Изобретения ивана петровича кулибина

«Механическая нога» тоже не была одобрена

Кулибин также разработал первый в истории протез ноги. Его «механическая нога» была способна сымитировать движение конечности, которая была потеряна выше колена. Практическое испытание устройства первым выполнил поручик Непейцын, который потерял ногу во время штурма Очаковской крепости. С такой искусственной конечностью поручик сумел дослужиться до генерала и вести полноценную жизнь, лишь слегка прихрамывая. Несмотря на положительные отзывы медиков, разработку Кулибина не поставили на массовое производство, и она сгинула в небытие, как и множество его других инновационных творений.

Кем на самом деле были Ночные ведьмы?

Штурман Елена Саликова и летчица Анна Высоцкая — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Экипаж ПО-2 состоял из летчика и штурмана. Штурманами в основном были студентки вузов. Полина Гельман училась на историческом, Ирина Ракобольская – на физическом факультете Московского университета, Раиса Аронова – в Московском авиационном институте. Они вносили в полк особую атмосферу: читали лекции, выпускали журналы, писали стихи.

Командиром 46-го Гвардейского авиаполка была Евдокия Бершанская, единственная женщина – кавалер полководческого ордена Суворова. Под ее командованием полк сражался до конца войны. Всего за годы войны летчицы 46-го Гвардейского Таманского ордена Красного Знамени и ордена Суворова авиаполка совершили около 24 тысяч боевых вылетов.

Летчицы 46-го гвардейского авиационного полка — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

День Победы девушки встретили недалеко от Берлина. Они вспоминали своих подруг, не доживших до этого счастливого дня. В боях за Родину геройски погибли 33 летчицы. Девять летчиц стали Героями Советского Союза.

Дело по душе или дело по наследству

Как уже отмечалось, И.П. Кулибин родился в семье купца-старообрядца 10 (21) апреля 1735 года и с самых ранних лет был связан с купеческой средой Нижнего Новгорода, с ее нравами и ее культурой. Жили Кулибины на Успенском съезде (село Подволье, ныне входит состав Нижнего Новгорода). От места этого было недалеко до Нижнего базара, до набережной. Прямо с крыльца отцовского дома открывался вид на широкую Волгу и полноводную Оку. Хорошо было видно стены Кремля и Заволжье с его лугами, деревнями и ветряными мельницами.

Иван Петрович не получил систематического образования. Купцы того времени были искренне убеждены в невозможности подготовки их детей к торговому делу «школьным путем», то есть с отрывом от торговли. Таким образом, отец Кулибина по примеру людей своего сословия также отказался дать сыну школьное образование. По обычаю, он отдал сына на обучение «дьячку» (что также может быть связано со спецификой вероисповедания, о чем биографы умалчивают), который обучил его грамоте и счету. По окончании «грамоты» дети купцов с 10 до 15 лет обучались «купечеству». Для этих целей их подключали к торговому делу. Они сидели в рядах за товарами, а когда было нужно и возможно, ездили для торгов в дальние города вместе с отцами или с братьями. Так и Кулибин, как и другие его сверстники, был поставлен за прилавок для обучения торговле мукой. Однако молодой Кулибин скучал, когда занимался развеской муки, и, наоборот, как нельзя лучше чувствовал себя, когда что-нибудь мастерил или придумывал. Он проявлял активный интерес не столько к торговому делу, сколько к созданию различных игрушек (флюгеров, толчей, меленок), которые были, по мнению отца, безделушками, а занятие ими — вредным.

По сведениям первого биографа Кулибина П. Свиньина, молодой изобретатель мастерил не только разные «безделушки», но и стал придумывать полезные для хозяйства нововведения. Все биографы также утверждают о раннем пробуждении у Кулибина интереса к технике и в первую очередь к часам и мельницам, которые являлись важнейшими элементами техники мануфактурного периода развития промышленности. В своем увлечении часами Иван Петрович не был одинок. В России выдающиеся изобретатели XVIII века также были часовщиками. Увлечение в XVIII веке часами определялось не тем, что они имели широкое практическое применение, а тем, что в них был воплощен принцип автоматизма, который стали переносить на различные объекты техники. Поэтому часы в XVIII веке превратились в своего рода опытную модель всего механического искусства. Так и Кулибин в свои отроческие годы не ограничился пассивным знакомством с техникой мельничного и часового дела. Своими руками он создал модель маленькой мукомольной мельницы, в которой были все части, как и в большой. Однако если молодому Кулибину было легко понять устройство мельницы и изготовить ее небольшую модель, то не так-то просто было понять механизм башенных часов Строгановской церкви, которые породили в нем неугасимый в течение всей жизни интерес к часам. Но в молодые годы, пока был жив отец, этому делу Кулибин мог уделять лишь свободное от торговли время.

Работа в Академии наук

Изобретательская деятельность Кулибина была тесно связана с тематикой научных исследований Академии наук. В период жизни и работы в Академии было проведено немало экспериментов и сделано открытий, которые обеспечили известность делавших их ученых

Важно сказать, что оборудование для проведения большинства этих экспериментов было сконструировано именно работавшим в то время И. П

Кулибиным. Таким образом, ставшему во главе академических мастерских Ивану Петровичу удалось вписать яркую страницу в историю отечественного приборостроения. Чуть позднее Кулибина стали привлекать к выполнению обязанностей придворного механика: ему приходилось заниматься также ремонтом телескопа для двора Екатерины II и присутствовать при астрономических наблюдениях императрицы, что позволило ему изучать новейшие астрономические приборы. Единственное, что осложняло работу Кулибина в мастерских, — это отношения с администрацией Академии наук и ее персоналом. За время руководства Кулибиным мастерскими сменилось несколько директоров Академии. Некоторые биографы и исследователи пишут, что Кулибин, будучи очень талантливым изобретателем, с административно-бюрократической стороной своей работы справлялся нелегко. Вместе с этим исследователи отмечают его приверженность к «старым» обычаям и вере, что также могло осложнять взаимоотношения внутри коллектива и в частности с подчиненными.

Дошло даже до того, что Кулибин отказывается от получения дворянского титула, потому как для этого ему необходимо было сбрить бороду. В конечном счете Кулибин стал ощущать, что руководящий пост мешает его изобретательской деятельности. В этой связи в январе 1787 года Иван Петрович просит Е. Р. Дашкову (на тот момент директора Академии наук) об освобождении его от должности руководителя мастерских. Вскоре его просьба была удовлетворена, с условием его проживания на служебной квартире и выплате ему пенсии. Всего за время работы в качестве руководителя мастерскими Петербургской Академии наук Кулибин спроектировал три варианта деревянного одноарочного моста через Большую Неву, построил и испытал модель этого моста, разработал первоначальный вариант машинного судна, построил и испытал его на Неве, сконструировал оригинальный «фонарь» и пытался организовать его производство, проводил большую творческую работу по выполнению придворных заказов, а также осуществил еще ряд изобретений.

С такими результатами известный изобретатель уходит на пенсию. Однако даже после выхода на пенсию он не прекращает свою работу и за еще 13 лет, проведенных им в Петербурге после увольнения из Академии, Кулибин заканчивает несколько своих изобретений.

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

https://images2.popmeh.ru/upload/custom/652/652ad452cec986ad33ce8c5cb4985ef0.jpgСамобеглая коляска Кулибина отличалась сложной системой привода и требовала от водителя значительных усилий. Это был второй в истории веломобиль.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

https://images2.popmeh.ru/upload/custom/811/8113f53d034843328636f032d3173e60.jpgЗнаменитые часы-яйцо, сработанные Кулибиным в 1764—1767 годах и подаренные Екатерине II на Пасху 1769 года. Во многом благодаря этому подарку Кулибин возглавил мастерские при Петербургской академии наук. Ныне хранятся в Эрмитаже.

«Мама» оказалась скупа

При этом императрица еще умудрилась выгадать, положив жалованья своему русскому таланту на 2000 рублей меньше. Но Кулибин был рад и этому: в его понимании деньги были последнее дело, главное — престиж государства.

В первые годы своего пребывания в Санкт-Петербурге Иван Петрович занимался настоящим творчеством, тем более что под его руководством трудились такие же, как он, блистательные мастера: инструментальщик Петр Косарев, оптики — семья Беляевых. Как из рога изобилия посыпались изобретения: новые приборы и «всякие машины, которые… полезны в гражданской и военной архитектуре и в прочем».

Вот только далеко не полный перечень того, чему удивлялись современники: точные весы, морские компасы, сложные ахроматические телескопы, заменившие простые григорианские, и даже ахроматический микроскоп.

Иностранцы были просто в шоке, когда видели эти приборы, созданные русским изобретателем. В те времена в просвещенной Европе не имели инструментов и приспособлений, к примеру, для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров.

Впрочем, работать-то толком Ивану Петровичу не дали, так как заказы со стороны императрицы и придворных всех мастей порой опережали друг друга. Для Екатерины II Кулибин изобрел специальный лифт, поднимавший грузную царицу, для Потемкина — любителя шумных и красочных фейерверков — такие чудеса пиротехники, что ими могли гордиться и родоначальники этого вида забавы — китайцы.

Вечный двигатель

Об изобретениях самого Ивана Кулибина написано немало

Но биографы всегда старались обойти вниманием его работу над вечным двигателем, которая, казалось, не красит гениального механика.
Мысль заняться изобретением чудо-двигателя зародилась у Кулибина в начале 70-х годов XVIII века, когда он служил механиком при Петербургской академии наук. Опыты над вечным двигателем отнимали у него не только время и силы, но и немалые личные средства, заставляя влезать в долги.
В те времена закон сохранения энергии еще не был точно обоснован

Кулибин не имел солидного образования, и ему, механику-самоучке, трудно было разобраться в этом непростом вопросе. Люди, окружавшие его, также не могли помочь. Одни не умели ясно объяснить его заблуждение. Другие сами не были убеждены в том, что энергия из ничего не берется и никуда не исчезает. Наконец, третьи сами верили, что вечный двигатель возможен, и побуждали Кулибина продолжать поиски.
К числу последних относился, например, известный писатель и журналист Павел Свиньин

В своей книге о Кулибине, изданной в 1819 году, спустя год после смерти Ивана Петровича, он, имея в виду кулибинский вечный двигатель, писал: «Жаль, что не удалось ему кончить сего важного изобретения. Может быть, он был бы счастливее своих предшественников, останавливавшихся на сем камне преткновения; может быть, он доказал бы, что вечное движение не есть химера механики…»
Удивительно, но работу Кулибина по изобретению вечного двигателя поддерживал даже великий Леонард Эйлер.’ «Любопытно заметить, — писал Свиньин, — что Кулибин поощрен был к сему открытию знаменитым математиком Эйлером, который на вопрос, какого он мнения насчет вечного движения, отвечал, что почитает его существующим в природе и думает, что оно обретется каким-нибудь счастливым образом, подобно откровениям, почитаемым до того невозможными»

И Кулибин всегда обращался к авторитету Эйлера, когда ему приходилось защищать идею вечного двигателя от критиков.
В «Известиях» академии была напечатана статья «Совет мечтающим об изобретении вечного или бесконечного движения». В ней говорилось: «Изобресть непрерывное движение совсем невозможно… Сии бесполезные исследования крайне вредны потому наипаче (особенно), что от них многие семейства разорились и многие искусные механики, которые могли бы оказать обществу знанием своим великие услуги, потеряли, достигая до решения сей задачи, все свое имение, время и труды».
О том, читал ли эту статью Кулибин, никто не знает. Известно только, что несмотря на мнение Академии наук он со свойственным ему упорством продолжал работать над вечным двигателем с уверенностью, что даже эта задача будет рано или поздно решена.
Кулибин разработал целый ряд моделей своей машины. За основу он взял старую идею, известную еще со времен Леонардо да Винчи, а именно: колесо с перемещающимися внутри него грузами. Последние должны были все время занимать положение, нарушающее равновесие, и вызывать, казалось бы, безостановочное вращение колеса.
За рубежом тоже работали над созданием вечного двигателя. Кулибин внимательно следил за этими работами по доходившим до него сообщениям. А однажды, в 1796 году, согласно повелению Екатерины II, ему довелось даже рассматривать и оценивать один из таких иностранных проектов. Это был вечный двигатель немецкого механика Иоганна Фридриха Гейнле.
Иван Петрович не только «с наивозможным тщанием и прилежностью» изучил чертеж и описание иноземного перпетуум-мобиле, но и сделал его модель. Она состояла из двух перекрещивающихся трубок с мехами, наполненными жидкостью. При вращении такого креста жидкость по трубкам перетекала бы из одних мехов в другие. Равновесие, по мысли изобретателя, должно было теряться, и вся система — приходить в вечное движение.
Модель двигателя Гейнле, конечно, оказалась неработоспособной. Проводя с ней опыты, Кулибин, как он писал, «не нашел желаемого в том успеху». Но это нисколько не поколебало его веру в сам принцип вечного движения.
Осенью 1801 года Иван Петрович возвратился из Петербурга на родину, в Нижний Новгород. Он и здесь не оставил свои безуспешные поиски вечного движения. Прошло много времени, наступил 1817 год. И вот однажды в столичной газете «Русский инвалид» за 22 сентября Кулибин прочел заметку, прозвучавшую для него подобно грому. В заметке сообщалось, что некий механик Петере из Майнца «изобрел, наконец, так называемое вечное движение (perpetuum mobile), которого тщетно изыскивали в продолжение многих веков».

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м. Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м. В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Протез ноги

На рубеже XVIII—XIX вв.еков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат прозвище Железная Нога; он вел полноценную жизнь, и не все догадывались, почему генерал чуть-чуть прихрамывает. Протез системы Кулибина, несмотря на благоприятные отзывы петербургских медиков во главе с профессором Иваном Федоровичем Бушем, был отвергнут военным ведомством, а серийное производство механических протезов, имитирующих форму ноги, позже началось во Франции.https://www.kramola.info/sites/default/files/insert_images/vesti/2018/02/06/xvitb_o2bdg.jpg

На пути к мечте

Если образования, полученного Кулибиным, и было достаточно для торговли мукой, то оно оказалось совершенно недостаточным, чтобы без всякой помощи разобраться в механизме таких сложных часов, какими были башенные часы Строгановской церкви. Это заставило Кулибина взяться за самообразование. Он занимался с увлечением, посвящая любимому делу весь свой досуг. Для него это был единственный путь для овладения часовым мастерством. Одним из тех, кто привнес свое влияние на изобретателя, был М. В. Ломоносов, будучи одним из любимых авторов Кулибина. По свидетельству первых биографов изобретателя, он воспринял от Ломоносова не только любовь к поэзии — кстати, и сам писал неплохие оды в подражание Ломоносову, — но и интерес к науке и технике. В свою очередь реальное знакомства Кулибина с часовым делом и приобретение инструмента стало возможным только во время поездки в Москву по городским делам ратуши. Все биографы Кулибина отмечают, что после приезда из Москвы он стал значительно преуспевать в часовом деле.

Подлинным же хозяином своей судьбы Кулибин смог стать только после смерти отца. При его жизни изобретатель не мог даже и мыслить, чтобы бросить торговлю и заняться своим любимым делом. Идти наперекор воле отца он не мог. Он не мог решиться на это даже будучи женатым, когда ему было 24 года. После смерти отца Иван Петрович продал мучную лавку и всецело посвятил себя часовому делу. Но ему нескоро удалось прочно встать на ноги. На первых порах ему не хватало работы по ремонту часов и его семье приходилось бедствовать. Славой отличного часовщика в Нижегородском крае Кулибин стал пользоваться после того, как ему удалось отремонтировать испортившиеся дорогостоящие часы с репетицией нижегородского губернатора И. Я. Аршеневского. Губернатор уверовал в высокое мастерство Кулибина и не упускал случая похвастаться открытым им часовщиком

Этого оказалось достаточно, чтобы все обратили внимание на Кулибина

Когда дела пошли в гору и не было необходимости беспокоиться об обеспечении семьи, Кулибин снова окунулся в самообразование. В этот период он усиленно занимался физикой, математикой и черчением. Нам неизвестно, по каким книгам учился Кулибин, так как ни он сам, ни его биографы не дают на этот счет никаких указаний. Когда же Иван Петрович почувствовал в себе достаточно сил, знаний и умений для создания часов собственной конструкции, он решил изготовить часы «яишной фигуры с многочисленными автоматическими устройствами и репетицией». Предполагавшееся посещение императрицей Нижнего Новгорода явилось для Кулибина причиной изготовления своего шедевра часового искусства. В первые годы правления Екатерина II предприняла несколько поездок по России.

Кулибин так и остался непризнанным гением

Вот так изобретатель-самоучка Иван Кулибин опередил свое время. Ему повезло выбиться в люди, но при этом он не реализовал и половину своего потенциала. К сожалению, во все времена у России был один порок — игнорирование талантливых людей. Поэтому официальная наука приписывает создание множества изобретений европейским и американским специалистам, хотя Кулибин в некоторых моментах на столетие опередил их. Суть в том, что их творения оценили, а из Кулибина сделали придворного подмастерье для изготовления развлечений. Даже сегодня мы говорим «Кулибин» на человека — «мастера на все руки», но абсолютно не знаем, кем был этот самый Иван Кулибин.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения. Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге. В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

https://images1.popmeh.ru/upload/custom/fe0/fe00443bbc8966965c640cdb798f9c32.jpgФонарь-прожектор, созданный в 1779 году, так и остался технической диковинкой. В быту — в качестве фонарей на экипажах — применялись лишь его уменьшенные версии.

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Знаменитый однопролетный мост через Неву — как он мог бы выглядеть, если бы был построен. Его расчет Кулибин выполнял на моделях, в том числе в масштабе 1:10.

Сплоченность, замкнутость, взаимовыручка

Своим планом Кулибин поделился с купцом-старообрядцем М. Н. Костроминым, который в прошлом был другом его отца, а позднее становится покровителем Ивана Петровича, его семьи и его стремлений. Купец Костромин сделал все необходимое для того, чтобы представить царице Кулибина и его изобретения. По приезду Екатерины II в Нижний Новгород 20 мая 1767 года они были представлены вместе. Императрица ознакомилась с электрической машиной, телескопом и микроскопом Кулибина, внимательно выслушала его объяснения механизма еще не оконченных им часов яичной формы. В заключение Кулибин преподнес ей оду, им самим сочиненную и посвященную пребыванию Екатерины в Нижнем Новгороде. Она осталась довольна всем этим и выразила пожелание пригласить Кулибина и его покровителя Костромина в Петербург, когда будет закончена работа по созданию часов яичной формы. Для Кулибина это было несомненным успехом, однако без покровительства в сочетании с (несвойственным) интересом к старообрядчеству императрицы велик был шанс остаться ему безызвестным, как и многим его соотечественникам.

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

https://images1.popmeh.ru/upload/custom/81d/81da06a10f26754d5922b5b32ca0535c.jpgВ 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Выводы, размышления и местами ответы на вопросы

В заключении хочется сказать о том, что личность Кулибина является настолько неоднозначной, насколько очевиден тот факт, что Иван Петрович был невероятно талантливым человеком. Его вклад в развитие российской науки и техники просто неоценим, однако личность изобретателя все также остается до конца неисследованной. Из изложенных выше фактов можно вывести два интересных вывода. Во-первых, необходимо отметить, что даже дюжий талант Кулибина не помог бы ему в реализации его идей. Важную (можно сказать фундаментальную) роль в раскрытии миру таланта явилось сочетание царской политики и принадлежность Кулибина к старообрядчеству

Несомненно, эта же приверженность не позволила ему достигнуть материальных высот, но это ли было для него важно? Сомнительно. Во-вторых, хотелось бы отметить тот факт, что биографические исследования личности Кулибина относятся ко второй половине XX века (более 30 лет назад), где принадлежность к вере практически не затрагивается, либо затрагивается как причина, например, сложности межличностного общения

О религиозной стороне жизни Кулибина можно лишь по крупицам воссоздать из разных источников, что также говорит о недостаточности исследования многогранной личности изобретателя.

____________________________

Литература:

1. Грани раскола. Старообрядчество: тайны и явь. Альбом. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 20142. Кизеветтер А. А. Посадская община в России XVIII столетия. М., 19033. Левашова А. В. Законодательная политика Екатерины второй в отношении старообрядцев (Электронный ресурс) cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnaya-politika-ekateriny-vtoroy-v-otnoshenii-staroobryadtsev4. Майкл Д. Гордин Наводя мосты: Эйлер, Кулибин и техническое знание (Электронный ресурс) magazines.russ.ru/nlo/2004/66/gord13.html5. Пипуныров В. Н., Раскина Н. М. Иван Петрович Кулибин (1735–1818) Л.: Наука, 1986