Оглавление
Создание фильма
Викторов ставил перед собой задачу снять фильм для зрителей всех возрастов и рассказать в нём о реальных проблемах сегодняшнего дня: «выведении организмов с заранее заданными свойствами» и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего, хотя хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами. Режиссёр выбрал для съёмок в фильме как своих любимых актёров И. Ледогорова, Н. Семенцову, Е. Карельских, В. Носика, В. Ледогорова, с которыми работал раньше, так и тех, кто у него не снимался — Г. Стриженова, Е. Фадееву, А. Лазарева, Б. Щербакова, В. Фёдорова.
Что ещё тут есть[править]
Мы тебя где-то уже видели:
Вадим Ледогоров (Степан) уже снимался у Ричарда Викторова в «Отроках во Вселенной» в роли юного инопланетянина Агапита. Его отец Игорь Ледогоров (Ракан) там же играл отца Агапита, командира орбитальной станции.
Елена Метёлкина позже сыграла Полину в «Гостье из будущего». А ещё у неё довольно зловещая, хоть и маленькая, роль в «Прикосновении».
Неужели капитан «Астры», этот крутой бородач Олег Дрейер (Александр Михайлов) — тот самый недотёпа Василий из «Любовь и голуби»? Да.
Не было бы счастья… — некоторые замечания худсовета оказались очень даже к месту. Так, именно из-за нежелания киночиновников смотреть на лысую девушку, Нийя обзавелась белой курчавой стрижкой, которая ей очень к лицу. (Увы, в реальности это парик. Побрить девушку успели.)
Перекличка:
Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
А подозрения Надежды в адрес Нийи почти полностью повторяют отношение землян Полудня к Льву Абалкину и его братьям в романе «Жук в муравейнике».
Протащить под радарами — как спорные с точки зрения советской идеологии моменты (см. диалог Нийи с капитаном или обнажёнку на пляже), так и откровенно двусмысленные эпизоды, вставленные художником фильма ради прикола
Обратите внимание на сцену стыковки в начале: да, художник-шалунишка подразумевал именно это. Фиговый листок на нижней части туловища робота Глаши тоже радует глаз
А шары, висящие над водоёмом, были изготовлены из наполненных водой презервативов.
Спецдефекты:
Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за двадцать лет до того.
Московский аэропорт — в роли космопорта.
Робот Бармалей в надувном костюме (Бэймакс?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла коллеги Пруля, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои…
С другой стороны, многие эпизоды, например, с космическими кораблями или биомассой, и сейчас смотрятся очень даже достойно. А ведь движение этой самой биомассы создавали аквалангисты, бултыхавшиеся в хлебной закваске!
Форсированный метод Станиславского — дабы Нийя всегда оставалась холодновато-отчуждённой, Ричард Викторов вслух оскорблял бедную Елену Метёлкину и даже поднимал на неё руку (!). От обиды актриса немедленно «замыкалась», чего и добивался режиссёр.
Сюжет[править]
2 апреля 2221 года (ровно через 200 лет с момента написания этой статьи) патрульный звездолёт «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была выращена в лаборатории путём клонирования, и что она обладает сильными психокинетическими способностями. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления убить всех человеков, однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.
Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит в отчаяние, и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается покончить с собой, но Степан спасает её.
Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени Ракан и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в свалку токсичных отходов. Жители Дессы ютятся в подземельях и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются мутантами.
Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».
Высадив успевшего всех заколебать Пруля на родной планете, земляне вместе с Нийей наконец прибывают на Дессу, где успешно приступают к очистке экосистемы, однако на их пути встаёт зловещий карлик Туранчокс, сколотивший капитал на торговле масками, противогазами и синтетической пищей, которые в случае успеха спасательной миссии станут никому не нужны. Опасаясь за свою власть, гнусный делец решает во что бы то ни стало погубить экспедицию. А в подвалах института Глана, где окопался Туранчокс, бурлит чудовищная биомасса, использовавшаяся для создания клонов…
В нашей жизни
Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?
Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.
ИНЫЕ «ТЕРНИИ»
«Через тернии к звёздам» существует в трёх версиях: сценарий Булычёва, оригинальный фильм 1981 года и переделка, выпущенная сыном Викторова Николаем в 2001 году. Сценарий отличается от фильма довольно сильно. Скажем, «коллега Пруль», капризный житель планеты Океан, которого «Астра» доставляет домой, в фильме — учёный, пусть и (цитата) «своеобразный», а в сценарии — вельможа. Поэтому реплика Пруля «Ох уж мне эта современная молодёжь! Забывает, что забота обо мне облагораживает!» звучит как сатира на советских бонз. Эпизоды, в которых «Астра» приводняется на Океане и принимает участие в войне с каррушами, «хищниками, похожими на одеяла», в картину не вошли вообще (выбивались из темпоритма?), хотя и могли её украсить. Вообразите эту сцену: «Фигура Нийи, разложившись на множество фигур, как овеществлённые радиоволны, вылетает через иллюминатор в океан…» Вырезали из фильма слова, которые бывшая девушка Степана бросает Нийе: «У тебя же пупка нет!» Интересно, отчего отсутствие пупка показалось цензорам безнравственным? Может, из-за пошлого анекдота о девушке, у которой он «стёрся»?
Что-то с телефоном (1979) По рассказу «Можно попросить Нину?» (1973) |
Этот фантастический мир, выпуск 4 (1981) По рассказу «Снегурочка» (1973) |
Этот фантастический мир, выпуск 5 (1981) По рассказу «Выбор» (1971) |
Через тернии к звёздам (1981) Оригинальный сценарий |
Совсем иначе в сценарии решён финал. Биомассу останавливают не телекинетические способности Нийи и землян, а силовое поле «Астры», при этом робот Бармалей «выдвигает из правой руки лазерный тесак и режет массу. Куски её чернеют, отваливаются. Из неё выкатывается череп Ракана…» — красиво, согласитесь! В фильме персонажи стали куда проще, тот же Туранчокс сделан убийцей Глана, хотя в сценарии он никого не убивал: «Неужели ты подумал, что мне выгодно было убить Глана и его детей? Они мне были нужны живыми». Настоящий убийца — «друг» Глана сикки Ракан. Другой пример: в фильме землянин Климов говорит Нийе, что Глан «стал бы жертвой палачей», в сценарии — что «логика событий сделала бы его палачом»; почувствуйте разницу. А вот сцены, где Туранчокс чуть не погибает от щекотки, в сценарии нет.
Версия 2001 года оцифрована, очищена, переозвучена, так что не все актёры разговаривают своими голосами, а главное, сокращена. Среди прочего пропала отменная реплика деда Степана про космос: «И там не без урода!» Ещё Николай Викторов вырезал сцену с раздевшейся Нийей на берегу моря; в СССР, где «секса не было», обнажённая инопланетянка никого не смутила (странная была эпоха: пупок цензоров волновал, женская грудь — нет), а в новой России ей места не нашлось. Добавлены всего два кадра — вид космопорта и надпись «Все виды гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля», которую Ричард Викторов и в самом деле хотел поместить вместо слов «Конец фильма».
В роли негостеприимной Дессы — жёлтый светофильтр и окрестности нефтеперерабатывающего завода в Исфаре, Таджикистан |
«Через тернии к звёздам» — кино передовое, даже провидческое. Если бы Викторову дали больше денег, фильм, весьма возможно, покорил бы не только СССР, но и весь мир. Мёртвый корабль Глана с плавающими в невесомости клонированными эмбрионами визуально предвосхищает четвёртого «Чужого» с клонами Рипли; встречающие «Астру» жители Дессы в противогазах и с граммофонами сделали бы честь любому фильму-катастрофе. Пейзажи, снятые около заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле таджикской Исфары, явно вспоминались Георгию Данелии, когда он создавал планету Плюк для фильма «Кин-дза-дза». Даже скверное качество советской плёнки, благодаря которой Десса выглядит словно бы погружённой в вечный полумрак, лишь усугубляет ощущение тотального бедствия (в версии 2001 года картинка осветлена, и это не идёт фильму на пользу). Режиссёр оглушает зрителя контрастом: куда вы хотите попасть — в светлое будущее или в тёмное?
Булычёв писал о Викторове, что тот был, по сути, проповедником: «Для Ричарда был важен не столько процесс создания фильма, сколько его конечный воспитательный результат». Если так, «Через тернии к звёздам» — самая мощная из его проповедей. И она ещё долго будет актуальной.
Капитан Кучкин (Анатолий Кузнецов) вспоминает молодость |
Что не вошло в фильм
Расхождения между сценарием и фильмом обусловлены в основном урезанием бюджета и требованиями цензуры Госкино.
- В фильме отсутствуют (или имеют отличия) эпизоды
- полёт Сергея и Нийи с орбиты к дому Лебедевых на флайере;
- прилёт на флайере к Лебедевым бригады специалистов во главе с Надеждой и с аппаратурой для биоконтроля;
- домашний робот Гришка в фильме переименован в робота Глашу;
- ночная сцена в доме Лебедевых;
- отсутствует в сценарии: игра бабушки и Нийи в «ладушки» («ласточка, ласточка, чёрненький хвостик»);
- перед отъездом к Надежде в институт Нийя ломает стабилизатор флайера;
- на пляже Селена удивлена отсутствием у Нийи пупка;
- в сценарии: агрессию по отношению к Селене останавливает приказ Надежды через центр управления, Надежда не согласна с Сергеем и считает свои действия верными;
- в фильме: приказ Надежды звучит секундой после того, как Нийя сама отпускает Селену, Надежда раскаивается в своих действиях;
- сцена второго созыва Комиссии по контактам;
- сцена в роддоме;
- в Чичен-Ицу (в фильме плато «Южный крест») после экзаменов приезжает и Степан; Нийя испугана инсценировкой местной труппы у жертвенного колодца; Степан дарит Нийе половинку бранзулита на память; после телерепортажа с посланниками из Дессы Нийя сбегает из Мексики, Степан в поисках Нийи опаздывает на свой корабль;
- диалог Степана и Пруля («расстраиваться вредно»)
- земная биостанция на планете Океан, нападение карруш, Нийя спасает Степана;
- отсутствует в сценарии: эпизод с ручкой Колотуна («Виктор, это не моя ручка?»)
- сцены диалога Лия с землянами о Туранчоксе, пещеры с хищниками и исследования дессианского водоёма изменены;
- сцена «Оплошности землян»;
- отсутствует в сценарии: эпизод совещания землян перед ассенизацией;
- эпизод следования Бармалея за Нийей;
- Нийя после гибели Надежды угоняет планетарный катер землян, и переборов звучащий в её мозгу приказ «пульта управления», уводит катер от «Астры» и разбивает его.
Значение этой татуировки
Дельфина
скорпион ищущий путь к звездам ((((((( Навигационная звезда или роза ветров — древний, и, тем не менее ничуть не устаревший тату — мотив, известный еще столетие назад. Звезды на небе часто служили ориентиром для моряков, особенно Северная, или Полярис, в Северном полушарии, а также Южный Крест в Южном. Моряки татуировали себе навигационные звезды, потому что они полагались на них: от звезд зависела их жизнь, они должны были указать путь домой. Мореплаватели были весьма суеверными людьми и надеялись, что их татуировки в форме звезды послужат амулетом благополучного пути. Приблизительно в то же время морская звезда стала обозначаться на компасах. В более позднее время подобные звезды стали символизировать жизненный путь, его поиск. Их стали делать те, кто хотел не сбиться с избранного пути. Таким образом, звезда стала путеводной — ее образ помогал не сбиться с избранного пути, когда человек потерян или испуган. Позже такие звезды стали символами награды, высокого поощрения, признаком отличия. Татуировки скорпион — выглядит стильно, мужественно, красиво в большей степени подойдет мужчинам, которые предпочитают агрессивную тату. Значение татуировки скорпион: Cкорпион иногда — оберегающий талисман. В Европе скорпион является символом насилия, ненависти и мести. В Японии скорпион — олицетворение мудрости, а в сочетании с цветами — символ любви и долгой супружеской жизни. В Древнем Египте он был атрибутом покровительницы мертвых богини Селкет. В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер — он был символом как врачевания, так и убийства. В Библии скорпион — демоническое существо, в средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти. Вот какие значения имеет символ скорпиона в разных традициях: Христианство: зло, мучение, предательство, Иуда Искариот.
Египет: атрибут Сета в тифонической ипостаси, Селка, или Селкета, защищающего мертвых. Семь скорпионов сопровождали Изиду во время поисков Озириса. Еврейская традиция: яд, смерть. Митраизм: дадофоры (факелоносцы) , держащие направленный вверх и вниз факелы, — это Бык и Скорпион как символы жизни и смерти, восходящего и заходящего Солнца и т. д. Шумеро-семитская традиция: скорпионы или человеко-скорпионы были стражами Ворот Солнца, Гор Запада и Двойных Ворот. Скорпионы были связаны с Иштар или Ниной. Атрибут Сабазия Фригийского. В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом.
Игорь-никита никитин
Значения нет. Просто татуха которых очень много. Да и какая разница кто чего себе сейчас колет. В данное время нет спроса за наколки. Так что можешь набить себе хоть танк, хоть кочегаров. Но с кочегарами будут иметь тебя.
Максим
в прошлом скорпиона носили участники боевых действий (армейская сфера) или зэки-беспредельщики (буквальное значение: «Выживу в любых условиях»), отбывавшие сроки на т. н. «красных зонах» — усиленного режима с жесткой не воровской, а конвойной дисциплиной. Там было значительно труднее существовать «ворам». Иногда скорпиона берут в свои особые символы отдельные отряды спецподразделений или просто армии, и тогда они начинают кочевать с нашивок на тела самих людей, в них служащих или служивших. Перевод — через тернии к звездам. Роза ветров — аналогично подкове — удача, форт. Если эта тату на твоей спине, то можно сказать, что она значит из прапорщиков в генералы))) ) раз звезда одна, то в генерал майоры.
Через тернии к звездам: что это значит и почему?
Русский язык богат различными фразеологизмами. Есть огромное множество выражений, которыми пользуются, интуитивно понимая, что они означают, но очень редко задумываются о действительном происхождении или правильном произношении, не говоря уже об адекватном литературном применении. Ярким примером является крылатая фраза: «Через тернии к звездам». Что это значит и почему именно так сложились эти слова в оборот? Эти вопросы довольно интересные как с точки зрения употребления в разговорной речи, так и применительно к литературному использованию.
Происхождение
Корни этого выражения обычно относятся к известному латинскому Per aspera ad astra, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении «Неистовый Геркулес». Римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из ярчайших представителей стоицизма.
Данное направление мысли обязует последователей сохранять твердую позицию, несмотря на любые удары судьбы. Видимо, это и склоняет ученых к тому, чтобы указывать источником именно слова Сенеки, который, как известно, не только был строгим последователем учения стоицизма, но и пошел на смерть, дабы не изменить своим убеждениям, прихватив заодно и жену. Действительно, не часто в наши времена встретишь подобную убежденность в своей философской позиции.
Через тернии к звездам: что это значит?
Возвращаясь к цитируемой фразе: Per aspera ad astra, можно увидеть изначально вложенный в нее смысл. В переводе это звучит примерно так: «к звездам, преодолевая трудности на пути». Действительно, чувствуется четкая стоическая позиция. Еще один вариант, встречающийся в переводах «Геркулеса», это «не гладок путь от земли к звездам». Однако это уже нюансы толкования в рамках языка, на который переводится литературное произведение. Как бы то ни было, отсюда и вытекает основной смысл фразеологического оборота «Через тернии к звездам». Что это значит для самого Сенеки, догадаться можно уже просто исходя из стоического образа мышления и соответствующего отношения к жизнедеятельности автора.
Очевидно, это движение вверх, к цели своего существования, ее достижение с привлечением всех сил, отпущенных человеку природой, несмотря на препятствия, большие или малые. Ведь это и есть смысл жизни для истинного стоика. Также следует упомянуть о появлении в русской версии оборота интересного слова «терние». Оно означает колючку, растение с шипами, а также в переносном смысле трудность, невзгоду и т. д. Не так просто пройти по дороге, заросшей подобными растениями. Видимо, для усиления эффекта и было добавлено это слово. В русском языке закрепился именно данный вариант.
Рассмотрим следующий нюанс, связанный с крылатым выражением «Через тернии к звездам». Что это значит, если представить, что звезды — это не цель, а нечто практически недостижимое, фантазия? Чем, в общем-то, и являются звезды для человека на современном этапе развития технологий. В таком случае появляется еще одна трактовка, о которой редко упоминают фразеологические словари. А именно: достойная, но, казалось бы, недостижимая цель порождает еще более трудные препятствия.
Однако моменты трактовки — это еще не весь материал, который можно рассмотреть в рамках заглавия статьи. Действительно, пока акцент был лишь на значении фразы «Через тернии к звездам» (что это значит).
Произношение
В разговорной речи, да и не только, часто встречается разновидность этого фразеологизма. Вместо «через» употребляется «сквозь». В целом вариация достаточно правомерная, хотя иногда считается некорректной, поскольку в словарях предлагается именно первая. Не стоит обманывать читателя, отвечая однозначно, как правильно, а как — нет. Ведь это всего лишь устойчивое выражение, причем изменения в языке зачастую настолько скоротечны, что и эта стабильность фразеологизмов на поверку оказывается довольно зыбкой.
Но вернемся к нашему высказыванию «Через тернии к звездам». Что это значит? Свойство сочетания слов, с точки зрения произношения, очень неустойчиво. Как правило, в разговоре люди редко употребляют это изречение в таком виде, как мы его представили. Наша фраза лучше звучит именно со словом «сквозь», как это ни парадоксально.
Заключение
Данный материал не претендует на полновесный разбор всех нюансов при ответе на вопрос: «Через тернии к звездам: что это значит?». Тип предложенной информации не имеет назидательной цели, а лишь дает общепринятую трактовку.
fb.ru
PER ASPERA AD «АСТРА»
Пожалуй, главное достижение Кира Булычёва как сценариста — вышедший в 1981 году двухсерийный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» по оригинальному сценарию писателя. Викторов уже был известен любителям фантастики как автор картин «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», но эта дилогия предназначалась скорее подросткам. «Через тернии к звёздам» — совсем другая работа, взрослая, зрелая, бьющая по нервам.
Игорь Ясулович сыграл в фильмах по Булычёву шесть ролей: сикки Торки в «Терниях», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», Кащея в «Лиловом шаре», Конрада в «Подземелье ведьм» и Грубина в двух «гуслярских» лентах |
Фильм разделён на две серии и распадается на две части; можно спорить о том, что именно здесь от Булычёва, а что от Викторова, однако нельзя не признать, что половинки удачно дополняют одна другую и визуально, и на уровне концепции. «Земная» часть напоминает мир Полдня братьев Стругацких: счастливое будущее, почти всесильная наука, люди как боги, помогающие другим расам… В эту идиллию попадает инопланетянка Нийя, искусственный человек, созданный учёным Гланом с планеты Десса. Планета не похожа на Землю будущего, зато из нашего настоящего до Дессы рукой подать (что вскоре подтвердили события в Чернобыле). Её обитатели истощили природные ресурсы, загрязнили всё, что могли, живут в подземельях и наружу, под кислотные дожди, выходят только в противогазах.
Сикки Туранчокс и сикки Торки, главные злодеи «Терний» — но не их сценария |
Родина Глана гибнет, но его «дети», обладающие сверхспособностями, должны спасти Дессу. Увы, Глан с «детьми» вынужденно удаляются в космическое изгнание и погибают при взрыве на корабле. Нийю спасают земляне, она живёт в доме специалиста по контакту Лебедева, чей сын Степан влюбляется в инопланетянку. Во второй серии Нийя летит на Дессу на корабле «Астра», экипаж которого должен спасти планету от экологической катастрофы. Коварный сикки (что-то вроде «сэра») Туранчокс, главный олигарх Дессы, торгующий противогазами, воздухом и водой, находит пульт, позволяющий управлять Нийей, и хочет помешать землянам. Сикки Ракан, друг Глана, ценой жизни затапливает резиденцию Туранчокса биомассой, которая грозит поглотить всё живое на планете…
Манекенщица Елена Метёлкина предельно органична в роли Нийи |
Даже из этого сумбурного описания видно, что до Булычёва и Викторова ничем похожим отечественная кинофантастика зрителей не баловала. Пожалуй, это единственный советский фильм, в котором люди будущего всецело реалистичны, хотя и обладают в сравнении с нами иной, коммунистической психологией. Тут нет такой напыщенности, как в «Туманности Андромеды» и других советских утопиях, зато в избытке человечность, юмор и доброта. Один космонавт может дружески шлёпнуть другого по заднице за то, что тот опоздал с запуском зонда на девятнадцать секунд, — и пусть станет стыдно тому, кто плохо об этом подумает! Складывается ощущение, что для здешних землян всё происходящее сродни игре. Может, так и должно быть в мире торжествующего разума? Из нашей эпохи этот мир видится совсем сказочным, но Кир Булычёв и Ричард Викторов, похоже, верили в его реальность.
«Через тернии к звездам»
Этот известный фразеологизм в словаре имеет пометку «риторическое» и подразумевает движение к чему-то далекому, прекрасному, совершенному. Но при этом необходимо преодолеть ряд трудностей и преград. Данное выражение является переводом с латыни. Авторство его приписывают Луцию Аннею Сенеке. Он был древнеримским философом-стоиком I века, поэтом и государственным деятелем. Еще он известен тем, что был воспитателем у Нерона. Последний и приказал ему расстаться с жизнью, выбрав способ самоубийства.
Рассматривая, что это – «тернии», стоит упомянуть о том, что существует и другая версия по поводу авторства указанного выражения. В качестве такового называют также и Гесиода (8-7 вв. до н. э.) – первого исторически достоверного древнегреческого поэта, рапсода. Рапсоды – исполнители поэм, в основном гомеровских, на профессиональной основе, странствующие певцы. По легенде, выиграл соревнование в чтении у Гомера.
Выражение «Через тернии к звездам» выбрано в качестве девиза американским штатом Канзас. Под таким названием в Советском Союзе в 1980 году вышел научно-фантастический широкоформатный двухсерийный фильм. Его режиссером был Ричард Викторов, а автором сценария – Кир Булычев.