Весь рынок нефтепродуктов в одном приложении

Полубог

Император любил сравнивать себя с сыном Юпитера — Геркулесом. Он действительно чувствовал себя полубогом. Постепенно империю заполонили скульптуры и бюсты, которые были тогда главным средством массовой пропаганды. Римляне видели, например, статую Геркулеса с лицом Коммода, в наброшенной на плечи львиной шкуре и с палицей на плече. Такой скульптурный портрет до сих пор хранится во дворце Консерваторов в Риме. Недовольный малыми формами, император повелел придать черты сходства с собой стоявшей у Колизея огромной (больше тридцати метров) статуе Нерона. Скульпторы водрузили на изваяние голову Коммода вместо прежней, добавили палицу и посадили у его ног льва. Коммод обычно останавливался у этой статуи, направляясь на арену. Когда он одерживал там победу над гладиатором или убивал зверя, сидевшие в первом ярусе сенаторы разражались криками: «Ты — бог! Ты — победитель и всегда будешь победителем!». Промолчать было опасно. Доносы императору на «молчальников» стали обычным делом, а он бывал страшно недоволен, если громкие восторги почему-то показались ему неискренними. Однако преходящей славы Коммоду было мало. Он хотел увековечить себя, поэтому переименовал Рим, который уже два века называли Вечным городом, в город Коммода — Коммодиану. Сенат и каждый легион стали зваться Коммодиановыми. Римлян при нём было велено называть коммодианцами. Каждому месяцу года он присвоил одно из своих двенадцати почётных имён.

Образ жизни

Коммод в образе Геркулеса

Дион Кассий отмечал, что Коммод «не имел сперва ни коварства, ни злобы, но из–за большой простоты и природной робости попал в низкую зависимость от приближённых. Так как он не умел соображать самостоятельно, люди, которые овладели его душой, сначала привели его к разврату, а потом к крайним жестокостям». После нескольких покушений Коммод убивал римлян, если те гневили его. Такая попытка была предпринята с целью уничтожения дома Квинтилиев. Кондиан и Максимус были казнены под предлогом того, что, несмотря на их неучастие в заговорах, они могли использовать свои богатства и таланты в случае своего недовольства положением дел. писал, что однажды в Таурински термах Коммод приказал бросить слугу в печь, потому что вода оказалась недостаточно тёплой.

В гареме Коммода было несколько сот женщин и столько же мальчиков. По словам современников, он испробовал все способы разврата. Ему приписывают ношение женской одежды и игры во врача с препарированием живых людей.

Коммод любил гладиаторские бои и сам выходил на арену в роли гладиатора (секутора), хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем (лат. infamia). Хорошо знал это ремесло и владел мечом. При этом нисколько не стеснялся выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. На глазах народа сам дрался на арене и умертвлял диких животных. Приказал тщательно фиксировать все свои выступления. Провёл 735 боёв.

Требовал своего обожествления и принимал высокопарные титулы. Считается, что он даже собирался сжечь город как свою колонию. Был поклонником восточных культов. Носил на голове изображение бога Анубиса. Появлялся в одеянии жреца Изиды. Участвовал в самоистязательных религиозных ритуалах.

В последние годы правления стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.

Коррупция при римском императоре

Юноша отличался любовью к показной роскоши, из казны постоянно исчезали крупные суммы. Сановники без зазрения совести обкрадывали государство — наказания им не грозило. Управление Римом Коммод передал в руки своего любимца, бывшего раба Клеандра. Отчасти это решение и предопределило судьбу правителя. Клеандр продавал высокие должности, в Риме его ненавидели. Клеандр забирал себе средства, предназначенные для благотворительных целей. Во время эпидемии в Риме начался голод, и народ обвинил Клеандра в спекуляции. В конце концов Коммод казнил фаворита.


Коммод. (wikipedia.org)

Гарем императора постоянно пополнялся новыми лицами. Коммод не укрощал свой гнев; провинившегося слугу он мог приказать сжечь. Император был крайне мнительным; особенно ярко эта черта проявилась после неудавшегося заговора с участием сестры Коммода. Правителю то и дело доставляли доносы, подозреваемых в измене жестоко казнили. В ненависти к императору были едины все слои населения. Коррупция стала неотъемлемым элементом городской жизни; в Риме не было должности, которую нельзя было купить. Страх перед заговорами у императора сочетался с манией величия; он придумал для себя массу титулов (в том числе «Защитник покоя»). Коммод ставил себя в один ряд с богами. Самолюбие правителя не знало пределов. На монетах Коммода изображали в образе Геркулеса, сына Зевса. Нередко император появлялся на гладиаторской арене; зрители видели статного воина в одеянии Геркулеса, который… метал стрелы в зверей, находясь в безопасности за ограждением.

В заговоре против Коммода участвовала его любовница Марция, которой император предоставил широкие полномочия, сановник Эклект и префект претория. Марция дала жертве яд, однако он не подействовал. Тогда императора убил его раб Нарцисс. Так закончилось 15-летнее правление императора.

Личность[]

Коммод — самовлюбленный человек. Он считает, что может делать что угодно, и ему ничего за это не будет. В Темном Пророчестве он выказывает желание назвать в свою честь город, его основные достопримечательности и даже даты и времена. Коммод держит в себе страхи, злость и горечь. Он не смог смириться с тем, что Аполлон, его друг и бывший возлюбленный, убил его.

Он не придает значения правилам, не любил то, как строго его отец их соблюдал. Коммод также очень нетерпеливый, хочет, чтобы все происходило сейчас, и убивает тех, кто советует ему быть осторожнее и сдержаннее. У него, к тому же, есть привычка видеть предателей в группах — реальных или же придуманных, и он слеп к тому факту, что именно его собственные действия создают настоящих предателей.

Тирания – Коммод

Сюжетные чаши весов ставят протагониста Максимуса и антагониста Коммода на противоположные чаши весов личностных качеств. Фактически Коммод воплощает в себе гамму противоречивых и оппозиционных к генералу качеств. Там, где наш главный герой готов умереть во имя чести, новый император уничтожает ее остатки в себе, если таковые вообще были на момент начала событий. Один стоит за друзей и защищает женщину, а другой видит в окружении врагов и хочет вступить с сестрой в не природную связь. Пока Максимус с высоко поднятой головой смотрит в лицо смерти и своим врагам, как бы сильны те не были, владыка Римской империи плачет и жалуется на то, что он бессилен. Теперь самый известный гладиатор одолевает врагов с численным превосходством, а молодой наследник прибегает к низким методам, чтобы выглядеть лучше перед публикой.

Оставляя за кадром реальную историю безумного правления Коммода в реальности, мы имеем художественного антагониста, образ которого формируется заведомо негативно. Каким предстает будущий император с первых сцен фильма Гладиатор. Пока шла война, он месяц путешествовал со всеми условиями, под охраной, а теперь приехал, как ему кажется, получить власть от отца. Он упражняется утром в бое на мечах, но не имеет реального боевого опыта, кроме как со специально обученными слугами. Питает неподобающую слабость к своей сестре в сексуальном контексте. И все это еще до того, как Коммод предстает убийцей собственного отца, лжецом, лже-императором, единоличным судьей для семьи Максимуса.

Коммода мало интересует состояние его армии в Германии, так как он спешит вернуться в Рим и войти туда, как завоеватель. Нам так и не дают понять, почему Коммода вообще нужно свергать, как правителя, кроме как его личных качеств и истории с наследием титула. Чуть позже становится ясно, что Коммод желает узурпировать власть в империи, еще более упрочнив власть и влияние императора. Это противоречит мечте и последней воле обожаемого всеми императора Марка Аврелия. В этом смысле ребяческие амбиции и жажда власти сына противопоставлены многолетней мудрости философа и мыслителя, достойного правителя. Марк Аврелий завоевывал и народы, убивал и грабил, но через четверть века устал от этого и дает понять, что был заложником системы. Коммод же наоборот, хочет править и покорять всех – от сестры в постели до сената и других народов.

Одной из ярких сцен Gladiator, которая все же показывает нам Коммода в качестве правителя, оказывается первый опыт на слушаниях в сенате. Он выглядит скучающим, слушая проблемы своего народа, играется с мечом, а после угрожает одному из самых влиятельных народных избранников. Чума в районах Рима мало заботит нового императора. В еще одной сцене после он, без вникания в суть дела, подписывает свитки, пока ведет монолог о том, что действительно его заботит – о своем враге.

Вместе со всеми своими амбициями, как правителя самой великой державы своего времени, Коммод вынужден считаться с мнением толпы. Если он может послать свои вооруженные отряды заткнуть одного из сенаторов, подавить очаг сопротивления в стане гладиаторов и приструнить сестру угрозой расправы над ее сыном, 50-тысячный гул Колизея и столько же пар глаз, остужают пыл Коммода. То есть фактически, антагонист в фильме не показан злым гением и мастером закулисных интриг, который может коренным образом изменить окружающий мир. Коммод разрывается между собственными фантазиями, ненавистью к Максимусу, одержимостью сестрой, и мнение черни.

Лучше бы он в баню не ходил…

Лишь однажды императору не удалось опередить заговорщиков. 31 декабря 192 года любовница Коммода Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет случайно узнали, что император решил их казнить. Они не стали ждать, пока он это сделает, а ворвались в его покои и убили Коммода. Учитывая то обстоятельство, что он в одиночку справлялся со львом, можно предположить: убийство произошло в тот момент, когда император не мог оказать сопротивление. В некоторых источниках указывается, что атлет по имени Нарцисс задушил императора в то время, когда тот принимал ванну!

Как только о смерти императора было объявлено, народ устроил на улицах Рима гулянье, а Сенат приказал разбить все статуи и уничтожить его имя. Календарь вернули прежний, о Золотом веке было приказано забыть. По иронии судьбы это случилось вне желания сенаторов. Первый же римский император после Коммода, которого звали Публий Гельвий Пертинакс, продержался во главе государства ровно четыре недели и был убит своими политическими противниками. Второй — Дидий Юлиан — продержался чуть дольше — ровно два месяца — и тоже был убит. Справедливости ради следует сказать, что в тот раз трон фактически был продан с торгов преторианцами знатному сенатору Дидию Юлиану. Третий — Песценний Нигер — около полугода. Причина смерти — был убит солдатами. Четвертый — Клодий Альбин, — не усидев на троне семи месяцев, покончил с собой после разгрома в битве с Септимием Севером.

Я не хочу утомлять читателей этим длинным списком «посткоммодных» императоров, у большинства из которых в графе «причина смерти» стоит «убит». Достаточно сказать, что если до Коммода во II веке царствовало 5 императоров, то после его смерти и в следующем веке на троне побывало 57 человек; иногда за год успевало смениться до 6 императоров.

Ну и кто будет спорить с тем, что с императором-гладиатором «Золотой век» завершился?!

Смерть Марка Аврелия

Война еще продолжалась, когда император Марк Аврелий занемог и умер. Он скончался в паннонском городе Виндобоне (нынешней Вене) (17 марта 180). Умирая, он тревожился душою за будущность государства. Свои личные страдания Марк Аврелий выносил спокойно и ожидал смерти безбоязненно, верный правилу, которому следовал в жизни: «Человек в свое не долгое земное существование должен жить сообразно природе, а когда настанет минута возвращения в отечество, должен покориться этому спокойно, как созревшая маслина, которая, упадая, благословляет дерево, ее породившее и благодарит ветвь, на которой держалась». Прах умершего императора был перевезен в Рим и при всеобщей печали погребен в Мавзолее Адриана. Памятники и статуи сохраняли потомству память о мудром и добром государе. Его триумфальные ворота на Корсо оставались целы до 1662 года. Статуя Марка Аврелия на коне и колонна до сих пор украшают Рим. Они свидетельствуют, что римское искусство, хотя и падало, но еще сохраняло тогда достоинство, правдивость, изящество. Коммод, желая скорее вернуться к наслаждениям столичной жизни, поспешил кончить утомительную войну невыгодными для Рима договорами, показавшими германцам слабость дунайской границы.

Конная статуя императора Марка Аврелия. Капитолийская площадь, Рим

Смертью Марка Аврелия начинается новый период истории римской империи, когда явственно обнаружились результаты переворота, произошедшего за первые три столетия нашей эры в литературе, науке, религии, философии. Главное значение Марка Аврелия и двух предшествовавших ему императоров состоят в их влиянии на умственную жизнь современников. Династия Антонинов важна не политической или военной деятельностью. Мысли её монархов гораздо больше были заняты философией, литературой, религией. Эта сфера жизни была и для всего образованного общества империи гораздо более занимательною, чем действия войск в отдаленных странах и политические дела, от участия в которых общество было устранено. Философские размышления императора Марка Аврелия о самом себе служат ясным свидетельством того, что интересы людей сосредоточивались тогда в области их душевной жизни.

Взлёт на вершину власти

Императору Луцию Аврелию Коммоду, можно сказать, везло с детства. Четыре предшественника его отца по разным причинам остались без наследников мужского пола. Их места занимали приёмные сыновья. У отца же Коммода — Марка Аврелия — было 12 детей, в том числе три сына. Двое умерли в раннем возрасте, поэтому Коммод ещё ребёнком стал официальным наследником. Его отец, полководец и мыслитель, оставивший 12 философских сочинений, дал сыну разностороннее образование. Учителями будущего правителя были греческие и римские философы, историки, поэты. Полководческим искусством он овладевал в военных походах с отцом, получая при этом награды и воинские титулы. В 16 лет «античный тинейджер» стал самым молодым в римской истории главнокомандующим легионами. Ещё через год отец провозгласил его соправителем. Когда в 180 году Марк Аврелий умер, Коммод стал императором самой могущественной державы мира.

Молодость и приход к власти (161–180)

Ранние годы

Коммод родился 31 августа 161 г. в Ланувии , недалеко от Рима . Он был сыном правящего императора Марка Аврелия и двоюродной сестры Аврелия Фаустины Младшей , младшей дочери императора Антонина Пия , умершего всего за несколько месяцев до этого. У Коммода был старший брат-близнец, Тит Аврелий Фульвус Антонин, который умер в 165 году. 12 октября 166 года Коммод стал Цезарем вместе со своим младшим братом Марком Аннием Вером . Последний умер в 169 году, не сумев оправиться от операции, в результате которой Коммод остался единственным выжившим сыном Марка Аврелия.

За ним ухаживал врач его отца, Гален , который лечил многие распространенные болезни Коммода. Коммод получил обширные наставления от множества учителей с упором на интеллектуальное образование. Среди его учителей упоминаются Онесикрат , Антистий Капелла, Тит Айус Санктус и Питолай.

Коммод, как известно, находился в Карнунтуме , штаб-квартире Марка Аврелия во время Маркоманских войн в 172 году. Предположительно, именно там 15 октября 172 года ему в присутствии армии было присвоено победное звание Германика . Название предполагает, что Коммод присутствовал при победе своего отца над маркоманами . 20 января 175 года Коммод поступил в Коллегию понтификов , ставшую отправной точкой в ​​общественной жизни.

В апреле 175 года губернатор Сирии Авидий Кассий объявил себя императором после слухов о смерти Марка Аврелия. Будучи принятым императором Сирией, Иудеей и Египтом , Кассий продолжил восстание даже после того, как стало очевидно, что Марк все еще жив. Во время подготовки кампании против Кассия Коммод принял свою toga virilis на Дунайском фронте 7 июля 175 года, таким образом формально вступив во взрослую жизнь . Кассий, однако, был убит одним из его центурионов до того, как кампания против него могла начаться.

Впоследствии Коммод сопровождал своего отца в длительном путешествии по восточным провинциям, во время которого он посетил Антиохию . Затем император и его сын отправились в Афины , где были посвящены в Элевсинские мистерии . Затем осенью 176 г. они вернулись в Рим .

Совместное владение с отцом (176–180)

Марк Аврелий был первым императором после Веспасиана, у которого был законный биологический сын, и, хотя он сам был пятым в линии так называемых пяти хороших императоров , каждый из которых усыновил своего преемника, похоже, это было его твердым намерением. что Коммод должен быть его наследником. Коммод был первым (и до 337 года единственным) императором, « рожденным в пурпурном », то есть во время правления его отца. 27 ноября 176 г. Марк Аврелий пожаловал Коммоду титул Императора, а в середине 177 г. — титул Августа , предоставив своему сыну такой же статус, что и его собственный, и формально разделив власть.

23 декабря 176 года два императора праздновали совместный триумф , и Коммоду была предоставлена власть трибунала . 1 января 177 года Коммод впервые стал консулом , что сделало его в возрасте 15 лет самым молодым консулом в римской истории того времени. Впоследствии он женился на Бруттии Криспине, прежде чем снова сопровождать своего отца на Дунайский фронт в 178 году. Марк Аврелий умер там 17 марта 180 года, оставив 18-летнего Коммода единственным императором.

Взросление и государственная работа

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.

Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».

Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия

Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:

  • Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
  • Консула (140 г., 145 г.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
  • Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
  • Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).

10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator

Источник фото: Edwin Howland Blashfield

Мы говорили вам раньше об одержимости Коммода игрой в гладиатора. Постоянные читатели, возможно, уже знают, как он раздевался догола, выходил на арены и бил людей с физическими недостатками в голову перед ревущей толпой римских граждан. Но мы не сказали вам, насколько серьезной была эта проблема.

Коммод не был похож на обычного гладиатора. Он был жестоким, даже по меркам людей, которые избивали друг друга до смерти для развлечения публики. Он заставлял гладиаторов приходить к нему домой и тренироваться с ним. Приглашение означало почти верную смерть; никто не посмел бы победить его, а когда он выигрывал, он не проявил бы милосердия. Удачливый покинул свой дом с отсутствующими носами и конечностями, а неудачники так и не остались живы.

Когда боевой гладиатор пытался спасти жизнь своего противника, Коммод останавливал его. Жаждущий крови, он связал гладиаторов вместе и заставил их сражаться, пока один из них не умрет – иначе они никогда не были бы освобождены.

Убийство – не обычное времяпрепровождение, но оно даже подорвало экономику . Каждый раз, когда он появлялся на гладиаторской арене, Коммод взимал с государства миллион сестерциев за свое появление. Его любовь к убийству не просто стоила жизни – она ​​помогла римской экономике приблизиться к полному краху.

Избавление

Поведение Коммода с каждым годом всё больше напоминало римской аристократии то, как вели себя императоры века Калигула и Нерон. Их сумасбродство и преступления за сто лет не были забыты. Становилось очевидным, что Коммодом овладела опасная для государства и подданных мания величия. В окружении императора росло желание избавиться от него. В 192 году против венценосного гладиатора созрел заговор. В Риме его убийство готовили командир охранявшей императора Преторианской гвардии, управляющий двором, префект Рима, наконец, любовница-фаворитка Марция и постоянный напарник по боевым занятиям атлет Нарцисс. Окончательное решение было принято во время прошедших в ноябре так называемых Плебейских игр, которые включали и гладиаторские бои с охотой. Коммод не пропустил ни одного представления. Кто-то из заговорщиков всегда его сопровождал. Первое — неудачное — покушение совершила Марция. Она попыталась отравить Коммода, но яд не подействовал. Тогда заговорщики перешли к «плану Б»: во время купания его задушил в ванне Нарцисс. Сенат объявил убитого врагом отечества, постановил отовсюду убрать его статуи, стереть его имя, всему переименованному вернуть прежние названия. На память об императоре Луций Аврелии Коммоде осталась только дурная слава.

Метки: император, биография, Тайны 20 века, Древний Рим, убийство, бой, гладиаторы, правление, комод

Император

Маркусу едва исполнилось 19 лет, когда Антонин Пий жаловал ему должность консула, что стало огромной честью для юноши. В январе 161 года Аврелий избран на третий консульский срок. Спустя три месяца скончался Антонин Пий, а два его сына — Марк Аврелий и Луций Цейоний Коммод Вер — возглавили Римскую империю. Через восемь лет совместного правления Коммод скончался, а власть перешла к Марку Аврелию.

Антонин Пий

Лейтмотивом правления Марка Аврелия стало подчеркнуто уважительное отношение к высшему органу государственной власти в Риме – сенату. Не меньше внимания новый император уделял и системе правосудия. Причем Марк избегал в этой области сомнительных новшеств, а наоборот, укреплял древние, исконно римские традиции и нормы права. А любовь правителя к мудрости, размышлениям и медитациям стала основой философии тех времен. Причем, хотя император и был сторонником стоицизма, в Афинах успешно работала и оппозиционная кафедра эпикурейской философии, которой он покровительствовал.

Конная статуя Марка Аврелия

В период власти Марка Аврелия в Риме были заложены основы муниципальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей. Несмотря на миролюбивый нрав правителя, ему пришлось поучаствовать не в одной войне. Как только умер Антоний Пий, соседний народ из Парфии нарушил суверенитет римских границ, и римляне потерпели разгромное поражение в двух битвах. Тогда страны заключили мир на не самых выгодных для Рима условиях. А уже спустя несколько месяцев на северные границы государства напала германская армия.

Портрет Марка Аврелия

Массивное нападение древних германцев по всем фронтам севера Римской империи вынудило Марка Аврелия увеличить финансирование армии, а также организовать дополнительный призыв, создавая новые легионы для защиты границ. В солдаты забирали даже рабов и знаменитых гладиаторов. Дополнительные проблемы у восточных границ империи создавали воинственные и враждебно настроенные племена сарматов. 57-летний император Марк Аврелий лично возглавил армию Римской империи против германцев, римляне успешно наступали, но в этот момент разразилась эпидемия чумы.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.