Особенности системы воспитания детей в японии: цели, методика и принципы семейного обучения

Методики раннего развития

Страна восходящего солнца не осталась в стороне от популяризованных методик раннего детского развития. Толчком к этому явилась книга «После трех уже поздно», написанная основателем транснациональной корпорации Sony, педагогом Масару Ибуки. Главная мысль автора заключена в том, что основы личности закладываются до 3-х летнего возраста, когда сильна детская обучаемость, отзывчивость и восприимчивость. Методика воспитания Ибуки ставит такие цели:

  • предоставить малышу до 3 лет условия, в которых он сможет «раскрыться»;
  • стимулировать интерес ребенка к познанию нового;
  • заложить основы характера;
  • раскрыть творческий потенциал.


ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: методики раннего развития детей

Традиции и современность

По японской традиции семья должна состоять из мамы, папы и двух детей. Папа считается главой семейства и все члены должны выполнять его требования. Мама полностью занимается домашним уютом и воспитанием детей. У детей тоже есть разделения на старших и младших. У старших больше не только привилегий, но и обязанностей.

Детям до 5 лет позволяют все, они не слышат от родителей фраз: “нельзя”, “не трогай”. Мама может только предостеречь, а если малыш упал или ударился, то виноватой считает себя мама.

С 5 до 15 лет у крохи появляются жесткие правила поведения, которые нарушать ни при каких обстоятельствах нельзя

В этом возрасте не подчиняться общественным рамкам, значит потерять “лицо”, а для японцев это очень важно

С 15 лет к подростку относятся как к взрослому, он знает свои обязанности и беспрекословно выполняет их.

Как относятся в Японии к здоровью детей?

Отношение страны долгожителей к детскому здоровью кажется неприемлемым человеку, воспитанному в традициях западной культуры. Носки здесь одевают в крайнем случае. Принято бегать и ходить босиком по полу в школе, дома, детском саду даже в зимнее время. По улицам часто дети ходят в обуви на босу ногу, несмотря на то что столбик термометра не поднимается выше 5 градусов тепла.

Грудничков мамы не кутают. Для выхода на улицу на них надевают однослойную одежду, а кашель и чихание часто игнорируются родителями. В Японии считается, что ребенок переохладился или простудился только тогда, когда у него холодный живот. Его берегут, утепляют под поясом и одеялом (в ночное время).

Температура (даже жар) не считается признаком болезни. Доктора обычно ставят диагноз «простуда», даже не утруждая направить на анализы. Лечат преимущественно антибиотиками, что приводит во взрослом возрасте к аллергиям, атопическому дерматиту. Прививки родители делают без разговоров, даже такие, которые сомнительны для здоровья.

Кариес зубов – проблема современных японских малышей. Дело заключается в недостаточной гигиене ротовой полости и низком содержанием фтора в воде. Перекусы, во время которых детям предлагают сладости, здесь норма. Почистить зубы возможно не всегда, отсюда ранний кариес и сопутствующие заболевания ротовой полости.

Кружки и фестивали

Развитие образования в Японии уходит корнями в глубокую древность. Уже в 6 веке существовала национальная система образования. Японцы всегда были сторонниками раннего и гармоничного развития. Эта традиция сохраняется и сегодня. В средней и старшей школе ученикам предоставляется возможность посещать кружки по интересам. За каждым кружком закреплен свой научный руководитель, но он вмешивается в деятельность клуба только когда предстоят соревнования или творческие конкурсы между школами, что случается достаточно часто.

Во время каникул ученики посещают организованные школой экскурсии. Поездки проводятся не только в пределах страны, но и за ее границами. После поездок каждый класс обязан предоставить стенгазету, в которой подробно изложит все, что было в поездке.

В старшей школе особое внимание уделяется такому мероприятию, как осенний фестиваль. На каждый класс школа выделяет 30 000 йен и закупает футболки

А ученики обязаны придумать мероприятие, которым будут развлекать гостей. Чаще всего в классах организовывают кафетерии, комнаты страха, в актовом зале могут выступать творческие коллективы, спортивные секции устраивают небольшие соревнования.

Японскому школьнику некогда бродить по улицам города в поисках развлечений, их ему достаточно и в школе. Правительство сделало все возможное, чтобы оградить подрастающее поколение от влияния улицы, и эта затея у них отлично получилась. Дети всегда заняты, но они не бездумные роботы — им дано право выбирать. Большинство школьных и университетских мероприятий учащиеся организовывают самостоятельно, без помощи научных руководителей. Они приходят во взрослую жизнь уже полностью подготовленными, в этом и состоит главная особенность образования в Японии.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме

Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Не выделяйся

В Японии не принято сравнивать детей друг с другом. Педагог или учитель не выделяет лучших и не ругает худших. Все дети равны. Действует принцип «не выделяйся».

Главной задачей детского сада является не образование, а привитие чувства коллективизма. Ребёнка учат в первую очередь быть частью общества и интересы группы или коллектива выходят на первый план.

В школе детей учат нести ответственность за свои поступки, приучают к труду. Приоритет отводится дисциплине, послушанию, подобающему внешнему виду и подчинению правилам и порядкам.

Японские ученицы средней школы в формеФото из Википедии

Стоимость родов

Стоимость родов покрывает различные расходы (обычно не полностью), включая госпитализацию, обследование и лекарства. Средняя сумма, как говорят, составляет около 500 000 до 1 000 000 иен. Выбор в пользу кесарева сечения или безболезненных родов с эпидуральной анестезией увеличивает ценник на 100 000 — 200 000 иен.

В некоторых регионах расходы могут составлять всего 1500 иен на дородовой осмотр и от 250 000 до 500 000 иен на роды. Цены и удобства будут зависеть от вашего местоположения. Все роды различаются в зависимости от больницы или клиники, палаты, предлагаемых услуг и питания, обезболивающих, типа родов и т. д..

Япония — самая безопасная страна для новорожденных в первый месяц их жизни. Смертность этой группы младенцев составляет 2,8 1000 человек. Рекорд у Сингапура.

Япония 2,8
Швеция 2,7
Бермуды 2,4
Сингапур 2.3
Ангола 180,2

Родители, особенно молодые, могут вздохнуть с облегчением, зная, что процесс родов в Японии, за которым последуют дни родов, будет в надежных руках.

Особенности воспитания в детском саду

Специфика воспитания детей в японских детских садах существенно отличается от российских. Особенности заключаются в следующем:

  • Скромная обстановка в учреждении.
  • Строго сбалансированное и специально разработанное меню с преобладанием молочных продуктов, фруктов и овощей.
  • Небольшие группы до 8 человек с тенденцией периодического переформирования, для обеспечения широкой социализации ребенка.
  • Частая смена воспитателей, для исключения личной привязанности.
  • Основная задача – воспитание. Помимо подготовки к школе, большая часть времени уделяется изучению основ коллективного поведения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Ребенок – раб

В 5-летнем возрасте ребенок сталкивается с «суровой действительностью», он попадает под жесткие правила и ограничения, которые нельзя не соблюдать.

Дело в том, что испокон веков японское общество – общинное. Природно-климатические и экономические условия заставляли людей жить и работать рука об руку. Только взаимовыручка и самозабвенное служение общему делу обеспечивали урожай риса, а значит, сытую жизнь. Этим объясняются и сильнейше развитое сюдан исики (групповое сознание), и система иэ (патриархальный семейный уклад).

Общественные интересы – превыше всего. Человек – винтик в сложном механизме. Если ты не нашел свое место среди людей, ты изгой.

Именно поэтому с 5 лет детей учат быть частью группы. «Если будешь так себя вести, над тобой будут смеяться». Для японца нет ничего страшнее социальной отчужденности, и дети быстро привыкают жертвовать индивидуальными эгоистическими интересами.

Воспитатель (который, кстати, постоянно меняется) в детском саду или специальной подготовительной школе выполняет роль не учителя, а координатора. В арсенале его педагогических методов, к примеру, «делегирование полномочий по надзору за поведением». Давая задания подопечным, воспитатель разбивает их на группы, объясняя, что необходимо не только хорошо выполнить свою часть, но и проследить за товарищами.

Излюбленные занятия японских малышей – командные спортивные игры, эстафеты, хоровое пение.

Следовать «законам стаи» помогает также привязанность к матери. Ведь если нарушать коллективные нормы, «амаэ» сильно расстроится. Это позор не на своем, а на ее имени.

Итак, следующие 10 лет жизни ребенок учится быть частью микро-групп, слаженно работать в коллективе. Так формируется его групповое сознание и социальная ответственность.

Все начинается с семьи

Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома

Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.

Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.

Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.

Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

Усыпляющее устройство Сheero sleeping

Бессонница — настоящий бич современности, ей подвержены и взрослые и, к сожалению, даже дети. Если малыш слишком активен и ни в какую не желает отправляться в объятия Морфея, стоит включить ему эту японскую «усыплялку» — если, конечно, удастся разыскать ее за пределами страны-изготовителя.


digitaltrends.com

Лаконичное по форме устройство впишется в любой интерьер. Это одновременно ночник — он излучает мягкий и приятный свет, напоминающий Луну или свечи, издает успокаивающие звуки, которые навевают сон. Это еще и ароматизатор — в результате воздух становится свежим, а обстановка — убаюкивающей. Девайс пользуется популярностью в Стране восходящего солнца, но практически не известен в других странах.

Роль матери

Главная задача японской женщины – хранить очаг и быть хорошей матерью, причем материнство всегда ставится на первое место. Эта особенность заметна по тому, что во время приветствия японки говорят друг другу: «Здравствуйте мама Акио (или другое имя), как Ваши дела?»

Японские дети ласково называют мать «амаэ», выражая глубокую зависимость от самого важного человека

Развитие детей в японских семьях практически полностью возложено на мам. Отец принимает лишь частичное участие, особенно в «императорском» возрасте ребенка. Мамы же справляются со своей ролью, опираясь на столетние традиции. Плачущие дети здесь исключительная редкость, ведь «амаэ» старается сделать все, чтобы у малыша невозникло причин для недовольства.

В первый год мама носит кроху за спиной или у груди, для чего существуют специальные куртки с отделением для младенцев. Принято, чтобы младшие дети спали ночью в одной кровати с ней. Считается, что власть матери над детьми приводит к отчуждению, ее запрещено демонстрировать. Воля и желания ребенка выше всего. Если мама недовольна выбором или поступкам ребенка, она не говорит об этом прямо, но дает понять косвенно.

Маленькие японцы настолько боготворят мать, что в случае ее недовольства каким-то проступком чувствуют раскаяние и вину. Во время конфликта мать не отталкивает малыша, остается с ним рядом. Покровительство («амаэру») помогает наладить эмоциональный контакт. Однажды провинившись и увидев материнскую реакцию, малыш вряд ли захочет повторять свой проступок вновь.

Система воспитания «икудзи» из Японии

В Японии огромное значение имеет душевная близость мамы и ребёнка. Как только ребенок рождается, мать будет носить его на себе в слинге (приспособлении для ношения малыша) и спать рядом достаточно долгое время. Эмоциональный контакт основан исключительно на любви, нежности и терпении.

Для любой матери ее ребенок идеален. Пока он не достигнет возраста 5 лет, его абсолютно никто не ругает. Малыш незнаком с родительсткой ворчливостью и строгостью. Если определенное давление и оказывается, то исключительно в легкой форме. Это похоже на естественное воспитание, в каком-то детском раю. 

Жители Японии в воспитании своих отпрысков придерживаются принципа «икудзи». Это значит, что в первые годы жизни к ребёнку отношение такое, будто он к Бог, а позже – будто он слуга. Конечно, это образное сравнение. И удивительную вседозволенность, которая нас может сильно удивить, японцы не считают баловством. Они культивируют в ребенке чувство, что он любим и прекрасен. Иначе говоря, развивается «амаэ» — зависимость от любви близких. 

Суть этого принципа в том, что ребенок, будучи уверен в родительской любви, начинает тем беспрекословно доверять. Японские специалисты выделили непосредственную связь между поощрительным воспитательным методом и будущим поведением малыша. Встречая позитивное к себе отношение, ребёнок показывает меньше требований, капризов, агрессии. В противоположность этому методу строгий принцип усугубляет протеста. 

Воспитание, основанное на «икудзи», основано на том, что до 5 лет к малышу отношение как к Богу, а от 6 до 15 лет — как к слуге. А вот с 15 лет дети воспринимаются как взрослые люди. Иначе говоря, на начальном этапе малыша окружает всесторонняя поддержка и любовь. На втором этапе роста любовь не уходит, однако, ребенок теперь воспитывается в жестких правилах общества, так как ему необходимо будет социализироваться. На так называемой стадии «слуги» огромное значение имеет привязанность к маме, которую ребенок ни за что не захочет огорчить и станет пытаться находить верные жизненные решения. 

Кстати, в японских школах нет конкуренции среди детей, все учащиеся равны. Педагоги не делят школьников по уровню успеваемости, не говорят мама и папам, что их отпрыск слабо знает физику или плохо рисует. На соревнованиях и уроках физкультуры всегда побеждает команда и дружба. 

По достижении 15 лет ребенка воспринимают как взрослого члена общества. 

До 3 лет малышей не водят в детский сад. Ребенок активно контактирует с членами семьи. Следует отметить, что особое уважение к пожилым родственникам – это характерная черта японцев. 

А вот интересные результаты исследования методик воспитания из Японии и Европы. Мамы получили задание научить своих малышей строить пирамидку. Японские мамочки первым делом собрали пирамидку сами и только потом предложили ребенку повторить действие. Если попытки малыша были неудачными, мамы снова начинали собирать конструкцию. У мам из Европы методика была другая: они первым делом поясняли, как нужно соединять блоки, а уж потом предлагали проделать работу самостоятельно. Суть стратегии японских мам заключается в том, что они учат: «Делай, как делаю я».

Мамы из Европы предлагали лишь теорию без своего наглядного примера, призывая малыша выполнять сборку самостоятельно. Мы видим, что японский подход для детей более приемлем. Мама не заставляет что-то сделать, а личным примером стимулирует малыша выполнить желаемые действия. 

Японцы, прививая ребенку навыки жизни в обществе, большое значение уделяют тому, чтобы он научился уважительно и чутко относиться к переживаниям других людей. Для этого взрослые взывают к детским эмоциям. Если малыш ломает машинку, мать заметит, что ей больно и она станет плакать. Западная мама в аналогичной ситуации заметит малышу, его поступок — плохой, так как папе пришлось заработать денег, чтоб купить эту игрушку. 

Остается отдать должное воспитательной методике «икудзи», в основе которой заключаются безмерное родительское спокойствие, терпение и, конечно, любовь. Ведь они дают хорошие плоды в будущем.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Интересно знать

Учиться в Японии сложно, но весело. Ведь ученики имеют возможность развиваться гармонично, самостоятельно принимать решения и решать собственное будущее. Итак, образование в Японии, интересные факты:

  • В начальной школе ученикам не задают домашнее задание.
  • Начальное и среднее образование обязательное и бесплатное в государственных учреждениях.
  • Чтобы поступить в школу, нужно сдать экзамены, те, кто не смог пройти, могут попытать удачу в следующем году.
  • Школьницам нельзя красить волосы, носить макияж и украшения, кроме наручных часов. За внешним видом учеников в школах тщательно следят. Даже носки могут отобрать, если они не такого цвета, как нужно.
  • В школах нет уборщиков. Начиная с начальной, ученики после окончания занятий сами убирают классы и коридоры.

  • Также за каждой группой учеников класса закреплены свои обязанности. Есть группа, которая отвечает за уборку школьной территории, организацию мероприятий, здравоохранение и т. д.
  • В школах часто меняется состав учащихся, чтобы дети учились быстрее вливаться в коллектив. В высших учебных заведениях группы формируются согласно выбранным предметам для изучения.
  • «Система пожизненного найма». Образование в Японии знаменательно еще и тем, что многие вузы сотрудничают со старшими школами, принимая учеников с хорошими отметками. А над вузами стоят известные компании, которые принимают выпускников на работу. Японец, окончивший вуз, может быть уверен в будущем трудоустройстве и карьерном продвижении. Многие японцы проходят путь от младшего сотрудника до руководителя отдела/филиала и уходят на пенсию с чувством выполненного перед страной долга.
  • Каникулы длятся всего 60 дней в году.
  • В средней и старшей школе учреждена уникальная униформа.
  • Каждый учебный год начинается и заканчивается церемониями, на которых приветствуют новичков и поздравляют выпускников.

Детский сад изнутри

Стандартный день в детском саду начинается примерно в 9-10 утра и заканчивается примерно в 14 или 15 часов. Из-за этого короткого расписания для работающих полный рабочий день родителей невероятно сложно совмещать работу и уход за детьми.  Это очень широкое обобщение, но ожидается, что у детей есть бабушка или мать, которая работает неполный рабочий день.

Некоторые детские сады, наряду с подготовкой к школе, предлагают «внешкольные» услуги (保育| hoiku), такие, как плавание, танцы, боевые искусства, английский и т.д. Имейте в виду, места ограничены и заполняются очень быстро.

По правилам при возрасте детей до одного года один воспитатель должен приходиться максимум на трёх малышей. От одного года до двух лет – один воспитатель на шесть малышей, от трёх до четырёх – один воспитатель на 20 детей и старше четырёх – один воспитатель на 30 детей.

Общественный детский сад

  • Управляются местным административным правительством
  • 2-летняя программа (для детей от 4 лет)
  • Средняя плата за обучение составляет 223 364 иен в год.
  • Дети добираются с родителями
  • Учебный план ориентирован на автономию и независимость ребёнка

Частный детский сад

  • Управляются образовательными учреждениями или корпорациями социального обеспечения.
  • 3-летняя программа (для детей от 3 лет)
  • Средняя плата за обучение составляет 527 916 иен в год.
  • Дети ездят на школьном автобусе
  • Учебная программа ориентирована на образование

1000 иен = 705 рублей.

За опоздания штраф примерно одинаковый: 400-500 йен за полчаса (опоздание в 1-5 минут уже учитывается по электронному ключу).

Почему в Японии детям до 5 лет можно всё

Воспитание детей в Японии подразделяется на три этапа:

  1. До 5 лет — возраст «императора». Именно в это время ребёнку дозволяется практически всё.
  2. 6–15 лет — возраст «раба». Жизнь малыша кардинально меняется: он идёт в школу, где его ждёт строгая дисциплина и воспитание чувства коллективизма.
  3. После 15 лет — ребёнок становится «равным». Это долгожданный этап взросления, когда дети соблюдают общественные правила, но в то же время получают право на самовыражение.

Ребёнок до 5 лет в Японии — это император, которому дозволено всё

Получается, что пресловутое время «баловства», когда ребёнку позволено всё, длится всего лишь 5 лет. При этом нужно отметить, что современные японские родители отличаются от тех, что были несколько десятков лет назад. Раньше в семьях было больше детей, да и взрослые не были такими трудоголиками. Сегодня же некоторые японцы вообще предпочитают не заводить малыша, чтобы вести «свободную» жизнь. Однако представление о возрасте «маленького императора», в принципе, не изменилось.

Когда русские родители слышат фразу «ребёнку дозволено всё», то воображение сразу рисует картинку капризного карапуза, маленького беспредельщика, требующего в магазине у мамы очередную игрушку и, конечно же, он её получает. Однако не нужно забывать, что Япония — страна с особым этикетом и манерами. Здесь, кстати, есть свой аналог русской поговорки «Яблоко от яблони недалеко падает». Ведь дети всегда подражают поведению своих родителей, впитывают их мировоззрение, пресловутую вежливость и уважение к окружающим А японские взрослые, к примеру, уже годовалому крохе напоминают, что нужно поклониться, приветствуя человека, обязательно поблагодарить за подарок, извиниться, входя в чужой дом.

Японские дети с ранних лет впитывают национальную вежливость и уважение к окружающим

Возможно, в другом обществе метод вседозволенности и превратил бы ребёнка в маленького диктатора, но только не в Японии. То, что для наших, европейских, американских родителей кажется потаканием и отсутствием контроля, здесь является уважением к ребёнку, воздействием на него личным примером и обращением к чувствам.

В Японии маленького ребёнка воспитывает мама, папа же в его жизни появляется, по сути, лишь по выходным, на бабушек здесь детей никто не «вешает»

Мама с малышом очень много разговаривает, объясняет ценность семьи, учит уважать ценность других людей, их чувства, личные вещи

Если ребёнок что-то делает не так, женщина с улыбкой старается отвлечь его внимание. Не допускаются запреты: мама может лишь сказать «это опасно» (горячо, больно и т

п.). Ведь кроха ещё не умеет делать логических выводов. К примеру, если он разольёт кашу из тарелки, то крики взрослого, что теперь нужно будет всё убирать и заново варить еду, для него ничего не значат.

Если мама начнёт кричать, то ребёнок только усваивает, что побеждает всегда тот, кто взрослее и сильнее. Японцы полагают, что запреты и наказания в таком раннем возрасте приводят к развитию инфантильности во взрослой жизни, человек подсознательно будет стараться занять позицию подчинённого.

Если в России за провинность родители могут поставить ребёнка в угол или ещё как-то наказать, то в Японии такого не бывает. Мама, конечно, не будет гладить карапуза по головке, но и кричать, а тем более бить, никогда не станет. Поскольку женщина очень хорошо знает своего малыша (они неразлучны с рождения), она умеет тонко чувствовать его настроение, способна предугадать, что он собирается сделать в следующий момент. В зависимости от этого мама может предостеречь ребёнка от неправильного поступка. Но даже если это не помогло, малыш упал, обжёгся, испачкался, то женщина считает виноватой себя и извиняется перед крохой, что не уберегла его. Также она объясняет ребёнку, что ей больно оттого, что он её не послушал.

Мама-японка никогда не станет кричать, наказывать малыша — она его очень хорошо чувствует и старается предугадать его проступки

Японцы ценят семейные связи

Особенными жителей Японии делают тесные семейные связи между разными поколениями. Эта связь между пожилыми и молодыми людьми отличается более глубокой сострадательностью и заботой, чем в любом другом уголке мира. Престарелых людей здесь воспринимают как источник мудрости, заслуживающий особого внимания.

В свою очередь, пожилые люди проявляют по отношению к молодежи много терпения и любви. Старшие японцы выступают в роли наставников, а не критиков или палачей. Поэтому связь между разными поколениями такая гармоничная.

Японцы ценят всех своих родственников. Но в то же время у них существуют весьма строгие границы. Например, дедушки и бабушки считают неприемлемым брать на себя ответственность за воспитание ребенка только потому, что у его родителей не хватает на него времени. Родственные связи в Японии основываются не на обмене услугами, а, скорее, на убеждениях, что всему в этом мире отведено свое место.

Особенности воспитания младшего поколения в Японии

Японское общество живет, основываясь на многолетних традициях, которые прививаются с рождения. В современном социуме просматривается влияние западной культуры, но оно не затрагивает глубинных структур общества и выражается лишь в стремлении к модным европейским и американским тенденциям. Воспитание малышей проходит «по старинке», то есть так, как было заложено много лет назад.

Разделение по гендерному признаку – характерная черта японской методики воспитания. Подход к девочкам и мальчикам разный, а в полных семьях редко ограничиваются одним ребенком (обычно два и более). Понятия «брат» и «сестра» в японской семье заменяют на «старший (младший) брат», «старшая (младшая) сестра». Таким образом с детства закладывается уважение к вышестоящей по возрасту и семейному статусу персоне.

Мальчикам запрещен доступ на кухню, участие в хозяйственных делах. Сын – надежная опора семьи, мужчина, способный ее прокормить и защитить, преодолеть возможные трудности. В школьные годы нагрузка у мальчиков выше. После уроков они остаются на дополнительные занятия в клубах (наподобие российских кружков). Девочки ходят с подругами в развлекательные парки, болтают о своем, девичьем.

Мальчики и девочки

Традиции воспитания мальчиков и девочек в японском обществе отличаются. Сын – опора семьи. Воспитание личности будущего мужчины связано с традициями самураев, воспитанием мужества и умения переносить невзгоды. В Японии считается, что мужчине нечего делать на кухне, это дело женщин. Зато мальчикам полагается посещать после школы различные кружки и занятия, что не является нужным для девочек.
Основы воспитания японских детей – многочисленные традиционные праздники. Среди них и такие, которые можно позаимствовать любой стране: День физкультуры и День благодарности труду, День мам (аналог 8 марта) и День пап. А еще есть Праздник мальчиков и отдельный День девочек.
В день мальчиков изображения разноцветных карпов поднимаются в воздух. Почему именно эта рыба ассоциируется с мальчиками в Японии? Карп способен долго плыть против течения и это символ готовности будущего мужчины к преодолению трудностей жизни. Раньше этот день был днем посвящения в самураи. А день девочек несет иную символику: в этот день принято делать разноцветные красивые рисовые лепешки, похожие на тортики, украшенные фигурками императорской четы.

Философия «икудзи»

Главный воспитательный принцип в Японии носит название «икудзи». Он разделяет жизнь ребенка на несколько периодов, во время которых отношение к нему со стороны родителей и окружающих очень разное. Итак, ребенок:

До 5 лет – бог

С рождения к малышу относятся как к богу, всесторонне окружая заботой, любовью, потакая во всех капризах. Если он расшалился, вряд ли его сильно накажут или отругают.

Даже новорожденные редко плачут, потому что мама заранее знает, чего хочет ребенок, и спешит его успокоить. Такой подход на первый взгляд кажется вседозволенностью, но в понимании японцев они не балуют малышей, а дают им понять, что они хорошие и любимые несмотря ни на что.

С 6 до 15 лет – раб

С шестилетнего возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому.

В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.

Подросток уже становится полноценным членом коллектива, его мировоззрение уже сложилось, а перевоспитать будет сложно. С 15-летними уже обращаются как со взрослыми, дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

Философия «икудзи» может показаться парадоксальной: малыш, которому первые пять лет жизни разрешали все, вырастает ответственным, воспитанным членом общества, работающим во благо группы и страны в целом, без тени эгоизма. Но такая система отлично работает в Стране восходящего солнца благодаря сложившемуся там общественному строю.

В чем заключается главный принцип

Первые 5 лет жизни для ребенка не существует преград. Даже самые неловкие и абсурдные происшествия люди пропустят мимо и не обратят внимания, а может быть даже с умилением улыбнуться. Чего уж взять, мол, ребенок!

Принцип «до пяти лет, ребенок – царь» направлен на раскрытие творческого потенциала малышей, на раскрытие позитивной морали мира. Конечно, это связано и с религиозными аспектами.

Так, получается, что матери балуют своих детей, исполняя все прихоти, следуя постоянно за ребенком. И если чадо упало или поранилось, мама всегда будет винить в этом себя, за то, что не усмотрела.

Но так ли это хорошо отразится на воспитании ребенка? К пяти годам чадо становится невыносимо избалованным и не ведающем родительского авторитета.

Безусловно, родителям из России, с нашим менталитетом не стоит пользоваться данной методикой. Ведь следующий десяток жизни, ребенок проведет буквально в строгом режиме, под постоянные упреки матери.

В период с 5 до 15 лет дети из плаксивых и разбалованных карапузов постепенно превращаются в членов одной из наиболее дисциплинированных наций в мире. Вот она сила традиций, социума и менталитета.

К пятнадцати годам, подросток считается равным человеком, а главная цель – воспитание человека системы, достигается.

Конкретные ситуации, иллюстрирующие японский подход к воспитанию дошколят

Лучше осознать систему раннего воспитания ребёнка в Японии можно, рассмотрев конкретные ситуации:

  1. Мама с сыном приходят в парикмахерскую. Не выдержав скучного ожидания, пока женщина закончит свои процедуры, ребёнок начинает баловаться с кремами в баночках, открывать их и рисовать узоры на зеркале. Однако никто не делает замечания, все улыбаются.
  2. Малыш на улице садится в лужу и балуется там. Мама садится рядышком и начинает монотонно (без повышенных ноток) объяснять, что сидеть в луже нехорошо. Продолжаться это может очень долго, пока ребёнку самому станет скучно, тогда он выйдет из лужи.
  3. Ребёнок хочет погулять под дождём. Мама не ругается, а просто достаёт резиновые сапожки и плащ-дождевик.

  4. Малыш капризничает в поезде. Окружающие пассажиры не раздражаются, а с радостью приходят на помощь — развлекают ребёнка доступными способами.
  5. Карапуз сломал игрушечную машинку. Японка не станет читать нотаций о том, как много родителям пришлось поработать, чтобы купить её. Она просто скажет: «Не нужно больше так делать, ты делаешь игрушке больно».
  6. В книге Дж. Дэвиса, И. Осаму «Япония. Как её понять» описывается интересный эксперимент. Японских и европейских мам попросили вместе с ребёнком собрать пирамиду. Европейки начали подробно объяснять малышам, как это делается. У японок же была совсем другая тактика: вначале они сами всё собрали, на практике показывая крохам, как нужно делать. После этого процесс сбора повторился вместе с детьми. Если же возникал какой-то вопрос, всё повторялось сначала.
  7. Японский ребёнок по какой-то причине плачет:
    • мама старается рассмешить его разными способами;
    • ждёт, пока он устанет плакать, и тогда предлагает какое-то интересное дело;
    • берёт на ручки и ходит с малышом;
    • усаживает его в машину, и вместе они куда-то едут.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме

Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Что мы знаем

Итак, что же ставит в тупик европейцев, когда речь заходит о японских детях? Конечно же, основной принцип, по которому проходят их юные годы. Речь идет о том, что до пяти лет малыши живут как настоящие боги. Удивительно, но в этот период их ни в чем не ограничивают и не противоречат желаниям. Однако следующие десять лет своей жизни они проводят в положении, в литературе чаще всего называемом «рабством». И лишь достигнув пятнадцатилетнего возраста, подростки получают право считаться равными взрослым.

В таком изложении это все на самом деле выглядит, мягко говоря, удивительно. Но надо понимать, что мы смотрим на вещи со своей европейской колокольни.

На самом деле все эти «странности» направлены на то, чтобы воспитать наиболее полезного члена общества.

Рассмотрим систему более подробно.