Так в чём же секрет гениальных скрипок страдивари?

Сравнение качества звука

Прежде всего, эти инструменты известны качеством звука, который они производят. Однако многочисленные слепые эксперименты с 1817 года по настоящее время (по состоянию на 2014 год) так и не обнаружили никакой разницы в звучании между скрипками Страдивари и высококачественными скрипками в сопоставимом стиле других мастеров и эпох, а также акустического анализа. В особенно известном тесте в программе BBC Radio 3 в 1977 году скрипачи Исаак Стерн и Пинхас Цукерман и скрипичный эксперт и дилер Чарльз Беар пытались различить «Чакону» Страдивари, Гварнери дель Джезу 1739 года, Вильом 1846 года и Британская скрипка 1976 года, которую играет за ширмой профессиональный солист. Двум скрипачам разрешили сначала сыграть на всех инструментах. Никто из слушателей не назвал более двух из четырех инструментов. Двое слушателей определили скрипку 20-го века как Страдивари. Скрипачи и другие критикуют эти тесты по разным причинам, например за то, что они не являются (в большинстве случаев), судьи часто не являются экспертами, а звуки скрипок трудно оценить объективно и воспроизводимо.

На тесте в 2009 году британский скрипач Мэтью Траслер сыграл на своем 1711 Страдивари, который, как говорят, стоит два миллиона долларов США, и на четырех современных скрипках, сделанных швейцарским скрипичным мастером Майклом Ронхаймером   . Одна из скрипок Ронхаймера, сделанная из дерева, которое исследователь Empa (Швейцарская федеральная лаборатория материаловедения и технологий) Фрэнсис Шварц обработал грибками, получила 90 из 180 голосов за лучший тон, а скрипка Страдивари заняла второе место с 39 голосами. Большинство (113) слушателей ошибочно идентифицировали скрипку-победитель как скрипку Страдивари. Анализ обработанной древесины показал снижение плотности, сопровождающееся относительно небольшим изменением скорости звука. Согласно этому анализу, обработка улучшает коэффициент звукового излучения до уровня древесины в холодном климате, которая, как считается, имеет лучший резонанс.

В двойном слепом тесте 2012 года, опубликованном в исследовании « Предпочтения игроков среди новых и старых скрипок », опытные игроки не могли отличить старые инструменты от новых, играя на них в течение короткого времени в маленькой комнате. В дополнительном тесте, проведенном в концертном зале, одна из скрипок Страдивари заняла первое место, но один из участников заявил, что «аудитория в концертном зале по существу сомневалась в том, какие инструменты были лучше в каждом из парных сравнений инструментов. «и» Я мог сказать небольшие различия в инструментах … но в целом они все были великолепны. Ни один из них не звучал существенно слабее, чем другие «Современные скрипки были оценены как обладающие лучшими звуковыми качествами, и в исследовании снова им отдали предпочтение. 2017 г.

Хотя многие солисты мирового уровня играют на скрипках Антонио Страдивари, бывают заметные исключения. Например, Кристиан Тецлафф раньше играл на «довольно известном Страде», но перешел на скрипку, сделанную в 2002 году Штефаном-Петером Грайнером . Он заявляет, что слушатель не может сказать, что его инструмент современный, и считает его превосходным для Баха и лучше, чем Страдивари для «больших романтических концертов и концертов 20-го века ».

Петербургская история

История пребывания творений Страдивари в Северной Венеции невелика.

Одна из её страниц связана с именем Константина Карловича Штакельберга – начальника Придворного оркестра, которому Александр III передал в 1884 году скрипку работы Антонио Страдивари и восемь флейт, принадлежавших Александру I. Щедрый дар побудил барона положить начало формированию коллекции музея музыки. С небывалой энергией и целеустремленностью Штакельберг стал осуществлять свою заветную идею. В 1908 году он убедил Министерство императорского двора приобрести на аукционе замечательную коллекцию бельгийского собирателя Снука, насчитывавшую 363 инструмента, затем музей пополнился инструментами народов России, собранными Н. Приваловым, а еще через несколько лет – народными восточными из собрания Рабиндраната Тагора. Тогда же музей приобрел новый скрипичный шедевр работы Николо Амати, а также инструмент, изготовленный сыном Страдивари, Франческо.

Увы, после революции большевики, вооружившись антикварным каталогом 1875 года, немедленно приступили к экспроприации ценностей – и вскоре скрипка Антонио Страдивари была изъята из собрания Шереметевского дворца для передачи в московский Гохран. К счастью, ее судьба не стала трагичной – скрипка продолжала звучать и с тех пор побывала в руках многих исполнителей. Сейчас ею пользуется Юрий Башмет, за рубежом нередко выступающий не только в качестве альтиста, но и скрипача.

Известно также, что скрипка Антонио Страдивари была в коллекции князей Юсуповых, купивших ее в начале XIX века в Италии. Инструмент почти сто лет был семейной реликвией – на нем изредка играли члены княжеской фамилии. В начале ХХ века эта скрипка (на картинке слева) хранилась во дворце Юсуповых на Мойке, находясь почти всё время (за исключением редких концертов) в особой витрине в форме фонаря, сделанной по проекту Феликса Юсупова. В 1917 году скрипка исчезла, как и владельцы дворца на Мойке. Однако она не была вывезена за границу, как полагали многие – в 1919 году, когда дворец Юсуповых был превращен в Дом учителя, она была обнаружена в одном из тайников. Оказалось, что эта скрипка, сделанная мастером всего за год до кончины – одна из лучших его инструментов! К сожалению, и она была вскоре увезена из Петербурга для пополнения московской Госколлекции, хотя и не стала после этого пылиться в хранилище: на «Юсупове» в разное время играли Давид Ойстрах, Леонид Коган, Владимир Спиваков.

Однако редкая возможность услышать настоящую скрипку Страдивари петербуржцам изредка предоставляется. Так, в рамках фестиваля «Дворцы Петербурга» на короткие гастроли приезжали две скрипки – «Франческо» и «Императрица России». История последней неразрывно связана с Петербургом: созданная в 1708 году, она была приобретена для российской императрицы Елизаветы Петровны, подарившей её своему секретарю Криберскому. Впоследствии у инструмента часто менялись хозяева, а после революции она оказалась в фонде немецкой компании «Редкие скрипки Махольда» (основанной в 1861 году). «Императрица» звучала в декабре 1993 года в Царском селе и в мае 1994 года на открытии отреставрированной ротонды Мариинского дворца в Петербурге.

Не менее интересен был уникальный концерт, состоявшийся в Эрмитажном театре в сентябре 1995 года, посвященный «гастролям» легендарной скрипки Паганини, изготовленной, правда, не Страдивари, а его вечным соперником Гварнери в 1742 году. Инструмент, завещанный «дьявольским скрипачом» родному городе Генуе, почти сто лет хранился в запаянной стеклянной колбе, но затем итальянцы освободили-таки его из плена, позволяя играть на нем лучшим скрипачам мира. Однако за пределы Италии скрипка вывозится крайне редко – в частности, концерту в Петербурге предшествовали переговоры правительств двух стран и заключение страховки в четыре с половиной миллиарда лир с итальянским модельером Труссарди. Высокой чести играть на столь раритетном инструменте удостоился петербуржец Сергей Стадлер – думаем, что ему впервые в жизни приходилось играть концерт в присутствии роты автоматчиков. Охрана действительно была беспрецедентной – даже во время антракта скрипка Паганини опечатывалась. Любопытно высказывание музыканта о звучании инструмента: «Когда я взял первые звуки, стало ясно, что скрипка помнит и любит только прежнего хозяина – Паганини. И никого больше знать не хочет. Для меня это была не столько игра, сколько общение. И я решил тогда: пусть она звучит не так, как я хочу, а как сама она хочет и как помнит». Судя по всему, звучание инструмента стало неожиданностью для Стадлера – возможно, виной тому возраст скрипки или её длительное заточение.

1.

Скрипки итальянского мастера ценятся по всему миру.
Антонио Страдивари – быть может самый известный мастер смычковых инструментов в мире. Именно его фамилия всегда на слуху. В свое время был бесплатным учеником не менее легендарного мастера Николо Амати, который также занимался изготовлением музыкальных инструментов. Вспоминая старый хороший анекдот про нового русского, который утверждал, что: «это для л*хов Страдивари делал скрипки, а для пацанов – барабаны», нельзя не отметить, что итальянский мастер действительно изготавливал не только скрипки. Страдивари также собирал арфы, виолончели и альты. До наших дней сохранилось не менее 1150 единиц музыкальных инструментов его руки.

Рыночная стоимость

Скрипка Антонио Страдивари 1703 года на выставке за стеклом в Musikinstrumentenmuseum ( Берлинский музей музыкальных инструментов ), 2006

Страдивари, изготовленный в 1680-х годах или в период «длинного узора» Страдивари с 1690 по 1700 год, может стоить от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов США по сегодняшним ценам. » Молитор » Страдивари 1697 года , когда-то, по слухам, принадлежал Наполеону (он действительно принадлежал генералу его армии графу Габриэлю Жану Жозефу Молитору ), продан в 2010 году на аукционах Tarisio скрипачке Анне Акико Мейерс за долларов, в то время Мировой рекорд.

В зависимости от состояния инструменты, сделанные в «золотой период» Страдивари с 1700 по 1725 год, могут стоить миллионы долларов. В 2011 году его скрипка «Lady Blunt» 1721 года, которая находится в первозданном состоянии, была продана в Лондоне за 15,9 миллиона долларов (она названа в честь внучки лорда Байрона леди Энн Блант , владевшей ею 30 лет). Он был продан музыкальным фондом Nippon Music Foundation в помощь японскому землетрясению и цунами . Весной 2014 года альт «Макдональд» был выставлен на торги через аукционный дом музыкальных инструментов Ingles & Hayday совместно с Sotheby’s посредством тихого аукциона с минимальной ставкой в ​​45 миллионов долларов. К 25 июня 2014 года на аукционе не была достигнута минимальная ставка, и альт не был продан.

В мае 2013 года журнал Vice сообщил, что «в последние годы начали появляться инвестиционные фонды Stradivarius , что привело к еще большему росту и без того астрономических цен».

Инструменты Stradivarius могут быть украдены. Однако украденные инструменты часто находят, даже если они пропали без вести в течение многих лет. Их трудно продать незаконно, поскольку дилеры обычно вызывают полицию, если к ним обращается продавец с украденным Stradivarius. В последние годы генерал Кид Страдивари был украден в 2004 году. Через три недели его вернула женщина, которая нашла его и передала полиции. Sinsheimer / Изелина был украден в Ганновере, Германия в 2008 году и восстановлен в 2009 году Липиньского Страдивари был украден в вооруженном ограблении на 27 января 2014 года , а затем восстановлен. Эймс Страдивари был украден в 1981 году и восстановлен в 2015 году.

Некоторые украденные инструменты остаются пропавшими без вести, например, Davidoff-Morini , украденный в 1995 году, Le Maurien , украденный в 2002 году, и Karpilowsky , украденный в 1953 году.

Интересные факты

В жизни Антонио Страдивари произошло множество интересных событий, среди которых выделяются следующие:

  1. Познакомился Страдивари с Николо Амати когда Антонио, будучи простым столяром, работал в одной из непримечательных мастерских, он был совсем юн. Николо принимает решение взять мальчика к себе в подмастерья, не до конца осознавая, с каким талантом столкнула его судьба.
  2. Согласно одной из легенд, чтобы создать идеальный инструмент, Амати использовал внутренние органы ягнят. Каждое утро он отправлял Страдивари в мясную лавку с тайной запиской, в обмен на которую Антонио получал внутренности животных, их возраст начинался строго с 3 месяцев. Лишь спустя длительное время Страдивари осознал, что это и есть секретный ингредиент, благодаря которому звучание скрипок становилось мощным, чистым и невероятно красочным. Но сам Антонио никогда не прибегал к таким мерам, и когда у него спросили, в чем же секрет его волшебных скрипок, он сообщал, что использует собственноручно изготовленное покрытие из крыльев и лапок насекомых, которых он находит на полу своей мастерской. Страдивари не спешил расставаться со своими тайнами, он хотел быть единственным в своем роде.
  3. У Антонио был великолепный слух, который позволял ему улавливать даже едва слышную фальшь. Поэтому если он замечал какое-то несовершенство в инструменте, то вновь принимался за работу и старался довести ее до конца.
  4. Мастер был трудолюбивым, и именно это качество позднее распространило о нем славу далеко за пределы родной Кремоны.
  5. Одним из первых нововведений Страдивари был удлиненный корпус инструмента, который позволял ему звучать сильнее, насыщеннее и пронзительнее. Такое новшество Антонио стал использовать, когда постепенно отошел от влияния Николо.
  6. В сфере создания музыкальных инструментов Страдивари заслуженно получил звание новатора и революционера, потому что он преобразил не только внешний вид скрипок, но и начал создавать виолончели по совершенно новым законам. Антонио сделал этот инструмент легче, уменьшил габариты и улучшил частоту звучания.
  7. Из-за того, что скрипки Страдивари представляли собой огромную материальную ценность, на них часто покушались воры. В 1936 году скрипка «Гибсон» была украдена прямо из гримерки музыканта Бронислава Губермана, практически сразу после того, как он выступил на сцене. Любопытно, что грабитель так и не продал инструмент, а старательно хранил его более 50 лет, до тех пор, пока не осознал, что вскоре умрет от смертельного заболевания. Тогда вор завещал своей жене хранить скрипку, но и так и не рассказал, в чем заключалась ее истинная ценность. Только спустя 4 года женщина поняла, какой уникальной вещицей обладает, и решает вернуть пропажу за символическое вознаграждение. За инструмент она получила 263 тысячи долларов, а в настоящее время обладателем «Гибсона» является эксцентричный музыкант Джошуа Беллу.

И напоследок будет любопытно узнать, что старый еврейский анекдот про портных переделан из старого итальянского анекдота про скрипачей:

В небольшом итальянском городке Кремона на центральной улице жило несколько великих скрипичных мастеров. Первым боевые действия начала семья Амати, повесившая большую вывеску над своей мастерской «Лучшие скрипки в Италии». В ответ на это семья Гварнери тоже украсила свой магазин – «Лучшие скрипки в мире» Мастерская Антонио Страдивари, который раньше служил бесплатным учеником у Николо Амати, находилась в самом конце улицы и Страдивари повесил на ней скромную вывеску «Лучшие скрипки на этой улице».

В чём секрет скрипок Страдивари?

Современные скрипки создаются при помощи самых передовых технологий и достижений физики — а звук всё равно не тот! Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», и каждый раз учёные выдвигают все более и более фантастические версии. По одной из теорий, ноу-хау Страдивари в том, что он владел неким магическим секретом лака для скрипок, который придавал его изделиям особенное звучание. Легенды гласят, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской.

Ещё одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных.

Учёные не оставляют попыток понять, чем же обусловлена чистая уникальная звучность страдивариевских скрипок. Профессор Джозеф Нагивари (США) утверждает, что для сохранности древесины клён, используемый знаменитыми скрипичными мастерами XVIII века, подвергался химической обработке. Это и влияло на силу и теплоту звука инструментов. Он задался вопросом: могла ли обработка против грибков и насекомых обусловить такую чистоту и яркость звука уникальных кремонских инструментов?

Используя ядерный магнитный резонанс и инфракрасную спектроскопию, им были проанализированы образцы древесины пяти инструментов. Нагивари утверждает: если будет доказано воздействие химического процесса, окажется возможным изменение современной технологии изготовления скрипок. Скрипки зазвучат на миллион долларов, а реставраторы обеспечат лучшую сохранность старинным инструментам.

Некогда был проанализирован лак, которым покрыты инструменты Страдивари. Выяснилось, что его состав содержит наномерные структуры. Получается, что ещё три столетия тому назад создатели скрипок опирались на нанотехнологии? Был проведён интересный эксперимент. Сравнивали звучание скрипки Страдивари и скрипки, изготовленной профессором Нагивари. 600 слушателей, из них 160 музыкантов, провели оценку тона и силы звука по 10-бальной шкале. В результате, скрипка Нагивари получила более высокие оценки.

Однако, были и другие исследования, в ходе которых выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашёлся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент — полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. И что же? Скрипка не стала звучать хуже.

В свою очередь изготовители скрипок и музыканты также не признают, что волшебство звучания их инструментов обусловлено химией. И в качестве доказательства их мнения свидетельствуют результаты ещё одних научных исследований. Так, учёные Массачусетского технологического института доказали, что особенный «мощный» звук скрипок Антонио Страдивари был вызван случайной ошибкой в ходе производства этих инструментов.

Как передает The Daily Mail, исследователи поняли, что столь необычное глубокое звучание скрипок знаменитого на весь мир итальянского мастера вызвана F-образными отверстиями — эфами. С помощью анализа множества других инструментов Страдивари ученые сделали вывод, что эта форма изначально была воспроизведена по ошибке. Один из исследователей Николас Макрис поделился собственным мнением: «Вы режете по тонкому дереву и не можете избежать несовершенства. Форма отверстий в скрипках Страдивари отклоняется от традиционной для XVII–XVIII веков на 2%, но это похоже не на ошибку, а на эволюцию».

Бытует также мнение, что никто из мастеров не вкладывал в свою работу столько труда и души, сколько Страдивари. Ореол тайны придаёт изделиям кремонского мастера дополнительное очарование. Но учёные-прагматики не верят в иллюзии лириков и давно мечтают поделить волшебство чарующих скрипичных звуков на физические параметры. Во всяком случае, в энтузиастах точно недостатка не ощущается. Нам остаётся только ждать того момента, когда физики достигнут мудрости лириков. Или наоборот…

Говорят, в мире каждые две недели кто-нибудь да «открывает» тайну Антонио Страдивари. Но на самом деле за 300 лет секрет величайшего мастера так и не удалось разгадать. Только его скрипки поют, словно ангелы. Современной науке и новейшим технологиям не удалось достичь того, что для кремонского гения было всего лишь ремеслом.

ИсточникПо материалам

Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Биография

Происхождение

Антонио Страдивари родился в Кремоне — как считается, в 1644 году, хотя точная дата не зарегистрирована. Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari) и Анна Морони (итал. Anna Moroni). Полагают, что с 1657 по 1667 год он служил бесплатным учеником у Николо Амати, то есть выполнял черновую работу.

Изготовление инструментов

1 июля 1667 года Страдивари женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

Скрипка Страдивари из собрания Мадридского королевского дворца

Первую скрипку, выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать, и, чем ближе к 1690 году, тем его инструменты становятся крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году, и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлинённые скрипки (allonge), у которых клён уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано меняется на меццо-сопрано. В 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 года в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто ещё не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода: с 1704 по 1717 года, когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная, и нижние деки чаще всего выполнены из одного куска, и второй период с 1717 года, когда для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырём доминиканцев в Кремоне. В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также подвал и антресоли. Кроме того, на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон — с южной и западной, которая называлась кремонцами «seccador» (сушильня): именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто работал там в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провёл остаток своей жизни. Дом сохранялся до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединён с рестораном, а в мастерской Страдивари хозяин ресторана расположил бильярдную.

По воспоминаниям современников, мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак, шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат, как Страдивари».

20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. 24 августа 1699 года Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей. Только двое, Франческо и Омобоно, занимались искусством отца, но смогли лишь в незначительной мере приблизиться к уровню его мастерства.

У Страдивари было только три ученика: это два его сына — Франческо и Омобоно — и Карло Бергонци.

Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты, виолончели и даже одну арфу — по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц.

Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет.

Мастерство

В молодости Страдивари соперничал с Андреа Гварнери, который жил в доме Николо Амати и входил в число его учеников. Постигая ремесленные секреты мастеров итальянской национальности, Антонио начал эксперименты в конце 1660-х годов.

В течение продолжительного периода времени юноша выверял пропорции и подбирал материалы, чтобы придать инструментам изящный вид. Он искал собственных заказчиков из числа аристократов и дождался банкира, однажды нанесшего в мастерскую учителя визит.

Антонио Страдивари и Николо Амати / «Википедия»

С производства комплекта инструментов, предназначавшихся Якову II, репутация уроженца Кремоны стала укрепляться и расти. Отход от практических методов и стиля Николо Амати помог Страдивари не сбиться с собственного творческого пути.

В 1680-х герцог Казимо III де Медичи купил солидную партию скрипок, виолончелей и альтов. Благодаря четким скосам и элегантно вырезанным эфам имя итальянца стало известным у представителей высших кругов.

Стремясь подчеркнуть индивидуальность, мастер пользовался темным лаком и делал удлиненные деки, по-новому резонировавшие звук. После 1698 года инструменты стали короче за счет внутреннего изгиба, напоминавшего разорванный круг.

Находясь в центре скрипичного производства, расположенного в Кремоне, Страдивари изготовил арфу и ряд мандолин и гитар. Знаменитые испанские скрипки из «королевского квинтета» принесли одаренному итальянцу довольно солидный гонорар.

В начале XVIII века мастерство Страдивари достигло вершины, и неподалеку от дома в Кремоне он открыл собственный магазин. Наделенные душой инструменты получали образные названия Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno — «Добрые времена» и «Дельфин».

В отличие от Андреа Гварнери, работавшего по заказу церкви, Антонио делал произведения искусства для представителей светских слоев. Скрипки, украшенные клеймом автора, пользовались огромной популярностью у людей, неравнодушных к музыке, из европейских городов.

Судя по документальным источникам, количество инструментов Страдивари свидетельствовало о том, что итальянец прибегал к помощи сыновей. Известно, что Омобоно делал сырые заготовки, а также занимался финальной чисткой покрытых слоем лака частей.

Не желая тратить драгоценное время на воспитание будущих поколений, Антонио, в отличие от других итальянцев, не брал в мастерскую учеников. Духовным преемником считался Карло Бергонци из Кремоны, который прославился после смерти наставника в конце 1730-х годов.

Скрипка Антонио Страдивари Gould

Сейчас скрипки Страдивари вместе с виолончелями и альтами хранятся в мировых музеях и в частных коллекциях знаменитых людей. Сделанные гением инструменты не подвержены влиянию времени: при бережном использовании с годами они становятся только ценней.

Шедевр под названием «Восход солнца» стал частью собрания редкостей в Вене, а «Спящая красавица» принадлежит компании Landeskreditbank Baden Württemburg. На скрипке LeBrun играл итальянский маэстро Никколо Паганини, входивший благодаря таланту в европейский творческий круг.

Некоторые произведения Страдивари выставлялись на аукционах, цену $ 15,89 млн имел инструмент «Леди Блант». Представители культурной элиты считают, что на творениях итальянского мастера достоин играть только гений, имеющий природный талант.

Карьера

Ранняя карьера

Страдивари, вероятно, медленно развивал свой собственный стиль. Некоторые из его ранних скрипок были меньше по размеру, за исключением скрипки Hellier 1679 года , у которой были гораздо большие пропорции. Ранние (до 1684 г.) скрипки Страдивари сильно контрастируют с инструментами Амати того же периода; У Страдивари более сильное, более мужественное телосложение и менее округлые изгибы, с более глубоким пурпурным оттенком .

К 1680 году Страдивари приобрел по крайней мере небольшую, но растущую репутацию. В 1682 году венецианский банкир заказал полный набор инструментов, которые он планировал подарить королю Англии Якову II . Судьба этих инструментов неизвестна. Козимо III Медичи купил еще один пять лет спустя. Амати умер в 1684 году, после чего произошло заметное увеличение производства Страдивари

Годы 1684 и 1685 также ознаменовали важное развитие его стиля — размеры, которые он использовал, в целом увеличились, а его инструменты были больше в стиле работ Амати 1640-х и 1650-х годов. Инструменты Страдивари не претерпели серьезных изменений в следующие пять лет, хотя в 1688 году он начал резать более четкую фаску и обводить головки инструментов черным цветом, что было довольно оригинальным усовершенствованием.

Ранняя карьера Страдивари отмечена широкими экспериментами, и его инструменты в этот период обычно считаются менее качественными, чем его более поздние работы. Тем не менее, точность, с которой он вырезал головки и вставил пурфинг, быстро отметила его как одного из самых ловких мастеров в мире, ярким примером этого является скрипка «Тоскана» 1690 года. Инструменты до 1690 года иногда называют «Amatisé», но это не совсем точно; Во многом благодаря тому, что Страдивари позже создал намного больше инструментов, люди пытаются связать его ранние работы со стилем Амати.

К 1680 году Страдивари переехал на Пьяцца Рома №1 (ранее №2 Пьяцца Сан-Доменико). Дом находился всего в нескольких шагах от домов нескольких других скрипичных семейств Кремоны, в том числе Амати и Гварнери . Страдивари, вероятно, работал на чердаке и на чердаке и прожил в этом доме всю оставшуюся жизнь.

«Золотой» период и более поздние годы

В начале 1690-х годов Страдивари резко отошел от этого раннего стиля изготовления инструментов, изменив два ключевых элемента своих инструментов. Во-первых, он начал делать скрипки с более крупным рисунком, чем предыдущие инструменты; эти большие скрипки обычно известны как «Длинные струны». Он также переключился на использование более темного и насыщенного лака, в отличие от более желтого лака, подобного тому, который использовал Амати. Он продолжал использовать этот образец до 1698 года, за некоторыми исключениями. После 1698 года он отказался от модели Long Strad и вернулся к более короткой модели, которую использовал до самой смерти. Период с 1700 по 1725 год часто называют «золотым периодом» его творчества. Инструменты, сделанные в это время, обычно считаются более качественными, чем его более ранние инструменты. Инструменты позднего периода, сделанные с конца 1720-х годов до его смерти в 1737 году, показывают признаки преклонного возраста Страдивари. Эти поздние инструменты могут быть немного менее красивыми, чем инструменты Золотого периода, но, тем не менее, многие из них обладают прекрасным звучанием. Более тяжелое и свободное мастерство поздней работы Страдивари можно увидеть в «Habeneck» 1734 года.

Страдивари в России

За свою долгую жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых, в послужном списке маэстро были также арфы и две гитары. Нередко инструменты изготавливались по заказу королевских домов Европы. Многие творения Страдивари находятся и сейчас в богатых частных коллекциях.

Но любая старинная скрипка должна играть, а не лежать под стеклом. Если ее не берут в руки, она «заболевает» – теряет звучность. Так, победители Московского конкурса скрипачей имени Паганини получают право играть на легендарной скрипке Страдивари (№55 из Российской Государственной Коллекции уникальных инструментов). Считается, что эта скрипка (на картинке справа) принадлежала знаменитому виртуозу XIX века Генрику Венявскому – поэтому именно её в 1982 году предложили «абонировать» Вадиму Репину во время его поездки в Познань (Польша) на международный конкурс им. Венявского, где одиннадцатилетний скрипач завоевал высшую награду. В XX веке на скрипке «Венявский» играли и другие известные музыканты – Дмитрий Цыганов, Самуил Фурер, Михаил Фихтенгольц, Юлиан Ситковецкий, Виктор Третьяков, Олег Каган, Григорий Жислин, Виктория Муллова и другие. Учитывая, что стоимость уникальных инструментов колеблется от пятидесяти тысяч до нескольких миллионов долларов, получить «в аренду» редкую скрипку может только выдающийся исполнитель. При этом инструмент должен быть обязательно застрахован на астрономическую сумму, дома музыкант обязан хранить инструмент в стальном сейфе, а вне дома всегда быть рядом с ним и на концерте не смущаться от присутствия охраны

Такие меры предосторожности – далеко не лишние: похищения бесценных инструментов происходят довольно часто, ведь именно на продаже скрипки Страдивари был установлен мировой рекорд стоимости музыкального инструмента – это произошло в Лондоне в 1998 году (1 миллион 526 тысяч долларов), и с тех пор инструменты кремонского гения отнюдь не упали в цене

А вот «подменить» скрипку (скажем, взять Страдивари, а вернуть хорошую копию Вийома) совершенно нереально. Генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО Евгений Зяблов утверждает, что такие инструменты известны десяткам экспертов, не говоря уже о том, что любой выдающийся музыкант «услышит» подмену: смычок в руках виртуоза – метод не менее точный, чем химическая экспертиза.

Впрочем, проблема подлинности скрипичных шедевров существует, но связана она отнюдь не с подменами. Споры о том, сколько сохранилось настоящих скрипок Страдивари, не утихают до сих пор – ведь в мире насчитывается около трех тысяч подделок.

В нашей стране находится, по разным данным, около 10 подлинных инструментов Антонио Страдивари, из которых шесть – в московской Государственной Коллекции, остальные – в руках частных владельцев.