1917
- Пропавший день (Всю ночь говорил я с ночью…)
- Предупрежденье (Мне отраднее всего…)
- Обещанье (С протянутыми руками…)
- Отрывок из пьесы (Так вот платаны, пальмы, темный грот…)
- Геракл, сражающийся с немейским львом (От ужаса вода иссякла…)
- Бой Геракла с гидрой (Уже у гидры семиголовой…)
- Геракл, который расстреливает гарпий из лука (Ни клюв железный, ни стальные крылья…)
- Желтое поле. Солнечный полдень…
- Взгляните: вот гусары смерти…
- Канцона (Бывает в жизни человека…)
- Канцона (В скольких земных океанах я плыл…)
- Канцона (Лучшая музыка в мире — нема…)
- Творчество (Моим рожденные словом…)
- Любовь весной (Перед ночью северной, короткой…)
- Ледоход (Уж одевались острова…)
- Осень (Оранжево-красное небо…)
- Природа (Так вот и вся она, природа…)
- Девушка (Ты говорил слова пустые…)
- Акростих (Ангел лег у края небосклона…)
- Анне Радловой (Вы дали мне альбом открытый…)
- Швеция (Страна живительной прохлады…)
- Стокгольм (Зачем он мне снился, смятенный, нестройный…)
- Норвежские горы (Я ничего не понимаю, горы…)
- Утешение (Кто лежит в могиле…)
- Купанье (Зеленая вода дрожит легко…)
- Рыцарь счастья (Как в этом мире дышится легко…)
- На Северном море (О, да, мы из расы…)
- Прапамять (И вот вся жизнь! Круженье, пенье…)
- Песенка (Ты одна благоухаешь…)
- В Бретани (Здравствуй, море! Ты из тех морей…)
- Предзнаменование (Мы покидали Соутгемптон…)
- Хокку (Вот девушка с газельими глазами…)
-
- Униженье (Вероятно, в жизни предыдущей…) вариант №2
- сравнить
- Прогулка (Мы в аллеях светлых пролетали…)
- Ночь (Пролетала золотая ночь…)
- Сирень (Из букета целого сиреней…)
- Роза (Цветов и песен благодатный хмель…)
- В этот мой благословенный вечер…
- Девочка (Временами, не справясь с тоскою…)
- Я и Вы (Да, я знаю, я вам не пара…)
- Богатое сердце (Дремала душа, как слепая…)
- Еще не раз вы вспомните меня… (Еще не раз Вы вспомните меня…)
- Портрет (Лишь черный бархат, на котором…)
- Много есть людей, что, полюбив…
- Мой альбом, где страсть сквозит без меры…
- На путях зеленых и земных…
- Телефон (Неожиданный и смелый…)
- Об озерах, о павлинах белых…
- Однообразные мелькают…
- Отвечай мне, картонажный мастер…
- Так долго сердце боролось…
- Канцона (Храм Твой, Господи, в небесах…)
- Синяя звезда (Я вырван был из жизни тесной…)
- Самофракийская победа (В час моего ночного бреда…)
- Эзбекие (Как странно — ровно десять лет прошло…)
- Канцона (Как тихо стало в природе…)
- Два Адама (Мне странно сочетанье слов — «я сам…)
- Рассыпающая звезды (Не всегда чужда ты и горда…)
- Нежно небывалая отрада… (Нежно-небывалая отрада…)
- Уста солнца (Неизгладимы, нет, в моей судьбе…)
- О тебе (О тебе, о тебе, о тебе…)
- Ангел боли (Праведны пути твои, царица…)
- Прощанье (Ты не могла иль не хотела…)
- Предложенье (Я говорил — ты хочешь, хочешь…)
- Я, что мог быть лучшей из поэм…
- Пантум (Восток и нежный и блестящий…)
- За службу верную мою…
- Три жены мандарина (Есть еще вино в глубокой чашке…)
Анализ стихотворения «Она» Гумилева
Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.
Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.
По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.
Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.
Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».
Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.
Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.
Анализ стихотворения «Слово» Гумилева
Поэт Гумилев Николай Степанович, благодаря своей любви к русскому языку, знал — каждое сказанное слово имеет свой вес. И слова, произнесенные от эмоций или случайно, этого не изменят. Текста изменяют людей и открывают что-то новое. А без речевого общения человечество не прошло бы ни одну известную ступень своего развития. И свое уважение и почтение к коммуникативным речевым навыкам Николай Степанович выражает в своем произведении 1921 года «Слово».
Заглавие стихотворения содержит в себе отсылку к великой книге всех времен и народов — Библии. По-гречески «слово» переводится, как logos (греческий), а это, в свою очередь, означает «рассказ, речь, молву, мысли, разум». Сам текст стиха отражает не только значения «слова», но и открывает читателю намного большую суть.
Гумилев пытался показать в своем произведении, что «слово» — это не просто набор букв, но явление живое. Оно способно на великие свершения: …солнце останавливали словом, словом разрушали города…», «Слово — это Бог». В его власти и вечная жизнь. Никакое живое существо не вправе существовать на Земле в физической форме более своего срока. И Гумилев отражает эту мысль в произведение.
Стихотворение состоит из шести четверостиший. По смыслу его можно разделить на три. Первая часть рассказывает о времени, когда слово еще было подвластно только Богу. Она невольно дает отсылку на главу из книги Иисуса Навина. «Словом разрушали города» — скорее всего, речь о поражении Содом и Гоморры.
Вторая часть (3 и 4 строфы) содержить информацию о пограничности. Доброе слово — злое слово. Число — замена слову — удел лишь бедных душой. Иначе — удел тех людей, которые отказались от Господа. Слова душат таких несчастных и не дают им покоя.
По самым последним строкам произведения — «Дурно пахнут мертвые слова» — можно заметить, что автор имеет ввиду слова, которые исходят от человека с порочной душой. Ведь «Слово» должно исходить из абсолютно чистого сердца, должно приносить добро. Но добра в мире всегда было недостаточно. И в заключении автор ссылается на Священное Писание — только слово может стать спасением для несчастных. Благодаря слову, происходит не только разрушение городов, несчастья или разлады, но и возвращение веры во что-то забытое.
Искусство Гумилева с первого раза вряд ли будет понятно каждому. Его произведения скрывают тайный смысл. Но когда он открывается, возникают и многие возможности для развития душевной мудрости и спокойствия.