Святой с копьем, икона св. вмч. георгия победоносца

Оглавление

Житие св. Георгия

Георгий рожден в г. Бейрут. Его богатые родители были христианами и привили Георгию свою веру. В армии он отличался храбростью, дослужился до начальника тысячного отряда, был любим Диоклетианом – жестоким гонителем христиан.

Увидев однажды несправедливый суд над христианами, раздал все имущество бедным и пришел к Диоклетиану с обличительной речью, но убеждения не подействовали на Императора. Св. Георгия пытали, но он с достоинством переносил издевательства. В 303 году его убили.

Прозвище «Победоносец» Георгий получил за стойкость перед язычниками, которые даже с помощью пыток не заставили мученика отречься от христианской веры.

Изображение св. Георгия, поражающего змея, является популярным сюжетом и отсылкой к его подвигам, совершенным после жизни.

Георгий Победоносец в России

Русский витязь Егорий Хоробрый Великомученик Георгий Победоносец — один из самых уважаемых святых во многих странах, но для россиян он приобрел особое значение. На Русь культ святого проник вместе с христианством, он почитался в княжеских семьях и среди знати как покровитель престола и воинских побед. Статус общегосударственного святого Георгий приобрел в 11 веке во время правления Ярослава Мудрого, крестившегося под именем Георгия и всю жизнь прославлявшего своего небесного заступника.

Во славу святого Георгия (на Руси его называли еще Егорием или Юрием) князь выстроил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде, возвел храм Георгия Победоносца в Киеве. Основателем Москвы также был князь по имени Юрий, нам он известен как Юрий Долгорукий. Поэтому на гербе Москвы до наших дней изображается Георгий Победоносец, побеждающий змея.

Со временем святой Георгий стал считаться не только покровителем Москвы, но и охранителем всего Русского государства, и его изображение появилось на российском гербе.  Особым уважением святой Георгий традиционно пользовался у воинов, считался их помощником и защитником. С древних времен в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи.

Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо. Начиная с 16 века за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, ее полагалось носить на шапке. А в 1769 году Екатерина Вторая учредила орден Святого Георгия, с того времени и до 1917 года остававшийся самой почетной воинской наградой. Кавалерами ордена Святого Георгия в разное время стали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С, передает сайт Wordyou. Нахимов и многие другие. Орден был предназначен для офицерских чинов, а для нижних в 1807 году учредили Георгиевский крест — знак отличия для солдат и унтер-офицеров «за неустрашимую храбрость». Обычно солдаты награждались по представлению командиров, но также практиковалась выдача крестов отличившемуся в бою подразделению, с тем чтобы потом распределить награды с учетом мнения самих солдат. Этот порядок назывался «приговор роты», и получить крест таким образом считалось особенно почетным. Кавалеры Георгиевского креста освобождались от телесных наказаний, получали большее жалованье и имели право переводиться из армии в гвардейские части без потери в чинах.

Сюжет[ | ]

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской

», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа ». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами » и повелел отвести к змею.

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами

». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами: Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

Архистратиг Михаил

Надо сказать, что копейщика на печати идентифицировали как святого Георгия спустя несколько веков – никаких же современных указаний в эпоху Иоанна III, что это именно Георгий Победоносец, не найдено.

Многие историки высказывают сомнения, что на печати московского государя 1497 года изображен именно святой Георгий. Так, ряд исследователей утверждают, что, вероятней всего, всадник c печати является архистратигом Михаилом, который со времен Ивана Калиты был покровителем московских князей.

Надо сказать, что иконографический сюжет «Архангел Михаил, грозных сил воевода», где архистратиг верхом на копье попирает дьявола, появился в Русской православной традиции только в конце XVI века. До этого на Руси архангел изображался пешим с мечом или копьем в руке. Кроме того, согласно канону, архистратиг изображался с крыльями и нимбом (кстати, как и св. Георгий), но на печати великого князя эти атрибуты отсутствуют.

Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея

Изображение Георгия, убивающего змея основано на легенде о чудесах великомученика. В озере города Бейрута завелось страшное чудовище, поедающее горожан и опустошающее посевы.

Чтобы откупиться от злого чудовища, решили жители принести ему в жертву царскую дочку. Вступился храбрый воин за избранницу чудища, перекрестился, помолился и поразил змея одним ударом копья.

Картина Паоло Уччелло «Битва святого Георгия со змеем»

Убив черного змея, Георгий Победоносец спас от верной гибели царевну, чем прославился не только в странах Востока, но и в Европе. Английский король объявил мученика своим покровителем.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

Занимательные факты

В процессе создания ордена, русские художники допустили ошибку. Речь идет о медальоне, на котором был изображен дракон вместо змея. По легенде отважный воин Георгий копьем поражает змея, а не дракона. Более того, на Руси символ дракона считался положительным персонажем.

Когда в Российской Империи стали изготавливать Ордена Святого Георгия Победоносца, то в стране появилось множество невольных сообщений от мусульманских общин. Им не по нраву были ордена с христианским крестом, они это воспринимали как неуважение к Исламу. В связи с недовольством мусульман, император Николай Первый в середине XIX века утвердил новый образец медали для нехристиан. Случилось это во время Кавказской войны. Офицер Джамов-бек Кайтахский стал первым, кому вручили торжественно орден.

Помимо того, что у кавалеров был орден, слава и популярность в обществе, государство регулярно выплачивало им денежные пособия. К примеру, военачальники с орденом первой степени каждый год от императрицы получали около 1 000 рублей. Другие офицеры с данной наградой довольствовались 36 рублями. Если офицер умирал или погибал на войне, то родственники получали орденские выплаты. Все это говорит о том, что властям было не все равно на русских военнослужащих.

Когда во власть пришли большевики, то Ленин уравнял в правах всех бойцов армии на территории страны. Это касалось и тех, кто имел Орден Святого Георгия Победоносца. Хотя вплоть до конца 1918 года офицеры Георгиевского креста получали больше остальных жалованья.

Стоит отметить, что многие выдающиеся командиры советской армии до Октябрьской революции состояли на службе в Императорской России. Многие из них имели такую награду, как Орден Святого Георгия Победоносца. Например, Малиновский и Рокоссовский были награждены Георгиевскими крестами дважды.

За отвагу, смелость и оборону государства данную награду вручили Жукову. На тот момент он был унтер-офицером, но в середине XX века стал маршалом СССР. Эта награда досталась Жукову два раза.

За смелость и отвагу в Первой мировой войне орден был торжественно вручен Василию Чапаеву. В итоге у него в коллекции было аж 3 Георгиевских креста и 1 георгиевская медаль.

В годы Первой мировой войны 4 раза присудили Георгиевский крест Ивану Тюленеву. Во Второй мировой войне он уже был генералом Красной Армии. Также в истории упоминается Семен Буденный – полный комплект орденов.

Более подробно ознакомиться с наградой Орден Святого Георгия Победоносца 1.2.3.4 степени фото можно в каталоге.

Кем являлся Георгий Победоносец

История этого святого достаточно трагична. Существует несколько вариантов жития Георгия Победоносца. Основная версия говорит о том, что великомученик появился на свет в III столетии в палестинском городе Лидде. Его родителями были воин по имени Геронтий и Полихрония, происходившая из богатой семьи. В 20 лет Георгий стал обладателем большого наследства, однако предпочел раздать его нуждающимся людям. Во времена гонений на последователей Иисуса Христа он находился в Никомидии, где уверенно заявлял о своей приверженности христианству. По приказу императора Георгий был арестован, заключен в тюрьму и подвержен многочисленным пыткам.

Период пребывания святого в заточении ознаменовался многими чудесами. Копья, направленные на праведника, ломались, словно тонкие соломинки; после жестоких избиений тело Георгия быстро исцелялось, перебитые кости моментально срастались; смертельный яд не действовал. Кроме этого, за время тяжких испытаний мученик совершил несколько чудес – воскресил покойного человека и оживил мертвого вола, благодаря чему многие свидетели этих необъяснимых явлений приняли христианство. После суровых пыток, длившихся на протяжении семи дней, мученик не отрекся от своей веры, за что был обезглавлен.

Чудеса Георгия Победоносца

Фото: Flickr.com

По молитвам к святителю совершалось множество чудотворений: исцелялись неизлечимо больные, воскресали усопшие. Одно из самых известных чудес – победа над загадочным змием.

  • На одном из островов поселился дракон, пожирающий людей. Дабы умилостивить чудовище, островитяне ежегодно отдавали ему в жертву малолетних детей. Прошло время и более не осталось детей, жив был лишь единственный ребенок – царская дочь. Пришло время подношения и девушку привязали к скале. Когда появилась голова чудища, принцесса слезно взмолилась святому Георгию. Свершилось чудо: как из небытия появился всадник на коне, смело отрубил мечом драконью голову и тут же исчез. Все сразу поняли, что это был святой великомученик Георгий Победоносец. На острове прекратились жертвоприношения и почти весь местный люд, восхищенный милосердием и добротой Всевышнего, принял веру православную.
  • Один из арабских воинов-захватчиков пришел в церковь. Он захотел показать пренебрежение к святым ликам и выстрелил из лука в один из образов. Но случилось чудо: стрела не повредила икону, но вернулась, пронзив насквозь руку стрелка. В порыве страшной боли тот обратился за помощью к священнику, на что получил совет повесить над изголовьем постели икону с ликом Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампадки, возженной в храме пред его ликом. Вскоре араб выздоровел, а священник подарил ему книгу с жизнеописанием святого. Воин впечатлился жизнью православного воина и его мучениями во имя Христа. Вскоре он крестился и стал проповедником христианской веры, за что принял мученическую кончину.
  • Во время мучительных пыток, устроенных Диоклетианом, император возжелал узнать о том, кто же помогает Георгию выживать после истязаний. Мученик отвечал, что с Богом возможно все. Но язычнику этого было мало. Он подвел святого к гробнице и приказал ему оживить мертвеца. Георгий горячо помолился Господу, и тут затряслась земля, открылся гроб, покойник ожил.
  • Находясь в тюрьме, Георгий помогал людям. Народ попадал к нему разными, даже изощренными способами, и получал помощь в прошениях и исцеление от недугов. Один из земледельцев по имени Гликерий взмолился к Георгию с просьбой воскресить умершего намедни вола. По возвращении домой Гликерий лицезрел чудо: оживший вол стоял в стойле.
  • Юноша по имени Георгий ушел на войну и попал в плен. Но мать с отцом думали, что их сын погиб. Они свято почитали память святого великомученика Георгия и ежегодно в день его памяти устраивали обед. Внезапно среди гостей появился их якобы умерший сын, держащий в руках горшок с угощениями. Он рассказал, что в плену он работал на кухне и нес пищу своему хозяину. Внезапно он увидел всадника на коне и тот быстро перенес его в родной дом. Все произошло настолько быстро, что еда в горшке не успела остыть.

Молитвы к святому великомученику позволяют обрести храбрость и мужество, укрепиться в вере. Георгий Победоносец помогает всем, истово молящимся, обратившимся к его святому предстательству. Искренняя и сердечная молитва просителя всегда будет исполнена!

В каких делах помогают икона и молитва святого Георгия Победоносца?

Икона св. Георгия символизирует силу веры, борьбу со злом и победу над ними.

Среди основных категорий людей, которым может помочь Георгий, выделяют следующие:

  1. Военнослужащие или все, кто оказался в зоне военный действий, могут просить о защите и покровительстве святого.
  2. Икона может защитить от врагов и недоброжелателей, принести мир в сердце молящегося.
  3. Георгия Победоносца можно просить о победе, особенно в спорте.
  4. Избавление от болезни тоже считается прерогативой св. Георгия. Об этом его просят и взрослые, и даже дети.
  5. Святой может оказать помощь в работе.

Главное верить в чудодейственную силу иконы, и тогда молитва Святому Георгию непременно будет услышана, и святой мученик окажет помощь.

В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение

Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.

Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть

Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека

Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого.  По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.

Одно из самых великих чудес которое сотворил Великомученик так это – спасения всего города от устрашающего змия. Молитвами и своей непреклонной верой вызываемой к Всевышнему он смог одолеть чудовище. Святой убил змея, спас жителей и их души от влияния дьявола, породив в них надежду и веру в Господа, призывая людей принять христианскую веру.

Православная церковь вспоминает святого Георгия трижды в году

День святого Георгия Русская православная церковь отмечает 6 мая (23 апреля по старому стилю). В этот день в 303 году великомученик Георгий был казнен.

Православная Грузия отмечает особый день памяти Святителя, 10 ноября, как день колесования святого великомученика. В 1891 году, в Грузинском селении Каха, выстроили храм в честь Георгия Победоносца. В этот храм почтить память святого стекаются люди разных конфессий.

Житие, фрагмент колесования святого Георгия Победоносца. Монастырь Пантократор, Афон, XVII век

16 ноября произошло освящение храма великомученика Георгия в Лидде, где находятся мощи святого, и цепь, в которую был он закован во время пыток. В этот день и Русская православная церковь вспоминает Святителя.

9 декабря (26 ноября) вспоминают освящение Киевского храма святого Георгия.

Сюжет

Сказание сообщает, что в окрестностях города Бейрута близ Ливанских гор (в ряде текстов фигурирует вымышленный город Ласия или «Гевал, в земле Палестинской

», а у Якова Ворагинского — город Силена в Ливии) в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа ». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами » и повелел отвести к змею.

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное (славянская традиция все чудеса Георгия считает посмертными) и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами

». В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город. Народ был удивлён возвращением царевны, а увидев змея в ужасе стал разбегаться. Георгий обратился к ним со словами:

Георгий убивает змея перед горожанами (Витторе Карпаччо, 1502—1507 годы)

Георгий обезглавил мечом змея, труп жители вынесли за город и сожгли. Данное чудо способствовало обращению местных жителей в христианство, крещение по преданию приняло множество народа (в разных списках от 25 000 до 240 000), а в городе построили церковь в честь Богородицы.

В чем помогает

Все мы, сталкиваясь с какой-либо проблемой, сразу обращаемся с молитвой к Господу. В основном это первое, что приходит нам в голову. То же можно делать и перед иконами святым. Но перед тем как попросить о помощи, стоит хоть приблизительно знать о том, с какими проблемами к нему обращаются и что просят. В большинстве случаев перед иконой Георгия Победоносца молятся о:

  • защите и покровительстве военнослужащих, которые пребывают в зоне боевых действий,
  • обретении мира и защите от врагов не только для себя, но и для близких,
  • оберегании от различных болезней,
  • обретении победы,
  • общих семейных проблемах.

Святой никогда не оставляет в беде тех, кто искренне просит о его помощи. Вытерпев все муки, которым его подвергли при жизни, он не отрекся от веры в Господа.

Чудеса

Житие святого Георгия Победоносца наполнено множеством чудотворений.

Предание гласит, что неподалеку от одного озера в Сирии обитал огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и животных, а потом испускал в воздух ядовитое дыхание. Много храбрецов пытались убить чудовище, но ни одна попытка не увенчалась успехом и все люди погибли.


Святой великомученик особенно почитается в Грузии.

Градоправитель издал приказ, согласно которому ежедневно необходимо было отдавать змею на съедение девушку или юношу. Причем у него самого имелась дочь. Он обещал, что если же жребий выпадет и на нее, то девица разделит участь прочих смертников. Так и случилось. Девушку привели на берег озера и привязали к дереву. Она в исступлении ожидала появления змея и своего смертного часа. Когда чудище вышло из воды и стало приближаться к красавице, вдруг явился светловолосый юноша на белом скакуне. Он вонзил в тело змея острое копье и спас несчастную.

Это и был святой Георгий Победоносец, положивший конец смертям молодых людей в стране.

Жители страны, узнав о произошедшем чуде, уверовали во Христа, на месте битвы воина со змеем забил целебный источник, а позже был возведен храм в честь Победоносца. Этот сюжет и был положен в основу Георгиевского образа.

После захвата арабами Палестины произошло еще одно из чудес. Араб, зашедший в православный храм, увидел молящегося у одной из икон священнослужителя. В попытках показать пренебрежение к святым ликам, араб выстрелил из лука в один из образов. Но стрела не причинила вреда иконе, а вернулась и пронзила руку стрелка. В порыве невыносимой боли араб обратился к клирику, на что тот посоветовал ему повесить над изголовьем своего одра икону Георгия Победоносца и помазывать рану елеем из лампады, которая возжена пред его ликом. По выздоровлении клирик подарил арабу книгу, в которой описывалось житие святого. Святая жизнь православного воина и его мучения произвели величайшее впечатление на араба. Вскоре он принял Святое Крещение, стал проповедником христианства, за что принял мученическую кончину.

Чудо сотворенное божественным образом

Святой прославился многими своими чудесами, однако наиболее известным из них стало чудо о змие:

Согласно сказанию неподалёку от городка Бейрута обитал в озере змей, местные жители находились в постоянном страхе, ведь чудовище пожирало люд.

Некоторые суеверные жители чтоб утолить змия ярость постоянно по выпавшему жребию отдавали молодую девушку или юношу на съедение чудища.

По приданию как-то раз жребий указал на дочь царя, её отправили на растерзание змию и тут произошло божественное явление Чудотворца. Святой спас царевну пронзив копьем чудовища, а также прекратил языческие обряды и призвал жителей принять христианскую веру.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки – чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Отказался от власти Георгий и предпочел смерть за истинную веру

Умирая, Георгий не прекращал молиться. Снова явился ему Господь, и поцеловав, возложил на него венец мученика.

Предложил тогда император святому стать соправителем и отречься от христианской веры, или отсекут ему голову. Отказался Георгий от предложения и положил голову под острый меч.

Икона святого великомученика Георгия Победоносца «Чудо Георгия о змие с житием в 16 клеймах». XVII век

Погиб Святитель в начале IV века. Недолгой оказалась жизнь святого великомученика, поэтому краткое содержание о праведной жизни его поместилось в несколько абзацев. Однако, биография его увлекательна будет, как для детей, так и для взрослых.

Как выглядит икона Георгия Победоносца

Зачастую данная икона представлена в виде святого, который сидит на белом коне и убивает змея. В данном случае – это символический образ дьявола. Иногда может встретиться и икона, на которой святой изображен в хитоне и плаще, а в руках его крест. Есть еще и иное изображение, на котором святой сидит на троне, а ангел возлагает ему мученический венок.

На сегодняшний день точного местоположения данной святыни  не установлено. Если верить старинному описанию 17 века, то образ был окаймлен серебром, а венец – покрыт золотом. Корона святого, как и копье крест были сделаны из страз. Пояс – из аметистов. Было такое придание, согласно которому свеча, установленная перед иконой возгаралась самостоятельно перед нашествием татар. На данное время во Владычнем монастыре есть современная копия, которая начала мироточить с 2000 года.

Как выглядит икона

В России наиболее почитаем иконографический образ, на котором святой Георгий Победоносец поражает змея. Однако этот образ далеко не единственный в православной русской иконографии.

  1. Наиболее распространёнными считаются иконы с изображением Георгия – воина.
  2. Существует также и образ мученика — в руке святой держит крест и одет в хитон и плащ – такая одежда была традиционной для всех, кто страдал за христианскую веру. На голове мученика изображён венок.
  3. Внешне Георгий выглядит кудрявым безбородым юношей с длинными вьющимися волосами.
  4. Византийская иконографическая традиция представляла Георгия с другими чертами лица.

Начиная с VI века изображения святого Георгия можно встретить рядом с изображениями Дмитрия Солунского, Федора Тирона и других святых. Всех их объединяет тот факт, что они несли при жизни воинскую службу и приняли мученическую кончину за христианскую веру. Очень часто иконописцы запечатлевают на одном образе Дмитрия Солунского и Георгия. Возможно причиной тому некоторое внешнее сходство у этих святых.

Российские иконы Георгия

В России особое почитание святого воина Георгия началось с правления великого князя Ярослава, который в крещении принял это имя. Подобно императорам Византии, Ярослав стал чеканить изображение своего святого покровителя на монетах и печатях. Наиболее ранней российской иконой Георгия Победоносца считается икона, написанная в 11 веке и хранящаяся сегодня в Кремле. На иконе воин изображён по пояс и держит в левой руке меч, а в правой копье. В начале XII века была написана большая икона для Георгиевского собора в Новгороде. Размеры этой иконы составляют 1,5 на 2,5 метра. Помимо меча и копья, у святого имеется щит. На голове его водружён золотой венец. Сюжет о змееборце на этой иконе не раскрыт.

В московских храмах традиционно чаще встречается святой в хитоне мученика в паре с другим святым — Дмитрием Солунским. Оба эти воина издревле считались заступниками русских городов. Стоимость таких икон могла быть весьма высокой.

Св. великомученик с копьём

На Руси святого Георгия знали давно, начали прославлять уже в первые годы после принятия христианства. В 11 веке в Киеве построили церковь в его честь. Храмы Георгия Победоносца появились также в Новгороде и Владимире.

Сюжет Георгия со змеем на Руси известен с 12 века (фреска церкви великомученика в Старой Ладоге).

На большинстве древнейших икон, Новгородских, изображены только всадник, змей и благословляющий святого Господь.

С конца 15 века художники добавляют в сюжет ангела, венчающего святого, царевну, ведущую побежденного змея или спасенный город. Иногда привычное движение коня слева направо меняется на противоположное. А на некоторых святынях скакуна изображают не белым, а черным или коричневым.