Воображение и его роль в жизни человека

Связь воображения и творчества

Особенность процессов воображения заключается в том, что они не просто создают возможность к воспроизведению отдельных впечатлений человека в тех же формах и сочетаниях, в которых они были восприняты, а создают совершенно новые сочетания и формы. Именно в этой особенности и находит свое проявление глубокая внутренняя связь воображения и творчества, которое также имеет направленность на создание чего – то нового, уникального и неповторимого. Продуктом творчества могут выступать материальные ценности, научные идеи или художественные образы.

В мире существует огромное количество различных видов творчества: научное, техническое, литературное, художественное и т.д. Следует отметить тот факт, что ни одно из них невозможно без участия процессов воображения.

В процессе осуществления своей основной функции, которая заключается в предвосхищении того, что пока не существует в реальности, воображение способствует возникновению интуиции, догадок, озарения, как центрального звена творческого процесса.

Ученым и исследователям воображение помогает посмотреть на изучаемое явление под другим углом зрения, в новом свете. В истории науки присутствует множество примеров возникновения образов воображения, которые были в последствии реализованы в новые идеи, открытия и изобретения.

В процессе создания новых литературных произведений автор осуществляет процесс реализации в ловах образов своего эстетического воображения. Именно их яркость, широта и глубина охватываемых ими явлений окружающей действительности впоследствии и ощущаются читателями как что-то новое и неповторимое и вызывают у них чувства сотворчества.

Не следует забывать о роли творчества и воображения в педагогической деятельности и педагогическом творчестве.

Его особенность заключается в том, что результаты педагогической работы находят свое проявление не сразу, а с течением времени. В связи с этим необходимо представление их в виде модели формируемой личности ребенка, определенного образа его поведения и мышления в будущем. Именно этими особенностями педагогического процесса и обуславливается выбор определенных методов обучения и воспитания, необходимых педагогических требований и воздействий на ребенка.

У каждого человека имеются свои способности к творчеству, и они могут сильно отличаться. Формирование их определяется большим количеством факторов, к которым относят:

  • врожденные задатки;
  • особенности деятельности человека;
  • особенности окружающей среды и социума;
  • условия обучения и воспитания, которые оказывают влияние на развитие у человека уникальных особенностей психических процессов и качеств личности, способствующих творческим достижениям.

Свойства воображения как психологического процесса

Воображение является одним из важных объектов изучения в психологии. Учеными были выделены следующие его основные свойства:

  • интенсивность;
  • осмысленность;
  • целостность;
  • системность;
  • способность предвидения;
  • конструирование;
  • критичность;
  • точность;
  • устойчивость.

В воображении информация обрабатывается с помощью набора специальных приемов:

  • схематизация – выявление схожих признаков и сглаживание различий;
  • агглютинация – совмещение несоединимых качеств, свойств, характеристик. Пример – Минотавр, русалка, Сирин;
  • изменение размеров объекта в сторону увеличения или уменьшения. Пример –великан, гном;
  • заострение – подчеркивание и гиперболизация отдельных черт. Пример: трусость зайца, упрямство осла.

Функции воображения

Воображение играет в деятельности человека огромную роль, и речь идет не только о процессах познания или творчества. Можно сказать, что без воображения ни дом не построишь, ни суп не сваришь. О таком многоплановом участии этого психического процесса в жизни человека свидетельствуют его разнообразные функции.

Прогностическая функция

Предвидение возможных результатов деятельности считается основополагающей функцией воображения. Палеопсихологи предполагают, что именно эта функция лежит в основе возникновения не только воображения, но и образного мышления вообще. Кстати, в форме предвидения зачатки воображения есть и у высших животных. Люди, имеющие домашних питомцев, знают, что если кошка или собака не встречают пришедшего с работы хозяина, а прячутся, значит, они что-то натворили и предвидят реакцию человека.

Познавательная функция

Наряду с мышлением, воображение участвует в процессе обработки поступающей в мозг информации. Именно его заслуга в том, что мы можем сохранять в памяти, а потом воспроизводить образы при неполном знании. Например, достаточно силуэта, чтобы отличить изображение собаки от рисунка кошки. Мы можем увидеть человека вполоборота, а воображение дополнит недостающее, и в памяти сохранится целостный образ. Иногда, правда, наши представления об объекте весьма отличаются от самого объекта. И в этом тоже «заслуга» воображения.

Функция преобразования

Эта функция связана с операциями с образами и обеспечивает возможность другого очень важного процесса – творчества. Творчество – это, по сути, деятельность, связанная с воплощением в реальность воображаемых образов

Не только искусство и наука, но и вся продуктивная деятельность, значит, и развитие человеческой цивилизации опирается на эту функцию воображения.

Функция планирования

Воображение обеспечивает возможность не только предвидеть результаты деятельности, но и планировать эту деятельность, составлять своеобразную программу или схему, намечать путь, по которому мы можем прийти к поставленной цели.

Психотерапевтическая или компенсаторная функция

На уровне воображения человек может компенсировать то, чего ему не хватает в реальности. Мечты и грезы – это вид воображения, который приносят человеку чувство удовлетворения, хоть и не удовлетворяет никакие реальные потребности. Однако, представляя желаемое, мечтая о нем, человек снимает психическое напряжение, которое может привести к эмоциональному срыву. Воображение в данном случае не решает возникшие перед человеком проблемы, но помогает принять ситуацию, которую он не может изменить, или избавиться от навязчивых гнетущих мыслей и переживаний.

Это лишь самые основные функции воображения. На самом деле, без него не обходится ни одно проявление психической деятельности:

  • Воображение делает возможным сопереживание, сострадание, так как мы можем представить эмоции, которые переживает другой человек.
  • Регулирует наше поведение, подкидывая нам приятные или неприятные образы, «предупреждая» о возможных последствиях поступков.
  • Просто делает нашу жизнь более яркой, полной и объемной.
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/
  • https://psychologist.tips/835-voobrazhenie-chto-eto-v-psihologii-ego-svojstva-i-funktsii.html

Понятие о воображении

Суть воображения заключается в том, что через него трансформируются прежние представления и знания о вещах и явлениях и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе работы как предчувствие результатов человеческой деятельности и развилось в работе, особенно в творчестве.

Особенность воображения как формы отражения реальности состоит в следующем:

  1. Воображение — это умственное достижение, выходящее за рамки того, что непосредственно воспринимается человеком.
  2. Воображение способствует предвидению будущего.
  3. Воображение «оживляет» то, что было раньше.

Основная ценность воображения заключается в том, что без него вся человеческая работа была бы невозможна, так как невозможно работать, не представляя промежуточного и конечного результата.

Поэтому процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет себе, что он сделает и как он это сделает. Таким образом, он заранее создает образ материальной вещи, которая будет произведена в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее воображать конечный результат своей работы, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, которая порой бывает очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нейронных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. В результате получаются изображения, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и они не отделены от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями позволяют предположить, что его физиологические механизмы расположены не только в коре головного мозга, но и в его глубоких отделах. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время изображения, появляющиеся в мозге, оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы и изменяют их функции.

В этом отношении воображение наиболее тесно связано из всех психических процессов с органическими процессами и допускает их влияние (частота пульса, изменение дыхания, бледность лица, расширение зрачков, проявления различных заболеваний и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет контролировать органические процессы, делает их доступными для обучения и развития (самоназвание на основе создания образов, в том числе работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не оторваны от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями свидетельствуют о том, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубокими структурами мозга. В частности, важную роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

В силу особенностей физиологических систем, ответственных за это, воображение в определенной степени связано с регуляцией органических процессов и движений и влияет на многие органические процессы (функции желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и т.д.). Воображение влияет на моторные функции человека (представьте себе, что во время соревнований мы бежим по трассе стадиона, и на оборудовании вряд ли будут регистрироваться заметные сокращения соответствующих групп мышц).

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регулировании человеческих телесных процессов, так и в регулировании мотивированного поведения человека.

Общепринятое понятие

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.


Воображение помогает каждому человеку передать свое представление об окружающем мире. Это человеческая способность, которая позволяет передавать информацию в виде образов

Родственный термин «ментальные образы», может использоваться в психологии для обозначения процесса возрождения в памяти. Воспоминаний объектов, ранее представленных в чувственном восприятии.

Поскольку использование этого термина вступает в противоречие с употреблением обычного языка, некоторые психологи предпочитают описывать этот процесс как «воображение» или «образ», или называть его «репродуктивным», а не «продуктивным» или «конструктивным» воображением.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Функции воображения

Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:

  1. Познавательная. Это функция и мышления, и воображения. Способствует расширению кругозора, получению новой информации и знаний, составлению плана действий в незнакомой ситуации. Учит человека руководствоваться догадками, рассуждениями соображениями.
  2. Функция прогнозирования. Человек может представить, что последует за его действиями. Этот вид воображения участвует в формировании мечтаний и грез.
  3. Понимание. Проявляется в возможности предположить, что чувствует и переживает другой человек в той или иной ситуации, какие у него сейчас эмоции и ощущения. Этот тип воображения чем-то похож на эмпатию. Он позволяет заглянуть во внутренний мир собеседника и понять, что его волнует в данный момент.
  4. Защита. Когда человек проигрывает в уме какую-то ситуацию, возможный исход событий или последствия своих действий, он может предупредить неприятности, защитить себя от проблем.
  5. Саморазвитие. Эта функция воображения помогает фантазировать, придумывать что-то новое, творить.
  6. Воспоминания. В подсознании всплывают образы из прошлого.

Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.

https://youtube.com/watch?v=ypvEpJQcs_g

Что дает воображение человеку

Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:

  • помогает в общении с другими людьми;
  • дает возможность визуализировать цель;
  • способствует развитию творческих талантов;
  • участвует в принятии решений и создании новых идей;
  • помогает мысленно воссоздать образ предмета или явления, который вы никогда не видели.

Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.

А нужно ли воображение ребенку? Ответ однозначный: да. Без него невозможно полноценное развитие. Первые несколько лет жизни ребенок изучает мир вокруг него. И если по каким-либо причинам у него не работает в полную силу воображение, тормозится формирование важных способностей.

Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.

Воображая будущее

Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень.

Исаак Бабель

Человек — единственный, кто воспринимает время. Более того, будущее для нас в приоритете над настоящим. Мы сохраняем себя сегодня ради завтрашнего дня. При неуверенности в будущем человек испытывает стресс, вне зависимости от того, насколько благополучно все в настоящий момент.

Людей пугает неизвестность: что ждет за поворотом, за закрытой дверью, завтра. На этом построены фильмы ужасов. Жуть охватывает героя, когда он, например, слышит шаги за дверью и не знает, кто это может быть — Дед Мороз с подарками или маньяк.

Будущее еще не наступило, его можно только вообразить. Люди, способные вообразить «прекрасное далеко», чувствуют себя комфортно. Но многие не могут, испытывают тревогу и заражают ею окружающих. Происходит эмоциональное заражение. Как устоять перед ним?

Люди, которые в состоянии вообразить завтрашний день, испытывают меньший стресс. Их иммунная система хорошо работает. Медицина уже признала, что хорошее настроение стимулирует иммунитет, а подавленное состояние и особенно длительные стрессы его резко снижают.

Известны исторические личности, которые не заболевали, когда вокруг был мор. Все знают Нострадамуса как предсказателя. Мало кто знает, что он был гениальным врачом. Нострадамус лечил людей во время эпидемии бубонной чумы и не болел сам. У него была другая биология? Нет, этот феномен связан с другим состоянием психики. Способностью иметь наивысший иммунитет при прочих равных условиях. Как такого феномена достичь всем остальным?

Человек воспринимает жизнь чувственно и сознательно. Наши чувства имеют форму — воображение. Одного не бывает без другого: воображения не бывает без чувств, а чувство всегда создает образ.

У людей, у которых по тем или иным причинам нет сильных переживаний: не развиты чувственно или не позволяют себе проявлять чувства вследствие ложных установок, нет способности вообразить будущее. В обычных обстоятельствах такие люди проживают унылую жизнь.

Когда нет воображения — все вокруг уныло, как поздняя осень. А когда происходит глобальный катаклизм, как сегодня, а им нечем вообразить завтрашний день, возникает сверхстресс, который истощает нервную систему, тянет вниз иммунную. Они становятся легкими жертвами любого внешнего воздействия, в том числе инфекции.

Чтобы этого не происходило, надо развивать воображение, чувственность. Как это сделать? Очень простой рецепт — чтение классической литературы. Проверенное временем письменное слово возбуждает яркие чувства, создает особые ассоциативные ряды. Слово — это смысл, и на каждый смысл, каждое слово у нас возникает образ. Образы, воображение, чувственность и уверенность в завтрашнем дне — вот и все, что нужно для стрессоустойчивости.

Наш далекий предок выжил в первобытной саванне с помощью воображения. Развитое воображение поможет преодолеть нынешний переходный период. В ближайшем будущем человечество ожидает новый мир с возможностями, которые могут представить себе только люди с развитым воображением.

Список литературы:
1. Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества.
2. Скачкова Д. К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании.

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Воображение: это что за способность

Воображение происходит в сознании человека, где усваивается полученная свежая информация из разных источников — книг, фильмов, сериалов, опыта повседневной жизни, а также перерабатывается в новые образы, созданные представлением. А также эти знания помогают индивидууму создавать целые миры.

Для достижения цели вначале необходимо представить в воображении как, и какими путями её осуществить. Все изобретатели и представители искусства перед созданием чего-либо сначала составляли мечту о цели и после представляли, как шаг за шагом её осуществляют. Именно так они творили шедевры. Воображению для создания чего-то нового требуется упорство и трудолюбие человека.

Интересные факты

Воображение лучше знания, говорил гений физики Альберт Эйнштейн. Потому что в воображении можно придумать вещи, что потрясут и изменят мир. За один день в сознании человека происходят и создаются образы в количестве более 1 тыс. раз.

Не все из этих образов личность запоминает, но из 1 тыс

выбирается подсознанием самое важное и интересное представление. Этот запомнившийся образ становится идеей не покидающей сознание долгое время

Например, Леонардо да Винчи перед созданием портрета Моны Лизы имел в сознании множество образов, но остановился на самом мощном, а поэтому и создал известный всему миру шедевр, а не что-то иное.

Интеллектуальные операции

Французский психолог и педагог Т. Рибо, был одним из первых ученых, кто изучал интеллектуальные операции и их процессы. Ученый выделял две основные операции: ассоциацию и диссоциацию. 

Диссоциация характеризовалась как отрицательная и подготовительная операция. Данный опыт раздробляется чувственно в ходе этой операции. Результатом такой предварительной обработки опыта является формирование способности вхождения его элементов в новое сочетание.

Невозможно представить творческое воображение без предварительной диссоциации. В этой связи первым этапом творческого воображения, подготовки материала является диссоциация. Если диссоциация невозможна, то это станет основным препятствием для творческого воображения.

Элементы вычлененных единиц образов могут создавать целостный образ. В этом заключается главная функция ассоциации. 
Ассоциация выступает как начало новых сочетаний, новых образов. Кроме указанных операций есть и другие, как, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Как проявляется воображение

В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.

Для активного воображения это:

  • Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
  • Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
  • Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.

Пассивное воображение проявляется как:

  • Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
  • Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
  • Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.

Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.

Воображение в психологии

Человеческий мозг способен не только воспринимать и запоминать информацию, но и проделывать с ней всевозможные операции. В давние времена первобытные люди сначала были полностью похожи на животных: они добывали еду и строили примитивные жилища. Но человеческие способности развивались. И в один прекрасный день люди поняли, что голыми руками охотиться на зверя гораздо труднее, чем с помощью специальных приспособлений. Почесав затылок, дикари сели и придумали копьё, лук и стрелы, топор. Все эти предметы, перед тем как были созданы, воплотились в виде образов в человеческом мозге. Такой процесс и называется воображением.

Кроме того, определение воображения в психологии можно сформулировать и по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своём сознании, удерживать его образ. Часто воображение путают с восприятием. Но психологи утверждают, что эти познавательные функции мозга принципиально разные. В отличие от восприятия воображение создаёт образы, опираясь на память, а не на внешний мир, также оно является менее реальным, так как часто содержит элементы мечты и фантазии.

Виды воображения. Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активностисоздания человеком новых образов и осознанности этих образов:

А) Непроизвольное или пассивноевоображение – новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы. Образы во сне

рождаются непреднамеренно характерными длясновидения являются: · чувственная достоверность;

· невероятная причудливость,

· необычность связей и сочетаний образов;

· явная связь с насущными потребностями человека.

Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинация— это тоже пассивное, непреднамеренное воображение.

Галлюцинации бывают:

· слуховые

(больной слышит голоса, музыку, звуки). Это психичексое расстройство часто возникает на почве алкоголизма;

· зрительные галлюцинации

(обычно возникают при таких болезнях как эпилепсия, а также у алкоголиков дошедших до состояния белой горячки).

Грёзы

это пассивное, но преднамеренноевоображение. Это мечты не связанные с волей, направленной на их выполнение.

Б) Произвольные или активное воображение –это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью, в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на:

· воссоздающее, или репродуктивное воображение

– это построение предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.Суть воссоздающего в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что сообщают другие люди,

· творческое воображение– это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Роль творческого воображения огромна: создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Ещё один вид творческого воображения – фантазия илимечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относятся сказочно-фантастические и научно-фантастические образы.

Два вида творческой фантазии:

· конкретный (образный):

· абстрактный (логический):

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы. Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего; соответственно этому существуют многообразные виды воображения – более конкретного и более абстрактного. Различие конкретного и абстрактного воображения является различием тех образов, которыми оперирует воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами – схемами, символами (в математике). Абстрактное и конкретное воображение не являются при этом внешней полярностью; между ними существует множество взаимопереходов.

В) Продуктивным называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения вообще ничего нового нет. При желании его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения и его продукта нив коем случае не сводится.

Г) Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё же напоминают нечто, кем — либо уже сделанное (сотворённое).

Подведение итогов

Воображение — присущая только человеку возможность создания новых образов. Оно бывает разных форм и видов, которые помогают нам мыслить расширенно и глубоко. Оно помогает человеку быстро принимать решения в трудные моменты жизни. Мечты помогают нам достигать целей. И самое главное, благодаря развитому воображению, наша жизнь становится ярче и интереснее.

  • https://psychologist.tips/837-vidy-voobrazheniya-v-psihologii-osobennosti-i-kratkaya-harakteristika.html
  • https://studopedia.ru/4_97672_vidi-voobrazheniya.html
  • https://studopedia.ru/15_29924_promezhnost.html
  • https://nina-blog24.ru/chto-takoe-voobrazhenie/