Оглавление
- The Hands Resist Him («Руки противятся ему») Билл Стоунхем
- «Руки противятся ему»
- «Плачущий мальчик», Бруно Амадио
- «Крик» Эдварда Мунка (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
- Скандальная слава
- «Любовные письма»
- «Крик» Эдвард Мунк
- Проклятые картины мира
- Изгнанник, утративший слух
- «Отрубленные головы»
- Кит Томпсон
- «Почтовый дилижанс», Лаура П
- Фрески первого этажа
- «Женщина дождя», Светлана Телец
- Литература
- Джошуа Хоффин
- «Плачущий мальчик» Джованни Браголин
- «Любовные письма», Ричард Кинг
- «Свет покинул их»
- Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
- Картины Кена Карри
- «Человек предполагает, а Бог располагает»
The Hands Resist Him («Руки противятся ему») Билл Стоунхем
Эта картина уже завоевывала звание самой страшной в мире. Она была написана в 1972 году. По одним данным, Стоунхем изобразил себя в пятилетнем возрасте со своей маленькой сестрой, а образы срисовал со старой детской фотографии. По другим сведениям, дверь за спиной мальчика — граница, отделяющая реальность от мира снов, а рядом стоит вовсе не сестра, а кукла, являющаяся проводником между двумя этими мирами.
Дурными слухами картина стала обрастать сразу после смерти ее владельца Джона Марли. Люди, смотрящие на полотно, признавались в том, что начинали плохо себя чувствовать, а кто-то впадал в истерику или панику. Поговаривали, что тех, кто посмотрел на картину, ждет какое-то несчастье. Также существует история о семье с четырехлетней девочкой, которая прибегала к родителям по ночам в испуге. По ее словам, в одну ночь дети на картине дрались, а в другую — стояли за дверью. В какой-то момент творение Стоунхема нашли на свалке. В 2000 году полотно было продано на аукционе eBay. Новому владельцу писали о дурной славе, а сам лот сопровождался комментарием, что это картина с привидениями.
Сейчас “Руки противятся ему” — первая часть трилогии. В 2004 Билл Стоунхем написал Resistance at the Threshold (“Сопротивление на пороге”) , а в 2012 — Threshold of Revelation (“Порог откровений”).
«Руки противятся ему»
На первый взгляд на легендарной картине The Hands Resist Him Билла Стоунхэма нет ничего ужасного, ведь на ней нарисован всего лишь мальчик с куклой, стоящие возле стеклянной двери. Однако присмотревшись лучше, становится не по себе. Странное выражение детского лица, а также маленькие ладони на стекле сзади одновременно пугают и притягивают.
Существует много сведений, что людям становилось плохо от одного только взгляда на изображение. Ещё страшнее становится, когда узнаешь, что картина приносит несчастье — практически все её владельцы умерли неестественной смертью. По словам самого автора шедевра, он изобразил своеобразный переход между реальностью и потусторонним миром. Кукла в этой трактовке выступает проводником, а руки за стеклом — это другая жизнь в альтернативной вселенной.
«Плачущий мальчик», Бруно Амадио
Начнем с самой вроде бы безобидной, но такой цепляющей картины – принадлежит она руке Бруно Амадио. По одной легенде, мальчик, изображенный на картине, был сыном художника. Но отец никак не мог добиться, чтобы малыш заплакал. Поняв, что уговорами он ничего не добьется, Бруно зажигал перед лицом мальчугана спички. Доведенный до отчаяния ребенок, однажды в сердцах крикнул отцу: «Да чтоб ты сам сгорел!». Как бы то ни было, художник завершил начатое, а спустя две недели, юный натурщик скончался от пневмонии, а еще через две недели загорелся дом художника, в котором сгорел и он сам, и почти все его работы – осталась только одна – самая страшная картина в мире – «Плачущий мальчик». По второй легенде, мальчик был сиротой – родители его погибли в войне, а сам он жил в сиротском приюте. Когда закончивший свою работу художник уехал, приют сгорел дотла.
Правду о появлении картины мы уже вряд ли узнаем, зато очевиден факт – «Плачущий мальчик» пользовался огромным успехом. Было сделано несколько сотен репродукций, которые успешно разошлись по стране. И после этого прокатилась волна пожаров – полностью сгоревшие дома уносили с собой жизни своих хозяев. Очень часто среди тлеющих головешек находили уцелевшую репродукцию. Люди писали письма в газеты, в которых рассказывали жуткие истории – о несчастных случаях, смертях, пожарах и везде фигурировала картина, висящая на стене в гостиной. В итоге, власти сообщили через одно из печатных изданий, что картину крайне не рекомендуется держать дома и призывала жителей поскорее избавиться от проклятого шедевра.
До сих пор жители северной Англии помнят о картине, обладающей дурной славой. Кстати, оригинал картины бесследно пропал.
«Крик» Эдварда Мунка (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Как написал в своём личном дневнике сам художник, он изобразил на своей картине те чувства, которые некогда испытал. «Крик», несомненно, входит в список «Самые страшные картины». Художественная галерея, которая хранит в своих стенах это жуткое полотно, находится в городе Осло (Норвегия) и носит название Национальная Галерея.
Многие учёные придерживаются мнения, что Мунк был психически неуравновешенной личностью, ибо изображать подобное может только человек с серьёзными заболеваниями нервной системы. Автор создавал картины одной и той же тематики, которая, как он сам утверждал, мучила его на протяжении многих лет.
Многие считают, что самая страшная в мире картинка – это прототип «Крика». Мало кто знает, что оригинал этого знаменитого полотна стал причиной многих смертей. Владельцы этой жуткой картины якобы переносили тяжёлые болезни или становились жертвами страшных катастроф.
Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920
От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.
НочьАксел Вальдемар Йоханнессен
У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.
Скандальная слава
Не все современники Верещагина понимали и принимали его творчество. Почему так происходило, объяснить нетрудно. Одна из самых известных картин мастера была названа «Апофеозом войны». На ней изображена целая гора человеческих черепов, над которыми кружат стаи воронов. Вокруг — выжженная, опустошенная земля. Никаких тебе триумфальных шествий, маршей и бравых офицеров-победителей!
Верещагинская трактовка апофеоза войны пришлась тогда по душе не многим. Слишком уж откровенно, предельно трагически и без прикрас он писал. Особенно не понравились картины Василия Васильевича бравым офицерам, всей душой ратовавшим за славу русского оружия. Художника начали травить.
Самое большое возмущение вызывала его картина «Забытый». На ней изображено тело погибшего в бою русского солдата, о котором все забыли. Труп клюют ненасытные падальщики. Героя, отдавшего жизнь за Российскую империю, некому даже похоронить по-человечески.
Картина «Забытый» была настолько явным упреком имперским устремлениям России, что официальные власти заклеймили творчество Верещагина. Солдатам запрещали посещать выставки его работ, настолько те были провокационными и попахивали бунтом. Элита полностью игнорировала Верещагина. Галереи не хотели выставлять его полотна. Не было на них и покупателей.
«Любовные письма»
Список проклятых картин пополнит портрет маленькой девочки, который можно увидеть в отеле The Driskill, Остин, штат Техас, США.
Изображенная на картине девочка очень похожа на другую девочку по имени Саманта Хьюстон, 4-х летнюю дочь сенатора США, которая погибла во время пребывания в отеле.
Она упала с лестницы, когда гналась за мячиком. Гости и сотрудники сообщали, что девочка на картине иногда меняет выражение лица. Также есть многочисленные свидетельства о том, что картина «заставляет» чувствовать себя плохо, и что от нее кружится голова, тошнит.
Возможно, призраку дочери сенатора полюбился этот потрет, и он решил «поселиться» в нем.
«Крик» Эдвард Мунк
Эта картина знаменита, узнаваема и известна всем, кто хоть немного интересуется живописью. Мунк пытался изобразить один из закатов, увиденный им воочию и поразивший до глубины души. Художник предпринимал несколько попыток как можно точнее передать свое состояние, когда он стоял на мосту и смотрел на кроваво-красный закат. На первых вариантах “Крика” центральная фигура представляла собой человека со вполне реалистичными чертами, но затем сменилась абстрактной фигурой, напоминающей разным людям скелет, эмбрион и даже сперматозоид. Сам Мунк назвал свое творение “Крик природы”. Волнообразный пейзаж и насыщенные кровавые краски призваны передать агонию природы, которая передается человеческой фигуре и заставляет ее застыть в ужасе и отчаянии.
Насчет тех мест, к которым привязан сюжет картины, существует несколько версий. Говорят, что в тех краях находилась психиатрическая клиника, где лечилась младшая сестра Мунка, и скотобойня. По рассказам близких Эдварда Мунка, художник воспроизводил “Крик” снова и снова до тех пор, пока не излечился от психического недуга. Существует мнение, что Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом. Также ходят слухи о том, что некоторых людей после знакомства с полотном постигла беда — кто-то умер, не выдержав ужасных мигреней, а кто-то сгорел в собственном доме.
Проклятые картины мира
5. Человек предполагает, а Бог располагает. Эдвин Генри Ландсир
Картина английского художника Эдвина Генри Ландсира, посвященная пропавшей экспедиции Франклина в Арктику в 1845 году, считается проклятой.
Картина, изображающая двух медведей, которые обнаружили человеческие останки экспедиции, находится в Колледже Ройял-Холлоуэй, Лондонского университета.
Среди студентов существует традиция накрывать картину флагом, так как существует поверье, будто она может сводить человека с ума. Был случай, когда студент покончил собой, после того, как долго смотрел на это произведение.
6. Человек в душевной муке. Неизвестный
Неизвестный художник написал эту работу собственной кровью и по ее завершении покончил собой.
Владельцем картины была прабабушка некого Шона Робертсона, которая прятала ее из-за того, что считала ее источником зла.
После ее смерти картина перешла самому Робертсону, который запечатлел непонятные явления, происходящие рядом с этой картиной. Сейчас подлинник картины закрыт в подвале, местонахождение которого знает только ее хозяин.
7. Постановка или Повешенный. Лаура П.
Картина была написана по фотографии повешенного человека.
Снимок старой тележки и сарая сделал фотограф Джеймс Кидд (James Kidd). Однако, когда он проявил фотографию, он заметил фигуру человека без головы.
Некая художница Лаура П., которая нарисовала картину с фотографии, рассказывала, что чувствовала странное беспокойство во время ее написания. Когда она повесила картину в офисе, многие работники начали жаловаться на то, что картина все время сдвигалась, и бумаги рядом с ней постоянно исчезали.
Когда женщина решила повесить ее у себя дома, у нее начали происходить странные паранормальные явления, включая появление человека без головы.
8. Копия любовного письма. Ричард Кинг
Эта картина была выставлена в отеле Дрискилл в Остине, Техасе, но история ее появления неизвестна.
Многие считают, что картина повинна в смерти 4-летней Саманты Хьюстон — дочери американского сенатора в 1887 году. Девочка упала со ступеней в отеле, где находилась картина.
Посетители отеля утверждают, что выражение лица девочки на картине меняется, когда вы отворачиваетесь даже на секунду. Другие рассказывали о том, что картина вызывала у них чувство тошноты и ощущение парения в воздухе. Были и те, кто видел появление девочки, играющей с мячом.
9. Женщина дождя. Светлана Телец
Художница Светлана Телец рассказала о странном чувстве, которое сопровождало ее, когда она рисовала женщину.
По ее словам, работа заняла у нее всего 5 часов, а она испытывала ощущение, будто кто-то руководит ее рукой. Все, кто покупал картину, впоследствии возвращали ее, так как жаловались на бессонницу, страхи, необъяснимую печаль и даже чувство, что за ними наблюдают.
10. Неизвестная картина. Здислав Бексинский
Польский художник Здислав Бексинский, нарисовавший картину, интересовался темой смерти и выразил это в своих работах.
Он потерял жену в 1998 году, а через год свел счеты с жизнью его сын. Через 6 лет его обнаружили зверски убитым в своей квартире. Сам художник не давал названия своим картинам и по свидетельствам сжигал их во дворе, никому не показывая.
Многие считают, что на эту картину нельзя долго смотреть, иначе она приведет к смерти.
Изгнанник, утративший слух
Картины были написаны не на холсте, а на штукатурке в мадридском Доме Глухого, которого не существует уже больше века.
Дом Глухого – небольшой загородный дом в предместье Мадрида у реки Мансанарес по дороге в Сеговию. Как ни странно, своим названием дом обязан не оглохшему на 46-м году жизни Гойе, а прежнему владельцу, который также потерял слух.
72-летний Гойя купил за 60 тысяч реалов дом вместе с 22 акрами земли и переехал в него. Он уже пережил смерть жены и нескольких детей, разлуку с друзьями, гнетущую обстановку в обществе, вызванную политической реакцией. Кроме того, сказывались последствия тяжелой болезни, которая отняла у него слух (а Гойя был страстным меломаном). Что это была за болезнь, достоверно не известно.
- «Гойю лечит доктор Аррьета» (1820) / Minneapolis Institute of Art
- Автопортрет (1795) / Metropolitan Museum of Art
— Существует несколько гипотез на основе немногочисленных известных нам данных о симптомах Гойи, — говорит Вирхиния Альбаран. — Согласно одним, глухота могла быть вызвана токсинами из пигментов, которые он использовал для живописи (это также считается причиной смерти шестерых его детей). Другие считают причиной глухоты сифилис. Есть недавнее исследование, где высказывается предположение об аутоиммунном заболевании.
И преклонный возраст Гойи, и та тяжелая политическая ситуация в стране, жертвой которой он оказался в старости, могли повлиять на его состояние души, а оно, в свою очередь – на сюжеты, гамму и настроение «Мрачных картин». Однако доподлинно известно, подчеркивает Вирхиния Альбаран, что Гойя никогда не страдал ментальными расстройствами: «Он отличался крайней ясностью ума до конца своих дней».
«Отрубленные головы»
Теодор Жерико, кисти которого принадлежит картина, был одним из самых загадочных художников 19 века. Его привлекали все самые нелицеприятные и отталкивающие стороны человеческой жизни. Жерико рисовал психически больных, а также регулярно посещал морги и больницы. Он договаривался с работниками этих учреждений, и те поставляли ему домой отрезанные части человеческого тела. Жерико использовал их для того, чтобы рисовать с натуры.
Именно так была создана картина «Отрубленные головы». Она пугает своей натуралистичностью. Когда смотришь на эту картину, появляется ощущение будто заглядываешь в глаза самой смерти. Неудивительно. Потому что перед вами самые настоящие отрубленные головы!
Кит Томпсон
Кит Томпсон — скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан».
Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история — он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.
«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.
«Почтовый дилижанс», Лаура П
Художника Лаура П нарисовала картину с фотоснимка профессионального фотографа Джеймса Кидда в 1994 году.
Фотоснимок был сделан в Аризоне, и мистика, окутанная возле картины, связана с тем, что художница не рисовала безголовую фигуру, находящуюся слева от дилижанса.
Автор картины говорит, что изначально этой фигуры не было, она ее не рисовала. Когда она повесила свою работу в доме, в нем стали происходить странные вещи – исчезали важные документы, антикварные часы, провисевшие 40 лет, упали и разбились, а различные предметы летели в ее сторону – такое чувство, что их кто-то бросал.
Некоторые вещи даже пропали из дома. Через некоторое время Лаура сожгла картину, потому что она не давала ей спокойно находиться в доме.
Фрески первого этажа
В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.
По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.
Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.
Леокадия
Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?
Справа от двери расположились «Два старика».
Два старика
Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.
Две старухи, едящие из общей посуды
В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?
Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?
Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.
На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.
Сатурн, пожирающий своих детей
Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.
Юдифь, отрубающая голову Олоферну
В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.
Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.
Шабаш ведьм
Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.
Паломничество к св. Исидору
“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».
Праздник в день Св. Исидора
«Женщина дождя», Светлана Телец
Черная одежда, серый задний фон, холодный и сосредоточенный взгляд женщины приковывают внимание зрителя и постепенно наполняют душу беспокойством. Первая покупательница картины вернула ее обратно с мистическим объяснением: «У меня такое чувство, что за мной кто-то постоянно наблюдает…» Ей стали сниться странные сны, и в них была женщина с картины
После пробуждения становилось жутко, особенно находясь одной в квартире
Первая покупательница картины вернула ее обратно с мистическим объяснением: «У меня такое чувство, что за мной кто-то постоянно наблюдает…» Ей стали сниться странные сны, и в них была женщина с картины. После пробуждения становилось жутко, особенно находясь одной в квартире.
По словам винницкой художницы Светланы Телец, картина писалась 5 часов, и ей все время казалось, что ее рукой кто-то управляет… до того, как она приступила к работе, в доме слышались странные звуки.
Покупателями «Женщины дождя» становились и другие люди, но все ее возвращали. Сейчас полотно висит в одном из магазинов Винницы.
Литература
- ARNAIZ, José Manuel, Las pinturas negras de Goya, Madrid, Antiqvaria, 1996. ISBN 978-84-86508-45-6
- BOZAL, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra, (2 vols.) Madrid, Tf., 2005. ISBN 84-96209-39-3.
- —, «Pinturas negras» de Goya, Tf. Editores, Madrid, Tf., 1997. ISBN 84-89162-75-1
- GLENDINNING, Nigel, «The Strange Traslation of Goya’s Black Paintings», The Burlingon Magazine, CXVII, 868, 1975.
- —, The Interpretation of Goya’s Black Paintings, London, Queen Mary College, 1977.
- —, Goya y sus críticos, Madrid, Taurus, 1982.
- —, «Goya’s Country House in Madrid. The Quinta del Sordo», Apollo, CXXIII, 288, 1986.
- —, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993. D.L. 34276-1993
- HAGEN, Rose-Marie y Rainer Hagen, Francisco de Goya, Colonia, Taschen, 2003. ISBN 3-8228-2296-5.
Джошуа Хоффин
Джошуа Хоффин родился в 1973-м году в Эмпории, штат Канзас. Он делает ужасающие фотографии, на которых знакомые с детства сказки обретают страшные черты — историю, конечно, можно узнать, но при этом её смысл сильно искажается.
Многие его работы выглядят слишком постановочными и неестественными, чтобы по-настоящему пугать. Но есть и серии фотографий вроде «Шедевров Пикмана» — это дань одному из персонажей Лавкрафта художнику Пикману.
На фотографиях 2008-го года, которые вы можете здесь увидеть, — его дочь Хлоя. Лицо девочки почти не выражает эмоций, и она почти не смотрит в сторону зрителей. Пугает контраст: семейное фото на прикроватной тумбочке, девочка в розовой пижамке — и огромные тараканы.
«Плачущий мальчик» Джованни Браголин
Говорят, что Бруно Амадио (настоящее имя художника) хотел изобразить ребенка в свете от спички, а мальчик страшно боялся огня и плакал. Теперь ребенок мстит за свои мучения — в доме, где появляется репродукция проклятой картины, происходит пожар, а на пепелище находят само полотно, никак не пострадавшее от огня.. В 80-е интерес к “Плачущему мальчику” подогрела британская газета The Sun. Вокруг зловещей картины начался ажиотаж, истории о пожарах появлялись одна за другой. Закончилось все тем, что газета попросила своих читателей прислать в редакцию их картины и таким образом избавиться от страхов. The Sun устроили ритуальное сожжение всех присланных полотен, правда, оказалось, что слухи крутились вокруг пяти разных вариантов картины и все на волне суеверных переживаний казались владельцам проклятыми.
«Любовные письма», Ричард Кинг
Существует мнение, что картина стала повинна в смерти 4-х летней девочки – Саманты Хьюстон, дочери сенатора США. Смерть наступила в результате несчастного случая в 1887 году – девочка играла в мяч и упала с лестницы, ее смерть наступила мгновенно.
Полотно находится в отеле The Driskill в США, девочка, изображенная на нем, очень похожа на погибшую Саманту. Работники отеля, а также посетители делятся своими впечатлениями, рассказывая, что стоит им отвернуться, а затем вновь посмотреть на картину, как у изображенной девочки меняется выражение лица.
Также людям от взгляда на нее становится не по себе – начинается тошнота и появляется головокружение. Некоторые ощущают себя парящими в воздухе.
«Свет покинул их»
Перенесенные на холст картины были показаны на Всемирной выставке в Париже в 1878 году и лишний раз доказали, что опередили свое время.
Париж их не принял, критика разругала непристойные и отталкивающие сюжеты «Мрачных картин», публика не собиралась их покупать.
«Личный ненавистный ад», «Бесформенный хаос», «Ужасные цвета», «Свет покинул их» или «Это могло родиться только в мозгу грешника»: таковы были отзывы парижан.
В 1881 году собственник Дома Глухого барон Фредерик Эмиль д’Эрлангер передал картины в дар музею Прадо, убежденный, что они не представляют собой ценности.
Д’Эрлангер купил Дом Глухого за пять лет до выставки в Париже и это именно ему мы можем быть благодарны за сохранение «Мрачных картин». По его заказу испанский придворный фотограф Жан Лоран сфотографировал картины, а художник-реставратор Сальвадор Мартинес Кубельс (реставратор музея Прадо и академик Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо) перенес на холст работы, написанные в стиле фрески al secco (роспись по сухой штукатурке).
Этот процесс оказался трудной задачей, занял несколько лет, и нельзя сказать, чтобы Кубельс справился с ней блестяще. На фотографиях Лорана видно, что некоторые фрагменты картин (например, правый фрагмент «Шабаша ведьм») были утрачены при переносе (а иногда даже и переделке).
Благодаря фотографиям мы и знаем расположение этих картин, а исследователи пытаются вычитать в этом расположении сквозной сюжет, говорит Вирхиния Альбарран.
— Разные интерпретаторы сходятся в том, что все картины объединены одной линией повествования. Однако до сих пор никому не удалось убедительно объяснить их все вместе.
«Европульс» благодарит за помощь в подготовке статьи Институт Сервантеса в Москве.
На обложке: фрагмент одной из «Мрачных картин» «Поединок на дубинах»
Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
Картины Кена Карри
Шотландский художник Кен Карри родился в 1960 году, на его глазах происходило множество политических и социальных изменений, оставивших мрачный след в душе юного творца. Карри стал изображать угасающие и страдающие тела, призванные передать болезненное состояние современного общества. Реалистичные проблемы социально-философского характера переплетаются в работах художника с метафизическими вопросами, волнующими каждого из нас. Пугающие полотна — попытка Карри изобразить и в то же время глубже осознать, как наше тело зависит от старения, боли, физических травм, болезней. Одна из самых известных работ художника (в то же время и одна из самых жутких) называется Gallowgate Lard и является его автопортретом. Другое знаменитое полотно — портрет британского физика-теоретика Питера Хиггса, лауреата Нобелевской премии за предсказание бозона Хиггса. Эта картина не пугает, но вряд ли кто-то захочет повесить ее в своей спальне.
«Человек предполагает, а Бог располагает»
В картинной галерее Royal Holloway College, что в лондонском университете висит картина под названием «Человек предполагает, а Бог располагает», написанная Сэром Эдвином Лендсиром. На картине изображена команда арктической экспедиции с их лидером Сэром Джоном Франклином. Это команде не суждено было выжить.
Они не просто застряли в льдах Арктики… Их пожирают белые медведи. Эта картина сводит с ума студентов, отвлекает от экзамена (в галерее часто проводят экзамены), который они потом «успешно» проваливают.
Иногда ее завешивают флагом Union Jack. Согласно студенческой легенде, одна студентка потеряла рассудок и свела счеты с жизнью на глазах аудитории. Правда или нет, но этого достаточно, чтобы раз и навсегда избавиться от картины.
В этом обзоре охвачены только самые известные картины. Что это, правда или ложь… Решать Вам. Но, ясно одно: картины – это не просто изображения. В них есть тайна и скрытая сила.
Поделиться в соц. сетях