Оглавление
Шермин Шахривар
Моделям из восточных стран очень тяжело реализоваться на профессиональном поприще из-за множества сложностей, связанных с особенностями мусульманской религии и культуры, поэтому многие стремятся покорить более толерантную и либеральную Европу. Первая красавица нашего рейтинга как раз из таких. Вашему вниманию – «мисс Германия – 2004» и «мисс Европа – 2005» Шермин Шахривар, первая иранка, чье изображение было помещено на обложку немецкого Playboy. Выше мы говорили о том, что самые красивые дети рождаются у родителей разных национальностей, и Шермин – тому самое яркое доказательство. Её мать – немка, а отец – иранец.
Сейчас иранской красавице уже 38 лет, и её модельная карьера, во время которой она успела даже побывать лицом известного американского бренда одежды American Apparel, идет к закату, и теперь она активно осваивает актерское ремесло, чтобы продолжить свою карьеру в шоу-бизнесе, но уже в качестве актрисы. Начало этому пути уже положено – в 2004-2005 годах она вела популярное телевизионное шоу «Траумпартнер». Кроме выдающихся внешних данных, Шермин достаточно серьезно эрудирована, имеет диплом политолога и владеет 4 языками – немецким, французским, английским и фарси.
Семья в Иране. Как знакомятся
Еще 20 лет назад было невозможно представить, чтобы парень и девушка спокойно гуляли на улице вместе или знакомились в парке. Бдительный взгляд полиции нравов неустанно следил за соблюдением строгой морали и пресекал самые зачатки нарушений.
Сегодня ситуация значительно изменилась. Конечно, обниматься в общественных местах запрещено до сих пор. Да и полиция иногда спрашивает у молодежи, кем те приходятся друг другу и имеют ли право на свободное общение. Однако то тут, то там можно увидеть пары, прогуливающиеся за руку, или смешанную компанию студентов, решивших отдохнуть после пар.
В современном Иране очень многие знакомятся в университете или на работе. Наверно, это самый популярный способ найти любовь и создать крепкую семью. Другой хороший вариант – клуб по интересам. Горные походы, посещение выставки или концерта, библиотека, совместное путешествие по стране в составе туристической группы.
К знакомствам на улице относятся скептически. И виноваты в этом иранские парни, которые иногда ведут себя слишком неприлично. Выкрикивают предложения проводить, преследуют и вообще не вызывают доверия. Улица для них скорее открытая выставка-площадка, где можно себя показать и на людей посмотреть.
Семья в Иране до сих пор зачастую создается по наущению родителей. Особенно это распространено в сельских и религиозных слоях общества. При этом не редки браки между близкими родственниками, двоюродным братом и сестрой. Все дело в том, что они немахрамы. Ислам запрещает брак только между махрамами. К ним причисляют отца и мать, бабушку и дедушку, дядю и тетю, родных и молочных братьев и сестер, сына и дочь, племянника и племянницу, невестку и зятя. Остальные родственники могут вступать в брак и иметь совместных детей.
Как живут русские женщины в этой стране
Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.
Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут модные футболки с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное – вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране – строгая и пуританская, а изнутри – свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.
Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.
Знаковое фото
Она нашла работу в сфере маркетинговых исследований, прежде чем выучиться на журналиста и провести несколько лет в качестве парламентского корреспондента. Однако ее отстранили за ношение красных туфель и, в конце концов, ее пропуск был аннулирован. Несколько лет спустя, ощущая возросшую опасность еще одного ареста в Иране, она переехала в Великобританию и в возрасте 33 лет начала учебу в университете Оксфорд Брукс. Масих продолжила свою битву уже из Великобритании, брала интервью у иранских лидеров по телефону и, бросая им вызов относительно обязательного хиджаба, писала и выступала в защиту прав женщин
Однако ее кампания по-настоящему привлекла всемирное внимание лишь после события, произошедшего в 2014 году, когда Масих Алинежад жила неподалеку от садов Кью Гарденс в Лондоне
Случайная фотография помогла активистке привлечь всемирное внимание к своей кампании / Фото Masih Alinejad via Facebook
То было весеннее утро в стране, где ни одна женщина не станет особо задумываться о своем праве открывать волосы. Но для Масих это все еще оставалось драгоценной свободой. На улице, наполненной цветением вишен, она радостно бежала вперед – просто чтобы насладиться ветром в ее волосах. Момент был запечатлен на фото ее партнером, Камбизом, и позже Масих опубликовала снимок на своей странице в Facebook, отметив, что в ее собственной стране этот простой акт был бы незаконным.
Фотография немедленно привлекла внимание и, более того, побудила других присоединиться к Масих
Многие из тех женщин, кто выкладывал фотографии «с ветром в волосах», находились в Иране, отважно взмахивая над головой своими мусульманскими платками, рискуя задержанием и наказанием за протест против их права на выбор: носить хиджаб или нет
В течение нескольких дней страница Facebook иранской активистки получила более 100 тыс. лайков. Так родилась кампания My Stealthy Freedom , которая предлагает женщинам обмениваться фотографиями без хиджаба. Те, кто это делает — некоторые спиной к камере, но многие смело улыбаясь и смеясь прямо в объектив, — не являются активистками: по словам Масих, они обычные женщины, заявляющие от всего сердца о том выборе, который они должны иметь – и знают об этом.
Косметика
В Иране, как ни странно, очень любят яркий, даже вызывающий макияж. Там нет понятия нюдовых скромных дневных мэйкапов: девушки ярко красят губы, подводят глаза, накладывают несколько слоев туши. Такой способ выделиться из толпы для них является единственно возможным, ведь надеть более откровенную одежду они не могу.
Конечно, добрые мусульмане, живущие в строгих законах шариата, не одобряют обилия косметики на лице, но женщин это не останавливает.
Иранские девушки питают и особую страсть к пластической хирургии. Самая распространенная операция — ринопластика: иранки пытаются избавиться от широкого носа в форме «картошки», заполучив тоненький острый нос, коими обладают девушки-европейки.
Отличить девушку, изменившую недавно форму носа, можно по небольшому пластырю, наклеенному прямо на него. Некоторые дамы, чтобы показать свой статус и финансовое благосостояние, специально приклеивают кусочек пластыря на нос, не обращаясь при этом к пластическим хирургам.
Права женщин в Иране до революции
Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.
Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.
Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.
Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.
Музыканты
- Лейла Араб (1971 г.р.), музыкант, продюсер и ди-джей из Лондона.
- Роя Араб (1967 г.р.), музыкант, археолог , певец и автор песен
- Сыма Бина (1945 г.р.), традиционный иранский музыкант, певец, композитор
- Дарья Дадвар , солистка сопрано и композитор, живет в Париже.
- Делькаш (родился 1925–2004; также известный как Эсмат Багерпур Баболи), певица и актриса
- Лейла Forouhar (1959 г.р.), эстрадная и классическая певица
- Шуша Гуппи (1935–2008), писатель, редактор и певец персидских и западных народных песен.
- Hayedeh (1942–1990; также известный как Ma’soumeh Dadehbala), эстрадный и классический певец
- Гашанг Камкар , музыкант, сетарист ; в группе Камкарс
- Ануше Халили (1983 г.р.), ирано-американский певец и автор песен
- Махасти (1946–2007), персидский исполнитель классической, народной и поп-музыки.
- Марзи (1924–2010), персидский певец традиционной музыки
- Париса (род. 1950; также известная как Фатеме Ваэзи), персидский классический певец, мастер Аваз.
- Лале Пуркарим (1982 г.р.), ирано-шведский певец и автор песен, музыкант, продюсер, актриса
- Soodabeh Салем (1954 г.р.), музыкант, дирижер Детского оркестра Ирана
- Саломея (1985 г.р.), хип-хоп исполнитель
- Сепидех (1975 г.р.), певец
- Шакила (род. 1962), ирано-американская певица, лауреат премии Персидской киноакадемии (2006 г.); базируется в Сан-Диего, Калифорния
- Шохре Солати (1957 г.р.), ирано-американский певец
- Монир Вакили (1923–1983), певец западной оперы и персидской народной музыки, первый персидский певец, популяризировавший персидские народные песни.
- Камар ол-Молук Вазири (1905–1953), певица радиф-эваз , известная как «королева персидской музыки».
- Фарзане Замен , музыкант, певец, продюсер, автор песен
Назанин Манди
Еще одна иранская красавица, завоевавшая сердца поклонников во всем мире и покорившая Америку. Смуглая, кудрявая темноволосая красотка с нехарактерной ни для Ирана, ни для Америки внешностью, начала свою актерскую карьеру еще в детстве, играя второстепенные роли в разных сериалах. Однако, по мере взросления симпатичная девочка превращалась в очень красивую девушку, что предопределило её дальнейший жизненный путь. В 15 лет Назанин вошла в топ рейтинга «Американский идол», из которого, впрочем, вылетела за несоответствие минимальному, 16-летнему возрасту. Однако, сам факт попадания столь юной красавицы в такой значимый рейтинг уже говорит о многом. Там же её заметили и телепродюсеры, пригласив актрису в реалити-шоу «Shahs of Sunset». Параллельно со стремительно развивающейся актерской карьерой, красота Назанин дала ей возможность начать еще и модельную карьеру.
В модельном бизнесе Назанин Манди быстро преуспела – её фотографии несколько лет публиковались на обложках и страницах именитых глянцевых изданий. Однако, и этого иранской красотке показалось мало, и в 2019 году она начала музыкальную карьеру, запустив в сеть первый сингл. В продюсировании восходящей звезды отметился известный исполнитель Мигель, по совместительству – супруг темнокожей красавицы.
Ограничение прав и свобод
Свобода передвижения
Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.
Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.
А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.
Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.
Право на образование
Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.
Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.
Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.
Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.
Работа вне дома
Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.
Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.
Семья в Иране. Как выбирают невесту
Если молодые познакомились сами и полюбили друг друга, то все понятно. Скорее всего, они не сильно задумываются о характере и привычках своего партнера и прежде всего следуют велению сердца. Лучше поговорим о традиционной модели семьи, когда невесту ищут и подбирают родственники со стороны жениха.
Поиск невесты – процесс сложный, длительный и выматывающий. Начинается он с ближайшего окружения, двоюродных сестер. Если среди них не нашлось подходящей кандидатуры (все уже замужем или недостаточно выросли), меткий взгляд перебрасывается на соседей и более дальних родственников вплоть до таких, с которыми в жизни один раз только и встретишься. В самом крайнем случае к поискам невесты подключают всех знакомых. Рассказывают им, какой хороший есть “купец”, какие требования он предъявляет к невесте – и молва распространяется по всей округе.
В поисках невесты
У каждой семьи могут быть свои критерии к будущей невесте. Одним нужна с высшим образованием, другие больше смотрят на степень ее религиозности. Одни хотят, чтобы она была творческой личностью, другие – практичной и домашней. Во многом это зависит от уклада жизни семьи жениха и его личных пожеланий. Тем не менее можно выделить несколько общих критериев, которые применимы практически к любой семье, вне зависимости от ее социального положения, места жительства и дохода.
Идеальная иранская невеста:
- любит детей;
- умеет вести хозяйство;
- из уважаемой семьи;
- радушная и гостеприимная;
- симпатичная;
- без опыта прошлых отношений.
Мать и сестры жениха ходят на все свадьбы и присматриваются ко всем свободным девушкам. О тех, которые особенно понравились, начинают наводить справки по знакомым: чем занимается и увлекается, где учится, в какой семье выросла, хочет ли замуж. После этого мать жениха в неформальной обстановке заводит как бы разговор ни о чем с матерью невесты и между делом рассказывает, что “у вас товар, у нас купец”. Если мать невесты дает предварительное добро, дома жениху рассказывают о невесте, о всех ее блестящих качествах, показывают фотографию. Когда жених выражает согласие на брак, можно перейти к следующему этапу.
Заключенные и задержанные
- Фариба Адельхах (1959 г.р.), франко-иранский антрополог, заключен в тюрьму за заговор против национальной безопасности.
- Захра Бани Амери (1980–2007), врач, умерла в тюрьме в Хамедане после того, как была арестована за нарушение законов о скромности, сидя в парке со своей невестой.
- Захра Амир Эбрахими (1981 г.р.), фотограф, телеактриса, участница скандала с секс-видео в 2006 году в Иране.
- Хале Эсфандиари (1940 г.р.), ирано-американский ученый, бывший директор Ближневосточной программы Международного центра ученых Вудро Вильсона , заключенный
- Назанин Фатехи (1987 г.р.), неоднозначно приговорен к смертной казни за убийство
- Зейнаб Джалалиян (1982 г.р.), курдский заключенный
- Назанин Загари-Рэтклифф (1978 г.р.), англичанин иранец, заключенный в тюрьму после того, как был признан виновным в «заговоре с целью свержения иранского правительства»
«Мы — главный враг Ирана»
В центре мирового внимания — ядерное соглашение с Ираном, однако Масих указывает на то, что при этом упускаются из виду некоторые очевидные моменты. «Все думают об Иране как об угрозе, но не рассматривают угрозу, которую Иран представляет для собственных женщин. Лидеры Ирана утверждают, что их самый большой враг и настоящий сатана — США. Но они садятся за стол переговоров с этим «сатаной», однако не идут на переговоры с женщинами. Я думаю, что для Ирана наибольшим врагом являемся мы, женщины».
Для тех людей, которые говорят ей, что хиджаб — всего лишь лоскут ткани, а на Ближнем Востоке есть гораздо более серьезные проблемы, у Масих есть следующий посыл: «Речь идет о правительстве, которое контролирует все общество через женщин. Мне крайне грустно, когда люди считают это мелочью, ведь все начинается как раз с этого ущемления наших прав». По ее словам, на этом построена целая культура нетерпимости, и женщины несут на себе ее тяжесть, начиная с семилетнего возраста.
Лидеры Ирана утверждают, что их самый большой враг и настоящий сатана — США. Но они садятся за стол переговоров с «сатаной», однако не идут на переговоры с женщинами
Многие люди, признается Масих, задают вопросы о ее цели. В ответ она всегда рассказывает им такую историю. «Когда я была девочкой, мы часто гуляли в горах
Кто-то всегда спрашивал: «Когда мы придем?» Но я всегда считала, что важно само путешествие. Мы учимся на этом пути, мы становимся крепче
Точно так же и с моей кампанией: это процесс, речь идет о просвещении. Мы строим демократию и укрепляем поддержку дела, суть которого очень проста: в XXI веке женщины и мужчины равны, и вы не можете подавить половину населения».
Ее чаяния, конечно же, связаны с возвращением в Иран, и глубоко в душе Масих уверена, что однажды она так и сделает. «Но пока что, хотя я не в Иране, я нахожусь там каждый день с помощью социальных сетей. Когда я была ребенком, моя мама говорила: «Если тебя вышвырнут из комнаты, ты всегда найдешь окно, чтобы вернуться». Теперь социальные сети – это мое окно. Власти следят за мной и за моей кампанией, потому что они осознают, как много означет протест обычных женщин. Мы как суфражистки – рискуем нарушить закон в борьбе за то, в правоте чего убеждены абсолютно».
Перевод НВ
Редактор: Инна Семенова
Революция, изменившая Иран
Масих было два года, когда произошло событие, изменившее ход не только ее жизни, но и судьбы всех ее соотечественников: революция 1979 года, вследствие которой шах был свергнут, а аятолла Хомейни вернулся из эмиграции, чтобы возглавить Иран уже как исламскую республику. С этого момента, говорит Масих, все переменилось: «Глядя на фотографии моей семьи до революции, вы можете увидеть мою маму в юбке и шарфе, а у моего отца борода совсем коротенькая. Однако после возвращения Хомейни было запрещено бриться, так что у него отросла огромная борода, а моя мать отныне должна была полностью укрываться темной чадрой. После революции все выглядели жалкими: свежие и счастливые лица, как лицо моей матери прежде, теперь были закрыты и грустны».
На фото слева Масих 17 лет, на снимке справа — 37 / Фото Masih Alinejad via Facebook
Ирония, однако, заключалась в том, что родители Масих были убежденными сторонниками революции. «Они были бедны, нуждались в лучшей работе, они хотели больше возможностей для равенства, и они думали, что революция принесет эти изменения. Но до революции существовала хотя бы социальная свобода, женщинам было разрешено на равных участвовать во многих сферах жизни — они могли заниматься спортом, ходить в спортзал, были даже женщины-судьи. Люди, поддержавшие революцию, нуждались в политической свободе, а в итоге не получили ее, потеряв вдобавок еще и социальную свободу», — рассказывает иранская активистка
Так Масих, дочь семьи революционеров, стала повстанцем против их революции, опозорив их всех и все, за что они стояли. Закон обязывал ее носить хиджаб с семи лет, и уже вскоре после этого возраста она стала протестовать против такого правила. По ее словам, иранская революция была революцией против женщин: «Первое, что произошло, — это введение обязательного хиджаба, а все остальное случилось уже после, так как это был наиболее видимый и существенный способ контролировать женщин. Революция забрала наши тела в заложники и до сих пор удерживает их».
Революция забрала наши тела в заложники и до сих пор удерживает их
В школе она участвовала в подпольном протестном движении. Вскоре после того, как в 18 лет она обручилась с другим активистом, оба были арестованы. «Это была самая страшная вещь, которая когда-либо случалась со мной», — говорит Масих Алинежад. Потому что, хотя свадебные формальности еще не были совершены, она была уже беременна. Брошенная в тюрьму, содержавшаяся в ужасающих условиях, Масих пребывала в самом плачевном состоянии. «Я думала, что моя жизнь закончилась. Я была так молода, но мне угрожали, держали в одиночной камере, не позволяя видеть адвоката. Я не знала, смогу ли когда-нибудь выбраться оттуда и увижу ли снова свою семью», — вспоминает иранка.
В конце концов, Масих приговорили к пяти годам лишения свободы и 74 ударам плетью. Ее приговор был отсрочен на три года – шаг, на который пошел судья, полагая что своенравие новоиспеченной матери-подростка будет подавлено. Более серьезную ошибку он сделать не мог. Когда Пуйян, сын Масих, был еще маленьким, ее муж Реза решил развестись с ней. «В Иране мужчина может развестись с женой, но женщина должна попросить разрешения у мужа на развод», — говорит она. Хуже того, Реза был назначен опекуном Пуйяна, которому тогда было четыре года. На протяжении большей части следующего десятилетия она могла видеть своего сына лишь изредка. Но несправедливость, наложившаяся на несправедливость, только укрепила решимость Масих. «После развода, — говорит она, — я расцвела. Я была первой разведенной женщиной в нашей деревне». Ее отец, глубоко стыдясь дочери, позвонил ей и сказал, что теперь он не может показаться в мечети, что она должна вернуться домой и что он найдет для нее нового супруга. Однако Масих отказалась.