Оглавление
- Виды крестов
- Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
- Когда люди начали вышивать?
- Технология выполнения вышивки крестом
- Вышивка на Руси
- Виды и техники выполнения крестов
- Еще один вид русской глади
- История вышивки крестом
- Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
- Чем интересен этот вид рукоделия?
- Северные традиции
- Истории вышивания крестом: с чего все началось
- С чего началась история вышивания крестиком в России
- Шаг 4. Рисуем схему
- Наборы вышивки крестиком и уроки для начинающих
- Современная вышивка
- Выбор иголок
- Вышивка в Средние века
- Все о пяльцах
- Особенности южан
Виды крестов
· Простой крест начинают вышивать справа сверху по диагонали налево вниз, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении.
· Полукрест — первый стежок шитья обыкновенного крестика.
· Удлинённый крест — техника вышивания этого крестика аналогична простому крестику, только крестик заполняет не одну клетку канвы, а две или три клетки, расположенные вертикально.
· Удлинённый крест со строчкой — удлиненный по высоте крест с небольшим горизонтальным стежком в центре.
· Славянский крест — перекрещивающиеся с наклоном удлинённые крестики.
· Прямой крест — состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
· Чередующиеся крестики — эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых. Начинают вышивать слева направо; проводят нитку через четыре вертикальные нитки и между четырьмя горизонтальными сверху вниз.
· Двойной крест — чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
· Крест «Звёздочка» — еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.
· Крест Левиафан (Болгарский) — шов отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися линиями (вертикальной и горизонтальной).
· Рисовый шов — сначала заполняют весь фон большими крестами через четыре и четыре нитки, а затем только приступают к рисовым стежкам.Это стежки, проходящие через концы четырех разветвлений большого крестика так, что они сходятся в пространстве между крестиками, образуя, в свою очередь, новый крестик. Для первых крестиков берут довольно толстую нитку, а для вторых — более тонкую нитку другого цвета.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Когда люди начали вышивать?
Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.
В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.
Технология выполнения вышивки крестом
Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.
Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.
Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.
Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом
- Выбор схемы картины
- Подбор канвы и инструментов
- Подбор цветного мулине
- Вышивка крестом по схеме
- Влажно-тепловая обработка изделия
- Оформление в раму.
Экономическое обоснование
Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.
На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:
- Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
- Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
- Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей
ИТОГО — 100 рублей
Связь вышивки с экологией
Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.
Самооценка
Оцениваю свою работу по следующим пунктам:
- Все ли я сделала?
- Получился ли у меня проект?
- Довольна ли я своим изделием?
- Хочу ли я в нём что-то исправить?
Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.
Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны
Конец XVII века
Виды и техники выполнения крестов
Уроки вышивания, доступные в сети, расскажут вам, что вышивка является счетным видом рукоделия, когда основной элемент картинки выполняется двумя пересекающимися косыми стежками. Можно выделить три основных вида:
- Простой крест. Выполняется двумя диагональными стежками, верхний перекрывает нижний посередине клеточки. Стоит отметить, что для красивой работы надо соблюдать правильную технику вышивания: нижние стежки выполняются всегда только в одном направлении (например, снизу слева в верхний правый угол клеточки). Все верхние стежки ориентированы в обратном направлении. На готовой вышивке сразу становится заметно подобное нарушение.
- Полукрест. Это выполненный только один стежок из креста. Таким способом удобно заполнять пустоты на канве вокруг основного рисунка.
- Болгарский крест или двойной, более трудоемкий в выполнении. Помимо диагональных линий вам надо вышить горизонтальный и вертикальный стежок. Используется на схемах редко. Но вы можете потренироваться его делать и посмотреть отличие от простого креста.
В сложных картинах в пояснениях могут упоминаться названия удлиненного, итальянского крестов, славянского, прямого и ряда других, но в готовых комплектах такие методы вышивания крестиком не используются.
Посмотрите на картинки со схемами, которые вы планируете вышить. Попробуйте подумать, как лучше и рациональнее двигаться по клеточкам. Иногда удобно следовать по каждому ряду, строчка за строчкой. Некоторые изображения уместно вышить по контуру, после чего заполнить оставшееся пространство, не отвлекаясь на схему. Можно сразу сделать крестик, а иногда прошить полукресты, заканчивая их в обратном направлении. Поэтому рукодельницы выделяют несколько основных правил вышивки крестом, зная которые, можно ускорить выполнение работы:
Метод назад иголку вы применяете, когда вышиваете каждый крестик поочереди.
Датский способ применяется, когда делается сначала ряд стежков в одну сторону всей строчки схемы. В обратную сторону вы заканчиваете простой крест.
Вышивка по вертикали. Повторяет ход действий предыдущего датского, только рисунок выполняется по каждому столбцу схемы.
Полукрест называют гобеленовой вышивкой
Важное условие, чтобы все стежки были направлены в одну сторону. Классический вариант: из левого нижнего угла в верхний правый угол клеточки
Следите за тем, чтобы нить не была затянута в стежках. Когда ряд шьется справа налево, то и стежки выполняются в обратную сторону. В итоге получается равномерное полностью заполненное стежками полотно. Отличный шов, когда делаете легкие вышивки орнаментов или узоров на ткани.
Простая диагональ. Вышивается снизу вверх по схеме с чередованием верхних и нижних стежков. Когда столбец заканчивается, шьете сверху вниз в обратном порядке.
Двойная диагональ слева направо. Более сложный способ вышивки, применяется для двойной цепочки квадратов, располагаемых по диагонали рисунка. Хотя достаточно один раз попробовать выполнить с нуля такой метод, потом вы легко будете его использовать. Первым шагом вышиваете одинарными стежками в параллельных квадратах. То есть полукрест будет располагаться через ряд. Достигнув верхушки отрезка, двигаетесь в обратном направлении. Во-первых, доделываете второй полукрест и вышиваете пропущенные кресты. Здесь важно следить за направлением иголки и доделывать недостающие элементы вышивки.
Двойная диагональ справа налево. При кажущейся симметрии относительно предыдущего метода, полностью отличается по алгоритму действий. Шить начинаете снизу, двигаясь вверх. Выполняете диагональные стежки. Простой крест доделывается только в правых квадратах (внешний ряд). Внутренний ряд крестиков шьется, когда вы двигаетесь сверху вниз. Полезный способ, как быстро вышивать наклонные участки изображения.
Увеличение крестиков. Метод применяется для вышивки фрагмента схемы. Начинаете с самого длинного ряда, заполняете его и последующие полукрестами. Очередной длинный ряд не выполняете, а возвращаетесь, вышивая верхние стежки. При таком варианте следует пользоваться карандашом, чтобы отмечать проработанные участки.
Часто простые схемы для начинающих выполняются только одним способом. В сложных рисунках могут использоваться сразу все техники и приемы. Это все придет к вам с практикой, вы будете с первого взгляда определять, как и в каком направлении стоит вышивать, на какие участки разбить схему.
Еще один вид русской глади
В XX веке этот стиль вышивки стал основой еще для одного подвида – владимирской глади, которая несколько отличается стежками от классической мстеркой вышивки тем, что проходят нити толстым слоем, создавая выпуклые рисунки растительного свойства: цветы, листья с усиками. Во владимирской вышивке гладью история выделяет красный цвет, но иногда использовались небольшие добавки в виде желтого и синего цвета, реже — зеленого.
Со временем в орнаменты стали «вплетать» диковинных птиц, деревья и кусты, сохраняя при этом традицию единения с природой. В 70-х годах прошлого века такой стиль вышивки достиг пика популярности, но потом постепенно спал, только в глубинках страны еще живо мастерство, передающееся по наследству.
История вышивки крестом
История вышивки крестом, вера в её силу лаконично дополняется легендой об императоре Константине, который ехал к своему супротивнику и в то же время соправителю Максимилиану – в Рим. Задумавшись о своей дальнейшей судьбе, он вдруг в небе над собой увидел изображение креста, и надпись, начертанную невидимой силой: «сим победишь». Значение этого видения, император тут же истолковал как послание высших сил, и сделал увиденный символ своей личной эмблемой, водрузив её на место орла, что до той поры красовалась на его штандартах. А победив коварного врага у моста Милвиана, Константин окончательно уверился в силе христианского бога, и, запретив все гонения на учеников Христа, приказал использовать непобедимую символику во всех церемониальных торжествах, в том числе и в украшении одежды. Ризы церковнослужителей разрешалось вышивать только крестом. Так вышивание стало обязанностью тех, кто назвал себя Христовыми Невестами и Слугами Бога – обитателей монастырей.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Чем интересен этот вид рукоделия?
В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы.
Русская вышивка делилась на несколько типов:
- городская;
- крестьянское рукоделие;
- вышитые мотивы, которые использовались как оберег.
С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.
Русская вышивка — старинный вид народного искусства
В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.
Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940
Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.
Искусство вышивания имеет многовековую историю
В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).
Сундук с приданым
Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.
Вышивка в французском стиле
Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.
Славянский оберег вышитый крестиком
Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.
Вышитый оберег с изображением
Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.
Северные традиции
Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.
Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.
Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.
Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам
Красиво смотрелась и белая строчка.
В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.
Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.
Истории вышивания крестом: с чего все началось
Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.
Вышивка крестом издавна служила не только украшением дома, но и являлась мощным оберегом семьи
Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:
- Библейские мотивы и узоры;
- Растительные орнаменты;
- Оригинальные изображения различных животных и птиц.
Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.
С чего началась история вышивания крестиком в России
Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.
Если раньше вышивка была привилегией знати, то сейчас различные инструменты, нити и орнаменты для вышивания доступны всем желающим рукодельницам
Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:
- Серебряные и золотые нитки;
- Жемчуг;
- Драгоценные камни.
Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.
Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.
Шаг 4. Рисуем схему
Теперь берем цветную распечатку картинки и по ней начинаем рисовать собственно схему. Снова рисуем каждый элемент целиком, не скачем между элементами.
Цвета подбираем так: в однотонном элементе обычно от трех до семи оттенков, от блика к тени.
Тень — это не более насыщенный цвет, а более холодный и серый. Самые густые тени обычно черные или темно-серые, помним об этом.
Блик — обычно не самый яркий цвет, а самый близкий к белому или вообще белый.
Подбираем цвета или начиная с самого темного, или начиная с самого светлого оттенка. Я обычно рисую, начиная с блика. Не забываем смягчать переходы между цветами, но без фанатизма, а то потом трудно вышивать по схеме.
Вот здесь я нарисовала крестиками шляпу:
На этом этапе цвет схемы будет сильно отличаться от исходной картинки. Программа неточно передает цвета, поэтому шляпа, к примеру, кажется темнее. Это просто надо держать в голове и помнить, что надо стараться сделать не максимально похожий на картинку имитат (имитат — это выгрузка из программы), а именно подобрать правильные цвета для вышивки. Цветная схема в программе будет отличаться от исходной картинки, это нормально.
Рисуем локоны:
Самое сложное для прорисовки — это человеческое лицо.
Стало заметно, что лицо было прорисовано неточно. Исправляю.
Обычно я стараюсь не добавлять слишком много цветов в основную палитру. В этот раз я использовала для шляпы и воротника одни и те же цвета, просто для воротника пошла более светлая часть палитры.
Шея и воротник
Далее рисую цветы:
Васильки
Зелень
Теперь начинаем работать с полукрестом. Для него я тоже обычно стараюсь использовать те цвета, которые уже использовались с крестом, добавляю новые нитки в том случае, если только так можно достигнуть наилучшего эффекта. Не забываем смягчать переходы между цветами.
После того, как все прорисовано, уменьшаем схему и смотрим на нее как бы издалека. Поправляем что-то, если надо. Вот что у нас получилось:
Имитат кажется сейчас грубоватым, это огрехи передачи цветов. В процессе вышивки зелень будет вышиваться в одно сложение нити, это позволит добиться легкости и воздушности.
Увеличенный участок готовой схемы
Полукрест передан сейчас как очень мелкие двойные крестики. Работать с таким неудобно, поэтому все цвета, которые используются еще и для креста, я всегда дублирую, а потом делаю всю вышивку как будто вышитой крестом. В результате имитат выгружается из одного файла, на котором видно, что на вышивке есть полукрест, а схема для вышивки — из другого. Получается, что в схеме один цвет будет обозначен двумя-тремя символами: один для креста, второй для полукреста, третий — если полукрест идет с разным сложением нитей.
Наборы вышивки крестиком и уроки для начинающих
Сегодня многие женщины возвращаются к такому увлечению, как вышивка. Она позволяет не только расслабиться, отдохнуть, вернуть себе гармонию, но и создать настоящие шедевры. Современные производители предлагают вниманию рукодельниц самые разнообразные наборы, которые помогут облегчить работу.
Начинающим мастерицам лучше начинать с маленьких схем для вышивок. Это позволит набить руку и наловчиться в выполнении стежков.
Наборы для вышивания подразделяются на виды. Каждый из них разработан с учетом мастерства вышивальщицы и ее возможностей. Наборы очень удобны тем, что уже содержат все необходимые материалы для работы.
Виды изображений:
- Животные;
- Пейзажи;
- Натюрморты;
- Портреты;
- Сюжетные картины.
Готовые наборы для новичков можно купить в специализированных магазинах или онлайн. Наборы для начинающих мастериц содержат схему с простыми сюжетами. Размеры таких картин небольшие, что позволяет выполнить вышивку легко и быстро.
Основы вышивки просты, главное – терпение и вдохновение. Период тренировок очень важен. Хорошим подарком для начинающих станет красивая детская книга, содержащая советы и секреты красивой вышивки.
Современная вышивка
Вышивку крестиком можно превратить в любимое занятие, занимаясь которым в свободное время можно создавать красивые и оригинальные предметы интерьера, которые в любой дом привнесут уютный. А вышивка на подушках, рубашках и полотенцах может послужить отличным сувениром или подарком.
Сейчас существует большое разнообразие техник: вышивка гладью, крестом, лентами, ковровая техника, гобелен. Благодаря такому огромному разнообразию техник вышивки, несомненно, получиться воплотить в работе любые задумки дизайнеров или художников.
Вышивают бумагой, шелком, нитками, золотом, шерстью, с использованием бус, серебром, бисером, стеклярусом, иногда настоящим жемчугом, с применением блёсток, монет, а также самоцветных камней.
История вышивки на этом не заканчивается.
Выбор иголок
Для техники вышивки крестом рукодельницы пользуются обычными иголками, гобеленовыми, бисерными или с ушком посередине.
Гобеленовые отличаются большим размером по сравнению с остальными. Отлично подходят для вышивки в несколько сложений на крупной клетке.
Бисерные иголки используются для шитья в одну нитку. Благодаря тонкому ушку используются на канве с мелкими отверстиями, не деформируя ткань.
Иголки с ушком посередине созданы специально как для вышивальщиц, которые только учатся вышивать, так и для мастеров своего ремесла. За счет того, что иглу не надо переворачивать на лицевой или изнаночной стороне, когда возвращаете ее в обратную сторону, нитка не будет лишний раз перекручиваться. Удобно вышивать более длинными отрезками нитей, с меньшими шансами, что появятся узелки или мулине запутается.
Чтобы правильно подобрать размер иголки, следуйте советам:
- В игольное ушко легко вставляется столько сложений нити, сколько вы планируете использовать на всей картине. Но при этом ткань не деформируется, когда через клеточку проходит ушко, не растягиваются отверстия.
- Чем плотность канвы выше, тем тоньше используется иголка.
- На крупном плетении ткани используйте иглы с тупым кончиком (гобеленовые).
Чтобы легко и правильно вышивать крестиком на канве, подберите удобные инструменты. Они создают меньше дискомфорта при занятии любимым делом. Уделите больше внимания для покупок, зато вечерние часы за хобби будут доставлять больше радости.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Все о пяльцах
Чтобы правильно начать вышивать крестиком по схеме, канва должна быть натянута и закреплена в пяльцах. Это удобное приспособление для мастериц бывает из разных материалов и размеров.
Самый простой, бюджетный выбор для вышивальщиц— пластмассовые круглые пяльца. Они легкие, встречаются в каждом магазине, но очень хрупкие в эксплуатации.
Деревянные пяльца могли остаться у вас от бабушек. В них хорошо крепится канва любой толщины, ткань для вышивки не выскальзывает, как из пластмассовых, полотно не так сильно деформируется при продолжительном креплении. По форме встречаются круглые, квадратные, прямоугольные разных размеров. Очень надежный инструмент для вязания крестиком для начинающих и опытных рукодельниц.
Натяжная рамка является целой конструкцией для вышивальщиц. Ориентирована на людей, которые не останавливаются на единственной вышитой картинке. Эта конструкция представляет собой совмещение пяльцев и системы крепления к креслу, на стол или подставки на пол. Есть схемы, чтобы пошагово сделать самостоятельно подставку для вышивки. Одним мастерицам удобно сидеть в любимом кресле и заниматься вышиванием.
Другие предпочитают переносную конструкцию для стола и кровати. Можно сделать подъемный механизм для регулирования высоты рамки над уровнем стола. Добавьте крепление для лампы, схемы, подставку для мулине. В вашем распоряжении окажется настоящий комплекс для вышивания. Такой вариант удобен тем, что работать вы будете двумя руками, не придерживая ткань и пяльца. Согласитесь, экономит много времени и сил, чтобы быстро вышивать крестиком.
Особенности южан
Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.
Вышивка росписью
Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.
Вышивка гладью по белоснежному шелку
Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.
Цветная гамма была достаточно разнообразной:
Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;
Рубаха вышитая в синих тонах
в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;
Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;
Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.
Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества
При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.