Оглавление
- Права женщин в семье
- Нарастание оппозиционных настроений
- Обучение в университете и работа
- Женщины в дореволюционном Китае
- То, что произошло – регресс в чистом виде
- Как живут русские женщины в этой стране
- Иран до и после революции: фото
- Ограничение прав и свобод
- Появление корпуса стражей исламской революции
- Женщины в дореволюционном Иране
- Исламская революция в Иране
- История Реза Пехлеви
- Исламская революция
- Исламский дресс-код
- Заключение
Права женщин в семье
Насильственный брак
Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.
Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.
Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.
В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.
Многоженство
Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.
Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.
Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.
Право на развод
Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.
Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.
Политические протесты в январе 2018 года
Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:
- муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
- муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
- в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.
Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.
Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.
Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.
Нарастание оппозиционных настроений
Когда к власти в Соединенных Штатах Америки пришел президент Джимми Картер в 1977 году, он настоял, чтобы иранский шах ослабил свои репрессии против тех, кто критиковал его режим, и в результате были освобождены сотни политзаключенных. После этого в Иране начала появляться политическая оппозиция на легальной или полулегальной основе. Среди оппозиции были исламисты, марксисты и конституционалисты. Протестные настроения в Иране были направлены на притеснение церкви, на то, какой внутриполитический курс, ориентированный на проамериканскую внешнюю политику и персидский национализм, был избран в стране, а также на политику государственного капитализма, которая контрастировала с массовой бедностью в стране.
В основе оппозиционной группы стояло духовенство, а также интеллигенция, которые у народа пользовались доверием – это было особенно заметно в Лурестане и Курдистане, то есть национальных автономиях. Центральной идеей оппозиции была идея национального исламского социализма, и она трансформировалась в определенную сторону с разным процентом радикализма в зависимости от того, какая политическая партия ее культивировала.
Коммунисты
Костяк конституционалистов составлял Национальный фронт Ирана, и они выступали за то, чтобы была создана конституционная монархия, при которой проводились бы демократические парламентские выборы. Позиции марксистов постепенно сдавались, поскольку у них не было хорошей организации. Самой крупной партией в Иране левого толка была «Партия народных масс Ирана», и она пользовалась поддержкой СССР. Эта партия выступала за то, чтобы власть была отменена силовым путем, а шах был устранен физически. Этой партии принадлежит значительная роль в победе революции, но ее представители не вошли в первый парламент, который был избран свободно, поскольку придерживались антиклерикальной позиции.
Исламисты
Исламисты были наиболее весомо представлены Движением за свободный Иран, и в рядах этого движения был и Мехди Базарган, первый будущий премьер-министр, после произошедшей исламской революции. Это движение выступало за то, чтобы власть была сменена по закону, без крови и применения силы.
Те же, кто следовал за Хомейни, образовали Общество борющегося духовенства. В это общество вошли такие люди, как Али Акбар Хашеми Рафсанджани, Мохаммад Бехешти и Мортеза Мотахари, и все они после того, как революция одержит победу, займут высокие государственные посты.
Преимущества Хомейни
Аятола Хомейни и его сторонники
Мусульманское духовенство, которое возглавлял аятолла Хомейни, базировалось на том, что большинство населения Ирана придерживалось традиционалистских взглядов. Им на руку было и то, что в представлении шиитов власть шаха не является сакрализованной. С тех пор, как в стране была принята первая иранская Конституция в 1906 году, власть в государстве разделялась по выгодному для духовенства принципу: у шаха были функции исполнительной власти, ее главы, а главой духовным был двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Когда появился Хомейни, его восприняли как «скрытого» Имама, который явился для спасения человечества посредством перехода к исламскому пути развития. Когда на внутриполитическом небосклоне Ирана появилась оппозиция во главе с Хомейни, она на фоне диктата власти шаха выглядела как умеренно-мусульманская.
Среди несомненных достоинств Хомейни было то, что он был умел политически лавировать: ликвидировав шахский режим во главе единого фронта, он сумел дезориентировать левых мусульман, а также коммунистов, не раскрыв им свои истинные намерения, привлек их к подавлению организации буржуазии, практикуя яростный антиамериканизм. А когда он ликвидировал всех политических противников, он разгромил и ТУДЭ. В последнюю очередь он ликвидировал левомусульман, оказавших Хомейни самое яростное сопротивление.
Обучение в университете и работа
В Иране женщины, фото которых можно увидеть в статье, не сидят дома, они получают образование и работают. Но хорошая жена обязательно должна согласовывать с мужем свои выходы из дома и общение с посторонними людьми. По данным ЮНЕСКО, в сфере высшего образования процент представительниц слабого пола на инженерных специальностях в Иране самый высокий в мире. Объясняется это просто. Мужчины должны работать, чтобы обеспечить семью, а женщинам «делать нечего», так что они учатся.
Правда, есть искусственные препятствия. На некоторые специальности женщинам поступать нельзя, а для других существуют квоты. А еще желательно, чтобы девушка получала образование в родном городе. Для мужчин тут тоже есть ограничения. Они не могут поступать в университеты на дизайнеров одежды или врачей-гинекологов.
Женщины работают продавцами, воспитателями, учителями, секретарями, но есть профессии, которые считаются исключительно мужскими. Представительницы прекрасного пола могут заниматься даже политикой. Например, на президентских выборах 2009 года в числе кандидатов было 42 женщины (а всего баллотировалось 47 человек). Семнадцать человек в парламенте (6%) – женщины. Работают представительницы прекрасного пола юристками, правозащитницами. А по поводу вручения Нобелевской премии мира Ширин Эбади в 2003 в Иране были чуть ли не народные гуляния.
Женщины в дореволюционном Китае
В эпоху поздней династии Цин в Китае женщины рассматривались как собственность вначале их родных семей, а затем семей их мужей. Но по сути, они не числились ни за одной из семей — ни родная, ни мужа семья не записывали имя женщины в родословную.
У женщин не было отдельных имущественных прав, а также родительских прав над своими детьми, если они решили оставить своих мужей. Многие, при таком раскладе, страдали от жестокого обращения со стороны своих супругов и родственников.
На протяжении всей жизни женщины должны были подчиняться отцам, мужьям и сыновьям по очереди. Женское детоубийство было распространено среди семей, которые полагали, что у них уже достаточно дочерей и нужны лишь сыновья.
Китайские женщины из среднего и высшего классов также мучились из-за обычая бинтования ног, что ограничивало их подвижность и держало их близко к дому. Если бедная семья хотела, чтобы их дочь удачно вышла замуж, они могли связать ей ноги, когда она была маленьким ребенком.
Обвязка стопы была мучительно болезненной; сначала ломались кости ступни, затем нога была привязана длинной полоской ткани в положение «лотоса». В конце концов, нога заживала таким образом.
Женщина со забинтованными ногами не могла работать на полях; таким образом, связывание ног было хвастовством со стороны семьи, что им не нужно было отправлять своих дочерей работать фермерами.
То, что произошло – регресс в чистом виде
К моменту стихийной народной революции против шахского режима левая и либеральная оппозиция была раздавлена, и образовавшийся политический вакуум заполнили сторонники исламского фундаментализма, противники преобразований на западный лад. Но допустим, что шахский режим либо вовремя предпринял бы либерализацию либо подавлял в основном консерваторов. Каким мог быть сейчас Иран?
Невозможно предсказать, какое он занял бы место в мире по экономике. Но Иран был бы светским государством, и исламский фундаментализм не получил бы нигде в мире такого развития. Не было бы ни талибов, ни ИГИЛ*, ни многих террористических актов, потрясших мир в последние два-три десятилетия. Во внешнеполитической сфере Иран остался бы союзником США, но косвенно это могло позитивно отразиться и на СССР. Потому что тогда Советский Союз вряд ли решился бы на роковое введение своих войск в Афганистан, рядом с американским союзником. Не случилось бы и самой кровопролитной в мире, после 1945 года, ирано-иракской войны.
Иран мог стать первым в мире мусульманским государством, совершившим модернизацию не только техники и инфраструктуры страны, но и всего общественного и политического строя. Опорой исламской революции стали оставшиеся очаги традиционных укладов и авторитета шиитского духовенства, а они были бы ликвидированы, если бы «белую революцию» удалось довести до конца. Есть все основания полагать, что качество всей мировой цивилизации, а не только жизни в самом Иране, сейчас было бы иным, более высоким во многих отношениях, чем наблюдается в нашей действительности. Исламская революция отбросила назад не только Иран, но и весь Ближний Восток, и всё человечество.
Как живут русские женщины в этой стране
Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.
Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут модные футболки с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное – вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране – строгая и пуританская, а изнутри – свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.
Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.
Иран до и после революции: фото
Однако после революции власть в стране перешла не к народу, а к муллам. Мало в какой деревне не появились революционные трибуналы, расправлявшиеся с политическими противниками.
Их жертвами становились не только сторонники бежавшего шаха. В революции участвовали самые разные политические силы иранского общества. Но уже очень скоро после захвата власти муллы перестали терпеть даже малейшие отклонения от генеральной линии имама. Вскоре в Иране запретили все политические партии и неисламские общественные организации.
Революция обещала провести глубокие социально-экономические реформы, но большинство землей принадлежат крупным собственникам, но теперь — треть мусульманскому духовенству. Несмотря на нефтяные богатства, три миллиона иранцев не могут найти работу, а каждый десятый живет за чертой бедности.
ВВП страны на душу населения (по нынешнему курсу доллара) снизился с 10,2 тысячи долларов в 1976 году до 6,9 тысячи долларов в 2017 году. За этот же период Турция почти утроила свой ВВП. Стоимость продуктов питания с 1978 года выросла почти в десять раз. Уменьшилось число кинотеатров и книг.
Доступ к высшему образованию для обоих полов значительно улучшился за последние 40 лет, однако безработица среди женщин сегодня почти вдвое выше, чем среди мужчин.
Внешний вид женщин оказался под пристальным надзором — все обязаны носить хиджаб, который запретили в Иране в 1930-х годах.
Ограничение прав и свобод
Свобода передвижения
Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.
Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.
А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.
Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.
Право на образование
Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.
Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.
Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.
Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.
Работа вне дома
Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.
Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.
Появление корпуса стражей исламской революции
Возникновение Исламской Республики в 1979 году полностью изменило быт жителей Ирана. В ходе революции шах Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден покинуть страну. Власть получил аятолла Рухолла Хомейни, назвавший себя в конституции «высшим духовным авторитетом». Он же создал в Иране специальные отряды, которые следили за нравами граждан, а также ввёл исламские законы.
Всех тех, кто выступил против режима Хомейни, устранили или с применением силы заставили изменить своим взглядам. Занимались карательными операциями члены Корпуса стражей исламской революции (КСИР), созданного 5 мая 1979 года. Согласно решению Высшего совета обороны, эта силовая организация должна была «оказывать содействие армии в деле защиты независимости, территориальной целостности государства и исламского республиканского строя».
Студентки после занятий. Иран до революции. (pinterest.ru)
Один из крупнейших политических деятелей Ирана Хосейн-Али Монтазери так охарактеризовал КСИР: «Корпус стражей — детище исламской народной революции и является единственным в своём роде органом, обладающим широкими религиозными, политическими и военными полномочиями». По сути, организация стояла выше регулярной армии.
Корпус стражей исламской революции контролировал соблюдение жёстких норм поведения: так, например, солдаты следили за тем, чтобы женщины одевались только так, как им положено, и занимались только разрешённой им работой. Тех девушек, которые нарушали установленный порядок, могли забить до смерти прямо на улице. Всех несогласных с реформами Хомейни либо арестовывали, либо расстреливали. При этом женщин, подозреваемых в несогласии с государственной политикой, солдаты могли просто похитить, расценивая их как свою «добычу».
Женщины в дореволюционном Иране
В Иране при шахах Пахлави улучшенные образовательные возможности и социальное положение женщин стали одним из столпов «модернизации». В течение девятнадцатого века Россия и Великобритания боролись за влияние в Иране, запугивая слабое государство Каджар.
Когда семья Пахлави взяла под свой контроль страну, они стремились укрепить Иран, приняв определенные «западные» решения — в том числе расширение прав и возможностей для женщин.
Теперь женщинымогли учиться, работать, и в соответствии с правилом Мохаммеда Реза шаха Пахлави (1941 — 1979), даже голосовать. Однако, прежде всего, женское образование предназначалось для того, чтобы производить мудрых, полезных матерей и жен.
С момента принятия новой Конституции в 1925 году до исламской революции 1979 года иранские женщины получали бесплатное всеобщее образование и расширяли возможности карьерного роста.
Правительство запретило женщинам носить чадру, с головы до пят покрывало, которой предпочтение отдавали высоко религиозные женщины. Порою чадру даже силой снимали с женщин — так себе свобода, честно говоря.
При шахах женщины устраивались на работу в качестве министров, ученых и судей. Женщины получили право голоса в 1963 году, а законы о защите семьи 1967 и 1973 годов дали женщинам Ирана право на требование развода со своими мужьями и ходатайство об опеке над их детьми.
Исламская революция в Иране
1 февраля 1979 года после 15-летнего изгнания в Иран вернулся лидер оппозиции режиму шаха Мохаммеда Пехлеви, шиитский вероучитель и идеолог аятолла Рухолла Хомейни.
Его возвращение стало апофеозом иранской революции, начавшейся 8 январе 1978 года, когда была разогнана антиправительственная демонстрация в городе Кума, в которой погибли 70 человек.
Пехлеви пришел к власти в 1941 году и в течение 38 лет проводил радикальную проамериканскую политику, во время его правления Иран был единственной ближневосточной страной, поддерживающей дружеские отношения с Израилем.
Шах Пехлеви с семьей / AP
Он пригласил в страну множество американских гражданских и военных специалистов, закупал в США новейшее вооружение и получал щедрую финансовую и техническую помощь для осуществления своей амбициозной программы модернизации страны под названием «белая революция».
Пехлеви хотел превратить отсталую в экономическом, культурном и техническом отношении страну в мощную промышленную державу. В Иране власть принадлежала помещикам, а крестьяне были без прав. Шах обязал их продать часть своей земли. К началу 1970-х годов более полутора миллионов мелких крестьян и арендаторов получили свои собственные наделы.
Американские кредиты и резкий рост цен на нефть дали Пехлеви возможность финансировать строительство современных металлургических и машиностроительных предприятий, железных дорог, судостроительных комплексов, нефтехимических терминалов, автосборочных заводов.
Однако разрыв между богатыми и бедными оставался колоссальным. Приехавшие из крестьянских глубинок рабочие на новые заводы жили в больших городах в ужасных условиях, а их продукция не мога конкурировать с дешевым импортом. Они стали главными последователями Хомейни.
Протесты на улицах Тегерана / AP
К тому же, коррупция государственного аппарата достигла фантастических масштабов. А экономические реформы не сопровождались политическими.
Шах жестко подавлял оппозицию, из-за чего не пользовался популярностью среди религиозного населения Ирана. Кума Рухолла Хомейни был его самым непримиримым критиком политики Пехлеви. Шиитский вероучитель был арестован, что привело к протестам и массовым жертвам. В ноябре 1968 года он был выслан из Ирана, но продолжил революционную деятельность.
В 1977 году Пехлеви уступил американскому президенту Джимми Картеру и ослабил репрессии, освободил несколко сотен политзаключенных. В это время начала формироваться оппозиция вокруг идеи «исламского социализма».
В марте 1978 году протесты проходили по всей стране. Картер отказал шаху в военной помощи, поскольку в прессе того критиковали за нарушения прав человека.
Шах бежит из Ирана / AP
Пехлеви в сентябре вводит военное положение, но это не мешает протестам в Тегеране. 16 января 1979 года Моххамед Пехлеви был вынужден бежать из Ирана. Власть он передал премьер-министру, умеренному реформатору Шапуру Бахтияру. Тот отпускает всех политзаключенных и обещает провести свободные выборы.
Однако вернувшийся из изнания Хомейни отстраняет его и берет всю власть в свои руки. В марте он проводит референдум о создании исламской республики, а в декабре получает полномочия Верховного руководителя Ирана, которыми будет пользоваться до своей смерти в 1989 году.
История Реза Пехлеви
Реза Пехлеви
Шах Мохаммед Реза Пехлеви стал последним иранским шахом. Его власть началась в 1941 году, когда в Иран были введены британские и советские войска. Он правил тридцать восемь лет, и за это время только однажды было прервано его ничем не ограниченное правление, когда возникли противоречия с премьер-министром, и он покинул на время страну. Тогда премьер-министр Мохаммад Моссадык национализировал нефтедобывающие компании, которые находились в большинстве своем в частных руках, а Великобритания, которой принадлежало большинство этих компаний, вместе с США объявили иранской нефти бойкот. ЦРУ подготовило переворот в Иране, которое совершили 19 августа 1953 года. В результате этого переворота Моссадыка сместили с его должности и посадили в тюрьму, а шах смог вернуться в страну, нефтяная промышленность вернулась в частные руки.
Реза Пехлеви был сторонником радикальной вестернизации в развитии Ирана: он ориентировался во всем на США, особенно во внешней политике. Иран в те годы был единственным ближневосточным государством, которое поддерживало с Израилем дружеские отношения. Со стороны шаха Ирана проамериканские режимы, установленные в Омане, Сомали и Чаде, встречали поддержку. В стране была запрещена любая оппозиция существующей монархии, она подавлялась очень жестоко спецслужбой САВАК. Тысячи иранцев были арестованы, и их держали в застенках этой службы. Исламское духовенство находилось в оппозиции к шаху и представляло для него серьезную угрозу – его «Белая революция» у религиозного населения страны не встретила понимания. Особенно непримиримо критиком шаха и существующего режима выступал Рухолла Хомейни, духовное лицо из города Кума.
Исламская революция
В январе 1978 года начались волнения в религиозном центре Ирана Куме. Демонстрация была расстреляна полицией. Впоследствии, волнения начались в Тебризе, и других местах. Шах обратился за помощью к США, но те отказались, поскольку шах воспринимался в прессе уже как диктатор. 20 августа, в 25 годовщину переворота, в кинотеатре в городе Абадан произошел пожар, в ходе которого погибло 500 человек, в том числе противники шахского режима. Шах ввел военное положение, запрещавшее любые демонстрации, но сдержать движение уже не удалось, массовая акция протеста прошла в Тегеране, а затем начались стачки и забастовки по всей стране. 2 декабря в Тегеране прошла 2-миллионная акция с требованием сместить шаха. Вскоре (16 января 1979 года) шах вместе со своей семьей бежал из Ирана.
Премьер-министр Бахтияр распустил политическую полицию САВАК, освободил политзаключенных, пообещал провести свободные и демократические выборы, связался с Хомейни и попросил его вернуться в Иран для участия в составлении новой конституции. Хомейни вернулся в Иран 1 февраля 1979 года на фоне массовой поддержки. Это был иранский «февраль». Однако и «октябрь» был не за горами.
Однако он не ответил Бахтияру взаимностью и назвал его и всю политическую систему незаконными и пообещал «выбить зубы этому режиму». Он объявил о назначении своего премьер-министра, а полицейские начали переходить на сторону Хомейни. В столице произошли стычки и в условиях начинавшейся было гражданской войны сторонники Хомейни победили.
1 апреля Хомейни объявил о проведении референдума, на котором было провозглашено создание «Исламской республики Иран», а конституция 1906 года была отменена. Референдум прошел по старым иранским традициям с разноцветными бюллетенями, так что вновь 99% проголосовало «за».
В результате был установлен не менее жесткий, но уже идеологический политический режим, который создал собственную политическую полицию и средства контроля над поведением общества. Таковым выступает Корпус стражей исламской революции (Басидж). В ноябре 1979 года в Тегеране произошел захват американского посольства, а через полгода – неудачная попытка американцев освободить заложников. А в декабре 1979 года в Иране прошел новый конституционный референдум по Исламской конституции, где вновь по старой традиции был зафиксирован результат в 99.5% «за», хотя большинство партий выступало против этой конституции, в том числе иранские курды, исламисты предыдущего поколения, «Народный фронт» (тот самый), а за – агитировала Исламская республиканская партия Хомейни и коммунисты (Тудэ).
Исламский дресс-код
Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда – это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра – легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.
В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.
Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: Islamic dress code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.
Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.
Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо – это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы – в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать с 25 лет, а сейчас – даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.
Заключение
Революции двадцатого века в Китае и Иране оказали очень различное влияние на права женщин в этих странах. Женщины в Китае приобрели социальный статус и ценность после того, как Коммунистическая партия установила контроль; после исламской революции женщины в иране утратили многие права, которые они получили при шахах пахлави в начале века. Однако условия жизни женщин в каждой стране сегодня различаются в зависимости от того, где они живут, в какой семье они родились и какое образование они получили.
Рубрики
- Вместо Турции
- Достопримечательности
- Интересные статьи
- История
- Новости Турдизи
- Новости Турции
- Переезд в Турцию
- Сериалы
- Туризм в Турции