Оглавление
Развивающие упражнения Бенджамина Спока
Итак, с атмосферой в доме мы разобрались, от капризов избавились. Теперь можно взяться и за ум, за развивающие упражнения. Бенджамин Спок предлагает ряд простых упражнений на развитие зрительной памяти, слуха, речи и т.д.
Упражнение на развитие зрительной памяти и внимания
Нарисуйте картинку с большим количеством деталей. Это может быть новогодняя елка, наряженная во всевозможные игрушки и с подарками под ней, или же домик с печкой, со ставенками, с расписными воротами. Попросите ребенка повторить рисунок. Здесь важна не точность линий, а точность передачи – если ребенок повторил солнышко в том же углу, что и у вас на рисунке, но при этом оно кривое, ничего страшного. Если вы заметите ошибки, попросите ребенка самого их отыскать и исправить.
Упражнение на развитие слуховой памяти
Это упражнение можно проводить хоть каждый день. Когда вы готовите на кухне, попросите ребенка отвернуться и отгадать, какой бытовой прибор включен: кофеварка, миксер, или же это масло шипит на сковородке.
Если в доме есть, например, кот, то попросите ребенка найти домашнего питомца по мяуканью.
Упражнение на развитие тактильной памяти
Моторика – важный этап, который влияет на развитие речи и внимания. Для развития моторики предложите дошкольнику следующее упражнение: поставить перед ребенком кастрюлю и две миски – одну с фасолью, одну с горохом. Необходимо одновременно переложить из обеих мисок горошинки с фасолинами в кастрюлю. К 4-5 годам ребенок должен справиться с этим заданием без проблем.
Можно также в мелкую крупу спрятать мелкие предметы и попросить ребенка их отыскать. Задание можно усложнить тем, что разложить мелкие предметы по мешочкам и попросить ребенка «догадаться», какие предметы спрятаны внутри мешочков.
Автор — Мария Даниленко.
«Минусы» подхода доктора Спока
При всем своем либерализме и гуманном отношении к детям и родителям он остается прежде всего доктором, а не отцом: «Если ребёнку уже месяц, и он всё ещё просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком, как только он пошевелится, а дать ему поплакать 15-30 минут, после чего он, может быть, уснёт снова. Если он не успокаивается, попробуйте дать ему тёплой воды. Если же через полчаса он снова отчаянно плачет, то проще накормить его». Конечно, его предшественники не позволяли и этого. Но его потомки не простили ему такого хладнокровия: в течение часа слушать плач ребёнка не может ни одно материнское сердце.
Как ни странно, являясь мужчиной и отцом, доктор Спок ничего не пишет о важности отцовского участия в уходе за малышом. Видимо, время этих идей еще не наступило в те годы
Тем не менее, книга по воспитанию и уходу, написанная мужчиной, косвенно включила многих тогдашних отцов в размышления о том, как же лучше.
Главное, что вынесли советские родители из книги Спока: «Не приучайте ребенка к рукам». Хотя отчасти он реабилитирует ласки и качания: «В наше время уже так не боятся избаловать ребёнка, как раньше. Если ребёнок плохо себя чувствует, и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо». Но тут же предостерегает: «Однако если на руках он всё равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам». Получается: пусть уж лучше плачет один, лёжа в кроватке.
Идеи доктора Спока о том, сколько ребенку не вредно плакать, находясь в кроватке, осложнили жизнь не одной семье.
Но проблема, думаю, в том, что в советском пространстве все воспринималось слишком идеологически. Есть известная русская поговорка: «Заставь дурака Богу молиться, он весь лоб себе расшибет». Мы очень любим идеи и теории и нередко воспринимаем их слишком буквально, как руководство к действию, а не как повод к размышлению и последующей адаптации к реальности собственной семьи и индивидуальности своего ребенка.
Суть методики воспитания по Бенджамину Споку
Краеугольным камнем его системы является дисциплина. Впервые три месяца дитя нужно тщательно лелеять, брать на руки и окружать материнским теплом. А уже с четвертого месяца жизни в ребенке уже нужно начинать воспитывать качество дисциплины. И постепенно прекращать удовлетворять его капризы.
Вначале малыш будет делать истерики, но вскоре поймет, что не нужно постоянно ждать внимания от родителей. Так с каждым разом дите научиться быть самостоятельным.
Спок обосновал свое мнение так. Что зачастую, когда ребенок капризничает, сердце матери уступает малышу. Видя такое поведение и реакцию со стороны матери малыш начинает понимать, что при помощи своего крика в любой момент может добиться чего угодно. Постоянное нахождение рядом с ребенком и потакание ему во всем не даст ему самостоятельности, он будет избалованным. Такое поведение можно перевоспитать.
В своей книге Бенджамин Спок дает советы:
Когда дите требует внимания, то родителям нужно уверенным тоном заявить о том, что не могут уделить время, что они заняты, даже если малыш пока не понимает слов, он поймет сказанное по интонации. Тон голоса должен быть серьезным, но дружелюбным.
Когда идет игровое взаимодействие с ребенком, то не стоит брать его на руки, вместо этого присесть рядом с ним, если поступить иначе, то ребенок будет устраивать громкие протесты, когда будет видеть, что его оставляют одного.
Не обращать внимания на ребенка, когда он в истерике
Он будет спокоен, если будет видеть, что родители не обращают внимание на его крики, ведь малыш очень быстро понимает, что плача можно очень быстро добиться практически всего. Это не приводит к формированию полноценной личности.
Не следует чрезмерно заботится о своем чаде
Ведь это очень вредит малышу, так он становиться зависимым от своих родителей, а мама и папа, идя на поводу малейших желаний чада, так они становятся его рабами.
Прежде всего, родителям нужно прислушиваться к своим ощущениям, а не требованиям малыша, ведь они побольше его знают, что сейчас необходимо дать своему чаду, и это может не соответствовать с сиюминутным желанием и капризом дитя.
Воспитывать ребенка гармонично без строгости, в любви и в ласке.
Не нужно авторитарно подходить к воспитанию, ведь это в будущем приводит к тому, что возникают проблемы с психическим и телесным здоровьем.
Не нужно многого требовать от своего чада, и важно принять его таким как он есть.
Не нужно строго придерживаться какого – либо режима питания, ведь это изматывает обоих и мать и ее дитя.
Не нужно постоянно запрещать детям что либо делать
Если ребенок будет слышать постоянно какие-либо запреты, то это тормозит его созревание, как самостоятельной личности.
Когда малыш плачет родителям нужно проговорить с ним проблему тихим и спокойным тоном и переключить его внимание на другое.. Доктор Бенджамин Спок призывал к гармоничному развитию чтобы в этом процессе совмещались любовь родителей, но не было чрезмерного потакания всем просьбам ребенка
Доктор Бенджамин Спок призывал к гармоничному развитию чтобы в этом процессе совмещались любовь родителей, но не было чрезмерного потакания всем просьбам ребенка.
«Плюсы» подхода доктора Спока
Идеи доктора Спока сняли с родителей напряжённость и значительно уменьшили отчуждённость их от детей. Оказывается, растить ребёнка не так тяжело! «Он не такой хрупкий, как вам кажется», — пишет профессиональный педиатр Бенджамин Спок. Новорождённого можно безбоязненно брать на руки, он умеет управлять температурой тела, он имеет сопротивляемость инфекциям. Значит, можно не кутать его в несколько слоёв пелёнок, не создавать ему специальные «оранжерейные» условия.
Оказывается, малыш — это не сверхчуткий агрегат, обращаться с которым умеют только специально обученные люди. Даже папа может запросто с ним управиться.
Доктор Спок снимает с родителей бремя вины за своих детей, которые не вовремя (не по учебнику) садятся на горшок, начинают ходить, плохо едят и т.д. «Принимайте его таким, какой он есть», — призывает он.
Чувства родителей стали важной составляющей процесса воспитания. Спок открыто сказал, что вскоре после рождения ребёнка у женщины может наступить депрессия, отчаяние, её могут мучить страхи, повышенная тревожность, чувство вины
Может наступить охлаждение между мужем и женой.
И самое крамольное — «Доверяйте себе». То есть не нормам, разработанным лучшими профессорами лучших советских институтов, не продукту коллективного разума, а себе — отдельной человеческой субстанции.
Про прикорм и диету. Мысли доктора Спока о том, что малыш сам в состоянии выбрать себе сбалансированное питание по индивидуальной схеме, если ему на выбор предложить «правильные» продукты, тогда была абсолютно новаторской. И в наши дни эти соображения лежат в основе не одного диетологического подхода и снимают со многих родителей психологическое напряжение по поводу того, сколько граммов какого прикорма должен получить их малыш. Мысль о том, что ребенку, которому только полгода, вполне можно доверять в плане вкусовых предпочтений, и что малыш не уморит себя голодом ни отказом от груди, ни выбором «неправильных» продуктов оказалась очень полезна и врачам, и папам и мамам.
Масса подробностей. В книге доктора Спока содержится огромное количество практических наблюдений и советов, и акцент сделан на вещах, отличных от классических пособий по уходу за ребенком. Так, он описывает феномен «ложного отказа от груди», детали лечения заболеваний с температурой, особенности поведения малыша от 6 месяцев до года и от года до двух лет. Эта книга имеет свое значение и сейчас как копилка опыта.
Другое мнение: то, что вообще возможно думать о воспитании и уходе за малышом по-другому, иначе, чем пишут в советских книжках и на плакатах в поликлинике; то, что по одному поводу возможно существование разных мнений, — было своего рода открытием для читателей нашей страны. Так что читайте книгу доктора Спока — жизненное откровение для поколения наших мам — и старайтесь относиться даже к устаревшим идеям с уважением. Конечно же, многое из написанного там относится к истории педиатрии, но в свое время эта книга была «библией 70-х и 80-х».
Преимущества и недостатки системы Бенджамина Спока
Положительные стороны методики:
- Воспитание самостоятельности и дисциплины;
- Различные развивающие упражнения;
- Дает родителям больше свободного времени на свои потребности;
- Ребенок получает больше свободы в своем выражении.
Недостатки:
Спок давал совет, что ребенок должен спать на животе, а не спине, в последующем выяснилось, что так детская смертность выше;
Из-за того, что Бенджамин не говорил о важности грудного питания малыша, то многие мамы прекратили кромление грудью и начали давать ребенку различные смеси;
Также он советовал отказ от кормления ночью, но врачи доказали, пока ребенок очень маленький он нуждается в подкреплении в это время суток;
Многие не согласны с тем, что нужно уменьшать тактильный контакт матери и ребенка в раннем возрасте. Ведь это окутывает малыша любовью и заботой, позволяет ему ощущать себя в безопасности;
Либеральное отношение к детям породило поколение хиппи.. Методика Бенджамина Спока имеет много противоречий в себе
В чем то можно следовать советам доктора, а некоторым, наоборот нужно подойти критически и позволить интуиции и родительским инстинктам сделать выбор в правильном направлении воспитания ребенка
Методика Бенджамина Спока имеет много противоречий в себе. В чем то можно следовать советам доктора, а некоторым, наоборот нужно подойти критически и позволить интуиции и родительским инстинктам сделать выбор в правильном направлении воспитания ребенка.
Бенджамин Спок: история жизни
Начинал Бенджамин Спок родителем поколения «детей-цветов», а к завершению жизни удостоился прозвища «проклятие нации» и умер, будучи бедным.
Во многом на формирование взглядов будущего педиатра повлияло домашнее воспитание: дошкольное образование детей лежало на плечах матери, женщины довольно жесткой и авторитарной. Как впоследствии признается сам Бенджамин Спок, «в детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак».
Карьера Бенджамина складывалась удачно. Он выступал за американскую сборную по гребле, взявшую золото на Олимпиаде, далее перевелся в медицинский колледж. После работы в летнем лагере для детей-инвалидов, молодой педиатр понял, что может не только помочь детям лечением, но и воспитанием. Ведь многие проблемы дошкольников возникают из-за разногласий в семье. Если родители будут честны с доктором, и расскажут обо всех волнительных моментах в семье, то можно излечить многие «заболевания». Детские истерики и капризы, нежелание заниматься – причина лежит именно в психологии.
Книга Бенджамина Спока произвела в Америке фурор. Он предлагал не наказывать детей, а научиться их СЛУШАТЬ, больше времени проводить с детьми, а также озвучил простые упражнения на развитие внимания и речи.
Самое интересное то, что выступая в книгах добрым и отзывчивым отцом семейства, в жизни Бенджамин таковым совсем не был – его сыновья страдали от недостатка внимания, и порой говорили о жестокости отца.
Гармоничное дошкольное образование невозможно без доверительной атмосферы в семье
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался, необходимо создать в семье соответствующую атмосферу взаимопонимания и доверительных отношений. Этого можно добиться двумя способами:
- Всячески показывать ребенку, что вы его любите. Не бойтесь лишний раз погладить ребенка, поцеловать, похвалить.
- Уважайте желания ребенка. Порой взрослым кажется, что они знают лучше детей, что такое хорошо и что такое плохо, что такое полезно и что такое вредно. Но дети обладают некой физиологической мудростью и если они чему-то сопротивляются, значит, нужно к ним прислушаться. Не хочет есть брокколи – предложите другой полезный овощ. Не хочет спать днем, поменяйте режим. Запреты, наложенные в детстве, могут обернуться катастрофой и неоправданными страхами во взрослом состоянии. Конечно, во всем должна быть мера. «Не бойтесь выполнять желания своего ребенка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба» (Б. Спок).
Но дети есть дети, и детских капризов и истерик не избежать. Бенджамин Спок предлагает целый алгоритм дейтсвий, как можно утихомирить маленького капризулю.
Итак, если ребенок начал плакать,
попросите его это делать тихим голосом, чтобы никого не разбудить. Плакать по-тихому, скорее всего, не получится, а поэтому плач и истерика должны довольно быстро пройти.
попросите ребенка «повременить» с плачем. Например, лучше сейчас пойти погулять, пока все друзья малыша на площадке, а после прогулки плач можно будет продолжить. Будьте уверенны, после интересной прогулки дошкольник про капризы забудет.
постарайтесь заговорить ребенка. Например, рассказать про то, что ребенка точно заинтересует
Он услышит интересующую его информацию и переключит внимание.
попытайтесь отвлечь ребенка. Если идет дождь, вы обратите внимание малыша на радугу
Или можно отвлечь банальным и испробованным годами средством вроде «Ой, смотри, птичка полетела».
дайте ребенку понять, что вы разделяете его чувства. «Ты плачешь, потому что болеешь, но хочешь пойти в детский сад?». Сделайте несколько предположений. Вы, наверняка, попадете в точку. Ребенок почувствует себя не одиноким и ему станет легче.
подберите физический объект, который поможет ребенку справиться с негативной энергией: грушу для битья, скакалку для прыжков. Можно разработать смешной ритуал. Например, только малыш начинает плакать, вы включаете фен, чтобы высушить слезки, или начинаете его умывать – «смываете» все капризки.
Основные идеи
- В это время в педиатрии и психологии начало меняться отношение к усредненным нормам. Стали развиваться идеи психологии и физиологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). Безусловная вера в нормы и таблицы педиатров — единые для всех детей — была поколеблена. «У каждого ребёнка своё неповторимое лицо, и столь же неповторимо его развитие» — этот постулат доктора Спока стал Ренессансом родительской культуры в СССР. Оказывается, новорождённые, которые сами устанавливают расписание своих кормлений, вырастают здоровыми людьми, а не умирают от желудочных расстройств, как полагали педиатры до этого. Конечно, Спок не имел в виду «кормить, когда хочу и сколько хочу». «Режим необходим для пользы ребёнка, с одной стороны, и для удобства родителей — с другой». Но он агитирует за «гибкий режим». «Вы сможете сначала подчиняться требованиям ребёнка, а затем постепенно установить режим, удобный и для вас, и для него».
- Значение материнского участия невероятно возрастает. «Доверяйте себе, — говорит доктор Спок. — Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется. Не бойтесь доверять собственному здравому смыслу».
- Впервые на советском пространстве говорят не только о физиологическом, но и об эмоциональном уходе за малышом. Впервые признается, что у малыша есть желания. «Главное, что нужно ребёнку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания… Не бойтесь выполнять желания своего ребёнка, если они кажутся вам разумными и не делают из вас его раба».
«Вы не можете спокойно переносить его <ребенка> плач и вам хочется его утешить — это естественное чувство для матери… Избалованность начинается не с этого и не вдруг, а постепенно, когда мать боится прислушаться к голосу разума или когда она превращается в раба своего ребёнка и бессознательно поощряет его к использованию своей власти над ней».