Оглавление
- Упражнение на развитие креативности 2: наоборот
- 5 упражнений для развития креативности
- «Рисовый штурм». Майкл Микалко
- Развитие креативного мышления — 8 способов
- Правила развития креативности от Джулии Кэмерон
- Мировые примеры дизайн-мышления
- Книги для развития креативного мышления
- Развитие детей
- Думать об успехах
- Тест на творческие способности
- Методики развития творческого мышления
- Упражнения для развития креативности
- Как убить креативность
- Посмотри на мир по-иному
Упражнение на развитие креативности 2: наоборот
Прочитайте текст НАОБОРОТ: снизу вверх и справа налево. Сделайте это несколько раз, ускоряя темп.
Читаем наоборот
А теперь самостоятельно: по дороге на работу/учёбу или просто на прогулке читайте всё, что попадается Вам на глаза НАОБОРОТ, и Вы увидите, как это весело и, самое главное, полезно!
Упражнение на развитие креативности 3: аббревиатура
Вот несколько слов:
Задание: представьте, что в каждом слове зашифрована фраза. Расшифруйте эту фразу, придумывая отдельные слова на каждую букву. Например, СТУЛ можно расшифровать как «сидели трое утром летним».
А теперь самостоятельно: придумывайте новые слова, постепенно берите более длинные и тренируйтесь в креативности!
5 упражнений для развития креативности
30 кругов
Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.
Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.
Мозговой штурм
Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.
Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.
Организация мозгового штурма:
- Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
- Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
- Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.
Поиск ассоциаций
Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.
Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку
Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее
Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.
Ментальные карты
Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.
Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.
В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.
С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление
Безумный архитектор
В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.
Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.
Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.
Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.
Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.
«Рисовый штурм». Майкл Микалко
Книга на Ozon.ru
Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу пять тысяч раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования?
Автор книги, эксперт по креативности, учит мыслить нестандартно и находить неординарные решения проблем. Новые идеи скрыты повсюду, но их сложно заметить сразу.
Чтобы приучить мозг генерировать идеи, Майкл Микалко советует сыграть с друзьями в игру: за пять минут придумать как можно больше предложений с конкретным набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев.
Замечать хорошие идеи — это всего лишь навык, который можно развивать. В этом помогут методики и упражнения, собранные в книге.
Развитие креативного мышления — 8 способов
Креативное мышление – навык, который пригодится любому человеку, вне зависимости от возраста и занимаемой должности. При желании его можно развить и улучшить, выполняя определенные упражнения.
1 — Откажитесь от шаблонов
Для начала откажитесь от решения проблемы стандартным методом. Если хорошо подумать, наверняка, можно найти множество способов выхода из ситуации, в число которых будет входить наиболее легкий и оптимальный.
2 — Избавьтесь от ограничений
Неудачники не могут генерировать новые творческие идеи. Наличие страхов, сомнений, негативных подсознательных установок никак не способствуют творческому началу. Необходимо проанализировать, что блокирует креатив именно у вас. Не исключено, что негативные установки и страхи берут свое начало в детском возрасте.
3 — Восстановите настрой
Постарайтесь достигнуть позитивного настроя, внутреннего спокойствия, повысить самооценку. Вспоминайте только успехи и достижения, концентрируйтесь на положительных моментах в жизни. Можно применять медитативные практики, заняться йогой или даже посетить психолога.
5 — Нестандартное применение
Найдите нестандартное применение любому предмету. Например, из обычного полиэтиленового пакета можно сделать бахилы или плавательную шапочку.
6 — Чтение наоборот
Попробуйте читать слова не слева направо, а наоборот, справа налево или книгу с конца, начните изучать иностранные языки.
7 — Рисование
Нарисуйте одинаковые крестики, кружочки, треугольники, квадраты и попробуйте превратить это в осмысленную картинку.
8 — Поиск образов
Находите в предметах образы. Что вам напоминает найденная
веточка или проплывающее на небе облако? Проявляйте фантазию.
Правила развития креативности от Джулии Кэмерон
Сегодня развитое творческое мышление и креативность стали считаться чуть ли не главными качествами успешного человека. Существуют две полярные точки зрения на природу креативности. Согласно первой из них, творческие способности в той или иной мере присущи любому человеку. Согласно второй теории, креативность – «элитарное» качество, которым могут похвастаться «избранные», одаренные люди. Вы можете принять ту или иную точку зрения. Но если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела — развивайте творческие способности. Как? С помощью онлайн уроков, специальных тренингов, вебинаров или по книгам гуру по развитию творческого потенциала Джулии Кэмерон. Читать подробнее…
9
Мировые примеры дизайн-мышления
Можно припомнить множество выдающихся и результативных примеров дизайн-мышления (даже если авторы не называли его так). Это в частности:
- Исследование Лорен Сероты, посвящённое выращиванию риса, мобильным деньгам и финансовому включению в Мьянме (com).
- Деятельность Роберта Фэбриканта (Далберг) в различных странах мира (com/our-ideas).
- Проект Эрика Герсмана (BRCK) в странах Африки по обеспечению доступа в Интернет (com).
- Огромное количество учебных кейсов для разных контекстов от Design Matters в Центре Искусств (org).
- Практические примеры проектирования дизайна услуг (в большинстве случаев — с гуманитарным влиянием и гражданским участием): социально вовлечённый дизайн Карла ДиСальво (GeorgiaTech, com/bio); деятельность Сары Брукс, занимавшей пост главного начальника по дизайну Министерства по делам ветеранов США, направленная на улучшение обслуживания ветеранов.
Мыслить как дизайнер — значит смотреть на окружающую реальность как на последовательность проблем, нуждающихся в решении и оптимизации. (Противоположный взгляд — смотреть на мир как на то, то познаётся только опытным путём.)
Что объединяет все эти примеры? Наличие практики и образования в области дизайна (а не только использования приёмов дизайн-мышления). Серота — промдизайнер по образованию — получила опыт работы в консалтинговых агентствах “Frog” и “Lextant” и только после этого поехала в Мьянму на четыре года, где работала в полевых условиях. В той же фирме “Frog” трудился и Фэбрикант (на должности вице-премьера по креативу). ДиСальво в “Meta” исполнял обязанности дизайнера по взаимодействию. У Брукса был опыт работы в “HotStudio” продюсером, а впоследствии — директором там же. Наташа Джен была партнером в “Pentagram”. Генеральный директор компании IDEO Тим Браун, один из главных пропагандистов идей дизайн-мышления, сам был практикующим дизайнером и окончил сначала Нортумбрийский университет, а позже — Королевский колледж искусств.
То есть все эти выдающиеся люди обладали тактическим и практическим опытом создания дизайна вещей, имели и применяли все необходимые навыки, касающиеся выбора формы, повторяющегося прототипирования, композиции, скетчинга, теории света. Они умели создавать предметы, которыми люди действительно будут пользоваться. Основы дизайн-мышления дополнили их дизайнерскую подготовку и профессиональный опыт, но не заместили их.
Ещё несколько показательных примеров фирм, достигших успеха благодаря внедрению дизайн-мышления:
- General Electric: начав применять технологию дизайн-мышления, компания в 2003 г. увеличила свой доход на 30 %.
- Philips Lighting: стратегии дизайн-мышления вывели предприятие в лидеры на рынке световых решений.
- Airbnb: благодаря удачному внедрению модели дизайн-мышления заурядный стартап вырос в один из крупнейших порталов по поиску и аренде жилья. Секрет успеха заключался в фотографиях: когда работники компании изучили пользовательский опыт и поняли, что на сайте очень некачественные фотографии квартир, было решено обратиться к профессиональному фотографу — и дела пошли в гору.
Конечно, это далеко не все яркие примеры, можно назвать и другие. Но важны даже не сами кейсы, а то, как функционирует дизайн-мышление.
Специалисты, которые сегодня используют дизайн-мышление, считают его универсальным инструментом. В самом деле, оно применимо и при разработке мобильного приложения, и при создании планировки офисных помещений, и во многих других ситуациях.
Так, приёмы дизайн-мышления позволили компании IDEO сделать для маленьких пациентов пугающую процедуру МРТ забавной игрой. Каждый кабинет был раскрашен как сказочный мир, и детям стало не так страшно проходить процедуру.
В России лаборатория Wonderfull внесла неоценимый вклад в решение проблемы с перемещением в метро людей, чьи возможности ограничены. Продуктом дизайн-мышления стал Центр обеспечения мобильности пассажиров для помощи слабовидящим, инвалидам, пожилым людям и родителям с маленькими детьми.
Книги для развития креативного мышления
Долгое время подбирала себе «полку» книг, можно заказать со скидкой 10% из списка:
- Владимир Петров. Думай иначе. Креативное мышление
- Борис Лемберг. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление
- Майкл Микалко. Взлом креатива
- Твайла Тарп. Привычка к творчеству
- Алехандро Ходоровски Психомагия. Воображение как основа жизни
- Чарльз Филлипс. Креатив и образное мышление: 50+50 задач для тренировки мозга
- Дэвид Иглмен, Энтони Брандт. Креативный вид
- Тина Силиг. Креатив по правилам
Детям:
- В. Г. Дмитриева. Мои первые головоломки. Креативное мышление
- Анатолий Гин, Марк Баркан. Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить
И в заключение обсуждения, как развить креативность, рекомендую заниматься 5-10 минут в день. Можно брать любые упражнения и чередовать их. Главное, не прерываться. И тогда через 3 недели, Вы точно будете уверены в наличии у себя креативности и творческого мышления. Это огромный шаг саморазвития (с чего начать самосовершенствование в отдельной статье).
***ответ на упражнение 10.
3 круга используются как основа для написания слова прописными буквами»два».
С верой в Ваш успех, Светлана Васенович
Развитие детей
Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:
- дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
- перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
- дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
- не давить на ребенка. Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
- не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.
Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.
Думать об успехах
Параллельно с преодолением неуверенности желательно начинать думать о себе как о талантливом, творческом человеке. Следует развеять стереотип, что креативными люди рождаются, а не становятся.
Необходимо учиться видеть прекрасные моменты в самых обыденных вещах, заострять внимание на окружающих мелочах. Для развития креативности очень полезно начать выражать себя в творчестве
Рисовать, даже если получается не очень реалистично, писать рассказы или стихи, купить фотоаппарат и снимать все, что нравится.
Люди часто думают и чувствуют так, как видят их окружающие или как они сами себя представляют. Потому нужно научиться ощущать себя творческой личностью, буквально сжиться с этим ощущением.
Тест на творческие способности
Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:
- Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
- Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
- Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
Cтатистика На весь экран
С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.
Методики развития творческого мышления
Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.
Методика 1. Синектический штурм
Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.
Сформулируйте проблему.
- Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
- Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
- Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
- Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).
Методика 2. Шесть шляп
Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.
Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.
Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.
Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.
Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.
Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.
Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.
Методика 3. Выход за рамки
Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.
- Сформулируйте проблему.
- Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
- Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.
Методика 4. Случайное слово
Можно применять как в группе, так и индивидуально.
- Сформулируйте проблему.
- Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
- Попробуйте связать его с проблемой.
Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.
Упражнения для развития креативности
Развитию креативности способствует выполнение несложных упражнений.
Упражнение «Случайные связи»
Очень простое и интересное упражнение. Возьмите первую попавшуюся книгу. Выберите наугад пару слов. Вряд ли они будут связаны по смыслу, но в этом и фишка. Ваша задача – придумать какую-то общую для них историю.
Это упражнение можно использовать в качестве игры в компании.
Упражнение «Архитектор»
Напишите навскидку десять любых существительных. Представьте, что это требования заказчика, для которого создается проект дома. Используя метод аналогий, заполняйте пространство. Например, были записаны такие существительные: липа, столб, пена, капель, крокус, ладья, бревно, конь, туман, песня. Теперь создаем аналогии и описываем проект. Липа – стены в прихожей обшиваем липовой вагонкой. Столбы из лиственницы – вкапываем по периметру для изгороди. И так со всеми словами.
Это упражнение также подойдет для использования в компании из нескольких человек. Вы получите несколько результатов. Вы интересно проведете время – это раз. У вас получатся оригинальные проекты. Возможно, какие-то элементы вы действительно воплотите в жизнь. Это – два. Разовьете креативные способности – это три. Лучше узнаете своих друзей – четыре.
Упражнения для развития креативности
Как убить креативность
Креативность – это врожденный навык. Все дети – творческие
гении, но уже к 3–4 классу, благодаря взрослым, эта способность постепенно
исчезает, вследствие:
- Получения наград. Именно они препятствуют развитию фантазии и изучению окружающего мира. Во время конкурсов дети редко увлекаются процессом творения, в их задачу входит получение приза.
- Помощь наставников. Все задумки детей, даже мелочи, контролируются взрослыми. Ребенок не учится риску и не проходит через ошибки, польза от которых несомненна.
- Отсутствие выбора. Все взрослые знают, как надо делать правильно. Они навязывают свое мнение детям, не давая им мыслить. При этом исключается возможность нескольких верных ответов или альтернативных решений.
- Планы. Наличие расписания, обязательное посещение кружков, дополнительных занятий не дают детям скучать и прекрасно дисциплинируют. При этом у ребенка просто не остается времени на самого себя, свои фантазии и идеи.
Начиная с детского сада, детей приучают к шаблонному мышлению и поведению, что подавляет их личность, индивидуальные особенности. Их учат одинаковой оценке ситуаций, поведению.
В результате вырастают люди, мыслящие стереотипами. Лишь немногие способны не поддаться влиянию системы и не подвергнуться шаблонному мышлению.
Следует прислушаться к словам французского социолога и
криминолога Габриеля Тарда о том, что все значительное в истории человечества –
результат индивидуального творческого гения. Массы способны лишь к повторению.
Посмотри на мир по-иному
Это очень простое упражнение поможет раскрыть то, на что вы никогда не обращали внимания. Выйдите на улицу. Посмотрите на нее не так, как вы смотрите обычно, а разглядите каждый предмет, каждое здание, объект, который встречается на пути.
Замечайте детали, на которые раньше не обращали внимания. У этой крыши необычный карниз, а здесь цвета не сочетаются, а форма этого дома говорит о том, что он построен очень давно. Посмотрите, как оформлены окна в домах, и представьте, почему люди решили это сделать именно так.
Каждый день, проходя по одному и тому же маршруту, мы перестаем обращать внимание на окружающую обстановку. Но если вас спросить, какой цвет ворот у дома номер 8, то вы наверняка не вспомните, а может, и не знаете, что там есть ворота