Оглавление
«Первый канал» и НТВ
На ТВ-6 Гордон надолго не задержался. Уже в 1998 году он отправился на ОРТ – вести авторскую программу «Собрание заблуждений» в жанре исторического расследования. Еще одной передачей с участием Александра Гордона на первом канале отечественного стало ток-шоу «Процесс». Его он вел вместе с Владимиром Соловьевым.
Тогда же Александр загорелся идеей проекта, в названии которого будет его собственная фамилия. Первой ласточкой должна была стать передача «Гордон Жуан», было даже снято два выпуска, но из-за нехватки финансирования проект не был запущен. Много позже его удалось реализовать на радио.
То, что не удалось на ОРТ, Александр смог воплотить на НТВ. Телеведущий запустил программу «Гордон», сам Александр позиционировал ее как «научно-развлекательную».
Еще одним НТВ-шным проектом была передача «Стресс». А вот документальный цикл «Дураки и дороги» реализовать не удалось, хотя и было снято 17 часов материалов.
Ранние годы
Будущий телеведущий появился на свет в семье поэта и художника Гарри Борисовича Гордона и медицинской работницы Антонины Дмитриевны Стриги. Первое время семья жила в калужском поселке Белоусово, но, когда Саше исполнилось три, родители вместе с ним перебрались в Москву в район Чертаново.
Вскоре после рождения Саши отец ушел из семьи. Воспитанием мальчика занималась преимущественно бабушка, так как мать трудилась на трех работах. Отца мальчику заменили отчим Николай Чинин, с которым Антонина познакомилась, когда Саше было четыре года.
В детстве Александр хотел стать театральным режиссером. Он устроил собственный кукольный театр, на представления которого собирались обитатели двора. «Отчим Николай Федорович соорудил для спектаклей шикарную ширму», – вспоминал позже Гордон.
Получив аттестат о среднем образовании, юноша отнес документы в Щукинское училище. Он поступил на актерское отделение к Евгению Симонову. Сокурсниками Гордона были Елена Дробышева и Никита Джигурда. Как и многие студенты в любые времена, юноша подрабатывал. Он устроился монтировщиком сцены в Театре на Малой Бронной.
После вуза Гордон год проработал в Театре-студии имени Рубена Симонова и попутно преподавал актерское мастерство в детском кружке. Шла Перестройка, все менялось, и Александр решил уехать из Союза. Вместе с женой и дочкой он уехал в США.
В Штатах Гордон первое время не работал, так как не хватало языка (в отличие от супруги, окончившей английскую спецшколу и сразу устроившейся на reception в медицинский офис). Он сидел дома с дочкой. Однако потом недавний выпускник «Щуки» начал понемногу зарабатывать деньги: он монтировал кондиционеры, готовил и развозил пиццу (последняя Александру Гордону не по душе и сейчас).
Начало журналистской карьеры
Через год после отъезда в США Гордон устроился в телекомпанию RTN. Там он сменил множество должностей: был режиссeром, монтажером, диктором и помощником оператора. Еще через два года Александр устроился старшим корреспондентом на канал WMNB.
С российским телевидением Гордон начал пересекаться в 1994 году. На «ТВ-6», который начинался как российско-американский телеканал, выходила публицистическая программа «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Ее автором и ведущим предложили стать Александру Гордону – русскоязычному жителю американского города-миллионера. В этом качестве он проработал до 1997 года, когда вернулся в Россию, сохранив за собой гражданство США.
Вернувшись в Россию, Гордон устроился на ТВ-6, где его уже знали по работе из Америки, – в программу «Частный случай», которую вел Игорь Воеводин. Поначалу он был корреспондентом, но после ухода Воеводина стал автором и ведущим телепередачи.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Гордона богата на жен, он четырежды женился только официально. Первый раз в ЗАГС Александру Гордону довелось отправиться еще в молодости. Супругой журналиста была его коллега Мария Бердникова. Они вместе прожили восемь лет.
О совместной жизни с Гордоном Бердникова вспоминает, что он относился к ней «как к своей вещи, которую страшно боится потерять». По ее словам, муж отличался гиперконтролем, ему было необходимо знать, где супруга и чем она занята.
После Бердниковой, с которой отношения были оформлены через ЗАГС, у телеведущего была гражданская жена Нана Кикнадзе, если верить биографии Александра Гордона в Википедии. В отношениях с грузинской актрисой, старше которой он был на четыре года, телеведущий прожил семь лет.
Наиболее известна вторая жена Александра Гордона – Екатерина (в девичестве Прокофьева), журналистка и правозащитница. Их брак продлился шесть лет, но уже в 2006-м они развелись. Вторая жена телевизионщика упрекала его позже, что он был озабочен преимущественно своей карьерой и не старался защитить жену от нападок. Годы с мужем Екатерина описала словом «стресс».
Через несколько лет Александр отправился под венец третий раз. На этот раз его супругой стала студентка Нина Тригорина (в некоторых источниках указана другая фамилия – Щипилова). Она училась на журфаке Московского института телевидения и радиовещания «Останкино», где Гордон одно время преподавал. Их брак расстался из-за интрижки мужа, обернувшейся беременностью любовницы.
Последней супругой тележурналиста стала студентка ВГИКа Нозанин Абдулвасиева, таджичка по национальности и внучка кинорежиссера Валерия Ахадова. На момент вступления в брак девушке было 20 лет. Познакомились они на съемках сериала «Умник».
Летом 2020 года СМИ сообщили о разводе Александра Гордона с его четвертой женой. Развод прошел тихо и мирно, в суде сообщили, что у супругов не было никаких претензий друг к другу. Все вопросы относительно алиментов и имущества пара решила в досудебном порядке, отметили в суде. Причиной расторжения брака в масс-медиа назвали то, что молодая жена быстро устала от жесткого характера мужа.
Также СМИ приписывают старожилу отечественного ТВ романтические отношения с его соведущей Юлей Барановской (разница в возрасте не должна смущать, уже начиная со второй все жены Гордона сильно его моложе).
Работы в кино
Александр Гордон отметился и как актер кино. Еще в конце 80-х он сыграл в короткометражке Григория Константинопольского «Красные слоны» роль Джона Леннона. Второе его появление в кино связано тоже с коротким метром. В драме Екатерины Гордон «Море волнуется раз…» ее мужу досталась одна из главных ролей.
Есть в фильмографии Гордона и полнометражное кино. В 2007 году он снялся в мелодраме Игоря Масленникова «Ночные посетители» вместе с Еленой Яковлевой и Леонидом Мозговым, а в 2010-м в российско-белорусской драме Геннадия Полоки «Око за око». Однако самым известным фильмом с участием телеведущего стала экранизация романа Виктора Пелевина «Generation П», где он сыграл владельца рекламного агентства, где трудится главный герой.
Засветился он и в ряде сериалов. Среди них – «Физрук», «Умник», «После школы», «Кукушечка» и «Судьба на выбор». Последние работы в кино – комедии «Дядя Саша» и «Хандра».
Однако десятком ролей вклад Гордона в отечественный кинематограф не ограничивается. Он также снял пять картин как режиссер. Одна из них – «ЛДПР. 20 лет лицом к России» – документалка, а остальные – игровое кино. Дебютом на режиссерском поприще стала драма «Пастух своих коров», которую Александр снял по книге своего отца.
Картина «Огни притона» с Оксаной Фандерой также основана на творчестве Гордона-старшего. А вот с лентой «Метель» у режиссера не задалось. По его словам, продюсер выдал на съемки всего $150 тыс., а снять материала на такую сумму удалось немного. По поводу финального монтажа Александру договориться с продюсерами не удалось, он попросил снять фамилию из титров, и теперь в поле «режиссер» у картины значится «Глеб Глебов».
Последней режиссерской работой для Гордона стала комедия «Дядя Саша», в которой он также исполнил главную роль. Он же выступил сценаристом и продюсером картины.
Номер 44, 2015
Триллер режиссера Дэниэля Эспиносы 2015 года выпуска снят по книге британского писателя Тома Роба Смита и повествует историю сотрудника МГБ Льва Демидова, в исполнении голливудской звезды Тома Харди. Демидов никак не вписывается в идеологию сталинского СССР, жалеет диссидентов, отказывается от служебных подлогов, к тому же является ребенком жертв голодомора 30-х годов.
Согласно сюжетной канве, главному герою запрещают расследовать убийства детей, совершенные маньяком, списанным с более позднего деятеля Андрея Чикатило. Присутствует и обязательный для подобного кино персонаж – трусливый карьерист, готовый отдать под суд своих однополчан за очередную звездочку на погоны.
Подобное освещение советских реалий было расценено российскими цензорами как искажение исторических событий, а фильм запрещен к показу на всей территории РФ.
Другие проекты
Параллельно с работой над «Закрытым показом» телеведущий делал еще и «Гордон Кихот», ток-шоу Александра Гордона также выходило на «Первом канале». За него он также он получил премию «ТЭФИ». Позже он недолгое время вел общественно-политическое ток-шоу «Гражданин Гордон». Было это в 2012 году.
Уже к лету программа «выдохлась», но поле политических передач Александр не оставил. В 2013 году его позвали вести ночное ток-шоу «Политика», где его напарником выступал Петр Толстой, позднее зампред Госдумы. С шоу «Политика» связан скандальный момент: в июне 2014 года Гордон отметился откровенным фейком, Александр приписал пресс-секретарю Госдепа фразу об отсутствии в Ростовской области беженцев с территории Украины.
Также в 2013-2014 годах Александр недолгое время вел два ток-шоу – «За и против» (вместе с Екатериной Стриженовой) и «Они и мы». Последнее ток-шоу затрагивало вопросы взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Эту же тематику эксплуатирует и шоу Мужское / Женское, в котором Александра Гордона можно видеть с осени 2014-го. Напарницей Александра Гордона в нем выступает Юлия Барановская, бывшая жена футболиста сборной России Андрея Аршавина.
Самый же свежий проект в жизни Александра Гордона – телешоу «Док-Ток», которое он ведет поочередно с Ксенией Собчак.
Интервью (The Interview), 2014
После смерти лидера КНДР Ким Чен Ира в 2011 году международное сообщество ожидало потепления отношений между Северной Кореей и США. Пришедший к власти Ким Чен Ын оказался более терпимым к западным ценностям, что и было отражено в картине «Интервью» с высокой степенью гиперболизации.
Согласно сюжету, Ким является поклонником американского шоумена Дэвида Скайларка (Джеймс Франко), чем решают воспользоваться спецслужбы США. Они вербуют Скайларка и отправляют его в КНДР с целью убить лидера северокорейской нации под предлогом интервью с ним. Естественно, в трешовой комедии, рассчитанной на западного зрителя, Ким Чен Ын (как, впрочем, и все остальные корейцы) выглядит нелепо и глупо, что ожидаемо привело к запрету кино на территории государства. К слову, российские цензоры также не выписали фильму прокатного удостоверения.
«Закрытый показ»
Осенью 2005-го телеведущий вернулся с НТВ на первую телевизионную программу. За время его отсутствия ОРТ успел превратиться в «Первый канал». На старом месте работы он взялся вести передачу «Гордон 2030». Однако если она продержалась в эфире всего год, то ток-шоу «Закрытый показ» о современном кино оставалась в эфире более чем шесть лет. Впервые передача вышла 4 марта 2007 года.
За это время обсуждению подверглись работы Кирилла Серебренникова («Изображая жертву» и «Юрьев день»), Бориса Хлебникова («Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь»), Ивана Вырыпаева («Эйфория» и «Кислород»), Андрея Звягинцева («Изгнание»), Алексея Балабанова («Груз 200», «Кочегар» и «Я тоже хочу»), Алексея Учителя («Пленный»), Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь»), Карена Шахназарова («Палата №6»), Василия Сигарева («Волчок»), Алексея Федорченко («Овсянки»), Рашида Нугманова («Игла Remix») и др.
Иногда обсуждение затрагивало иностранные кинокартины. Первой из таких киноработ был киберпанк-аниме «Призрак в доспехах» от Мамору Осии. За нею последовала конспирологическая лента Франко Фракасси «9/11: Расследование с нуля» о теракте 11 сентября, один из эпизодов сериала «Остаться в живых», аниме «Первый отряд», притча «Белая лента» от Михаэля Ханеке, драма Йоса Стеллинга «Душка», «Последнее воскресение» от Майкла Хоффмана про конец жизни Льва Толстого, триллер «Между» от Фрэнсиса Форда Копполы, фантастическая драма «Меланхолия» от Ларса фон Триера, драма братьев Тавиани «Цезарь должен умереть» и драма Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони».
За программу «Закрытый показ» Гордон получил четыре статуэтки «ТЭФИ» (дважды за лучшее ток-шоу и дважды как ведущий ток-шоу).
«2012», 2009
Еще один далеко не самый очевидный запрет – катастрофическая лента Роланда Эммериха едва ли могла зацепить чьи-либо религиозные, политические или другие убеждения. Кино снято по мотивом популярного в то время медийного события – предполагаемого «конца света», связанного с окончанием календаря майя.
Однако данный фильм никак не мог попасть на экраны зрителей в Северной Корее, для которых 2012 год являлся особенным по строго противоположным причинам. Столетие со дня рождения Ким Ир Сена, вождя, Солнца нации, и вдруг конец света – быть такого не может даже в кино.