Людвиг баварский: биография, родословная, сроки правления, личная жизнь, замки и тайна смерти

Смерть на озере

На следующий день 13.06.1886 года, после приезда короля в замок Берг, он в сопровождении доктора Гуддена и двух санитаров отправился погулять в окрестностях замка. По невыясненным причинам доктор отправил санитаров в замок. Больше никто не видел живыми Гуддена и короля. Ночью того же дня их нашли мертвыми на мелководье Штарнбергского озера.

Версий было несколько. Самая распространенная, что король решил покончить жизнь самоубийством, а доктор решил помешать ему, в результате чего оба они утонули. Но близкие королю люди не поверили в эту версию. Елизавета Австрийская сразу же отреагировала на это, сказав, что это «они убили его». Противники короля, побоявшись разоблачения, на следующий день, 14.06.1886 года, провели церемонию похорон.

Людвиг II и Рихард Вагнер

Неистовым желанием Людвига II Баварского было познакомиться с композитором Вагнером. В мае 1864 года оно исполнилось, он знакомится с ним. На протяжении 1865 года он профинансировал композитора на 170 тысяч гульденов. Король выделил эти деньги из казны на написание музыкальной драмы «Кольцо нибелунгов». Композитору построили шикарный дом. Обустроили быт таким образом, чтобы ему не приходилось тратить время на различные проблемы.

По договору, время для написания музыкального произведения составляло три года. Но правительство Баварии, родственники и жители Мюнхена были потрясены такими тратами. Не следует забывать, что королевство Бавария было в те времена крохотным государством. Поэтому они стали требовать, чтобы Вагнер покинул пределы страны. Людвиг в силу своего характера не мог сопротивляться, и поэтому он с сожалением расстается со своим другом.

Пойдя навстречу окружению и близким, Людвиг не смог пойти наперекор себе. Дружба композитора и короля продолжалась. Именно Людвиг 2 Баварский организовал в Мюнхене премьеры опер «Валькирия», «Тристан и Изольда», «Золото Рейна» и «Нюрнбергские мейстерзингеры», которая считается вершиной творчества композитора, именно к ней Вагнер собственноручно написал либретто на немецком. Премьеры прошли в Национальном театре Мюнхена. Это были самые счастливые дни короля Людвига II Баварского. Для любимого композитора в Байройте был выстроен Дворец фестивалей Вагнера.

Строитель сказочных замков

Тяжело перенеся неудачу в личной жизни, Людвиг отошёл от государственных дел. Он погружался в свои фантазии всё больше, и теперь его заботила вовсе не политика. Король мечтал о создании собственного сказочного замка.

Именно таким суждено было стать знаменитому Нойшванштайну, первый камень которого заложили в 1869 году. Монарх делился своими планами с Вагнером, гениальные идеи и сюжеты которого хотел воплотить в неповторимой архитектуре. Все интерьеры замка были пронизаны вагнеровскими мотивами. Конечно, основным среди них стал “Лоэнгрин”.

Ещё до завершения строительства монарх заселился в Нойшванштайн, но, к сожалению, прожил в своём творении менее полугода. Причиной тому стала трагедия, произошедшая с Людвигом. Незадолго до завершения строительных работ министры и придворные стали открыто говорить о душевной болезни короля, который жил в грёзах, но не наяву.

Что интересно его близкая подруга и родственница, императрица Сисси, утверждала обратное, отмечая, что Людвиг попросту слишком неординарный человек. Однако большинство не разделяло её взглядов. Из-за этого был собран психиатрический консилиум, на котором во всеуслышание было объявлено о нездоровье монарха.

Хуберт Сетлер «Сказочный замок Нойшванштайн»

Источники

  • Людвиг III. фон Бавария, 1845–1921, Ein König auf der Suche nach seinem Volk , автор Альфонс Беккенбауэр (Регенсбург: Фридрих Пустет, 1987). Стандартная современная биография.
  • Людвиг, Принц фон Бавария, Ein Lebens und Charakterbild , Ханс Райдельбах (Мюнхен: Эдуард Польс, 1905). Особенно хорошо для ранней жизни Людвига.
  • Von der Umsturznacht bis zur Totenbahre: Die letzte Leidenszeit König Ludwigs III. , Артур Ахлейтнер (Диллинген: Ведука, 1922). Подробный труд о последних трех годах жизни Людвига.
  • Людвиг III. Кениг фон Бавария: Skizzen aus seiner Lebensgeschichte , Хуберт Глейзер (Prien: Verkerhrsverband Chiemsee, 1995). Иллюстрированный каталог выставки, прошедшей в Вильденварте в 1995 году.

Почести

  • Королевство Бавария :
    • Кавалер ордена Святого Губерта , 1799 г.
    • Великий приор Королевского Баварского Дома Конного Ордена Святого Георгия , 1801 г.
    • Большой крест военного ордена Макса Иосифа
    • Большой крест ордена «За заслуги перед баварской короной»
    • Основатель Королевского ордена Людвига, 25 августа 1827 г.
  • Французская империя : Большой орел Почетного легиона , 1806/07 г.
  • Королевство Саксония : Рыцарь Ордена Рю Короны , 1808 г.
  • Баден : Большой крест ордена верности Дома , 1812 г.
  • Австрийская империя :
    • Большой крест ордена Святого Стефана , 1816 г.
    • Кавалер , 1825 г.
  • Вюртемберг : Большой крест ордена Вюртембергской короны , 1818 г.
  • Дания : Рыцарь Ордена Слона , 8 ноября 1825 г.
  • Королевство Пруссия : Рыцарь Ордена Черного Орла , 17 декабря 1825 г.
  • Российская Империя : Кавалер ордена Святого Андрея , март 1826 г.
  • Великое герцогство Гессен : Большой крест ордена Людвига , 10 августа 1826 г.
  • Королевство Греции : Большой крест Ордена Искупителя , 1833 г.
  • Королевство Португалия :
    • Большой крест Военного ордена Христа , 25 марта 1835 г.
    • Большой крест ордена Башни и Меча , 25 марта 1835 г.
  • Герцогства Эрнестины : Большой Крест Ордена Дома Саксен-Эрнестин , май 1836 г.
  • Бельгия : Большой кордон ордена Леопольда , 12 марта 1840 г.
  • Ольденбург : Большой крест Дома и орден Петра Фредерика Луи за заслуги перед золотой короной, 1 июля 1841 г.
  • Швеция-Норвегия : Рыцарь Королевского Ордена Серафимов , 28 сентября 1844 г.
  • Асканские герцогства : Большой крест ордена Медведя Альберта , 28 января 1854 г.
  • Герцогство Модена и Реджо : Большой крест ордена Орла Эсте , 1856 г.
  • Мексиканская империя : Большой крест , 1865 г.
  • Великое герцогство Тоскана : Большой крест ордена Святого Иосифа
  • Две Сицилии :
    • Кавалер ордена Святого Януария , 1829 г.
    • Большой крест ордена Святого Фердинанда и заслуги

Публичный роман

И вот дошла очередь до Людвига I. Ему не удалось сохранить в тайне роман с Лолой Монтес. Роман стал публичным и жутко скандальным.

Растаявший монарх подарил любовнице шикарную виллу в Мюнхене, титул графини фон Ландсфельд и сумасшедшую денежную ренту.

Разумеется, баварцы реагировали с громким негодованием. Между прочим, основная «ярость масс» поднялась, когда король предоставил авантюристке баварское гражданство. В знак протеста министр иностранных дел Карл фон Абель подал в отставку. От Людвига отшатнулись и другие сторонники.

А Лола-Элизабет, как нарочно, провоцировала все новые скандалы. Дабы упрочить свое положение в обществе, она записалась в одно из мюнхенских студенческих обществ — Корпус Палатиа. Ей нравилось разгуливать в окружении свиты студентов, с их шпагами (так тогда полагалось) и задиристым духом. С одним из активистов корпуса, студентом Пайсснером, у нее, как утверждают, была любовная связь — при том, что и разгоряченный король навещал ее каждый день.

Попытка заполучить студентов на роль пажей привела к ссорам и дракам между сообществами. Нападение на саму Лолу, прогуливавшуюся по Театинерплац, — характерный эпизод смутного времени. Из-за студенческих беспорядков Людвиг распорядился закрыть свой родной университет.

Что привело к еще большим беспорядкам. Университет по-быстрому открыли, а Лолу выслали из Мюнхена. Но революция уже катилась на собственных колесах. Через три недели после высылки ненавистной «испанки» толпа горожан штурмовала здание Арсенала. Ее утихомирил, с пивом и душевными разговорами, принц Карл, брат короля. Но на следующий день все началось сначала.

Ради согласия с подданными Людвиг I издал историческую Мартовскую прокламацию с гарантиями гражданских свобод и избрания органов представительской власти. Реализация программы, заложенной в этом документе, превратила Баварию в конституционную монархию.

Но это было уже после Людвига. Поняв, что народ его разлюбил, король отрекся от престола в пользу своего старшего сына Максимилиана. Вот так и получилось, что Людвиг I остался в истории как последний в Баварии абсолютный монарх. А Максимилиан II стараниями отрекшегося отца стал первым правителем в рамках конституционной монархии.

Король Баварии Людвиг I, 1826 г., фрагмент картины. Изображение: Йозеф Карл Штилер / Википедия

Конец жизни

В 1870 году началась новая война. Людвиг не хотел воевать, но, по условиям договора, Бавария должна была стать союзником Пруссии против Франции. Война закончилась победой Пруссии и созданием Германской империи (в неё вошла и Бавария). Прусского короля Вильгельма объявили кайзером объединённой империи. Баварский король на этой церемонии не появился, подписав бумаги только после уговоров Бисмарка.


Людвиг II в поздние годы. (pinterest.com)

В последние годы жизни король всё больше сторонился публики. Он уединился в замке Нойшванштайн. Его поведение казалось некоторым министрам унизительным по причине того, что им приходилось разыскивать его в горах, чтобы получить подписи на документах. Его долги росли, строительство некоторых замков было приостановлено. День и ночь поменялись у Людвига местами, за что его стали называть «лунным королём». Из-за его пристрастия к уединению и замкнутости в своём мире от него стал удаляться и близкий друг, венский актёр Йозеф Кайнц. Их дружба началась в апреле 1881 года с совместной поездки по Швейцарии по следам Вильгельма Телля. Но лучшим его другом и человеком, понимавшим его больше всех из его окружения, была императрица Австрии — Елизавета Баварская (Сисси). Они часто беседовали о духовности и искусстве. Это была настоящая духовная близость двух не понятых окружением сердец, воспринимаемая некоторыми современниками как нечто большее, чем просто дружба. Его последним более-менее официальным появлением стала поездка в Байройт на генеральную репетицию Байройтского фестиваля в 1876 году.

Стали ходить слухи о душевной болезни короля. Людвиг был очень своеобразным и безответственным, но вопрос о клиническом сумасшествии остается нерешенным. Известный немецкий исследователь мозга Хайнц Хефнер не согласился с утверждением, что безумие Людвига было очевидно. Другие полагают, что он, возможно, страдал от воздействия хлороформа, использовавшегося для облегчения хронической зубной боли, а не какого-либо психического расстройства. Его двоюродная сестра и друг, императрица Елизавета отмечала: «Король не был сумасшедшим, он был просто эксцентричный, живущий в мире грез. Они могли бы относиться к нему более мягко, и, возможно, пощадили бы его в страшный час».

Тем временем государственная казна пустела: на строительство замков ушли все личные средства Людвига и немалая доля государственной казны. Члены королевской семьи вместе с парламентом приняли вынужденное решение — объявить короля душевнобольным и назначить регента для управления государством. Медицинская комиссия, которую возглавил доктор фон Гудден, вынесла своё заключение. Был объявлен диагноз — «паранойя». Регентом Баварии назначили дядю короля — Луитпольда. Он же стал опекуном Людвига.

В полночь 12 июня в Нойшванштайн прибыла новая комиссия и, воспользовавшись предательством одного из лакеев короля, проникла в замок. Главный из них, профессор Бернхард фон Гудден, имел медицинское заключение, подписанное четырьмя врачами и содержавшее решение о содержании в клинике для психически больных. Первым пунктом являлось то, что Людвиг II настроил чрезмерное количество «никому не нужных» замков, потратив огромное количество денег из государственной казны. Вторым пунктом было обвинение в неучастии Людвига в жизни собственной страны. И третьим пунктом врачи указали гомосексуальную ориентацию Людвига II.

13 июня 1886 года Людвиг и доктор Гудден вышли вечером на прогулку. Домой они не вернулись. Их тела отыскали в озере лишь через несколько часов. Никто не знал, что произошло на самом деле. Король и врач были одеты и купаться не собирались. Людвиг отлично плавал и просто так не мог утонуть. Некоторые современники считали, что король решил утопиться, а врач погиб, спасая его. По другой версии — обоих мужчин убили, а трупы спрятали в озеро. Императрица Елизавета Австрийская, кузина баварского короля, узнав о гибели Людвига, воскликнула: «Они убили его!». После смерти Людвига II трон перешёл к Отто — его умственно отсталому младшему брату. Регентом остался принц Луитпольд. А от «сказочного» «лунного» короля остались прекрасные замки, Академия искусств, мюнхенский технологический институт. Поль Верлен называл Людвига «единственно истинным королём этого века». Баварцы убеждены, что лучшего короля больше не бывало никогда и ни у кого. В стране сегодня создано более шестидесяти клубов его почитателей.

Личная жизнь и вопрос

В личной жизни Людвиг, несмотря на свою королевскую самоуверенность, был скромным и дружелюбным и даже был известен своей часто потрепанной одеждой. Людвиг был слабослышащим, у него на лбу была родинка, которую часто скрывали на портретах.

Людвиг имел несколько внебрачных связей и был одним из любовников Джейн Дигби , аристократической английской авантюристки. Другой роман был с итальянской дворянкой Марианной Флоренци . Его роман с Лолой Монтес тоже вызвал скандал.

Выпуск принцессы Терезы Саксен-Хильдбургхаузенской (8 июля 1792 — 26 октября 1854; вышла замуж 12 октября 1810 года в Терезиенвизе , Мюнхен )

Имя Рождение Смерть Заметки
Максимилиан Иосиф 28 ноября 1811 г. 10 марта 1864 г. вступил в брак с королем Баварии в 1842 г. на принцессе Мари Прусской ; была проблема
Матильда Каролина Фридерика Вильгельмина Шарлотта 30 августа 1813 г. 25 августа 1862 г. женился в 1833 г. на Людвиге III, великом герцоге Гессенском и Рейнском ; нет проблем
Отто Фридрих Людвиг 1 июня 1815 г. 26 июля 1867 г. стал первым королем Греции, женившимся в 1836 году на герцогине Амалии Ольденбургской ; нет проблем
Теодолинда Шарлотта Луиза 7 октября 1816 г. 12 апреля 1817 г. умер в младенчестве
Луитпольд Карл Йозеф Вильгельм Людвиг 12 марта 1821 г. 12 декабря 1912 г. Регент Баварии женился в 1844 году на эрцгерцогине Австро-Тосканской Августе ; была проблема
Адельгунде Огюст Шарлотта Кэролайн Элизабет Амали Мари Софи Луиза 19 марта 1823 г. 28 октября 1914 г. женился в 1843 г. на Франциске V, герцоге Модены ; была проблема
Хильдегард Луиза Шарлотта Терезия Фридерике 10 июня 1825 г. 2 апреля 1864 г. женат в 1844 г. на эрцгерцоге Австрийском Альберте, герцоге Тешенском ; была проблема
Александра Амели 26 августа 1826 г. 21 сентября 1875 г. никогда не был женат; нет проблем
Адальберт Вильгельм Георг Людвиг 19 июля 1828 г. 21 сентября 1875 г. женился в 1856 г. на инфанте Амалии Испании ; была проблема

Замок Хоэншвангау и его внутреннее великолепие

Замок Хоэншвангау сохранился в своем первоначальном виде и можно, прогуливаясь по его комнатам, увидеть обстановку, которая здесь была уже почти два века назад. К сожалению, фотографировать в залах нельзя, поэтому фото комнаты Лебединого рыцаря взяла из инета, но кое-что все-таки щелкнула. Вот, например, вид из одного окна

Вид из окна замка Хоэншвангау

Интерьер замка богат старыми зеркалами, которые придают особое очарование. Много дуба и бразильского палисандра. Росписи, сделанные на стенах замка, навеяны средневековыми легендами.

Лебединая тема – одна из главных тем. На крыше замка можно увидеть белого Лебедя (на первой фотографии), а во дворе — фонтан в виде черного Лебедя.

Один из эффектных залов — Зал Лебединого рыцаря. Его украшает огромная картина, изображающая прибытие Лоэнгрина ко двору короля Генриха. Голубой потолок этой комнаты впечатляет, он покрыт изящной позолоченной лепниной и маленькими золотистыми звездочками.

Зал Лебединого Рыцаря

В одной из комнат стоит гордость замка — «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Именно на нем Рихард Вагнер играл для короля. Двор замка запоминается росписями на стенах,

рыцарскими гербами,

фонтанчиками и огромным скопление людей.

Замок Хоэншвангау — считается жемчужиной немецкого романтизма, а на нашем пути следующий замок — величественный Нойшванштайн. По дороге в замок мы шли через лес вдоль красивейшего озера, которое и навеяло Чайковскому сюжет его знаменитого балета. Он был очарован красотой этих мест, наслышан о сказочном баварском Короле и был под впечатлением от музыки Вагнера.

Кстати, в первоначальном варианте балета герой погибал в озере лебедей, поэтому Чайковский, узнав о гибели Людвига, считал себя виновником его драматической судьбы. В дальнейшем он переделал сюжет.

Продолжение следует.

Использованы данные  из статьи   П.И. Ковалевского«Психиатрические эскизы из истории»

Смотрите еще!

Джебран Халиль Джебран

Мальорка в июле

Фотомастер Christopher Burkett

Фатима в Португалии

Скайпарк — прыжок в бездну

Марианские Лазни.

Жемчужина Израиля -Хайфа

Андре Моруа. Письма незнакомке.

Красная Поляна – горнолыжный курорт в Сочи глазами очевидца

Мозаика жизни — собираем слово СЧАСТЬЕ

Культурное наследие

Бавария с Ruhmeshalle в Мюнхене.

Как поклонник древней Греции и итальянского Возрождения , Людвиг покровительствовал искусству как основную часть многих неоклассических зданий, особенно в Мюнхене , и как фанатичный коллекционер. Среди другого он построил были Вальхалл храм , то Монумент Бефрайунгсхалл , то Villa Ludwigshöhe , то Pompejanum , то Ludwigstrasse , то статуя Баварии , то Ruhmeshalle , то Glyptothek , то Старый и Новая Пинакотека . Его архитекторы Лео фон Кленце и Фридрих фон Гертнер также сильно повлияли на городской пейзаж современных Афин .

Уже будучи наследным принцем Людвиг собирал ранние немецкие и ранние голландские картины, шедевры итальянского Возрождения и современное искусство для своих музеев и галерей

Он также уделял особое внимание коллекционированию греческой и римской скульптуры. Через своих агентов ему удалось приобрести такие предметы, как Медуза Ронданини , Фавн Барберини , а в 1813 году — фигуры из Храма Афайи на Эгине

Одна из его самых известных концепций — знаменитая «Schönheitengalerie» (Галерея красавиц) в южном павильоне его дворца Нимфенбург в Мюнхене. Коллекция из 36 портретов красивых женщин, написанных между 1827 и 1850 годами, в основном Йозефом Карлом Стилером .

Также после своего отречения Людвиг оставался важным и щедрым спонсором искусства. Это вызвало несколько конфликтов с его сыном и преемником Максимилианом. Наконец, Людвиг финансировал свои проекты за счет собственных средств.

Людвиг I Баварский, памятник в Валгалле

Из — за королем Людвиг Филэллины , немецкое название Баварии сегодня пишутся «Бавария» вместо «Байерна», в то время как немецкий диалект там сохранил свое первоначальное правописание «Байрий» , — отмечает я против греческого происхождения Y .

Людвиг был эксцентричным и заведомо плохим поэтом. Он писал о чем угодно, даже если это было тривиально, с помощью цепочек рифмующихся двустиший. За это короля дразнил Генрих Гейне, который написал несколько шутливых стихов в стиле Людвига. По иронии судьбы, храм Людвига в Валгалле добавил бюст Гейне в свою коллекцию в 2009 году.

Культурное наследие

Памятник королю Максу II, Максимилианштрассе в Мюнхене

Максимилиан предлагал Паулю Хейзу и другим писателям из Северной Германии большие стипендии.
Ганс Христиан Андерсен посетил «Короля Макса» (как он его называл) в своем замке Штарнберг и написал о нем как о молодом и очень любезном человеке. Король, прочитав его романы и сказки , дал Андерсену понять, что был глубоко впечатлен фильмами «Импровизатор» , « Эн Дигтерс Базар» , «Русалочка» и « Райские районы» . Во время визита Андерсен также прочитал «Гадкого утенка» . Позже Андерсен посетил короля в замке Хоэншвангау .

Замок Хоэншвангау

Рядом с замком Хоэншвангау также замок Хамбах был реконструирован в 1844 году для наследного принца Максимилиана Августом фон Фойтом . В 1849 году король Максимилиан II поручил архитектору Эдуарду Риделю перестроить замок Берг в неоготическом стиле с несколькими башнями и зубчатым венцом.

Максимилиан II был директором Максимилианштрассе и Баварского национального музея в Мюнхене. По сравнению со своим отцом, Максимилиан предпочитал новый архитектурный стиль с сильной ссылкой на архитектуру неоготического возрождения, который сочетал бы лучшие черты исторических моделей в сочетании с современными строительными технологиями. Неоготическом Royal Mansion в Регенсбурге был построен для Максимилиана 1854-1856 года Royal Mansion в Берхтесгаден и Royal Villa на острове Роуз уже в 1853. Путь похода в Верхней Баварии называется Maximiliansweg назван в честь него, как он сделал больше поход в Баварские Альпы летом 1858 года. Баварский орден Максимилиана науки и искусства был впервые учрежден 28 ноября 1853 года королем Максимилианом II.

Ранние годы

Людвиг в молодости ок. 1868 г.

Людвиг родился в Мюнхене , старшем сыне принца Баварии Луитпольда и его жены, эрцгерцогини Августы Австрийской (дочери великого герцога Тосканы Леопольда II ). Он был потомком Людовика XIV Франции и Вильгельма Завоевателя . Августа родом из Флоренции и всегда говорила по-итальянски со своими четырьмя детьми. Людвиг был назван в честь своего деда, короля Людвига I Баварского .

Людвиг провел свои первые годы, живя в избирательных залах мюнхенской резиденции и во дворце Виттельсбахеров. С 1852 по 1863 год его наставником был Фердинанд фон Малазе . Когда ему было десять лет, семья переехала в Лейхтенбергский дворец .

В 1861 году в возрасте шестнадцати лет Людвиг начал свою военную карьеру, когда его дядя, король Баварии Максимилиан II , назначил его лейтенантом в 6-м Егербатталионе . Через год он поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана , где изучал право и экономику. Когда ему было восемнадцать, он автоматически стал членом Сената Законодательного собрания Баварии как принц королевского дома.

В 1866 году Бавария объединилась с Австрийской империей в австро-прусской войне . Людвиг имел звание оберлейтенанта . Он был ранен в битве при Хельмштедте , получив пулю в бедро. Инцидент способствовал тому, что он относился к военным довольно неприязненно. Он получил Рыцарский крест 1-й степени Баварского ордена за военные заслуги .

Мир грез Людвига Баварского

Людвиг с детства был горд, замкнут, скрытен и мечтателен. Он жил в своих грезах. В замке была огромная библиотека, где были представлены рыцарские романы на любой вкус. Людвиг увлекся немецкими сагами. Тоска по миру германских сказаний и легенд наложила отпечаток на всю его жизнь. Воображение и фантазия, благодаря наследственности, воспитанию, обстоятельствам жизни, одержали победу над его рассудком. Нам всем выдавали аудиогиды с музыкой Вагнера, для того, чтобы погрузить вас в ту атмосферу — предлагаю включить ролик с музыкой этого композитора. Включайте — и продолжайте читать и смотреть)

Когда Людвигу было 13 лет, он впервые услышал оперу Вагнера «Лоэнгрин» и выучил наизусть ее либретто. Он умолял отца взять его в оперу, но это желание было исполнено только в 16 лет. Юноша оказался на премьере оперы Вагнера «Лоэнгрин» в Мюнхене и после этого стал его самым преданным поклонником. Позже, когда он станет королем, композитор получит его мощную поддержку. Музыка Вагнера, по отзывам многих знатоков, действует как наркотик. И больная душа юноши целиком отдается этой музыке. Его мечтательный, склонный к фантазиям душевный мир перестает отличать действительность от иллюзий, он отождествляет себя с  героями сказок и легенд. Многие исследователи считают, что именно музыка Вагнера ослабила рассудок и способствовала быстрому проявлению болезни короля. Средневековый рыцарь Лоэнгрин, спасший свою возлюбленную с помощью лебедя, был его любимым персонажем. Еще мальчиком он любил кормить лебедей с рук, а позже брал лодку и мог все дни, а потом и ночи,  кататься в одиночестве по  любимому озеру в сопровождении лебедей, переодетым в костюм Лоэнгрина.

Мультифункциональный экипаж с ночной визуализацией местности

1879-й стал годом транспортного переворота: как раз завершились работы над парадной каретой Людвига II, ставшей первым мультифункциональным экипажем.

Будучи на вид элементом дворцового декора в стиле неорококо, она, тем не менее, была подвижна, устойчива, маневренна на дороге и способна легко преодолевать бездорожье, включая снежные заносы альпийского высокогорья. Ряд необычных инженерных решений делал мобильный экспонат неорококо плотным сгустком винтажного хайтека.

Карета в зависимости от времени года и погодных условий легко меняла ходовую часть с колесной базы на шлифованные санные полозья. Количество и порода лошадиных сил легко настраивались по прихоти монарха. Многофункциональный экипаж стал невероятной комбинацией SUV, гелендвагена и лимузина представительского класса.

Особой цели служила электрификация экипажа. Расположенная под одним из сидений электрическая батарея давала ток для ламп накаливания, вмонтированных в фонарные корпуса в передней части кареты. Свет фонарей не только оповещал подданных о приближении королевского экипажа, но и обеспечивал визуальное сканирование местности — то есть делал видимой ночную дорогу. Ведь баварский монарх отличался склонностью к ночным прогулкам по Хоэншвангау, в окрестностях своего замка Нойшванштайн.

Аналогичное решение: сенсационная стеклянная корона, установленная над санями с фигурками амуров — это еще один инновационный экипаж Людвига II. Лампа накаливания в короне, также питаемая батареей, визуализировала в ночной темноте как внутреннее оборудование саней, так и наружную обстановку. Так что баварский «сумасшедший» разъезжал на первых в мире транспортных средствах с электрическим освещением.

Одна из карет Людвига II в Конюшенном музее замка Нимфенбург. Фото: Википедия