Мэри поппинс: кто придумал идеальную няню и при чем тут оккультизм?

Мэри Поппинс – идеал ли?

Сложилось устойчивое мнение, что Мэри Поппинс – это идеальная няня, настоящая леди и волшебница. Однако у многих взрослых она вызывает противоречивые чувства. Сама же автор книги поясняла, что произведение изначально писалось не для детей. Мэри Поппинс должна была дать взрослым шанс поверить в чудеса, как верила в них Трэверс. Однозначно сказать, что няня была в книге исключительно добрым персонажем нельзя – с детьми она говорила «сердитым тоном», частенько «презрительно фыркала» и ходила со «свирепым видом». Впрочем, среди читателей сложилось устойчивое мнение, что так проявлялась строгость и аристократичность няни. Сама Памела Трэверс рассказывала, что манера фыркать, говорить резко и с сарказмом Мэри Поппинс передалась от ее тети Кристины Сарасет (к которой девочка переехала вместе с мамой после смерти отца).

Несмотря ни на что, воспитанники Мэри Поппинс и читатели книги полюбили ее за волшебство, которое она привносила в жизнь, и учила двум вещам: умению видеть сказочное в обычных вещах и не бояться любых перемен.

Книги

Сформировав собственную манеру письма, Трэверс стала востребованной журналисткой и начала получать заказы от национальных газет и журналов. Артистическая карьера постепенно отошла на второй план, и молодая женщина решила путешествовать и набираться впечатлений для будущих литературных трудов.

Писательница Памела Трэверс

В 1924 году Памела в компании подруги отправилась в Англию, а затем в Ирландию, где по какой-то причине начала скрывать собственную национальность и происхождение. В течение нескольких лет Трэверс работала корреспондентом австралийских изданий на континенте и регулярно отправляла на родину восторженные статьи о жизни в Европе.

Британские читатели познакомились с творчеством журналистки благодаря публикациям в журнале The Irish Statesman, главным редактором которого был Джордж Уильям Рассел. Памела подружилась с издателем и под влиянием его теософских воззрений начала писать маленькие произведения, в которых фантазия выходила за пределы человеческого разума.

Памела Трэверс и Джордж Уильям Рассел

Именно тогда и появился первый рассказ под названием «Мэри Поппинс и продавец спичек», в котором чудесная няня, свалившаяся с неба, с помощью магии воспитывает непоседливых детей мистера и миссис Бэнкс. Эта история, напечатанная газетой Sun в ноябре 1926 года, не имела большого успеха, но автору настолько понравился придуманный образ Мэри Поппинс, что она решила написать целую серию сказок о милой волшебнице с Вишневой улицы.

Писательский дебют ввел Трэверс в литературные круги Ирландии, и вскоре ее новым знакомым стал драматург и оккультист, лауреат Нобелевской премии Уильям Батлер Йейтс. Писательница всегда интересовалась потусторонним миром и внимала каждому слову прославленного ирландского поэта. Она расширила собственные знания кельтской мифологии и прочитала огромное количество книг, посвященных буддизму и индуизму.

Памела Трэверс

Заручившись поддержкой Йейтса и других ирландских литераторов, в 1932 году Памела задумала написать книгу о советской России и отправилась в путешествие в Москву, Нижний Новгород и Ленинград.

В ходе поездки Памела осмотрела достопримечательности и поняла, что настоящей российской действительности ей не показали. Разочарованная этим обстоятельством, журналистка опубликовала в Нью-Йорке серию сатирических эссе под названием «Московская экскурсия» и благодаря острым высказываниям в адрес советских граждан приобрела известность у американских читателей.

Иллюстрация Мэри Шепард к книге Памелы Трэверс «Мэри Поппинс»

Вернувшись на Запад, Трэверс вновь обратилась к сказкам, и в 1934 году англоязычный мир познакомился с продолжением истории «Мэри Поппинс». Книга, содержавшая красочные иллюстрации Мэри Шепард, сразу стала коммерчески успешной и популярной. Однако автор считала, что публика не до конца прочувствовала внутреннее содержание произведения, отнеся его к жанру рассказов для детей.

Продолжая традиции ирландских учителей-теософов и проповедуя идеи эзотерики, появившиеся после знакомства с мистиком Георгием Гурджиевым, Памела старалась показать, что чудеса доступны и взрослым, надо лишь немного внимательней оглядеться вокруг.

Джули Эндрюс, Уолт Дисней и Памела Трэверс

Эта мысль понравилась владельцу всемирно известной киностудии Уолту Диснею, в 1956 году выкупившему у Памелы права на экранизацию ее книг. Фильм, где актриса Джули Эндрюс сыграла роль Мэри Поппинс, стал одним из лучших мюзиклов того времени и получил 13 номинаций и 5 наград Американской академии кинематографических искусств и наук.

В следующий раз няня-волшебница появилась на экранах благодаря усилиям советского режиссера Леонида Квинихидзе, а в 2019 году киноверсия Роба Маршала «Мэри Поппинс возвращается» была вновь выдвинута на «Оскар» в категориях «Лучшая музыка», «Лучший костюм» и «Лучшая работа художника-постановщика».

Биография

В 2018 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Мэри Поппинс возвращается», снятый по мотивам фантастических историй, созданных австрало-британской писательницей Памелой Трэверс.

Писательница Памела Трэверс

Не многие знают, что перед тем, как написать книгу, женщина, которую на самом деле звали Хелен Линдон Гофф, играла в театре, а затем начала карьеру журналистки и объездила полмира, собирая материал для статей. Остальные подробности биографии автора рассказов о суперняне столь же таинственны, как ее произведения. Небольшой период жизни писательницы отражен в работе режиссера Джона Ли Хэнкока «Спасти мистера Бэнкса».

Ранние годы

Хелен Линдон Гофф, также известная как Линдон, родилась 9 августа 1899 года в Мэриборо , Квинсленд , Австралия, в доме своей семьи. Ее мать, Маргарет Агнес Гофф (урожденная Морхед), была австралийкой и племянницей Бойда Данлопа Морхеда , премьер-министра Квинсленда с 1888 по 1890 год. Ее отец, Трэверс Роберт Гофф, не добился успеха в качестве управляющего банком из-за своего алкоголизма и в конечном итоге стал понижен до должности банковского служащего . Они поженились 9 ноября 1898 года, за девять месяцев до рождения Хелен. Имя Хелен произошло от прабабушки и двоюродной бабушки по материнской линии. Хотя она родилась в Австралии, Гофф считала себя ирландкой, а позже выразила мнение, что ее рождение было «неуместным».

В детстве она впервые навестила свою двоюродную бабушку Элли в Сиднее ; Элли сыграла важную роль в ее молодости, так как Гофф часто оставался с ней. В детстве Гофф жила простой жизнью, которой родители подарили ей пенни в неделю, а также время от времени другие подарки. Ее мать была известна тем, что давала Гоффу максимы и наставления, и ей нравились «память об отце» и его истории из жизни в Ирландии. Гофф также была заядлым читателем, позже заявив, что умеет читать в три года, и особенно любила сказки .

Семья жила в большом доме со слугами в Мэриборо, пока Линдону не исполнилось три года, когда они переехали в Брисбен в 1902 году. Гофф вспомнила идеализированную версию своего взрослого детства в Мэриборо. В Брисбене родилась сестра Гоффа. В середине 1905 года Гофф уехал проводить время с Элли в Сидней. Позже в том же году Линдон вернулся, и семья переехала в Аллору, Квинсленд . Отчасти из-за того, что в детстве Гофф часто оставляли одну родители, которые были «поглощены собственной значимостью», она разработала «форму самодостаточности и имела идиосинкразическую форму фантастической жизни», согласно ее биограф Валери Лоусон, часто притворяющаяся наседкой, иногда часами. Гофф также писала стихи, на которые ее семья мало обращала внимания. В 1906 году Линдон поступил в Государственную школу Аллора. Трэверс Гофф умер дома в январе 1907 года. Линдону было трудно смириться с этим фактом в течение следующих шести лет.

После смерти отца Гофф вместе с матерью и сестрами переехала в Боурал , Новый Южный Уэльс, в 1907 году, и она посещала местный филиал средней школы Сиднейской церкви Англии . Она высадилась на ныне несуществующую Normanhurst школе в Эшфилде , пригород Сиднея , от 1912 г. На Normanhurst она начала любовный театр. В 1914 году она опубликовала статью в журнале Normanhurst School Magazine , свою первую, а затем в том же году постановку школьного концерта. В следующем году Гофф сыграл роль Нижнего в постановке « Сон в летнюю ночь» и снялся в «Путешествии месье Перрихона»   . Она стала префектом и стремилась сделать успешную карьеру актрисы. Проживал там до 1917 года. Первое место работы Гоффа было в Австралийской газовой световой компании в качестве кассира. В 1920 году Гофф снялась в своей первой пантомиме . В следующем году ее наняли для работы в шекспировской труппе Аллана Уилки из Сиднея.

Карьера

Гофф сыграла свою первую роль в труппе в роли Энн Пейдж в спектакле «Веселые жены Виндзора» в марте 1921 года . Она решила выступить под сценическим псевдонимом «Памела Линдон Трэверс», взяв Трэверс от имени своего отца и Памелы, потому что она думала, что это «красивое» имя «слилось» с Трэверсом. Трэверс гастролировала по Новому Южному Уэльсу в начале 1921 года и вернулась в труппу Уилки в Сиднее к апрелю 1922 года. В том же месяце был сделан обзор ее выступления в роли Титании в «Сне в летнюю ночь». Критик « Триады Фрэнка Мортона » написал, что ее игра «слишком человечна».

Труппа отправилась в Новую Зеландию , где Трэверс познакомился и влюбился в журналиста газеты « Крайстчерч» . Журналист отнес одно из стихотворений Трэверса своему редактору, и оно было опубликовано в Sun. Даже после того, как она покинула Новую Зеландию, Трэверс продолжала представлять работы Солнцу , в конце концов у нее появилась собственная колонка под названием «Пасса Памелы: Сиднейское письмо Солнца ». Работы Трэверс были приняты и опубликованы такими изданиями, как Shakespeare Quarterly, Vision и The Green Room . Ей посоветовали не делать карьеру в журналистике, и она обратилась к поэзии. Триада издала одно из ее стихотворений «Материнскую песню» в марте 1922 года под названием «Памела Янг Трэверс». Бюллетень опубликовал стихотворение Трэверс «Кининг» 20 марта 1923 года, и она стала частым автором. В мае 1923 года она нашла работу в « Триаде» , где ей было предоставлено право заполнять по крайней мере четыре страницы женского раздела под названием «Женщина отвечает» в каждом номере. Трэверс писал стихи, публицистику и прозу для своего раздела; Лоусон отмечает, что «эротические стихи и кокетство » занимали видное место. Она опубликовала сборник стихов « Горькое сладкое» .

В Англии

9 февраля 1924 года Трэверс уехал из Австралии в Англию, поселившись в Лондоне. Она посетила Австралию только один раз, в 1960-х годах. В течение четырех лет она писала стихи для ирландского государственного деятеля , начиная с Ирландии в 1925 году, когда Трэверс познакомился с поэтом Джорджем Уильямом Расселом (писавшим под именем «Æ»), который, будучи редактором журнала Statesman , принял некоторые из ее стихов для публикации. . Через Рассела, о доброте которого ходили легенды, Трэверс познакомился с У. Б. Йейтсом , Оливером Сент-Джоном Гогарти и другими ирландскими поэтами, которые способствовали ее интересу и познанию в мировой мифологии .

После посещения Фонтенбло во Франции Трэверс встретила Джорджа Ивановича Гурджиева , оккультиста , «ученицей» которого она стала. Примерно в то же время ее обучал Карл Густав Юнг в Швейцарии. В 1931 году она вместе со своей подругой Мэдж Бернанд переехала из съемной квартиры в Лондоне в в Сассексе . Там зимой 1933 года она начала писать Мэри Поппинс . В 1930-е годы Трэверс рецензировал драму для The New English Weekly и опубликовал книгу « Экскурсия по Москве» (1934). Мэри Поппинс вышла в свет в том же году с большим успехом. Последовало много сиквелов.

Она переехала в Соединенные Штаты в 1940 году и провела там пять лет, опубликовав в 1941 году « Я иду по морю, я иду по суше» . По приглашению своего друга Джона Коллиера , комиссара США по делам индейцев , Трэверс провела два лета, живя среди местных жителей. Народы навахо , хопи и пуэбло , изучающие их мифологию и фольклор. В конце войны Трэверс вернулась в Англию, где продолжила писать. Она вернулась в США в 1965 году и стал писателем-в-резиденции в колледж Рэдклифф с 1965 по 1966 год и в Smith College в 1966 году и читает лекции в Скриппса колледже в 1970 году она опубликовала различные работы и редактируются параболы: Журнал Миф и Предание от 1976 г. до ее смерти.

«Леди совершенство»

В 1934 году Памела Трэверс написала книгу, которая сделала её знаменитой на весь мир. Она называлась «Мэри Поппинс». Книга имела грандиозный успех. Когда у автора спрашивали, как возник замысел этого произведения, то она отвечала, что сюжет появился как будто бы из ниоткуда. А ей оставалось лишь собрать отдельные детали в единое целое.

После успеха книги финансовое состояние семьи стало наконец-то благополучным. Она продолжает писать книги, занимается журналистикой, пишет рецензии на новые спектакли и фильмы. Многие факты биографии великой сказочницы после знакомства с ними оставляют большое количество вопросов. Она хотела, чтобы за неё говорили герои и персонажи её книг.

Мери Поппинс ведь тоже ничего о себе не рассказывает, она появляется из ниоткуда и уходит в никуда. При этом успевая открыть для читателей волшебный мир чудес и приключений. Памела Трэверс считала, что эта книга предназначена не только для детей, но и для взрослых. Впрочем, последние с удовольствием её читали.

Личная жизнь

Памела Трэверс почти не давала интервью, стараясь не афишировать подробности личной жизни, и по этой причине ей приписывали много романов с мужчинами и женщинами. Ходили слухи, что в течение долгих лет писательница была в отношениях с дочерью английского драматурга Фрэнсиса Бернарда, Мэдж.

Мэдж Бернард

С 1927 по 1934 годы подруги жили в одной квартире в Лондоне, а затем переехали в Восточный Суссекс и сняли уединенный коттедж с соломенной крышей и садом.

В то же время Памела испытывала платонические чувства к другу и наставнику Джорджу Расселу, а затем некоторое время встречалась с ирландским плейбоем Фрэнсисом Макнамаре. Ни одни из этих отношений не привели к браку, и в зрелом возрасте Трэверс, всю жизнь мечтавшая о муже и детях, решилась на усыновление. По совету астролога писательница приютила внука дублинского писателя и историка Джозефа Гона.

Памела Трэверс и ее приемный сын Камиллус

Интересен тот факт, что у приемного ребенка был брат-близнец, о котором Памела прекрасно знала. Взяв только одного мальчика, Трэверс занялась воспитанием Камиллуса, пряча информацию о его истинном происхождении. Лишь в 17-летнем возрасте он случайно узнал о том, что у него был родной брат.

Это произошло после того, как Энтони Гон приехал в Лондон и в состоянии алкогольного опьянения вломился в дом писательницы, требуя знакомства с Камиллусом. Памела выгнала грубияна, но не смогла скрыть этот визит о сына.

Памела Трэверс и Камиллус

Поссорившись с матерью, юноша ушел из дома и в одном из пабов, наконец, воссоединился с братом-близнецом. Эта встреча стала роковой для семьи Трэверс. После нее Камиллус начал пить, вылетел из университета и впоследствии начал вести беспорядочный образ жизни.

Сердце Памелы было разбито, но благодаря медитациям и следованию заветам учителей она нашла силы на восстановление и до старости преподавала литературу в английских и ирландских университетах.

Памела Трэверс: произведения

Поклонникам творчества будет интересно узнать, сколько книг написала писательница. Во всем мире Памела Трэверс известна, в первую очередь, как автор сказочных повестей о Мэри Поппинс. Их было написано более десяти. Но кроме этого были ещё и другие книги: сказки, стихи, пьесы, несколько романов, очерки, статьи о философии и мистике. Вспомним некоторые из произведений автора:

  • Памела Трэверс «Мэри Поппинс в Вишневом переулке». Одна из самых мудрых и философских сказок о самом прекрасном периоде в жизни — детстве.
  • «Мэри Поппинс возвращается». Новые истории о непредсказуемой, строгой, но справедливой детской няне. С ней постоянно происходят невероятные, волшебные приключения.
  • «Московская экскурсия». Памела Трэверс после посещения России, в тридцатых годах ХХ века, написала книгу путевых заметок. Свойственная ей манера иронии и тщательного прорисовывания даже мельчайших деталей делают это произведение весьма любопытным и интересным. Москва вызвала у Памелы грустные и печальные чувства.