Оглавление
Как добраться до Дендеры
Город Дендера находится между Луксором и Абидосом, недалеко от административного центра провинции Кена (6 километров). Если вы планируете поездку в Луксор, то обязательно включите в свой маршрут экскурсию по Дендере, так как она находится в 56 километрах.
Некоторые туристы отправляются посмотреть на храм Хатхор из Хугарды. Дорога занимает около четырех часов, так как приходится преодолевать расстояние в 220 километров. В качестве транспортного средства туристы могу выбрать:
- туристический автобус;
- такси;
- автомобиль.
Чаще всего туристы выбирают автобус, который предоставляет туристическая компания. Для того, чтобы воспользоваться такой услугой, достаточно заранее созвониться с любой из компаний, предлагающих подобные услуги. Наибольшей популярность пользуются такие компании, как Tiba Star, Thomas Cook, Lotus Boat.
Также в Дендеру можно доехать на такси, которое можно найти в аэропорту или заранее заказать онлайн. Еще один способ добраться до места назначения – арендовать автомобиль. Такой вариант выбирают те, кто предпочитает самостоятельные путешествия.
Храмовый комплекс
Протяжённостью 79 м комплекс возведён из песчаника, занимает площадь ок. 40000 квадратных метров и окружён кирпичной стеной. Возведение комплекса относится к периоду Птолемеев и завершилось при римском императоре Тиберии. Однако под основанием храмов находятся здания предыдущих эпох, древнейшие могут быть отнесены к царствованию строителя Великой пирамиды — Хуфу (ок. 2613 — ок. 2494 гг. до н. э.). Известно о реставрационных работах при фараоне Пиопи I.
Храм Хатхор
Храм Хатхор — один из известных на территории комплекса и наиболее сохранившихся в Верхнем Египте. На его строительство ушло 200 лет. Здание отличается уникальностью архитектуры, аккуратностью и изящностью декорирования стен и колонн иероглифами и изображениями. Настенные скульптуры были дарованы в своё время императором Августом, Тиберием, Клавдием и Нероном.
Долгое время храм был занесён песком, что не спасло его от фанатиков и вандалов. Верхние помещения использовались в качестве конюшен, где разводились костры, отчего потолки и сегодня покрыты копотью, а многие росписи не могут быть восстановлены. Впервые раскопками храма Хатхор занялся в 1876 году немецкий египтолог Йоханнес Дюмихен. Позднее комплекс был исследован Мариетом.
Верхняя часть Маммиси («Дома рождения») римского периода в Дендере. На капителях колонн хорошо видны фигурки Бэса.
Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. На крыше помещалось несколько небольших святилищ Осириса, в одном из которых изображены солнечный диск и зодиак (Дендерский зодиак), выставленный сегодня в музее Лувра. Копию изображения можно увидеть в музее Египта.
Немало споров вызывают барельефы в храме Хатхор с «Лампами» Дендеры, изображающими проведение культового обряда. Околонаучные теории, основывающиеся на внешнем сходстве изображения, высказываются о возможности использования древними людьми осветительных приборов подобных современным. Египтологи связывают изображения с символизмом египтян, обозначивших «бога, прорастающего, подобно цветку».
Прилегающая территория
Западнее, за святилищем Хатхор находится небольшой храм Исиды, построенный и украшенный в правление Августа. Севернее — храм покрупнее периода Траяна. Другие постройки относятся ко времени Адриана и Антонина Пия.
На западе — засаженное пальмами священное озеро. Ведущие к Нилу подземные каналы и сегодня показывают уровень воды в реке. Неподалёку стояли ворота Ментухотепа II (перенесены в Каирский музей). Восточнее озера сохранилось несколько раннехристианских построек, которые могут быть связаны с монашеской деятельностью учеников Пахомия Великого.
Террасы
На террасах располагались киоск Хатхор (небольшой храм гипетры, без крыши) и храм Осириса.
Наконец, процессия спустилась на первый этаж по прямой восточной лестнице.
Киоск Хатор
В юго-западном углу террас находится небольшой киоск Хатхор, где богиня была выставлена на свет, чтобы ее «воскресило» солнце.
Храм Осириса (Осирион)
На крыше храма находится Осирион , святилище, посвященное богу Осирису . Он состоит из шести пространств, разделенных на две группы по три смежных пространства (восточная группа — над комнатами 3-4-5 / западная группа — над комнатами 6-7-8). Сначала вы входите (с юга) в небольшой двор, который ведет в первую комнату; из последнего мы попадаем в последнюю комнату.
Часовни на крыше (потолок, барельеф): Исида в форме птицы приземляется на пол Осириса, чтобы воскресить его.
Осирион: восточная группа и «Дендерский зодиак»
Мариетт подробно изучает часовню Зодиака (он называет ее «комнатой № 2 с юга», но вы должны понимать «с востока»). Часовня находится над комнатой 4 на плане.
«Эта камера считается гробницей Осириса, и мумия бога должна быть помещена в нее в ожидании воскресения. Но зло в лице Тифона и его товарищей наблюдает за могилой, готовая помешать божественной тайне свершиться ». Мариетт проводит спорную параллель между Осирисом и греческим Адонисом ».
Осириса защищают «легионы благодетельных духов, которые, в свою очередь, несут ответственность за охрану святого места и отражение злых влияний»:
- Номы Египта. Их символизируют птицы, которые парят над комнатой. Мариетт не указывает количество номов и не составляет список.
- Двадцать четыре часа дня и ночи. За ними следуют духи, которые на время каждого из них должны стоять возле священной мумии.
- Вооруженные мечами божества, специально посланные северными и южными провинциями, чтобы охранять комнату и защищать ее от действий товарищей тьмы и смерти.
- Слева (при входе) находится знак зодиака.
- В центре (соединяя входную дверь с дверью, ведущей во вторую комнату) — стройная версия богини Нут; его рот (проглатывающий заходящее солнце) обращен к символическому западу (фактически, к настоящему югу).
- Справа находится панель, представляющая изогнутую гайку; здесь его рот обращен к настоящему западу. Мы находим такую же ориентацию на потолке вабета на первом этаже.
Зодиак Дендера
→ Основная статья : Астрономия в Древнем Египте
На потолке зала главного храма во время экспедиции Наполеона , рядом с гигантской фигурой богини неба Нут (отсюда ее еще называют небесным залом ), были найдены два знаменитых зодиакальных круга , один из которых был выпилен французом в 1820 году и в египетской части Лувра с 1822 года. выставляется в Париже . Позднее Франция сделала копию для Египта.
знаки Зодиака
На этом зодиаке появляется как начальный знак после пересечения эклиптики и . Однако место солнцестояния (солнцестояния) зависит от расположения этих точек пересечения и всегда должно находиться посередине обоих. На Дендерском зодиаке он записан в . По этому отклонению от текущего положения Солнца ученые полагали, что они могут сделать вывод о возрасте этого зодиака. Было только одно различие, в зависимости от того, считалось ли это солнцестояние зимним или летним солнцестоянием.
Полемика по этому поводу породила различные претензии, такие как: Б. Фурье происхождение того же самого между 2500 г. до н. Э. До н.э. и 2100 г. до н.э. До н.э., Лаланд около 1300 г. до н.э. До н.э. или 1200 г. до н.э. До н.э., Биот не ранее 716 г. до н.э. До н.э. и Висконти не ранее 328 г. до н.э. Chr. Наборы. Открытия Жана-Франсуа Шампольона положили конец этим предположениям.
Священное озеро, вид с крыши храма
По данным Лувра, он датируется 51 годом до нашей эры. По оценкам, когда Птолемей XII в. (Теос Филопатор Филадельфос Неос Дионис) снова надел его, как показывают склепы нижней палаты. Отчасти изображения происходят во времена правления царицы Клеопатры , которая изображена на внешней задней стене храма вместе со своим сыном Цезарионом в виде фигуры высотой 4 м.
Вестибюль храма, в котором находится второй зодиак, был построен между 32 и 37 годами нашей эры жителями Тентиры при императоре Тиберии . Стенные скульптуры заднего храма были созданы во время правления Клеопатры и Августа , а скульптуры Пронаоса — при Тиберии, Калигуле , Клавдии и Нероне.
Дендера, древний храмовый город Египта
За тысячи лет до появления в этих краях греков, а потом — арабов на месте Дендеры стоял храмовый город Та-Инд-Нетерт, что переводится как «ее божественная опора». Название Дендера появилось только в XVII—XVIII вв., в поздний период Османской империи: это арабизированное произношение древнейшего имени города.
Во времена Древнего Египта здесь были только пески, местность называли Лунет. Когда построили первый храм Хатхор, вокруг появились несколько поселков, а местность стали именовать Та-Инт-Нетер, или «ее (богини Хатхор) божественная опора». Судя по расшифрованным иероглифическим надписям на стенах храма, египтяне были уверены, что имя городу дала сама богиня.
Культ богини Хатхор был очень широко распространен с додинастических времен (5-3-е тыс. до н. э.), сама богиня почиталась населением Древнего Египта как одна из главнейших в пантеоне богов. Хатхор — богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев, супруга бога Гора (ее имя означает «Дом Гора», или «небо»), дочь самого верховного бога Ра. Здесь же поклонялись ее супругу Гору и их сыну Ихи.
Первый храм Хатхор, вероятно, был построен в Дендере во времена
Древнего царства (Зтыс. лет до н. э.). В нынешнем храме-музее
посетителям показывают зияющие в полу отверстия от снятых каменных плит.
Под ними — уходящие в темноту ряды колонн того самого первого храма
Хатхор. Археологи установили, что первый храм неоднократно
перестраивали, чтобы удовлетворить требования фараона.
Второй храм Хатхор, что стоит над останками первого, появился гораздо позже. В 332 г. до н. э. император Александр Македонский разбил персов и ему покорился Египет. В Египте Александр совершил долгое путешествие через пустыню в оазис Сива, где сохранился храм Амона-Ра. Оракул храма признал в Александре сына бога и нового фараона, и Александр повелел восстановить храм Хатхор. После Александра этим занимались правители Египта из династии Птолемеев, а завершилось строительство лишь при римском императоре Тиберии (42 г. до н. э. — 37 г.). То есть его строили более двухсот лет.
Храм получился очень большой, и к тому же из всех древних храмов Дендерский — единственный восстановленный за 2,5 тыс. лет, не считая постройки двух новых храмов — Гора и Исиды. Нет никаких свидетельств того, что римские императоры посещали храм Хатхор. Но на его восстановление выделялись огромные средства, и это прекратилось лишь с окончательным утверждением в Риме христианства как государственной религии, после чего христиане разрушили почти все статуи в храме. А после распространения в Египте ислама храм Хатхор вообще оказался заброшен. Забытый и засыпаемый песком храм Хатхор пребывал в таком состоянии до конца XIX — начала XX вв.
Храм царицы Хатшепсут
Рекомендовать место
13
7
Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.
Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.
Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте — от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.
Храм Хатхор [ править ]
План храма Хатор
«Ворота Домициана и Траяна » северный вход в храм Хатхор в Дендере , Египет .
Римский император Траян в образе фараона, приносящего жертву богам, в Дендере , Египет .
Доминирующим зданием комплекса является Храм Хатхор . Храм был изменен на том же месте, начиная со времен Среднего царства и вплоть до времен римского императора Траяна . Существующая структура начала строительство в конце птолемеевского периода во времена Птолемея Авлета в июле 54 г. до н. Э. и гипостильный зал был построен в римский период при Тиберии .
В Египте Траян довольно активно возводил и украшал здания. Он появляется вместе с Домицианом , предлагая сцены на пропилоне Храма Хатор. Его картуш также появляется на колоннах храма Хнума в Эсне .
Элементами планировки храма являются:
- Большой гипостильный зал
- Малый гипостильный зал
- Лаборатория
- Журнал для хранения
- Предлагая вход
- Казначейство
- Выход к колодцу
- Доступ к лестничной клетке
- Предлагающий зал
- Зал Эннеады
- Великий престол и главное святилище
- Святилище Нома Дендеры
- Храм Исиды
- Святыня Сокара
- Святилище Харсомта
- Святилище Систрума Хатор
- Святыня богов Нижнего Египта
- Храм Хатхор
- Святыня престола Ре
- Храм Ре
- Ошейник Святыни Мената
- Святыня Ихи
- Чистое место
- Суд Первого пира
- Проход
- Лестница на крышу
Изображения Клеопатры VI, которые появляются на стенах храмов, являются хорошими примерами птолемеевского египетского искусства. На задней стороне фасада храма вырезано изображение Клеопатры VII Филопатор (широко известной Клеопатры ) и ее сына, Птолемея XV Филопатора Филометора Цезаря ( Цезариона ), отцом которого был Юлий Цезарь .
Дендерский зодиак
Дендера знаки
Скульптурный Дендерский зодиак (или Дендерский зодиак) — широко известный рельеф, найденный в позднем греко-римском храме, содержащий изображения Тельца ( быка ) и Весов ( весы ). Эскиз был сделан во время наполеоновской кампании в Египте . В 1820 году французские колонизаторы сняли его с потолка храма и заменили подделкой. Существуют разногласия относительно того, разрешили ли они это делать правителю Египта Мухаммеду Али-паше или они его украли. Настоящая сейчас находится в Лувре. Предположение Шампольона о том, что это был Птолемей, подтвердилось, и теперь египтологи датируют его первым веком до нашей эры.
Склепы
Подземные гробницы храма Хатхор насчитывают двенадцать комнат. Некоторые рельефы датируются временем правления Птолемея XII Авлета . В криптах по сообщениям , были использованы для хранения суден и божественной иконографии. Проем в полу «Пламенной комнаты» ведет в узкую камеру с изображениями на стенах хранившихся в них предметов. Во второй комнате на рельефе изображен Пепи I, предлагающий статуэтку бога Ихи четырем изображениям Хатор. В склепе, в который можно попасть из «тронного зала», Птолемей XII хранит украшения и подношения богам.
Свет Дендеры
Дендерский свет, показывающий единственное изображение на левой стене правого крыла в одном из склепов.
Храм Хатхор имеет рельеф, который иногда называют Дендерским светом из-за противоречивого тезиса о его природе. В свете Дендер изображения состоят из пяти каменных рельефов (два из которых содержат пару , что авторы бахромы относятся как огни) в храме Хатхор в Дендере Храмового комплекса , расположенных в Египте . По мнению египтологов , рельеф представляет собой мифологическое изображение колонны джед и цветка лотоса , порождающего змею внутри, представляя аспекты египетской мифологии .
В отличии от этой интерпретации, есть бахрома наука предположение , что это на самом деле представление древнеегипетской лампочки.
Чистка потолка
Потолок храма Хатор был очищен [ когда? ] осторожным способом, который удалил сажу за сотни лет, не повредив находящуюся под ней древнюю краску. [ необходима цитата ] В главном зале была выставлена впечатляющая роспись потолка, и теперь видны некоторые из самых ярких и красочных картин, датируемых античностью [ необходима цитата ] .
Внешние постройки
Автор фото: Bernard Gagnon
Несмотря на то, что храмовый комплекс сохранился лучше, чем другие подобные строения, большая часть внешних построек разрушена. До наших дней практически в неизменном виде дошел маммизи (дом рождения), который был отличительной чертой эллинистической архитектуры. Для маммизи храма Хатхор характерны рельефные украшения в виде миниатюрных фигурок богов Таурт и Бэса.
Поскольку Хатхор отвечала также за исцеление больных, около храма построили лечебницу. Сюда приходили все, кто страдал от разных недугов. Больных помещали в лечебницу, омывали водами священной реки и вводили в состояние сна с помощью травяных окуриваний. Древние египтяне верили, что такой ритуал способен излечить от любых болезней.
История строительства
Сегодняшний храмовый комплекс восходит к греко-римским временам , но основан на предыдущих постройках, восходящих к Старому царству . В Дендере культы Хатор можно проследить до доисторических времен, используя некоторые источники и находки. Согласно текстам в склепах , хартия была написана в додинастические времена и якобы вновь появилась в ящике в королевском дворце Мемфиса во времена Хеопса . Ранний храм был расширен во время правления Пепи I , который был первым фараоном, носившим титул «сын Хатхор, хозяйка Дендеры», что указывает на особое положение Дендеры в 6-й династии .
Самые ранние структурные остатки относятся к Среднему царству и могут быть найдены в капелле Ка Ментухотепа II. В указе Аменемхета I храмовые праздники, отмечаемые в Дендере, упоминаются впервые. Некоторые повторно используемые блоки свидетельствуют о строительной деятельности от Ментухотепа II в Среднем царстве до Шебитко во времена 25-й династии . Во времена 18-й династии он был перестроен при Тутмосе III. и украшение различных правителей Нового Царства , включая Аменхотепа III. , Рамзес II и Рамзес III.
Этапы строительства главного храма
В конце птолемеевского периода старые здания-предшественники были снесены, а главный храм полностью перестроен в три этапа. Первый этап начался 16 июля 54 г. до н.э. Chr .. Со строительством ядерного здания при Птолемее XII. Неос Дионис . 29 г. до н.э. Храм был закончен до такой степени, что священники могли начать свои храмовые службы. Тиберий начал пронаос со знаменитых столпов Хатор , на которых можно найти имена Калигулы , Клавдия и Нерона .
Третий этап начался при Нероне со строительства внутренней каменной стены, которая должна была соединиться с колонным двором и входными воротами, но так и осталась незавершенной. Когда был заложен фундамент стены, место рождения Птолемеев было прорезано, и Нерон заменил его великолепным новым зданием прямо за входными воротами. В доме , где он родился в Риме несет картуши из Траяна и Антонине Пие и был расширен и не оформлен до времени Марка Аврелия . Ворота у северного входа были построены во времена Домициана и Траяна. Позже последовали святое озеро, санаторий и римские цистерны . Последним зданием была коптская базилика V века.
Между Кеной и Луксором
В настоящее время полицейские запреты затруднили туристам доступ к памятникам, расположенным между Кеной и Луксором, которые некогда привлекали посетителей своей «не исследованностью». Таксисты обязаны не покидать автоколонну до Дендеры, а если вы найдёте водителя маршрутки, который согласится посадить вас в машину, вас завернут обратно на одном из пропускных пунктов, размещённых вдоль границы охраняемой территории Луксора.
Поэтому посещение Нагады или Гарагоса на западном берегу Нила практически исключено. И хотя до Эль-Медамуда, Куса и Кифта можно добраться на автобусе из Луксора, большинство путешественников ограничиваются взглядом на них из окна по дороге к побережью Красного моря. Если ограничения всё-таки отменят, до всех упомянутых мест можно будет добраться на маршрутных такси из Луксора или Кены (3-4 фунта), а между Эль-Балласом и Кифтом, а также Нагадой и Кусом есть паромные переправы через Нил. Ближайший мост находится южнее Луксора.
Вдоль восточного берега
Дорога, перегруженная автомобилями, едущими в Луксор, идёт через Кифт (древний Кебт или Коптос), центр добычи полезных ископаемых, который стал перевалочным пунктом для торговцев, после того как был открыт путь к побережью. В наши дни 216-километровая дорога в Эль-Кусейр, расположенный на Красном море, оборудована местами для отдыха и заправочными станциями и имеет хорошее покрытие, хотя не лишена опасных поворотов.
По дороге на юг, к Луксору, находится завод по переработке жмыха (отходов производства сахара) в бумагу – это уже предместья большого города Кус. В фатимидскую и мамлюкскую эпохи город уступал по размерам только Каиру и служил местом ссылки низложенных султанов. О его прежнем статусе свидетельствует мечеть Аль-Амри (XI век), в которой находится украшенный тонкими арабесками михраб и минбар из тикового дерева.
Южнее, возле Хузама, от шоссе отходит дорога к коптскому селению Гарагос, где делают красивую керамику и ткани. До Гарагоса трудно добраться на общественном транспорте, раньше путешественники приезжали сюда на такси, а копты из туристической службы Луксора охотно организовывали подобные поездки.
Приближаясь к Луксору, вы минуете Эль-Медамуд, где находится разрушенный храм Монту. Относящиеся к греко-римской эпохе аллея сфинксов и монументальные ворота искажают первоначальный облик памятника, восходящего ко времени Древнего царства. Впечатление полной заброшенности памятника ещё больше усиливается от отсутствия туристов.
Вдоль западного берега
В Эль-Балласе, расположенном в 23 километрах от Кены, с древних времён производили белые глиняные сосуды; их продают на рынке керамики в Кене вместе с другими изделиями традиционных промыслов. Это те самые кувшины для воды, которые египетские женщины носят на голове с детских лет. Южнее находится древний город Омбос, жители которого так и не смогли простить людям из Дендеры, того, что те съели одного из их священных крокодилов: вражда возобновлялась на каждом празднестве в честь Хатхор.
Расположенная южнее коптская деревушка Нагада дала имя двум доисторическим культурам Египта, которые, как принято считать, существовали в IV тысячелетии до нашей эры: Нагада I (более ранняя) и Нагада II (более поздняя). Однако приехать сюда стоит лишь для того, чтобы посмотреть на Голубиный дворец, построенный неким монахом сто лет назад из кирпича-сырца.
Этот Каср эль-Хамам, расположенный в 200 метрах к западу от шоссе, служит местом отдыха после перелёта через Ливийскую пустыню для десятков тысяч птиц. Пернатых обеспечивают пищей, а взамен смотрители заведения едят некоторых из своих «постояльцев». Между Нагадой и Гезирой, расположенной на берегу Нила напротив Луксора, часто ходят маршрутки, но туристам запрещено пользоваться ими.
Достопримечательности острова Филе
Сегодня на острове можно осмотреть:
- Храм Исиды (Изиды),
- Храм богини Хатхор,
- Киоск Траяна,
- Храм фараона Нектанеба I.
До нашего времени сохранился храмовый комплекс на Филах, который возводили фараоны разных династий. Какие более древние постройки находились на острове – неизвестно. Всего там есть несколько храмов, построенных разными правителями для разных богов. Наиболее значимым и известным является храм, посвященный богине Исиде.
Храм богини Хатхор
Также на острове находится и храм богини Хатхор, строительство которого начал первый фараон последней исконно египетской династии, Нектанеб I. Продолжил возведение храма Хатхор Нектанеб II, последний царь последней династии египтян.
Украшение и обустройство храма продолжалось и при Птолемеях, и при римских императорах. Например, украшение этого святилища и его декор были созданы на средства Октавиана Августа.
Значительно меньшее по размерам, чем храм Исиды, святилище Хатхор выглядело впечатляюще. В нем сочетались разные архитектурные стили египтян, греков и римлян.
Храм фараона Нектанеба I
Еще в храмовый комплекс острова Филе входит небольшой павильон с колоннами (всего их 14) храм фараона Нектанеба I. Это хорошо сохранившееся погребальное сооружение Позднего времени.
Храм является самой древней постройкой на острове, от нее начинается колонный зал с галереями, который ведет к храму Исиды.
Киоск Траяна
Последней достопримечательностью Филе (по времени строительства) является павильон (называлось это строение «Киоск») Траяна – римского императора, предназначенный для императорских молитв. В то время Египет был провинцией Римской империи.
Назван павильон в честь построившего его римского правителя Траяна, который приносил жертвы Осирису и Исиде в этом «киоске». На стенах можно увидеть рельефы, изображающие самого императора, а также его непринужденное общение с богами.
Храм Исиды
Самый красивый и величественный из храмов острова был посвящен богине Исиде, что весьма символично, поскольку считалось, что она родилась именно здесь. Святилище начал возводить фараон Нектанеб I в северной части острова, достраивали и обустраивали последующие правители.
Уже первые постройки храма были настолько красивы, что даже иностранцы, которым довелось побывать на острове, восхищались им. Так, греческий историк Геродот называл храм Исиды «жемчужиной Египта».
Храм состоит из колонного зала, молелен, подземелий и большого двора. Перед святилищем, по традициям египетского зодчества, был возведен пилон, где до сих пор можно увидеть барельефы, изображающие фараона, подносящего жертвенные дары богине.
Сердцем храма было святилище, называемое «Домом рождения Хора (Гора)». Всего длина строений составляет около 60 метров.
Во времена римских императоров к храму Исиды были пристроены: колоннада, в верхней части напоминающая пальмы, однопролетные арки, обелиски.
Исторически храм Исиды — монументальное сооружение эпохи эллинизма. Построенный по строгому древнему канону, храм сохранил рельефы и фрагменты храмовой росписи, рассказывающие о жизни Осириса, Исиды и их сына Хора.
Интересно, что именно надписи на стенах этого храма позволили исследователям расшифровать египетское иероглифическое письмо. Шампольон, которому принадлежит первенство в раскрытии загадки иероглифов, опираясь на повторяющиеся комбинации знаков, предположил, что это имена фараонов.
А поскольку было доподлинно известно, что строились эти сооружения во времена Птолемея и Клеопарты, то загадочные знаки египтян начали превращаться в слова, фразы и предложения. Краски настенных росписей потускнели и сохранились только в нескольких фрагментах.
В храме сохранилась самая последняя надпись, выполненная в традициях храма, но на французском языке: так солдаты армии Наполеона решили увековечить свою победу в этих местах над мамлюками.
Примечания и ссылки
Рекомендации
- ↑ и Огюст Мариетт (1821–1881), Дендера, общее описание большого храма этого города , Париж, 1870–1875 (один том текста, четыре листа и приложение листов).
- Эрве Бомон , Египет: путеводитель по египетским цивилизациям, от фараонов до ислама , Éditions Marcus,2 февраля 2001 г., 716 с. .
- Франсуа Домас, « Трон статуэтки Пепи, которую я впервые нашел Дендары », Бюллетень Французского института восточной археологии ,1952 г., п. 163-172 .
- ↑ и Р. Моралес, Л. Пальмизано, Дж. Мартин, Египет, том 3 , Париж, Кастерман ,2009 г., 56 с. ( ISBN 978-2-203-32928-7 ) , страницы с 16 по 23.
- ↑ и Эрик Обур, « Дата зачатия зодиака храма Хатор в Дендере », BIFAO (Бюллетень Французского института восточной археологии) 95 ,1995 г., страницы 1-10
- Огюст Мариетт, Дендера, общее описание великого храма в Париже,1875 г. , стр. 275–285.
- Огюст Мариетт, Дендера, общее описание великого храма в Париже,1875 г. , стр. 284.
- Жак-Жозеф Шампольон-Фижак, Древний Египет , Париж, Фирмен-Дидо, 1876 г. (посмертное издание / Первое в 1832 г.) , Зодиак: стр.106b-111a (и пластина 11, стр. 530) / Дендера : p.465a-467a.
Храмы Древнего Египта |
|
---|---|
Имеет ли мой | Al-Kharga • Amada • Beit — эль-Вали • Дебод • Эль-Hibeh • Гермополис • Карнакский • Луксор • Мединет Habu • Напата • Уади эс-Seboua • Сива • Солебе • Танис |
Атон | Карнак • Телль-эль-Амарна |
Анубис | Цинополис • Саккара |
Apis | Мемфис |
Бастет | Александрия • Телль Баста • Леонтополис • Саккара |
Хатор | Дейр-эль-Медина • Дендера • Гелиополис • Мемфис • Сехабит эль-Кедим • Небольшой храм Абу-Симбела |
Гор | Эдфу • Танис |
Исида | Александрия (Фария) • Александрия (Лактаны) • Бехбейт-эль-Хагар • Бусирис • Коптос • Дакка • Дендера • Дендур • оазис Дуч • Эль-Хилла • Эль-Кала • Гиза • Луксор • Махаррака • Мемфис • Филу • Саис • Тебтунис • Фивы |
Хнум | Эсна • Остров Элефантина |
Хонсу | Карнак • Танис |
Маат | Карнак |
Мин. | Ахмим • Коптос |
Монту | Хермонтис • Карнак • Медамуд • Тод |
Должен | Карнак • Напата • Танис |
Neith | Мемфис • Саис • Эсна |
Осирис | Абидос • Бусирис • Карнак • Карнак (Хекаджет) • Тапосирис Магна |
Птах | Герф Хусейн • Карнак • Мемфис • Мемфис • Мемфис • Пи-Рамзес |
Re | Дерр • Гелиополис |
Серапис | Александрия • Канопус • Саккара |
Сет | Аварис • Омбос |
Собек | Крокодилополис • Рененуте • Ком Омбо |
Тот | Каср-эль-Агос • Эль-Каб • Хермополис |
Другие божества | Храм Хентихети (Атрибис) • Храм Банебджедет (Мендес) • Спеос Четырех Создателей в Абу-Симбеле : Ра, Амон, Птах и Рамсес II • Парфенон — храм богов в оазисе Хибис • Храм Нехбет (Эль-Каб) ) • Храм Херишефа в Гераклеополисе Магна • Храм Уаджет (Буто) • Храм Уаджет (Ликополис) • Спеос-де- Паше в Бени-Хасане • Храм Сатиса и Анукиса на острове Сехел (окрестности Асуана ) |
- Портал Древнего Египта
- Археологический портал
Храм Хатхор
Храм (с названием всех комнат)
Мариетт опубликовала в 1875 году подробное исследование храма Хатор: Дендера, общее описание великого храма этого города .
В предыдущие годы он уже опубликовал пять томов пластин (тома 1 и 2 опубликованы в 1870 году, том 3 в 1871 году, том 4 в 1873 году, приложение в 1874 году), с которыми мы можем ознакомиться на Wikimedia Commons ( https: // commons. wikimedia.org/wiki/Category:Illustrations_of_Dendera_Temple ).
Настоящая ориентация и символическая ориентация
Вход в храм обращен на север (другая плоскость с ориентацией), или, если быть точным, продольная ось храма наклонена примерно на 15 ° к востоку от истинного севера (NV), это северо-северо-восточная четверть компаса.
Мариетт на плане участка (том 1, лист 1 / ср. Дендера ) проводит различие между «истинным севером » (NV) входного фасада храма и « севером иероглифических текстов» (последний соответствует настоящий Запад). Он указывает в начале таблицы из четырех томов пластин: «Указания сторон света даны по северу от иероглифических надписей». Он не указывает это на следующих планах. Мы должны дождаться страниц 39-41 его исследования, чтобы получить объяснение: «Однако мы должны указать, что египтяне видели этот вопрос иначе, чем мы, и что для них фасад — это восток, а задний часть — это запад, а длинные стороны становятся югом и севером ». Он указывает тексты и объясняет причины символического выбора египтян.
Мариетт предпочтет уважать видение Древних и будет описывать храм, используя символическую ориентацию (а не реальную ориентацию), отсюда определенные имена, которые могут заинтриговать читателя, и особенно посетителя с компасом: восточный порт, юг, южная группа, север, южная лестница, север и т. д.
В этой статье мы будем использовать фактическую ориентацию: вход на север (символический восток).
Ориентация по азимуту Сириуса
Эрик Обург в предисловии к своему исследованию зодиака указывает, что нынешний храм был основан «в день ежегодного гелиакального восхода Сириуса . Как и у всех святилищ тентиритового комплекса, его ось совпадала с азимутом восхода солнца Сириуса ».
- «Однако под воздействием явления прецессии равноденствий азимут этого подъема сместился примерно на три градуса от основания на месте более старых памятников, которые в то время больше не соответствовали Сириусу, тогда как они были во времена Рамзеса II. Основание этого нового храма было достаточно важным событием, поэтому было решено согласовать его с фактическим восходом звезды, а не с осями других построек — с момента основания предыдущего основания прошло двенадцать веков. Эта новая ось также будет использоваться для других построек этого памятника, о чем свидетельствует маленькая маммиси Исиды с ее разрушенной структурой ».
Храмовый комплекс Хатхор
Храм богине – самое величественное и самое сохранившееся здание всего комплекса. Его строили около 200 лет. Основная часть работ велась при правлении династии Птолемеев, а окончание пришлось на правление императора Тиберия. Многие историки и архитекторы уверены, что внизу располагается еще один, более древний храм. Якобы его возвели еще при фараоне Хуфу, а это 2 тысячелетие до нашей эры.
Храм Хатхор построен из песчаника. Фасад украшают 6 колонн с изображением богини. Внутри очень просторный зал, где снова можно увидеть колоны, здесь их 24. На стенах, на потолке везде сохранились изображения, повествующие о различных исторических периодах.
В верхней части храма располагалось несколько святилищ Осириса. В одном из них можно было увидеть так называемый Зодиак, карту звездного неба, составленную еще жрецами. Правда в 19 веке Зодиак сняли и практически за бесценок продали французам. Оригинал сейчас хранится в Лувре. В Дендере можно же увидеть лишь гипсовую копию.
Подземная часть храма хранит много тайн. Ходы, крипты, при раскопках здесь были найдены сокровища и предметы, которые использовались при совершении обрядов и ритуалов. Особый интерес представляют и изображения. Считается, что древние были знакомы с электричеством, в том числе и с лампочками. На стенах можно увидеть предметы по форме напоминающие большие воздушные шары, внутри которых извивается змея. Считается, что это прообраз современной лампочки.
На мысль о том, что египтяне пользовались некими альтернативными источниками энергии, наталкивает то, что на стенах нет абсолютно никакой копоти от факелов, а под землей кромешная темнота, работать без света просто невозможно.
Храмовый комплекс Хатхор – это еще и небольшой храм Исиды, севернее от него храм побольше, он относится к периоду правления римского императора Траяна. Западнее – священное озеро, рядом с ними стояли ворота фараона Ментухотепа II, сейчас их можно увидеть в Каирском музее. А вот восточнее озера, сохранились строения, которые относятся к периоду раннего христианства.