Оглавление
- Как развивать интеллект ребенка с рождения
- Избавляемся от преград
- Обучение
- Развитие интеллекта у детей
- Повышение уровня эмоционального интеллекта (EQ)
- Научение и обучение: в чем разница?
- Йога для интеллекта
- Изучи новый язык
- Эффективные упражнения
- Пей кофе
- Играйте на музыкальных инструментах
- Методики совершенствования мышления
- Займитесь нейробикой
- Определение
- Эмоциональные компетенции
- Используй новые методы чтения
- Детский вопрос
Как развивать интеллект ребенка с рождения
Мелкая моторика
В это время развиваются слуховое внимание, кожная чувствительность – умение распознавать разные по фактуре предметы.
Малышам очень нравится, когда их гладят мягкой игрушкой, лучше если эта игрушка издает различные звуки. Погладьте малыша игрушкой и спрячьте её, ребенок начнет искать игрушку, беспокоиться, продолжите игру. Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:
Пройтись по животику малыша указательным пальцем и мизинцем приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашку не ел,
Молочка не пил, —
Того забодает, забодает.
Вы увидите какой бурный восторг вызовет эта знаменитая коза у ребенка.
Чаще играйте с малышом в пальчиковые игры, Разминайте каждый пальчик, гладьте по ладошкам, потирайте ладошки малыша друг о друга, подуйте на них. При этом говорите ласковые слова или небольшие стишки, например:
Хлоп – Хлоп,
Ты ладошечка!
Хлоп – хлоп,
Моя крошечка!
Развивайте наблюдательность младенца
Для развития наблюдательности необходимо регулярно пополнять предметный мир младенца незнакомыми предметами. Потому как до трех месяцев малыш все свое время проводит в основном в кроватке, обязательно устройте для него традиционное развлечение – подвесные игрушки.
Не обязательно покупать мобиль с игрушками над кроваткой, обычные игрушки на шнуре, шарики и ленточки даже предпочтительней, ежедневно можно менять игрушки. Игрушки должны располагаться так чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а только рассматривал их.
Больше всего ребенок любит наблюдать за движущимися объектом, сейчас не сложно найти такой мобиль, но можно соединить ручку или ножку ребенка с игрушками ленточкой, как движущийся объект готов!
Готовьте малыша к овладению речью
Готовить малыша к овладению ручью необходимо с первых дней жизни. Постоянно разговаривайте, общайтесь с ребенком – когда гуляете, купаете, одеваете ребенка. Говорите с ним, объясняйте свои поступки, обозначайте предметы, которые используете.
Побуждайте младенца подражать вам, произносите звуки, для начала певучие гласные «а», «о», «у» и повторяющиеся слоги «ма-ма», «ля-ля-ля», «да-да-да». Или же делайте наоборот, как только ребенок начнет гулить, повторяйте те же звуки за ним. При этом желательно чтобы ребенок видел ваше лицо, движения ваших губ.
Важнейшие качества – активность и предприимчивость
Подлинные интеллектуалы люди любознательные, способны отлично усваивать чужой опыт, а также генерировать новые идеи. Поэтому нужно всегда поощрять развитие интеллекта, познавательную деятельность младенца.
Младенцу интересно все. А в первую очередь конечно люди, которые его окружают, их лица и голоса. Поиграйте с малышом, стройте гримасы, смешные рожицы
Он может улыбаться в ответ или попробовать повторить вашу гримасу.
Что бы малыш научился сосредотачивать внимание на звуках, можно повесить над кроваткой несколько колокольчиков или популярный по фен-шуй талисман «музыка ветра».
Для развития чувственности кожных покровов предложите малышу кусочки разных материалов – различных тканей, губка, резина, кожа, шерсть. Ими можно поглаживать ручки или тело малыша.
Уже в младенческом возрасте можно начинать заниматься с малышом по методике Николая Зайцева, построенной на принципе «все и сразу». Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу
Первоначально можно развесить таблицы, петь склады демонстрируя их малышу.
Избавляемся от преград
Также без активной стимуляции мозга кровью и обеспечения необходимыми питательными веществами, развить интеллектуальные способности невозможно. Поэтому систематично выполняйте физические упражнения, поддерживайте свое здоровье, ведите активный образ жизни и правильно питайтесь.
Однако, не забывайте и про классические способы повышения интеллекта: решайте головоломки, гадайте над ребусами и кроссвордами, посещайте квест-комнаты. Будьте умницами и умниками!
Расскажите, а вы пользуетесь какими-нибудь способами для повышения интеллекта? Или надеетесь на генетику? С вами была Джун.
Я надеюсь, мы с вами не прощаемся. Подписывайтесь на новости моего блога и расскажите о нем друзьям. Давайте вместе общаться!
Обучение
Развития умственных способностей наиболее эффективно добиваться с помощью обучения. При регулярных тренировках таким способом человек сможет стать умнее и эрудированнее, благодаря чему он будет более привлекательным собеседником для окружающих. Существует несколько вариантов достижения цели с помощью обучения.
Иностранные языки
Изучение иностранных языков обеспечивает хорошую стимуляцию мозга, а также помогает улучшать память. Достаточно выучить один дополнительный язык, чтобы почувствовать положительные изменения. Рекомендуется отдавать предпочтение распространенным и полезным языкам:
- Английский;
- Немецкий;
- Испанский;
- Итальянский.
Обучение желательно проводить, используя все современные методы, что повысит эффективность изучения.
Точные науки
Занятия точными науками могут серьезно развить ум. Изучать их нужно даже гуманитариям. Главное, начать с правильного уровня, постепенно повышая сложность изучаемых тем. Заниматься точными науками можно дома самостоятельно, но существуют специальные курсы, где люди объединяются в группы по уровню имеющихся знаний. После нескольких недель тренировок возрастет интеллект, разовьется скорость мышления, улучшится логика, укрепится память.
Любознательность
Проявление интереса ко всему окружающему миру – один из лучших способов развития мозга. У детей и подростков это происходит на подсознательном уровне, а взрослым придется воспользоваться силой воли, чтобы любознательность принесла свои плоды. Проще всего добиться пользы при взаимодействии со всеми окружающими предметами, регулярном обучении новым навыкам, чтении полезных статей, энциклопедий, прослушивании хорошей музыки или просмотре фильмов.
Развитие интеллекта у детей
В условиях современного общества вследствие совершенствования методов обучения и воспитания детей возникает актуальность определения наиболее удачных приемов, которые являются оптимальными в образовательно-воспитательном процессе. Ведь именно уровень интеллекта является определяющим в признании индивида как личности в социальной среде.
Проблема исследования развития умственных способностей у детей является актуальной, ведь отечественные и зарубежные исследователи высказывают противоположные взгляды на сущность интеллекта и пути его экспериментального исследования
Важно отметить, что актуализирует данную проблему и непрерывное развитие информационно-коммуникативных технологий, владение которыми необходимо каждому человеку
Занятия по развитию интеллекта должны проводиться после определения уровня интеллектуального развития ребенка в соответствии его возрастом.
Для развития способностей быстро воспринимать и понимать окружающий мир детям школьного возраста рекомендуется задавать специальные задачи на интеллект. Математические задачи являются самыми эффективными при развитии умственных способностей у детей.
Существует также необходимость подготовки ребенка к восприятию и пониманию устной речи, ведь это сложный интеллектуальный процесс.
Повышение уровня эмоционального интеллекта (EQ)
Тема развития эмоционального интеллекта (EQ) популярна среди топ-менеджеров. Популярность выражена тем, что успешные лидеры предпочитают взаимодействовать с подчиненными не как с механизмом, а как с индивидами, обладающими индивидуальными особенностями.
Высокий уровень EQ помогает в быстром распознании эмоций, регулировании без подавления. Дэниел Гоулман, психолог утверждает, что эмоциональный интеллект в большей степени определяет способности к руководству, чем интеллектуальный.
Неправильную модель поведения, связанную с эмоциями людям прививают с детства. Родители учат детей подавлять эмоции, при этом не анализируя. В старшем возрасте чрезмерное подавление мешает отследить переломный момент, когда контроль эмоций уже невозможен. Таким образом, люди срываются в ненужный момент, руководителям в особенности это портит рабочий процесс.
Не находя достойного выхода, эмоции накапливаются, приводя к хронической усталости, раздражительности и апатии.
Модель EQ включает:
- Осознание и принятие собственных эмоций;
- Осознание и принятие чужих эмоций;
- Управление собственными эмоциями;
- Управление чужими эмоциями.
Упражнения для повышения эмоционального интеллекта
Существует ряд упражнений, помогающих повысить эмоциональный уровень. Например, для осознания собственных эмоций нужно периодически задавать себе вопросы о выяснении чувств в настоящий момент. Для начала стоит научиться определять главные состояния: гнев, страх, грусть, радость. После закрепить ведением таблицы со столбцами – день, время, эмоция, интенсивность, причина.
Для осознания переживаний других людей важно подмечать настроение, выражая это вслух. При этом начинать лучше со слов «я думаю», соблюдая вопросительную интонацию
Спорить, доказывать достоверность эмоции – лишнее.
Идеальными не рождаются – многие гении имели невысокий эмоциональный уровень, успешные психологи не обладали ярко выраженными математическими способностями. Для определения текущего уровня существуют быстрые тесты, после прохождения которых стоит начать работу над эмоциями.
Человек стремится к самосовершенствованию от природы, каждый может достичь успеха. Возраст, профессия, обстоятельства — не помеха, если цель выражена.
Научение и обучение: в чем разница?
Следует различать понятия научения и обучения. Обучение основано на сознательном и целенаправленном применении неосознанных форм научения. Нас учили читать и писать, но мы сами учились прыгать, плавать и танцевать. Мы можем сознательно использовать игровые методы, методы привыкания и сенситизации, научения на основе собственного неудачного опыта, чтобы получить новые знания или умения.
К научению относятся следующие процессы:
- привыкание;
- импринтинг;
- запечатление;
- сенситизация;
- ассоциативное научение.
Для этих процессов характерно то, что они происходят естественным путем.
Также выделяют процессы, которые могут относиться, как к научению, так и к обучению.Такими процессами являются:
- формирование привычек (например, при переходе на правильное питание);
- игра (стоит отметить, что игра может и не быть частью обучения, человек может выполнять правила игры просто потому, что это весело и интересно);
- дрессировка;
- запоминание;
- подражание (тот метод может быть использован в определённой степени при создании персонального бренда);
- метод проб и ошибок;
- инсайт;
- последовательное научение.
Все методы научения могут применяться в обучении.
Научение представляет собой определенные поведенческие изменения, являющиеся результатом опыта, получаемого в ходе жизнедеятельности, без формирования специальной задачи обучиться чему – то.
Результатом научение является формирования определенных принципов поведения человека в определенных ситуациях.
Отдельно следует отметить социальное научение — научение социальной жизни: как взаимодействовать с другими людьми.
Что касается научения как способа получения знаний, то существует 3разновидности научения:
- наращивание знаний;
- переструктурирование;
- настройка.
Обучение представляет собой целенаправленную передачу знаний, опыта, поведенческих особенностей.
В качестве передачи опыта, обучение может осуществляться в стихийном или в специально организованном формате, носить разовый характер (посещение мастер – класса) или быть длительным (обучение в ВУЗе), обязательным или на добровольных началах.
Йога для интеллекта
С помощью йоги каждый человек может развить свой интеллект и повысить продуктивность работы. Причем необязательно выполнять долгие медитации или сложные упражнения. Начинающим занятия предлагаются простые техники, которые помогут расслабиться и вернуть вдохновение. Им требуется уделять всего несколько минут в день, а результаты станут заметными достаточно быстро.
Перевернутые позы способствуют тому, что кровоток притекает к голове, а кровообращение улучшается. Это помогает улучшить концентрацию и благоприятно воздействует на развитие интеллектуальных способностей. Можно отметить следующие позы, которые пригодятся для приведения себя в тонус:
- стойка на голове;
- наклон при широко расставленных ногах;
- поза собаки с мордой, направленной вниз и др.
Одной из самых устойчивых асан является наклон вниз при широко расставленных ногах. Она способствует удлинению позвоночника и снятию зажимов, что, в свою очередь, улучшает тонус и поднимает настроение. При повышении уровня подготовки позу можно варьировать, наклоняясь меньше с опорой на руки. Для того чтобы делать наклон глубже, необходимо сложить руки за спину. Асана способствует увеличению ясности мышления и стабильности ума.
Изучи новый язык
А. Мэчелли, специалист по неврологии, работающая в университете Лондона, утверждает, что людям, которые владеют несколькими языками, проще переходить с одной мысленной задачи на другую. Твой мозг будет совершенствоваться, если ты будешь учить сложные иностранные выражения посредством нового метода.
Неплохой вариант – обучение языку посредством параллельных переводов. Зайди на Интернет-ресурс getparalleltranslations – там ты обнаружишь книжки, в которых на одной странице расположены иностранный и русский материалы. Фактически, это титры, без которых ты не можешь себе представить любимый многосерийный фильм.
В. Риник, Интернет-разработчик из Словакии, говорит, что слова необходимо заучивать до того, как ты повстречаешь их в произведении. Пораженный его рекомендацией, ты должен отправить непонятные предложения на сайт wordsfromtext, а он, в свою очередь, составит перечень самых частых слов, после чего тебе необходимо будет кликнуть по неизвестным. Если хочешь, их можно будет распечатать вместе с переводом, выучить и уже подготовленным атаковать настоящие литературные произведения.
Эффективные упражнения
Решая для себя, как развиваться интеллектуально, обратите внимание на то, что советуют делать психологи и тренеры по личностному росту:
- Играть в логические игры, например, нарды, шахматы, покер.
- Решать головоломки и кроссворды.
- Участвовать в интеллектуальных соревнованиях, в том числе в режиме онлайн.
- Заниматься точными науками.
- Читать книги, выбирая литературу, которая активирует мышление – детективные повести, романы классиков, автобиографии известных людей и т.д.
- Открывать в себе новые способности с помощью учебы в вузах, онлайн-курсов или самоучителей.
- Изучать иностранные языки и путешествовать для расширения кругозора.
- Задумываться над сложными вопросами, например о том, что будет с планетой через 100 лет, почему у человека два глаза и т.д.
- Составлять планы на долгосрочную перспективу, учитывая как можно больше факторов.
- Освоить игру на музыкальном инструменте.
- Регулярно медитировать.
- Попробовать написать историю или книгу.
Пей кофе
Кофеин способствует высвобождению нейромедиаторов под названием норадреналин и дофамин – они позволяют продолжительное время сохранять энергию и сосредоточенность. Только не перестарайся: от слишком большой дозировки кофеина ты станешь чересчур активным и неспособным думать логически. Кофеин в дозировках свыше 300 мг. (4 чашечки натурального кофе) в день спровоцирует тревожность, мигрень, дрожь в конечностях, тахикардию.
Знаменитый физик А. Эйнштейн, который получил Нобелевскую премию, говорил, что умственное развитие должно стартовать с минуты появления на свет и завершаться только после кончины. Понимать, где можно отыскать сведения и как их применять, — вот в чем главная тайна успешности. Сознание, однажды раздвинувшее свои рамки, никогда не возвратится в прежние. Талантливейшие люди появляются не как следствие красноречия, а как следствие собственной работы и ее итогов.
Писатель и политический деятель М. П. Катон говорил, что умный человек с большей вероятностью будет учиться у глупых, чем глупые – у умного.
Играйте на музыкальных инструментах
Это один из самых эффективных советов о том, как развить интеллект и высокую активность мозга. Само собой занятие на музыкальных инструментах – дело непростое, но очень полезное для детей и взрослых. Занятие музыкой увеличивает объём серого вещества в мозге, а также вызывает в нём долгосрочные изменения.
Умение играть на музыкальных инструментах отлично развивает пространственное мышление, навыки грамотности, речевые навыки, а также улучшает вербальную память и внимание. В особенности исполнение любого музыкального произведения прекрасно развивает творческие способности
Психологи говорят, что музыкальное дело должно быть не дополнительным, а обязательным образованием
Поэтому советую обратить особое внимание на этот важный способ развития мозга из нашего ТОП 10
Методики совершенствования мышления
Развитию интеллекта способствуют игры – шахматы, покер, головоломки, логические компьютерные игры. Они укрепляют память и концентрацию. Игры развивают способность к соперничеству, дарят радость от повышения уровня.
Математические задачи – упражнения для всех групп мышц. Они развивают:
- Абстрактный, логический склад ума;
- Прогностические, дедуктивные навыки;
- Память, скорость и ясность мышления.
Книги помогают расширить кругозор, сформировать вкус, эмоционально стабилизируют
При этом важно внимательно подбирать литературу – для начала изучить рекомендации, списки к прочтению от интеллектуально развитых людей, посоветоваться с библиотекарями. Позже сформируется собственный вкус
Изучение языков. Переход с одного языка на другой — трудная работа для мозга. При владении несколькими языками интенсивнее работает нейронная сеть, что отодвигает потерю памяти на несколько лет. Игра на музыкальных инструментах повышает грамотность письма, речи.
Мы ещё так мало знаем о собственных способностях. Есть ребята, которые на своем бесплатном вебинаре открывают новые возможности нашего мозга. Это значительно повышает эффективность любой нашей деятельности.
Займитесь нейробикой
А это самый современный и даже научно доказанный способ не дать мозгу заржаветь. Несмотря на сложное название, тут все просто: нужно лишь выполнять привычные действия каким-либо необычным способом. Например, попробовать завязать галстук с закрытыми глазами, на день поменять рабочую руку или выбрать новый маршрут для работы. Там, где мозг оказывается в непривычной для него ситуации, он напрягается – а это хорошо. Любое нетипичное поведение и выбор новых занятий – это импульс для развития мозга. Такие упражнения помогут не только развить интеллект, но и разбавить ежедневную рутину.
Определение
Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах»
Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:
- языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
- музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
- логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
- пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
- телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
- персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
- внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
- межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.
Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.
Эмоциональные компетенции
Перечень внутриличностных и межличностных эмоциональных компетенций современного взрослого человека, который был разработан на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований ученых, включает следующие составляющие.
Внутриличностные эмоциональные компетенции
осознавать влияние эмоциональной сферы на жизнедеятельность, а эмоциональные переживания воспринимать как ценности, относиться с уважением к ним;
объективно воспринимать реальность;
проявлять интерес к познанию мира, его закономерностей, а также к самопознанию;
быть открытым для новых впечатлений, событий и жизненных перемен;
стремиться к гармонии, психологическому благополучию, здоровым отношениям;
творчески относиться к жизни и межличностным отношениям;
объективно оценивать и признавать свои достоинства и недостатки через самоанализ;
быть ответственными за собственные эмоциональные реакции;
идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции, переживаемые в конкретный момент за телесными реакциями, мыслями и тому подобное;
анализировать собственные эмоции, чувства; причины их возникновения;
насыщать себя, то есть использовать эмоции для самомотивации, облегчения процесса мышления, принятия решений, достижения целей;
оптимистично мыслить – акцентировать внимание на положительных аспектах жизни;
конструктивно относиться к ошибкам, приобретать жизненный опыт;
владеть приемами психофизиологической саморегуляции;
управлять вниманием, воображением.
Межличностные эмоциональные компетенции
- осознавать себя как равноценного субъекта коммуникативного взаимодействия, быть ответственным за его процесс и результат;
- идентифицировать (распознавать, понимать) эмоции других;
- анализировать эмоции, чувства других людей, причины их возникновения;
- воспринимать и понимать невербальный язык тела и движений (жесты, мимика, интонация голоса и тому подобное), использовать этот опыт для улучшения коммуникации;
- владеть навыками активного слушания;
- понимать эмоции, чувства другого человека, поставив себя на его место (эмпатия);
- оказывать и принимать эмоциональную поддержку;
- вербализировать эмоции, чувства без оценки, обвинения людей или ситуаций;
- сопротивляться немедленным желаниям выплеснуть эмоции (контроль над импульсами);
- задавать вопросы для понимания эмоционального состояния другого человека;
- адекватно и толерантно реагировать на положительные и отрицательные эмоции со стороны других;
- конструктивно защищать собственные психологические границы, свою точку зрения;
- отказывать, не обижая другого человека;
- оказывать мотивирующую как положительную, так и отрицательную обратную связь: искренне выражать похвалу, комплименты, критику, претензии и недовольство;
- адекватно воспринимать обратную связь со стороны других: как критику, претензии и недовольство, так и комплименты, похвалу;
- выбирать аутентичные и адекватные ситуации способы эмоционального самовыражения;
- прощать, освобождаться от обиды;
- сотрудничать, владеть способами совместной деятельности, приходить к согласию;
- разрешать эмоционально напряженные ситуации, конфликты, преодолевать барьеры в общении;
- проявлять высокий уровень эмоциональной устойчивости и саморегуляции в стрессовых ситуациях.
Используй новые методы чтения
Ты, наверное, уже скользнул взглядом по этой рекомендации, и теперь читаешь следующую. Постарайся возвратиться и осуществить вот что.
Возьми ручку и, проводя ею под строчкой, прочитывай предложения. Глаз, зафиксировав движение, последует за ручкой, фиксируя все, что ты ему предлагаешь. Всякий раз убыстряй движение ручки – так увеличившаяся нагрузка станет привычной для органа зрения, скорость чтения повысится, и ты станешь «проглатывать» сведения скорее.
80% людей, читая, в мыслях проговаривают предложения. Данная плохая привычка у тебя сформировалась, когда ты обучался чтению: называл буквы, затем слоги, потом целые слова. Однако для осознания это совсем не нужно. Для того, чтобы устранить мысленный «голос», обучись читать информацию, при этом считая до двадцати или мурлыча себе под нос (позволительно и без слов) песенку. Приблизительно полмесяца до тебя не будет «доходить» смысл написанного, но со временем все нормализуется.
Как считают физиологи, у человека, смотрящего на что-то будоражащее, зрачки инстинктивно увеличиваются. Когда ты читаешь интересующую часть статьи, происходит аналогичное явление: зрачок увеличивается, в глаз проникает большее количество света, следовательно, он может зафиксировать большее количество сведений. Основная трудность заключается в том, как поверить, что протокол следствия, который ты держишь в руках, так же интересен, как биография топ-модели. Нейрофизиологи считают, что любопытство появляется в минуту, когда серое вещество сопоставляет новые сведения с уже имеющимися в голове. Так что попробуй угадать, какая именно информация может содержаться в тексте. Мозг поневоле сопоставит информацию с реальной, и это заставит его спровоцировать любопытство.
Детский вопрос
Подавляющее большинство детей — дошкольников и подростков — так или иначе через это проходили. А взрослые потом удивлялись, как это «беспросветный» троечник и хулиган выбился в люди, а круглый отличник и в 40 лет нет никто и живет с мамой. Все дело в особенности социального интеллекта!
Условия развития способности СИ у ребенка могут быть такими:
- Проанализируйте, есть ли у него настоящие, а не выдуманные друзья? Сам он их выбирает, или навязываете вы?
- Запишите сына или дочь на айкидо: в спарринге любой прием нужно отработать с максимальным количеством разных партнеров. Так спортсмен учится определять слабые стороны соперника, учитывать его физические параметры и выводить из этого свои преимущества. Точно так же ребенок должен коммуницировать с людьми разного возраста, достатка и уровня культуры.
- Применяйте социальные тренажеры. Любому школьнику полезно иногда проехать на маршрутке или в метро. Так приходит понимание, что протиснуться между пассажирами проще, если вежливо попросить расступиться, а не ломиться бычком.
- Показывайте границы. Особенно в общественных местах: в аэропортах, ресторанах, поездах… Если малыш с воплями носится по залу, натыкаясь на посетителей, нужно объяснить, что это мешает всем. За непонимание и повторное нарушение — наказание. Прием приводит к воспитанию самоконтроля.