Валентина караваева

Разбитая мечта

 Понравилась лента не только простым зрителям. Валентине именно за ее Машеньку вручили Сталинскую премию. Двадцатиоднолетней актрисе Сталин сам пожал руку. Вполне возможно, что это и спасло в дальнейшем ей жизнь.

Однако счастье Караваевой длилось недолго. Прошло всего несколько месяцев после награждения. В 1944 Валентина попала в автоаварию по дороге на съемки новой картины «Небо Москвы».

При столкновении машины с трамваем водитель погиб. Актриса осталась жива, однако от подбородка до уха у нее протянулся страшный шрам. Лицо привлекательной прежде девушки осталось изуродованным.

Это исключало возможность киносъемок. Оставались лишь эпизодические роли. После Победы Караваевой удалось устроиться в театр имени Моссовета. Роли там ей давали далеко не второстепенные.

Но надежды возвращения прежнего лица исполнительница не оставила. Ей ничем не могли помочь специалисты отечественные. Однако в это время Валентина познакомилась с британским дипломатом Джорджем Чапменом.

Тому давно нравилась веселая обаятельная девушка из картины «Машенька». Даже со шрамом он ее узнал. Поженились молодые люди в 1945. Памятуя о премии, Сталин дал отчаявшейся личное разрешение на выезд.

Театр одного актера и смерть в одиночестве

Однако и в Советском Союзе Караваева счастья не нашла. Режиссеры доверяли ей только эпизоды, поэтому Валентине не оставалось ничего другого как стать мастером дубляжа. Голосом актрисы заговорили многие заграничные звезды: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Ингрид Бергман. Но Караваева по-прежнему мечтала о больших ролях. По свидетельствам Эльги Лындиной, Валентина Ивановна стала разыгрывать сценки из классических пьес у себя дома, воображая перед собой полный зрительный зал. Свои домашние спектакли Караваева снимала на маленькую любительскую камеру. Получалось почти настоящее кино.

В этой же самой квартире Валентина Ивановна и закончила свои дни. Как указано в книге Веры Васильевой «Золушка с Чистых прудов», тело Караваевой случайно обнаружили соседи. Предположительно, артистка умерла в конце декабря 1997 года. Поэтому на надгробном памятнике Караваевой значится не дата ее смерти, а дата погребения — 12 января 1998 года.

Дата смерти неизвестна

Так прошли ее последние годы. Но «последние» — это три десятка лет! Практически в одиночестве, без социума. В крошечной квартире, где самой большой ценностью оказались километры отснятой кинопленки…

Параджанов, использовавший уникальные кадры в своем фильме об актрисе, говорил потом, что, играя и снимаясь, хоть и дома, Караваева каждый день реанимировала сама себя. Чтобы не сойти с ума. Не спиться. Не покончить с собой (достаточно одной попытки и клинической смерти).

Но ведь такое существование и было сумасшествием… Почти 30 лет Валентина Ивановна медленно умирала. И никому до нее не было дела.

Брак с британским миллионером

В течение нескольких лет Валентина Караваева безуспешно просила хоть какую-то роль. Актрисе выделили комнату в гостинице, но работы для нее не было. Но потом судьба девушки приняла неожиданный оборот. В 1945 году у Валентины начался роман с Джорджем Чапменом — атташе британского посольства.

Точно неизвестно, как они познакомились. По одной версии, во время официального приема в британском посольстве. По другой, Чапмен искал с ней знакомства после просмотра «Машеньки». Третья версия гласит, что атташе увидел Валентину в гостинице «Москва» с забинтованным лицом и влюбился в ее глаза.

Как бы там ни было, спустя месяц ухаживаний состоятельный аристократ сделал актрисе предложение. Валентина согласилась, хотя в те времена это легко могло стать поводом для ареста.

Вскоре девушку вызвали на Лубянку. Валентина провела там несколько часов, после чего ее отпустили. Это стало поводом для слухов, будто артистку завербовали советские спецслужбы.

После этого в судьбе Караваевой будто снова началась белая полоса. Мало того, что им с Чапменом позволили пожениться, кинозвезду пригласили в Театр Моссовета сыграть роль Нины Заречной в спектакле «Чайка». Ту самую роль, которая была практически смыслом жизни для Караваевой.

Репетиции постановки шли с трудностями. Валентина Ивановна отлично справлялась со своей работой, но часто спорила с режиссером и говорила коллегам, как лучше играть их персонажей.

Тем не менее премьера, состоявшаяся 9 мая 1945 года, прошла триумфально. Валентину Ивановну называли гениальной актрисой и лучшей Ниной Заречной в истории. Однако сама Караваева не была до конца удовлетворена — она хотела воплотить Нину Заречную на большом экране.

Биография

В 1940 году Валентина Караваева окончила актёрскую школу при киностудии «Мосфильм», мастерская Ю. Я. Райзмана. Юлий Райзман взял её на главную роль в своем фильме «Машенька». После выхода фильма, в 1943 году, вся съёмочная группа получила Сталинскую премию второй степени, и Караваева в 21 год стала самым молодым её лауреатом.

В 1944 году по пути на съёмки нового фильма Юлия Райзмана «Небо Москвы» Караваева попала в автокатастрофу — автомобиль на скорости столкнулся с трамваем. Водитель погиб, а у Валентины Караваевой остался ужасный шрам, протянувшийся от уха до подбородка. Её лицо осталось изуродовано и это навсегда отлучило её от возможности сниматься в кино, за исключением одной небольшой роли и двух эпизодов.

Деревня Мазово. Август 2013 год. Автор Горбушин Алексей (сын Горбушина Александра Петровича). На видео присутствуют: Горбушин Алексей Алия Кагирова Сергутина…Все видео

В 1944—1945 — актриса театра им. Моссовета.

В 1945—1950 — выйдя замуж за английского атташе Джорджа Чапмена, жила в Великобритании и Швейцарии, организовала театр при русской общине в Женеве, где играла и ставила спектакли.

В 1950—1951 — После неудачной пластической операции в Швейцарии развелась с мужем и вернулась в СССР. Работала актрисой драматического театра на родине, в г. Вышний Волочёк.

В 1951—1953 — актриса Московского театра им. А. С. Пушкина.

В 1954—1957 — актриса Театра-студии киноактёра.

С 1957 года актриса киностудии им. М.Горького. В 1957 году сыграла в эпизодической роли в экранизации повести Николая Атарова «Повесть о первой любви» (реж. Василий Левин), в титрах фильма её фамилия не указана. Затем лишь через шесть лет в 1964 году Эраст Гарин пригласил Караваеву на съёмки экранизации пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», в которой актриса ярко сыграла острохарактерную роль Эмилии. Последнее появление актрисы на экране состоялось в 1968 году — в крошечном эпизоде фильма Моисея Калика «Любить».

C 1969 года работала над дубляжом картин. Голосом Караваевой дублированы голоса актрис Бетт Дэвис («Всё о Еве»), Марлен Дитрих («Свидетель обвинения»), Грета Гарбо, Настасья Кински («Тэсс»), Арлетти («Дети райка»), Ингрид Бергман («Осенняя соната»).

Последние годы актриса вела буквально нищенское существование. Иногда удавалось поработать на дубляже, что-то платили из жалости в Театре киноактёра. Режиссёры не приглашали сниматься — и тогда она сама стала снимать кино. Двадцать с лишним лет Караваева играла перед любительской кинокамерой, звук записывала на допотопный катушечный магнитофон. Для роли Нины Заречной в «Чайке» она сделала себе чайку — птицу из проволоки, бумаги и перьев. Одни и те же роли она играла на протяжении двадцати с лишним лет. В 2000 году режиссёр Георгий Параджанов снял документальный 36-минутный фильм «Я — Чайка». Тайна жизни актрисы Караваевой», в котором использовал эти плёнки.

Точная дата смерти не известна. Тревогу забили соседи, когда в доме прорвало трубу, а из квартиры Валентины Караваевой никто не вышел.

Валентина Караваева похоронена на Хованском кладбище Москвы (надпись на могиле «Чапмен-Караваева Валентина Ивановна 21.05.21 — 12.01.98 гг Незабвенная Машенька»).

Караваева — прототип главной героини романа Юрия Буйды «Синяя кровь» (2011), актрисы по имени Ида Змойро. В романе воспроизведены многие подробности жизни Караваевой (съемки в «Машеньке», Сталинская премия, автокатастрофа и шрам, замужество за английским дипломатом, работа в дубляже, самодельные фильмы).

Бедная семья и коварный недуг

Валентина Ивановна появилась на свет в мае 1921 года. Родные места – Тверская губерния, небольшой городок Вышний Волчек. При рождении девочку нарекли Аллой. Она росла своенравным ребенком и уже в пять лет придумала себе новое имя – Валя. Родителям объяснила, что оно больше подходит для актрисы, а ею она станет непременно.

Отец с матерью удивлялись, откуда у дочери такое рвение играть в театре и сниматься в кино. Ведь никто из близких не принадлежал к миру искусства. Семья жила крайне бедно, не всегда была возможность купить продукты, необходимую одежду, древесину, для растопки печи в бараке. Это привело к тому, что десятилетняя Валюша заболела туберкулезом.

Врачи старались победить коварный недуг, однако малышка “угасала” на глазах. В палате находились другие больные, но только одна сердобольная соседка постоянно подбадривала девочку. Чтобы её утешить, подарила томик А.П. Чехова. Когда Вале становилось легче, она читала пьесу “Чайка”, восхищаясь героиней и представляя себя Ниной Заречной. С тех пор Караваева была уверена – она Чайка и в этом её счастье.

Благодаря книге Валя воспряла духом. Даже бросила вызов болезни, уверенная в том, что обязательно выздоровеет. Ведь теперь она знала, ради чего стоит жить и смело шла к цели. Через время Караваева действительно пошла на поправку. Создается такое впечатление, что “Чайка” помогла девочке преодолеть все невзгоды.

Побег в Москву

К пятому классу Валентина уже твердо решила, что ей больше нечего делать в обычной школе. Она захотела получить актерское образование. Для этого школьница начала разыгрывать дома всевозможные сценки, заучивать стихи, петь песни, параллельно рассылая в театральные школы страны письма с просьбой принять ее на обучение.

По легенде, 14-летняя Валентина даже отправила письмо Сталину, и в ответ ей пришло приглашение в киношколу при «Мосфильме». Сегодня уже неизвестно, насколько эта версия правдива, но Караваевой действительно удалось добиться своего.

Она написала родственникам прощальную записку и сбежала из дома в Москву. Там ее приняли в киношколу, выделили стипендию и общежитие.

На каждом занятии Валентина выкладывалась на полную, чем поразила своего преподавателя, режиссера Юлия Райзмана. Тихая и неприметная ученица будто превращалась в другого человека, когда выходила на сцену. Она с воодушевлением играла на репетициях любых персонажей. Очень скоро ей стали давать эпизодические роли в кино.

Шанс на счастье

 Повсюду шептались, что брак заключен только из-за выгоды: актрисе необходима пластическая операция за рубежом.  Советская Золушка сумела организовать при русской общине в Женеве театр, для которого сама ставила пьесы и играла.

Валентина не один раз обращалась за границей к специалистам. Но и там ничего не вышло. Даже лучшие хирурги разводили руками. Пострадавшее лицо подкорректировать удалось лишь слегка.

Отчаявшаяся Караваева решилась на возвращение. Супругу тщетно отговаривал любящий муж. Он уверял ее, что ее поступок подобен смерти. Но оставшаяся без ролей и без надежды исполнительница ничего не желала слушать.

В начале пятидесятых Валентина вернулась в СССР. После развода в 1950-1951 она оставила себе фамилию Чапмен.

Роковая авария

Вскоре после «Машеньки» Юлий Райзман пригласил актрису в свой новый фильм «Небо Москвы». Съемки проходили в городе Куйбышев. Поскольку теперь Караваева уже была звездой, на работу ее возил автомобиль с водителем.

Во время очередной такой поездки машину занесло, и она влетела в трамвай. Шофер скончался, а Валентина Ивановна получила множество травм.

Врачам удалось спасти девушку. Очнувшись на больничной койке, актриса обнаружила, что ее лицо полностью забинтовано. Доктор сказал Караваевой, что она не сможет иметь детей, но эту новость она будто пропустила мимо ушей. Валентина только спросила, сможет ли она сниматься в кино. Но четкого ответа не последовало.

Когда бинты сняли, стало понятно, в чём дело. На щеке Караваевой остался большой шрам от уха до подбородка. Артистка легла на операцию, чтобы скрыть след от раны, но это не принесло существенного результата. Валентина Ивановна утратила работу на киностудии.

Забвение

Ее еще пару раз пригласили на эпизодические роли, и на том всё закончилось. А в конце 70-х закончилась и ее карьера в дублировании зарубежных фильмов. Для некогда знаменитой «Машеньки» наступило забвение.

Артистка осталась практически без средств и вела затворнический образ жизни. Постепенно она распродала все наряды и украшения, которые ей когда-то подарил Чапмен. Из-за ее сложного характера у нее не осталось друзей. Но она по-прежнему была одержима идеей сыграть в кино Нину Заречную. Караваева решила самостоятельно снять «Чайку».

На оставшиеся средства она купила любительскую камеру, переоборудовала собственную квартиру в импровизированную студию, пошила костюмы и начала снимать. Сама играла все роли, сама проявляла пленку, она бесконечно переснимала различные сцены, пытаясь сделать всё идеально.

Валентина Ивановна занималась этим на протяжении последних 22 лет своей жизни. По свидетельствам соседей, из однушки актрисы постоянно было слышно, как она репетирует какие-то реплики.

Она скончалась в декабре 1997 года. Точная дата осталась неизвестна. Когда в доме Караваевой прорвало трубу, работники коммунальных служб вскрыли квартиру 76-летней актрисы. Валентина Ивановна лежала на полу залитой водой комнаты, она была облачена в сценический наряд, а вокруг плавали обрывки кинопленки. Над головой женщины висела бумажная чайка.

Начало пути

Уроженка подмосковного Егорьевска появилась на свет в 1951 году, 22 декабря. В детстве она даже не помышляла о профессии актрисы. Ее семья была далека от этого, да и своего театра в городе не было. Но зато Валентина Карева очень любила смотреть кинофильмы, представляя себя на месте любимых персонажей. По окончании школы темноволосая красавица рискнула поступать в театральное училище и с первого раза стала студенткой знаменитой “Щуки”. Ее педагогом являлась Т. К. Коптева.

С 1973-го жизнь начинающей актрисы связана со столичной сценой. Ее пригласили в легендарный театр имени Моссовета. В то время на его подмостках блистали Ростислав Плятт и Любовь Орлова, Фаина Раневская и Вера Марецкая. Их будущая знаменитость считала своими главными учителями. Несмотря на звездный состав труппы сегодня (Александр Домогаров, Екатерина Гусева, Ольга Кабо), Валентина Карева полагает, что театр не дотягивает до 70-х. Тогда актерам предлагался другой, более сложный материал.

Не о такой славе мечтала

История жизни и смерти Валентины Караваевой стала известна в конце 1990-х — начале 2000-х, и у всех, помнится, вызвала шок: поверить в нее было почти невозможно, казалось, это плод чьего-то больного воображения. Спустя год после ухода актрисы Глеб Скороходов посвятил ей передачу. Даром что ни ему, ни Виталию Вульфу она так и не дала интервью. Как ни просили.

А Георгий Параджанов, попавший в «нехорошую» квартиру вскоре после похорон Валентины Ивановны, сделал о ней документальный фильм. Так Караваева спустя несколько лет после смерти снова обрела известность. Но разве о такой славе она грезила?

Успех в театре и личной жизни

Несмотря на изуродованное лицо, Караваева решила во что бы то ни стало продолжать заниматься любимым делом. И ей это удалось. Валентину приняли в театр Моссовета, на сцене которого она осуществила свою давнюю мечту – исполнила роль Нины Заречной в чеховской «Чайке». Но Караваева успела сыграть всего в 5-ти спектаклях.

В 1945 году на одном из приемов актриса познакомилась с британским дипломатом Джоржем Чапменом. Тот будто не замечал уродливого шрама на лице актрисы. Их отношения развивались стремительно. В мае того же 45-ого года влюбленные поженились. Сталин не забыл Машеньку в исполнении Караваевой и дал разрешение на выезд супругов.

Детство и семья

Валентина Караваева родилась в 1921 году в деревне Бузолево. Вскоре после ее появления на свет Караваевы переехали в Тверскую область в город Вышний Волочек. Зачастую многие биографы рядом с именем «Валентина» указывают в скобках «Алла». Дело в том, что именно так на самом деле и звали актрису. Переименовала она себя сама, когда ей едва исполнилось 5 лет. Уже тогда Алла мечтала о сцене и сказала матери, что имя Валентина больше подходит для артистки.

Неизвестно откуда взялась у Валентины такая одержимость театром. Ее родители никакого отношения к искусству не имели. Сама актриса утверждала, что она из рабочей семьи. Однако в действительности, как пишет Эльга Лындина в своей книге «Актеры нашего кино», отец Караваевой был священником. Он рано умер, и его супруге пришлось самой обеспечивать своих детей.

Личная жизнь

В 1944 году в тыловом Куйбышеве Караваеву, самого молодого лауреата Сталинской премии в СССР, персональный водитель вез на съемки следующего художественного фильма Райзмана «Небо Москвы». На полном ходу автомобиль врезался в трамвай. Шофер погиб, а актриса попала в госпиталь, в котором лечили раненых бойцов Красной армии.

Когда Валентина пришла в сознание, врачи сообщили пациентке, что детей она иметь не сможет. Но девушку волновало не продолжение рода, а возобновление артистической карьеры. К несчастью, на лице Караваевой остался шрам, поставивший крест на честолюбивых мечтах. Она обивала пороги киностудий, но везде получала отказы.

Приобретенный дефект внешности, многолетний роман с полковником Александром Константиновичем, фамилия которого в мемуарах не сохранилась, и «железный занавес» не помешали актрисе выйти замуж за английского дипломата Джорджа Чапмена и уехать с супругом в Великобританию. Существует версия, что на изменения в личной жизни Валентину подтолкнули органы государственной безопасности, и за рубежом артистка выполняла секретное задание.

Валентина Караваева со шрамом после аварии

Конечно, Караваева писала просительные письма в Кремль. В первом умоляла выпустить ее за границу, чтобы при помощи европейской медицины ликвидировать шрам и вновь служить советскому кинематографу. Во втором, с мольбой о возвращении, каялась в ошибках и обличала капитализм. К метаниям Валентины советское правительство отнеслось удивительно лояльно, удовлетворив обе просьбы. Для не менее известной артистки Зои Федоровой роман с американцем в те же годы вылился в отбывание наказания в сталинских лагерях.

Вопреки ожиданиям актрисы, лечение на деньги мужа в лучших клиниках Женевы не только не избавило ее от шрама, но и частично парализовало лицо. С тех пор Караваева на все фото снималась в единственном ракурсе, при котором косметический дефект не был виден. Наряды, украшения и даже собственный мини-театр, организованный Валентиной с русскими эмигрантами, не смогли примирить артистку с оторванностью от советских зрителей. Возможно, окончилось выполнение секретной миссии.

Несмотря на мольбы Джорджа, Караваева в начале 50-х годов XX века вернулась в СССР. Последним подарком супруга, убежденного, что в Советском Союзе Валентину будут пытать, и через 2 года после ее отъезда погибшего в автокатастрофе, стали 2 капсулы с ядом. Когда бывшая звезда убедилась в невостребованности на родине, то выпила ядовитое зелье. Однако врачи в третий раз спасли Караваевой жизнь.

Валентина Ивановна не утратила умения писать просительные письма. Благодаря посланию, адресованному Фурцевой, постаревшая исполнительница главной роли в «Машеньке» сменила комнату в коммуналке на однокомнатную квартиру на проспекте Мира в Москве.

Театр и фильмы

Дебютировала в кино Караваева в 1939 году ролью безымянной подружки главной героини, сыгранной Зоей Федоровой, в фильме Бориса Барнета «Ночь в сентябре». Лента обличала вредителей, пытавшихся помешать шахтерам-стахановцам.

Картина «Машенька» снималась для подъема боевого духа советских солдат и была наполнена лиризмом. Каждый боец после просмотра фильма верил, что дома ждет верная подруга и, говоря словами Михаила Исаковского из песни «Огонек», «все, что было загадано, все исполнится в срок». Как и Валентина, Юлий Райзман, а также соавтор сценария Евгений Габрилович за «Машеньку» удостоились Сталинской премии.

После аварии фильмография Караваевой пополнилась только одной значительной ролью. В 1964 году Эраст Гарин (король из знаменитой экранизации пьесы Евгения Шварца «Золушка») снял Валентину в фильме по другой известной шварцевской пьесе «Обыкновенное чудо». Сам режиссер по традиции создал в картине образ сказочного монарха.

В театре Валентина Ивановна сыграла чуть больше ролей, чем в кино. Перед замужеством актрисе довелось создать образ Нины Заречной в спектакле Юрия Завадского в Театре имени Моссовета. Чеховскую «Чайку» Караваева ставила и в эмиграции.

Валентина Караваева в фильме «Обыкновенное чудо»

После возвращения на родину артистке предложили присоединиться к труппе Вышневылоцкого драматического театра. Однако Валентина вернулась в столицу СССР и в 50-х годах XX века выходила на сцены московского Театра имени Александра Пушкина и Театра-студии киноактера, а также занималась дубляжом.

Карьере уроженки Вышнего Волочка препятствовал не только шрам, но и скверный характер. Когда Валентине доводилось играть в театре, актриса принималась объяснять режиссерам, что они не понимают авторский замысел. Когда Караваева дублировала зарубежные фильмы, то не воспроизводила интонации западных звезд (среди которых были Марлен Дитрих и Грета Гарбо), а воплощала в голосе собственное видение ролей.

С конца 60-х годов до кончины Валентина Ивановна играла в собственном «театре», в котором была актрисой, режиссером, зрителем и критиком. На деньги, вырученные от продажи подаренных Джорджем шуб, Караваева купила кинокамеру на штативе, проектор и бобинный магнитофон.

Ежедневно артистка разыгрывала перед камерой «Чайку», иногда заменяя любимую пьесу на «Вишневый сад» и «Анну Каренину». Затем проявляла пленку и просматривала результат, отмечая актерские ошибки. С наступлением следующего дня все продолжалось по кругу. Моноспектакль, продолжавшийся почти 30 лет, вдохновил режиссера Георгия Параджанова на создание документального фильма «“Я — Чайка”. Тайна жизни актрисы Караваевой».

Витаон бальзам Караваева флакон

100мл

Описание:

Содержит натуральные компоненты: масляный экстракт лекарственных растений (мята, ромашка, полынь, зверобой, шиповник, чабрец, тысячелистник, календула, тмин, фенхель, чистотел, почки сосны), эфирную композицию, содержащую мятное, апельсиновое и фенхелевое масла, камфору. Базовым маслом является соевое масло.

Витаон оказывает мягкое и бережное воздействие даже на очень чувствительную и поврежденную кожу.

Травы и эфирные масла, входящие в состав бальзама Витаон, обладают противовоспалительным, обезболивающим,регенерирующим, антимикробным свойствами:

  •     оказывают противовоспалительное действие (эфирные масла, календула, сосна, тысячелистник, зверобой, ромашка, мята, чистотел, шиповник, чабрец);
  •     способствуют быстрому заживлению при ожогах, ранах, трещинах, язвах (сосна, ромашка, чистотел, полынь, шиповник, тысячелистник, календула, зверобой, чабрец, оливковое, соевое масла);
  •     повышают иммунную и бактерицидную активность (фенхель, календула, тмин, шиповник, эфирные масла);
  •     оказывают смягчающее, противозудное и успокаивающее действие (ромашка, мята, тысячелистник, зверобой, оливковое масло);
  •     восстанавливают водно-жировой обмен клеток кожи (фенхель, мята, оливковое масло, эфирные масла).

Бальзам Витаон доставляет клеткам кожи сбалансированный набор питательных веществ и комплекс натуральных витаминов (В2, Е, А, Д, К, Р) и микроэлементов, необходимых для их восстановления, улучшения процессов кожного кровообращения, дыхания и повышает уровень регенерации кожи.

Научные исследования и многочисленные отзывы потребителей подтвердили высокую эффективность Витаона при многих проблемах кожи и слизистых.

Травы и эфирные масла, входящие в состав бальзама Витаон, издавна применялись при лечении различных заболеваний:

  • в дерматологии — дерматит, нейродермит, экзема, псориаз;
  • в хирургии — ожоги, раны, трещины, язвы;
  • в проктологии — геморрой, проктит, парапроктит;
  • в стоматологии — пародонтоз, стоматит, альвеолит, гингивит, период протезирования;
  • в педиатрии — опрелости, потница, ежедневный уход за нежной кожей новорожденных и массаж;
  • в акушерстве — лечение и профилактика трещин сосков, лактостаз;
  • в гинекологии — эрозия шейки матки, кандидоз;
  • в отоларингологии — при заболеваниях верхних дыхательных путей (ринит, гайморит, синусит, тонзиллит, фарингит, ларингит, отит);
  • в косметологии — заживление при пластических операциях, предохранение от увядания, омоложение кожи.

Способ применения:

Наносить тонким слоем на проблемные участки кожи или слизистых 2-3 раза в день.

Возможно использование под повязку или наложение тампонов, смоченных бальзамом.

Последние годы

 Кино ей никто не предлагал. У себя дома Караваева на небольшую любительскую камеру снимала свои фильмы. Зрителей не было. Она устраивала театр одного актера, исполняя одни и те же роли на протяжении двух десятилетий. Эти кадры вошли в документальный фильм Георгия Параджанова «Я – Чайка».

Только благодаря ему узнали о судьбе Валентины Караваевой. Точная дата ухода советской Золушки остается неизвестной по сей день: очень замкнуто жила после возвращения Чапмен.

Исчезновения ее соседи сразу не заметили. Лишь после прорыва трубы в подъезде всем жильцам пришлось выйти. Кто-то обнаружил, что нет артистки «со странностями».

Так и не удалось установить, сколько за закрытыми дверями пролежало ее тело. Предположительно она скончалась в декабре 1997. Но на могиле «незабвенной Машеньки» на Хованском кладбище столицы указана иная дата: 12 января 1998.

На прежде заброшенной могиле установлен каменный памятник. На нем высечена фамилия советской Золушки, полученная ею после замужества.

Юрий Буйда в 2011 написал роман «Синяя кровь». Прототипом главной героини стала Караваева. В книге воспроизводятся многие подробности жизни советской Золушки. 

Эмиграция

После пяти отыгранных спектаклей Валентина Караваева покинула театр. Муж предложил ей уехать за границу. Артистка загорается идеей, что западные хирурги смогут наконец избавить ее от шрама на лице. Чтобы получить разрешение властей, она написала письмо в Кремль. В итоге Караваеву выпустили.

Оказавшись на родине супруга, Валентина Ивановна довольно быстро освоилась. Выучила английский, познакомилась с окружением возлюбленного. Муж часто покупал Караваевой дорогие подарки, пара посещала светские мероприятия.

Вскоре пара перебралась в Швейцарию. В Женеве Валентина открыла небольшой театр для русских эмигрантов. Единственной постановкой в репертуаре, конечно же, была «Чайка». Но такое положение дел продлилось лишь несколько лет.

В конце 40-х годов Валентина легла в одну из лучших швейцарских клиник. Шрам стал тоньше, но всё еще был заметен. А вдобавок у артистки онемела верхняя губа. По словам врачей, операции в СССР были сделаны грубо, поэтому получился такой результат.

С ее портретом воевали и умирали

В 14 лет, не получив ответа от театральных школ и студий, девочка решила написать самому Сталину: «Москва. Кремль. Дорогому товарищу…» Так сильна была Валина мечта стать актрисой. В Вышнем Волочке осуществить ее было нереально.

Прочитал ли письмо сам Сталин, неизвестно, тем не менее девочке разрешили поступить в киношколу к режиссеру Юлию Райзману. Студенткой Валя начала сниматься. Но ничего выдающегося в ней никто не заметил даже на пробах «Машеньки». Только когда были пересмотрены все красавицы того времени, Валя попросила Райзмана дать ей второй шанс. И он оказался решающим.

Валентина Караваева в фильме «Машенька», 1942 год. Фото: Кадр из фильма

Роль телеграфистки Маши Степановой удалась. Картина произвела фурор: с портретом актрисы в кармане гимнастерки солдаты шли в бой, с ним же и умирали…

В 22 года Караваева получила высшую награду тех лет, став самым молодым лауреатом Сталинской премии.

В том же году был снят боевой киносборник «Наши девушки», где актрисе предложили сыграть телефонистку Тоню. Однако фильм положили на полку.

Больше ничего существенного в ее жизни уже не будет. По крайней мере в кино. В общей сложности — десяток работ. И одна выдающаяся «Машенька», сделавшая Караваеву звездой.

Время эгоистов

– Почему брак вашей дочки с Евгением Кунгуровым распался?

– Всему виной измена Жени. Когда они поженились с Наташей, Кириллу, моему внуку, было пять лет, он полюбил отчима, да и все мы Кунгурова в свою семью приняли. Он тогда еще не был известным артистом. Увы, у нас нигде не учат быть верным своей второй половинке и чтобы мужчина, который женится, брал ответственность перед своей семьей.

– В одном интервью Кунгуров говорил, мол, несмотря ни на что, любит до сих пор Наталью. Может, ей стоило его простить?

– Если бы повинился, может, и простила бы. Увлечения в нашей профессии всегда присутствуют: когда близко с партнером работаешь, симпатия, а порой и влюбленность часто возникает. Хотя лично у меня никогда подобного не было. Не дай бог, чтобы я хотела разбить чужую семью… Наташа многое сделала в свое время, чтобы Женя стал популярным, она чуть старше и опытнее его. У него потрясающий голос. Волна популярности его захватила, это, конечно, мало кто выдерживает, и он начал срываться. Все вокруг стали казаться мелкими и незначительными. Как сказала моя знакомая, ему не хватило культуры и мозгов, чтобы сохранить брак. Он не учел, что спустя время узнаваемость пройдет, и падать с небес на землю будет очень больно. В общем, Женя потерял не только Наташу, но и нас всех, семью, которая его очень любила, нежно и трепетно относились.

Сын Валентины Денисовны Александр в минувшем году отвел в загс подругу Элину. Фото: Vk.com

– Телесваха Роза Сябитова заявила однажды: «Все мужчины изменяют, но это не повод разводиться». Согласны?

– Да. Но Женя ушел, так и не сделав нужного шага, если не считать каких-то его интервью. Я понимаю, когда муж валяется в ногах у жены или еще какие-то серьезные попытки примирения делает. Кунгуров же только робко намекал, что, мол, мог бы и вернуться. Но этого явно недостаточно, чтобы простить предательство. Вы поймите, Наташа стала не просто женой для него, а чем-то больше: директором у него работала, всюду сопровождала, холила и лелеяла, из театра на время ушла. А что получила в итоге?

– Она сейчас одна?

– Пока да. Но уже успокоилась. Я ее всегда поддерживала. Учила, что в любой ситуации нужно предъявлять к себе больше претензий, нежели к другому человеку. Сейчас, увы, настало время эгоистов и среди мужчин, и среди женщин. Из-за этого вдвойне трудно. Но надо уметь не копить обиды.

Карьера в кинематографе

Снималась ли в кино Валентина Карева? Актриса, благодаря фактурной внешности, часто появлялась на экранах в 70-80 гг. Но это были либо незначительные роли, либо фильмы-спектакли. Так, на счету Каревой – Паула в “Безобразной Эльзе”, принцесса Эболи в “Доне Карлосе”, Антонина Перчатникова в “Операции на сердце”.

Сама актриса признает: ей так и не удалось найти своего режиссера. Она могла бы блистать в “Звезде пленительного счастья”, но на тот момент была занята в театре, откуда ее не отпустили. Роль была отдана Ирине Купченко.

Судьба могла свести актрису со Львом Кулиджановым, но она выбрала материнство. Один из администраторов упрекнул Кареву: “У вас карьера может сложиться, а вы рожаете”. Но для молодой женщины выбор не стоял. Она желала иметь детей и имела их. Перед глазами стояли примеры великих актрис, которые отказались от счастья материнства, а в старости оказались всеми забыты.

В послужном списке актрисы 25 киноработ. Последний раз она появилась на экране в 2013-м, создав на экране образ Валентины Волоховой в одном из сериалов – “Игре всерьез”.

Замужество за миллионером и жизнь на чужбине

Переломный момент в жизни произошел после знакомства с военным атташе Британского посольства Джорджем Чапменом. По некоторым сведениям, он увидел актрису в картине “Машенька” и сразу влюбился.

Случайная встреча сблизила молодых людей, и они практически каждый день виделись. Через месяц Джордж сделал предложение Караваевой, и она согласилась выйти за него замуж. Чапмен был наследником древнего аристократического рода и огромного состояния. Валентина – бедная невостребованная советская актриса. Об их романе знали не только в Министерстве культуры, но и на Лубянке.

Караваеву запросто могли объявить “изменницей Родины” и оправить за решетку. Но ей невероятным образом удалось получить разрешение покинуть страну вместе с мужем. За границей она быстро адаптировалась. Выучила английский и французский языки.

Спустя два года супруг отвез её в престижную клинику. Валентина очень надеялась, что лучшие в мире врачи смогут вернуть ей былую красотку. Увы! Надежды актрисы рухнули. Медики уменьшили шрам, но убрать полностью не смогли. К тому же, у Караваевой онемела верхняя губа и немного искривился рот. Причина была в непрофессионально сделанной первой операции в госпитале.