Оглавление
Странный тюремный доктор
Прототипом Ганнибала Лектера и в самом деле являлся реальный преступник. Об этом в 2013 году, в честь 25-летия своего романа, заявил сам Томас Харрис. Как поведал Харрис, Лектер появился на свет благодаря убийце, которого сам писатель для того, чтобы сохранить в тайне настоящее имя прототипа, прозвал доктором Салазаром. Харрис впервые встретился с доктором Салазаром в одной из мексиканских тюрем. Тогда в начале 60-х годов литератор как раз работал над рассказом о другом заключенном по фамилии Симмонс, который совершил тройное убийство. Однако Симмонса застрелила охрана, когда тот попытался сбежать из мест лишения свободы. Именно информация о Симмонсе и заинтересовала доктора Салазара. Он задавал писателю вопросы вроде тех, которые задавал Клариссе Старлинг Ганнибал Лектер. Например: «Видел ли Харрис фотографии убитых Симмонсом людей?», «Что чувствовал писатель, когда разговаривал с Симмонсом?» или «Почему Харрис не говорил о том, что жертвы Симмонса сами его спровоцировали?». Томас Харрис довольно долго беседовал с доктором. Как утверждает прозаик, маньяк выглядел так элегантно и так держался, что Харрис был уверен в том, что общается с тюремным доктором. Когда литератор спросил у надзирателя о подробностях медицинской карьеры Салазара, охранник округлили глаза: «Какой врач? Это же убийца!» Между тем когда-то Салазар действительно был хирургом.
Культ психологии
Большинство героев сериала – специалисты по человеческой психологии. Главное действующее лицо – врач-психотерапевт. Его действия и психологию поступков пытаются разгадать врачи и специалисты из ФБР, и потому перед нами не детектив, а глубокий психологический триллер, и психоанализ – истинный главный герой «Ганнибала».
На протяжении сериала почтенный доктор, гурман, меломан и эстет, ведёт бесконечную игру, в которой опережает соперников минимум на шаг. Доктор Лектер вызывает бурю чувств – от жгучей ненависти до рабского почитания, но практически у всех, кто с ним сталкивается, возникает странная и извращённая зависимость от его личности. Вольно или невольно, все ищут его одобрения – и профайлер ФБР Уилл Грэм, и маньяк-убийца Френсис Долархайд. Он препарирует их личности, он в буквальном смысле слова проникает в их мозг, он оперирует ими, провоцирует, искушает. Знание психологии позволяет доктору разыгрывать свои «шахматные партии» с пациентами и коллегами вместо фигур.
Культ страха
Всё, что делает доктор Лектер – совершенно. Он готовит совершенные блюда, он оставляет полиции совершенные места преступлений. Он поступает просто и безжалостно, как мясник на бойне. Навыки хирурга помогают ему действовать с удивительной точностью, когда он хочет не убить, а покалечить свою жертву. История возвращает нас к истокам его жестокости: в детстве была убита и съедена его младшая сестра. Но военное время знало ещё много примеров жестокости, и далеко не все становились в результате маньяками. Людские страхи – вот чем питается доктор Лектер. Они для него – как кровь для вампира, источник жизненной силы.
Доктор Лектер творит свою кровавую повесть с любопытством и равнодушием. В отличие от «Красного дракона», его горячего почитателя, он совершенно не собирается останавливаться. Разве кто-то задумывался о страхе животных на бойне? Жалобное блеяние ягнят невыносимо только для детских ушей. Для взрослого человека оно – предвестник вкусного обеда.
Зачатие
Первоначальное намерение состояло в том, чтобы взять на роль актрису постарше, и на роль первой выбрала Анджела Лэнсбери . Когда конфликты в расписании не позволили нанять Лэнсбери, Фуллер решил переписать характер для более молодой актрисы ( Джиллиан Андерсон ); он объяснил:
После выхода в эфир второго эпизода второго сезона, в котором Дю Морье перехитрил Лектера, Фуллер написал в Твиттере : «Беделия — самый умный персонаж сериала».
О решении расширить характер Дю Морье в третьем сезоне Фуллер заявил: «Актеры и съемочная группа« Ганнибала »определенно испытывают головокружение, приветствуя Джиллиан в третьем сезоне как постоянный участник сериала. Яркое присутствие на сцене и экране, она приносит остроумие и грацию. и интеллект в каждой роли, которую она воплощает. Сценарии намного проще, когда вы вдохновлены великим актером, а Джиллиан наполнила комнату сценаристов Ганнибала чудесным вдохновением »
Что касается развития персонажа, Фуллер сказал: «Самая важная вещь в отношениях Беделиа / Ганнибал — это один из двух взрослых, точно знающих, во что они ввязываются, и которые используют свои собственные стратегии выхода в своих интересах. Беделия всегда будет Быть психиатром Ганнибала Лектера, прежде всего. Она во многом увлечена этим человеком и готова присоединиться к нему в этом путешествии для ее собственного назидания как человека, очарованного умом убийц. Она полностью контролирует свои действия. .. Мне нравится ее персонаж, и мне нравится, как ее изображает Джиллиан Андерсон ». Он добавил: «… более интересный путь для меня как рассказчика — это когда у этого персонажа есть собственный драйв, с ее собственными любопытствами по поводу состояния человека. Это было очень важным моментом для нас в этой сюжетной линии, потому что я чувствую, что оказали бы актрисе и персонажу медвежью услугу, если бы мы просто сделали ее заложницей заговора Ганнибала Лектера, вызванной наркотиками ». В другом интервью он сказал, что изображение Дю Морье рабом Лектера «позорит и персонажа, и актрису это не то, как Джиллиан играла Беделию».
Винченцо Натали , снявший четыре эпизода третьего сезона, поделился своим видением отношений между Дю Морье и Лектером: «Со стороны Беделии она подходит к этому немного как ученый — она очень хочет наблюдать за Ганнибалом в его естественной среде обитания. Что касается Ганнибала, я имею в виду, я думаю, что он действительно ее обожает ».
«Когда я только начал работать над сериалом, мы с Мэдсом сидели друг напротив друга в отношениях между психиатром и пациентом, и ее каденция рождается из этого», — сказал Андерсон. «Это рождено из-за потребности оставаться на определенном уровне, потому что она не может … рассказать ему что-либо о том, что думает. Она довольно смелая, но она очень осведомлена о себе и знает, как она приспособилась к нему. В конечном счете, отсюда и происходит ритм. Я действительно думаю, что она самый умный в комнате, и я действительно думаю, что временами она потенциально на шаг впереди него. Итак, она всегда в напряжении, но она также раздвигает его границы, и она раздвигает с ним свои собственные границы »
Андерсон добавил: «Я думаю, это замечательно, что она непостижима для публики, и я думаю, что это действительно важно … в наши дни нам слишком много говорят о том, что думать и как чувствовать и слишком много знать, прежде чем мы это увидим»
и я думаю, что одна из вещей, которые меня заинтриговали в некоторых персонажах, которых я предпочитаю играть, — это то, что они загадочные, и мне нравится сохранять их загадочными ».
Культ еды
Каждый эпизод сериала назван в честь определённого блюда. Первый сезон представляет кухню французскую, второй – японскую, и третий – итальянскую. В кадре мы постоянно видим блюда «высокой кухни» в процессе приготовления, причём совершенно непонятно, что готовит доктор-повар-виртуоз – баранью лопатку или человеческую. В съёмочную группу был приглашён специальный кулинарный дизайнер, стилист по еде, и потому каждая перемена блюд сопровождается у зрителей непроизвольным выделением желудочного сока.
Для доктора люди, которые ведут себя неподобающим образом, ничуть не выше и не лучше свиней. Если свиней можно есть, то и человека можно. Он без колебаний пытается вскрыть череп Уилла, чтобы «влезть к нему в мозг», потому что его мозги он считает достойными своего изощрённого и извращённого вкуса. Весь мир для доктора Лектера – охотничьи угодья. Он считает себя в праве убить и съесть любого.
Психотерапевтические отношения
Лектер втягивает Кларису в психотерапевтические отношения :
Лектер: Итак, худшее воспоминание вашего детства.
В процессе психоанализа возникает терапевтический альянс между аналитиком и анализантом. В определенный момент аналитик становится для анализанта своего рода идеальным родителем, который его принимает, не оценивает, не критикует и помогает проработать травму.
Лектер не дает Кларисе готовых ответов и решений :
Лектер: Умейте ждать, чтобы получить желаемое.
Обычная реакция ребенка, когда что-то не получается, – обратиться за помощью к родителю. Ребенок, следуя ранним инфантильным установкам, ожидает, что всемогущий родитель даст готовое решение или сам решит проблему
Клариса: Тогда ответьте на вопросы!Ганнибал: Нет! Но так уж и быть, я дам вам то, к чему вы стремитесь.
Если родитель пойдет на поводу у ребенка и сделает всё за него, он зафиксирует его на инфантильной фазе и блокирует развитие Эго. Но если родитель выступит в качестве наставника и поможет ребенку самостоятельно решить проблему, то тот начнет психологически созревать: понимать свои силы, возможности и брать на себя ответственность за собственные решения.
Аналогичным образом Лектер ведет себя с Кларисой — как родитель-наставник с инфантильным ребенком :
Клариса: Скажите – как?Лектер: Читайте Марка Аврелия: изучая вещь, спроси себя, в чем ее суть, ее природа.
Лектер-отец не дает Кларисе-ребенку ответов, но преимущественно задает ей вопросы, побуждая к самостоятельному поиску. В этом плане и терапия Кларисы, и отношения с Лектером построены на принципах сократовского диалога: собеседника нужно грамотно направить, чтобы он сам нашел ответ в себе :
Лектер: Разберитесь в себе, Клариса Старлинг.
В процессе психоанализа часто возникает перенос, когда пациентка бессознательно переносит свои ранние отношения с отцом на психоаналитика и разыгрывает с ним диаду отношений «дочь-отец».
Шелдон Роут в своей книге «Психотерапия» приводит пример действия переноса: «Когда молодой человек начинает учиться в колледже и впервые встречается со своими преподавателями, у него уже существует по отношению к ним некая изначальная эмоциональная валентность, основой которой является прошлый опыт отношений с родителями и другими воспитателями»
Спасти Кэтрин для Кларисы – это внешний мотив. Внутренний мотив – спасти того ягненка, с которым ассоциирован отец :
Лектер: Что же стало с вашим ягненком?Клариса: Его убили.
Кроуфорд покровительствует Кларисе в реализации внешнего мотива, не понимая того бессознательного, эмоционально заряженного содержимого, которое стоит за формальным сценарием поведения. Лектер же слезами реагирует на детскую травму Кларисы, демонстрируя эмпатию и полное понимание :
Лектер: Спасибо, Клариса… Спасибо…
Как ни странно, но Лектер оказывается единственным человеком, который осознает внутренний конфликт Кларисы и способствует его разблокировке.
Примечательно, что Ганнибал концептуализировал фигуру Кларисы рисунком , на котором она в тунике на фоне трех крестов, держит на руках ягненка. Лектер ассоциирует ее с Добрым Пастырем, то есть символическим изображением Христа – сына Божьего. Только Клариса концептуализируется как Дочь-Спасительница.
Для бессознательного Бог – это Великий Отец. Отношения Лектера и Кларисы имеют архетипический сценарий: недоступный Отец Небесный и Сын Человеческий, место которого заняла Земная Дочь.
Предполагаемые прототипы
Какие только версии, касательно прототипа Ганнибала Лектера, ни выдвигали исследователи и просто поклонники «Молчания ягнят». К примеру, в книге Олега Мазурина «Женщины-убийцы» в качестве такового упоминается американец Рэнди Вудфилд, получивший прозвище «убийца I-5». Именно на трассе с таким наименованием Вудфилд совершил большую часть своих преступлений. Его подозревали в более чем 40 расправах над людьми. Маньяк был приговорен к 165 годам тюремного заключения. А автор книги «Побег из безумия» Иван Плахов утверждает, что прототипом Лектера стал Роберт Модсли из британского Ливерпуля. Модсли «прославился» тем, что убивал педофилов и ел их мозги. Антон Стратегов в издании «Преступления в искусстве» предполагает, что образ кровожадного доктора был списан Робертом Харрисом с вора Майлза Коннора. По словам Стратегова, Коннор прослыл таким гением в преступном мире, что, опасаясь побега хитроумного злодея из тюрьмы, к нему регулярно приглашали психолога, в обязанность которого входил прогноз поведения заключенного. Однако никто из перечисленных авторов, как оказалось, даже близко не подобрался в истине, потому как ни один из указанных преступников не имел прозвища «доктор Салазар».
Большевик в Уэльсе
Родители хотели, чтобы сын получил образование, но в школе Хопкинс-младший не блистал. Учителя запомнили его как очень тихого мальчика, тугодума. Учеба ему не давалась. Зато мальчик увлекался искусством, играл на фортепиано и рисовал, много читал (в 14 лет его застукали за чтением произведений Льва Троцкого, после чего одноклассники, среди которых Хопкинс не пользовался популярностью, прозвали соученика Болши, коммунякой).
Увы, отцу все эти занятия казались бессмысленными. Он очень волновался за будущее сына, считал его безнадежным (и был не одинок в этом мнении). Достижения сына в искусстве его не впечатляли, он то и дело отпускал язвительные замечания, но Энтони оказался с характером и, не обращая внимания на насмешки, шел своим путем.
Несмотря на то, что мальчик оставил идею стать музыкантом, впоследствии он вернулся к этому виду искусства. Хопкинс сочинил несколько произведений для фортепиано и скрипки с оркестром. Одно из них обрело популярность – это вальс And The Waltz Goes On.
Кто такой Уилл Грэм?
Полная, аномальная эмпатия помогает профайлеру Грэму, попав на место преступления, разъяснить ход убийства, мысли преступника, чувства жертвы. Он и сам не вполне нормален, его психика постоянно страдает от обострённой способности к сопереживанию. Он легко попадает под обаяние доктора Лектера, и под его пагубным воздействием начинает меняться. Проникновение в сознание доктора, в причины поступков приводит Уилла к пониманию его странной морали. Анализируя своё поведение, Грэм приходит к выводам, что между ним и Лектером на самом деле очень много общего.
Он пытается разыгрывать сложные психологические партии сам, но остаётся на роли ученика. Любая его попытка обойти Лектера терпит крах. Грэм мучается и совершает странные и непонятные с точки зрения нормального человека поступки: предупреждает Лектера о том, что за ним едет ФБР, пытается обмануть агентов. Эти жестокие шутки играет с ним его эмпатия и сила воздействия доктора на своего «пациента» и противника.
Когда доктору Лектеру надоело играть в кошки-мышки и он понял, что Грэм раскусил его, он убеждает весь мир и самого Грэма в том, что убийца – сам Уилл. Когда ему стало скучно без игры – он подкинул следствию нового обвиняемого. Лектер то хочет сделать Уилла своим приемником, духовным сыном, то не прочь им полакомиться. Но и Уилл тоже мечется между нормальной жизнью и анормальной зависимостью от своего страшного «друга».
Энтони Хопкинс
Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят» — сэр Филип Энтони Хопкинс — родился 31 декабря 1937 года в городе Порт-Толбот (Великобритания). Отец будущего актера работал пекарем. Среди других работ Хопкинса — роли в фильмах «Дракула Брэма Стокера», «Легенды осени», «Маска Зорро», «Ной». Как Ганнибал Лектор актер появился в трех фильмах «Ганнибал», «Молчание ягнят», «Красный дракон».
В детстве Энтони страдал дислексией. Учеба в школе давалась ему с трудом, поэтому он решил посвятить свою жизнь искусству. В 1987 году королева Елизавета присвоила Хопкинсу титул рыцаря-бакалавра за заслуги в творчестве и популяризацию Великобритании в мире.
Идентификация с отцом
Эдипов комплекс представляет собой классический треугольник отношений: Мать, Отец и Ребенок. В формировании личности Кларисы классический эдипальный треугольник отсутствовал.
Клариса: Мать я потеряла в раннем детстве. Мой отец стал всем для меня… .
В ее случае мы видим диаду отношений «дочь-отец». Фигура матери была выведена из эдипального треугольника, и девочка не прошла с ней идентификацию. Идентифицироваться с матерью – значит перенять от нее набор женственных качеств, за которые маму ценит папа. Вместо этого Клариса, безраздельно владела отцом и идентифицировала себя с ним.
Клариса: Он служил шерифом… .
Как и ее отец, Клариса реализует себя в правоохранительной системе, став стажером поведенческого отдела ФБР. Она активно взаимодействует с маскулинным миром: преодолевает полосу препятствий ; работает в окружении мужчин ; обучается борьбе ; стрельбе ; силовому захвату преступников ; и непосредственно «охотится» на маньяка .
Клариса – это типичный образ фаллической женщины, носительницы меча, ножа или пистолета, то есть маскулинной атрибутики, позволяющей входить в контакт с мужским миром и добиваться в нем карьерных высот.
Кроуфорд: Инструкторы Вас хвалят. Вы лучшая на курсе
Подобная женская маскулинность нередко является следствием идентификации девочки с отцом.
О персонаже
Первое знакомство Ганнибала Лектора с читателями происходит в романе «Красный дракон». Здесь он описан как психопат с высоким уровнем интеллекта. Этот персонаж обладает известностью в среде докторов как выдающийся психиатр и в обществе за свои каннибальские наклонности. Первым актером, Ганнибалом Лектором на экране стал Б. Кокс. Он сыграл в фильме «Охотник на людей» еще в 1986 году.
В следующий раз на экране Ганнибал появился в исполнении Энтони Хопкинса в картине «Молчание ягнят». Этот фильм наиболее популярен среди картин о каннибале. Энтони Хопкинса по праву считают лучшим воплощением этого маньяка в кино. Несмотря на то что в этом фильме его показывали всего пятнадцать минут, он был удостоен награды «Оскар» в 1992 году в категории «Лучшая мужская роль».
Если Хопкинс играл Ганнибала в зрелом и даже пожилом возрасте, то Гаспару Ульелю выпало сыграть маньяка в молодые годы. В 2007 году он появился на телеэкране в фильме «Ганнибал: Восхождение».
На телеканале NBC тоже решили снять свою историю о Ганнибале Лекторе. Актер, сыгравший злодея, — Мадс Миккельсон из Дании. Перевоплощение ему удалось. Актер был удостоен премии «Сатурн» в 2014 году за роль в сериале «Ганнибал».
Лектор — загадочный образ, привлекающий зрителей и читателей высоким интеллектом и пугающий своими наклонностями одновременно. Он не боится своих животных инстинктов — убивать, охотиться, рассуждает о природе человека в кругу своих знакомых. В литературных произведениях Ганнибал обладает интересной особенностью организма — у него шесть пальцев на левой руке. Прототипом Ганнибала послужил врач из мексиканской тюрьмы города Монтеррей. Харрис посещал ее, чтобы взять интервью у одного из заключенных — американца, приговоренного за убийство.
Смысл концовки сериала
Очередной план Уилла терпит крах – «Красный дракон» едва не переиграл ФБР, но Ганнибал и Уилл остались живы. Теперь они сражаются за свою жизнь бок о бок и побеждают. Ганнибал счастлив – ему удалось сделать из Уилла убийцу. Понимая, что это правда, и что он может окончательно превратиться в подобие страшного доктора, Уилл тянет Ганнибала, и они падают в обрыв, словно Шерлок Холмс и Мориарти.
Уилл не смог одолеть Лектера в психологическом смысле, он почувствовал свою зависимость от него и не стал с ней бороться.
Погибли герои в пучине или нет – вопрос неясный. Проект закрыт, четвёртого сезона не будет. В действие пора вводить агента Старлинг, а узел Лектер-Грэм ещё не развязан. Скорее всего, «Ганнибал» останется в нашей памяти как попытка объяснить необъяснимое: силу зла, силу интеллекта и силу дружбы.
«На содержании» у Ганнибала Лектера
Помимо блистательного «Молчания ягнят», в фильмографии Энтони Хопкинса числятся еще два фильма про Лектера. Джоди Фостер играть в них решительно отказалась, Хопкинс – согласился.
«Ганнибал – это самое страшное продолжение моих самых чёрных мыслей. Его сила в неумолимой логике. Глядя на него, осознаёшь, во что может превратиться человек без совести, без внутренних табу, — откровенничал актер. — Я полагаю, все мы убийцы. Все мы способны на ужасную жестокость, а также на убийство, в случае если события припрут нас к стенке. По счастью, большая часть из нас может сдерживать эти позывы».
Его отношения с этим судьбоносным персонажем было очень сложными. Как многие актеры, он мог стать заложником роли и в какой-то степени стал.
Зато когда на экраны вышел фильм «Ганнибал» (Hannibal), Хопкинс в полной мере оценил преимущество, которое дает такая популярность персонажа. Его мать серьезно заболела, и счета за пребывание в клинике были просто заоблачными. Однажды актер увидел афишу и внезапно понял, что именно Лектер платит за то, чтобы его мать оставалась жива. И не только за это.
Брайан Кокс
Этот актер родился 1 июня 1946 года в городе Данди (Шотландия). Кроме картины «Охотник на людей», Брайан сыграл в таких фильмах, как «Люди Икс 2», «Идентификация Борна», «Храброе сердце», «Троя», «Академия Рашмор».
Родители Брайана Кокса — обычные рабочие, католики. Мать была прядильщицей, а отец — забойщиком скота. Со временем он открыл собственный магазин, но умер, когда будущему актеру было всего восемь лет. Кроме Брайана в семье воспитывалось еще четверо детей — старшие сестры мальчика. Они и занимались его воспитанием. Кокс с 14 лет выступал в городском театре, даже оставил ради этого школу. С 17 до 19 лет учился в Лондонской школе драмы при академии музыкального и драматического искусства.
Характер
Ганнибал Лектер — серийный убийца, который ест своих жертв . Он очень умен и культурен, с утонченным вкусом и безупречными манерами. Он глубоко оскорблен грубостью и часто убивает людей с плохими манерами; согласно роману Ганнибал , он «предпочитает есть грубое». Хопкинс описал Лектера как « Робин Гуда убийц», который убивает «неизлечимо грубых».
В романе « Красный дракон» главный герой Уилл Грэм говорит, что психологи называют Лектера социопатом, «потому что они не знают, как еще его назвать». Грэм утверждает, что «у него вообще нет угрызений совести или вины», и мучил животных в детстве, но он не проявляет никаких других критериев, традиционно связанных с социопатией. На вопрос, как бы он сам описал Лектера, Грэм отвечает: «Он чудовище», подразумевая, что ум Лектера каким-то образом «неполон», так же, как некоторые дети рождаются с отсутствующими конечностями или нефункционирующими органами.
В «Молчании ягнят » хранитель Лектера, доктор Фредерик Чилтон , утверждает, что Лектер — «чистый социопат» («чистый психопат » в экранизации). В экранизации «Молчания ягнят» главная героиня Клэрис Старлинг говорит о Лектере: «У них нет имени для того, кем он является».
Патология Лектера более подробно исследуется в книге « Ганнибал и восстание Ганнибала» , в которой объясняется, что он получил травму в детстве в Литве в 1944 году, когда стал свидетелем того, как его любимая сестра Миша была убита и съедена группой дезертировавших Хильфсвиллиге , одна из которых утверждал, что Лектер невольно съел свою сестру.
Все средства массовой информации, в которых появляется Лектер, изображают его блестящим интеллектуалом, культурным и утонченным, с утонченным вкусом в искусстве, музыке и кухне. Его часто изображают готовящим изысканные блюда из плоти своих жертв, самым известным примером является его признание, что однажды он ел печень счетчика «с некоторыми фасолью и хорошим Кьянти » («большой Амароне » в романе). До своего ареста и заключения он был членом Балтимора, социальной элиты Мэриленда , и действующим членом Совета директоров Балтиморского филармонического оркестра.
В «Молчании ягнят» Лектер описан глазами Старлинг: «Она могла видеть, что он был маленьким, гладким; в его руках она видела жесткую силу, подобную ее собственной». Роман также показывает, что левая рука Лектера имеет редкое заболевание, называемое полидактилией удвоения среднего луча , то есть удвоение среднего пальца. В « Ганнибале» он несколько раз проводит пластические операции на собственном лице и удаляет лишний палец. Глаза Лектера имеют темно-бордовый оттенок и отражают свет «красными точками». У него маленькие белые зубы и темные зачесанные назад волосы с вдовьим козырьком . У него также есть острое обоняние; в « Красном драконе» он сразу узнает Уилла Грэма по его марке лосьона после бритья, а в «Молчании ягнят» он может определить через окошко из оргстекла с маленькими отверстиями марку духов, которые Старлинг носила накануне. У него эйдетическая память, с помощью которой он сконструировал в своем разуме тщательно продуманный « дворец памяти », с помощью которого он переживает воспоминания и ощущения во всех деталях.
Энтони Хопкинс , актер, которого больше всего отождествляли с персонажем, сказал, что он сыграл Лектера как «сверхразумного, очень тихого … У него такая ужасающая физическая сила, и он не тратит впустую ни грамма энергии. Он такой сдержанный. Он весь головной мозг.» Его работа была вдохновлена HAL 9000 из Стэнли Кубрика «S 2001: A Space Odyssey . Критик Роджер Эберт уточнил это сравнение: «Он бесстрастная, блестящая машина, превосходная в логике, лишенная эмоций».
В том же эссе Эберт предположил:
По данным The Guardian , до «Молчания ягнят» в фильмах психопатические убийцы изображались как «когтистые призраки с расплавленными лицами и резиновыми масками. Напротив, Лектер был очень умен и обладал безупречными манерами».
Заключение
Очевидно, что под действием вышеописанных факторов очень легко впасть в идеализацию фигуры Ганнибала Лектера. Этого не избежала Кларисса, этого не избежал и массовый зритель.
Многие люди из-за механизма психического переноса, окрашенного идеализацей, выдвигают в образе Ганнибала на передний план его якобы добродетели, а тёмную сторону вытесняют из сознания или игнорируют.
В этом случае зритель ведет себя подобно маленькому ребенку, который, сталкиваясь с негативными чертами прекрасного родителя, вытесняет их в бессознательное, а с возрастом начинает рационализировать, т.е. логически оправдывать то, почему родитель был с ним несправедлив или жесток. Так психика ребенка защищается от ужасающего факта: то, что я люблю, может угрожать мне
Фактически, психика просто отрицает негативные качества эмоционально важного объекта. В результате идеализированный объект уже не кажется таким угрожающим, и это приводит к иллюзии безопасности