Религия древних славян: история развития язычества

Обряд выноса покойного из дома и похороны

Погребальный обряд древних славян начинался с приглашения в дом гостей. При этом о смерти в это время говорить было не принято. В комнату, где лежал покойный, заходили соседи и родственники, которые должны были обсуждать бытовые вопросы. Когда все приглашенные были в сборе, начинался вынос покойника. При этом родственники обязаны были плакать, в противном случае могли решить, что они не жалеют покойного.


Погребальный обряд

Сразу после выноса усопшего совершались обряды, которые должны были прогнать из дома несчастье. Ведь смерть, по мнению славян, открывала дверь в мир под названием Навь, откуда могла прийти новая смерть. В некоторых местах на место, где лежал усопший, ставили квашню, полено или камень. Дорогу за гробом было принято сметать по направлению к похоронной процессии. Это делалось, чтобы душа не смогла вернуться домой по собственным следам. С этой же целью в некоторых деревнях тело выносили не через дверь, а через окно.

Обряд мертвеца

Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉

В поисках истинных староверов

Правда, как рассказали нам в Роще, истинных староверов, тех, кто действительно живет по старым обычаям и строгим правилам, в селе почти не осталось.

Древняя Псалтырь — ей как минимум 150 лет.

Сегодня в селе осталось только одна пожилая староверка — 90-летняя баба Дуся, но она с чужими не общается — только с семьей, да на службы ходит. «Телевизор она выкинула и фотографироваться ни за что не будет, — говорит Зинаида Мельцина. — Она даже дочери наказала: „или забирай все мои фотографии, или я их сожгу“: это у святых лики могут быть на земле, а нашим ликам нечего в миру оставаться».

Нам удалось пообщаться со старшей общины староверов в Роще Натальей Шаравиной — она категорически запретила себя снимать, но согласилась поговорить на улице. Рассказала, как баба Дуня учила ее вести службы — читать Псалтырь на старославянском.

Истинная староверка баба Зина из села Платоново. После разговора с журналистами ей пришлось отмаливать грех

Чтобы найти пожилых, истинных староверов, нам пришлось отправиться в соседние села. В Платоново нам помог глава администрации Игорь Щукин (сам также старовер), проводивший нас к своей 83-летней родственнице бабе Зине. Она немного поговорила с нами, стоя в палисаднике и опираясь на палочку — рассказала, что ее предки пришли на Урал после Никоновской реформы. «У меня у матери все поколения — староверы, — говорит бабушка. — И в храме (обычной церкви — прим. Ред.) не были. А сейчас меняется поколение. Разве было такое в те года, что в бане моются да пиво пьют?»

Баба Зина призналась, что после нашего с ней общения ей придется отмаливать грех, но куда денешься? «Бабушка у нас уже знаменита — в местной газете печатали снимок, как она зимой в проруби стирает белье», — смеется глава администрации. По его словам, в Платоново много старообрядцев, но больше всего их в Симанятах: там все село — староверы. Дозваниваемся до старосты Елены Шаравиной. «Приезжайте, — говорит она. — Не знаю, захочет ли кто-то из старых людей общаться, но я, что знаю — расскажу».

Междоусобная вражда

Как известно из трудов римских и византийских авторов, уже в VI веке славяне занимали обширную территорию от Балтийского до Черного морей, а в VIII веке они заселили Балканский полуостров. Уже тогда племена разделились на западные, южные и восточные. Известно, что они часто враждовали друг с другом, с соседями.

Ирина Станиславовна Пигулевская в книге «История, мифы и боги древних славян» (Москва, 2011 год издания) приводит отрывок из памятника древнерусской литературы «Повесть временных лет», предположительно написанного в начале XII века Нестором Летописцем. Поскольку исторический документ содержит лестные отзывы о быте и нравах восточнославянского племени полян, тогда как их соседи выставлены в дурном свете, И.С. Пигулевская обоснованно полагает, что автор «Повести временных лет» по своему происхождению принадлежал именно к «добрым людям».

Вот что говорится о соседних племенах: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

Налицо явная враждебность, существовавшая между полянами и древлянами. Достаточно вспомнить несколько жестоких расправ полянской княгини Ольги (около 920-969 гг.) над древлянами, которые убили ее мужа Игоря Рюриковича.
Впрочем, к радимичам, вятичам и северянам отношение у автора «Повести временных лет» тоже далеко не братское.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» — калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Православные похороны

Традиционный православный похоронный обряд, который начали практиковать после крещения Руси, включает несколько этапов:

  • омовение. Считается, что усопший должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом;
  • облачение. Умершего одевают в чистые одежды, накрывают белым саваном (одеянием);
  • положение в гроб. Покойник должен лежать с закрытыми глазами и вложенной в руки ритуальной иконкой. Руки должны располагаться крест-накрест;
  • чтение панихид. До момента выноса тела родственники покойного должны читать особые молитвы. Накануне выноса священник прочитывает заупокойную литию;
  • отпевание, заказываемое в храме;
  • погребение. Священник читает молитву и кидает горсть земли на саван. В случае отсутствия священнослужителя после прощания с покойным и опускания гроба в землю каждый присутствующий должен бросить землю на его крышку;
  • могила закапывается, на ней устанавливается крест.

Хоронить людей по православным традициям принято на третий день после смерти.

Несмотря на то, что главной религией в России считается православие, живы некоторые традиции, к которым прибегали язычники. Например, после выноса тела в доме принято подметать, иногда пол окропляют святой водой. Когда в доме лежит мертвый человек, зеркала обязательно завешиваются тканью, а в гроб покойного часто кладут вещи, которые он любил при жизни: книги, мягкие игрушки, украшения и даже фотографии.

Похоронный обряд у древних славян — комплекс ритуалов, цель которых — облегчить путешествие души в загробный мир. С принятием христианства традиции изменились, хотя многие из них не исчезли полностью. Поэтому современные похороны включают и православные, и исконно языческие традиции.

Традиции – тысячи лет

Этнографы предположили, что «похороны «по-репному» – это отголоски совершенно уникального, реликтового обряда, который в Древней Руси применяли только к подозрительным и к «чужим» покойникам – их называли «заложными», верили, что человек не дожил свой век и поэтому земля его «не примет». Их уносили далеко в лес, в дебри, на пустыри и оставляли на поверхности земли, заваливая сверху ветками, листвой, зачастую и мусором.

Таких покойников боялись, место «заложения» окапывали канавками, шептали заговоры, и возвращались домой только тщательно запутав следы. «Дежурство» у гроба подобного покойника, очевидно, было нужно, чтобы засвидетельствовать его «нормальность» или же наоборот – успеть сообщить односельчанам, что покойник стал нечистью и выходит по ночам на охоту искать живых, чтобы утащить с собой на тот свет. Только спустя год «заложного» покойника могли предать земле.

Кроме того, что такой покойник мог ожить, он мог принести несчастья, нашедшим его людям – например, вызвать дожди, от которых сгниют хлеба, или устроить засуху, которая вызовет неурожай и голод – об этом писал знаменитый этнограф Дмитрий Константинович Зеленин.

Сохранность этой традиции у русского населения Коми этнографы объяснили замкнутостью общин, окруженных со всех сторон иноверцами – коми.

Тем не менее обычай все равно претерпел значительные изменения – убитых людей односельчане не отчуждали от себя, а считали своими, родными, близкими людьми, и все делалось именно для того, чтобы соблюсти традиции, и чтобы родному человеку было на том свете хорошо. Время, когда покойника не предавали земле на общем кладбище варьировалось от случая к случаю и было обусловлено внешними обстоятельствами – обычно это было «10 дён», но иногда не давали хоронить «власти» или односельчане ждали родственников убитого.

Однако можно предположить, что речь идет и о сохранении элементов древнейшего похоронного обряда, который существовал у славянского племени «русь», и о котором в IX веке писал араб ибн Фадлан. Он встречался с русами на берегах Волги и описал похороны вождя, при которых покойника для большей сохранности на 10 дней закопали в землю, а сами начали готовиться к похоронам – шить одежду и строить погребальную ладью. Через десять дней тело вождя откопали, обрядили и сожгли вместе с ладьей.

Представление о «том» свете

Взаимовыгодные отношения с загробным миром составляют основу славянской поминальной обрядности. Древние славяне считали, что душа, переходя из земного мира в мир вечный, сохраняла свои телесные свойства и продолжала вести более или менее человеческий образ жизни. В загробном царстве умершие пили и ели, нуждались в еде, одежде и крове. Их материальное благополучие напрямую зависело от живых родственников. Если близкие в положенные дни поминали усопшего, устраивали в его честь трапезы и оставляли на могиле подношения, приносили в церковь пожертвования и раздавали милостыню бедным за его упокой, то такая душа пребывала в достатке и довольстве.

В свою очередь, и души предков могли как положительно, так и отрицательно влиять на благосостояние своих родных. Должным образом чтимые предки покровительствовали им, помогая в хозяйстве, увеличивая урожай и повышая плодовитость скота. Распространялось их влияние и на духовную сферу: во время поминок и поминальных молитв они сами возносили молитвы за спасение душ своих родственников. В противном случае живые могли навлечь на себя гнев предков и заслужить наказание в виде несчастий, болезней, голода и пр. Защититься от сил загробного мира могли помочь специальные защитные обряды и ритуалы.

Корнями в древность уходит и традиция поминать умершего в течение 40 дней с его смерти. Во время этого переходного периода, душа первые три дня до похорон пребывала у собственного тела в после похорон и вплоть до определения ее посмертной участи на сороковины летала по своим любимым местам, возвращаясь каждую ночь на могилу. Впоследствии под влиянием христианства утвердилось иная трактовка этого обычая: на третины дух поднимается на небеса, где пребывает с ангелами в течение шести дней, а на девятины – спускается в ад. На 40-й день усопший возвращается к Господу, чтобы предстать перед ним на частном суде.

Солонование

ФОТО: RU.WIKIPEDIA.ORG

Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.

Погребальный костёр

Захоронения в землю в языческой древности тоже практиковались – например, в степных районах, на Дону и Кубани. Если человек умирал в море – его останки бросали в воду. Но в большинстве случаев тело мертвеца сжигали на кроде (погребальном костре). По одной из версий, слово «крода» означало «к роду». Покойный таким образом возвращался к своему роду, к своим предкам.

Об этом существует множество свидетельств. «Русы — народ, сжигающий своих мертвых…», — так характеризуют наших предков восточные авторы. А вот что говорит один из них, Ибн-Вахшия, в своей «Книге о Набатайском земледелии»: «Я удивляюсь Славянам, которые, несмотря на крайнее свое невежество и удаление от всякой науки и мудрости, постановили о сожжении всех своих мертвецов, так что не оставляют ни царя, ни другого человека без сожжения после смерти».

«…Славяне своих покойников не хоронили, а с древнейших времён, несомненно с самого возникновения славянства, сжигали, — свидетельствует чешский археолог-славист конца XIX – начала XX века Любор Нидерле в работе “Славянские древности”. — Археологическим подтверждением этого обряда является существование у древних западных и восточных славян многочисленных погребений с трупосожжением».

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом

Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Пока солнце высоко

Казалось бы, после крещения Руси князем Владимиром, должно было бы установиться трехдневное погребение. Однако этого не произошло. Правда, погребать стали более или менее однообразно, взяв за пример византийский обряд, когда тело покойника заключалось в гроб (корсту) и погребалось в землю.

Покойника обмывали, одевали в чистую одежду, священник читал отходную молитву, а затем распоряжались с телом по-разному: иногда хоронили в день кончины до захода солнца (возможно, переняв этот обычай у язычников) или оставляли лежать несколько дней.

Обычай хоронить, когда солнце высоко, объясняли тем, что де покойник в последний раз должен его увидеть, ведь в следующий раз он его увидит нескоро – лишь по воскресении.

Когда в 1123 году в Чернигове скончался князь Давид, то его внесли в храм Бориса и Глеба, чтобы отпеть и сразу похоронить, но епископ Феоктист, понимая, что гроб еще не готов, решил отложить похороны на следующий день, сославшись на то, что «солнце уже заходит».

И тут случилось чудо: время шло, а солнце не заходило. Удивившись такому, Феоктист восхвалил Бога и повелел работникам готовить каменный гроб. И лишь тогда, когда каменный свод могилы был возложен на подобающее ему место, солнце скатилось за горизонт.

В конце XV века однодневное погребение стало обычным. Митрополит Филипп отказывался погребать князя Юрия, брата Ивана III, мотивируя это тем, что де раз он не похоронен в день кончины, то и смысла не имеет. И действительно – по какой-то причине тело Юрия пролежало в храме четыре дня. Василию III пришлось вмешаться лично, чтобы тело брата было предано земле.

Терещенко свидетельствует, что в XVI веке русские хоронили покойников на третий день, отчитывая над ними псалмы и «обвивая» голову полотном. Происходило это без излишней пышности.

Обрядовая кремация у славян

Как хоронили славяне до принятия христианства? Часто практиковалась кремация. Она проводилась на закате, чтобы душа следовала вслед за солнцем. Хорошей приметой считалось, если дым поднимался к небу. Славяне полагали, что в этом случае за душой умершего спустился Сварог.

Часто кремировали на лодке, которая, по поверью, должна была переплыть через реку, чтобы оказаться в загробном мире. В лодку складывали ценные для покойного вещи, обереги и амулеты, запас пищи. Также туда сажали домашних животных, которые были дороги умершему.

При сожжении на костре усопшего сперва оставляли на несколько дней в доме, уложив на стол. Отражающие поверхности завешивались, чтобы покойный не мог забрать души живых людей. Считалось, что если не закрыть зеркало, скоро в семью опять придет смерть. Несколько дней в доме читались специальные молитвы. После этого тело сжигалось. Пепел развеивался по ветру, а части, оставшиеся целыми, просто разбрасывались по окрестным лесам.

Религия западных славян

Бог Перун, у западных славян, был более известен под именем Перкунас. Но, до наших дней, об этом мало дошло информации. Существует мнение, что всадник Витис, который изображен на современном гербе Литвы, является Перкунасом. У западных славян не было открытых святилищ, они строили языческие храмы, в которых стояли все известные идолы, которым они поклонялись, а не один из них. Само капище было отделено перегородкой, к нему мог приблизиться только жрец. У восточных славян доступ к капищу, для всех верующих, был свободным.
В древние времена, у западных славян, каждое племя считало своим прародителем какое-либо животное, и оно почиталось как священное. Например, племя лютичи поклонялись волкам и считали их священными животными. Во время ритуалов, в этом племени, надевали волчьи шкуры. Считали, что дух волка защищает их племя от злых духов. Есть мнение, что благодаря таким поклонениям, появились мифы об оборотнях. В древних сказаниях говорится о том, что колдуны превращались в волков и о том, что волки помогали тем, кто им поклонялся (в сказке «Иван Царевич и Серый Волк» волк помогал царевичу).

Обряды над младенцами

Таинства и обряды присутствовали в жизни древних славян с самого появление на свет. И не все они были безобидными. Существовал обряд перепекания, когда слабого или недоношенного младенца «перепекали» в печи. Славяне считали, что ребёнку нужно помочь «доготовиться», раз уж он появился из утробы матери раньше срока. Женщины готовили специальное ржаное тесто и заворачивали в него младенца, оставив лишь маленькое отверстие, чтобы он мог дышать. После этого ребёнка на лопате отправляли в тёплую печь, читая над ним секретные слова. Помогал ли такой обряд ребёнку окрепнуть — доподлинно неизвестно, но в процессе многие дети могли получить ожоги, если печь была недостаточно остывшей.

Существовал также и обряд солонования. Соль очень чтилась на Руси, и считалось, что она напитывает младенцев своей силой. Слабеньких малышей обмазывали очень мелкой солью, не забывая про глаза и уши, а после крепко пеленали в тряпки и держали несколько часов. Богатые люди могли позволить себе буквально закопать ребёнка в ларь с солью. Но итог был один: во время обряда соль разъедала нежную кожу младенца, и он страшно кричал, а родители не обращали на это внимания. Конечно, ведь считалось, что после этого ребёнок станет намного сильнее и здоровее.

А в гольбче у них могильник

В деревне Усть-Пышья вплоть до 2014 года, то есть до вымирания поселения, женщины после посещения общего кладбища ходили на польское кладбище, то есть на кладбище чужаков, вывезенных сюда во время войны, с края от которого было и детское кладбище деревенских жителей.

Зимой, когда в мороз ехать на кладбище было далеко, а долбить мерзлую землю – проблематично, детей хоронили в подполье – «в гольбче».

В поселке Усть-Пышья этнографы встретили мужчину, который не мог спать в «материнском» доме и по ночам уходил к другу. Он объяснял это тем, что по ночам в подполье слышатся какие-то звуки, вроде «кошки замяукали», и нервы у него не выдерживают. Выяснилось, что мужчина знал, что там, в подполе, похоронены дети. Его родители были выходцами с Украины и потому хоронили умерших младенцев в доме.

В подполье (в голбце) и на обочинах дорог прикапывали мертворожденных младенцев. Бывало и так, что новорожденных детей везли в больницу, но не довозили и хоронили в пути – у дороги.

Подобные случаи захоронения младенцев в подполе были зафиксированы в деревне Дубровка, где жили в основном старообрядцы. Под домами хоронили умерших некрещеных младенцев, мертворожденных и детей, которые родились раньше срока.

Как проходил обряд

Кремация происходила всегда на закате дня. К костру умершего доставляли либо на санях, либо в лодке (ладье). Кстати, современный гроб, возможно, символизирует именно ладью. Костер выкладывали в виде прямоугольника, из березовых и дубовых дров (береза и дуб, по славянским верованиям, являлись священными деревьями). Также в костер клали ветки и солому.

По периметру выкладывали изгородь из снопов сена. Вероятно, это символизировало границу между миром живых – Явью и миром мертвых – Навью. В костёр часто клали также трупы диких и домашних животных и птиц – они должны были сопровождать человека на тот свет. Если умирал муж, его жена добровольно могла тоже взойти на костёр. Перед этим она наряжалась в свои лучшие одежды и вела себя как на веселом празднике, радуясь будущему счастливому существованию в загробном мире.

Поджигал костёр волхв, после этого пелись ритуальные песнопения. Старались, чтобы огонь доставал до неба – тогда душа могла быстро попасть в нужное место.

Вынос тела и траурная процессия

По традиции вынос тела назначается не ранее 12:00-13:00, но с таким расчетом, чтобы погребальный ритуал завершился до заката солнца. Обычно вынос производят до 14 часов. Тело выносят вперед ногами, стараясь, чтобы гроб не задевал дверных косяков и порога.

Перед выносом те, кто пришел проститься с человеком, могут выстроиться вдоль пути следования похоронной процессии. Прежде чем вынести из дома тело покойного, из дома выносят:

  • венки;
  • портрет усопшего;
  • подушку с наградами;
  • крышку гроба.

Через 10 минут выносят гроб, который проносят к катафалку, выходят родственники. Перед тем, как погрузить гроб в катафалк, его на несколько минут устанавливают у автомобиля и оставляют открытым – так попрощаться с усопшим могут те, кто не смог побывать в доме и не поедет на кладбище.

В катафалке гроб устанавливают изголовьем вперед на постамент, рядом укладывают траурные венки.

Говоря о традициях и обычаях похорон у русских, нельзя не сказать об оплакивании. По традиции, причитания и слезы характеризуют личность человека, ушедшего из жизни: чем больше плача, тем лучше у человека были отношения с окружающими. В былые времена на Руси существовали плакальщицы – женщины, которые приглашались на похороны, чтобы оплакивать усопшего. Фольклор сохранил для нас и славянские похоронные песни-причитания.

Останавливаться по пути похоронная процессия может только в церкви и у кладбища. При этом замедлять движение можно, проходя или проезжая важные для усопшего места. По пути следования можно разбрасывать еловые ветви или живые цветы – гвоздики на похоронах мужчины и розы для девушек и женщин.

Ближайшие родственники не могут нести гроб. Обычно эту услугу выполняют специально приглашенные люди, друзья или коллеги человека, ушедшего из жизни.

Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии

В похоронных обрядах славян большое значение играло число «два». Считалось, что оно относится к смерти. Например, по поверью в семьях, где умерли подряд два человека, следует ждать третьей смерти. Чтобы предотвратить это, в могилу второго усопшего закапывали куклу, символизировавшую третьего покойника.

В ритуалах, связанных со смертью, активно использовалась символика числа. В некоторых областях для того, чтобы облегчить терминальное состояние тяжело больного человека, давали ему так называемую «двойную воду», которую брали в местах слияния двух рек. В ногах покойника должны были стоять две свечи.

Приносящими неудачу считались все двойные предметы: деревья с раздвоенным стволом, рогатины. Также существовал миф о том, что собаки с темными кругами под глазами, то есть с «двойными» глазами, способны видеть смерть и начинают выть при ее приближении. По поверью, у оборотня две пары глаз, одна из которых расположена на лице, а вторая — на затылке.


Похороны знатного человека

Вера в переселение душ

Фольклорист Миролюбов в работе «Сакральное Руси» сообщает, что жители центральных российских губерний верили: человек перерождается в своих правнуков. Поэтому и принято было давать детям имена в честь умерших предков. Но если человек жил недостойно, то цикл перерождения мог прерваться.

Тот свет для славян делился на три «царства»: Правь, Навь и Славь. Живые люди обитали в так называемой Яви. Правь предназначалась для ожидающих перерождения душ праведников, Навь – для грешников. В Славь же попадали души героев, которые после кончины обитали рядом с богами. Чтобы оказаться на той стороне, если верить древнеславянским сказаниям, нужно было пересечь реку Смородину по Калинову мосту, связывающему царство живых и царство мертвых.

Человеческие жертвоприношения

Активист православного миссионерского апологетического центра «Ставрос» Фёдор Бабенко в статье «О человеческих жертвоприношениях славянского язычества» привел множество ужасающих фактов.
Например, Святослав Игоревич – внук легендарного Рюрика и сын княгини Ольги – возглавлял войско полян. Отказавшись принять христианство, он немало повоевал с византийцами. Весной и летом 971 года состоялось несколько сражений у болгарской крепости Доростол, которые описал средневековый хронист Лев Диакон.

«И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра», – сообщил своим читателям византийский летописец.

Примечательно, что Лев Диакон, как и другие авторы того времени, по сложившейся традиции называет воинов князя Святослава скифами. Христиане той эпохи привыкли именовать так всех язычников с севера.
Другие средневековые авторы также отмечали в своих трудах, что славяне приносили в жертву не только пленных, но и младенцев. В подобных действиях уличали не только полян, но и радимичей, кривичей и северян. Например, известный историк Борис Александрович Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси» (Москва, 1987 год издания) описал городище «Бабина гора», расположенное на берегу Днепра, где жили восточные славяне. Археологи установили, что это место являлось языческим святилищем некоего женского божества, предположительно Макоши. Из-за обилия детских останков – а черепа младенцев были захоронены в отдельной могиле – ученые сделали вывод, что речь идет о массовых жертвоприношениях малышей.

А в Тернопольской области Украины, на правом берегу реки Збруч (приток Днестра), который издавна населяли белые хорваты, археологи обнаружили настоящий культовый центр, состоявший из трех городищ: Говда, Бохит и Звенигород. Там жили служители, останавливались паломники. Многочисленные ямы с человеческими костями, взрослыми и детскими, не оставляют никаких сомнений: в течение нескольких столетий на этом месте проводились кровавые ритуалы жертвоприношений.

В Х-ХII веках, когда язычники открыто противостояли христианам, часто в роли подношения Перуну и другим богам вступали православные священнослужители или просто глубоко уверовавшие люди.
Вышеупомянутый сотрудник центра «Ставрос» Федор Бабенко в своей статье привел слова арабского путешественника Ибн Руста, автора рукописи «Известия о Хазарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах», написанной во второй половине IX века. В этом древнем тексте говорится: «Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…».

Поскольку арабский автор упоминает именно русов, то многие исследователи считают, что речь в его повествовании идет о племенах восточных славян: полянах, древлянах, вятичах, кривичах, белых хорватах, тиверцах и радимичах.

Старославянские похоронные обычаи и приметы

Само слово «поминки» объясняют по-разному. Один из вариантов его толкования – памятный подарок. Почему это так? Дело в том, что с самых древних времен покойника было принято захоранивать вместе с различными вещами, которые должны пригодиться ему в потусторонней жизни. Поэтому в могилу или в погребальный костер клали оружие, одежду, всякую утварь и украшения, то есть всякие поминки. А позже, уже при христианстве, этим словом стали называть весь обряд чествования умершего, заменив им языческое понятие «тризна».

Кстати, и в наши времена сохранился обычай класть в гроб покойного различные предметы. Например, монетки или какие-то любимые им при жизни вещи (очки, часы, книгу, детям – игрушки). Одного моего знакомого не так давно похоронили вместе с его любимыми шахматами. А недавно мне рассказал один приятель, что в могилу его трагически погибшего племянника положили ноутбук, с которым он практически не расставался. Мало того, иногда какие-то вещи для недавно умершего «передают» вместе с другим новопреставленными, кладя те в его гроб (с разрешения родственников, конечно).

Сплошной криминал

Но были и другие захоронения – тайные. К ним прибегали в том случае, если смерть детей носила криминальный или полукриминальный характер. Очевидно, что в древности подобные могилы были более «легальными».

Например, в одной семье в войну женщина родила трех близнецов. Она так испугалась, что вернувшийся с войны муж бросит ее из-за того, что «ртов много», и двух детей они с повитухой закопали заживо «в голбец» то есть в подполье, а одного оставили.

Чаще убивали незаконнорожденных, «нагулянных» детей, – об этом в статье «Инфантицид и солдатки» пишет преподаватель из Нижнего Тагила Анастасия Николаевна Варехина. Чтобы избавиться «от позора», крестьянки убивали новорожденных или прибегали к каким-нибудь приемам, чтобы вызвать выкидыш. В этом случае убитых закапывали где придется.

Например, в «Пермских губернских ведомостях» в 1870 году была заметка, сообщавшая, что в Красноуфимском уезде незамужняя «девица» закопала ребенка под полом бани.

Подобное захоронение было найдено в Камышлове, в погребе некоей вдовы, которая родила ребенка, а затем он умер.

Однако и «легальные» и «нелегальные» захоронения детей вне кладбищ были в ходу только в те времена, когда рождаемость была высокой, и такой же высокой была и детская смертность.

Умерщвление родственников

Как бы дико это ни звучало, но славяне могли со спокойной душой собственными руками убить своего родственника. Например, если в семье было слишком много дочерей, то мать могла убить новорожденную дочку, но при этом она обязана была сохранить жизнь сына. Мальчики ценились намного больше, ведь они быстрее могли стать помощниками по хозяйству и защитниками.

Был у славян и более жестокий обычай. Дети умерщвляли своих старых родителей, если они не могли больше выполнять работу по дому и в поле. Так что в большинстве своём больные и немощные старики и старухи не доживали свой век, мирно почивая на печи, а были убиты собственными детьми.