были ее частью. Более того, после начала войны было сформировано несколько авиационных полков, полностью состоящих из девушек, и они отлично себя показали в боях.

Самым знаменитым был 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк — или, как их прозвали сами фашисты, «Ночные ведьмы». И было за что — полк, мало того, что состоял исключительно из женщин, так еще и получил звание гвардейского за особые заслуги в уничтожении врага. К тому же, девушки были вынуждены летать только ночью — на их самолетах по другому было никак, поскольку на вооружении полка состоял тихоходный двукрылый учебный самолет ПО-2. До 1943 в нем не был даже пулемета, а бомбы приходилось подвешивать к днищу — бомбового отсека тоже не было предусмотрено.

Но отвага девушек доходила до того, что они даже не брали парашюты, загружая вместо них дополнительную бомбовую нагрузку. Любопытно, что прицела также изначально не было и девушки создали его сами, остроумно назвав ППР — «проще пареной репы». И вот, представьте, ночью, когда большинство истребителей не летают, в небе появляются юркие самолетики, которые благодаря своей конструкции могли несколько десятков километров планировать в полной тишине (что они и делали), забрасывая противника бомбами.

Немецкое сарафанное радио вскоре разнесло байку, согласно которой Германию бомбят выпущенные из сталинских лагерей преступницы, бешеные и способные не спать ночью. В общем, настоящие ведьмы Сталина.

23 девушки из этого полка были награждены звездами Героя Советского союза, что говорит о беспримерном мужестве и боевых качествах советских летчиц.

Говоря о женщинах-летчицах, нельзя не упомянуть и Лидию Литвяк, которая считается самой результативной женщиной-летчицей в мире за всю историю войн. На ее счету 12 самолетов противника. В боях за Сталинград Лидия сбила немецкого аса Эрвина Майера, кавалера Рыцарского креста, на чьем счету было 30 воздушных побед. Когда захваченный в плен Майер (ему удалось спастись благодаря парашюту) попросил показать победившего его аса, он решил, что его пытаются разыграть. Перед ним была хрупкая девушка, для которой это был один из первых вылетов. Однако Лидия в таких деталях описала воздушный бой, что Майеру пришлось признать — это действительно сбивший его советский летчик.


Лидия Литвяк

Во время этих боев на борту ее самолета красовалась белая лилия, за что Лидия была прозвана «Белая лилия Сталинграда». К сожалению, в 1943 году она погибла, посмертно получив звание Героя Советского Союза.

Из рабочих — в лётчики

Василий Зайцев родился в деревне Семибратское Московской губернии в крестьянской семье. После окончания школы фабрично-заводского ученичества он некоторое время работал формовщиком-литейщиком на Коломенском паровозостроительном заводе, а в 1932 году был призван в Красную армию.

Зайцев окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков и около двух лет прослужил в 16-й истребительной авиационной эскадрилье в Белорусском военном округе, летая на самолётах Р-5 и Р-5ССС. В 1936 году он окончил курсы командиров звеньев при Борисоглебской военной авиационной школе лётчиков и остался служить в ней.

Также по теме


«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с…

В дальнейшем Василий Зайцев проходил службу в частях Калининского и Прибалтийского военных округов. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он был направлен на Липецкие авиационные курсы усовершенствования командиров эскадрилий для переучивания на истребитель ЛаГГ-3.

Войну Зайцев встретил командиром авиаэскадрильи на Западном фронте. В июле 1941 года он одержал свою первую официально установленную воздушную победу, сбив нацистский истребитель Messerschmitt Bf.110 в районе деревни Воротышино Смоленской области.

В августе 1941 года эскадрилья Зайцева была введена в состав 129-го истребительного авиационного полка (в дальнейшем преобразованного в 5-й гвардейский), а в августе (согласно другим источникам — в сентябре) 1942 года Зайцев был назначен командиром полка.

После Западного он воевал на Калининском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах.

  • Авиация Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Самолёт-разведчик Р-5
  • РИА Новости

Одну за другой Зайцев одерживал воздушные победы — как личные, так и в составе группы. 5 мая 1942 года он получил свою первую золотую звезду Героя Советского Союза.

«Василий Александрович «проповедовал» воздушный бой на коротких дистанциях — это самый эффективный, но и опасный вид воздушного боя. Лётчика могли сбить при сближении с врагом», — рассказал в интервью RT методист научного отдела Музея Победы Андрей Горбунов.

Кирилл Алексеевич Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком. Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу летчиков. Наблюдая за легким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, – язвенной болезнью. Однако, как и другой летчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.