Афинская республика

Полцарства за гетеру

Гетер часто бранили за их корыстолюбие. Яркий пример поведения жриц любви можно найти в письме Филумены своему любовнику Критону: «Зачем утруждаешь себя длинными письмами? Мне нужны не письма, а пятьдесят золотых монет. Если меня любишь — заплати; но если деньги ты любишь больше, тогда перестань мне надоедать. Прощай!» Существовали даже кодексы гетер, дошедшие до нас лишь в описаниях. В них описывалось, как нужно вести себя с мужчиной, сколько денег нужно брать. В «Разговорах гетер» Лукиана в одном из диалогов мать дает наставления дочери и советует ей стать гетерой. Она описывает все прелести жизни жриц любви и уговаривает не гнушаться невзрачными, но богатыми мужчинами.


Гетера, танцующая на пиру. (pinterest.com)

Гетеры зарабатывали достаточно, чтобы приносить дорогие обетные дары богам, а также покупать косметику и наряды. Как описывает Аристофан, женщины не только пудрились, румянились и гримировались, но и использовали фальшивые волосы и подкладки для волос, мушки, нагрудные ленты и ленты для ягодиц, которые помогали скрыть лишние объемы и придать телу соблазнительные формы. Но гетеры, в отличие от проституток, были не только красивы, но зачастую и хорошо образованы, подкованы в вопросах философии и искусства, многие из них играли на флейте. Именно поэтому мужчины были готовы тратить несметные суммы на то, чтобы провести время в обществе гетеры.

Связь книги с реальными событиями

Согласно историческим источникам, около 330 года до нашей эры был сожжен почти дотла город Персеполис. Историки того времени перекладывают вину за это событие на одну из известных гетер. Многие историки ХХ века считали, что этой гетерой была именно прославленная Таис. Так ли это на самом деле – не доказано.

Известно, что Александр Македонский питал благосклонность к Таис, но история их чувств осталась интимной, и ничего нельзя сказать наверняка. Ефремов, по сути, придумал их романтические отношения, так как ни в одном источнике точных сведений нет, пара, скорее всего, была очень осторожна.

Реальная Таис долго жила в Греции, хоть и была замужем за соратником Александра Птолемеем Лагом. После смерти Македонского гетера, которая тогда уже давно отошла от дел и была видной светской дамой, покинула Родину и переехала в Египет. Постепенно и там она устроила все по-своему и стала звездой государства, заняв пост королевы Мемфиса. Читать книгу о Таис Афинской на сайте можно бесплатно, в удобном онлайн режиме.

Иван Ефремов описывает в своём историческом романе не только быт и нравы Древней Греции, но и достоверно показывает политические интриги и военные походы того времени, в особенности – походы Александра Македонского. К тому же, он много внимания уделил политике Древнего Египта, других провинций империи, он даже упомянул Китай.

Книга Ивана Ефремова тонко соединяет в себе достоверность исторического документа и гармоничный, насыщенный сюжет художественной литературы. Читать «Таис Афинскую» онлайн будет интересно даже тем, кто не связан с историей, так как главное, о чем пишет автор – это любовь.

Образование и богатство

Гетеры – это были женщины, которые действительно получали образование. Известно о том, что существовали даже целые школы, обучающие гетер. В частности, они были открыты на островах Хиос и Лесбос, причем часто в них обучались девочки из довольно знатных семей, которых родители отправляли в эти школы для постижения наук, танцев, искусства. Со временем гетеры начинали получать доходы от своей деятельности, богатели, среди богатых гетер можно назвать Фрину, которая была музой художника Праксителя, и Аспасию, которая была супругой знаменитого военачальника Перикла.

Полис очень четко делил женщин на несколько категорий. Это были обычные гражданки, домохозяйки, которые выходили замуж, имели детей и в основном жили на своей половине дома (гинекей), где особо не встречались с посторонними людьми, знали только своего мужа, свою семью. Мораль, особенно в Афинах, была очень строгой по отношению к ним. С другой стороны, были уличные проститутки, которые продавали себя за деньги, к ним в полисах относились весьма пренебрежительно, по свидетельству того же Платона и Аристотеля. Еще одна категория – это были гетеры. В переводе с древнегреческого гетерос – это друг или подруга, товарищ. Это человек, с которым можно общаться, вести диалог, и поэтому к ним относились уважительно, для полисной морали это было весьма и весьма престижно. Интимные отношения, естественно, присутствовали, просто они не были на первом месте. Причем и Платон, и Плутарх писали, что гетера сама могла выбрать мужчину, с которым она хотела бы иметь интимную близость. Это была свобода во всем. И в плане интимной жизни тоже.

Хотя когда гетеры переходили порог обычного общения и начинали влиять на политику, как в случае с Аспасией, которая считала, что она очень влияет на Перикла, отношение становилось несколько иным. Считалось, что женщина не должна превышать какие-то определенные нормы. Аспасия же советовала Периклу вводить культурные преобразования в Афинах, благодаря ей были открыты некоторые философские школы и потом очень тщательно вели реставрационные работы на акрополе, восстанавливали храмы – и Парфенон, и Эрехтейон. Судя по Плутарху, это происходило благодаря ее стараниям. В то же время многие ее обвиняли, что именно она заставила Перикла отправиться на остров Самос и подчинить эту территорию Афинам. Здесь Аспасия уже выступала как женщина-стратег. Известна также Фрина, муза Праксителя, которая собирала вокруг себя большой круг людей искусства, философов. Ее вклад тоже довольно сильный, потому что эта женщина вдохновляла людей искусства, в ее доме велись беседы, она принимала художников. Благодаря Плутарху известно, что Праксителю, художнику и скульптору, который жил достаточно бедно, она помогала финансово. Фрина предоставляла средства и другим талантливым людям, то есть была меценатом своего времени.

Лоуренс Альма-Тадема, «Сапфо и Алкей», 1881. Сапфо окончила школу гетер, но гетерой не стала.

Стоит упомянуть еще одну гетеру – Таис Афинскую, которой посвятил одноименный роман Иван Ефремов. Таис известна как подруга Александра Македонского. Есть свидетельства, что именно гетера подбила Македонского после взятия Персеполя сжечь дворец Ксеркса в качестве мести за сожжение Афин. Причем сделали это любовники, «будучи во хмелю». В последствии Таис Афинская стала женой египетского царя Птолемея I Сотера.

Как Афины стали столицей греческого мира

Сегодня город — столица Греции, европейского независимого государства, но так было не всегда. В античные времена все полисы были автономными (за некоторыми исключениями), и вряд ли другие греческие города того времени, такие как Коринф или Спарта, желали отдать первенство Афинам. Но именно так и произошло в результате греко-персидских войн, длившихся с начала и до середины V в. до н. э., победа в которых и привела к абсолютному могуществу афинян, хоть и ненадолго.

Фемистокл — мудрый афинский правитель, сделавший полис защищенной крепостью. Современный памятник, Афины

В результате этих войн был собран союз греческих полисов против персидских захватчиков. В 478 г. до н. э. пелопоннесский флот под начальством Павсания отнял у персов часть Кипра и Византий. Так афиняне стали в глазах греков Востока спасителями от персов, а Спарта, отказавшаяся от распространения союза на прибрежные ионийские города, утратила популярность среди ионийцев. Положение спартанского полководца Павсания среди недовольных ионийцев было тягостным, в особенности когда он стал вести двусмысленные переговоры с Персией и надменно обращаться с союзниками. Его распоряжениям отказались повиноваться; командование было предложено афинянам (477 г. до н. э.). Спартанцы отозвали Павсания и свои корабли. Афинские полководцы Аристид и Кимон заняли первые места в новом союзе. Не противясь установлению афинской гегемонии на море, спартанцы не могли допустить, чтобы Афины приобрели влияние на материке. Афиняне, чтобы оградить себя от нападений, решили по совету правителя Фемистокла обнести город крепкой стеной. Спартанцы протестовали против постройки «длинных стен», но творческий гений Фемистокла и его находчивость довели дело до конца и превратили Афины в сильную крепость.

Афинский союз, выделившийся из общего греческого союза для дальнейшей войны против персов, получил четкую организацию. Это была первая попытка объединения почти всего греческого мира в одно государство под эгидой главного полиса — Афин. Казна союза помещалась на Делосе, поэтому изначально он был назван Делосским, а уж потом, когда могущество Афин стало неоспоримым, стал Афинским союзом. К союзу примкнули все города, освобожденные от персидского ига, и, кроме того, остров Эвбея и острова Западные Киклады. Началась энергичная очистка южного побережья Фракии (север Балкан) от персов.

Храм Изиды на Делосе — здесь находилась главная казна Афинской морской державы

Вскоре персы были вытеснены со всех позиций в Европе. Несмотря на двойную славную победу греков при Саламине, Афины должны были отказаться от наступательных действий против Персии, поскольку им предстояло решать трудные задачи внутри государства и уже началась роковая для Афин вражда со Спартой, которая приведет в результате к разрушительной Пелопоннесской войне.

Впрочем, греко-персидские войны имели большое значение для Афин в частности и для Греции в целом. Они ускорили развитие греческой культуры, внушили грекам национальное сознание своего величия. В своих успехах греки видели победу свободы над рабством. Народная независимость и общественная свобода, связанные с развивавшейся демократией, были спасены. Поскольку преимущество оказалось на стороне афинской демократии, после греко-персидских войн почти все греческие государства были охвачены демократическим движением. Афины превратились в великую морскую державу и стали центром Греции — культурным, политическим, интеллектуальным и экономическим.

Долгая память о Таис

Современники Птолемея неоднократно писали комедии, посвящённые Таис, однако тексты утрачены. В комедии римского автора Теренция «Евнух» имя Таис носит гетера, в которую влюблён один из героев. Овидий в «Лекарстве от любви» противопоставляет Таис и Андромаху. У Лукиана (2-й век н. э.) есть произведение, представляющее собой диалог в царстве мёртвых между гетерами Таис и Гликерой.

Данте изобразил куртизанку Таис среди грешников, мучающихся в восьмом круге ада. Среди других льстецов она оказывается в яме, заполненной нечистотами.

Драматург Кристофер Марло изобразил Александра и Таис в своей пьесе «Доктор Фауст». Духи, принявшие их облик, разыгрывают перед императором представление. В ходе него Александр убивает Дария и надевает его корону на голову своей возлюбленной.


Джошуа Рейнольдс «Таис». (Waddesdon Manor)

В 1697 году Джон Драйден написал поэму «Пир Александра, или Сила музыки». Позже она стала основой для оперы Генделя. В поэме появляется новый герой, придуманный Драйденом, — музыкант Тимофей. Сначала музыкант восхваляет Александра, затем сокрушается о судьбе Дария, говорит о переменчивости судьбы и предлагает утешиться в любви с Таис. Затем Тимофей пробуждает царя ото сна призывом отомстить за павших воинов. И воспрянувший Александр с Таис и военачальниками идут поджигать дворец.

В 1770-е Джошуа Рейнольдс начал писать картину «Таис», изображающую афинянку с факелом. Моделью послужила Эмили Берти Уоррен, а картина была заказана её любовником Чарльзом Гревиллом. Эмили поссорилась с любовником до завершения Рейнольдсом картины и отправилась в Ост-Индию с новым мужем Робертом Поттом. По пути она скончалась от лихорадки, но в том же году Рейнольдс завершил обессмертившую её картину.

Рейтинги

Афинский университет считается одним из ведущих университетов Греции, ведущим европейским региональным университетом и входит в ежегодные списки лучших университетов. Самым последним из них является рейтинг мировых университетов Webometrics за 2019 год, в котором он занял 219-е место из 12 000 университетов мира (1-е место в Греции и 70-е место в Европе) с очень высокими перспективами открытости университетов.

Он занимает 401–500 место в ежегодном списке Times Higher Education ( THE ).

Кроме того, согласно ежегодному рейтингу QS World University Rankings, он занимает 651–700 место с очень высокими результатами исследований. Шанхайский рейтинг ( Академический рейтинг университетов мира ) занял в 2018 году 301–400-е место в мире. В 2018 году он был включен в рейтинг CWTS Leiden Ranking на 232-е место в мире с большим объемом публикаций в области биомедицины и наук о здоровье.

В 2019 году университет занимал 73-е место в мире Webometrics Ranking of World Universities по цитированию в Top Google Scholar Profiles. Согласно рейтингу лучших колледжей США News & World Report (USNWR), он занимает 279-е место в мире и 1-е место в Греции.

В области фармации и фармакологии он занимает 101–150 место в мире по рейтингу QS и 94 место по рейтингу USNWR. Последний ставит университет на 114-е место по иммунологии и 166-е по клинической медицине.

Во всем виноваты женщины

Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны.

Гетера Фаида была любовницей Александра Македонского

В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида. Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида. После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.


Александр Македонский с гетерами в Персеполе. (pinterest.com)

Плутарх: Аспасия — виновница войны между Афинами и Самосом

Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.


Бюст Аспасии. (pinterest.com)

Список философов и других персонажей

Афинская школа. Список философов и других персонажей

  1. 1. Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
  2. 2. Пифагор
  3. 3. Диоген Синопский 
  4. 4. Микеланджело в образе Гераклита
  5. 5. Автопортрет
  6. 6. Эпикур
  7. 7. Александр Македонский
  8. 8. Сократ
  9. 9. Евклид

   Философы изображены не только из разных стран,
но жили в разное время. Получается, что изображено идеальное общество античных мыслителей. Все
действующие лица разбиты на группы, все люди изображены в действии.  Центром картины являются, как уже писалось
выше, Платон и Аристотель. Платон изображен с поднятой вверх рукой, что
указывает на идеалистическое направление его мысли.  Аристотель вдоль земли, ладонью вниз – ведь
он основатель материализма.  В образе
Платона нам предстает Леонардо да Винчи, с которым Рафаэль был хорошо знаком.

Вошла в историю

Таис сопровождала Александра Македонского на протяжении всей компании в Малой Азии

Она привлекла внимание историков в 330 году, когда войском Александра был сожжен Персеполь

Александр, по словам Диодора, хотел полностью разрушить город. Он отдал его на разграбление своему войску. Полководец пробыл в нем четыре месяца, дал отдохнуть войску и подготовиться к новому походу на восток. Незадолго до ухода из Персеполя (весна 330 г. до н.э.) Александр устроил пир в царском дворце. Во время пира был подожжен сам дворец, вследствие чего сгорел весь некогда роскошный и могущественный город.

Строительство величественного города длилось шестьдесят лет и, что особенно удивляет, в нем не был задействован ни один раб, только свободные строители, а также лучшие архитекторы и скульпторы того времени.

По мнению историков вина за подстрекательство к пожару лежит на Таис Афинской. Плутарх так описывает эти события. «В общем веселье вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. Среди них особенно выделялась Таис, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея. То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Таис сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

План Афин в период наивысшего расцвета — около 430 до н. э., накануне Пелопоннесской войны

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки — Пелопоннесским союзом, возглавляемым Спартой. В конечном счёте противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431—404 до н. э) — крупнейшей войне в истории Древней Греции. Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили своё ведущее положение в Греции. В первой половине IV века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать своё положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395—387 до н. э. Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой флот и восстановить укрепления вокруг города (срыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378—377 годах до н. э. возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном, Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии.

Примечания

. Статья «»Пинакопоэзия» vs. экфрасис: на примере творчества И.А. Ефремова и И.И. Пузанова» готовится к печати в сборнике «Россия и Греция: диалоги культур. Петрозаводск, 2017».

. Цитаты из романа даются в тексте статьи в круглых скобках с указанием страницы по изданию: Ефремов И.А. Собрание сочинений в 5-ти т.; Т. 5; Кн. 3. Таис Афинская. М.: Молодая гвардия, 1989. 494 с.

. При цитировании античных авторов дополнительно в круглых скобках указана стандартная пагинация (книга, абзац, строка), чтобы можно было проследить текст вне зависимости от доступного издания.

На правах рекламы:


Уютный отель www.hotel-uyut.kz в Алматы ждет вас!

Обнаженная Афродита

Гетерам оказывались невероятные почести. Во II веке до н. э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи питомиц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев. Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь киник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме — это памятник греческому позору. Однако Фрина не была простой жрицей любви — ее прославила красота и скандальная история. Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила прекрасная Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».


«Гетера Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861. (pinterest.com)

Гетера Фрина послужила моделью для статуи обнаженной Афродиты

Афиней также рассказывает и о необычном характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего. Скульптор отказался ответить, тогда гетера решилась пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» — воскликнул тот. Фрида усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и посвятила его в храм, находившийся в ее родном городе Феспии. Именно в благодарность за такой подарок жители города и поручили Праксителю изваять фигуру Фриды для храма в Дельфах.

Как говорит история

В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.

Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».

Занятия в хорошую погоду проходили в перестиле — внутреннем открытом дворике, а в пасмурную — в крытых галереях или портиках, окружавших его. Поскольку мальчики занимались обнаженными и смазывали тело оливковым маслом, то после занятий они производили омовение водой из находящегося на территории палестры фонтана, колодца или бани.

Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.

«Бояре» и «опричники»

К моменту захвата Персеполиса в македонском войске образовалось как бы две партии. Условно их можно обозначить так: партия «старых вельмож» и партия «молодых друзей». В первую входили старые, испытанные вожди македонского войска. Все они были знатны и богаты. Если проводить древнерусские аналогии, то представителей этой группы можно было бы назвать «боярами». Лидером македонских «бояр» был Парменион — заслуженный полководец Филиппа Македонского, отца Александра. Вторую группу составляли — если продолжать русские аналогии — македонские «дворяне». Люди, конечно, не безродные — но и не очень-то знатные (их даже можно было бы сравнить не столько с дворянами, сколько с опричниками Ивана Грозного). Это были «молодые друзья» царя: Гефестион, Лисимах, Селевк, Птолемей. Группировка Пармениона хотела сворачивания азиатского похода. Захваченных ценностей, считали «бояре», уже вполне достаточно. А с персами лучше договориться. Разделить полюбовно власть над Азией — и отправиться обратно в родную Македонию. Однако молодых «опричников» это не устраивало. Сворачивание войны означало фиксацию их служебного положения на весьма невысоком уровне. Продолжение боевых действий, напротив, сулило им ослепительные карьерные перспективы.

История Академии Платона

История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.

Основной дидактический метод обучения, использовавшийся в Академии — диалог или по-другому — диалектика. Ею овладевали на двух условных ступенях обучения: для младших и для старших. Здесь изучали различные предметы, но особый упор делали на астрономию и математику.

Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.

Дело Спевсиппа продолжил Ксенократ, который привлекал к себе всех знаменитостей обширной Греции. Далее Академию поочередно возглавляли последователи того же философского учения — Полемон, Кратес и Крантор.

Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.

Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.

Модели и заказчики произведений искусства

Мария Санти: Гетер без конца изображали в живописи. Тем более часто, что вплоть до конца XIX века девушку порядочную писать в качестве натурщицы было не принято, а если он была обнаженная, то это было практически невозможно. Художник мог рисовать свою жену или возлюбленную. Как правило, натурщиц, особенно для обнаженной натуры, русские художники брали в домах терпимости, художники западноевропейские и итальянские – в специальных кварталах. Гетеры и проститутки – это совершенно разные способы жизни в мировой культуре. Гетера в лучшем варианте своего существования – в Древней Греции – это женщина, которая выбирает, с кем ей встречаться. Как правило, это были женщины, которые держали клубы, такие места для интеллектуального общения, где можно было расслабиться и выпить. Это была помесь клуба без галстука с борделем, где обычно было еще много девушек, которых легко можно было получить.

Однако не стоит думать, что, становясь гетерами, женщины получали гарантированные лавры и внимание великих мужчин. «Гетеры были не только богатые и успешные, – подчеркивает Мария Санти. – Были и бедные гетеры, которые буквально получали от своих «бойфрендов» рыбу, платья»

Небольшое число оставшихся в истории имен гетер говорит о том, что на вершине оказывались лишь самые одаренные из них.

Возникновение Афин

По названию нетрудно догадаться, что с древнейших времен покровителем города была богиня мудрости Афина, с ней также связана и легенда о получении власти над городом.

Афина, богиня мудрости. Скульптура перед зданием парламента Австрии в Вене. Абсолютная копия античного прототипа

Из мифов хорошо известно, что имя богини мудрости — Афины — город получил после ее спора с владыкой морей Посейдоном. Кекроп, первый царь Афин, который был наполовину человеком, наполовину змеей, должен был решить, кто же станет покровителем города. Для этого два бога — Афина и Посейдон — должны были сделать подарок царю, и тот, кто преподнесет лучший дар, и будет покровителем.

Первым ударил трезубцем Посейдон — и сразу же из земли забил источник морской воды. Зачем нужен такой родник?! Греция — страна жаркая, горная, вода там нужна, но морской соленой воды там предостаточно. Когда ударила Афина, из земли выросло оливковое деревце. Кекроп впечатлился подарком Афины и сделал ее покровителем города… Но в городе стало недоставать воды. Проблема с питьевой водой и сегодня — злободневная тема. Неужто месть Посейдона?

Другая версия гласит, что слово «Афины» происходит от слова «Афон», что также созвучно и со словом «цветок» (на греческом афос). Можно говорить об игре слов: Афины — город-цветок.

В древности и потом в кафаревусе (искусственной разновидности греческого языка, официальной с 1821 по 1976 г.) название Афины стояло во множественном числе. В 1976 г. с отказом от кафаревусы единственное число Афина стало официальным. Впрочем, в русском языке так и прижилось более архаичное название.

Заключение

Афины — центр классической культуры и колыбель современной цивилизации. Тем не менее, город имеет и христианскую историю, тесно переплетающуюся с наследием классической традиции, — неслучайно самые древние из христианских храмов Афин построены на фундаменте языческих святилищ, а некоторые из них располагались прямо в зданиях древних храмов, как, например, храмы Парфенона, Зевса и Эрехтейона.

Афинская агора с храмом Гермеса сегодня

В годы Античности Афины переживали свой расцвет. Отстояв независимость, греки создали новое общество с абсолютно новым мышлением. Моряки и путешественники оказывали влияние на развитие многих культур; философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды, основанные на наблюдении и дискуссиях. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанная на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Представления берут начало из сельских праздников — Великих Дионисий. Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Только в Афинах театр был сооружен на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тыс. зрителей.

Увы, но расцвет длился всего несколько столетий и сменился эллинской эпохой (323–31 до н. э.) — походы Александра Македонского смогли распространить греческую культуру далеко за пределы Греции, но кризис полисного устройства общества намечался все более явно и уже к рубежу эпох привел к значительной деградации общества. Эта эпоха не создала ничего нового, а только попыталась перенять все, что было создано в классический период. Приход христианства в первые века новой эры способствовал постепенному исчезновению древнегреческой цивилизации.

Классический театр близ Акрополя

Афины сегодня

Сегодня Афины — город, причудливо совместивший в себе историю и современность, европейскую внешность и античный «скелет», город, где история не в музеях, а прямо под ногами.

Поделиться ссылкой