Трагикомедия

…А в душе я танцую (2004)

Майкл, молодой человек с ДЦП, все свои дни проводит в доме для инвалидов. Новый пациент учреждения из-за мышечной атрофии прикован к инвалидной коляске, но несмотря на недуг умудряется эпатажно выглядеть и по-настоящему радоваться жизни. Майкл под влиянием нового знакомого решает вырваться из четырех стен и выйти в большой мир. Фильм в жанре драмеди основан на рассказе работавшего с инвалидами ирландского писателя Кристиана О’Рейли.

Оригинальное названиеInside I’m DancingАктерыДжеймс МакЭвой, Стивен Робертсон, Ромола Гарай…СтранаВеликобритания, Ирландия, ФранцияРейтингКинопоиск – 8.1, IMDb – 7.8Возрастные ограничения16+

Трагические комедии в кино

Термин трагикомедия, пришедший из мира театра, теперь также часто применяется к фильмам. Однако, согласно лексикону терминов кино , четкого определения сектора кино не было, тем более что иногда трудно отличить его от терминов драма или черная комедия . Термин «драма» в первую очередь применяется к телесериалам, тогда как черная комедия в связи со смехом больше связана с ужасом, а трагическая комедия — с жалостью. Известными кинематографическими примерами трагической комедии могут быть:

  • Чарли Чаплин : Малыш (1921)
  • Жан Ренуар : Правила игры (1939)
  • Билли Уайлдер : Квартира (1960)
  • Мартин Скорсезе : Король комедии (1982)
  • Брюс Робинсон : Уитнейл и я (1987)
  • Пол Томас Андерсон : Пьяная любовь (2002)
  • Оливье Накаш и Эрик Толедано : Pretty Best Friends (2011) и Today I’m Samba (2015)
  • Марен Аде : Тони Эрдманн (2016)

История[править]

После возникновения театра в Древней Греции все театральные пьесы были либо трагедиями и обычно заканчивались смертью одного или нескольких героев, либо комедиями, повествующими о жизни низшего и среднего классов населения, и заканчивающимися успехом героев. Эти жанры стали классическими и практически не менялись вплоть до XIX века, когда такие писатели, как Антон Чехов, Бернард Шоу и Генрик Ибсен постепенно размыли границу между трагедией и комедией.

С появлением кинематографа и телевидения жанры трагедии и комедии вновь отделились друг от друга. Если в театре и литературе допускались комедийные нотки в трагедии, то фильмы и, в особенности, ранние сериалы были четко разграничены по жанрам. В частности, комедии служили для «разбавления» более серьезного телевизионного контента, чтобы не загружать зрителя новыми серьезными выпусками. В шестидесятых годах двадцатого века стандартными стали получасовые серии комедийных сериалов и часовые серии драматических. Среди комедий преобладали ситкомы и семейные комедии, в то время как к трагедиям относились детективы, вестерны, научно фантастические сериалы и, позднее, мыльные оперы.

Со временем ситкомы, которые, будучи комедиями, раскрывали некоторые гуманистические и общечеловеческие моменты, породили новый жанр — жанр трагикомедии в телевидении. К концу шестидесятых стали появляться комедийные сериалы с трагическими нотками без закадрового смеха; впоследствии серии выросли в длине с получаса до часа. В качестве примеров первых телевизионных трагикомедий обычно приводят сериал CHiPs о буднях двух дорожных полицейских и более поздний The Days and Nights of Molly Dodd о разведенной женщине по имени Молли Додд, которая никак не может найти свое счастье.

Наиболее успешными ранними трагикомедийными сериалами считают Moonlighting — детектив с элементами комедии — и Eight is Enough — сериал о семье с восемью детьми. Eight is Enough отличился тем, что, несмотря на часовую длину серии, в нем использовался закадровый смех, что, вообще говоря, случается очень и очень редко. Несмотря на закадровый смех, который не присущ трагикомедийному жанру, этот сериал принято считать трагикомедией.

Я, Дэниэл Блейк (2016)

После инфаркта пожилой плотник теряет возможность зарабатывать своим трудом. Герой обращается в социальные службы за получением пособия, но, чтобы оформить все документы, придется пройти через круги настоящего бюрократического ада. Упорный мужчина хочет не только разобраться в личной ситуации, но и помочь тем, кто столкнулся с такими же проблемами. В этом социальном драмеди состоялся актерский дебют шестидесятилетнего исполнителя главной роли.

Оригинальное названиеI, Daniel BlakeАктерыДэйв Джонс, Хейли Сквайрс, Бриана Шенн…СтранаВеликобритания, Франция, БельгияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.9Возрастные ограничения12+

Три билборда на границе Эббингтон, Миссури (2017)

Мать убитой девушки тщетно пытается повлиять на шерифа, неспособного отыскать злодеев. Отчаявшаяся женщина оплачивает установку рекламных щитов на въезде в город. На ярком фоне написано обращение к полицейскому. Искать убийц стражи порядка не торопятся, а вот с мозолящей глаза рекламой хотят разделаться. Идею одного из выдающихся фильмов в жанре трагикомедии режиссеру навеяли реальные билборды с информацией о нераскрытых преступлениях.

Оригинальное названиеThree Billboards Outside Ebbing, MissouriАктерыФрэнсис МакДорманд, Сэм Рокуэлл, Вуди Харрельсон…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 8.2, IMDb – 8.1Возрастные ограничения18+

Особенности трагикомедийных ситкомов[править]

  • Отсутствие закадрового смеха. В большинстве случаев.
  • Связное повествование (обычно в ситкомах в каждом эпизоде рассказывается единственная история, сюжетно не связанная с остальными, но здесь правило отменяется).
  • Связь между персонажами и повествованием существеннее, чем в традиционных ситкомах.
  • Сериалы с длиной эпизода в 30 минут являются скорее комедийными с элементами драмы; cоответственно, сериалы с часовыми эпизодами, наоборот, в большей мере драматичны и с легким комедийным оттенком.
  • Истории персонажей до основного действия оказывают влияние на сюжет. Для традиционных ситкомов это не характерно.

Вторая жизнь Уве (2015)

Топ лучших фильмов на стыке драмы и комедии продолжает экранизация полюбившегося российским читателям романа шведского писателя Фредерика Бакмана. Ворчливого и одинокого пенсионера Уве раздражает любая мелочь. Разочаровавшись в окружающем мире, вдовец собирается присоединиться к покойной жене. Приезд новых соседей отвлекает героя от страшных планов. Незаметно для себя Уве начинает помогать другим и открывает новую страницу в своей жизни.

Оригинальное названиеEn man som heter OveАктерыРольф Лассгорд, Бахар Парс, Филип Берг…СтранаШвецияРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Святой Винсент (2014)

Мать-одиночка с двенадцатилетним сыном переезжают в новый дом. По соседству живет ветеран войны во Вьетнаме – заядлый игрок, алкоголик и любитель женщин по вызову. Довольно неприятный человек становится наставником для ребенка и меняется в добрую сторону. Отличное кино сочетает в себе черты драмы и комедии и получило множество положительных отзывов зрителей. Главную роль сыграл звезда «Дня сурка» и «Охотников за привидениями».

Оригинальное названиеSt. VincentАктерыБилл Мюррей, Джейден Мартелл, Мелисса Маккарти, Наоми Уоттс…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+

Род

Термин «трагикомедия» был изобретен Плавтом (254–184 до н. Э.), Чтобы обозначить связь между двумя элементами в его « Амфитруо» . Но также Аристотель и Еврипид уже добавили комедию к трагедии в театре Древней Греции .

Жанр трагической комедии был очень распространен как трагикомедия во французском театре XVII века, где он применялся в 1630-х годах, т.е. ЧАС. в начале французской классической эпохи пережил период расцвета, например Б. в форме одного из самых известных произведений французской литературы: «Сид » Пьера Корнеля (1636). Классическая трагикомедия , как и трагедия , должна была разыгрываться в княжеских или других высокопоставленных кругах, придерживаться трех единиц места, времени и действия и использовать рифмующиеся александрины в качестве метра. Фундаментальное отличие трагедии состоит в том, что она не заканчивается смертью главного (-их) героя (-ей), но не обязательно имеет веселый или даже счастливый конец. Комедия в нынешнем понимании не входила в программу трагикомедии . Это было зарезервировано для комеди , которую предпочтительно играли в кругах среднего класса .

В современном обиходе термин « трагикомический» относится к событию, которое в целом является трагедией, т.е. ЧАС. ожидал неудачного исхода, но на удивление хорошего, т.е. ЧАС. заканчивается счастливо, что в то же время по-своему кажется забавным.

— Якоб Майкл Рейнхольд Ленц (1751–1792)