Оглавление
- Изучение трудовой деятельности
- Профессор
- Основы анализа и самоанализа деятельности педагога
- Это несправедливо по отношению ко мне!
- Цели
- Постановка целей: при чем тут самообман?
- Почему узнать самого себя так трудно
- Примерные алгоритмы самоанализа урока
- Самоанализ занятия по ФГОС
- 5 причин начать анализ самого себя
- Читать книгу онлайн
- Я-концепция
- Подготовка самоанализа
- Практики бывают разные
- Ваши чувства как ключ
- Задачи и цели
Изучение трудовой деятельности
Человек всегда стремится заниматься именно тем, что ему нравится. В идеале его увлечение превращается в высокооплачиваемую трудовую деятельность.
Через самоанализ работы индивид подогревает интерес к своему роду деятельности, воодушевляет других
После осмысления важности своего призвания получает порцию вдохновения и необходимую каждому гармонию, вырабатывает стимул продолжать развиваться
В интернете существует огромный набор подобных статей, где учителя, доктора и прочие представители профессий повествуют о своих мыслях насчет своей работы. При желании можете почитать или написать свою собственную.
Профессор
Самоанализ – это то, что большинство людей воспринимают как депрессивное самокопание. Хотя на деле это процесс, что позволяет осмыслить, кем человек является на самом деле
Важно ли это? Очень, потому что о себе нам практически ничего не известно
Однажды один профессор читал лекции студентам и, войдя в аудиторию, сразу же задал вопрос: «Кто я?» Студенты не знали, что ответить. Самые смелые из присутствующих начали выдвигать предположения: «профессор», «ученый», «мужчина», «человек» и т. д. Кто-то из особенно смекалистых нагло заявил, что профессор – никто. Когда варианты закончились, профессор объяснил, что это не более чем роли, которые он играет в обществе.
У каждого человека есть множество ролей: быть родителем, директором, мужчиной (женщиной) и т. д. Но это не сам человек. Если начать отсеивать эти роли, которые приходится играть ежедневно, то вполне вероятно, что под ними человек окажется никем. Чтобы не оказаться в итоге пустым местом с определенным ролевым набором, нужно научиться задавать себе вопросы и находить ответы. В простом вопросе «Кто я?», над которым редко кто задумывается, заключается суть самоанализа. Это процесс, помогающий понять человеку, кем он в действительности является.
Основы анализа и самоанализа деятельности педагога
Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.
Это несправедливо по отношению ко мне!
Другой крайностью будет обида. Когда человека недооценили, поступили несправедливо, предали, то весь огромный потенциал аналитического мышления направляется на мысленные разборки с обидчиками и даже планы мести.
Многократно прокручивая в голове различные варианты ответов на нанесенные оскорбления, такой человек зацикливается на внутренних состояниях вновь и вновь переживаемой обиды и на мысленных «вот надо было так ответить, так сделать». Просто взять и перестать заниматься самокопанием, отнимающим все силы, он не может и все глубже вязнет в нем, как в болоте.
Постоянные сомнения в правильности своих или чужих действий, постоянное блуждание внутри себя и собственных состояний не позволяет человеку реально оценить обстановку, проанализировать причины и найти решение проблемы. В этом и состоит разница между самоанализом — конструктивным состоянием, направленным на оценку своих поступков и мыслей с целью увеличить эффективность своих действий, и самокопанием.
Непрерывное копание в собственных мыслях, накручивание себя и все более глубокое погружение в негативное состояние безвыходности отравляет жизнь и может привести болезням.
Избавляемся от самокопания и выбрасываем надоевшую лопату
Зацикленность на себе и своих внутренних состояниях не пройдет, пока мы не поймем их причину. Знания системно-векторной психологии Юрия Бурлана дают точный ответ, почему именно у нас возникает такой феномен, как самокопание, который всегда происходит в негативном ключе — то есть это всегда мысли о каких-то проблемах и плохих событиях и состояниях.
Самокопание — это от незнания и непонимания себя и других людей. Любая ситуация, которая не выходит из головы неделями, а то и месяцами, отнимает силы и уводит из реальной жизни. В особо тяжелых состояниях измотанные люди оказываются в полном отчаянии, не зная, как избавиться от этой беды. Если же мы осознаем причины самокопания, то появляется реальная возможность избавиться от этого явления.
Когда есть понимание своих свойств, путей их развития и реализации, необходимость в самокопании отпадает. В этом случае человек анализирует различные события своей жизни, четко понимая причины и следствия своих и чужих поступков. Рассмотрев варианты развития ситуации, делает выводы и принимает решение, как нужно действовать, и больше не возвращается к этой проблеме.
Понимая свои особенности, вы легко сможете перейти от изматывающего самокопания к самоанализу, который необходим для осознания причин и следствий, ошибок и недостатков. Вы научитесь находить решения проблем вместо бесконечного блуждания в поисках причин, избавитесь от обид и страхов. Вместо вечного вопроса «кто виноват», вы найдете точный ответ «что делать» — на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Регистрируйтесь.
Автор Ирина Серова
Редактор Валентина Алабугина
Корректор Ирина Щербакова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Цели
Во время самоанализа может возникнуть чувство сопротивления, требующее проработки
В такие моменты важно понимать, что временные ухудшения – это часть процесса самопознания. Во время раскрытия подавленных, травмирующих ситуаций человек всегда ощущает тревогу
Главная цель самоанализа — раскрывать скрытые ранее от сознания эмоции, потребности и чувства. Только столкнувшись с правдой, человек может освободиться и начать действовать.
В повседневной жизни самоанализ нужен в первую очередь для самореализации. Он помогает принимать ответственные решения и отстаивать свои позиции.
Постановка целей: при чем тут самообман?
Самообман — одна из форм психологической защиты личности. Американский психоаналитик и психотерапевт Рой Шефер в своем труде «Новый язык для психоанализа» описывает самообман как способ «неосознанной защиты» от неприятных или вызывающих стыд переживаний (открытий). Посредством самообмана человек стремится выглядеть лучше и в своих глазах, и в глазах общества. Именно это мешает ему впоследствии грамотно ставить цели. Иногда, чтобы соответствовать собственным ожиданиям и взглядам общества, человек занимает абсолютно невыгодную для себя позицию: начинает заниматься тем, что не нравится, берет на себя слишком сложные задачи, не дает себе остановиться и отдохнуть. Сам по себе «самообман» — выражение ненаучное, примерно как «токсичность». Под ярлыком самообмана скрывается несколько разных стратегий действия.
Синдром постоянной занятости
Когда человек с головой погружается в работу, а если у него нет возможности работать — он прокрастинирует. Такой трудоголизм помогает отвлечься от сильных потрясений (например, от разлуки, болезни и потери близких). «Работа не оставляет времени на депрессию», при этом она, возможно, не будет приносить удовольствия, а просто станет поедать время жизни, которое иначе было бы наполнено болью или тревогой. Как справиться? Признать источник настоящей тревоги и встретиться с ним лицом к лицу. Если причина такого состояния — стресс, то вам нужно завершить цикл стресса, пройти через него, как через туннель. Возможно, вам понадобится помощь специалиста.
Отрицание действительности
«Я хороший специалист, мне не нужно дополнительное образование, и вовсе не важно, что моя индустрия постоянно развивается» — это пример отрицания действительности. Некоторые люди считают, что признание собственных недостатков или запрос на получение новых навыков сделает их менее уважаемыми, понизит градус профессионализма
Однако это не так. Помните: обращаясь за помощью и признавая собственные недочеты, вы открываете новые точки роста для себя как для личности и профессионала.
Рационализация
«Если бы мне нравилась эта работа, результаты были бы лучше, но я пока просто набираю опыт, и лучше предложения я не найду» — попахивает отчаянием, с которым может столкнуться любой человек. Кто-то уверенно шагнет в неизвестность и отправится на поиски новой работы, а кто-то менее решительный (что тоже нормально!) станет объяснять свое присутствие на нелюбимой работе. Рационализация, как пупырчатая пленка, обматывает неприятные факты так, чтобы они не слишком выпирали и травмировали нас в очередной раз.
Проекция
Когда человек винит в неприятных обстоятельствах не себя и внешние обстоятельства, а окружающих людей. «Родители сказали мне пойти учиться на врача, а я хотел стать иллюстратором детских книг» — примерно так звучит проекция. Но ответственность за решения человека всегда будет лежать на нем, и зачастую на дне такого самообмана лежит неготовность брать ее на себя.
Нарушение обязательств «в кредит»
Например, человек решает бегать каждое утро, но пропускает тренировки, обещая наверстать в следующий раз. Пробежать в два раза больше, отказаться от сладкого «в наказание». Если ему не удается выполнить новое обязательство, он испытывает фрустрацию. Часто это состояние возникает из-за изначально завышенной планки
Важно ставить себе цели и задачи, ориентируясь только на свое состояние, не оглядываясь на чужие установки
Воодушевляясь самой целью, человек начинает жить в идеальной картинке и забывает о реальных действиях. Профессор маркетинга из Школы бизнеса при Висконсинском университете Робин Таннер говорил, что люди представляют свое будущее идеальным и полагают, что когда-нибудь у них будет гораздо больше времени и сил, чтобы выполнить все задуманное. Они ждут подходящего момента, но он может не наступить, потому что сам человек не сделал ни одного шага навстречу ему.
В процессе самообмана человек не просто попадает в иллюзорный мир, но и создает воображаемую лучшую версию себя. Как следствие, он не принимает себя настоящего, не прислушивается к себе, ставит ложные цели, не получает удовольствия от работы и не стремится реализовать себя.
Качественный анализ себя начинается с признания своих истинных желаний, а не навязанных со стороны или построенных в соответствии с идеальной картинкой. Для достижения своих целей необходимо отбросить иллюзии и работать с собой настоящим. Поэтому в первую очередь нужно научиться не обманывать себя.
Почему узнать самого себя так трудно
Причин несколько:
Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.
Ставка на внешнее
Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом
Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.
Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.
Неосознанность действий. Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.
Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.
Руководство только чувствами. Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.
Примерные алгоритмы самоанализа урока
Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.
Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:
Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.
- В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?
- Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.
- Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.
- Что удалось/не удалось осуществить?
- Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?
Краткий план комплексного самоанализа урока
Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.
Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.
Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.
Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.
Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.
Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.
Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.
Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?
В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.
Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его «плюсы» и «минусы». Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Самоанализ занятия по ФГОС
Целью такого рода аналитики является выявление проблем в образовании и их исправление. Выявляется необходимость изменения структуры образования. Исследование занятия по ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), его техники и особенности, закреплены государством. Урок в норме состоит из трех этапов:
- Актуализация знаний и умений, выявление проблем, предоставление плана занятий.
- Реализация плана.
- Выявление результатов и подведение оценок.
При самоанализе урока учитывается:
- Организация урока, поведение учеников и учителя. Обнаружение наличия структурности преподавания и ведения урока.
- Анализ содержания урока. Выявляется, насколько продуктивно было проведено занятие, усвоили ли ученики полученные знания, был ли урок интересным.
- Анализ формы и уровня преподавания педагога своим ученикам. Определение методики преподавания учителя.
- Анализ работы и инициативы учеников.
- Анализ проделанной домашней работы и прорабатывание недочетов.
- Оценка обстановки, класса, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Прибрано ли вокруг, не наблюдается ли посторонних запахов. Выявление того, отвлекает ли что-то от процесса обучения.
- Оценка психологической обстановки. Комфортно ли ученикам, нету ли накаленной обстановки, которая помешала бы обучению.
5 причин начать анализ самого себя
Лезть туда, куда обычно никто не заглядывает, копаться там и вытягивать на свет всякую гадость − чем это может быть полезно?
- ✪ Во-первых, там не только гадость, но и много зарытых сокровищ, среди которых немало талантов и способностей.
- ✪ Во-вторых, зная структуру собственной личности, можно без особых усилий объяснить себе же те или иные поступки, мысли и чувства. Чем меньше неопределенности во внутриличностном пространстве, тем оно спокойнее и безопаснее.
- ✪ В-третьих, разглядев в себе кое-что нелицеприятное, человек уже меньше рвется осуждать других, понимая, что и сам не безгрешен. И конечно, не стоит забывать о дестабилизирующих воздействиях извне, которые будут наносить гораздо меньший урон человеку, который понял и принял сам себя.
- ✪ В-четвертых, выявляя и устраняя собственные ошибки − научитесь позитивно влиять на своих близких, убирать конфликты, негатив и выстраивать гармоничные отношения.
- ✪ Укрепите своё здоровье, убрав из жизни эмоциональные разрушения.
Поэтому надо взять себя в руки и трезво оценить все, что получилось выкопать из глубин собственной личности, из глубин своего подсознания. Кое-что, скорее всего, придется исправлять. Это касается тех черт, которые могут существенно усложнить жизнь и носителю, и окружающим и несут преимущественно разрушительный характер. Все остальное нужно учиться использовать.
Итак, в чем заключается самоанализ?
В первую очередь, в обдумывании собственных поступков и эмоциональных реакций на различные раздражители. Начиная процесс, нужно ответить на вопрос «что я сделал?», а потом постепенно идти к ответу на вопрос «почему я это сделал?». Проблема заключается в том, что человек склонен либо излишне обвинять себя в неких совершенных проступках, либо оправдываться, закрывая глаза на собственные ошибки. И вот тут можно вернуться к опасности получения недостоверного результата.
Как правило, при проведении психотерапии специалист направляет действия своего пациента, помогая ему избежать возможных ошибок. Однако при самостоятельном его проведении риск недостоверности несколько увеличивается, если не знать алгоритм решения такого вопроса.
Чтобы ее снизить настолько, насколько это возможно, применяются различные приемы объективизации результата, которые сводятся к тому, что человек в процессе прохождения тестирования не может предугадать, к какому результату приведет тот или иной его ответ. Более того, в любом грамотно составленном тесте есть шкала достоверности результата, оценка по которой позволяет понять, стоит ли вообще проходить тестирование или лучше отложить его на следующий раз.
К таковым относятся опросники Айзенка (тип темперамента) и Леонгарда (акцентуация характера) – классические тесты, которые рекомендуются к прохождению. Кроме них стоит обратиться к тестам Сандры Бем (феминность – маскулинность), Кинси и Кляйна (сексуальная ориентация): они дают наиболее достоверный результат, чем все прочие, составленные на ту же тему.
Еще раз, зачем нужны тесты? Чтобы исключить самообман. Не так много людей, встав перед зеркалом, будут готовы признать, что они склонны к истеричности и излишней демонстративности, не так ли? Тестирование заставит открыть глаза на себя.
Значит, первый шаг – проведение нескольких тестов. Лучше всего не проводить больше двух-трех в день, чтобы усталость не сказывалась на результате. В таком случае второй шаг – принятие этих результатов. Стоит оговориться заранее, что неожиданности при проведении самоанализа – обычное дело.
Личность включает в себя четыре составляющие. Первая из них лежит на поверхности и известна как самому человеку, так и окружающим. Вторая известна только ему, но никому больше. Третью видят люди со стороны, но не ее обладатель. Четвертая скрыта ото всех. Таким образом, сюрпризы неизбежны.
Читать книгу онлайн
…Изначально психоанализ разрабатывался как метод терапии в строго медицинском значении. Фрейд обнаружил, что определенные нарушения, не имеющие видимой органической основы, — такие, как истерические приступы, фобии, депрессии, наркотическая зависимость, функциональные расстройства желудка, — можно излечить, раскрыв обусловливающие их бессознательные факторы. Со временем подобного рода расстройства получили общее название невротических.
Спустя некоторое время — в последние тридцать лет — психиатрам стало понятно, что невротические люди страдают не только от этих явных симптомов, но и от значительного нарушения всех их жизненных отношений. Они также увидели, что для многих людей характерны нарушения личности, которые не сопровождаются какими-либо определенными симптомами, прежде считавшимися признаками неврозов. Другими словами, постепенно становилось все более очевидным, что невротические симптомы могут и не проявляться, но не бывает так, чтобы отсутствовали личностные проблемы. Таким образом, неизбежно следовал вывод, что эти менее специфические проблемы и составляют суть неврозов.
Осознание этого факта оказалось чрезвычайно конструктивным в развитии психоаналитической науки — оно не только повысило ее эффективность, но и расширило сферы ее применения. Явные нарушения характера — такие, как навязчивая нерешительность, повторяющийся ошибочный выбор друзей или половых партнеров, значительные внутренние барьеры в работе, — стали такими же объектами анализа, как и грубые клинические симптомы. Тем не менее в центре интересов оказалась не личность и ее оптимальное развитие; конечной целью было понимание и возможное устранение очевидных расстройств, а анализ характера являлся лишь средством достижения этой цели. Если же в процессе такой работы человек начинал развиваться в более благоприятном направлении, то это было скорее результатом случайным и непреднамеренным.
Психоанализ был и остается методом терапии особых невротических расстройств. Но то, что его можно использовать с целью общего развития личности, делает его ценным самим по себе. Люди все чаще обращаются к анализу не потому, что страдают от депрессий, фобий или подобных им нарушений, но потому, что чувствуют, что не могут справиться с жизнью, или понимают, что что-то внутри них самих тянет их назад или вредит их отношениям с другими.
Как иной раз бывает, когда открывается новая перспектива, значение этого нового направления сначала переоценивалось. Не раз заявлялось, да и сейчас такое мнение по-прежнему широко распространено, что психоанализ является единственным средством, способствующим развитию личности. Излишне говорить, что это не так. Сама жизнь оказывает наиболее действенную помощь нашему развитию. Невзгоды, которые обрушиваются на нас, — необходимость покинуть свою страну, физические болезни, периоды одиночества, — но также и радости жизни — настоящая дружба и даже просто общение с приятными и хорошими людьми, работа в коллективе единомышленников — все эти факторы способны помочь нам полностью осуществить наш потенциал. К сожалению, такая поддержка имеет определенные недостатки: благоприятные обстоятельства не всегда возникают тогда, когда мы в них нуждаемся; трудности могут не только потребовать от нас активности и мужества, но и, превысив наши силы, попросту сокрушить нас. Наконец, мы можем быть слишком поглощены психологическими проблемами, чтобы использовать помощь, предоставленную самой жизнью. Поскольку психоанализ не имеет этих недостатков, хотя у него есть другие, он может законно занять свое место в качестве одного из специфических средств, служащих развитию личности.
Любая подобного рода помощь необходима вдвойне в запутанных и сложных условиях цивилизации, в которой все мы живем. Но профессиональная помощь аналитика, даже если бы ее можно было оказывать более широкому кругу людей, вряд ли доступна каждому, кто в ней нуждается. Именно поэтому вопрос о самоанализе имеет большое значение. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но и возможно. Вполне вероятно, что достижению этого могут во многом способствовать открытия психоанализа. С другой стороны, эти же открытия выявили гораздо больше возникающих при этом трудностей, чем было известно прежде. Поэтому при обсуждении возможностей психоаналитического исследования самого себя рядом с надеждой всегда должна присутствовать сдержанность.…
Читать целиком
Развернуть
Я-концепция
В процессе взаимодействия с окружающим миром человек выделяет себя среди других людей, чувствует себя объектом своих физических и психических процессов, выступает для себя самого как «Я», которое противодействует другим и вместе с тем неразрывно с ними связанно.
Образ «Я», «Я-концепция» – это сравнительно устойчивая, не всегда осознаваемая, неповторимая совокупность представлений человека о самом себе, на основании которой он основывает взаимоотношения с другими. «Я-концепция» формируется под воздействием:
- прошлого опыта;
- успехов и неудач;
- отношения к человеку других людей, особенно в детские годы;
- собственной внешности.
Подготовка самоанализа
Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.
1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?
2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?
3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?
4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?
5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?
6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?
7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?
8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?
9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?
10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?
11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?
12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?
13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?
14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?
15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?
Практики бывают разные
Существует метод нейролингвистического программирования (НЛП), позволяющий управлять своей мотивацией и эмоциональным состоянием. Человека можно перепрограммировать на уровне слов и жестов, задать установку на определённые действия. В случае, когда необходимо привести в чувства человека, пережившего катастрофу, максимально быстро снять шоковое напряжение или избавиться от посттравматического стресса, этот специфический метод имеет место быть. Человек волен сам выбирать вид терапии. Возможно, некоторым поможет временно притупить беспокойство или даже восстановиться именно эта техника.
Одному следует завести дневник и записывать смущающие моменты, другому — провести день, соглашаясь со всем и забывая слово «нет». Методы работы и задачи абсолютно разные. Для одного клиента они будут посильными, для другого – архитрудными. Изнутри вас поедает мысль о том, что вы не готовы к новому этапу в рабочей среде? Есть даже такое интересное психологическое упражнение («слепой поводырь»), рождающее доверительные отношения в команде. Собираетесь ли вы открывать свой бизнес или устроиться на новую работу с новым коллективом, вам нужно разобраться в себе, проанализировать, взвесить, иначе не получится совместного дела. Человеку закрывают глаза, и ему приходится довериться своему коллеге, который будет водить его по кулуарам, кабинетам или даже всему офису. Кому-то это дастся легко, ведь партнер несет ответственность за каждый шаг. Кто-то испытывает дискомфорт, страх и даже панику только оттого что глаза были закрыты, что он перестал полностью контролировать ситуацию. Вдобавок твоя жизнь временно находится в чужих руках. Бывает, что такое упражнение нужно выполнять в течение недели или месяца, чтобы разобраться в себе. Когда вам становится комфортно — цель достигнута!
Ваши чувства как ключ
Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.
Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент
Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление
Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.
Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах. Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы. Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы. Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».
Углубитесь в себя:
- Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
- Страх одиночества?
- Страх показаться толстой?
- Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
- Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?
Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.
А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится. И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп». Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…
Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.
Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.
Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!
Задачи и цели
Какова основная цель регулярного самоанализа? Цель самоанализа – облегчить состояние, разобраться в актуальных психологических проблемах. Проще говоря, самоанализ нужен человеку, чтобы разобраться в себе и своей жизни. Любой психологический дискомфорт связан с тем, что человек идет против себя, свой сущности и подавляет личностный потенциал, свое истинное Я.
Задачи, которые личность решает в процессе самоанализа:
- самовыразиться честно и открыто, максимально полно;
- понять скрытые причинно-следственные связи и истинные мотивы своих поступков;
- определить деструктивные установки и паттерны поведения, отказаться от них, заменить их продуктивными моделями.
Не путайте самоанализ с самокопанием и самобичеванием. Последнее – деструктивно. Первое – продуктивно. Самоанализ – это сдержанный и безоценочный разбор ситуации. Вы не характеризуете свои мысли, действия и желания как плохие или хорошие. Вы просто принимаете свои ответы как данность. Вы разбираетесь, а не бессмысленно копаетесь в прошлом или настоящем.