Оглавление
- Краткое содержание книги «Маленькие женщины»
- Осторожно, спойлеры! Гервиг придумала финал в стиле «Начала»
- Интересные факты о произведении
- «Перемонтировав» книгу, Гервиг расставила новые акценты
- Хорошие жёны[ред.]
- участок
- Бросать
- Персонажи
- Главные персонажи
- Производство
- Маленькие женщины
- Почему стоит читать роман «Маленькие женщины»?
- ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ
- Деньги
Краткое содержание книги «Маленькие женщины»
В небольшом городке Конкорд проживает семейство Марч. В стране в разгаре Гражданская война, но четыре сестры Мэг, джо, Бет и Эми с ужасами военных действий не сталкивались, ведь они живут на Севере Соединённых штатов, а война ведётся на Юге.
Однако, её отголоски чувствуют все. Семейство Марч лишилось своего кормильца — отца, который служит полковым священником. К тому же их постигла бедность из-за неудачно вложенных денег главой семьи в предприятие, которое обанкротилось.
Зажиточное прошлое тоской напоминает о лучших днях. Сейчас же они вынуждены вести простой образ жизни, что для их круга унизительно. Постоянная нехватка денег причиняет душевные страдания. В романе описывается всего лишь год из жизни девочек, но за это время они много переживут.
Они познакомятся с молодым соседом Лори, который станет другом семьи и будет укреплять их. Также сами сёстры станут опорой и поддержкой друг для друга, им придётся бороться с негативными чертами характера и усвоить жизненные уроки.
Осторожно, спойлеры! Гервиг придумала финал в стиле «Начала»
Еще одна из монтажных хитростей фильма состоит в том, что внимательные зрители больше не верят в счастливый финал из книги. В тексте героиня выходит замуж — и это единственный (впрочем, еще есть смерть) возможный исход романа воспитания для девчонок. В фильме сцене счастливой свадьбы предшествует лукавая сюжетная вставка. В ней издатель романов Джо требует у нее изменить финал и выдать свободолюбивую героиню замуж. И за этим ультиматумом действительно следует свадьба. Но в свете этого концовка фильма в стиле «Реальной любви» уже не кажется такой приторной. Возможно, перед нами обман, подачка зрителям и уступка продюсерам. Особенно если учесть, что в этом фильме брак уже рифмовался с похоронами.
Интересные факты о произведении
Книгу для подростков Луиза начала писать по просьбе издателя из Бостона, который попросил написать что-нибудь «для девочек». Писательница в основу произведения положила историю своей семьи. Старшая сестра Анна стала прообразом Мег, саму себя она изобразила в образе Джо, правда в отличие от героини книги, она никогда не была замужем.
Младшие сёстры Элизабет и Мэй выражены в литературных персонажах Бет и Эми. Популярность произведения была столь оглушительной, что это побудило Луизу продолжить роман. Последующие книги Олкотт «Хорошие жёны», «Маленькие мужчины», «Ребята Джо» перекликаются с сюжетной линией романа «Маленькие женщины».
«Перемонтировав» книгу, Гервиг расставила новые акценты
В книге между похоронами одной из сестер и свадьбой другой проходило немало времени; в фильме эти события даются встык. В XIX (и не только) веке брак для женщины означает смерть. В этом есть и забавная рифма с «Брачной историей» (ее режиссер Ноа Баумбах — партнер и отец ребенка Греты Гервиг), и драматургическая новизна. «Маленькие женщины» отличаются от традиционной литературы для детей и подростков тем, что в них нет персонифицированного зла (строго говоря, Волан-де-Морта), и вместо него каждая из девочек борется со своим слабостями.
А в версии Гервиг антагонистом все же выступает внешняя среда. Даже лучшие из мужчин здесь не отдают себе отчета в том, что давят на героинь, — и это опять же подчеркивается объединением нескольких сцен. В книге персонаж Тимоти Шаламе получает от одной из сестер унизительный выговор (который и вдохновит его на взросление и жертвы ради любви) за закрытыми дверьми, а в фильме — на глазах у всего высшего света. И поскольку речь идет о его распутстве, то эту сцену трудно трактовать иначе как комментарий к #MeToo.
Хорошие жёны[ред.]
Кратко Подробно
Три года спустя Мэг и Джон женятся и учатся жить вместе. Когда у них появляются близнецы, Мэг становится преданной матерью, но Джон начинает чувствовать себя брошенным и обделённым. Мэг обращается за советом к Марми, которая помогает ей найти баланс в своей супружеской жизни, уделяя больше времени женским обязанностям и поощряя Джона более активно заниматься воспитанием детей.
Лори оканчивает колледж, приложив все усилия, чтобы преуспеть, в этом ему помогает Джо. Богатая тётя отправляется в европейское турне, но вместо Джо берёт с собой Эми. Здоровье Бет слабое из-за осложнений от скарлатины, и её настроение упало. Пытаясь раскрыть причину печали Бет, Джо понимает, что Лори влюбился. Сначала она думает, что он влюблён в Бет, но вскоре понимает, что Лори любит её. Джо признаётся Марми, что она любит Лори как брата и не может испытывать к нему романтические чувства.
Джо решает, что ей нужно немного встряхнуться и отдалиться от Лори. Она надеется, что он забудет о своих чувствах. Джо проводит шесть месяцев с подругой своей матери, которая управляет пансионатом в Нью-Йорке и одна воспитывает двух детей. Джо берёт уроки немецкого у профессора Баэрома. Он приехал в Америку из Берлина, чтобы заботиться о сыновьях-сиротах своей сестры.
За плату Джо анонимно пишет непристойные любовные истории для жёлтой прессы. Профессор Баэр узнаёт о её секрете и называет такой вид заработка беспринципным и подлым. Он уговаривает Джо отказаться от сочинения таких историй, поскольку её время в Нью-Йорке подходит к концу. Когда девушка возвращается в Массачусетс, Лори предлагает ей руку и сердце, но она отказывается.
Лори отправляется в Европу со своим дедом, чтобы забыть своё горе. Дома здоровье Бет серьёзно ухудшается. Джо посвящает всё своё время уходу за умирающей сестрой. В Европе Лори встречает Эми, начинает видеть её в новом свете и постепенно влюбляется в неё. Ей не нравится безразличие Лори и бесцельный, праздный образ жизни, который тот ведёт с тех пор, как Джо отвергла его. Эми вдохновляет его найти цель и сделать что-то стоящее в своей жизни. Узнав о смерти Бет, они ищут друг в друге утешение, их отношения развиваются. Тётя не позволяет Эми вернуться домой в сопровождении Лори и его деда, поэтому перед тем, как покинуть Европу, они женятся.
Профессор Баэр находится в Массачусетсе по делам и в течение двух недель ежедневно посещает Марми. Перед отъездом он делает предложение Джо, и они обручаются. Поскольку профессор беден, со свадьбой придётся подождать. Чтобы заработать на свадьбу, Баэр уезжает преподавать на запад США.
Год проходит без особых изменений. Потом умирает тётя и оставляет Джо своё большое поместье. Джо и Баэр женятся и превращают дом в школу для мальчиков. У них двое собственных сыновей, а у Эми и Лори — дочь. Во время сбора яблок в поместье Марми празднует своё шестидесятилетие с мужем, тремя выжившими дочерьми, их мужьями и пятью внуками.
участок
Фильм рассказывает о сестрах Марч: ответственной Мэг, вспыльчивой Джо, нежной Бет и романтичной Эми, которые растут в Конкорде, штат Массачусетс, во время и после Гражданской войны в США . Пока их отец сражается на войне, девочки борются с большими и второстепенными проблемами под руководством своей волевой матери, которую ласково зовут Марми (произносится как «Махми» в Новой Англии 19-го века). Чтобы избежать некоторых из своих проблем, сестры наслаждаются игрой в романтических пьесах, написанных Джо в их театре на чердаке.
По соседству с семьей живет богатый мистер Лоуренс, чей внук Теодор по прозвищу «Лори» переезжает к нему и становится близким другом семьи Марч, особенно Джо. Мистер Лоуренс становится наставником Бет, чья изысканная игра на фортепиано напоминает ему о его покойной маленькой дочери, а Мэг влюбляется в наставника Лори, Джона Брука.
Когда мистер Марч ранен на войне, Джо продает свои волосы, чтобы Марми могла купить билет на поезд, чтобы поехать к мистеру Марчу и вылечить его. Пока Марми нет, Бет продолжает визиты Марми к борющейся семье иммигрантов, чтобы обеспечить их едой и дровами. В это время она заболевает скарлатиной от младенца в семье. В ожидании возвращения Марми Мэг и Джо, которые ранее пережили скарлатину, отправляют Эми, чтобы жить в безопасности со своей тетей Марч. Боясь, что она тоже может заразиться болезнью, Эми оплакивает Лори, что она может умереть, даже не поцеловавшись. Лори обещает Эми поцеловать ее перед смертью, если она заболеет. До болезни Бет Джо была спутницей тети Марч в течение нескольких лет, и, хотя она была недовольна своим положением, она терпела его в надежде, что тетя однажды заберет ее в Европу . Когда состояние Бет ухудшается, Марми вызывают домой и выздоравливают как раз к Рождеству, но болезнь сильно ослабила ее. Мистер Лоуренс передает фортепиано своей дочери Бет, Мэг принимает предложение Джона Брука, а мистер Марч удивляет свою семью, возвращаясь домой с войны.
Проходит четыре года; Мэг (сейчас 20) и Джон женятся, и здоровье Бет неуклонно ухудшается. Лори заканчивает колледж, делает предложение Джо (сейчас 19) и просит ее поехать с ним в Лондон , но, понимая, что она думает о нем больше как о старшем брате, чем о любовнике, отказывается от его предложения. Позже Джо имеет дело с дополнительным разочарованием из-за того, что тетя Марч решила взять с собой в Европу 17-летнюю Эми вместо Джо, поскольку Эми теперь работает компаньонкой тети, а тетя Марч желает, чтобы Эми продолжила свое обучение как художник. в Европе. Раздавленная, Джо уезжает в Нью-Йорк, чтобы осуществить свою мечту — писать и переживать жизнь. Там она встречает Фридриха Баэра, немецкого профессора, который бросает вызов и стимулирует ее интеллектуально, знакомит с оперой и философией и побуждает писать лучшие истории, чем мрачные викторианские мелодрамы, которые она сочиняла до сих пор.
В Европе Эми воссоединяется с Лори. Она разочарована, обнаружив, что он стал распутным и безответственным, и ругает его за то, что он преследовал ее просто для того, чтобы стать частью семьи Марча. В свою очередь, он резко упрекает ее за то, что она ухаживала за одним из своих богатых друзей по колледжу, чтобы выйти замуж за деньги. Он оставляет Эми письмо с просьбой подождать его, пока он будет работать в Лондоне у своего деда, и сделает себя достойным ее.
Джо вызывают домой, чтобы увидеть восемнадцатилетнюю Бет, которая наконец умирает от затяжных последствий скарлатины (предположительно ревматической болезни сердца ), которые преследовали ее последние четыре года. Опечаленная Джо уединяется на чердаке и начинает писать историю своей жизни . По завершении она отправляет его профессору Баэру. Тем временем Мэг рожает Деми и Дейзи.
Письмо от Эми сообщает семье, что тетя Марч слишком больна, чтобы путешествовать, поэтому Эми должна остаться с ней в Европе. В Лондоне Лори получает письмо от Джо, в котором она сообщает ему о смерти Бет и упоминает, что Эми находится в Веве и не может вернуться домой. Лори немедленно направляется к Эми. Наконец, они возвращаются в мартовский дом как муж и жена, к большому удивлению и радости Джо.
Тетя Марч умирает, и она оставляет Джо свой дом, который она решает превратить в школу. Профессор Баэр прибывает с печатными гранками ее рукописи , но когда он ошибочно полагает, что Джо женился на Лори, он уезжает, чтобы сесть на поезд на Запад, где ему предстоит стать учителем. Джо бежит за ним и объясняет недоразумение. Когда она умоляет его не уходить, он предлагает жениться, и она с радостью соглашается.
Бросать
- Вайнона Райдер в роли Жозефины «Джо» Марч, амбициозной молодой женщины, которая мечтает стать успешным писателем.
- Габриэль Бирн в роли Фридриха Баэра, старшего профессора, который влюбляется в Джо, когда он работает репетитором в Нью-Йорке, и в конце концов женится на ней.
- Трини Альварадо — Маргарет «Мэг» Марч, старшая сестра Марч. Она выходит замуж за наставника Лори, Джона Брука, и рожает двойняшек: мальчика Джона (по прозвищу Джо «Демиджон», что сокращенно до «Деми»); и девочка, Маргарет, называла «Дейзи» дома, «чтобы не было двух Мэг».
- Кирстен Данст и Саманта Матис в роли Эми Марч, младшего ребенка Марча и сообразительной дочери. Вместо каштановых волос и карих или зеленых глаз трех старших сестер у нее золотые кудри и голубые глаза. Позже она выходит замуж за Лори и становится успешным художником. Эми была единственным персонажем, которого играли две разные актрисы: Данст изобразила ее в возрасте двенадцати лет в первой половине фильма, Матис в роли молодой женщины во второй половине фильма.
- Клэр Дэйнс в роли Элизабет «Бет» Марч, дочери третьего марта и пианистки в семье. Она застенчивая, добрая, милая, добрая и преданная. В молодом возрасте четырнадцати лет она заболела скарлатиной, которая ослабила ее сердце и привела к ее смерти четыре года спустя в возрасте восемнадцати лет.
- Кристиан Бэйл в роли Теодора «Лори» Лоуренса, молодого соседа, который становится лучшим другом Джо в юности. Позже он пытается, но безуспешно, убедить ее выйти за него замуж. В конце концов он влюбляется и женится на Эми.
- Эрик Штольц в роли Джона Брука, наставника Лори и будущего мужа Мег.
- Джон Невилл — мистер Джеймс Лоуренс, дедушка Лори и добрый сосед Марков.
- Мэри Уикс в роли тети Жозефины Марч, единственного члена семьи Марч, у которого все еще есть много денег. После ее смерти ее имущество переходит к взрослой Джо, которая превращает его в школу для мальчиков.
- Сьюзан Сарандон в роли Эбигейл «Марми» Марч, матери дочерей Марча и любящей жены мистера Марча.
- Мэтью Уокер в роли Роберта Марча, отца четырех дочерей Марча, любящего мужа Марми и давнего преданного супруга.
- Флоренс Патерсон в роли Ханны Маллет, верной домработницы семьи Марч с момента рождения Мэг. Девочки думают о ней больше как о хорошем друге, чем о слуге.
- Янне Мортиль в роли Салли Моффат, единственной хорошей подруги Мэг, которая довольно богата и процветает.
- Донал Лог, как Джейкоб Майер
Персонажи
Мистер Марч — глава семьи. На момент начала романа находится на войне (Гражданской войне в США 1861-1865 годов). Он исполняет долг перед страной в качестве священника, поддерживающего боевой дух солдат-северян.
Миссис Марч — жена мистера Марча, девочки ласково зовут ее «Марми». Для дочерей является непререкаемым авторитетом и примером для подражания. Миссис Марч честна, добродетельна, милосердна, справедлива, хотя порой строга.
Маргарет/Мег Марч — старшая из сестер Марч, одна из главных героинь романа. Очень красивая 16-летняя девушка с прекрасными манерами, женственная и романтичная. Маргарет послушна и скромна, ее очень заботит собственная репутация и репутация семьи. Мег не чуждо тщеславие — она стесняется своей бедности, завидует красивым платьям и дорогим украшениям подруг, ее тянет к красивой жизни.
«Любимица» Мег — Эми, самая младшая из сестер. Мег балует сестренку и во всем ей потакает.
Джозефина/Джо Марч — вторая по старшинству из сестер Марч, ей 15 лет, одна из главных героинь романа. Джо — настоящий сорванец в юбке. В отличие от старшей сестры, она не любит балы и девичьи разговоры, они кажутся ей скучными. Джо гораздо интереснее в мужской компании. Джо лазает по деревьям, бегает наперегонки с друзьями, катается на коньках, а может даже и подраться. Она очень любит читать и мечтает стать писательницей, у Джо есть тетрадь с рассказами собственного сочинения.
Джо честная и порой излишне прямолинейная — она совсем не умеет лукавить и лишена кокетства. Из-за этого многим она кажется грубой, однако других ее открытость привлекает. Из сестер Джо больше всего привязана к Бет. Маргарет восхищает ее своей красотой и манерами, Джо любит старшую сестру, но полного взаимопонимания между ними нет — они слишком разные. Отношения с Эми неоднозначные, но в целом неплохие.
Бет Марч — тихая и послушная 12-летняя девочка. Очень робкая и застенчивая, она с трудом сходится с людьми. Любит музыку и мечтает играть на фортепьяно. Бет совершенно неконфликтна, у нее ровные отношения со всем сестрами.
Эми Марч — младшая из сестер Марч, самый противоречивый персонаж романа. Эми всего 11 лет — она обладает миловидной внешностью, воспитана и при этом хитра. Эми рано поняла, что умеет нравится людям, когда захочет, и часто пользуется своим обаянием в личных целях. Как и Маргарет, Эми тщеславна и при этом обидчива и капризна, только воспитание и привитые в семье духовные ценности сдерживают ее. Разозлившись, Эми совершает нечестные и порой жестокие поступки (например, она сжигает тетрадь с рассказами Джо), но она способна и на раскаяние. Эми — очень неоднозначная героиня, положительные и отрицательные качества в ней тесно переплетены и находятся в очень хрупком равновесии.
Теодор/Лори Лоренс — юноша 15-16 лет, проживающий в доме по соседству с семьей Марч. Собственное имя Теодор мальчику не нравится, он просит называть его «Лори» (позднее Джо станет иногда называть его «Тедди»). Лори сирота. Несколько лет он обучался в Европе в закрытой школе для мальчиков, затем вернулся в США и на момент событий, описываемых в романе, живет со своим дедушкой и готовится к поступлению в университет. На балу Лори знакомится с Джо Марч (оба они пытаются укрыться от толпы в дальнем уголке и случайно пересекаются) и они успевают подружиться. Позднее Джо с согласия матери вводит Лори в семью Марч и юноша становится другом семьи. Лори образован и очень хорошо воспитан, но порой непокорен и дерзок (во многом из-за возраста).
Лори хорошо относится ко всем сестрам Марч, но особенный интерес (поначалу дружеский, затем романтический) испытывает к Джо.
У младшего Лоренса есть способности к музыке, он хорошо играет на фортепьяно, но его дедушка не поощряет Лори за это. Лоренс старший хочет, чтобы внук преуспел в «более важных делах».
Главные персонажи
- Мег. Самая старшая из сестёр и самая красивая. Она добрая, утончённая натура, заботится о доброй репутации семьи. Однако у Мег есть и дурные черты. Её тяготит бедность, она мечтает попасть в высшее общество, чтобы блистать в красивых нарядах. Со временем девушка понимает, что счастье не в деньгах.
- Джо. Вторая сестра на год младше старшей. Ей пятнадцать лет. Джо жалеет, что не родилась мальчиком. Лазить по деревьям, бегать, кататься на коньках, играть с мальчишками ей доставляет большую радость, чем женские разговоры. Девочка пишет рассказы и мечтает стать писательницей.
- Бет. Кроме ангельского характера ничем не отличается. Из-за робкого нграва ей сложно сходиться с людьми. У неё нет амбиций, как у других сестёр. Радость и смысл жизни для неё заключается в счастье семьи. Она готова пожертвовать всем ради других.
- Эми. Самая младшая сестрёнка самая избалованная. Она хорошенькая на личико и гордится этим. Эгоизм, вспыльчивость и тщеславие — вторая её натура. Однако, хорошее воспитание заставляет девочку постоянно сдерживать себя. Эми мечтает стать художницей.
Производство
Сотрудники
- Режиссер сериала: Казуя Миядзаки
- Сценарий: Eiichi Imado
- Дизайн персонажей: Джоджи Кикучи
- Режиссеры анимации: Джоджи Кикучи, Такеши Сирадо
- Фон: Тадами Симокава
Музыка
Открытия
- «Где счастье» (し あ わ せ さ が し て, Шиавасэ Сагашите )
- 7 апреля 1981 г. — 29 сентября 1981 г.
- Автор текста: Джун Такита / Композитор: Такео Ватанабэ / Аранжировщик: Юши Мацуяма / Исполнители: Мицуэ Кондо
- Эпизоды: 1-26
Концовки
- «Сон Джо» (ジ ョ ー の 夢, Jō no Yume )
- 7 апреля 1981 г. — 29 сентября 1981 г.
- Автор текста: Джузо Цубота, Джун Такита / Композитор: Такео Ватанабэ / Аранжировщик: Юши Мацуяма / Исполнители: Мицуэ Кондо
- Эпизоды: 1-26
Маленькие женщины
|
Мег, Джо, Бет и Эми — четыре сестры, которые живут в небольшом городе Конкорд, штат Массачусетс. Мег шестнадцать лет, и она самая красивая из сестер. Джо пятнадцать, она жалеет, что не родилась мальчиком, и пишет рассказы и пьесы. Бет на два года ее младше и обладает ангельским характером, хотя никаких других талантов у нее нет. Самой младшей Эми двенадцать лет, она весьма гордится своим хорошеньким личиком и любит все красивое.
Дело происходит во время гражданской войны в Америке. Девочки живут в северном штате, поэтому с ужасами войны они не сталкиваются (военные действия ведутся на Юге Америки). Однако война забрала у них горячо любимого отца, он служит полковым священником. Кроме того, еще один источник их постоянных горестей — это бедность. Когда-то они были достаточно богаты, но их отец, желая помочь другу, вложил свои средства в ненадежное предприятие и обанкротился. Хотя девочки не голодают, они не могут вести тот образ жизни, который ведут люди их круга, и это причиняет им постоянные страдания.
В книге описывается один год жизни семейства Марч, но за этот год так много всего произойдет. Сестры познакомятся со своим соседом Лори (ему пятнадцать), и он станет им надежным другом. Учитель Лори мистер Брук полюбит Мег, и они обручатся. Рукопись Джо примет издательство. Папа девочек — мистер Марч сильно заболеет, и мама девочек уедет к нему в больницу. Бет подхватит скарлатину и едва останется жива. Однако после всех испытаний любимый отец наконец-то вернется домой, и семья в полном составе вечером соберется у камина.
Этот роман, став очень популярным сразу после опубликования, до сих пор считается самой известной американской книгой для юношества. Думается, одна из причин его популярности в том, что он до краев полон простым семейным счастьем, которое, к сожалению, становится все более и более редким явлением в наши дни. Секрет этого счастья кажется простым, и это любовь. А для любви к ближнему необходимо почаще забывать о своих нуждах. Жизнь семьи Марч — наглядное доказательство этой старой истины.
Дружба четырех сестер напоминает нам еще одну забытую истину — дети это благословление Господне. Сколько помощи, поддержки и радости доставляют они своим родителям в старости.
Эта книга — песня невинности и доброты. Чистота и целомудрие сестер — как дуновение горного ветерка, читая о них, просто отдыхаешь душой. С героинями постоянно случаются забавные, а подчас и очень трогательные истории. (Например история о том, как Джо остригла свои волосы, чтобы послать двадцать пять долларов в больницу своему отцу).
Роман основан на реальных событиях жизни Луизы Олкотт. Джо — это литературный двойник автора, Мег, Бет и Эми —ее родные сестры.
В книге много нравственных уроков. Это неудивительно, ведь она написана для детей. Чаще всего они преподносятся в форме наставлений, которые любящая мать дает своим дочерям. Но через всю книгу проходит любимая мысль автора-труженицы — труд необходим, без труда ничего хорошего в жизни не будет.
Роман выдержал несколько экранизаций. Самая известная и достаточно удачная, — последняя, снятая в 1994 году.
Почему стоит читать роман «Маленькие женщины»?
- Книга показывает не только положительные черты характера главных героев, но и отрицательные, что позволяет подрастающему поколению делать выводы и исправлять ошибки.
- Как взрослые, так и дети научатся из произведения понимать, что такое добрые дела. Это хорошо показано на примере сестёр и других персонажей.
- В отличие от других книг, которые навязывают вести шикарный образ жизни роман Луизы Олкотт «Маленькие женщины» учит находить радость в простой честной жизни.
- Читая книгу, ощущаешь мир и покой. Она как летний ветерок освежает и приносит пользу.
- Произведение не только поучительное, но и весёлое. С сёстрами постоянно происходят смешные, трогательные истории, которые лучше всего запоминаются.
ЛИТЕРАТУРА / КНИГИ
Случай на Игл-Ривер так никогда и не был объяснен. Следователь Службы аэронавтики считает, что Симонтон, который жил один, внезапно начал галлюцинировать, находясь в состоянии бодрствования, и его галлюцинации включились в цепь событий, происходивших рядом с ним, которые он осознавал. Я слышал, что многие психологи Дейтона (Огайо) остались полностью удовлетворенными этим объяснением, а вместе с ними – и наиболее серьезные «уфологи»-любители.
Увы! Уфология, как и психология, стала полем настолько узкой специализации, что у экспертов нет времени на поддержание более или менее приемлемого уровня своих основных занятий. Они настолько заняты рационализацией мечтаний других людей, что уже не мечтают и не читают сказок о феях.
Если бы они делали это, то, скорее всего, поверили бы в происшедшее с Джо Симонтоном и в его пирожки; они знали бы, что такое «дворянство» и пища страны фей.
В 1909 г. американец Вентц, который создал тезисы о кельтских традициях Бретани, посвятил много времени сбору народных рассказов на тему сверхъестественных существ, их привычек, контактов с людьми и их пищи (Вальтер Ивелинг Эванс Вентц, The Fairy Faith in Celtic Countries, its Psychological Origin and Nature (Oberthur, Rennes 1909).
В своей книге он изучает историю ирландца Пэта Финея, о котором мы знаем только то, что он «хорошо себя чувствовал в тяжелые времена». Может быть, речь здесь идет о голоде 1846 и 1847 гг. Однажды к нему пришла маленькая женщина и попросила овсяной крупы.
«У Пэдди было ее так мало, что ему было стыдно дарить ее этой женщине. Он подарил бы ей вместо крупы картофель, но женщина хотела овес, и он отдал ей все, что у него было. Она попросила спрятать его в ларь до своего возвращения и Пэдди подчинился ей. А на следующее утро ларь был полон овса. Женщина была из дворянства».
Жаль, что Пэдди не сохранил это ценное доказательство для Министерства здравоохранения, образования и культуры США. Возможно, удалось бы объяснить это чудесное увеличение числа зерен овса и других продуктов фей. В Ирландии всем хорошо известно, что если вы похищены феями, то ни в коем случае не должны есть пищу в их дворцах, иначе вы никогда не вернетесь и станете одной из них.
Интересно отметить, что анализ, сделанный Службой аэронавтики, не обнаружил в пирожках, принесенных Симонтоном, присутствия соли. Действительно, один ирландец, довольно близко знакомый с феями, поведал Вентцу, что «они никогда не ели ничего соленого, а мясо – только сырое и пили чистую воду». Чистая вода – как раз то, что просили у Симонтона люди из «летающей тарелки».
Вопрос пищи является одной из тем, наиболее часто упоминаемых в традиционной литературе кельтских легенд с хорошо обоснованными рассказами о похищениях младенцев эльфами, а также об охоте на земных животных, которых они тоже похищали. Однако перед тем как затронуть эту обширную тему, нам следовало бы вооружиться сведениями второго плана, относящимися к тем таинственным людям, которых ирландцы называют «дворянами», а шотландцы – «добрыми людьми» (Sleagh Maith). Эта градация приведена со слов одного из рассказчиков Вентца. Патрик Уотер дает свое описание «человека-феи»:
«Дворянство – прекрасный народ, живущий в горах и их окрестностях. Все они – чудесные соседи. Среди дворян совершенно нет плохих существ, это падшие ангелы, которые живут в лесах и в морях.
Группа мальчиков увидела однажды в поле „человека-фею“ с красным колпаком на голове. За исключением роста, он ничем не отличался от любого другого человека. Его рост был около 3,5 фута. Мальчишки окружили его, но когда он говорил, то так плевался, что они позволили ему уйти.
Деньги
Другой важный момент, на который обратила внимание Грета Гервиг, перечитывая книгу и изучая биографию и особенно переписку самой Олкотт, — это денежный вопрос. «Маленькие женщины» начинаются со строчек о несправедливости: у кого-то на Рождество много подарков, а у других девочек почти ничего — и это так нечестно
Героини экранизации бедные, но Олкотт была из ещё более бедной семьи, вынужденной переезжать с места на место: совсем юные сёстры занимались грязной работой, чтобы прокормить себя, и замерзали зимой. Тема бедности проходит красной нитью в книге, и Гервиг последовательно переносит её на экран в нескольких важных сценах. На праздничном столе у семьи Марч почти ничего нет, но они всё равно помогают неимущим — чтобы обнаружить в своём доме накрытый обед от богатых покровителей-соседей. Мег теряется, попадая на бал в непривычном для неё роскошном платье, и очевидно, страдает с бедным мужем от невозможности пережить этот триумф снова — ведь шикарные туалеты и пышные праздники ей так по душе. Джо торгуется в издательстве за каждый пенни. Эми страдает, что не может прокормить себя искусством — да и кто из женщин когда-либо мог?
Гервиг последовательно говорит о женской бедности в каждом своём сценарии — именно финансовая свобода обеспечивает свободу самовыражения. Фрэнсис Ха страдает в Бруклине от нехватки работы, цены комнаты, которую она не может себе позволить, и в какой-то момент переезжает на диван к не самой близкой приятельнице, потому что ей негде ночевать. А невозможность делить квартиру с более успешной подругой-редактором становится началом конца их до той поры равноправной дружбы. Брук Кардинас из «Мисс Америки» — начинающая предпринимательница, которая постоянно ищет финансирование для одного полубредового проекта за другим, ничего не добивается, почти ничего не успевает, но не вешает нос. Она живёт по американскому правилу «fake it till you make it» — «притворяйся, пока не получится», — спит в коммерческом секторе, не предназначенном для жизни, возвращается к старой подруге, чтобы запитчить бывшему бойфренду абсурдный бизнес-план. Ей тридцать, она почти отчаялась: Нью-Йорк с Таймс-сквер и миленьким домашним кафе ей явно не по карману.
Кульминации тема бедности достигает в режиссёрском дебюте Гервиг «Леди Бёрд», где половина споров между матерью и дочкой упираются в деньги. Хватит ли на выпускное платье? Есть ли лишние доллары, чтобы купить глянцевый журнал? Как понравиться богатой однокласснице, живущей в особняке с бассейном? На что учиться в престижном колледже? Как справиться с депрессией во время безработицы? Пока Леди Бёрд живёт в подростковом мире амбиций, влюблённостей и планов на будущее, её мама работает в две смены, родители пытаются закрыть кредит на бедный дом — и всё это, чтобы у любимой дочки была возможность напиться до беспамятства в колледже и попробовать себя в артистической среде.