Оглавление
Сюжет
Фильм снят по книгам Луизы Мей Олкотт (“Маленькие женщины” и “Хорошие жены”). “Маленькие женщины” Греты Гервиг – это уже восьмая киноадаптация одноименного романа, который вышел в 1868-1869 г.
Действие происходит в маленьком городке Конкорд, штат Массачусетс. Пока отец бьется на полях сражений, его семья (жена и четыре дочери: Мег, Джо, Бет и Эми) ведут размеренную жизнь в небольшой усадьбе.
Сестры удивительно непохожи друг на друга, но, несмотря на это, их связывает искренняя любовь. В каждой из них есть особенная “изюминка”. Старшая, Мег, романтичная, нежная мечтательница, имеет недюжинные актерские способности.
Средняя, Джо, — настоящий сорванец. Ей нравится сочинять рассказы, и она мечтает стать писателем. Именно она — главная героиня фильма.
У Бет есть музыкальные способности, а Эми, самая капризная и взбалмошная, демонстрирует яркий талант художника.
Кадр из фильма «Маленькие женщины»
Девочки веселятся, ругаются, озорничают – словом, ведут себя как типичные подростки. Некоторые из них мечтают о замужестве.
Жизнь бежит вперед. Характер девочек меняется, они взрослеют, переживают сложные времена и пытаются найти свое место в этом мире.
Грета Гервиг достаточно бережно подошла к первоисточнику, хотя ее фильм – не стопроцентная экранизация книги, а ее адаптация, которая получилась современной во всех отношениях.
Это и мелодрама, и фильм о взрослении. Нельзя сказать, что это чисто женское кино – мужчины здесь способны на настоящие, глубокие чувства, и благодаря им образы главных героинь раскрываются со всех сторон.
Картина получилась очень плавной, волнующей, доброй и красивой. Красота и шарм фильма в деталях: каждая мизансцена напоминает картины Моризо и Моне.
Во многом его мягкость достигается благодаря главным героиням. Но значение имеют и цветовая гамма пейзажных сцен, и нежная, плавучая музыка Александра Депла, и костюмы.
Маленькие женщины
|
Мег, Джо, Бет и Эми — четыре сестры, которые живут в небольшом городе Конкорд, штат Массачусетс. Мег шестнадцать лет, и она самая красивая из сестер. Джо пятнадцать, она жалеет, что не родилась мальчиком, и пишет рассказы и пьесы. Бет на два года ее младше и обладает ангельским характером, хотя никаких других талантов у нее нет. Самой младшей Эми двенадцать лет, она весьма гордится своим хорошеньким личиком и любит все красивое.
Дело происходит во время гражданской войны в Америке. Девочки живут в северном штате, поэтому с ужасами войны они не сталкиваются (военные действия ведутся на Юге Америки). Однако война забрала у них горячо любимого отца, он служит полковым священником. Кроме того, еще один источник их постоянных горестей — это бедность. Когда-то они были достаточно богаты, но их отец, желая помочь другу, вложил свои средства в ненадежное предприятие и обанкротился. Хотя девочки не голодают, они не могут вести тот образ жизни, который ведут люди их круга, и это причиняет им постоянные страдания.
В книге описывается один год жизни семейства Марч, но за этот год так много всего произойдет. Сестры познакомятся со своим соседом Лори (ему пятнадцать), и он станет им надежным другом. Учитель Лори мистер Брук полюбит Мег, и они обручатся. Рукопись Джо примет издательство. Папа девочек — мистер Марч сильно заболеет, и мама девочек уедет к нему в больницу. Бет подхватит скарлатину и едва останется жива. Однако после всех испытаний любимый отец наконец-то вернется домой, и семья в полном составе вечером соберется у камина.
Этот роман, став очень популярным сразу после опубликования, до сих пор считается самой известной американской книгой для юношества. Думается, одна из причин его популярности в том, что он до краев полон простым семейным счастьем, которое, к сожалению, становится все более и более редким явлением в наши дни. Секрет этого счастья кажется простым, и это любовь. А для любви к ближнему необходимо почаще забывать о своих нуждах. Жизнь семьи Марч — наглядное доказательство этой старой истины.
Дружба четырех сестер напоминает нам еще одну забытую истину — дети это благословление Господне. Сколько помощи, поддержки и радости доставляют они своим родителям в старости.
Эта книга — песня невинности и доброты. Чистота и целомудрие сестер — как дуновение горного ветерка, читая о них, просто отдыхаешь душой. С героинями постоянно случаются забавные, а подчас и очень трогательные истории. (Например история о том, как Джо остригла свои волосы, чтобы послать двадцать пять долларов в больницу своему отцу).
Роман основан на реальных событиях жизни Луизы Олкотт. Джо — это литературный двойник автора, Мег, Бет и Эми —ее родные сестры.
В книге много нравственных уроков. Это неудивительно, ведь она написана для детей. Чаще всего они преподносятся в форме наставлений, которые любящая мать дает своим дочерям. Но через всю книгу проходит любимая мысль автора-труженицы — труд необходим, без труда ничего хорошего в жизни не будет.
Роман выдержал несколько экранизаций. Самая известная и достаточно удачная, — последняя, снятая в 1994 году.
Персонажи
Мистер Марч — глава семьи. На момент начала романа находится на войне (Гражданской войне в США 1861-1865 годов). Он исполняет долг перед страной в качестве священника, поддерживающего боевой дух солдат-северян.
Миссис Марч — жена мистера Марча, девочки ласково зовут ее «Марми». Для дочерей является непререкаемым авторитетом и примером для подражания. Миссис Марч честна, добродетельна, милосердна, справедлива, хотя порой строга.
Маргарет/Мег Марч — старшая из сестер Марч, одна из главных героинь романа. Очень красивая 16-летняя девушка с прекрасными манерами, женственная и романтичная. Маргарет послушна и скромна, ее очень заботит собственная репутация и репутация семьи. Мег не чуждо тщеславие — она стесняется своей бедности, завидует красивым платьям и дорогим украшениям подруг, ее тянет к красивой жизни.
«Любимица» Мег — Эми, самая младшая из сестер. Мег балует сестренку и во всем ей потакает.
Джозефина/Джо Марч — вторая по старшинству из сестер Марч, ей 15 лет, одна из главных героинь романа. Джо — настоящий сорванец в юбке. В отличие от старшей сестры, она не любит балы и девичьи разговоры, они кажутся ей скучными. Джо гораздо интереснее в мужской компании. Джо лазает по деревьям, бегает наперегонки с друзьями, катается на коньках, а может даже и подраться. Она очень любит читать и мечтает стать писательницей, у Джо есть тетрадь с рассказами собственного сочинения.
Джо честная и порой излишне прямолинейная — она совсем не умеет лукавить и лишена кокетства. Из-за этого многим она кажется грубой, однако других ее открытость привлекает. Из сестер Джо больше всего привязана к Бет. Маргарет восхищает ее своей красотой и манерами, Джо любит старшую сестру, но полного взаимопонимания между ними нет — они слишком разные. Отношения с Эми неоднозначные, но в целом неплохие.
Бет Марч — тихая и послушная 12-летняя девочка. Очень робкая и застенчивая, она с трудом сходится с людьми. Любит музыку и мечтает играть на фортепьяно. Бет совершенно неконфликтна, у нее ровные отношения со всем сестрами.
Эми Марч — младшая из сестер Марч, самый противоречивый персонаж романа. Эми всего 11 лет — она обладает миловидной внешностью, воспитана и при этом хитра. Эми рано поняла, что умеет нравится людям, когда захочет, и часто пользуется своим обаянием в личных целях. Как и Маргарет, Эми тщеславна и при этом обидчива и капризна, только воспитание и привитые в семье духовные ценности сдерживают ее. Разозлившись, Эми совершает нечестные и порой жестокие поступки (например, она сжигает тетрадь с рассказами Джо), но она способна и на раскаяние. Эми — очень неоднозначная героиня, положительные и отрицательные качества в ней тесно переплетены и находятся в очень хрупком равновесии.
Теодор/Лори Лоренс — юноша 15-16 лет, проживающий в доме по соседству с семьей Марч. Собственное имя Теодор мальчику не нравится, он просит называть его «Лори» (позднее Джо станет иногда называть его «Тедди»). Лори сирота. Несколько лет он обучался в Европе в закрытой школе для мальчиков, затем вернулся в США и на момент событий, описываемых в романе, живет со своим дедушкой и готовится к поступлению в университет. На балу Лори знакомится с Джо Марч (оба они пытаются укрыться от толпы в дальнем уголке и случайно пересекаются) и они успевают подружиться. Позднее Джо с согласия матери вводит Лори в семью Марч и юноша становится другом семьи. Лори образован и очень хорошо воспитан, но порой непокорен и дерзок (во многом из-за возраста).
Лори хорошо относится ко всем сестрам Марч, но особенный интерес (поначалу дружеский, затем романтический) испытывает к Джо.
У младшего Лоренса есть способности к музыке, он хорошо играет на фортепьяно, но его дедушка не поощряет Лори за это. Лоренс старший хочет, чтобы внук преуспел в «более важных делах».
Интересные факты о произведении
Книгу для подростков Луиза начала писать по просьбе издателя из Бостона, который попросил написать что-нибудь «для девочек». Писательница в основу произведения положила историю своей семьи. Старшая сестра Анна стала прообразом Мег, саму себя она изобразила в образе Джо, правда в отличие от героини книги, она никогда не была замужем.
Младшие сёстры Элизабет и Мэй выражены в литературных персонажах Бет и Эми. Популярность произведения была столь оглушительной, что это побудило Луизу продолжить роман. Последующие книги Олкотт «Хорошие жёны», «Маленькие мужчины», «Ребята Джо» перекликаются с сюжетной линией романа «Маленькие женщины».
Личная жизнь
Будучи абсолютисткой и феминисткой, Луиза Олкотт всю жизнь была одинокой. Она не вышла замуж, зато посвящала свободное время участию в мероприятиях, организованных в поддержку прав женщин.
В воспоминаниях Луизы существуют упоминания о том, что она ощущает в себе душу мужчины, закованную в женское тело. Девушка утверждала, что неоднократно влюблялась в представительниц слабого пола и ни разу не испытывала таких чувств к мужчинам. Правда, в дневниках был подробно описан и роман с Ладиславом Вишневским, упоминания о котором она позднее стерла.
Единственным человеком, который скрашивал личную жизнь писательницы, оказалась племянница Лулу, дочь младшей сестры Мэй, скончавшейся в 1879-м. Девочка получила имя в честь Луизы, и тетя питала к ней особую нежность.
Известно, что Олкотт испытывала проблемы со здоровьем. Медицинская экспертиза показала: писательница могла страдать от аутоиммунной болезни. В молодости, во время Гражданской войны, девушка переболела брюшным тифом и лечилась ртутью, что также способствовало возникновению негативных последствий. На фото 1870 года заметны сыпь на лице Луизы и покраснения на щеках.
Прием
Критический прием
По данным обзора агрегатор сайте Rotten Tomatoes , 92% критиков дали фильму положительный обзор , основанный на 39 обзорах, со средней оценкой 7.3 / 10. Консенсус критиков сайта гласит: «Благодаря мощному составу талантливых актрис, взгляд Джиллиан Армстронг на« Маленькие женщины » Луизы Мэй Олкотт доказывает, что вневременная история может иметь успех, сколько бы раз ее ни рассказывали». На Metacritic фильм получил средневзвешенный балл 87 из 100, основанный на 23 критиках, что указывает на «всеобщее признание».
Роджер Эберт из Chicago Sun-Times награжден фильм 3 1 / 2 звезды, назвав его «удивительно острый и умный Повествуя о знаменитой истории Луизы Мэй Олкотт, а не мягких обрезом детский фильм может показаться.» Он добавил: « мне нравилось. Сначала я был сварливым, думая, что это будет слишком мило и набожно. Постепенно я понял, что Джиллиан Армстронг воспринимает это всерьез. А потом я начал оценить актерский ансамбль с пятью актрисами, создающими тепло и близость настоящей семьи ».
Эдвард Гутманн из San Francisco Chronicle назвал фильм «скрупулезно созданным и сыгранным» и заметил, что это «один из редких голливудских студийных фильмов, который медленно и элегантно привлекает ваше внимание, а не пробуждает ваш интерес эффектами и простыми манипуляциями».
Театральная касса
Фильм открылся на 1 503 экранах в США и Канаде 21 декабря 1994 года. Он собрал 5,3 миллиона долларов и занял 6 место по кассовым сборам в первые выходные и в конечном итоге заработал 50,1 миллиона долларов. При бюджете в 18 миллионов долларов фильм имел успех.
Списки на конец года
- 2-е место — Мак Бейтс, The Milwaukee Journal
- 3-е место — Майкл МакКембридж , американский государственный деятель Остина
- 5-е место — Шон П. Минс, The Salt Lake Tribune
- 5-е место — Дэн Крафт, Пантаграф
- 6-е — Ярдена Арар, Los Angeles Daily News
- 8-е место — Скотт Шульдт, Оклахоман
- 9-е — Кевин Томас , Los Angeles Times
- 10-е место — Джин Сискел , The Chicago Tribune
- 9 лучших (не вошли в рейтинг) — Дэн Вебстер, The Spokesman-Review
- Топ-10 (в алфавитном порядке, без рейтинга) — Майк Кларк, USA Today
- Топ-10 (в алфавитном порядке, без рейтинга) — Мэтт Золлер Зейтц , Dallas Observer
- Топ-10 (в алфавитном порядке, без рейтинга) — Боб Росс, The Tampa Tribune
- 10 лучших финалистов (без рейтинга) — Джанет Маслин , The New York Times
- Почетное упоминание — Уильям Арнольд, Сиэтлский исследователь пост-разведки.
- Почетное упоминание — Дэвид Эллиотт, The San Diego Union-Tribune.
- Почетное упоминание — Майкл Миллс, The Palm Beach Post.
Награды
Фильм был номинирован на три премии Оскар , в том числе за лучшую женскую роль за Вайнону Райдер, за лучший дизайн костюмов для Коллин Этвуд (которая была номинирована на премию BAFTA в той же категории) и за лучшую оригинальную музыку композитора Томаса Ньюмана , выигравшего фильм BMI. Музыкальная премия .
Вайнона Райдер была названа лучшей актрисой по версии Круга кинокритиков Канзас-Сити. Кирстен Данст получила премию « Молодой художник» , а Бостонское общество кинокритиков удостоило ее награды за роль в фильмах « Маленькие женщины» и « Интервью с вампиром» .
Робин Суикорд был номинирован на премию Гильдии писателей Америки за лучший адаптированный сценарий, но проиграл Эрику Роту за роль Форреста Гампа .
Детство и юность
Луиза Мэй Олкотт родилась в Джермантауне 29 ноября 1832 года и стала второй из четырех дочерей трансценденталиста и писателя Эймоса Бронсона Олкотта и суфражистки Эбигейл Мэй. В детстве Луиза была непоседой и предпочитала мальчишеские игры, что отличало ее от других девочек.
В 1834 году семья переехала в Бостон. Здесь отец организовал экспериментальную школу и стал участником трансцендентального клуба, в котором состояли другие видные деятели того времени. Финансовое положение Олкоттов было плачевным. Спустя 2 года после неудачного опыта с организацией учебного заведения родители и дети перебрались в дом, расположенный в Конкорде.
Луиза Мэй Олкотт в молодости
В течение трех лет они арендовали недвижимость, а позднее вместе с несколькими членами семьи Консоциат переехали жить в сообщество «Фруктовые земли». Утопическая идея трансценденталистов о сочетании простой жизни и высокого мышления быстро разрушилась. Ее идеологи были вынуждены искать новое пристанище.
Благодаря полученному матерью наследству семья приобрела усадьбу в Конкорде и расположилась там весной 1845-го. Правда, уже в 1852-м Олкотты были вынуждены продать дом. За 30 лет Луиза вместе с сестрами и родителями переезжала 22 раза. В 1857-м она вновь оказалась в Конкорде, а спустя год все родственники обосновались в фермерском доме в Орчард-Хаусе.
Начальное образование Луиза получала благодаря занятиям с натуралистом Генри Дэвидом Торо. Он вдохновил ее и на создание одного из произведений. Дети также получали знания от отца и тех интеллектуалов, кто представлял собой круг общения семьи. Отсутствие стабильного дохода заставило девушек Олкоттов рано начать работать. Луиза успела попробовать себя в роли педагога, гувернантки, швеи и прислуги. Настоящую Государственную школу смогла посещать только младшая сестра Мэй.
Писательская деятельность и творчество оказались для Луизы Мэй Олкотт отдушиной. Книга «Басни о цветах» стала дебютом. Это был сборник сказок.
В 1847 году начинающая писательница узнала, что такое феминизм, прочитав «Декларацию прав и чувств», описывающую избирательное право женщин. Она стала первой представительницей прекрасного пола, зарегистрировавшейся для участия в выборах.
1857 год был сложным в финансовом плане, и Луиза не могла найти постоянную работу, что ввергло девушку в отчаяние. Она даже задумывалась о суициде, пока не ознакомилась с биографией Шарлотты Бронте, в которой нашла много параллелей с собственной жизнью. Спустя год скончалась одна из младших сестер, а старшая вышла замуж. Для Олкотт эти события стали равноценны сестринскому разрыву, и она тяжело переживала происходящее.