Оглавление
- В чем подлинный смысл конфликта между иллюзионистом и кронпринцем?
- Память о Рудольфе
- Характер и общая оценка
- Перестрелка в Майерлинге
- Источники
- Есть ли у героев реальные прототипы?
- История обслуживания
- Индивидуальные доказательства
- В популярной культуре [ править ]
- Ранняя жизнь [ править ]
- Следующая жизнь
- Майерлингская трагедия
- Ранние годы
- Разное
- Музыка
- Почему инспектор Уль написал разоблачающее письмо?
В чем подлинный смысл конфликта между иллюзионистом и кронпринцем?
После первого же представления, на котором он побывал, кронпринц Леопольд упорно старается «разоблачить» Эйзенхайма, раскрыть принцип его фокусов. Чтобы понять смысл навязчивой идеи кронпринца, надо обратиться к сути полицейского государства. Суть эта состоит в жестком контроле за всеми и всем, который, в свою очередь, дает иллюзию полного порядка и предсказуемости бытия. А фокусы Айзенхайма — и шире, искусство в целом — ускользают из-под контроля. Искусство творит свой порядок, даже свой мир, в котором за одну минуту может вырасти целое апельсиновое деревце.
Мир иллюзий и воображения, куда приглашает зрителей иллюзионист, кажется кронпринцу покушением на государственные устои: ведь в нем люди становятся свободными, забывая о своих тяготах и тяжкой длани императорской власти. Это видно по сцене у кронпринца, когда его гости стали просить Леопольда уйти со сцены и дать иллюзионисту завершить представление.
Разоблачить иллюзиониста — значит, сделать и его подконтрольным, превратить чудо в фокус. А если проконтролировать и раскрыть все тайны трюков не выходит, то надо их запретить. Таким образом, конфликт между Эйзенхаймом и кронпринцем — это конфликт двух мировоззрений, а не соперничество двух влюбленных, тем более, что Леопольд вовсе не влюблен.
Память о Рудольфе
Майерлинг (1889)
Загадочная смерть Рудольфа и Марии продолжает будоражить умы и обрастать новыми версиями, мифами, легендами. Для писателей, поэтов, композиторов, кинематографистов и прочих творческих людей это одна из самых удивительных и трагических любовных историй XIX в., поистине неиссякаемый источник вдохновения. Достаточно вспомнить поэму Велимира Хлебникова «Мария Вечора» (1909), исторический роман Клода Ане «Майерлинг» (1930), оперетту Имре Кальмана «Маринка» (1945), художественный фильм Теренса Янга «Майерлинг» (1968), неоклассический балет Кеннета Макмиллана «Майерлинг» (1978), исторический мини-сериал Роберта Дорнхельма «Кронпринц Рудольф. Судьба принца» (2006).
Исследования историков, криминалистов, психологов и просто любителей тайн, пытающихся разгадать эту интригующую загадку, с каждым годом увеличивают и без того огромный пласт посвящённой ей научной и околонаучной литературы, который получил даже специальное название — майерлингология 9. Серьёзные исследователи усматривают в том, что произошло, ещё и политическую подоплёку — антагонизм между правителем-консерватором и наследником-либералом, по‑разному видевшими будущее дряхлеющей монархии.
Несмотря на свою раннюю смерть и неосуществлённые замыслы, кронпринц Рудольф фон Габсбург оставил заметный след не только в истории, но даже в географии. В его честь был назван один из островов арктического архипелага Земля Франца-Иосифа, а также самое большое озеро в Африке (нынешнее название — Туркана).
На своей родине Рудольф и сегодня остаётся одной из самых известных и популярных исторических фигур. Каждая очередная юбилейная дата, связанная с кронпринцем, вызывает в Австрии новый всплеск интереса к его личности и судьбе. Так, в 1998 г., к 140‑й годовщине со дня рождения Рудольфа, в Австрии была выпущена большим тиражом памятная серебряная монета с изображением кронпринца в парадной венгерской генеральской форме. А счёт посвящённых ему книг и публикаций уже давно пошёл на сотни и тысячи.
Памятник кронпринцу Рудольфу в городском парке Будапешта
Примечания
1 См., напр.: Hamann B. Elisabeth. Kaiserin wider Willen. — Wien, 1998; Schad M. Elisabeth von Österreich. — München, 1998; Unterreiner K. Sisi — Deutsche Ausgabe: Mythos und Wahrheit. — Wien, 2005; Merkle L. Sissi: Die schöne Kaiserin. — Osnabrück, 2001.
2 См.: Wandruszka А. Das Haus Habsburg. Die Geschichte einer europaischen Dynastie. — Stuttgart, 1956. — S. 197.
3 См.: Барт И. Незадачливая судьба кронпринца Рудольфа. — Москва, 1988. — С. 215.
4 См.: Монархи Европы: Судьбы династий / Ред.‑сост. Н. В. Попов. — Москва, 1997. — С. 271.
5 См.: Mayböck L. J. Die Adelsfamilie Hoyos im Laufe der Geschichte // Windegger Geschehen: 33. Ausgabe / Mai 2011. — S. 2–24.
6 Меморандум графа Хойоша стал одним из наиболее важных документов по «майерлингскому делу». Долгое время считалось, что его уничтожили подобно многим другим документам и уликам, так или иначе связанным с гибелью Рудольфа. Лишь в 1928 г. меморандум был обнаружен в одном из рассекреченных архивов и тогда же впервые опубликован (см.: Mitis O. Das Leben des Kronprinzen Rudolf: mit Briefen und Schriften aus dessen Nachlass. — Wien & München, 1971. — S. 345–349).
7 См.: Franzel E. Crown Prince Rudolph and the Mayerling Tragedy: Fact and Fiction. — Vienna, 1974.
8 См.: Sotheby’s: Antique Arms, Armour & Militaria. Olympia, London — December 5, 2002. — Lot 37.
Характер и общая оценка
Леопольд был трудолюбивым и образованным человеком, и в последние годы своей жизни он проявил некоторые политические способности. Считая себя абсолютным сувереном, он чрезвычайно настойчиво отстаивал свои права. Находясь под сильным влиянием иезуитов , он был убежденным сторонником Контрреформации . Лично он был невысоким, но сильным и здоровым. Хотя у него не было склонности к военной жизни, он любил упражнения на свежем воздухе, такие как охота и верховая езда; он также обладал музыкальным вкусом и талантом и написал несколько ораторий и танцевальных сюит.
Возможно, из-за инбридинга среди его предков наследственная челюсть Габсбургов была наиболее заметной у Леопольда. Из-за того, что его челюсть была изображена необычно большой на серебряной монете 1670 года, Леопольда прозвали «Боровиком»; однако большинство коллекционеров не верят, что монета была точным изображением.
Перестрелка в Майерлинге
Согласно первым сообщениям в прессе, 29 января наследник находился в Майерлинге и ждал Марию. Она исчезла из дома в полдень, оставив записку, что едет «к родным». Однако мать об истинных намерениях дочери догадалась и бросилась к министру-президенту графу Тааффе, который, в свою очередь, поставил в известность эрцгерцога Карла Людвига. А последний не нашёл ничего лучшего, кроме как послать племяннику в Майерлинг телеграмму с приглашением на семейный обед. Телеграмма эта не застала Рудольфа в замке и все это время пролежала на его столе. Между тем в Вене ожидали возвращения Рудольфа. Но шёл час за часом, а он не появлялся. И тогда его приятель, граф Хойос, прибыв в замок и, очевидно, не найдя на месте принца, собрал ночью всю прислугу, и они с факелами отправились осматривать лес, полагая, что принц охотился, заблудился и пропал. К 8 часам утра 30 января лесничий Вернер, проголодавшись после бесплодных поисков, хотел зайти в свою сторожку за куском хлеба. Но, найдя дверь запертой, а сквозь щели заметив свет, он выбил замок и не поверил своим глазам: на кровати лесничего лежал труп Марии, а рядом — почти сползшее на пол тело кронпринца Рудольфа. Вернер бросился в замок, и вскоре в сторожку прибыли граф Хойос, камердинер Ло-шек и кучер Йозеф Братфиш. Граф констатировал, что кронпринц застрелился из ружья лесничего, зацепив гашетку за выступающий угловой винт кровати и направив себе дуло в голову. Этим и объясняется страшная рана на черепе. Баронесса Вечера отравилась (или была отравлена) стрихнином. Пока тело принца переносили в замок, граф Хойос поспешил на железнодорожную станцию и, остановив поезд, отправился в Вену. Некоторые заграничные газеты смаковали иные скандальные слухи: якобы Мария Вечера, прибыв в роковой день в Майерлинг, нашла там целую компанию собутыльников Рудольфа и нескольких актрис. Она рассердилась и обиделась на эрцгерцога, который позволил себе унизить её до подобного общества. Отказавшись от ужина, Мария удалилась в комнату, отведённую для неё. Возможно, кронпринца стала беспокоить совесть за то, что он поставил преданную ему девушку в оскорбительное положение. Несдержанный в своём гневе Рудольф обрушился на своих «друзей» с упрёками. Завязалась перебранка, перешедшая в драку, во время которой кто-то ударил Рудольфа по голове бутылкой от шампанского. Удар был настолько силён, что раздробил половину черепа, и осколки стекла так и остались в мозгу убитого. Быстро протрезвев, гости сообразили, что Мария является единственной свидетельницей всего происшедшего и может их погубить. Дверь её комнаты была заперта, и тогда они бросились к окну, через которое и застрелили её в тот момент, когда, перепуганная дракой в столовой, она на коленях ползла по полу, видимо, собираясь выскочить из окна. В разгоревшейся перебранке гостей, помимо Рудольфа и Марии, было убито и ранено ещё несколько человек. Все оставшиеся в живых «ночные» свидетели немедленно дали показания властям, после чего их обязали молчать. Многие из свидетелей довольно быстро ушли из жизни, например, граф Зичи и кучер Йозеф Братфиш, который был постоянным спутником кронпринца в его ночных похождениях.
Источники
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Chisholm, Hugh, ed. (1911). « Леопольд I. (император) ». Британская энциклопедия . 16 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 458–459.
- Crankshaw, Эдвард, Габсбурги: Портрет династии (Нью-Йорк, Viking Press, 1971).
- Фрей, Линда и Марша Фрей. Вопрос об империи: Леопольд I и война за испанское наследство 1701–1705 (1983)
- Голубьева Мария. Прославление императора Леопольда I в образе, зрелище и тексте (Майнц, 2000) (Veröffentlichungen des Instituts für Europäische Geschichte. Abteilung für Universalgeschichte, 184).
- Маккей, Дерек (1997). Ореско, Роберт; Гиббс, GC (ред.). . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521419109.
- О’Коннор, Джон Т. (1978). Переговорщик вне сезона . Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN 0-8203-0436-0.
Есть ли у героев реальные прототипы?
Фильм снят по рассказу американца С.Миллхаузера «Иллюзионист Айзенхайм», но это не историческая проза в полном смысле слова. Некоторые критики проводят параллели между кронпринцем Леопольдом в фильме и реальным кронпринцем Рудольфом, который в январе 1889 г., как считается, убил свою любовницу (не невесту, он был женат) Марию Вечера и покончил с собой. После самоубийства кронпринца ходили смутные слухи о том, что он якобы хотел захватить власть, и потому его убрали. Более достоверно то, что кронпринц Рудольф болел сифилисом и страдал депрессией. Умный и энергичный Леопольд в фильме мало на него похож, а великий иллюзионист Айзенхайм (он же Эдуард Абрамовиц), как и София фон Тешин — полностью вымышленные персонажи.
Зато главные номера Айзенхайма — «Апельсиновое дерево» и «Бабочки» — реально существуют. Их придумал великий французский иллюзионист середины XIX в. Робер-Уден.
История обслуживания
Картина австро-венгерской эскадры во главе с Кронпринц Эрцгерцог Рудольф, в Киль, Германия
Кронпринц Эрцгерцог Рудольф c. 1915 г. как стационарный корабль в Каттаро Бэй
SMS Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был положил 25 января 1884 г. на Военно-морской верфи в г. Пола. Она была запущен 6 июля 1887 г., а затем началось оснащение, который был завершен в сентябре 1889 года. К стыду Габсбургов, тезка корабля покончила жизнь самоубийством в начале того года. В 1890 году немецкий император кайзер Вильгельм II, пригласил австро-венгерский флот принять участие в ежегодных учениях флота в августе. Кронпринц Эрцгерцог Рудольфброненосец Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, а защищенный крейсер Кайзер Франц Иосиф I были отправлены в Германию под командованием Контр-адмирал Иоганн фон Хинке. В пути эскадрилья нанесла визит в Гибралтар и Британия; во время последней остановки корабли участвовали в Cowes Regatta, где они были рассмотрены Королева Виктория. Корабли также останавливались в Копенгаген, Дания и Карлскруна, Швеция. На обратном пути в Австро-Венгрию эскадра посетила Шербур, Франция и Палермо, Италия. Кронпринц Эрцгерцог Рудольф неоднократно испытывал трудности с двигателями во время поездки, но тем не менее считался большим успехом в австро-венгерском флоте.
В 1892 году торжества в честь 400-летия Христофор Колумбпервые трансатлантические рейсы были проведены в нескольких странах; Кронпринц Эрцгерцог Рудольф, Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, и Кайзер Франц Иосиф I представлял Австро-Венгрию во время церемоний в Генуя, Италия, место рождения Колумба. Находясь там, ее осмотрел Кинг. Умберто I Италии и его сын Виктор Эммануил III. Уже к 1898 году корабль считался австро-венгерским флотом второстепенным, после менее чем 10 лет службы. Быстрые темпы развития военно-морского флота в конце 19 века быстро сделали его устаревшим.Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был реклассифицирован как корабль береговой обороны в 1906 г. В 1908 году австро-венгерский флот попытался продать корабль, Кронпринзессин Эржерзогин Стефани, и Тегетхофф в Уругвай для сбора средств на новые проекты, но сделка сорвалась.
После объявления Австро-Венгрией войны Сербии в июле 1914 г. Первая Мировая Война, корабль находился в Каттаро Бэй под Командир Ричард Флорио, лидер Горного командования II. В отряд также входил старый разрушитель, четыре торпедных катера, заградитель, и два тральщики, среди других второстепенных судов. Она оставалась там на время конфликта. К началу 1918 года длительные периоды бездействия начали изнашиваться экипажами нескольких военных кораблей в Каттаро, в том числе Кронпринц Эрцгерцог Рудольф. 1 февраля Каттаро Мютини вспыхнул, начиная с борта броненосный крейсер Санкт-Георг и быстро распространяется на другие корабли. Офицеры были заперты в своих каютах, в то время как комитет моряков собрался, чтобы сформулировать список требований, которые варьировались от более длительных периодов отпуска и улучшения рационов до прекращения войны, на основе заявления президента США. Вудро Вильсонс Четырнадцать очков. На следующий день лояльные правительству береговые батареи открыли огонь по Кронпринц Эрцгерцог Рудольф как она плыла к Залив Теодо, самая удаленная часть залива Каттаро. Батареи получили единственное попадание, в результате которого погибли двое мужчин, что побудило многие из восставших кораблей прекратить попытки. Утром 3 февраля Эржерцог Карл-классовые линкоры 3-й дивизии прибыл в Каттаро, что убедило последних сдающихся. Суды над главарями начались быстро, и четыре человека были казнены.
С окончанием войны в ноябре 1918 года и распадом Австро-Венгерской империи, Кронпринц Эрцгерцог Рудольф был передан молодой ВМС Королевства сербов, хорватов и словенцев в марте 1921 года. Они переименовали ее Кумбор, но она оставалась в их инвентаре ненадолго, будучи распалась на металлолом в следующем году.
Индивидуальные доказательства
- Konrad Крамар, Петра Stuiber : Причудливый Габсбурги — причуды и арии из царской семьи . Verlag Ueberreuter, Вена 1999, ISBN 3-8000-3742-4 .
- Бриджит Хаманн: наследный принц Рудольф. Одна жизнь. Амальтея, Вена 2005, ISBN 3-85002-540-3 , здесь стр. 146–148.
- ^
- Интервью со Стефани фон Виндиш-Грец в: Каро Вольм, Дорис Планк: Der Fall Rudolf. (Телевизионный документальный фильм ORF в сериале Tat-Dinge special ) первый эфир 19 мая 2006 года.
- Эксгумация тела MV и последующая судебно-медицинская экспертиза. Показан в документальной телепрограмме Der Fall Rudolf (Австрия, 2006) на 3sat 8 апреля 2012 года.
- «Наследный принц Рудольф — Следы жизни». Информационная папка (заголовки и тексты глав) выставки 2008/2009, стр. 43.
- «Наследный принц Рудольф — Следы жизни». Информационная папка (надписи и тексты глав) к выставке 2008/2009, стр. 33: «Testament des Kronprinzen. Вена, 2 марта 1887 г., бумага, тушь, от руки. H 2_006 «.
- Heeresgeschichtliches Museum (Ред.): 100 лет Heeresgeschichtliches Museum. Известно и неизвестно о его истории. Heeresgeschichtliches Museum, Вена 1991, стр. 8 f.
- Филипп Ванденберг: Жена императора за завтраком. От судьбы любимой. Bastei-Lübbe, Bergisch Gladbach 2007, ISBN 978-3-404-64221-2 , стр. 67f.
- Лизелотта Попелка: Музей истории армии, Вена. Издательство Styria, Graz et al. 1988, ISBN 3-222-11760-8 , с. 50.
- Manfried Rauchsteiner , Manfred Litscher (Ed.): Музей истории армии в Вене. Издательство Styria, Graz et al. 2000, ISBN 3-222-12834-0 , стр. 58.
личные данные | |
---|---|
ФАМИЛИЯ | Рудольф Австро-Венгрии |
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА | Австро-Венгрия, Рудольф Франц Карл Йозеф фон (полное имя) |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ | Наследник престола Австро-Венгрии |
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ | 21 августа 1858 г. |
МЕСТО РОЖДЕНИЯ | Новый замок Лаксенбург |
ДАТА СМЕРТИ | 30 января 1889 г. |
МЕСТО СМЕРТИ | Замок Майерлинг |
В популярной культуре [ править ]
- Майерлинг , фильм режиссера Анатоля Литвака с Шарлем Бойе и Даниэль Дарье по роману Клода Анэ .
- Сараево (1940), фильм режиссера Макса Офюлса начинается со смерти Рудольфа.
- Мюзикл « Маринка» (1945) по книге Джорджа Мариона-младшего и Карла Фаркаса на слова Джорджа Мариона-младшего, музыка Эммериха Кальмана .
- Рудольф появляется в австрийском фильме Der Engel mit der Posaune (1948) и в британском римейке этого фильма «Ангел с трубой» (1950).
- Майерлинг , фильм 1957 года, в котором Мэл Феррер в роли наследного принца Рудольфа, Одри Хепберн в роли баронессы Мэри Ветсара и Лорн Грин в роли кайзера Франца Йозефа.
- Майерлинг , фильм 1968 года, в котором Омар Шариф в роли наследного принца Рудольфа, Катрин Денев в роли Марии, Джеймс Мейсон в роли кайзера Франца Иосифа и Ава Гарднер в роли императрицы Елизаветы.
- «Утаката но кои» / «Эфемерная любовь» японского издания Takarazuka Revue по фильму 1968 года.
- Реквием по наследному принцу , часовой эпизод британского документального / драматического сериала « Падение орлов» (1974) режиссера Джеймса Фурмана и сценария Дэвида Тернера, подробно отслеживает события 30 января 1889 года и следующие несколько дней в Майерлинге. .
- Фильм Миклоша Янчо 1975 года « Vizi privati, pubbliche virtù» («Частные пороки, общественные добродетели») — переосмысление, в котором влюбленные и их друзья убиты имперскими властями за измену и безнравственность.
- Балет Кеннета Макмиллана 1978 года, Майерлинг .
- Рудольф появляется как персонаж в мюзикле Элизабет (1992).
- Рудольф появляется как персонаж в Лилли , которую играет Патрик Райкарт , инсценировке жизни Лилли Лэнгтри на телеканале Granada TV . необходима цитата
- Японская манга Хигури Ю , «Тенши но Хицуги» (Гроб ангела) (2000).
- Наследный принц де , фильм режиссера Роберта Дорнхельма (2006) в двух частях.
- Мюзикл композитора Фрэнка УайлдхорнаРудольф — Дело Майерлинга» (2006), выпущенный на некоторых территориях как «Последний поцелуй» или « Рудольф — Последний поцелуй».
- В пьесе Дэвида Логана Рудольф» (2011) драматизируются последние несколько недель жизни наследного принца Рудольфа.
- Сильно вымышленная версия инцидента в Майерлинге изображена в фильме 2006 года «Иллюзионист» . Наследный принц Леопольд (играет Руфус Сьюэлл ) — вымышленный аналог Рудольфа.
Ранняя жизнь [ править ]
Он родился в Пранжене , Швейцария , где жила бывшая австрийская императорская семья после отправки в изгнание. Он был назван в честь Рудольфа IV, герцога Австрии .
Получив образование вместе со своими братьями и сестрами сначала в Испании, затем в Бельгии, в 1944 году он и его брат эрцгерцог Австрийский Карл Людвиг тайно вошли в Австрию, чтобы присоединиться к австрийскому сопротивлению [ необходима цитата ] , но Рудольф был изгнан в 1946 году после его членства в бывшем императорском доме Габсбургов разоблачили. После войны он отправился в Соединенные Штаты, Канаду и Бельгийское Конго .
Рудольф работал младшим руководителем Уолл-стрит и директором банка.
Следующая жизнь
Он совершил множество поездок, сначала в Европу, а затем и на другие континенты, о которых написал несколько отчетов — от своего имени или анонимно. Вдобавок он предложил энциклопедию Австро-Венгрии, так называемую Kronprinzenwerk , и написал в ней сам. К тому же наследный принц Рудольф был уважаемым орнитологом . Он часто конфликтовал со своим отцом, потому что он представлял либеральные и антиклерикальные взгляды и предпочитал укреплять «многонациональное сознание» в Габсбургской империи, а не особые права нации.
Военная служба и роман в Праге
После завершения учебы Рудольф переехал в Прагу в 1878 году, где прошел военную службу в 36-м пехотном полку (1878 г., полковник , 1880 г., генерал-майор , 1882 г., лейтенант -фельдмаршал , генерал-лейтенант 1888 г.).
По словам Берты Цукеркандл , дочери издателя газеты и давнего друга Рудольфа Морица Сепса , у Рудольфа был роман с молодой женщиной еврейской веры в Праге — по словам его внучки Стефани Виндиш-Грец (1909-2005), его единственной и единственная любовь. Согласно шпионским отчетам в файлах начальника полиции Вены Франца фон Краусса , эта любовница даже сопровождала его на свадебное шоу в Брюссельском суде. Она умерла после побега из ссылки, в которую была изгнана.
Брак со Стефани Бельгийской
Наследный принц Рудольф и кронпринцесса Стефани
Под давлением императора в 1881 году Рудольф был вынужден жениться на принцессе Стефании , дочери бельгийского короля Леопольда II, троюродной сестре отца Рудольфа Франца Иосифа, так как ее мать Мария Генриетта приходилась внучкой императору Леопольду II . Свадьба прошла в Вене.
Некоторое время пара жила в Праге , где неоднократно возникали ссоры. После рождения дочери, эрцгерцогини Элизабет Мари в Лаксенбурге в 1883 году, они вернулись в Вену.
Смерть в Майерлинге
Баронесса Мария Ветсера (1887)
Замок Майерлинг, место смерти Рудольфа Австро-Венгрии и Марии Ветсера
Рудольф страдал от резких перепадов настроения. Предположительно, он покончил жизнь самоубийством в ночь с 29 на 30 января 1889 года в замке Майерлинг , выстрелив в голову. Там же умерла 17-летняя баронесса Мария Ветсера . Согласно заключению врача, ее застрелил наследный принц Рудольф. Сейчас выяснилось, что на самом деле баронесса умерла от выстрела в голову . Венские придворные врачи вскрыли труп наследного принца и на основании патологических данных, обнаруженных в мозге, засвидетельствовали, что этот акт произошел в «состоянии умственного замешательства», что позволило похоронить наследного принца со всеми церковными церемониями . Баронесса Мария была доставлена в аббатство Хайлигенкройц и похоронена на кладбище цистерцианского аббатства .
В начале февраля 1889 г. в немецкой печати появились различные сообщения о наследном принце Рудольфе и баронессе. k. Районный суд в Опаве запретили.
Ход роковой ночи остается неясным по сей день, после того как свидетели (в том числе камердинер Рудольфа Иоганн Лошек ) всю жизнь хранили молчание или делали противоречивые заявления. Многие документы были уничтожены. Предполагаемое орудие убийства позже перешло во владение Отто фон Габсбурга , который не выдавал его всю свою жизнь (1912–2011). В кронпринце самоубийство разрушило доверие к монархии Габсбургов .
Зита , мать Отто и жена последнего императора Карла, в последние годы своей жизни утверждала историкам, что Рудольф и Мария Ветсера были убиты не самим наследным принцем в Майерлинге, а «пали жертвой политических убийц», согласно Немецкий новостной журнал Der Spiegel сообщил в своем коротком некрологе о смерти Зиты в 1989 году. По мнению Зиты, Рудольф был «жертвой политически мотивированного убийства» иностранного заговора, потому что он не хотел участвовать в заговоре с целью свержения императора Франца Иосифа, но хотел его разоблачить. По словам Зиты, заказчиком был французский государственный деятель Клемансо . Brigitte Hamann , сам автор биографии Рудольфа, описал эти заявления в интервью австрийской еженедельной Profil в 2005 году как «целевое запотевание тактики.»
В своем завещании от 2 марта 1887 года Рудольф назначил своего отца, императора Франца Иосифа, душеприказчиком . Вдобавок он попросил его взять на себя опеку над дочерью Элизабет Мари (1883–1963), которую он в то же время сделал своей универсальной наследницей.
После смерти Рудольфа, согласно законам Габсбургов , его Карл Людвиг стал австро-венгерским наследником престола.
Майерлингская трагедия
Баронесса Мария фон Вечера
После празднования своего 30‑летнего юбилея Рудольф почти каждую неделю приезжал в Майерлинг, чтобы побыть в одиночестве. Иногда он приглашал самых близких друзей для совместной охоты в Венском лесу. Тогда кронпринц наверняка щеголял красивым охотничьим мечом, подаренным графом Хойошем. А самый последний визит наследника престола в Майерлинг обернулся трагедией, которая потрясла не только Австро-Венгерскую империю, но и всю Европу.
В ноябре 1888 г. начался бурный роман Рудольфа с 17‑летней баронессой Марией фон Вечера (Maria von Vetsera, читается также как Ветсера или Вецера; полн. Maria Alexandrina von Vetsera). Это был далеко не первый роман любвеобильного кронпринца, но теперь он увлёкся всерьёз. Он не сопротивлялся внезапно нахлынувшему чувству и всё больше погружался в трясину запретной любви, пытаясь найти в ней спасение от личных и политических проблем. А Мария, почти истерически влюблённая в своего принца, была готова следовать за ним хоть на тот свет.
Император сначала не придавал особого значения очередному увлечению сына, однако он не на шутку встревожился, когда узнал о попытке наследника получить в Ватикане разрешение на аннулирование брака со Стефанией. 26 января 1889 г. Франц Иосиф I встретился с Рудольфом и потребовал прекратить любые отношения с баронессой. Кронпринц отказался. В конце разговора взбешённый император крикнул вслед уходящему сыну: «Ты не достоин быть моим наследником!». Как показали дальнейшие события, эта встреча лишь ускорила трагическую развязку.
28 января Мария тайком сбежала из дома и встретилась с Рудольфом, которому тоже удалось обмануть свою охрану. Влюблённые порознь отправились в Майерлинг: сначала кронпринц, а вслед за ним баронесса. На следующий день утром сюда же прибыли приглашённые накануне принц Филипп фон Саксен-Кобург и граф Йозеф фон Хойош, но Рудольф решил скрыть от них присутствие Марии. Более того, он отказался ехать с друзьями на запланированную охоту, сославшись на недомогание. Той же причиной кронпринц объяснил в телеграмме жене своё отсутствие на официальном ужине во дворце.
Как вспоминал потом Хойош, весь день 29 января Рудольф был спокоен и даже весел. Вечером после ужина он попрощался с друзьями и снова уединился с Марией в своих покоях, приказав камердинеру Йоханну Лошеку не беспокоить его до половины восьмого утра. Однако на следующее утро тот не достучался до своего господина, а дверь в спальню была заперта изнутри. Заподозрив неладное, Лошек обратился за помощью к принцу и графу. Только тогда гости и узнали о присутствии в замке Марии.
Когда после некоторого замешательства Хойош, Саксен-Кобург и Лошек взломали, наконец, запертую дверь и вошли в спальню Рудольфа, перед их глазами предстала страшная картина. Мёртвая баронесса лежала на кровати с розой в сложенных руках и с распущенными волосами, которые скрывали огнестрельную рану на голове. Возле кровати в полусидящей позе находилось бездыханное тело Рудольфа. Простреленная голова, шея и грудь кронпринца были залиты кровью, а в его безвольно повисшей руке был зажат револьвер, из которого, как позже выяснилось, и были произведены выстрелы. Очень странно, но никто из присутствовавших тогда в замке людей их почему‑то не слышал.
Ранние годы
Европа после Вестфальского мира 1648 года
Леопольд родился 9 июня 1640 года в Вене. Он получил традиционное образование в области гуманитарных наук , истории, литературы, естествознания и астрономии. Он особенно интересовался музыкой, как и его отец, император Фердинанд III. С раннего возраста Леопольд проявлял склонность к учебе. Он стал свободно говорить на латыни , итальянском , немецком , французском и испанском языках . Помимо немецкого, при его дворе наиболее излюбленным языком был итальянский.
Точно так же он получил всестороннее церковное образование, поскольку изначально был выбран для карьеры в высшем духовенстве. Однако от этого плана отказались после смерти его старшего брата Фердинанда IV в 1654 году , когда Леопольд стал наследником. Тем не менее духовное образование Леопольда оказало на него явное влияние. Леопольд оставался под чарами своего духовного образования и влияния иезуитов на протяжении всей своей жизни. Для монарха он был необычайно хорошо осведомлен в богословии, метафизике, юриспруденции и науках. Он также сохранил интерес к астрологии и алхимии, которые он развил под руководством наставников-иезуитов. Глубоко религиозный и преданный человек, Леопольд олицетворял pietas Austriaca , лояльное католическое отношение своего дома. С другой стороны, его набожность и образование, возможно, вызвали в нем фаталистическое напряжение, которое побудило его отвергнуть все компромиссы по конфессиональным вопросам, что не всегда считается положительной характеристикой правителя.
Леопольд обладал типичными габсбургскими физическими качествами, такими как выдающаяся габсбургская нижняя челюсть . Невысокий, худощавый и болезненного телосложения Леопольд был холоден, сдержан на публике и социально некомпетентен. Однако, как говорят, он также был открыт с близкими соратниками. Кокс описал Леопольда следующим образом: «Его походка была величественной, медленной и неторопливой; его задумчивая воздушная задумчивость, его неуклюжие обращения, его грубые манеры, его характер холодный и флегматичный». Спилман утверждает, что его долгожданная карьера в духовенстве заставила Леопольда «рано усвоить ожидаемое от него сильное католическое благочестие и мягкие манеры, свойственные просто второстепенной роли. монархов. С самого начала его правление было оборонительным и глубоко консервативным ».
Избранный королем Венгрии в 1655 году, он последовал его примеру в 1656 и 1657 годах в Богемии и Хорватии соответственно. В июле 1658 года, более чем через год после смерти своего отца, Леопольд был избран императором Священной Римской империи во Франкфурте в противовес французскому кардиналу Мазарини , который стремился возложить Императорскую корону на голову курфюрста-принца Фердинанда Марии или кого- то другого, не принадлежащего к власти. Габсбургский князь. Чтобы примирить Францию, которая имела значительное влияние на дела Германии благодаря Рейнской лиге , новоизбранный император пообещал не помогать Испании, в то время находившейся в состоянии войны с Францией. Это ознаменовало начало почти 47-летнего правления, характеризовавшегося длительным соперничеством с Францией и ее королем Людовиком XIV . Последняя доминирующая личность и власть полностью затмила Леопольда даже по сей день. Хотя Леопольд не руководил своими войсками лично, как Людовик XIV, он был в не меньшей степени королем-воином, поскольку большая часть его общественной жизни была направлена на организацию и содействие войнам.
Разное
Когда он крестился, его имя было написано Рудольф , когда он женился в 1881 году, и в некрологе в 1889 году Рудольф . Кронпринц-Рудольф-Бан , названный в его честь, на момент своего основания носил название f . В 1903 году во всем немецкоговорящем регионе была проведена реформа правописания, в результате которой словосочетание ph было изменено на f .
Рудольф был спонсором Музея императорской и королевской армии (ныне ) в Вене. С 1885 года он был председателем комитета, ответственного за формирование и организацию Музея армии.
Мицци Каспар (1864–1907) долгие годы была любовницей Рудольфа. Рудольф хотел убить себя вместе с ней, но она не хотела умереть вместе с ним. Она сообщила в полицию о планах самоубийства Рудольфа , но они не были расследованы . Рудольф провел с ней свою последнюю ночь в Вене с 27 по 28 января 1889 года; утром он уехал в Майерлинг . Рудольф завещал Каспару (тогда ему было 24 года) 30 000 гульденов.
Музыка
Как и его отец, Леопольд был покровителем музыки и композитором. Он продолжал обогащать музыкальную жизнь двора, нанимая и оказывая поддержку выдающимся композиторам, таким как Антонио Бертали , Джованни Бонончини , Иоганн Каспар Керлл , Фердинанд Тобиас Рихтер , Алессандро Поглиетти и Иоганн Фукс . Сохранившиеся произведения Леопольда показывают влияние Бертали и венских композиторов в целом (в ораториях и других драматических произведениях), а также Иоганна Генриха Шмельцера (в балетах и немецких комедиях). Его духовная музыка, пожалуй, самая успешная, особенно Missa angeli custodis , Реквием-месса для его первой жены и Три проповеди , написанные для погребения его второй жены. Большая часть музыки Леопольда была опубликована вместе с произведениями его отца и описывалась как «произведения чрезвычайно высокого качества».
Почему инспектор Уль написал разоблачающее письмо?
Поверив, что кронпринц — жестокий убийца, инспектор решается выступить против него и отправляет письмо офицерам Генштаба, в котором описывает план по свержению императора. Офицеры сообщат императору, и для Леопольда все закончится. Почему же инспектор, до того служивший верой и правдой, идет на такой шаг?
Дело в том, что Уль так же, как и его господин, предан идее порядка и контроля, и именно потому его возмущает убийство. Прежде он верил, что кронпринц — сильный человек, стремящийся к власти, чтобы спасти государство, но после «гибели» Софии он убеждается что перед ним — психопат, не владеющий собой. Такой не то что государство спасти не сможет — от такого надо само государство спасать.