Оглавление
Развод с Куперманом
Поначалу ее супругу не удавалось заработать достаточно средств на существование. Он едва ли мог продать одну-две картины в кругу знакомых. Практически полностью финансовое обеспечение семьи ложится на плечи Милы. Она не отказывалась ни от какой работы – успевала трудиться одновременно и моделью в лондонском агентстве, и манекенщицей на показах Пьера Кардена, и машинисткой на Би-би-си. Но со временем Куперману тоже удается получить общественное признание. Он устраивает выставку в одной из лондонских галерей, которая проходит достаточно успешно. Он выпускает книгу и переезжает во Францию. Длительные разлуки, редкие встречи и звонки – такая жизнь была очень сложной для Милы. Кроме того, через некоторое время у Купермана появляется новая пассия.
• Мила Романовская: манекенщица СССР, которая продолжила карьеру за рубежом
О судьбе первых советских манекенщиц известно немного – во-первых, эта профессия в 1960-1970-х гг. не была ни престижной, ни высокооплачиваемой, во-вторых, о тех из них, которым удалось эмигрировать и достичь успеха за рубежом, у нас ничего не говорили. Такая участь постигла и Милу Романовскую – одну из первых манекенщиц СССР, которая смогла найти свое место в профессии и за рубежом.
После окончания школы Мила поступила в электромеханическое училище и о карьере манекенщицы даже не помышляла. Она мечтала поступить в консерваторию и заниматься изучением истории искусств. Но однажды ее знакомая, которая должна была участвовать в показе в Ленинградском Доме моделей, заболела и попросила Милу ее заменить.
Когда Мила появилась на подиуме, все были поражены – она дефилировала с такой уверенностью, словно занималась этим всегда. Ей предложили работу манекенщицы, и уже через 2 месяца она отправилась на показы в Финляндию. Ее карьера была стремительной и очень успешной. В то же время Мила вышла замуж за студента ВГИКа, с которым встречалась с 18 лет. Вслед за мужем она переехала в Москву, но в Дом моделей ее взяли не сразу. К тому же паузу в карьере манекенщицы пришлось сделать из-за рождения дочери. Когда же Романовская вернулась в профессию, ее ждал оглушительный успех.
Вскоре Мила Романовская стала главной конкуренткой самой успешной манекенщицы Дома моделей Регины Збарской. Их постоянно сравнивали, хотя они были полными противоположностями: Збарская была капризной, вспыльчивой и требовательной, а Миловская – покладистой, терпеливой и уступчивой. Пиком этой конкурентной борьбы стал отбор на международный показ мод в 1967 г. В платье «Россия» дизайнера Татьяны Осмеркиной, созданном специально для Регины Збарской, в результате на подиуме в Монреале появилась Мила. Комиссия решила, что блондинка в этом образе смотрится более органично.
Мила Романовская в знаменитом платье *Россия*
За границей ее ждал невероятный успех. Во всех западных изданиях ее называли советской «Снегурочкой» и «березкой». Платье «Россия» она сделала своей визитной карточкой. Вслед за ней в СССР приехал иностранный фотограф, устроивший ей фотосессию в этом образе для обложки глянцевого журнала. Но этот профессиональный успех стал причиной разлада в семье: из-за повышенного внимания к Миле муж устраивал ей сцены ревности, и она от него ушла.
Вскоре после этих событий манекенщица познакомилась с актером Андреем Мироновым, с которым, по ее словам, у них случился бурный, хотя и непродолжительный роман. А затем она встретилась с художником Юрием Куперманом и вышла за него замуж. Куперман с Романовской стали одной из первых семейных пар, которым удалось получить разрешение на выезд из СССР и продолжить карьеру в эмиграции. Сначала они отправились в Австрию, оттуда переехали в Израиль. Там карьера манекенщицы складывалась довольно успешно – она участвовала в съемках для компании «Бегед-Ор», затем работала с фирмой «Котекс». А вот у мужа в Израиле дела не ладились, и он убедил жену попытать счастья в другой стране.
Но покинуть Израиль оказалось не так-то просто, только через 5 месяцев Миле удалось собрать нужные документы и выплатить долг государству. Позже манекенщица вспоминала: «Израиль пытался задержать специалистов, и документы о выплате долгов, даже вернув все до копейки, было не так-то просто получить. Мне посоветовали умаслить чиновников заграничными подарками. Я привезла им пару сувениров из Италии, и это сработало». Супруги обосновались в Лондоне, где Романовская продолжила карьеру манекенщицы. Куперману тоже наконец удалось добиться признания: он организовал выставку в одной из галерей, и она прошла успешно. Вскоре ему пришлось переехать во Францию, а Мила с дочерью остались в Лондоне. Через несколько лет супруги расстались – жить на две страны не получалось, и у каждого была своя личная жизнь.
А однажды в аэропорту судьба преподнесла ей сюрприз: ее билет оказался продан, ей предоставили место в первом классе, где ее попутчиком стал предприниматель из Великобритании Даглас Эдвардс. Случайное знакомство переросло в бурный роман, а вскоре они поженились. Со своим третьим мужем Романовская наконец обрела настоящее счастье и уверенность в завтрашнем дне. Сегодня у них общий бизнес, они путешествуют по миру на собственном самолете.
Мила Романовская стала одной из немногих советских манекенщиц, которым удалось выехать за рубеж и продолжить в эмиграции карьеру модели.
Нравится? Жми:
Личная жизнь
Еще совсем юной девочкой Мила познакомилась со студентом ВГИКа Владимиром и вскоре поняла, что влюбилась. Ее покорили ухаживания парня и его благородное происхождение. К тому же он был серьезен в своих намерениях и быстро сделал возлюбленной предложение руки и сердца.
Долго счастливый брак не продлился: вскоре после рождения дочери Насти в семье начались конфликты. В этот период карьера Романовской как раз была на пике, а вот ее мужу приходилось оставаться в тени красавицы-супруги. Он начал ревновать ее и от отчаяния запил.
После очередного скандала чувства окончательно угасли, и Мила закрутила роман с актером Андреем Мироновым, а затем подала на развод. Новый возлюбленный не оправдал надежды женщины, и вскоре в ее жизни появилась новая любовь в лице художника Юрия Купера (Купермана).
Мила Романовская в платье «Россия»
Еще до брака Романовская была наслышана о любвеобильности избранника, но решила дать ему шанс и согласилась сыграть свадьбу. Вместе с ним она иммигрировала в Израиль, затем в Англию, была свидетельницей взлетов и падений, поддерживала в трудные времена и помогала при написании первых книг. В конечном итоге женщина не смогла выдержать измены мужа и отпустила его.
Следующие 5 лет модель пыталась устроить личную жизнь, но у нее случались только мимолетные романы. К счастью, судьба свела ее с английским бизнесменом Дугласом Эдвардсом. Они познакомились в самолете, а затем последовали долгие романтичные ухаживания, после которых Людмила согласилась вновь пойти под венец. После свадьбы пара поселилась в доме в Англии, и знаменитость, наконец, зажила счастливо.
Личная жизнь
Как и в случае с местом рождения, неразбериха и недосказанность существует и в информации о личной жизни Регины Збарской. Считается, что единственным ее мужем был знаменитый советский художник-иллюстратор и мультипликатор Лев Збарский, сын того самого Бориса Збарского, который бальзамировал тело В. И. Ленина. Но ходят слухи, что у Регины был еще первый муж, чье имя она не раскрывала, так как он происходил не из того слоя общества. Позднее стало известно, что молодого человека звали Владимир Лавров.
Со Львом Борисовичем манекенщица прожила достаточно долго и вначале очень счастливо. Он даже называл Регину своей музой. Но затем отношения стали портиться. Збарский завел роман с актрисой Марианной Вертинской, были у него и другие увлечения. Но Регина терпела все измены и не собиралась расставаться даже после того, как муж заставил ее сделать аборт.
Впрочем, вскоре он сам ушел из семьи и женился на актрисе Людмиле Максаковой, которая родила ему сына. Узнав, что бывший муж стал отцом в новой семье, тогда как ей самой он не позволил быть матерью, Регина Збарская испытала сильнейшее потрясение, начала принимать транквилизаторы, а позднее попала в психиатрическую больницу с признаками сильнейшей депрессии. Позднее у модели так и не было детей, о чем она очень жалела. Последующий отъезд Збарского из страны окончательно вывел Регину из равновесия — состоялась попытка суицида.
Еще не оформив развод с мужем, модель начала встречаться с советским агентом на Западе Виталием Шлыковым. По его словам, угнетенное состояние у Регины началось после попыток вербовки ее сотрудниками комитета. Но Шлыков уверяет, что Збарская никогда не вступала в контакт и не выполняла приказы КГБ. Тем не менее у недоброжелателей модели возникали другие домыслы, ведь Регина была единственной манекенщицей из Советского Союза, которой разрешалось во время заграничных поездок выходить на прогулку без охраны комитетчиков.
Через некоторое время у манекенщицы появился новый возлюбленный — югославский журналист. Их бурные романтические отношения окончились новым предательством: молодой человек уехал в Германию, где издал книгу «Сто ночей с Региной Збарской», в которой живописно рассказывал не только о своей связи со знаменитой манекенщицей, но и об ее сотрудничестве с КГБ, доносах на коллег и антисоветском мнении Регины.
Мила Романовская. “Русская березка”
Судьбы советских манекенщиц складывались по-разному. Судьба манекенщицы Романовской — история со счастливым концом.
Биография Милы Романовской
Официально профессии “манекенщица” в Советском Союзе не существовало. Представителей данной профессии называли “демонстраторами одежды”. Несмотря на то, что, в основном это были представительницы интеллигентных семей, девушки, учившиеся в консерваториях, балетных и театральных училищах, в трудовой книжке у них стояла запись “рабочий шестого разряда”. Манекенщицы для советских граждан были, одновременно, и богинями и падшими женщинами. О них ходило множество слухов и сплетен. Именно поэтому, Мила с трудом согласилась заменить свою подругу на показе в Ленинградском Доме моделей, когда та заболела. Романовской было стыдно выходить на всеобщее обозрение в откровенной, короткой юбке, ведь Мила была студенткой электромеханического техникума и готовилась стать достойным членом советского общества.
Проход Романовской вызвал фурор! Ей предложили контракт на выгодных условиях и она согласилась. Ее взяли на работу в Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту. Вскоре она поехала в свою первую зарубежную командировку — в Финляндию. Успех был оглушительный. О ней писали газеты и журналы Советского Союза. На международном фестивале мод в Москве она завоевала звание “Мисс Манекенщица”.
Мила Романовская вошла в топ советских моделей 60-х годов ХХ века вместе с такими известными моделями, как: Валентина Яшина, Лёка Миронова, Галина Миловская, Татьяна Чапыгина, Регина Збарская. Мила Романовская и Регина Збарская были полными противоположностями: Мила — кроткая блондинка, избегающая конфликтов; Регина — капризная брюнетка с итальянской внешностью, которую называли “русская Софи Лорен”. Романовская никогда не вступала в конфликты со Збарской, но судьба распорядилась так, что именно она отняла у нее международный триумф.
В 1967 году советский модельер Татьяна Осьмеркина для Международного фестиваля мод создала знаменитое красное платье “Россия”, использовав народные мотивы. В конкурсном отборе победила Регина Збарская, и платье шили по ее фигуре. Фото Регины в платье “Россия” появилось на обложке журнала. Однако, неожиданно для многих, было принято решение о том, что СССР на показе мод должна представлять голубоглазая блондинка. Выбор пал на Романовскую. Представлять СССР в Монреаль полетела именно она.
Успех был оглушительный! О Романовской написали все известные западные модные издания. Ее называли “Снегурочкой” и “Русской Березкой”. Платье “Россия” стало визитной карточкой Милы. Татьяна Осьмеркина говорила: “Органичный образ Милы Романовской совпал с моей моделью. На показе мод она была лучше всех”. Успех был настолько оглушительным, что известное издание “Look” отправило своего фотографа для проведения фотосессии в СССР. Данная фотосессия была проведена в Успенском соборе Кремля.
Мила Романовская в платье «Россия» Мила Романовская в платье «Россия»
Успех в карьере не привел к успеху в личной жизни. Муж Владимир ревновал жену к поклонникам и ее успеху, что, в итоге, привело к разрыву семейных отношений. Так закончилась первая история любви. Казалось бы, что судьба подарила Миле второй шанс — отношения с Юрием Куперманом переросли в крепкий брак. Настолько крепкий, что Романовская, по настоянию мужа, решается переехать жить за границу. В 1972 году супруги покинули Советский Союз. Однако, за границей Куперман оказался не востребован как художник. Австрия, Израиль, Англия — переезд из страны в страну давался Романовской “потом и кровью”, деньги на переезд из страны в страну зарабатывала она, работая на износ. В Великобритании Миле удалось организовать для мужа персональную выставку, к его картинам проявили интерес западные галереи. Избалованный художник заявил, что теперь он хочет переехать во Францию. Романовская, уставшая от капризов мужа, прервала данные отношения и осталась с дочерью в Англии.
Случайности — не случайны. Однажды, из-за сбоя программы, авиабилет Романовской оказался проданным дважды. В извинение за “овербук” авиакомпания предложила манекенщице лететь первым классом. Соседом Милы оказался приятный мужчина — состоятельный бизнесмен Даглас Эдвардс. Время, проведенное в полете, послужило началом новых отношений. Став миссис Эдвардс, Романовская оставила карьеру манекенщицы и стала помогать мужу в бизнесе. Кроме материального процветания Мила получила самое главное — счастливую семейную жизнь.
Вот так судьба награждает за терпение и упорство.
Лека (Леокадия) Миронова
Леку Миронову западные СМИ прозвали «советской Одри Хэпберн», дизайнер Карвен Малле — «Венерой Милосской», а Вячеслав Зайцев величал ее своей главной музой. Последний, кстати, сразу заметил ее красоту, как только она зашла в Дом мод со своей подругой. Карьера Вячеслава Зайцева как дизайнера и Леки Мироновой как модели неразрывно связаны. Лека начала работать с Зайцевым, когда он еще был никому не известным модельером на небольшой швейной фабрике и продолжила работу с ним, когда он стал знаменитым на всю Россию дизайнером и «отцом российской моды». Знаменитая манекенщица сотрудничает с модельером уже более 50 лет, и до сих пор Лека периодически выходит на подиум.
За границу Леку не выпускали, возможно, из-за ее происхождения: отец Леокадии принадлежал к дворянскому роду Мироновых. Усугубляло ее положение еще и то, что Лека в отличие от многих своих коллег-моделей, никогда не принимала ухаживаний от высокопоставленных чиновников.
В жизни модели была одна главная любовь — Антанас, фотограф, с которым девушка познакомилась в Латвии. К сожалению, этот роман не закончился хэппи эндом. В тот момент в Латвии были сильны националистические настроения, действовали несколько националистических группировок, русские люди в Латвии подвергались нападениям. На Антанаса также было совершено нападение за его связь с русской девушкой, а его семье (матери и сестре) угрожали. В таких обстоятельствах Лека была вынуждена расстаться с любимым, хотя это и было, наверное, одно из самых тяжелых решений в ее жизни.
Лека Миронова и Антанас
Сколько бы трудностей ни выпадало Леке в жизни, она всегда встречала их с истинным достоинством и никогда не падала духом. Как бы тяжело ни приходилось, она выходила на подиум, улыбалась и держала спину прямо. Всегда. Так она продолжает делать и сейчас, и до сих пор появляется на подиуме на показах Славы Зайцева.
Поздняя любовь
Собраться с мыслями на тот момент помогла любимая работа, в которую, получив аттестат переводчика, Мила уходит с головой. Интервью, переводы, написание различных программ – не оставалось времени даже передохнуть, не говоря уже о личной жизни. И только по прошествии пяти лет Мила перестаёт избегать близкого контакта с мужчинами, начинает заводить новые романы – всё больше несерьёзные и непродолжительные.
Окончательная точка в отношениях Купера и Романовской была поставлена в Париже – ланч, пара бутылок шампанского, спокойный разговор и совместно принятое решение жить раздельно. В лёгкой, пьянящей эйфории от вновь обретённой свободы Мила едет в аэропорт, где поджидал сюрприз – её билет по ошибке оказался продан. Судьбоносный момент – Мила получает билет не только на первый класс, но и в новую жизнь. Именно на борту бизнес-класса Мила знакомится со своим третьим мужем – Дагласом. Всего через три месяца они поженились. Сегодня у них общий бизнес, а по миру они путешествуют на собственном самолете.
Биография Милы Романовской напоминает историю о Золушке. Несмотря на все жизненные перипетии, судьба отнеслась к ней весьма благосклонно: блистательная карьера, любящий муж и любимая дочь. Снегурочка, как её называли на Западе, стала настоящим символом непревзойденной славянской красоты как на родине, так и за рубежом.
Детство и юность
Людмила (Мила) Романовская-Эдвардс родилась в Ленинграде, по национальности она русская. Ранние годы биографии знаменитости выпали на разгар Второй мировой войны, поэтому ребенком ее эвакуировали в Самару вместе с мамой. Отец был военным, он остался в блокадном городе, а после победы встретил другую женщину и уже не вернулся к семье. Несмотря на это, мужчина старался поддерживать с дочерью теплые отношения.
Мила Романовская в молодости
Когда война закончилась, Мила вернулась в Ленинград. Девочка жила вместе с матерью, которая сутками пропадала на работе, поэтому она была предоставлена сама себе. Неудивительно, что Романовская росла хулиганкой — прогуливала уроки и делала пакости учителям. У одноклассников она пользовалась непререкаемым авторитетом, ведь занималась спортом и была очень сильной. Но внешне девочка оставалась хрупкой и очень худой.
После школы Людмила поступила в электромеханическое училище, но профессия ее не интересовала, и она училась с неохотой. Поэтому, когда девушке предложили пройтись по подиуму в Ленинградском доме моделей вместо заболевшей подружки, она с радостью согласилась. Так началась ее модельная карьера.
Жесткая конкуренция
Манекенщица полностью отдалась карьере. В Доме моделей Романовская сразу поднялась на самый верх негласной модельной иерархии и возглавила ее, став второй «некоронованной королевой» советского подиума. Первой была ее главная конкурентка Регина Збарская, роковая брюнетка с броской южной красотой — то ли французской, то ли итальянской. Хотя у девушек было разное амплуа (блондинка Мила олицетворяла собой характерный «русский тип»), они все же конкурировали.
Иногда соревновательность доходила до конфликтов. Апогеем стала нашумевшая в советских богемных кругах история с платьем «Россия», которое самая красивая манекенщица СССР должна была представлять на международной выставке легкой промышленности в Монреале.
Творение модельера Татьяны Осьмеркиной представляло собой необычный синтез западных тенденций 1960-х и русских традиций. Прямое алое платье-макси с длинными широкими рукавами на груди украшала широкая, как ожерелье, пышная и узорчатая вышивка бисером и стеклярусом в тон: то ли царские бармы, то ли священническое облачение, то ли аллюзия на старинный девичий сарафан.
Изначально демонстрировать платье должна была Збарская. Однако модельер и официальные лица из Дома моделей изменили свое решение, справедливо предположив, что с Россией в Европе и за океаном скорее ассоциируется светлоглазая блондинка с длинными волосами, нежели жгучая брюнетка с короткой стрижкой. Честь представить платье в Канаде досталась Романовской. Модель произвела фурор: ее прозвали Snegurochka, как героиню знаменитой оперы Римского-Корсакова.
В Москву приехал фотограф из американского Life, чтобы провести фотосессию в Кремле. Мила в расшитом узорами алом платье позировала в интерьерах легендарного Успенского собора, где короновались все русские цари. Ее фотографии появились на страницах самого, пожалуй, престижного американского еженедельника. Это был апогей успеха Романовской и фактически мировая слава.
Другой наряд Милы в стиле a la Russe, обошедший западные издания, — трапециевидное светлое платье-мини с крылаткой, подбитой золотистым клоке, и широкой, до пола, скругленной снизу полосой, расшитой золотом, как священническая епитрахиль, обеспечил ей прозвище Русская Твигги. Хрупкая, со стройными ногами в золотистых сапожках на плоской подошве, она действительно походила на британскую супермодель 1960-х.
Побег из СССР
Мила Романовская стала манекенщицей с мировой известностью. На родине ей приписывали роман с одним из самых талантливых советских актеров — Андреем Мироновым. Правда это была или нет, неизвестно, но даже если Мила встречалась с кумиром романтических девушек и завзятых театралов, браком эта история не закончилась. А практичная Романовская понимала, что век манекенщицы недолог и что обеспечить себе достойное будущее можно только удачно выйдя замуж.
Разумеется, никаким побегом в стиле Барышникова этот отъезд не был: художник с женой и падчерицей получили вполне легальное разрешение на эмиграцию в Израиль. Романовская устроилась работать по профессии в израильскую компанию. Впрочем, на исторической родине Куперман, сокративший свою фамилию до Купера, задерживаться не собирался.
После некоторого количества бюрократических проволочек (Израиль не поощрял дальнейшую эмиграцию новых репатриантов) Миле с дочерью и Юрию удалось перебраться в Лондон, где Романовская участвовала в показах Dior и Givenchy, а также подрабатывала машинисткой на BBC. Куперман какое-то время не мог встать на ноги: в Лондоне ему не везло.
Художник принял решение попытать счастья в более «артистическом» Париже, где обосновался, открыл мастерскую и постепенно стал зарабатывать все больше и больше. Но его брак с Милой не выдержал испытания расстоянием. Купер встретил другую женщину и развелся с Романовской.
Однако романтическая история Русской Твигги завершилась на вполне мажорной ноте. Пожив какое-то время свободной женщиной и получив сертификат переводчицы, Романовская прилетела к Куперу в Париж, чтобы завершить бракоразводные дела.
Портрет Романовской работы фотографа Пьера Буллэ для журнала Life Фото: Pierre Boulat / The LIFE Picture Collection via Getty Images
На обратном пути Мила попала под, как теперь говорят, «овербукинг»: для нее не нашлось места в экономклассе самолета. Авиакомпания пересадила манекенщицу в бизнес-класс, где ее соседом по креслу оказался богатый бизнесмен Дуглас Эдвардс. За короткий перелет до Лондона он понял, что искал эту женщину всю жизнь.
Спустя три месяца после знакомства Эдвардс женился на Романовской. Она окончательно распростилась с модельной карьерой и стала помогать мужу в ведении бизнеса.
Модельная карьера
После первого замужества Людмила переехала в Москву, где устроилась на работу в местный Дом моделей. Сначала она не испытывала любви к профессии, но было интересно, а еще манила перспектива выезда за границу, ведь девушке так хотелось посмотреть мир. Вскоре Романовская «вошла во вкус» и стала одной из лучших манекенщиц.
Хотя модельная профессия в СССР того периода не считалась престижной, среди советских красавиц была большая конкуренция. За право блистать на подиуме сражались Галина Миловская, Татьяна Чапыгина и будущая жена Никиты Михалкова Татьяна Соловьева. Главной соперницей Милы оставалась Регина Збарская, которую западная пресса прозвала «самым красивым оружием Кремля».
Романовская смогла одержать победу в этой битве, когда ей доверили представить знаменитое платье «Россия» на выставке в Монреале. Изначально наряд был пошит Татьяной Осмеркиной по меркам Збарской, но в последний момент комиссия решила, что Людмила со своей славянской внешностью будет смотреться в нем гармоничнее. В итоге фото советской манекенщицы даже разместили на обложке американского журнала Look.
Наталья Кондрашина, Елена Изоргина, Лилиана Баскакова, Регина Збарская и Мила Романовская Заграничные модные эксперты восхищались красотой русских женщин, поэтому после переезда в Израиль проблемы с работой у Милы тоже не возникли. Она снималась для рекламы, часто бывала в командировках в Южной Африке, Италии и Франции.
В Лондоне дела обстояли хуже: денег катастрофически не хватало, поэтому модели пришлось устроиться машинисткой на канал ВВС. Параллельно она продолжала подрабатывать манекенщицей, в те годы в Англии как раз вошла в моду худоба, а Романовская он нервов походила «на скелет».
После развода со вторым мужем ее карьера в моде окончательно рухнула. Женщина переучилась на переводчика, брала интервью и делала репортажи для канала ВВС. Затем решила заняться бизнесом, в чем преуспела.