Оглавление
- Что будет в музее костюма Эрмитажа и как костюмы защищают от света, пыли и моли
- «Великая» или «The Great» с Эль Фаннинг ( 2020 год)
- Малютка Лизетт захватывает власть
- Процесс пошива платья
- Царская пленница
- Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
- Громадная малышка
- Тысячи платьев на каждый день
- Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
- Стройная фигура: прогулки, верховая езда и интуитивное питание
- Чрезмерно широкий лоб
- Возлюбленные императрицы
- Дворцы и роскошные балы
- Женская мода
- Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
- Платья при Николае II
- Стиль: умеренность, удобство и power dressing
- Уход за телом: баня, кофейный скраб и овёс
- Как императорские костюмы распродавали в 1920-е годы и передавали из Эрмитажа в другие музеи
- Гардероб императрицы
Что будет в музее костюма Эрмитажа и как костюмы защищают от света, пыли и моли
Аналогов музея — в том формате, который предложил Эрмитаж, — нет не только в России, но и в мире. Первое, что сделал Эрмитаж, — открыл галерею костюма (галерею открыли в реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» в декабре 2017 года; в ней представлено около 140 манекенов — прим. «Бумаги»). После того как у нас на сайте опубликовали информацию о галерее, я получила много писем с поздравлениями и словами о том, что это, пожалуй, лучший на сегодняшний день способ экспонирования и хранения костюмов. Потому что здесь совмещены сразу две функции: хранение и экспозиция.
Теперь надо дождаться, когда будет достроена третья очередь «Старой Деревни» (площадь помещений составит более 3 тыс. кв. м — прим. «Бумаги»). Не знаю, как всё назовут: музей костюма или центр изучения костюма, а может быть, просто отдел костюма, потому что всё равно он относится к Эрмитажу. Там будут большие площади для хранения и открытой экспозиции, выставочные помещения для временных проектов, зал с трансформирующимися стенами и оборудованием. И Михаил Борисович сказал, что разрешит нам в третьей очереди даже делать модные показы.
Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-гвардии Семеновского полка. 1770–1780-е годы (верхнее платье), 1779 год (нижнее платье)
Конечно, нужно, чтобы коллекции были доступны публике, чтобы о них знали, их видели. Но костюм — вещь хрупкая. Необходимы определенный световой режим, температура, влажность. Один из главных врагов костюма — пыль. Поэтому витрина должна герметично закрываться. Свет — второй враг тканей. Но сейчас музейное оборудование позволяет выбрать освещение, которое вообще не имеет ультрафиолета.
Летом и весной также опасно выставлять костюмы, потому что это время активности моли, кожеедов. Причем насекомые приспосабливаются: моль теперь ест не только натуральные ткани, но и синтетические. А не все репелленты можно применять к костюму. Например, когда в Манеже была выставка Зайцева, мы не могли использовать обычный репеллент, потому что непонятно, как он поведет себя в условиях, где нет витрин, ходит публика, жара, меняется влажность. И наша служба предложила специальные ловушки с феромонами: они уничтожают способность насекомых к воспроизведению.
Мы работаем в тесной связи с реставраторами, которые нам советуют, какой костюм можно надеть на манекен или лучше положить, какой стоит повесить на объемные плечики, а какой лучше вообще не доставать. Они оценивают степень сохранности и выносят свой вердикт.
«Великая» или «The Great» с Эль Фаннинг ( 2020 год)
Еще один сериал о Екатерине II, на промо-постере к которому Эль Фаннинг недвусмысленно показывает средний палец, вышел буквально на днях. Он уже был назван самым оригинальным пересказом жизни русской императрицы.Сценарист и продюсер Тони МакНамара объединился вместе с Йоргосом Лантимосом — автором нашумевшего фильма «Фаворитка». Именно поэтому на экране мы видим ту же сюрреалистичную картинку, те же откровения о личной жизни.В интервью авторы проекта признались, что не претендовали на историческую точность и хотели рассмешить публику, используя черный юмор и эротические сцены. А Эль Фаннинг до последнего верила, что Екатерина II была неисправимой бунтаркой и даже имела любовную связь с собственным конем
Хорошо, что актрисе все же удалось изучить биографию императрицы перед съемками — Екатерина, которая осознавала важность образования, была бы довольна
Малютка Лизетт захватывает власть
Следом за старшей внебрачной дочерью у Петра I и Катерины Михайловой родилось еще два «бастарда»: Анна и Елизавета. Елизавета появилась на свет в конце 1709 года, вскоре после победы русских под Полтавой. Царь назвал девочку в честь своей любимой собаки и любимой лошади, которые носили кличку Лизетт, и любимого корабля — шестнадцатипушечной шнявы «Лизетт», построенной по проекту самого Петра и корабельного мастера Скляева. Надо сказать, что галлицизированное прозвище в честь отцовской лодки стало для Елизаветы Петровны символическим: она рано выучила французский язык (ее прочили в жены Людовику XV) и всю жизнь любила прогулки под парусом, как и верховую езду.
Через два с небольшим года после рождения Елизаветы Петр и Катерина обвенчались, и внебрачных дочерей «привенчали» родителям. Однако «не вполне законное» происхождение Елизаветы Петровны впоследствии объявили препятствием для занятия ею трона. Это привело к тому, что дочери Петра I, чтобы стать императрицей, пришлось прибегнуть к помощи фаворитов-заговорщиков.
Портрет Елизаветы Петровны
Справа — коронационной наряд императрицы. Платье сшито из серебряного глазета и отделано золотым галуном. Оно имеет глубокое декольте, рукава у платья отсутствуют. Платье дополняет серебряная кружевная мантия ручной работы. Ее длина составляет 5 метров 18 сантиметров, а вес достигает пяти килограммов.
Это произошло в 1741 году. Подробности дворцового переворота, после которого малолетний император Иоанн Антонович (правнук царя Ивана V, единокровного брата Петра I) оказался в заточении, а враждебные Елизавете Петровне царедворцы из партии покойной царицы Анны Иоанновны — в опале, достаточно хорошо известны любому, учившему российскую историю. После того, как Елизавета воцарилась, она приблизила к себе и осыпала милостями собственных сподвижников и фаворитов — придворного лекаря Лестока, канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, семейство Шуваловых во главе с графом Петром Ивановичем (крупным государственным деятелем и откупщиком).
Процесс пошива платья
После этого я принялась за пошив великолепного царского платья. Воплощая в жизнь новую идею, я снова задавала себе один и тот же вопрос: «Все ли у меня получится, так как надо? А если нет, то тогда все мои силы напрасны?» В этот момент тревожные мысли и сомнения вертелись в моей голове. Но я взяла себя в руки, и с решительным настроем начала работать над пошивом платья в стиле Екатерины II.
Через некоторое время я уже видела будущий результат своих стараний и хотела скорее закончить платье, чтоб увидеть его в целом. Теперь весь процесс близился к завершению, оставалось совсем чуть-чуть до окончательного результата. И тут неожиданно возникла проблема?! Для платья потребовался подъюбник-фижмы такой, как носили в эпоху Екатерины II. Я не могла себе представить из чего можно его изготовить?
Царская пленница
Русский царь, а позже российский император Петр I любил жизнь во всех ее проявлениях: ученье и войну, ремесла и искусства, еду и выпивку
Не оставлял он вниманием и красивых женщин — как до своего брака с Евдокией Лопухиной, так и после того, как отправил ее в монастырь. Среди любовниц царя были и дворянки, и женщины низших сословий
Но особое место в сердце Петра Алексеевича занимала его многолетняя любовница, а затем законная жена — простолюдинка Марта Скавронская, в первом браке Крузе.
Марта попала в плен, когда русские войска взяли Мариенбург, а ее муж, шведский драгун Иоганн Крузе, пропал без вести. Молодая женщина стала любовницей сначала военачальника графа Шереметева, а затем — друга и соратника Петра I Александра Меньшикова. А он в свою очередь «уступил» Марту царю.
Александр Меньшиков
Российский государственный деятель, друг Петра I и любовник Марты Скавронской, который уступил девушку императору.
Начало любовной связи монарха с бывшей военнопленной приходится на 1703 год. По легенде, уже в следующем году Марта родила Петру Алексеевичу первого ребенка — сына Петра, который умер в младенчестве. Официально же первенцем пары считается дочь Екатерина, родившаяся в 1707 и умершая в 1708 году, уже после принятия ее матерью православного крещения. После перехода в православие Марта стала Катериной Михайловой (Михайлов — псевдоним царя во время Великого посольства в Европу).
Уход за волосами: деревянный гребешок, череда и чистотел
Практически все описания внешности Екатерины свидетельствуют о «необычайной красоте, блеске и густоте её волос». Возможно, здесь ключевую роль сыграли гены императрицы. Однако доподлинно известно, что уходу за своей роскошной шевелюрой она уделяла много времени и внимания.
По воспоминаниям слуг, «царица любила простые деревянные гребни, гладко обточенные и без прикрас. Вечером, много реже в полдень, когда приходил куафер убирать её волосы, следовало подать отвар череды и чистотела. В этот отвар императрица макала гребень и бережно расчёсывала им волосы…»
«И правильно делала!» — сказали бы современные трихологи, так как деревянные расчёски с гладкими зубцами не травмируют волосы и кожный покров головы. А в настое череды присутствуют флавоноиды и марганец, которые укрепляют волосы и ускоряют их рост.
Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия» (1783)
Громадная малышка
Как писал польский историк Казимир Валишевский, в глазах почти всех современников Екатерина II была величественной, грозной и прекрасной. Именно такой, какой, по мнению большинства, должна быть истинная императрица. Многие отмечали ее высокий рост, который позволял ей «выситься над толпой». А между тем, царица была скорее маленькой, и уж никак не могла «возвышаться» над придворными и иностранными гостями. Впрочем, австрийский дипломат Шарль-Жозеф де Линь писал, что маленький рост русской императрицы «как-то не замечаешь» на фоне многочисленных достоинств ее характера.
Французская художница Виже-Лебрён, которой Екатерина отказала в позировании для портрета, упоминала в мемуарах о своем удивлении при первой встрече с императрицей. Екатерина представлялась ей высокой, почти громадной, – такой же, «как и ее слава». Но оказалось, что Екатерина «очень маленького роста». Правда, по наблюдениям Виже-Лебрён, «русская Клеопатра» словно вырастала во время парадных выходов.
Неслучайно английский сентименталист Сэмюэл Ричардсон, которому не было нужды заискивать или льстить царице, описал ее как женщину «выше среднего роста», пропорционально и грациозно сложенную, хотя и склонную к полноте. Екатерина еще в детстве выработала привычку высоко держать голову и сохранила ее на всю жизнь. Благодаря этому, ей удавалось визуально увеличить рост, и тем самым смутить современников.
Тысячи платьев на каждый день
Об образе жизни Елизаветы известно меньше, чем, скажем, о Екатерине II. Однако из того, что писали ее современники, возникает образ несколько взбалмошной и очень любившей роскошь и веселье женщины. Аристократ и философ-просветитель князь Михаил Щербатов так рассказывал об императрице (называя ее «государь» в мужском роде) в статье «О повреждении нравов в России»: «Государь прилагал все свои тщания ко украшению своей особы; когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день, и стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». К сожалению, они не дошли до наших дней. Некоторые из них известны по картинам, на которых изображена императрица.
1/1
Эгрет Елизаветы Петровны Украшение для прически в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями. Хранится в Алмазном фонде в Москве.
«Большой букет» Украшение для парадного платья императрицы Елизаветы Петровны. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья помещены на золотые стебли. Хранится в Алмазном фонде в Москве.
Бант-склаваж императрицы Разновидность брошей, которые набрали популярность во времена Елизаветы Петровны. Их крепили к бархатным или кружевным лентам на шее. Хранится в Алмазном фонде.
Рубиновые серьги императрицы Серьги-жирандоли с рубинами составляют полупарюру с бантом-склаважем. Хранятся в Алмазном фонде.
Елизавета Петровна любила драгоценности, ибо еще с отрочества привыкла носить бриллианты на отцовских ассамблеях. Из всего богатого и многообразного «ювелирного гардероба» царицы сохранилось несколько уникальных предметов, которые можно увидеть в Алмазном фонде. Среди них — эгрет (украшение для прически) в виде фонтана с сапфировыми подвесками-каплями, бант-склаваж для бархотки, серьги-шандельеры с рубинами. Одна из самых впечатляющих драгоценностей Елизаветы Петровны — корсажная брошь «Большой букет» с цветами шиповника, ирисами, нарциссами, незабудками из бриллиантов на подложке из цветной фольги и листьями из изумрудов. В центре украшения — 15,5-каратный бриллиант редчайшего сиреневого оттенка.
Казимир Валишевский в книге «Дщерь Петра Великого» писал о царице так: «При дворе два раза в неделю происходили маскарады, и Елизавета появлялась на них переодетой в мужские костюмы — то французским мушкетером, то казацким гетманом, то голландским матросом. У нее были красивые ноги, по крайней мере, ее в том уверяли. Полагая, что мужской костюм невыгоден ее соперницам по красоте, она затеяла маскированные балы, где все дамы должны были быть во фраках французского покроя».
Вообще польский биограф не слишком снисходителен к российской императрице. Он называет ее «беспорядочной, причудливой» и «чрезвычайно фамильярной», указывает, что она ненавидела «всякое серьезное занятие» и ругала «придворных самыми скверными словами», но при этом упоминает ее любезность и гостеприимство.
1/1
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец
Как мне пришла идея сшить платье Екатерины II
Прочитав биографию этой великой и мудрой женщины, я сразу вдохновилась идеей создания платья в стиле эпохи Екатерины II. Для этого я внимательно просмотрела несколько исторических фильмов. Прочитала необходимую литературу. Нашла подходящие фото с портретами Императрицы. Проработала фасон, конструкцию, детали платья, чтобы в точности повторить модель. Я взяла с собой эскиз платья и отправилась за тканью по магазинам. Задачу на этот раз я себе выбрала не простую, но цель была превыше всего.
Бегая из магазина в магазин, я пыталась найти ткань нужного цвета и нужной структуры. Я хотела, чтобы платье было из бордового атласа, но к сожалению, такую ткань ни где не нашла. Тогда я отправилась в магазины соседнего города, в столицу нашей республики. Благодаря широкому ассортименту тканей в столичных магазинах, я наконец-то выбрала нужную ткань и более того подходящую отделку, как планировалось по модели.
Стройная фигура: прогулки, верховая езда и интуитивное питание
Чтобы держать тело в тонусе, Екатерина II старалась каждый день «проводить в движении». Она была прекрасной наездницей и часто по несколько часов в день проводила в седле. Не меньше она любила и охоту, удивляя многих мужчин «умению стрелять и обращаться с ружьём».
В более спокойные дни императрица ограничивалась гимнастикой и пешими прогулками. А вот диет Екатерина никогда не соблюдала и не могла отказаться от своих любимых блюд: разварной говядины, солёных огурцов, картошки с квашеной капустой и смородинового морса.
В. Л. Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794)
Чрезмерно широкий лоб
Мужские черты лица Екатерины дополнял очень большой лоб, на который невозможно было ни обратить внимание. Де Линь в своих «Записках» нарисовал 51-летнюю императрицу с «величавым лбом», который «смягчался» приятным взглядом и улыбкой
«Но этот лоб выдает ее всю!» – восклицал мемуарист. Ширина такого лба, по его мнению, указывала на воображение и хорошую память. В столь большом лбе «для всего хватало места». Широкий лоб, по наблюдениям де Линя, дополнял неправильный овал лица с острым, слегка выдающимся вперед подбородком. Художница Виже-Лебрён вторила де Линю, отмечая у императрицы «широкий и очень высокий лоб», на котором лежала «печать гения».
Сама же Екатерина никогда не считала себя слишком уж умной. В мае 1791 года она писала Сенаку де Мейлану, что «встречала много людей, которые гораздо умнее». Екатерине хватало мудрости не пускаться в споры. Она была убеждена, что «каждый всегда остается при своем мнении». Если кто-то «представлял» императрице «идеи несравненно лучшие и более основательные», она «становилась послушной, как ягненок». Несмотря на «природную податливость», она «умела быть упрямой и твердой», если это казалось ей необходимым.
Возлюбленные императрицы
Елизавета Петровна унаследовала отцовское жизнелюбие, доходящее до гедонизма. Она была хороша собой, запрещала рисовать себя в профиль (у нее был несколько курносый нос), но охотно позировала анфас. Не чуралась выпивки, отдавая предпочтение токайскому
Многие ее современники в своих дневниках и мемуарах, а также биографы последующих столетий отмечали, что и цесаревной, и уже императрицей Елизавета обожала мужское внимание. У нее было несколько любовников
Первым фаворитом цесаревны, по придворным слухам, был ее камергер Александр Бутурлин, один из «птенцов гнезда Петрова». Затем у Елизаветы была связь с Алексеем Шубиным, которому она якобы даже посвящала любовные стихи.
Фавориты императрицы
На картине слева изображен фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов, на картине справа — еще один любимец императрицы Алексей Разумовский.
Своим высоким положением и богатством граф Петр Шувалов и его брат Александр, глава тайной канцелярии, были не в последнюю очередь обязаны тому, что их кузен Иван Шувалов (кстати, не носивший графского титула), покровитель наук и искусств, один из основателей Московского университета и Российской академии художеств, долгое время пользовался «особым расположением» императрицы.
Другим многолетним фаворитом Елизаветы был ее ровесник Алексей Разумовский, бывший казак-певчий, взятый ко двору за прекрасный голос. Царица приблизила его к себе, осыпала подарками и имениями, даровала графский титул и звание генерал-фельдмаршала. По слухам, Разумовский даже стал тайным морганатическим мужем императрицы. Он пользовался всеми преимуществами своего положения и мог «замолвить словечко» перед монархиней за того или иного просителя, но в государственные дела почти не вмешивался — видимо, сознавая свою необразованность и ограниченность.
Дворцы и роскошные балы
Елизавета Петровна действительно была гостеприимна: она любила давать балы и приемы и поэтому постоянно расширяла и перестраивала свои дворцы. Любимой ее загородной резиденцией стал Екатерининский дворец, построенный на месте скромной Сарской мызы, подаренной Петром I Екатерине I. Дворец за время правления Елизаветы Петровны перестраивался четырежды, последний раз (с 1748 по 1756 годы) — по проекту итальянца Франческо Бартоломео Растрелли, обер-архитектора императорского двора.
Барочное здание с огромными окнами, со статуями по моделям Дункера на фасадах, покрытыми сусальным золотом, с бесценными наборными паркетами, зеркалами и золоченой резьбой он напоминал пышно украшенную шкатулку. Императрица, впрочем, недолго прожила в своем новом дворце: бурная жизнь и возлияния подорвали ее здоровье, и в 1761 году она умерла.
Екатерина II, принцесса из небогатого немецкого дома, воцарившись, страшно возмутилась разбазариванием денег на золочение фасадов дворца: при ней и далее лепнину просто красили. Новая самодержица российская не любила барокко, предпочитая ему классицизм, но из тех же соображений экономии оставила интерьеры Екатерининского дворца нетронутыми, просто пристроив к нему новые флигели, и сохранила атмосферу эпохи Елизаветы Петровны для потомков.
Женская мода
Отличительной особенностью женского платья времён Екатерины Великой было кружево. Если в доекатерининскую эпоху кружево завозили из Франции, то при Великой императрице особым спросом пользовалось кружево русское, монастырское. Искусная работа монастырских кружевниц по достоинству оценивалась русской знатью. Стиль Екатерины II подразумевал использование так называемого «блондового» кружева – тончайшей ажурной паутинки светлых тонов. Наибольшую популярность имели кружева золотого, серебряного и белого цветов; нередко кружево украшали стеклярусом или белым шёлком.
Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г.Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.
Д.Г.Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776
К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.
На картине К.Л.Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.
К.Л.Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е
В.Л.Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796
Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.
пышную юбку
Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.
Безымянный художник по оригиналу Стефано Торелли. Екатерина II в русском платье, вторая половина XVIII века
Уход за лицом: фруктовые маски, лепестки роз и лёд с травами
В основе русской косметологии прошлых веков лежит фитотерапия. Издавна девушки на Руси спасались от отёков под глазами настоем ромашки, от высыпаний — отваром шиповника, а от пигментных пятен — настоем петрушки. Всеми этими лайфхаками пользовалась и Екатерина II. Известно, что раз в неделю во дворец поставляли травы, которые «знающие крестьянки» (т.е. разбирающиеся в травах) собирали «лично для употребления матушкой-императрицей».
Помимо настоев трав Екатерина ввела в аристократических кругах моду на лёд с травами и фруктово-ягодные маски. Для приготовления льда нужно было истолочь сушёные травы (обычно брались ромашка, петрушка, крапива, чистотел, цвет календулы и липы), залить их малым количеством горячей воды, настоять около получаса и заморозить. Частичками льда императрица протирала по утрам лицо и область декольте.
Одной из излюбленных фруктово-ягодных масок Екатерины была смесь из яблочного и земляничного пюре. Рецепт был простой: «Протёртое спелое яблоко смешать с горстью протёртой земляники, положить на лицо и шею, ждать… Едва всё застынет, протереть лицо сливками». Также в особой чести у императрицы была крымская роза, точнее, розовая вода, изготавливаемая из этих цветов. Её царская особа использовала в качестве тоника. Императрица «ополаскивала лицо, шею и декольте после утреннего и вечернего туалета», отчего её кожа всегда «была нежна и будто светилась изнутри».
Нужно отдать должное интуитивному чутью Екатерины, ибо в косметологии розовая вода высоко ценится до сих пор. Она нормализует pH, обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами, выравнивает цвет лица благодаря высокому содержанию витамина С. Да и против масок на основе яблок врачи-косметологи ничего не имеют. В спелых фруктах содержатся аскорбиновая кислота, токоферол и филлохинон, которые восстанавливают повреждённые клетки кожи и защищают от появления пигментных пятен. Вот только с яблочной кашицей стоит быть осторожнее: обязательно проводить патч-тест и избегать области вокруг глаз. Лучше отдать предпочтение готовым маскам на основе фруктовых кислот от проверенных брендов.
А.П. Антропов «Портрет Екатерины II» (1764)
Платья при Николае II
В отличие от Марии Федоровны, супруга Николая II платья-мундиры не любила и не надевала вообще. Дамы при дворе вернулись к классическому крою женской околовоенной формы. Однако в императорской семье росли четыре дочери. По традиции, княжны принимали шефство над полками, а затем с удовольствием надевали мундирные платья цвета своих подшефных войск. Мода на женские мундиры, олицетворявшие силу и свободный дух, продержалась ещё не одно десятилетие.
- Аладдин был китайцем
- Кресты-голубцы: позабытая похоронная традиция славян
- Русский слепой поэт стал кумиром японцев
- Соревнования по ничегонеделанию — реальные корейские состязания
- Причина, по которой Пизанская башня падает — это причина, по которой она до сих пор не упала
Стиль: умеренность, удобство и power dressing
«Оденьте правильную одежду, и люди сами всё поймут,» — говорила императрица, которой не было равных в искусстве выбирать стильные, уместные и «говорящие» наряды. Так, на собственную коронацию Екатерина заказала платье, разительно отличавшееся от нарядов её предшественниц. Во-первых, ткани и кружево были заказаны исключительно с русских мануфактур. Да и шили наряд русские портные, а не заграничные кутюрье. Во-вторых, украшали наряд гербы Российской империи, а не привычные россыпи бриллиантов и драгоценных камней. Своим нарядом Екатерина хотела подчеркнуть любовь к России и её культуре.
По той же причине императрица придумала покрой «русского осовремененного платья» и ввела в моду кокошники, которые полагалось носить придворным дамам на торжественные мероприятия. Позже эти русские национальные элементы стали встречаться даже в костюмах европейских аристократок.
Сама Екатерина, как и положено законодательнице мод, к европейским трендам относилась равнодушно, а порой и сознательно игнорировала их. В будние дни она носила простые платья и не надевала украшений, так как считала, что главное в одежде — удобство. По этой причине, а также вследствие своей любви к мужским развлечениям, императрица нередко представала перед подданными в мужском костюме. Отдавая предпочтение кафтанам перед кринолинами, Екатерина Великая стояла у истоков того, что мы сегодня называем пауэр-дрессинг.
Art: А.П. Антропов «Портрет императрицы Екатерины II» (1767)
Уход за телом: баня, кофейный скраб и овёс
Екатерина и её главный придворный врач Риберо Санчес были убеждены, что баня — это вопрос не только гигиены, но и здоровья. Ведь банные процедуры помогают укрепить иммунитет и «изгнать разные хвори». К тому же, регулярное посещение парной позволяло императрице проводить ряд бьюти-практик для омоложения кожи.
Мало кто знает, но Екатерина ввела в обиход средство, которое многие из нас используют до сих пор — кофейный скраб. Именно она первой в России стала использовать кофейную гущу для очищения тела и лица. Императрица вспоминала: «Я та самая причина, по которой все фрейлины пьют ежедневно кофе и ходят с ним в баню… Это и вправду отличное средство для кожи, особенно в сочетании с мёдом, яйцом и сливками».
Ещё один бьюти-рецепт Екатерины — запаренный толчёный овес с мёдом. Этой смесью императрица мазала всё тело, и в особенности локти и ступни, чтобы они были мягкими и нежными. В завершении всех процедур обязательным этапом было обливание, причём не просто холодной водой, а такой, чтобы в ней «плавали остатки льда».
В. Эриксен «Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте» (1778)
Как императорские костюмы распродавали в 1920-е годы и передавали из Эрмитажа в другие музеи
Было время, когда текстиль не считали произведением декоративно-прикладного искусства. Так было достаточно долго, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Хотя в таких странах, как Италия или Франция, традиция обращения с текстилем немного иная: они довольно быстро поняли, что это произведение искусства, начали собирать, хранить и преумножать коллекции. У нас же долгое время отношение к этому было как к какому-то второстепенному материалу.
Во второй половине 1920-х годов шли распродажи тех вещей, которые казались лишними и ненужными. У Комендантского подъезда Зимнего дворца были организованы смотровые комнаты, где выставлялись дворцовые ковры, шпалеры, медвежьи и волчьи шкуры, а также, судя по документам, и костюмы последней императрицы. Всё это продавалось за копейки, но такие распродажи очень быстро закончились.
Потом, когда начинаются передачи в разные музеи, тоже происходят утраты. Например, я смотрела документы, где сказано, что образцы тканей, в том числе византийских VI века, передаются в музей «Ткач» в Орехово-Зуево (сейчас Орехово-Зуевский городской историко-краеведческий музей — прим. «Бумаги»). Через некоторое время там произошел пожар, и сгорело всё, что было передано.
Другие потери были в 1950-х и 1970-х годах, когда Эрмитаж, по решению тогдашнего министерства культуры, должен был делиться своими коллекциями с другими музеями. Например, в Музей Азова (Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник — прим. «Бумаги») передают костюмы камергеров — придворных кавалеров — с роскошным золотым шитьем, костюмы казаков, придворных арапов. Зачем они в краеведческом музее? Какое отношение эти придворные кавалеры имели к региональному музею? Никакого. Тем не менее вещи были переданы и уже ничего не вернуть. (Костюмы передавали в том числе и в музеи Иркутска и Омска — прим. «Бумаги»).
В 1953 году восемь предметов из гардероба Петра I — из величайшей текстильной коллекции — были переданы в музей Полтавской битвы в город Полтава. Но если в Советском Союзе всё вроде как было в одних руках, то теперь это другое государство. И, к сожалению, насколько знаю, хранятся вещи неподобающим образом. Костюмы были опубликованы 8–10 лет назад в альбоме на украинском и английском языках. Как они когда-то поступили — несчастные, поеденные молью, деформированные, — так и были сфотографированы.
Гардероб императрицы
Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.
Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам
Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске
Мундирные платья
Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.
Портрет в мундирном платье
Мундирное платье
Еще одно мундирное платье
Коронационное платье
Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.
Портрет Екатерины II в коронационном платье
Церемониальное платье Екатерины II
Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:
Выходное платье
Парадное платье