Оглавление
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения
Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными
Читать ›
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи
Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
- темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
- зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
- красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
- фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
- коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
- черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
- если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает ребенку возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) из-под руки юного художника выходят черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком «послании», образно говоря, «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать настроение малыша, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Дерево
Хвойное или лиственное? Психологи считают, что хвойное, колючее дерево — признак человека, к которому непросто найти подход. Если человек нарисовал какое-то экзотическое дерево, то он ощущает себя «не в своей тарелке», переживает о чём-то.
Пышна ли крона? Богатая листвой крона говорит о мощной жизненной энергии и готовности к действиям. Чахлое деревце — признак упадка сил, депрессии.
Растут ли на дереве плоды? Если дерево обильно усыпано плодами, человек активно размышляет о продолжении рода, о детях.
Виден ли корень дерева? Ярко выраженный корень свидетельствует об ответственности человека и уверенности в принимаемых решениях.
Ствол Форма ствола дерева свидетельствует о сложившейся жизненной ситуации человека. Если он широкий и прямой, то жизнь человека идёт по накатанной колее. Если ствол искривлён, жизнь свернула куда-то не туда. Если ствол раздваивается — человек стоит перед каким-то важным выбором и не может пока принять решение.
Дупло Если в стволе есть дупло, то человека что-то беспокоит, возможно, болезнь или какие-то страхи.
Человек
Изображая абстрактного человека, по мнению психологов, вы рисуете самого себя.
Пол Если пол нарисованного человека не соответствует полу автора, то это свидетельствует о несоответствии своей социальной самоидентификации общепринятым стандартам. Мужчина, изобразивший женщину, демонстрирует свою повышенную эмоциональность, чувствительность, а женщина, изобразившая мужчину — импульсивность, агрессивность.
Голова Размер головы говорит о самооценке интеллектуальных возможностей. Маленькая или чрезвычайно большая голова указывает на некоторые комплексы.
Руки В изображении рук проявляются агрессивные инстинкты. Если руки прорисованы нечётко, это проявление агрессии. Если спрятаны в карманах, агрессия скрытая, сдерживаемая. Если человек что-то держит в руках, это говорит о его потребности в защите. Если руки охватывают талию, человек пытается соответствовать общим требованиям и правилам.
Лицо Наличие или отсутствие органов чувств (глаза, нос, рот, уши) указывает на желание человека контактировать с внешним миром. То есть: если есть только глаза, то человек по жизни наблюдатель, если есть рот, то любит поговорить, если есть ещё и уши — готов слышать других, если есть всё, включая нос — человек в полном контакте с окружающим миром.
Волосы Причёска, закрывающая лицо, говорит о закрытости человека от мира.
Ноги Если ноги развёрнуты, видны ступни, обувь, то человек демонстрирует ощущение устойчивости, уверенности в принятии решений. Спрятанные или босые ноги свидетельствуют о беззащитности и неуверенности в себе и положении в окружающем мире.
Ну вот, теперь, когда вы протестировали себя, можете поупражняться в определении психологических типов близких, знакомых и коллег. Помните, что данные интерпретации рисунков не являются истиной в последней инстанции, они выведены для среднего человека по большому числу наблюдений и экспериментов. Но каждый ваш подопытный — яркая индивидуальность, и не всё вышесказанное ему в точности подходит. Многое также зависит от текущего настроения человека, отношения к вам и вашему заданию.
О чем говорят нарисованные предметы?
Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать
- Живые объекты, к которым относятся животные или люди, свидетельствуют о нехватке общения, потребности в социальном контакте. Также подобные изображения могут указывать на сложную проблему в жизни человека, которую он боится решать в одиночку.
- Пустые пейзажи, изображающие природу без людей, указывают на трудности в коммуникации и понимании чужих чувств или мыслей.
- Повторение стандартных простых орнаментов, например, цветов, облаков, деревьев или звездочек, говорит об эмоциональной закрытости и попытке скрыть свои истинные переживания.
- Сюжетные рисунки, изображающие людей или животных в движении, выдают активную и деятельную натуру.
Дом
Масштаб рисунка Какую долю занимает рисунок относительно листа? Если менее 1/3, то психологи считают, что у автора занижена самооценка. Размер рисунка соответствует тому месту, которое человек отводит себе в окружающем мире.
Окна Посмотрим на количество окон в доме. Психологи считают, что оно примерно соответствует количеству значимых для вас людей. Если кто-то нарисовал глухую избушку без окон, без дверей, то с ним всё понятно.
Крыша Соотношение размеров крыши и остальной части дома говорит о фантазии человека. Чем больше доля крыши, тем сильнее у человека развито воображение. Обычное соотношение крыши и дома примерно 1:3.
Коттедж или многоквартирный дом? Если человек изобразил многоквартирный дом, тем паче небоскрёб, то он ощущает себя частью общества. Это человек общественный, коллективист, в противоположность индивидуалисту, изобразившему личную дачу, усадьбу или избушку.
Дверь Посмотрите, велика ли (и есть ли) в доме дверь? Открыта ли она? Легко ли попасть в дом? Всё это говорит об открытости человека, о его желании сотрудничать с внешним миром. Если к двери ведёт высокая лестница, пробиться к внутреннему миру такого человека нелегко. Если на двери висит амбарный замок — этот человек наглухо от всех закрыт.
Жилой ли дом? Есть ли в доме занавески? Идёт ли дым из печной трубы? Цветут ли цветы на подоконнике? Всё это говорит о самоощущении человека в семье. Если дом мёртвый и наглухо заколоченный, похоже, человек в депрессии. Ещё хуже, если дом полуразрушенный.
Много ли в доме повторяющихся деталей? Если на рисунке много однотипных окон, тщательно прорисована черепица крыши, кирпичи и т. п., то это можно трактовать как тревожность, либо как педантичность. Тревожные люди успокаиваются, изображая однотипные предметы. Кстати, это можно понять и без теста, наблюдая за тем, какие каракули человек выводит на листке, разговаривая по телефону (если у него есть такая привычка). Повторяющиеся детали могут быть свидетельством склонности застревать на каких-либо ситуациях и формах поведения.
Есть ли пристройки к дому? Обилие пристроек, построек типа колодцев, сараев, беседок также свидетельствуют о тревожности человека. Ему требуется дополнительная защита для возвращения уверенности.
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением
Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)
Качество зависит от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги — обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками — палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к вышеперечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.