Оглавление
Основное содержание «Пиковой дамы», композиция произведения, смысл названия, эпиграфа
Жанр «Пиковой дамы» Пушкин определил, как повесть. Хотя Белинский и многие другие критики считали это произведение рассказом, ограниченным одной сюжетной линией и небольшим количеством действующих лиц. В сюжете «Пиковой дамы» переплетены черты романтизма и реализма, позже повесть стали относить к направлению мистического реализма. На чертах и некоторых поступках главного героя присутствует романтический налет, в тоже время он, прикоснувшись к потусторонней тайне, использует ее для воплощения своих меркантильных житейских планов.
Произведение наполнено фантастическими образами и мистическими событиями, между которыми существует определенная взаимосвязь,отмеченная в названии повести и эпиграфе. В названии «Пиковая дама» указана разрушившая жизнь главного героя игровая карта, в эпиграфе ее символическое значение в гадании как «тайная недоброжелательность». Композиция «Пиковой дамы» состоит из 6 частей и лаконичного эпилога из 5 предложений. В первой части происходит завязка сюжета, в третьей – кульминационная сцена смерти старой графини, в шестой – развязка дана в сцене проигрыша главного героя.
В основе сюжета «Пиковой дамы» история молодого военного инженера Германна, имя которого выдает в нем обрусевшего немца. Знакомство с героем происходит в самом начале произведения. Долгой зимней ночью, окончив под утро карточную игру у конногвардейца Нарумова, ее участники разговорились. Князь Поль Томский поведал историю своей бабушки графини Анны Федотовны, которой довелось узнать от известного в Париже оккультиста Сен-Жермена выигрышную комбинацию карт. Этим секретом она воспользовалась дважды. Один раз сама, чтобы отыграться, во второй раз помогла из жалости некоему молодому человеку Чаплицкому с условием никогда более не играть, что, видимо, тот не сделал и умер в нищете, промотав миллионное состояние. Но ни одному из своих четырех сыновей, которые были отчаянными игроками, ни внукам своей тайны не раскрыла.
Игроки рассказ Томского восприняли несерьезно, только не принимавший участия в игре Германн заинтересовался этой «сказкой». В его голове зарождаются коварные мысли и начинает выстраиваться план получения от старой графини тайны заветных карт. Он ходит к дому графини, стоит под ее окнами. Начинает писать ее воспитаннице Елизавете Ивановне любовные послания, добивается взаимности и уговаривает на ночное свидание. Проникнув благодаря Лизе в дом, Германн пытается сначала уговорами, потом угрозами выпытать тайну у графини. Старуха, не вынеся страха, умирает.
После с Германном начинают твориться странные вещи: на похоронах ему чудится, что лежавшая в гробу старуха насмешливо прищурилась, мерещится ночью у себя дома ее призрак, раскрывающий карточную комбинацию. Его воображение полностью поглотила идея воспользоваться открывшейся ему тайной. Вскоре ему представился случай: в Петербург приехал известный опытный игрок Чекалинский. Два раза Германн у него выигрывает, в третий раз, перепутав карту, проигрывает все. Глядя на карту у него в руках, ему кажется,что «пиковая дама» усмехнулась. Разорившийся молодой человек попадает в психиатрическую лечебницу.
Интересна сущность игры, называемой «фараон», в которой участвуют два игрока. Один из своей колоды вытаскивает карту и делает на нее ставку. Другой из своей колоды начинает метать карты в две кучки. В чью сторону выпадает загаданная карта, тот и выигрывает. В этой простой и совершенно непредсказуемой игре невозможны шулерские трюки и просчет карт. Игроки полагаются только на везение и случай. Сам процесс игры в карты в повести не показан до последнего эпизода. С первой страницы карточная игра становится только темой для разговоров, поначалу в виде безобидного и забавного анекдота про графиню. На последней странице окажется, что связанная с игрой история невеселая и роковая. Игра в сюжете наделена таинственными, фантастическими возможностями. «Три верных карты» овеяны тайнами кабалистики (история с Сен-Жерменом), мистикой загробного откровения (явление призрака умершей графини).К концу первой главы для Германна игра воспринимается как «сказочная» возможность разбогатеть, после она начинает демонически овладевать его сознанием.
Семья и молодость
Семья Чернышевых на портрете Давида Людерса 1750-х годов . Петр Чернышев с женой Екатериной Андреевной и дочерьми Анной, Дарьей и Натальей, а также сыном Григорием.
Муж Натальи, князь Владимир Борисович Голицын , на портрете Александра Рослина 1762 года.
Наталья родилась в Берлине 28 января 1741 года, вторая дочь графа Петра Чернышева , дипломата и посла в маркграфстве Бранденбург . Ее матерью была Екатерина Андреевна , дочь известного начальника секретной конторы в Бироне, графа Андрея Ивановича Ушакова . Она была племянницей графов Захаров и Ивана Чернышова и сестрой фрейлины княгини Дарьи Петровны Салтыковой . Наталья поехала с семьей в Лондон , где ее отец стал послом в Королевстве Великобритании , и получила прекрасное образование, в конечном итоге научившись говорить на пяти языках. Чернышевы были отозваны в Россию в 1756 году, проведя в стране четыре года до назначения ее отца в 1760 году послом при дворе Людовика XV во Франции .
После возвращения Чернышевых в Россию в 1762 году Наталья и ее сестра Дарья стали известны как две наиболее образованные женщины в России. В 1762 году она была назначена фрейлиной императрицы Екатерины Великой и была награждена уникальной золотой медалью с портретом Екатерины от императрицы за танец на «Придворной карусели» 1766 года. В октябре 1766 года она вышла замуж за 35-летнего мужчину. Князь Владимир Борисович Голицын , на венчании присутствовала сама императрица, украсившая волосы княгини бриллиантами и проводившая ее в церковь. Первые годы замужества она потратила на приведение в порядок поместья мужа. У Голицыных были очень обширные хозяйства и земельные владения, но они были в некотором беспорядке. Наталья Петровна, путешествуя от поместья к имению, смогла навести порядок в имениях, при этом значительно увеличив их доходы. Как записал один из их современников: «Голицын был богатым помещиком, но простодушным человеком. Жена легко взяла верх над ним, поставив его в чин скромного бригадира и реорганизовав имения. Наталья Петровна, умница. женщина по натуре и отличный организатор, устраивала дела, беря управление поместьем в свои руки и распоряжалась делами исключительно для увеличения своего богатства. сидеть в ее присутствии «.
Князь В. Б. Голицын с сыновьями Борисом и Дмитрием в Париже (увеличение фото с миниатюры конца 1780-х гг. (Из книги 1916 г.)).
В 1782 году ее сыновья были отправлены в Страсбург в сопровождении камердинера. В июне 1783 года она уехала во Францию со своими дочерьми, поселившись в Париже ( фр: Rue Saint-Florentin ) для обучения детей. Она посещала двор Марии-Антуанетты , где стала известна как «Московская Венера», хорошо известная за ее танцевальные способности. С 1786 года ее сыновья учились в Военной школе . После посещения Генеральных имений 1789 года она, ее муж и их дочери посетили Лондон, где принц Уэльский , будущий король Георг IV, подарил ей свой портрет с автографом. 14 июля 1789 года Дмитрий каким-то образом участвовал в штурме Бастилии . Он писал матери о деятельности Национального учредительного собрания (Франция) . С 14 июля 1790 года они вернулись в Париж. Императрица Екатерина приказала всем русским за границей вернуться домой, и Голицыны вернулись в Россию в августе 1790 года, за исключением братьев, которые посетили Рим, где их изображал Хью Дуглас Гамильтон . Она оставила два дневника этого периода, которые впоследствии были опубликованы; Заметки о событиях моей жизни ( русский : заметки о событиях моей области жизни ), охватывающих лет 1781 до 1783, и Заметок о моих путешествиях ( русские : заметки о моих путешествиях ), охватывающих период с 1783 по 1790.
LiveInternetLiveInternet
Все, кто любит оперу, и даже те, кто её не любит, но смотрел «Что? Где? Когда?», знает эту мрачную французскую песенку (арию), которую старая графиня — «осьмидесятилетняя карга» — напевает в опере перед сном своим скрипучим голосом.
От этой мелодии веет загробным холодом, и действительно — это последние слова, которые она произнесёт в своей жизни. За портьерой уже ждёт выхода её убийца — человек в гусарском мундире.
Почему ария на французском?
Как известно, музыка и слова этой маленькой арии Графини Чайковскому не принадлежат. Он взял их из старой (1784 года) комической оперы французского композитора Андре Гретри «Ричард Львиное сердце»
, поскольку перед ним стояла задача создать в «Пиковой даме» атмосферу 18 века (почему и зачем — будет в следующей статье).
Андре Гретри.
У Гретри это сентиментальная ария в духе романса, которую поёт юная англичанка Лоретта
. Она поджидает своего любимого Флорестана на свидание и жалуется на то, что совершенно теряет голову от любви.
Перевод примерно такой:
Вот эта ария в оригинале:
Французское сопраноМади Меспле
Почему в опере она звучит так зловеще?
Тут надо немного пояснить.
По сути — это просто песенка. А графиня — просто старая женщина в капоте. Но не для Германа.
Тут Чайковский использует интересный приём: он заставляет нас через музыку видеть происходящее глазами до предела взвинченного Германа. И это очень страшно.
А Герман видит в Графине враждебную силу, чудовище, которое он должен победить, чтобы выжить. Поэтому в её песенке он слышит свои смыслы.
И вот какие
Лоретта ждёт своего любовника, и он вот-вот должен придти.
«Я боюсь говорить с ним ночью».
» Мне трудно совладать с собой. Я чувствую только, как сильно, сильно бьется моё сердце.Сама не знаю, отчего»
Всё это выписано в звучании оркестра с такой ужасной натуралистичностью (вплоть до остановки сердца у Графини), что Чайковский сам испытал в этот момент, как он писал, «страх и потрясение».
Польское контральтоЭва Подлещисполняет арию Графини в беспощадно реалистической манере.
Итог
Сцена в спальне Графини — это тот тот случай, когда затасканное слово «гениально» звучит в своём подлинном смысле.
Тут, к тому же, речь идёт о гениальном драматургическом расчёте. Цитата из музыки 18 века — замедленная песенка Лоретты — играет в «Пиковой даме» роль стоп-кадра на самом пике этой истории. После неё всё покатится под откос для всех героев.
Графиня — коронная партия наших прославленных меццо-сопрано: Елены Образцовой, Ирины Архиповой, Ирины Богачёвой, Валентины Левко.
Но для разнообразия можно послушать и западных графинь.
Так что, выпейте валерьянки для поддержания духа, отпустите грех ужасного акцента исполнителям и посмотрите четвёртую картину «Пиковой дамы» с Пласидо Доминго, Элизабет Сёдерстрём и Галиной Горчаковой
Постановка Метрополитен-оперы 1999 года, дирижёр Валерий Гергиев.
_______________________________________________________
kultspargalka.ru
Сюжет
Иллюстрация (1937-1940) Кравченко А. И. В сюжете повести обыгрывается излюбленная Пушкиным (как и другими романтиками) тема непредсказуемой судьбы, фортуны, рока. Молодой военный инженер немец Германн ведёт скромную жизнь и копит состояние, он даже не берёт в руки карт и ограничивается только наблюдением за игрой. Его приятель Томский рассказывает историю о том, как его бабушка-графиня, будучи в Париже, проиграла крупную сумму в карты. Она попыталась взять взаймы у графа Сен-Жермена, но вместо денег тот раскрыл ей секрет трёх выигрышных карт. Графиня, благодаря секрету, полностью отыгралась.
Германн, соблазнив её воспитанницу, Лизу, проникает в спальню к графине, мольбами и угрозами пытаясь выведать заветную тайну. Увидев Германна, вооружённого пистолетом (который, как выяснилось впоследствии, оказался незаряженным), графиня умирает от сердечного приступа. На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня открывает глаза и бросает на него взгляд. Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты («тройка, семёрка, туз») принесут ему выигрыш, но он не должен ставить больше одной карты в сутки. Второе условие — он должен жениться на Лизе. Последнее условие Германн впоследствии не выполнил. Три карты становятся для Германна навязчивой идеей:
В Петербург приезжает знаменитый картёжник миллионер Чекалинский. Германн ставит весь свой капитал (47 тысяч рублей) на тройку, выигрывает и удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги (94 тысячи рублей) на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал. На третий день Германн ставит деньги (188 тысяч рублей) на туза. Выпадает туз. Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит, что дама Германна проиграла. Каким-то невероятным образом Германн «обдёрнулся» — поставил деньги вместо туза на даму. Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую пиковую даму, которая напоминает ему графиню. Разорившийся Германн попадает в лечебницу для душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно «бормочет необыкновенно скоро: — Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!..»
Основная мысль
Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.
Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.
Вариант 2
Сюжет повести «Пиковой дамы» автор взял из реальной жизни, лишь изменив конец. В реальной жизни человек разбогател, а в повести попал в сумасшедший дом. Бедный и разоренный. Пушки начал работу над повестью в 1828 году, а закончил через 5 лет. Тема игры в карты была знакома автору не понаслышке.
Главный персонаж произведения, которого зовут Герман, стал жертвой соблазна. Предал свои убеждения. Конец у него был печальный.
В произведении обсуждаются проблемы алчности, лицемерия, зависимости от денег. Главная мысль повести: репутация, здоровья, жизнь не может быть дороже везения и денег. Известие о тайных знаниях, о комбинации карт, открыл в главном герое жадность, жестокость и вероломство.
Пушкин в этом произведении критикует такой стиль, как романтизм. Он считал этот стиль оторванным от реальности. В этом стиле разум проигрывает чувствам и эмоциям. Одержимость главного героя выигрышем, заставили выйти наружу, плохим качествам человека.
Все главные герои повести принадлежат к высшему обществу, которые от бездельничества играют в азартные игры, проигрывают целые состояния, веселятся на балах и бессмысленных занятиях. Эта повесть одна из немногочисленных произведений автора написанных в прозе.
Герман. Был сыном немца прожившего всю жизнь в России. Получил образование инженера, наследства не имел. Всегда экономил, но умело это скрывал, пускал пыль в глаза. Хотел разбогатеть причем сразу. При помощи обмана попадает в дом старой графини, пытается выведать тайну карт, но старуха умирает, прежде чем успевает раскрыть секрет. Из – за проигрыша попадает в дом, для душевно больных.
Графиня Анна Федотовна. Когда – то в молодости была безумно красива и была азартным человеком. В старости стала очень капризна. Частые игры привели к проигрышу большей части имущества, но после знакомства с графом Сен-Жерменом, она отдала долги и вернула прежнее имущество. Даже когда она умирала, своего секрета не выдала. Что бы отомстить Герману, явилась к нему в виде призрака.
В доме старой графини живет молодая девушка, Лизавета Ивановна, её воспитанница. Она терпит все капризы графини, и мечтает поскорее выйти замуж.
Чаплицкий. Этот человек смог у графини узнать тайну трех карт и получить крупный выигрыш.
Повесть учит людей не стремиться за легкими деньгами. Не надеяться на судьбу и не стремиться за шальными деньгами. Путь к материальной независимости должен быть честным.
Надо знать, что качества человека измеряются не толщиной кошелька, а широтой души. Тем более, ни за какие деньги не приобрести любовь, дружбу, крепкую семью. Каждый читатель возьмет из повести нечто полезное для себя.
Повесть была принята, читателями, прохладно по сравнению с другими произведениями автора. Хотя сюжет понравился. Все отзывы о ней были похвальными. Но критики повесть расценили, как занятную историю, анекдот. Почти все критики того времени дали положительную оценку, но не восторженную. Разнообразные отзывы о повести показывают, что современники Пушкина, так и не определились с оценкой повести.
ТРОЙКА, СЕМЕРКА, ТУЗ
«Пиковая дама» Пушкина вышла еще при жизни влиятельной княгини, в 1834 году. Может быть, не случись этого, ушла бы Голицына в безвестность. Впрочем, пушкиноведы до сих пор не могут сказать точно, послужила ли только княгиня созданию образа или он был собирательный. Сам поэт писал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».
Известно, что Пушкин дружил с внучатым племянником княгини, князем С. Г. Голицыным-Фирсом. Именно он поведал поэту то, что произошло с его бабушкой в Париже. Однажды молодой человек крупно проиграл в карты и попросил у княгини денег. Та отказала, но открыла внуку тайну, которая помогла ему отыграться. Она рассказала, как много лет назад попала в Париже в такую же историю. Ей ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью к человеку, с которым была довольно близко знакома. Этим человеком был загадочный граф Сен-Жермен, мистик, мастер масонской ложи, алхимик, создавший эликсир бессмертия, философский камень и пр. Несмотря на то, что многие не воспринимали его всерьез, считая шарлатаном, его принимали в обществе. И у него, несомненно, водились деньги. Наталия, встретившись с графом, попросила взаймы. Но Сен-Жермен вместо денег, которые, по его мнению, княгиня не смогла бы отдать, предложил иную помощь. Он посвятил ее в тайну трех карт. Таким образом, княгиня смогла отыграться и вернуть свое состояние. Похоже, что эта история и легла в основу «Пиковой дамы». Только в произведении героиня унесла эту тайну в могилу, а 8 действительности открыла ее внуку. Голицын отыгрался, но больше до конца своих дней не садился за карточный стол, ибо таково было условие его бабушки.
Трудно определить грань между вымыслом и реальностью, но княгиня в самом деле встречалась в Париже с Сен-Жерменом и каким-то образом вернула состояние, проигранное супругом.
К тому же существует версия, что любвеобильный поэт пытался ухаживать за внучкой княгини, но та отказала ему от дома. А его «Пиковая дама» — своеобразная месть за это. Впрочем, Голицына, вместо того чтобы рассердиться, пришла в восторг. А в свете у нее появилось новое прозвище — Пиковая дама.
Более поздняя жизнь
Княгиня Голицына продолжала заниматься хозяйством салона до самой старости, и это считалось большой честью посетить ее. Она принимала всех гостей, сидя в своем кресле, за исключением императора. Возле ее стула стоял один из ее близких родственников, который представил гостей, так как у нее было плохое зрение. В зависимости от ранга или благородства гостя, принцесса либо наклоняла голову, либо говорила несколько более или менее интимных слов.
Княгиня Голицина в более позднем возрасте, портрет 1810-х годов Бенуа-Шарля Митуара
18 января 1821 года Константин Булгаков писал своему брату Александру в Москву: «Вчера я был в доме старой Голицыной. Утром я пошел ее поздравлять и нашел там весь город. Пришла и императрица Елизавета Алексеевна. Вечером. , весь город опять был, хотя никого не вызвали. Ей вчера исполнилось 79 лет, и я восхищался ее аппетитом и бодростью … Нет более счастливой матери, чем старая Голицына, вы должны видеть, как ее дети заботятся у нее и у ее детей уже есть внуки «. В молодости принцесса была известной красавицей. В преклонном возрасте волосы на лице у нее стали более заметными, что привело к прозвищу, которое ей дали «острые языки светского ума» «Принцесса Усы», переводимое на французском языке как «Принцесса Усы» или на русском языке как «Княгиня Усатая». « Княгиня Усатая» или «Княгиня Мусташ» ( Княгина Мусташ ), или андрогинная «Княгиня Вольдемар».
Пушкин и пиковая дама
Княгиня Голицына вдохновила образ графини в романе Александра Пушкина « Пиковая дама» , написанном в 1833 году. При публикации в 1834 году Пушкин писал о приеме, отмечая, что «При дворе они нашли сходство между старой графиней. и княжна Наталья Петровна и вроде бы не сердится ». Распространилась история о том, что внучатый племянник княгини Голицыной, князь Сергей Григорьевич Голицын обратился к ней за помощью после того, как проиграл в карты крупную сумму денег. Княгиня Голицына ответила, что она знает секрет трех волшебных карт, тройки, семерки и туза, который ей рассказал ее друг во Франции, граф Сен-Жермен . Затем Сергей Голицын использовал эти знания, чтобы отыграть деньги. Сергей Голицын тогда рассказал эту историю Пушкину. Княгиня Голицына, которой к моменту публикации ее рассказа было за 90, стала отождествляться с персонажем, получив прозвище «Пиковая дама», а ее дом в Санкт-Петербурге стал известен как «Дом Королевы». Пик ( Русский : Дом Пиковой дамы ). В последующие годы дом и перекресток, на котором он стоял, стали считаться местом с привидениями.
Популярная история произошла от друга Пушкина, П. В. Нащокина , который рассказал историку П. И. Бартеневу, что это Голицын рассказал Пушкину анекдот с картами. Голицын, о котором идет речь, был идентифицирован как вероятный Сергей Мстиславом Цявловским, связь, оспариваемая А.А. Ильином-Томичем, который представил доказательства того, что он не был источником анекдота. Издание Oxford World’s Classics за 1999 год отмечает, что характеристиками графини, вероятно, больше обязана Наталье Загряжской , которая, как и Голицына, была придворной дамой в восемнадцатом веке и чьи салоны посещал Пушкин. На вопрос Павла Нащокина о сходстве с Загряжской, двоюродной бабушкой жены Пушкина Натальи , Пушкин признался: «Мне было легче изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и повадки были сложнее». Оксфордское издание также отмечает, что, несмотря на историю Сергея Голицына и Пушкина, ни Загряжская, ни Голицына не были вдохновением для оккультного аспекта истории с участием графа Сен-Жермена.
Княгиня Голицына умерла в Петербурге 1 января 1838 года, за несколько недель до своего 97-летия. За свою долгую жизнь она была фрейлиной при пяти императорах и императрицах и фрейлиной при дворе Александра I и Николая I. Похоронена в фамильной усыпальнице Голицыных в Донском монастыре в Москве.
Темы
- Судьба и рок. Роковое стечение обстоятельств обрекает главного героя на сумасшествие. Герману было суждено поплатиться за то, что он не выполнил все условия старой графини, а именно, не женился на Елизавете Ивановне. Даже если отбросить мистику, беспринципная, алчная погоня за богатством не могла окончиться иначе. Автор призывает не обманывать судьбу, ведь тягаться с ней невозможно.
- Мистика. В решающий момент игры, вместо туза, среди карт Германна появляется Пиковая дама. Возможно, он сам перепутал карту, находясь в стрессовом состоянии, но не исключена возможность воздействия потусторонних сил, месть со стороны графини. Сама по себе игральная карта с изображением пиковой дамы во многих гаданиях предвещает несчастье и неудачу. Или, как сказано в эпиграфе к первой главе повести, «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность».
- Любовь. Героиня искренне расположена к Германну, но он не ценит реального богатства в виде этой благосклонности. Он пользуется любовью девушки, чтобы выведать тайну, а она слепо верит его лицемерию. Здесь же проявляется тема равнодушия к окружающим людям: главный герой готов идти по головам, лишь бы достичь своей цели.
- Цели и средства. Германн идет к позитивной цели мерзкими путями, поэтому его дело обречено на провал. Обманывая девушку, запугивая старуху, обманывая весь свет, он обретает успех, но теряет себя.
Занимательная арифметика
4 февраля на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля «Пиковая дама» в постановке питерского режиссера Юрия Александрова была показана на Шаляпинском фестивале в пятый раз, и четырежды роль Германа в ней исполнил солист Московского музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Николай Ерохин.
— За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Абдулганиев. Я не приехал только один раз, роль передал тогда Олегу Долгову. А так — я практически единственный исполнял роль Германа. Но если в Татарском оперном театре я ее исполнил около семи раз, то в целом быть главным героем «Пиковой дамы» мне приходилось более 50 раз. Вот такая занимательная арифметика, — рассказал «Реальному времени» Николай Ерохин.
Николай Ерохин: «За это время у меня появились в Казани настоящие друзья. Некоторые из них оперились, уже разлетелись по разным городам и сценам. Но здесь живет мой большой друг — Фарид Мухаметшин»
Заключение. Нравственные уроки повести «Пиковая дама»
Пушкин, затронув в повести тему случая и судьбы, на первый взгляд, пытается найти ответ на вопрос: «Может ли человек с помощью тайного знания управлять своей жизнью?» Но неизвестно, является ли комбинация карт магией, или она всего лишь плод больного воображения героя. Важнее, что никакими мистическими таинствами нельзя изменить алчного и пошлого человека. Судьба посмеялась над малодушным ничтожеством героя, отняв не только деньги, честь, но и рассудок.
В повести поднимаются проблемы взаимоотношений людей, роль денег в их жизни. Жажда денег разрушает психику главного героя, он готов ради них идти на обман, лицемерие, ложь, угрозы, даже убийство. Теша себя иллюзией, что деньги помогут обрести независимость, сам попадает в зависимость от навязчивой идеи быстрого обогащения. Так, человеческая судьба становится за игральным столом самой ничтожной и мелкой ставкой.
Словарь
1. Сен-Жермен – популярный в конце XVIII в. общественный деятель во Франции, прославившийся своими увлечениями алхимией и оккультными науками.
2. Интерпретация – истолкование смысла чего-либо на основе собственного понимания.
3. Астральный – мистический, потусторонний.
4. Оккультист – человек, изучающий мистические учения.
5. Ассигнации – ценные бумаги, бумажные деньги.
6. Идея фикс – маниакальная, навязчивая идея.
7. Ротмистр – офицерское звание, капитан.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Пиковая дама», 1982