Оглавление
- Жан-Жорж Новерр и его современники
- Распространение вальса
- «Белый танец» — был придуман в СССР после войны
- Замечания:
- История
- ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ ВПРАВО ПО ОДНОМУ
- Как научиться танцевать вальс?
- Виды танца
- История возникновения танца
- Воспоминания о вальсе
- Такой разный вальс…
- Появление и развитие вальса
- История возникновения танца
- Благовоспитанная непристойность
- Видео к танцевальному элементу «Вальсовые повороты по 3 позиции»
- Па вальса в паре с полуповоротами
- Популярные виды вальса:
Жан-Жорж Новерр и его современники
Французский танцор-балетмейстер-учитель Жан-Жорж Новерр (1727–1810) был первым крупным реформатором балета. Он выразил свои артистические положения в труде «Lettres sur la danse et sur les ballets» («Письма о танце и балетах»), изданном в 1760 году и постоянно переиздаваемом с тех пор. Новерр работал в Париже, Лондоне, Штутгарте и Вене, а его влияние распространилось до Санкт-Петербурга. Он проповедовал достоинства балета и пытался произвести его «чистку» от чрезмерных условностей и требований. Новерр начал ставить постановки на мифологические сюжеты и драматические повествовательные формы балета. Он сотрудничал с некоторыми крупными композиторами того периода, включая Моцарта, во время создания балетов.
Новерр был не одинок в своих начинаниях. Вокруг него сплотились люди с похожими интересами: придать новое значение балету. В Вене Жан-Жорж Новерр враждовал с итальянским балетмейстером Гаспаро Анджолини (1731–1803), с которым они не сошлись по вопросам реформы Новерром. Анджолини поддерживал его учитель, австрийский балетмейстер Франц Хилвердинг (1710–68)
В Бордо ученик Новерра Жан Доберваль впервые исполнил в 1789 году постановку «Неосторожная девушка», которую на английском языке обычно называли «Тщетные Меры предосторожности», и которая стала первым длительным комедийным балетом
В Лондоне другой его ученик, Карл Людовик Дидло создал в 1796 году постановку «Флор и Зефир». Это было первой попыткой ввести в балет отдельные танцы и «сломать» былую однородность шагов и движений кордебалета, назначая отдельные задачи его различным участникам. Позже, Дидло полностью преобразовал балетную школу в Санкт-Петербурге, которая существовала с 1738 года. Там он также создал первые балеты российского национального репертуара. Среди них были первые балеты, которые были основаны на работах Александра Пушкина (1799–1837), чьи истории продолжали использоваться в качестве либретто балета в течение многих десятилетий.
В Милане Сальваторе Вигано, который работал с Добервалем и Дидло, поставил в 1801 году премьеру «Созданий Прометея» Бетховена. Вместе с ним работал Карло Блазис, который стал более известным, как преподаватель и теоретик. Его трактат «Traité élémentaire, théorique, et pratique de l’art de la danse» 1820 года (Элементарный Трактат теории и практики искусства танца) стал стандартным учебником балета в течение 19-го века. В 1837 он основал Имперскую Академию Балета, благодаря которой Милан стал, наряду с Парижем и Санкт-Петербургом, третьим мировым центром балета.
Распространение вальса
Вальс начинался как «танец кружащихся пар». Он был особенно популярным в южной Германии и Австрии, где он был известен под такими различными именами как дрехер, лендлер и дойчер. Он больше, чем какой-либо другой танец, представлял некоторые абстрактные ценности новой эры, идеалы свободы, характера, страсти и выразительности. Это может объяснить то, несколько танец оказался в центре внимания и международной популярности. Эта популярность привела к тому, что в 1787 году вальс появился на оперной сцене. Вена стала настоящим «городом вальса» и после этого танец завоевал Европу. В 1804 году вальс стал безумно популярным во Франции.
Некоторые блюстители общественной морали очень неодобрительно отнеслись к «безумному кружению» вальса, поэтому танец появился в Англии только в 1812 году. При прусском королевском дворе в Берлине вальс был запрещен до 1818 года, хотя королева Луиза танцевала его в то время, когда она была еще принцессой в 1794 году. Блюстители морали в итоге, несмотря на все свое недовольство танцем, смогли только отсрочить полную победу вальса, который в итоге завоевал весь мир. После многих веков пребывания на первых ролях в мире танца, Франция больше не диктовала моду. Появившаяся в 1819 году пьеса «Приглашение к танцу» композитора барона Карла Марии фон Вебера по сути представляла собой «объяснение в любви классической музыки к вальсу». Вскоре после этого началась эпоха «венских королей вальса», прежде всего семьи Штрауса.
Танцы — наследники и конкуренты вальса
Вальс произвел на свет большое множество танцев-«наследников» повсюду по Европе. В Германии развивалась такие разновидности вальса как шоттиш с поворотами из вальса. В Франции был свой вариант вальса — воздушный «вальс-баланс», а у американцев позже появился свой «Бостонский вальс», более медленный, скользящий вариант первоначального вальса.
Приблизительно в 1840 году появился серьезный конкурент вальса — полька, богемский танец, название которого произошло от чешского слова půlka, «половина шага». Этот танец было полон зажигательной энергии. Другим богемским народным танцем, завоевывающим популярность в танцевальных залах, был реждовяк или редова. Также популярность начали набирать польские мазурка и краковяк. И редко какой бал обходился без галопа, в котором пары в буквальном смысле скакали через зал ускоренными шагами польки. Для галопа требовалась недюжинная выносливость.
«Белый танец» — был придуман в СССР после войны
Группа (Исполнитель): ВИА СССР
Альбом: Сборник «Белый танец»
Жанр: Эстрада
Есть несколько версий возникновения такого танцевально явления, как «белый танец». Одни считают, что он зародился во времена Онегина и пушкинской Татьяны; другие уверены – традиция существовала на Венских императорских балах (дамы были в белых платьях и им дозволялось самим приглашать кавалеров, только вот танец назывался не «белым», а «дамским»); третьи рассказывают, что… в общем, полет фантазии, как обычно, не ограничен.
На самом деле, «белый танец» — это чисто советское послевоенное изобретение – время появления 1949-1947гг. Жаль, что имя массовика-затейника, придумавшего этот гениальный ход, кануло в Лету и мы никогда не узнаем, кто это был. Факты указывают лишь на то, что после 1948 года – «белый танец» становиться обязательным номером на каждом танцевальном вечере. Только что закончилась кровопролитная Отечественная война, солдаты возвращались домой, неженатых мужчин и холостых парней было очень-очень мало, критически мало. Моя бабушка вспоминала, как в конце сороковых на танцах в зале присутствовало три десятка девушек и всего лишь (вдумайтесь!!!) пять парней, среди которых был один инвалид фронтовик без кисти руки. Девушки той эпохи воспитывались в духе целомудрия, скажем, чтобы самой подойти и познакомится с парнем (а тем паче на танцах) – даже и речи быть не могло. Эту «трудность» надо было как-то преодолевать.
Именно в этот период, неизвестным (повторюсь) организатором и был придуман «белый танец – дамы приглашают кавалеров». У барышень наконец-то появилась свобода манёвра, ведь согласно этики – парень не мог отказать девушке. У неё появлялся шанс — три-четыре минуты медленного танца, во время которого она могла чем-то заинтересовать кавалера. Раньше этому придавалось гораздо большее значение, чем сейчас – от белого танца могла зависеть судьба женщины, в том послевоенном мире, где ощущался дефицит мужчин. Кстати, первоначально – это был вальс.
В 70-е годы демографическая ситуация в СССР стабилизировалась, но белый танец продолжал входить в обязательную программу танцплощадок. В школьные годы, приглашение на «белый танец», было своеобразным признанием в любви. Правда, вальс уже не танцевали, а использовали для этой цели попсовые медляки, в исполнении популярных советских вокально-инструментальных ансамблей.
Обычно, белый танец исполнялся всего один раз за вечер. И музыканты старались исполнить пронзительную песню, с подтекстом и намёком – так сказать, своими нотами оказывали девушкам посильную помощь в охмурении кавалера.
Вариантов «белого танца» было множество, но лично я лабал на танцах вот такие песни:
ВИА «Веселые ребята» — «Алёшкина любовь»
ВИА «Добры молодцы» — «Кто тебе сказал»
ВИА «Синяя птица» — «Ты одна»
ВИА «Чаривни гитары» — «Десятый класс»
ВИА «Акварели» — «Рыжее лето»
ВИА «Здравствуй песня» — «Старый клен»
ВИА «Красные маки» — «Первая любовь»
ВИА «Голубые гитары» — «Первый поцелуй»
ВИА «Поющие сердца» — «Семнадцать лет»
ВИА «Веселые ребята» — «Как прекрасен этот мир»
Замечания:
- При исполнении первой половины поворота первый шаг правой ногой выполняется вперед по диагонали между ступнями партнера. Первый шаг — активный, чтобы перейти на место партнера.
- При исполнении второй половины поворота первый шаг левой ногой выполняется вперед по диагонали близко к партнеру, рядом с его правой ногой, на ту линию, где стоит партнер.
- Поворот на 180 град. осуществляется за первый шаг. После первого шага и поворота партнеры должны уже поменяться местами и стоять опять лицом друг к другу.
- Второй шаг оба партнера исполняют в сторону, вдоль линии танца.
- У партнера, исполняющего первую половину поворота, второй шаг левой ногой в сторону должен быть чуть длиннее, чем у партнера, исполняющего вторую половину поворота.
История
История «официального признания» этого красивейшего танца восходит к началу XVII столетия и переносит нас в окрестности Вены, альпийскую область Австрии, где вальс уже в те времена танцевали на балах Габсбургского двора. Много раньше «кружащиеся» танцы любили и исполняли баварские и австрийские крестьяне. В несложных крестьянских напевах можно узнать не один вальсовый мотив.
В середине XVIII века немецкий вальс завоевывает Францию. Здесь танец некоторое время исполняли как фигуру кадрили, однако затем вальс выделился в самостоятельный танец, и была введена так называемая «закрытая позиция». Уже к окончанию XVIII столетия этот крестьянский танец был целиком принят дворянством с музыкальным размером 3/4 (три четверти).
Вальс хоть и полюбился высшему обществу, но и противников у него было немало. Прежде всего, протестовали придворные учителя танцев. Их опасения были вполне объяснимы, ведь шаги вальса можно было выучить гораздо быстрее, чем большинство сложных фигур других придворных танцев. Учителя боялись, что вальс сделает их услуги никому не нужными. Не любили вальс и моралисты, которые считали танец греховным и вульгарным. Прежде всего, критиковалась слишком близкая позиция в танце, а вкупе с ней – кружащиеся движения.
Несмотря на критику и «разносы» в прессе, которые регулярно устраивали вальсу в те времена, танец не только устоял, но и в июле 1816 года был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц-регент. Кроме того, королева Виктория, которая славилась своим умением исполнять бальные танцы, испытывала теплые чувства к этому вальсу.
После буржуазной революции во Франции вальс стал любимым танцем – его исполняли повсеместно. Только в столице в те времена работали 700 бальных залов.
В США вальс попал в 1834 году, когда был представлен на показе в особняке Beacon Hill. Тогда его тоже назвали «неблагопристойным» и «нарушающим приличия». Однако это не помешало укоренению вальса в Америке, который уже спустя десятилетие танцевали везде и всюду.
В XIX веке вальс поддержали популярные в то время австрийские композиторы Франц Ланнер и Иоганн Штраус, которые создали стандарт для быстрой разновидности вальса — Венского вальса. К концу XIX столетия стандартная танцевальная схема для вальса была 3/4 и 1/4 для остальных комбинированных танцев.
В это же время выделились две разновидности вальса – медленный Вальс-Бостон с длинными скользящими шагами и вальс с задержкой шага, состоящий из одного шага в три такта музыкального размера.
В дальнейшем вальс уже практически не встречал сопротивления и шел по миру танцем-победителем. Он стал популярным в самых разных кругах.
ВАЛЬСОВЫЙ ПОВОРОТ ВПРАВО ПО ОДНОМУ
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом к центру.
Ноги – в 3 позиции (правая нога спереди)
Руки – в бальной позиции (слегка отведены от корпуса).
1 такт – Первая половина вальсового поворота
Счет | Описание движения |
Затакт (И) | (Перенести вес на левую ногу.) Правую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги из 3 поз.).
Слегка смягчить колено опорной левой ноги. |
1 | Скользящий шаг правой ногой вперед по диагонали вправо (в том направлении, куда показывает носок правой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке правой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться спиной к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.) Перенести вес на правую ногу.
Чуть смягчить колено правой ноги. Левая нога остается позади правой ноги на носке, слегка согнутая в колене. |
И | Левая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с правой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.). Левая нога выпрямляется. (Колено правой ноги смягчено.) |
2 | Шаг левой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы. Перенести вес на левую ногу.
Правая нога остается в стороне на носке. Колени выпрямлены. |
И | Скользящим движением подтянуть правую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади левой ноги. (Вес — на двух ногах.) |
3 | Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (левая нога спереди). Перенести вес на правую ногу. |
2 такт – Вторая половина вальсового поворота
Счет | Описание движения |
Затакт (И) | Левую ногу, выпрямленную в колене с оттянутым носком, вывести на носок — вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги из 3 поз.). Слегка смягчить колено опорной правой ноги. |
1 | Скользящий шаг левой ногой вперед по диагонали влево (в том направлении, куда показывает носок левой ноги) с носка на всю ступню, выполняя на подушечке левой ноги полповорота вправо на 180 град. Остановиться лицом к центру. (Опуститься на всю ступню только после поворота.) Перенести вес на левую ногу.
Чуть смягчить колено левой ноги. Правая нога остается перед левой ногой на носке, слегка согнутая в колене. |
И | Правая нога, также смягченная в колене, скользящим движением проводится рядом с левой ногой через 1 поз. и выводится в сторону на носок вдоль линии танца (во 2 поз.). Правая нога выпрямляется. (Колено левой ноги смягчено.) |
2 | Шаг правой ногой в сторону (по линии танца) на полупальцы. Перенести вес на правую ногу.
Левая нога остается в стороне на носке. Колени выпрямлены. |
И | Скользящим движением подтянуть левую ногу носком по полу и приставить на полупальцы в 3 поз. позади правой ноги. (Вес — на двух ногах.) |
3 | Мягко опуститься на полные ступни в 3 поз. (правая нога спереди). Перенести вес на левую ногу. |
Как научиться танцевать вальс?
К романтичным парным танцам относится вальс. Умение танцевать вальс стало признаком хорошего тона. Партнеры имеют возможность высказать свое уважение к друг другу или стать еще ближе.
Чтобы полностью овладеть этим танцем и проявить свое мастерство, желательно начинать заниматься в детском возрасте. У детей прекрасно развита память и аналитические способности. Гибкость тела позволяет легче воспринимать нагрузку и приспосабливаться к новым движениям. Эти факторы обеспечивают более быстрый результат.
Поэтому если ваш ребенок проявляет желание, то не откладывайте с записью в кружок бальных танцев. Уже через два-три года вы сможете гордиться выступлениями подрастающего танцора. Уроки бальных танцев развивают у детей дисциплину, дарят эстетическое и музыкальное наслаждение. Танцевальные достижения начнут расти, и, при желании, могут перерасти в успех.
Если желание научиться танцевать вальс возникло у взрослого человека, то первое, чем необходимо запастись, это терпением
В процессе обучения важно не отлынивать от тренировок и проявлять настойчивость. Безусловно, сразу будет не все получаться
Но при вашем желании, процесс обязательно войдет в нужное русло. Качественные занятия помогут в совершенстве овладеть прекрасным танцем.
Танцевать вальс
- Самый простой способ обучения танцу это посещение курсов. Квалифицированный тренер быстро найдет к вам подход, поможет вам раскрыться и достаточно быстро обучит основным движениям.
- Не стоит идти на первые попавшиеся курсы. Найдите время, для того, чтобы посетить несколько мест и выбрать максимально комфортное для вас. Прислушиваетесь к отзывам друзей и знакомых. Если место хорошее, то скорее всего пользуется популярностью. Оптимальный вариант для подходящего выбора – это посещение первого бесплатного занятия. Этого будет достаточно, чтобы познакомиться с преподавателем, составом группы, расписанием.
Вальс В силу различных причин, небольшая категория людей предпочитает заниматься с частным преподавателем. Такой вид обучения потребует больших финансовых вложений, чем занятия в группе. Но индивидуальные занятия помогают отбросить комплексы и быстрее достичь наилучшего результата.
Имея плотный рабочий график и дефицит свободного времени, останавливайтесь на варианте обучения танцев на дому.
Виды танца
Разновидностью венского вальса может быть вальс фигурный, но он не входит в программу соревнований по бальным танцам. Фигурный вальс – это концертный номер, построенный по законам драматургии – с экспозицией, кульминацией и развязкой. Фигурный вальс может иметь сюжет.
Особенности венского вальса
На танцевальных соревнованиях по бальным танцам должна исполняться европейская версия вальса, другие не допускаются. Первый шаг партнера должен быть направлен между стопами партнерши, а не в сторону, так как таким образом можно достичь большего совершенства в исполнении поворота. Разница между танцевальными па мужчины и женщины должна составлять один такт: в то время, когда партнер делает первый шаг, партнерша уже готовиться к повороту, а когда партнер танцует второй такт, то партнерша танцует третий и т.д.
Так как вальс – это танец, который танцуют все. Жесткие требования, предъявляемые к исполнению танца, уместны только по отношению к профессиональным танцорам. Для основной массы танцующих достаточно уловить музыкальный ритм и освоить базовые движения. Но, безусловно, если каждый возьмет хотя бы несколько уроков венского вальса, исполнение этого танца принесет ни с чем не сравнимое удовольствие и для зрителей и для танцоров.
История возникновения танца
Вальс нельзя отнести к старинным танцам. По сравнению с аллемандой или курантой, вальс юн. Его возраст исчисляется менее чем двумя веками. Но вот точного происхождения данного танца точно не знает никто.
По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая версия гласит, что вальс произошел от лендлера – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишенный сложных элементов. Однако в нем есть все признаки будущего вальса – касание партнером талии дамы, движение по кругу, вставание партнера на колено, как обязательного элемента современного вальса.
Танец со временем многократно видоизменялся, приобретая очертания знакомого нам вальса, и дошел до аристократии. Вальс проник на светские балы и приемы, правда, претерпев множество негативных откликов. Так, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников. Они считали его «развратным», «постыдным», лишенным целомудрия, нарушающего нормы морали и нравственности, ибо такое поведение в танце могли демонстрировать только куртизанки. На танец навесили ярлык «греховного», «вульгарного» и «непристойного», и решили, что он не достоин приличного общества. Такое отношение к вальсу наблюдалось по всей Европе. Особенно в чопорной Англии, где нравы были еще более строгие.
Но полностью вальс не удалось задушить. Буржуазия с восторгом приняла немецкий танец. Он распространялся среди горожан в светских танцевальных салонах, хотя это и вызывало негодование среди моралистов, которые сравнивали любовь к вальсу как к пагубной привычке.
Может вальс так и остался бы гонимым танцем, если бы не творчество Штрауса, Ланнера и других композиторов эпохи романтизма. Пик их популярности пришелся на 30е годы 19 века. Облагороженная музыка дала толчок для развития вальсовой хореографии, приобретая грациозность, легкость и красоту. К концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности поспособствовала королева Виктория, страстная любительница бальных танцев, в особенности вальса.
Воспоминания о вальсе
Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» — на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.
В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир.
Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров.
Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».
Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах.
А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, — «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.
Такой разный вальс…
В сокровищнице танцевального искусства, пожалуй, нет танца более лаконичного, простого и одновременно сложного, потому что он требует благородной простоты, изящества. Нет танца более эмоционального, возвышенного и естественного, близкого природе человеческой. И нет танца более разнообразного. Вальсы бывают лирические, бравурные, искрометно веселые. Бывают и трагические — вспомните вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» — предчувствие трагического исхода звучит в музыке. И пробуждение первого юношеского чувства в вальсе Наташи из оперы Прокофьева «Война и мир».
«Смеётся вальс над всеми модами века…» Может быть, потому, что он многое может выразить. И не только в искусстве, просто — в быту. В разном настроении, в разном возрасте вальс будут танцевать по-разному, и о разном он будет рассказывать. Только одного не допускает вальс — расхлябанности, некорректности в отношениях партнеров. Тогда он вянет, теряет свою прелесть. Вот заметьте: когда на вечере объявляют вальс, первое движение мужчины — подтянуться, стать стройнее, поправить галстук, а лотом уже подойти к даме.
Да, вальс не устаревает потому, что в нем с особой полнотой раскрываются взаимоотношения мужчины и женщины. Как бы ни менялись времена, женщина будет ценить в мужчине его силу, возможность довериться ему, найти в нем покровителя, а мужчины будут, наверное, всегда, если не говорить, то ощущать, что сила женщины — в ее слабости. И какой танец, как не вальс, выражает эту доверчивость женщины, которую увлекает, кружит партнер! Для того чтобы провальсировать 5—10 минут, мужчина должен проявить незаурядную силу и ловкость, а от женщины требуется легкость, грация и умение положиться на партнера. Весь танец — ответственность мужчины за женщину.
Красиво танцуют вальс те, кто умеет выразить в нем и чувство собственного достоинства и целомудренное, уважительное отношение к женщине. В известном смысле этот танец становится проверкой самого себя.
Красиво танцует вальс тот мужчина, который, увлекая партнершу в круженье, не стиснет ее, как в клещах. Красиво танцует вальс та женщина, которая свободно положит руку на плечо партнера, а не повиснет у него на шее.
Порой, когда смотришь некоторые современные танцы, то замечаешь, что движения мужчин и женщин по характеру своему не разнятся, их взаимоотношения в танце небрежны, а то и вовсе не видны. Вальс сохраняет самое прекрасное, что есть в женщине, — ее женственность. И самое достойное в мужчине — его рыцарственность, благородство.
Твист и чарльстон — Вы заполнили шар земной. Вальс оттеснен, Без вины виноватый…
Жизнь идет вперед. Рождаются новые танцы. Вальс «оттеснен» не только модой. Он требует простора; на вечеринках в маленьких квартирах не очень-то повальсируешь, да и на танцплощадках, где набивается множество народу, тоже не развернешься. Жалко, что у нас исчез распорядитель танцев — молодой человек, следивший за соблюдением правил, часто он становился душой балов. И всегда особенно торжественно он объявлял вальс.
Пусть проходят года. Все равно никогда Не состарится вальс.
Я не считаю вальс единственным хорошим бальным танцем. Я не рекомендую танцевать только его. И в танго, и в фокстроте, и в чарльстоне есть своя прелесть. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что все, кто танцует вальс история танца, получают истинное удовольствие.
Автор неизвестен
Появление и развитие вальса
Медленный вальс – это трехдольный танец, который исполняется в паре. Как правило, в закрытой позиции. Легкое платье партнерши, плавный ритм, мягкие движения – все это должно создавать эффект невесомости. Пара, исполняя медленный вальс, как будто летает над паркетом, подгоняемая легкими порывами ветра. Добиться такого впечатления от танца – высшее мастерство его исполнителей.
Это загадочное танцевальное направление появилось в Средние века как результат слияния танцев народов Европы: чешских «матеника» и «фурианте», французского «вольта», австрийского «линдлера» и некоторых других, популярных в то время композиций. Считается, что вальс зародился в Вене в 80-х годах 18-го века и стремительно распространился по всему миру. Этот танец был любимым развлечением светского общества, в разных странах он обогащался национальными чертами, превращаясь то в вальс-мазурку, то в венгерский вальс, то в английский. В истории культуры нет другого такого направления, которое бы столь долго удерживала свои лидирующие позиции.
Интересно, что такой невинный танец, как вальс, в свое время считался слишком откровенным – критикам объятия пар казались чересчур интимными. Впрочем, когда «провокационное» танцевальное направление дошло до России, его сразу полюбили и признали придворным. Дольше всех сдержанность держали англичане. Они не просто отрицали вальс, как танец, но даже относились к нему резко негативно. Узаконила его королева Елизавета: 28 июня 1838 года, в день своей коронации, она пригласила Иоганна Штрауса вместе с его оркестром. Тот специально для английской публики сочинил музыку и играл ее в течение трех недель во дворце и различных замках страны. Вскоре об этом композиторе узнали во всем мире, а вальс плотно закрепил свои позиции в сердцах представителей «голубых кровей». Максимальной популярности в России медленный вальс добился в 30-е годы. Тогда вальсирование на танцевальных вечерах считалось образцовым досугом советского гражданина.
История возникновения танца
Хотя вальс и называется венским, его рождение связано с Германией. Первый танец трехдольного размера появился еще в 12-13 веке, и назывался он «вольта». Позже, в Германии, популярность приобрел другой танец с музыкальным размером 3/4 — «Waltzen». От этих двух танцев и произошел известный нам венский вальс. Первоначально вальс танцевался гораздо медленнее. Известный сейчас вид танец приобрел лишь в 19 веке, когда Иоганн Штраус вынес на суд публики свои нетленные музыкальные произведения. Благодаря этому австрийскому композитору, который сделал венский вальс знаменитым, этот танец и носит свое название.
Танцы, предшествовавшие венскому вальсу, носили весьма целомудренный характер. Партнер должен был находиться от партнерши на почтительном расстоянии, и соприкасались они друг с другом только кончиками пальцев. Вальс, в котором мужчина находится с женщиной на очень близком расстоянии и обнимает ее, произвел настоящий фурор в светском обществе. Солидные дамы и кавалеры считали танец неприличным, вульгарным, зато молодежь встретила его с радостью.
После победы над Наполеоном, в Вене, в 1815 году состоялся конгресс союзников. Представители многих стран праздновали победу на балах, самозабвенно танцуя новый восхитительный танец. Именно тогда вальс приобрел четкий, акцентированный на первой доле такта, ритм. Вернувшись на родину, участники конгресса привезли с собою новый романтичный танец, который, несмотря на сопротивление светского общества, быстро вошел в моду. Триумфальное шествие вальса уже было не остановить.
Что такое венский вальс?
Венский вальс – это одна из разновидностей вальса. Вместе с медленным вальсом этот танец входит в европейскую программу бальных танцев. Среди других видов вальса, эту разновидность отличает более быстрый темп и более выраженный акцент на первую долю такта. Однако, несмотря на быстрый темп, венскому вальсу свойственны плавность исполнения, изящество, которому не мешают стремительное кружение и повороты.
Все чемпионаты по бальным танцам обязательно включают венский вальс в программу.
На соревнованиях выполняются обязательные фигуры:
натуральный и обратный повороты
обратный и натуральный флекерлы
перемены вперед и назад
чек из обратного к натуральному флекерлу
Так как количество обязательных фигур невелико, акцент участников соревнований смещается на мастерство и артистичность их исполнения. Чтобы добиться максимального совершенства в исполнении вальса, танцоры отрабатывают технику подъемов и опусканий, работы головы, покачиваний, работы стоп. Большую роль в стандартной программе бальных танцев отводится постановке корпуса и рук, взаимодействию партнеров.
Благовоспитанная непристойность
Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным.
В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых».
В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать.
В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия».
Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине»Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова.
В «Войне и мире» Льва Толстого«отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой — в присутствии государя императора!
К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо.
Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861 год — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы.
Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.
Видео к танцевальному элементу «Вальсовые повороты по 3 позиции»
Танцевальный элемент демонстрируют:
- КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна — руководитель Городского методического объединения педагогов бальных танцев при Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных. Запись выполнена на семинарах Городского методического объединения педагогов бальных танцев СПб;
- КОРОТКОВА Наталья Феликсовна — руководитель коллектива бального танца «На Поклонной». Запись выполнена на танцевальных Семинарах — практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2014-2015 учебный год.
- Вальс в паре исполняют участники коллектива бального танца «На Поклонной», руководитель Короткова Н.Ф.
Па вальса в паре с полуповоротами
Исходное положение:
Танцующие стоят в кругу, лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру, девочка — лицом к центру.
Ноги – в 3 позиции: у мальчика — левая нога спереди, у девочки — правая нога спереди.
Руки соединены во 2 позиции, соединение — «лодочка», «за пальчики» (Пальчики девочки лежат на пальчиках мальчика. Партнеры придерживают пальцы друг друга своими большими пальцами. Локти округлены.)
1 такт – Па вальса с поворотом лицом по линии танца.
Первый шаг у обоих партнеров поворотный — шаг в сторону, с поворотом на 90 град. (лицом по линии танца). Второй и третий шаги — вперед по линии танца.
Мальчик исполняет Па вальса с левой ноги с поворотом на первом шаге влево на 90 град.
Девочка исполняет Па вальса с правой ноги с поворотом на первом шаге вправо на 90 град.
Левая рука мальчика и правая рука девочки разъединяются и отводятся в стороны (во 2 позицию).
Соединенные правая рука мальчика и левая рука девочки проходят через низ и выводятся вперед, на уровне 1 позиции.
Окончание: партнеры стоят лицом по линии танца (девочка справа от мальчика).
Правая рука мальчика и левая рука девочки соединены на уровне 1 позиции. Свободные руки — во 2 позиции.
2 такт – Па вальса с поворотом лицом друг к другу.
Первый шаг у обоих партнеров поворотный — шаг вперед, с поворотом на 90 град. (лицом друг к другу). Второй и третий шаги — в сторону.
Мальчик исполняет Па вальса с правой ноги с поворотом на первом шаге вправо на 90 град.
Девочка исполняет Па вальса с левой ноги с поворотом на первом шаге влево на 90 град.
Левая рука мальчика и правая рука девочки снова соединяются во 2 позиции.
Окончание: партнеры стоят в исходном положении.
Популярные виды вальса:
- Венский вальс, он же – современный бальный танец – легкий, стремительный и изящный;
- Международный стандартный вальс;
- Скандинавский вальс;
- Мексиканский вальс;
- Американский вальс;
- Вальс-Бостон, или английский вальс – медленный, сдержанный танец, состоящий из дисциплинированных техничных движений, с выдержанными паузами и сменами темпа.
- Немецкий вальс (считается основоположником вальса).
- Танго-вальс, или аргентинский вальс – стиль, вобравший в себя черты танго и вальса одновременно.
- Фигурный вальс – стиль, которому характерно выполнение строгих фигурных элементов. В 60х годах прошлого столетия он вошел в спортивную программу бальных танцев СССР.