Оглавление
- Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные
- «Крик» — что вдохновило художника?
- Судьба художника
- Описание картины «Крик»
- Нехорошая картина
- Становление как художника
- Чем так поражает картина «Крик»
- Последние работы
- Версии «Крика» и их местонахождение
- Сюжет и образы картины
- Конфликт с Гогеном
- Джоконда XX века
- 6 фактов, которые вы могли не знать о «Крике»
- С чистого листа
Ван Гог и Мунк. Скорее разные, чем похожие. Но одинаково страстные
Винсент Ван Гог. Автопортрет художника. 1887–1888. / Эдвард Мунк. Автопортрет с палитрой. 1926
Винсент Ван Гог в 19 лет
Эдвард Мунк, 1885
Edvard Munch, Morning, 1884, KODE Art Museums of Bergen, Rasmus Meyer Collection
Vincent van Gogh, The Potato Eaters, 1885
Vincent van Gogh Starry Night over the Rhone, 1888, Musée d’Orsay, Paris
Vincent van Gogh, Montmartre: Behind the Moulin de la Galette, 1887
Edvard Munch, Spring Day on Karl Johan Street, 1890, KODE Art Museums of Bergen
Идея показать вместе Винсента Ван Гога (1853–1890) и Эдварда Мунка (1863–1944) возникла у Майте ван Дейк, куратора Музея Ван Гога в Амстердаме. Она сразу же обратилась в Музей Мунка в Осло, где проведение такой выставки также восприняли с энтузиазмом. «Сходство между Мунком и Ван Гогом столь очевидно, что люди путают их работы, — говорит ван Дейк. — Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: „Почему у вас нет Крика?“» Ван Гога и Мунка до этого проекта вместе представляли лишь однажды — в 1912 году в Кельне на обзорной выставке модернизма.
Для нынешней выставки собрали 80 картин и 30 работ на бумаге из музеев художников в Осло и Амстердаме, а также из разных мировых институций и частных собраний. Часть их редко покидают свои собрания. Такие как Утро (1884) из Музея Koде, Больной ребенок (1896, Художественный музей Гетеборга), Автопортрет с палитрой (1926, частное собрание) Мунка. Впервые оказались в Музее Ван Гога и такие работы голландца, как Вход в общественный парк Арля (1888, Коллекция Phillips, Вашингтон), Подлесок с двумя фигурами (1890, Музей искусств, Цинциннати), Мост в Тренктайе (1888, частное собрание).
Совпадения в биографиях двух художников, несомненно, есть, хотя Мунк был на десять лет младше Ван Гога. Оба из протестантских семей. Оба начинали свой путь не с искусства: Мунк учился на инженера, Ван Гог подвизался на арт-рынке, затем стал протестантским проповедником. И оба в 1880 году решили стать художниками. Ван Гог учился (недолго) в Академии художеств в Брюсселе, Мунк в 1881 году поступил в Королевскую школу рисования в Христиании (с 1925 года — Осло) и доучился. Оба начинали с реализма: Ван Гог доучивался у голландского художника Антона Мауве, Мунк учился у норвежского реалиста Кристиана Крога.
Судьбоносным для обоих художников стал Париж. Мунк впервые приехал туда в 1885-м, Ван Гог — в 1886-м. У обоих под влиянием импрессионистов и неоимпрессионистов радикально поменялись палитра и техника. Но в Париже они так и не пересеклись. В 1888 году Ван Гог уехал в Арль «за прекрасными контрастами», а Мунк жил в Норвегии, наезжая время от времени в Париж и Берлин.
Сама выставка построена на сопоставлении — ранних реалистических полотен, пейзажей и портретов. Но включаясь в игру в сравнения, начинаешь раздумывать о другом: а так ли важны здесь параллели? Может, скорее, различия? Вот хотя бы Желтый дом (1888) Ван Гога и Красный плющ (1898–1900) Мунка. Объединяет их разве что эмоциональная сила цвета и мазка. Ван Гог не вкладывает в изображаемое другого смысла, кроме интенсивности своего переживания. У Мунка визуальный образ всегда символ — любви, жизни и смерти. Об этом и его Крик (он тоже есть на выставке). Мунк дружил с Августом Стриндбергом, был поклонником Генрика Ибсена, приезжая в Париж, общался с символистами. Правда, справедливости ради надо отметить, что Ван Гог, несомненно, Мунка вдохновлял. «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца», — написал 70-летний Мунк в 1933 году. И это ему, несомненно, удалось, судя по нынешней выставке.
Благодарим за организацию поездки Голландский альянс.
«Крик» — что вдохновило художника?
Полотно Эдварда Мунка бесспорно выражает крайнюю степень отчаяния одного персонажа, который на нем изображен. По некоторым данным художник был жертвой психических болезней. Ему приписывают маниакально-депрессивный психоз. Воспроизведение сюжета, изображенного на наиболее узнаваемом полотне, было его навязчивой идеей, от которой он смог избавиться только после прохождения курса лечения в клинике. Но до этого художник успел создать 40 экземпляров картины, испытывая нездоровую необходимость рисовать это изображение снова и снова.
Крик 1893
На полотне изображено существо, которое сложно с уверенностью назвать человеком, так же сложно точно сказать, к какому полу это существо принадлежит. У него голова в форме груши, которую он обхватывает руками, стараясь как бы закрыть уши от собственного крика. Гримаса крика искажает лицо персонажа, на котором отражаются боль и мука. И нельзя точно утверждать, являются ли эти эмоции причиной или следствием крика, ведь в позе персонажа отчетливо видна напряженность, с которой он закрывает свои уши стараясь спрятаться от своего же крика.
Крик 1895
Изначально полотно называлось «Крик природы». В этом контексте достаточно правдоподобным кажется предположение, что центральная фигура полотна символизирует самого автора, который старается защититься от крика природы, закрывая уши от существующего или вымышленного шума, который мучает его.
По версии одного из исследователей творчества Мунка — Роберта Розенблюма — прототипом персонажа, которого изобразил художник на переднем плане, стала мумия. Эдвард Мунк видел мумию, которая была экспонатом Всемирной выставки в Париже в 1889 году. Этот же экспонат выставки считают предметом, который поразил воображение друга Мунка — Поля Гогена.
Судьба художника
Семья Мунка была крайне религиозной. Его мать умерла от туберкулеза, когда Эдварду было 5 лет. Позднее от той же болезни скончалась старшая сестра Софи. Сам Мунк чудом избежал той же участи.
Королевскую школу Дизайна Кристиании Эдвард не закончил — он был не согласен с принципами академизма и натурализма, изменить которые было невозможно. Мунк начал самостоятельные поиски средств выражения своих идей. Первый скандал не заставил себя ждать. Критики буквально высмеивали картину «Больная девочка», на которой художник написал умирающую Софи. Полотно называли выкидышем, недоделкой. Однако Мунк и не попытался передать обстановку, в которой умирала его сестра, для него было важнее перенести на холст свои впечатления, боль и утрату.
«Мадонна». Эту картину называют воплощением искусства Мунка. (Pinterest)
Во второй половине 1880-х художник стал завсегдатаем собраний «Богемы Кристиании» — содружества философов, писателей, музыкантов, художников, существовавшего до смерти главного его вдохновителя — писателя-анархиста Ханса Егера. Под звон бокалов они обсуждали политику, социальные проблемы, нравственный кризис общества, идеи о сексуальном поведении и табу.
В начале 1890-х Мунк много времени провел во Франции, где, безусловно, видел работы Ван Гога и Гогена. И то влияние, которое они на него оказали, заметно, в том числе, и в «Крике»: яркие цвета (которых раньше не было у Мунка), образы из перетекающих линий, более четкая прорисовка.
В мастерской Мунка, 1902. (Pinterest)
В дальнейшем стиль художника становится все более резким, размашистым, меняется тематика, настроение, уходит тот надрыв, который был в ранних работах. Постепенно к искусству Мунка начали привыкать, критика была уже не столь категоричны, у художника появляются даже обеспеченные покровители.
Последние 15 лет художник почти не работал — из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза у него начались проблемы со зрением. А когда в 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией, Мунк вновь впал в тревогу, на этот раз за жизнь и имущество, которое могли конфисковать нацисты. Скончался он в 1944 году.
Описание картины «Крик»
На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния. Человек изображен на фоне неба, которое кроваво-алое. Также присутствует обобщенный пейзажный фон. У художника написана целая серия картин Крик.
Произведение послужили некой прелюдией к искусству двадцатого века. Эти полотна предвещали распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее. Вскоре картина стала реальностью, когда разразились мировые войны, голод, революции и бедствия экологического характера. А крик души показывает, что все это неизбежно и не преодолимо.
Что вдохновило Мунка на создание подобного шедевра? Он сам отвечает на этот вопрос. В его дневнике были найдены некоторые записи, которые приводят к определенным выводам. Мунк писал, что однажды он со своим друзьями прогуливался по тропинке. Вечерело и солнце уже садилось за тучи. Тут неожиданно, безо всякой причины, небо приобрело алый до крови цвет.
Мунк остановился, он почувствовал сильное изнеможение. Он стал опираться на забор, но продолжил наблюдать за кровью на городском небе. Почему то, друзья Мунка дальше шли в полном спокойствии. Сам же художник стоял в изумлении, чувствуя сильнейшее волнение. Также Мунк описывает, что ему чувствовался безграничный крик, что насквозь пронзал природу.
Некоторые полагают, что мастер видел мумию и именно ее отобразил на полотне. Другие считают, что Мунк был психически болен, у него было расстройство психики. И Мунк писал картины о крике, словно в надежде избавиться от крика своей собственной души.
Итак, кричащая фигура похожа на скелет, или эмбрион, либо сперматозоид. Такие ассоциации она вызывает у многих. Линии пейзажа являются волнообразными, словно показывая эхо, будто крик раздается со всех сторон. Эмоции модели крайне негативны. И кажется, что, набирая размах вселенских масштабов, субъект подчиняет себе всю окружавшую среду.
Это интересно: И. Репин картина «Бурлаки на Волге» сочинение.
Нехорошая картина
Устроители аукциона не ожидали такого результата — они рассчитывали примерно на 80 миллионов. Однако всего за 15 минут семь покупателей взвинтили цену до головокружительной высоты. Имя счастливчика, переигравшего своих претендентов, так и не было названо. Зато известен прежний хозяин «Крика» — это миллиардер Петер Олсен. Зачем ему понадобилось продавать «Крик»? По словам Петера, на вырученные деньги он хочет открыть новый музей Мунка в Норвегии и принять участие в праздновании 150-летия художника, которое состоится в будущем году. Благородная затея. Вот только все же непонятно — почему именно «Крик» был выставлен на продажу, а не какие-то другие произведения Мунка из коллекции Олсена? Бывший владелец признался, что все его детство прошло рядом с этой картиной, и настало время показать её остальному миру. Но ради такого дела можно просто устроить передвижную выставку. Зачем продавать-то? А может, Олсен, как и другие, тоже попал под власть суеверия? Ведь относительно трёх остальных вариантов «Крика», которые хранятся в музеях, в народе давно ходит молва: картина приносит несчастье! Известна история служащего национального музея в Осло, который однажды, перевешивая картину, уронил её, после чего у него начались невыносимые головные боли. Несчастный не выдержал страданий и покончил с собой. Другой служащий, который тоже уронил картину, попал в автокатастрофу и остался калекой. А один посетитель, рискнувший дотронуться до полотна, сгорел заживо в собственном доме. Что касается самого Олсена, то именно из-за «Крика» он не разговаривает с родным братом: в 2001 году Петер и его старший брат Фредрик, возглавляющий их компанию, оспаривали в суде права на владение этим полотном. Фредрик проиграл, и с тех пор братья стали врагами.
Становление как художника
В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.
И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.
Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.
Чем так поражает картина «Крик»
Картина «Крик» завораживает современного зрителя. Представьте, каково было публике XIX века! Конечно, к ней отнеслись очень критично. Сравнивали красное небо картины с интерьером скотобойни.
Ничего удивительного. Картина крайне экспрессивна. Она взывает к самым потаённым эмоциям человека. Пробуждает страх перед одиночеством и смертью.
И это во времена, когда был популярен Вильям Бугро, который тоже стремился взывать к эмоциям. Но и в страшных сценах он изображал своих героев божественно идеальными. Даже если речь шла о грешниках в аду.
Вильям Бугро. Данте и Вергилий в аду. 1850 г. Музей д’Орсе, Париж
В картине Мунка решительно все шло вразрез с принятыми нормами. Деформированное пространство. Тягучее, плавящееся. Ни одной прямой линии, кроме перил моста.
А главный герой – невообразимо странное существо. Похожее на инопланетянина. Правда, в XIX веке про инопланетян ещё не слышали. Это существо, как и пространство вокруг него, теряет форму: плавится, как свеча.
Как будто мир и его герой погрузились в воду. Ведь когда мы смотрим на человека под водой, его изображение тоже волнистое. А разные части тел сужаются или вытягиваются.
Обратите внимание, что голова вдали идущего человека настолько сузилась, что почти исчезла. Эдвард Мунк
Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
Эдвард Мунк. Крик (фрагмент). 1893 г. Национальная галерея Норвегии в Осло
И сквозь это водное пространство пытается прорваться крик. Но он еле слышен, как звон в ушах. Так, во сне мы иногда хотим крикнуть, но получается нечто несуразное. Усилия превосходят результат многократно.
Только перила кажутся реальными. Лишь они удерживают нас, чтобы не попасть в засасывающий в небытие водоворот.
Да, есть от чего прийти в смятение. И раз увидев картину, не забыть её уже никогда.
Последние работы
В периоды просветления Ван Гог просил отпустить его из клиники, чтобы продолжить работу над картинами, но жители городка Арля попросили этого не делать, опасаясь его вспышек безумия.
В итоге художник поселился в клинике для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Там он в течение целого года усердно работал над новыми полотнами. Творчество Ван Гога этого периода лучше всего характеризует картина «Звездная ночь», в которой наиболее ярко проявляется огромное нервное напряжение и динамизм. Всего же за этот период постимпрессионист написал около 150 полотен.
В 1890 году он обосновался под Парижем, где продолжил работать. Здесь написал свое знаменитое «Пшеничное поле с воронами». Вскоре после этого его жизнь трагически оборвалась.
Отправившись на прогулку с красками и холстом, он выстрелил себе в грудь из револьвера, который купил незадолго до этого, чтобы отпугивать птиц. Пуля прошла под сердцем, он сумел самостоятельно добраться до гостиницы, но спасти его не смогли. 29 июля 1890 года скончался Винсент Ван Гог. Картину «Крик» он так и не увидел, с ее автором не познакомился, хотя они и жили в одно время, в одной части планеты.
Версии «Крика» и их местонахождение
Мунк создал четыре версии «Крика», используя различные техники:
- В музее Мунка представлен один из двух вариантов, выполненных маслом, и одна пастель.
- В Национальном музее Норвегии выставлена наиболее знаменитая, вторая по счёту версия (илл. справа). Она написана маслом. В верхнем левом углу этой версии есть надпись на норвежском, нацарапанная карандашом, которая переводится как «такое мог нарисовать только сумасшедший». Есть разные теории относительно авторства надписи, одна из которых приписывает её вандалам. Однако, норвежская исследовательница Май Бритт Гуленг на основе анализа с помощью инфракрасного сканирования и сопоставления надписи с дневниками и письмами Мунка сделала вывод о принадлежности фразы самому художнику.
- Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену, который выставил её на аукцион 2 мая 2012 года. В итоге картина была продана Леону Блэку за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что на то время представляло рекорд для произведений искусства.
«Крик» не раз становился мишенью злоумышленников:
- В 1994 году картина была украдена из Национальной галереи. Несколькими месяцами позже она была возвращена на своё место.
- В 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения и снова были выставлены напоказ в мае 2008, после реставрации.
- В 2012 году миллиардер Лэон Блэк выкупил одну из картин серии на аукционе Sotheby’s за 120 млн $.
Сюжет и образы картины
На изображении легко угадывается вполне конкретное место. Это вид Осло-фьорда, который открывается с холма Экеберг в Норвегии, что являлась родиной художника. Далеко не всем известно, что “Крику” предшествовало несколько подобных работ.
Первую попытку отразить своё состояние на закате, что так запомнился автору, он сделал в картине “Отчаяние”. Следующим стало полотно, известное под названием “Меланхолия”, однако именно в “Крике” потенциал Мунка как художника раскрылся максимально ярко и полно.
Но что же изобразил творец? На картине явно угадывается мост, открывающий вид на фьорд. Под небом стоят люди, в вышине пылает закат. Но более всего взгляд притягивает центральная фигура полотна.
Как ни странно, но этот образ Мунк не стремился продемонстрировать как определённого человека. Ценители творчества художника говорят, что в своей работе норвежец решил отобразить не внешность, не личность, а звук. Вы скажете, что звук нельзя написать на холсте? Тогда посмотрите на “Крик” – и убедитесь в своей неправоте.
Несмотря на весьма размытые линии образа, многие детали прописаны настолько точно, что не возникает сомнений – Мунк акцент сделал именно на этого странного человека, что находится на переднем плане изображения.
Бросаются в глаза идеально закруглённые линии головы, рта. Их словно бы повторяют контуры цветов пейзажа, оттенки закатного сияния. Действительно возникает такое впечатление, будто всё вокруг повторяет кричащий звук вместе с героем картины. Не стоит забывать, что изначально полотно было названо “Крик природы”, но позднее художник сократил название.
Конфликт с Гогеном
Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.
До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.
Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.
На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.
Джоконда XX века
«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.
«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.
Фото: Национальный музей Осло
«Крик», масло, 1893 год
«Как обеспечить три рубежа охраны, не понимает никто»
Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о безопасности в российских музеях, столетней идеологической шелухе и новом взгляде на Репина
В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.
Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:
«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».
Фото: Музей Мунка
«Крик», 1910 год
На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.
Линия эксперимента: Русский музей представил редкую графику Малевича
В Санкт-Петербурге впервые экспонируются 117 рисунков авангардиста из собрания его ученицы
Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».
Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.
6 фактов, которые вы могли не знать о «Крике»
Это самое навязчивое и знаковое лицо искусства. Универсальный символ тревоги.
«Тот самый крик», литография, 1895
Картина Мунка была украдена не один раз, а дважды!
Первый раз был в 1994 году, когда воры залезли в окно и украли картину «Крик» из Национальной галереи в Осло. К счастью, она был найдена и возвращена через три месяца.
В следующий раз вооруженные грабители ворвались в Музей Мунка в 2004 году, украв другую версию «Крика», а также «Мадонну» художника . Обе картины оставались пропавшими до 2006 года. Были опасения, что они повреждены или, в худшем случае, уничтожены. К счастью они тоже были возвращены в целости и сохранности.
Эдвард Мунк, «Мадонна», литография, 1895/1902. Музей Мунка.
По иронии судьбы, процесс консервации, предпринятый после возвращения картины в Музей Мунка, возможно, не слишком порадовал бы художника
Фотография Мунка снаружи с двумя картинами, 1909. Музей Мунка.
Эдвард Мунк, вероятно, воспринял бы какие-либо признаки этого периода жизни картины как часть ее художественного развития.
Он хотел, чтобы люди увидели, как его работы развивались и менялись в течение всей их жизни, и рассматривал любой ущерб, который они понесли по пути, как естественный процесс. Художник оставлял произведения искусства незащищенными на открытом воздухе и в его студии, заявляя, что «им полезно постоять за себя».
Этот эскиз под названием «Отчаяние» сделан в 1892 году до «Крика», и, возможно, показывает момент изоляции, которую Мунк почувствовал как раз перед тем, как «крик пронзил природу»
Эдвард Мунк, эскиз «Отчаяние». Древесный уголь и масло, 1892 . Музей Мунка.
Фигура на картине «Крик» на самом деле не кричит
Фрагмент картины «Крик», 1895, надпись на немецком языке. Музей Мунка.
Настоящий крик, утверждал Мунк, исходил из окружения человека. Художник написал на немецком языке: «Я ощутил пронзительный крик природы» внизу своего произведения 1895 года. Первоначальное название работы Мунка было «Крик природы».
Фигура пытается заглушить «крик», который она слышит отовсюду. Она кажется невыразительной, бесполой, де индивидуализированной и, возможно, это одна из причин, почему она стала универсальным символом тревоги.
Мощный эмоциональный накал «Крика» оказал влияние на повседневную жизнь. Картина стала одним из немногих произведений искусства, которые можно превратить в эмодзи.
Сюжет картины часто используют современные художники
Питер Брукс (р. 1943), «Крик», 2017
От Энди Уорхола до манги и от масок на Хэллоуин до одноименного фильма ужасов, «Крик» продолжает очаровывать людей и влиять на визуальную культуру и по сей день. Британский художник Питер Брукс использовал изображение в качестве основы для этого рисунка, опубликованного в The Times в 2017 году.
С чистого листа
Да, именно в этот «лихой» период жизни Мунк создал свои лучшие произведения и получил признание как художник. Но все имеет свою цену. Казалось бы, вот только что прошла триумфальная выставка картин Мунка в Праге. Он счастлив и строит дальнейшие планы. Но его нервы на пределе. Возможно, «спусковым крючком» в последующей трагедии послужил его разрыв с подругой Туллой Ларсен, дочерью крупнейшего норвежского виноторговца, которая всеми силами пыталась женить Мунка на себе, но добилась лишь того, что он её возненавидел и назвал три года, проведённые с ней, потерянными для жизни. И болезнь буквально захватила художника в свои тиски. У него начались галлюцинации и мания преследования. В 1908 году близкий друг Мунка уговорил его пройти курс лечения в частной клинике доктора Даниэла Якобсона в Копенгагене. Нельзя сказать, что восемь месяцев, проведённые в больничных стенах, были одним сплошным кошмаром. Мунк не прекращал рисовать, увлёкся фотографированием, а позже, закончив лечение, даже написал портрет профессора Якобсона, который стал одной из его лучших работ. Вернувшись в родную Норвегию, Мунк продолжил успешно трудиться. В новых картинах появились радостные цвета, а прежний налёт пессимизма практически исчез. Мунк получал множество выгодных заказов — как от частных любителей искусства, так и от крупных организаций типа столичного университета. Вот только одно но: после избавления от душевного недуга что-то в его натуре художника изменилось. Сколько он ни писал, ему уже не удалось создать ничего равного по силе воздействия «Крику» или «Мадонне». Время от времени мастер возвращался к старым сюжетам. Но воспламенить в своей душе навсегда погасшую искру он так и не сумел.
Метки: Тайны 20 века, картина, живопись, полотно, Норвегия, Мунк, экспрессионизм