Что считалось красивым в древнем мире: полнота, косы и татуировки

Стандарт женской красоты в Древнем Китае

Права и роль женщин в китайском обществе были сведены к минимуму по причине его патриархальности. В эпоху правления династии Хань в Китае идеал женской красоты предполагал: утонченное изящное тело, от которого исходит внутренне сияние, светлая кожа, длинные черные волосы, красные губы, белые зубы, изящная походка и маленький размер стопы. На Востоке, чтобы вырастить настоящую гейшу, девочкам надевали на ноги тяжелые деревянные башмаки маленького размера. С течением времени, когда ножка должна была расти, этого не происходило из-за тесной обуви. Считалось, что женщина может быть красивой только с миниатюрной ножкой.


Женская красота в Древнем Китае

«Вульгарный» напиток

Бочка с квасом — Харрисон Форман

Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.

О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиениче­ском отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простона­родья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».

Квас. На улице Горького — Николай Паламодов

В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.

Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.

Томас Тейлор Хэммонд

В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.

Красота в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения (1400-1700 гг.)

Италия эпохи Возрождения был католическим, патриархальным обществом. Женщины должны были воплощать в себе все добродетели и часто были отделены от мужского пола, как в обществе, так и дома.

Значение и ценность женщины была связана с ее служением мужчине, Богу, отцу или мужу.

Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражали статус мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности:

— Бледная кожа

— Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь

— Светлые волосы

— Высокий лоб

Викторианская эпоха (1837-1901 гг.)

Викторианская эпоха в Англии длилась во времена правления королевы Виктории. Она была самой влиятельной фигурой эпохи. Молодая королева также была молодой женой и матерью.

В викторианском обществе высоко ценились хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели нашли воплощение в самой королеве Виктории.

Направление того времени отражалось во внешности слабого пола. Женщина носила корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше.

Эталоном женственности считалась фигура, похожая на песочные часы. Критериями красоты, несмотря на наличие тонкой талии, считались округлые формы и склонность к полноте.

Помпезность и шик барокко

XVII век

На смену эпохе Возрождения пришёл стиль барокко. Он зародился в Риме, Венеции и Флоренции, позже мода на него распространилась по всей Европе. Ключевыми чертами барокко стали театральность, торжественность и богатство, проявления которых сперва требовали в архитектуре и живописи, а затем и во внешнем виде. 

Картина «Три Грации» Питера Пауля Рубенса / Wiki­me­dia Commons

Женщины носили максимально роскошные и дорогие наряды, вызывающие и пышные многослойные платья с объёмными рукавами

Отдельное внимание уделяли причёскам, которые были массивными и сложными. Чтобы сделать волосы пышнее, под них подкладывали подушечки из шерсти, пакли или стриженых волос

Также волосы завивали с помощью щипцов, укладывали помадой и украшали заколками. Как мужчины, так и женщины носили пышные парики.

Во времена барокко в моде были огромные парики. На картине изображена графиня де Бавьер-Гросберг — Александр Рослин / Wiki­me­dia Commons

В России и Европе XVII века ценились заметные формы. Идеал женщины того времени отражают полотна художника Питера Пауля Рубенса — большой бюст, округлые бёдра, подбородок с ямочками, розовые щёки. 

Рыночные отношения и красота

Индустрия красоты – серьёзный рынок, который, по словам экспертов, с момента появления продолжает расти. Мировой оборот только косметических продуктов в 2017 году оценивался в $532,43 млрд. Для сравнения – примерно такую сумму в 2017 составил ВВП богатой Швеции. А в Казахстане объём рынка косметических средств, парфюмерии и товаров для ухода за собой в 2017 году составил 222,1 млрд тенге. Кроме того, косметическую продукцию с разной степенью регулярности покупают около 80% населения.

Американская писательница и феминистка Наоми Вульф в своей культовой книге «Миф о красоте: Стереотипы против женщин» (The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women, 1991) описывает красоту как некий формировавшийся столетиями миф. Он включает в себя такие стандарты красоты, которые среднестатистической женщине сложно воплотить в реальной жизни.

Сами процедуры, приводящие к этой красоте сравниваются с сизифовым трудом: несмотря на трудоемкость и затратность, они ещё и заведомо малоэффективны.

Акция протеста против конкурса «Мисс Америка» 1968 года / Фото с сайта Faqfaq.ru

Таким образом, женщины тратят много энергии на то, что в принципе недостижимо. Это влияет на их самооценку: они всегда недовольны собой и считают себя «недостаточно женщинами». По мнению писательницы, идеалы красоты создаются конкретными институциями и имеют цели: напрямую с мифом о красоте связаны прибыли корпораций, которые контролируют бьюти-индустрию.

В свою очередь, эти корпорации платят за рекламу средствам массовой информации. СМИ, в свою очередь, транслируют в общество те самые стандарты красоты, которые прочно въедаются в наши представления о себе самих и окружающих.

Вульф также заявляет, что отстаивает право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы. Поэтому её книга стала манифестом феминисток третьей волны, которые сфокусированы больше не на базовых потребностях и возможностях (право на голосование, на работу и учёбу), а на личных свободах.

5.

Изогнутый стебель лилии
В период конца XIX — начала XX веков царила эпоха модерна, вдохнувшая новую жизнь в женскую моду. Основная эстетическая тенденция того времени — отсутствие неестественных линий и угловатых форм. В моду пришли платья S-образного силуэта с пышной задней частью, которые делали фигуру похожей на изогнутый стебель лилии.

Производители нижнего белья предлагали дамам несколько вариантов корсетов для формирования изящной тонкой талии, как того требовала мода. Сам корсет того периода был очень длинным и утягивал фигуру до нечеловеческого объема в 42-47 см, что иной раз даже приводило к летальному исходу — барышня просто задыхалась в таком облачении.

Красавицы эпохи модерна — это утонченные, изнеженные и праздные дамы с томным взглядом, бледной кожей и длинными волнистыми волосами, уложенными в пышную высокую прическу. Чтобы шевелюра выглядела более объемной, использовали валики из конского волоса. Особой популярностью пользовались шатенки с локонами рыжеватого отлива.

Пышные формы и светлая кожа эпохи Возрождения

XVI век

Красота Ренессанса. Сандро Боттичелли / Галерея Уффици

В Ренессанс (эпоху Возрождения) европейцы называли красивыми пышные и округлые формы. Художники хотели отойти от строгих религиозных стандартов христианства: стандарт красоты Ренессанса создали Боттичелли, Леонардо да Винчи и Рафаэль — женщины на их картинах выглядят хрупкими и беззащитными. 

А вот русская красавица XVI века по-прежнему должна была быть в первую очередь выносливой, чтобы справляться с хозяйством и успешно вынашивать детей. Как пожилые, так и молодые женщины белились и румянились. При этом косметикой пользовались как для лица и шеи, так и для глаз и зубов. 

Румяные щёки, длинная коса и полнота — идеал русской девушки того времени. «Чарка мёда», Константин Маковский

Палеолитическая Венера

В 2008 году в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена была обнаружена древнейшая из известных науке палеолитических Венер. По месту нахождения она получила имя «Венера из Холе-Фельс». Ей примерно 35-40 тысяч лет.

По мнению археолога Джона Шиа, на изготовление этой статуэтки ушли «десятки, если не сотни часов».

Интересно, что у этого экземпляра Венеры на месте головы — отверстие, что, по предположению археологов, говорит о том, что статуэтка использовалась как кулон.

Палеолитических Венер насчитывается больше сотни. Несмотря на обширную географию мест их обнаружения, у них много общего: это тучные женщины с широким тазом и большой грудью.

Средние века

Прекрасная Дама, воспетая трубадурами Средневековья – следующий образ женской красоты, который мы рассмотрим в топе идеалов женской красоты сегодня.

К концу XII века небесным идеалом женской красоты стал образ Девы Марии, непорочной Богоматери, который на земле продолжился культом Прекрасной Дамы. Ценилось овальное лицо – для чего женщины выбривали лоб и виски. Аристократической бледности добивались использованием белил на свинцовой основе. В глаза закапывали настойку белладонны для расширения зрачков, чтобы визуально увеличить их.

Женская красота во все времена была соблазном, а Средние века ее предали анафеме. Забота о внешности, какое-либо украшательство лица и тела осуждалось церковью и приравнивалось к смертным грехам, таким как гордыня и сладострастие.

Ну и что? Подумал бы современный человек, но это современный. А средневековый помнил о кострах инквизиции, на которые можно было загреметь не только за богохульство и ересь. Кстати, мыться тоже было не принято. В некоторых случаях к подмышкам привязывали мешочки с пахучими травами, чтобы отбить запах пота.

Если античная культура была воплощением чувственной жизни греков, их понимания сексуальности, то в готической культуре Средневековья такая свобода нравов осуждалась и уничтожалась. Часто на кострах, на которые святая инквизиция никогда не жалела дров.

Прекрасные дамы Средних веков на картинах художников выглядят как после болезни. Рахитично-узким, плоскогрудым и бледным красавицам рыцари посвящали свои подвиги в те темные времена. Хотя, может, мы что-то не понимаем в истинной красоте? Да, чуть не забыли еще один интересный момент. Очень модно было быть и беременной. А когда не беременная, такое тоже бывало, под платье подкладывали специальный валик, чтобы создать иллюзию «интересного положения».

В искусстве Средневековья преобладают христианские мотивы. Например, все картины художника Дуччо из Сиены прославляют Деву Марию, начиная от «Мадонны Креволе» и заканчивая «Мадонной со святыми». Если вы решите полюбоваться шедеврами того времени, то кроме Италии можно съездить и в Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Как раз этот музей в 2004 году выкупил «Мадонну Стокле» Дуччо за 45 миллионов долларов.

Песочные часы, субтильность и мускулы: как менялся образ идеальной женщины

В середине прошлого века началась эпоха пин-апа, и в моду вошли фигуристые, пышные девушки. Идеальной считалась фигура с пышной грудью и бёдрами при подчёркнуто узкой талии. В 1950-х примером для подражания стала Мерлин Монро с параметрами 96-58-96.

В 1960-е годы культ «песочных часов» продолжился, но стал менее ярко выраженным. На смену Монро пришла Брижит Бордо. Она, хотя и обладала выдающейся фигурой, была более длинноногой и хрупкой.

Вместе с сексуальной революцией 1970-х годов пришла тенденция на субтильность. Именитые модные дома начали производить одежду унисекс, модели на подиумах становились всё худее, а границы между полами – более размытыми. Культовой фигурой этого времени стала Твигги.

В следующее десятилетие чаша весов резко склонилась в сторону спорта – в моду вошли пилатес и фитнес, яркие купальники и лосины. Красивой считалась крепкая подтянутая фигура с рельефными мышцами, широкими плечами и накаченными мускулами.


Королевская диета: В чём секрет осиной талии Кейт Миддлтон?

В 1990-е наступает время супермоделей. Синди Кроуфорд, Наоми Кемпбелл, Линда Евангелиста, кажется, собрали в себе лучшее от каждой эпохи. Идеалом становятся те самые «90-60-90» при росте 175 см. Предполагается, что девушки должны быть высокими и длинноногими, субтильными, но с выдающимися формами. Такой труднодостижимый идеал на долгие годы закрепился в общественном сознании и на обложках глянцевых журналов.

Скачка идей

Наглядная скачка представления о стандартах женской красоты началась в XX веке. От женщины декаданса, которая одним своим видом показывала, что одной своей ножкой она уже находится за пределами этого мира (бледность, черные круги под глазами, черные одежды) идеал красоты сменился на женщину полнокровную, спортивную, широкоплечую. Это произошло на фоне последствий Первой мировой войны, растущей эмансипации.

Если посмотреть на идеальных женщин 1930-х в Германии и СССР, то разницу будет сложно заметить: готовящимся к массовому противостоянию странам нужны были солдаты. Выбранный после Первой мировой стандарт красоты как нельзя лучше соответствовал этой установке: здоровая крепкая женщина, культ спорта — здоровое потомство.

После Второй мировой произошел так называемый бэйби-бум. Идеалом 1950-х годов стала модель Бетти Бросмер (большая грудь, широкие бедра, узкая талия).

Пресытившись и пополнив население, уже в середине 1960-х мир стал восхищаться Лесли Хорнби, или Твигги: худенькая, ножки-веточки, короткая стрижка…

По мнению многих историков моды, именно Твигги можно назвать первой супермоделью. Миллионы девушек по всему миру худели до измождения («синдром Твигги»), копировали макияж и необычайно короткую стрижку большеглазой модели. Твигги стала настоящей визитной карточкой десятилетия.

Дворянки 19 века – худосочные и романтичные

В 19 веке дворянки старались быть худыми и бледными. /Фото: agesecrets.ru

Мода на женские формы сильно изменилась в 19 веке. Женщины старались стать более образованными, причём не только дворянки, но и представительница других сословий. В то время были очень модные французские романы, в которых описывалась новая модная женщина. И представлял она собой не пышную красотку с большой грудью и толстым животом, а мечтательную девушку, худосочную и бледную.

Среди жительниц России пошла мода голодать, чтобы стать более худыми. Они прятались от солнечных лучей под большими зонтами, стремясь не допустить потемнения кожи. Материнство стала делом, которое было недостойно хрупкой и изящной романтической особы.

Состоятельные семьи стали брать кормилиц для вскармливания младенцев. Благородная аристократка должна была есть, словно птичка, а иметь большой живот было стыдно. Ведь ей можно было не кормить ребёнка грудью, это могли сделать пышные крестьянки, недавно родившие своих детей. Возможно, это время было первой своеобразной эпохой моделей, которых мы видим сегодня на подиуме — худых, загадочных, элегантных.

Первобытное время


Венера Виллендорфская

Открывают топ 7 идеалов женской красоты первобытные венеры. Что это за красотки, и на чей они вкус? Попробуем разобраться. Их время палеолит – самая длительная культурная эпоха. Какими женщинами восхищались дольше всего в истории можно понять, рассматривая фигурки палеолитических венер.

Самая известная среди них – Виллендорфская. Эта драгоценная женщина оценивается оценивается в 60 миллионов долларов. Самую древнюю старушку из керамики назвали Венерой Вестоницкой по месту ее нахождения. Также в компании этих очаровательных дам нельзя не отметить Венеру Леспюгскую. Очаровашка. Кстати, есть предположение, что резчик пытался создать на ней подобие юбочки. Если это правда, то Венера Леспюгская – первая красотка в юбке на всем белом свете.

Что же объединяет этих богинь зари человечества кроме очень солидного возраста? Все очень просто – внешний вид. Красавицы древности могли похвастаться очень пышными формами. Большая грудь, крутые бедра, выраженный живот. Часто их изображали беременными, а вот лицо прорисовывали редко. Видно, не самая важная часть тела. Зато прическа проработана детально. Какая же красавица откажет себе в модной укладке?

Сейчас такая венера вряд ли бы стала звездой инстаграмма, зато детей она явно умела рожать. Чему собственно и поклонялись наши предки. Культ Природы-Матери – древнейший из известных науке.

Если вы вдохновились, то познакомиться с палеолитическими венерами можно в Германии Музее доисторической науки, в Венском Музее естествознания, Словацком народном музее в Братиславе. А в России полюбоваться на идеальных женщин первобытности можно в селе Костенки Воронежской области. Музей расположен под открытым небом, поэтому работает только в летний период.

Критерии красоты на 2021 год

То, что в прошлом году считалось идеальным и актуальным, сегодня стараются забыть и изменить. Девушкам надоело быть похожими на манекенов, которыми манипулируют. Они хотят быть желанными, благодаря природной красоте. На всеобщее обозрение представлено несколько пунктов, которые характеризуют черты нынешней красоты.

  1. “Искусственная грудь” уже давно исчерпала себя. Сегодня в моде естественная. Если женщине все же хочется изменить размер, она не станет делать 3 – 4 размера, а выберет аккуратную 2 – го.
  2. Если грудь дамы выбирают стандартную, то попу желают подкачать. Посещая спортзалы, их интересуют упражнения, направленные на увеличения мышечной массы в определенных местах. В наше время модно иметь шикарную и подтянутую попу.
  3. Что касается бровей, то нарисованные надоели всем, особенно мужчинам. Некоторые барышни так увлекаются рисованием, что на это смешно смотреть. Свои, настоящие брови, слегка выщипанные, только чтобы подкорректировать форму. На многих показах стилисты делают яркий акцент на бровях, зачесанных наверх. Никаких карандашей или других средств, только натуральность.
  4. 2017 год против всяческих операций, тем более на лице. Никакого ботакса. Каждая девушка обладает красивыми губами, но не все этого понимают. Обладательницам тонких губок необходимо подобрать помаду, придающую объем, а не прибегать к хирургическому вмешательству.
  5. Ухоженность – главное требование к нынешним красоткам. Волосы всегда должны быть чистыми и ухоженными. Чем меньше на них краски, тем лучше и естественнее они выглядят. В качестве повседневных причесок идеальным вариантом становится растрепанные волосы. Но это не значит, что нужно помыть голову и в путь. Их необходимо аккуратно расчесать, наклонив голову взъерошить. Прическа с небрежно уложенными прядями готова. И никаких средств для укладки.
  6. Что касается маникюра, то ногти всегда должны иметь его. Красиво накрашенные ноготки залог успеха. Если сравнивать с прошлыми годами, то в нынешнем маникюр наносится исключительно на свои, а не наращенные.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Бизнес на Западе и институты на Востоке

фото: РИА Новости

Развитие косметических изысков в Советском Союзе продолжилось в своем ключе и дошло до того, что в стране были открыты целые лечебницы и институт косметологии. Соответственно, речь идет о лечебнице, которая так и называлась — «Институт красоты» (она располагалась на улице, носящей сейчас название Новый Арбат), и ее аналогах в других городах большой страны и научном учреждении — Институте косметологии и пластической хирургии.

Говорят (но это неточно), что эстетическая медицина, а точнее школа пластической хирургии в СССР, оказалась одной из лучших в мире.

На Западе, в Европе и США, конечно, открывались свои институты и профильные образовательные учреждения, исповедовавшие научный подход к теме красоты, но все же там это был бизнес и основную его часть, по крайней мере в первые полвека, составляла именно продажа косметики — быстронаносимый макияж, который бы позволил женщинам скрыть свои недостатки и подчеркнуть достоинства, без намека на заботу о здоровье и даже, напротив, во вред ему.

Итальянский Ренессанс (1400-1700 гг.)

Если посмотреть на женские портреты времен Средневековья и на изображения женской красоты времен Возрождения, то проявление К-стратегии налицо. Жизнь в городах во времена Средневековья была непростой: перенаселённость, антисанитария, голод, религиозный догматизм. Численность населения — свыше 100 миллионов человек. Словом, не жизнь, а сказка. Страшная. Идеалом женской красоты того времени были женщины бледные, безбровые и асексуальные. Они брили лбы и носили фальшивые животы, имитирующие беременность. Коррективы внесли войны и чума, косившая население целыми городами. Поэтому в эпоху Возрождения идеалы женской красоты поменялись с точностью до наоборот. Европа нуждалась в пополнении популяции, поэтому на авансцену вышли «рубеновские женщины», фигуры которых были как будто созданы для конвейерного деторождения.

Женский образ в “Свингующие” 60-е

В 1960-е годы женщины наслаждались завоеваниями освободительного движения, прокатившегося по миру. На рабочих местах стало больше представительниц слабого пола, им стали доступны противозачаточные таблетки и вовсю расцвёл феминизм.

Активное культурное направление “Свингующий Лондон” оказало огромное влияние на западный мир в середине 60-х годов. По миру прокатилась культурная и сексуальная революции, в результате которых в моду вошли А-образный силуэт платьев и мини-юбки. Олицетворением и символом этой эпохи стала модель и суперзвезда Твигги, чья хрупкая фигура изменила стандарт женской красоты от девушки “с формами” до высокой и очень худощавой.


Стандарт идеальной женщины в Свингующие 60-е годы

Идеал красоты в эпоху барокко

После ренессанса пошли еще дальше: стали цениться БОЛЬШИЕ дамы. Попросту говоря: сало и целлюлит восторжествовало.

Женщин себе выбирали как на рынке: чем больше окорок, тем лучше.

Конец этому безобразию был положен в очень короткий период легкого эротического барокко: стройное округлое личико с едва наметившимся вторым подбородком, гладкие румяные щечки, маленький подведенный ротик:

Складки и свисающий жир резко перестали котироваться. Дама в раздетом виде, без корсета, должна была иметь стройную талию, но в то же время ребра не должны были выпирать из под кожи: упитанность все еще приветствовалась.

Добила толстушек мадам де Помпадур: полтора метра роста, стройная, худенькая. На ногах высокие каблучки, которые придумала сама.