Православный церковный календарь на 2021 год

Преподобный Арсений Великий

Преподобный Арсений Великий жил в конце IV первой половине V вв., родился в Риме, был очень ученым человеком и отличался благочестием. Император Феодосии поручил ему воспитание своих детей, Аркадия и Гонория. «Сделай их добродетельными и мудрыми, сохрани от соблазнов юности. Хотя они и сыновья царские, но ты требуй от них полной покорности», говорил ему Феодосии, поручая детей. Арсений со всем усердием вел воспитание царевичей. Но честь и слава, которыми он был окружен, тяготили его душу, жаждавшую безмолвия и смирения иноческой жизни; он молился, чтобы Господь Сам указал ему путь спасения. «Арсений, избегай людей и спасешься», был слышан им свыше голос. Тогда Арсений удалился из дворца в Александрию, в скитскую пустынь. Тут братья поручили его руководству одного из опытнейших старцев, Иоанну Колову (память 9 ноября). Замечательно первое испытание Арсения. Когда братья сели обедать, Арсения не пригласили сесть за трапезу. Во время трапезы Иоанн бросил сухарь Арсению и сказал: «Ешь, если хочешь». Арсений смиренно поднял сухарь, отошел в угол и там съел. «Это будет великий подвижник!» сказал Иоанн об Арсении. Так и было. Скоро Арсений услышал новый голос: «Арсений, избегай людей и пребывай в безмолвии: оно начало святой жизни», — и уединился в особой келье, в нескольких верстах от скита; редко выходил оттуда и посетителей принимал к себе тоже редко и неохотно.

Однажды спросили Арсения, почему он так скрывается от всех. «Я люблю всех, но не могу быть в одно и то же время и с Богом и с людьми. Все силы небесные имеют одну волю и единодушно славят Бога; на земле же всякий человек имеет свою волю, и помыслы людей различны». Спросил один инок Арсения: «Что мне делать: я читаю псалмы и не понимаю их?» Арсений отвечал: «Во всяком случае, полезно читать их, даже если ты не понимаешь читаемого». Арсений плел корзины из финиковых листьев, причем по целому году не менял воды, где размачивал листья. «Почему ты не меняешь воды, разве не чувствуешь, как от нее плохо пахнет?» спрашивали Арсения братья. «Вместо благовоний, которыми я окружен был в миру, хочу обонять теперь этот запах, чтобы в день Страшного Суда избежать адского смрада», отвечал Арсений. 40 лет прожил он в пустыни и умер на 95 году жизни.

Сегодня православный церковный праздник: * Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. * Священномученика Корнилия сотника (I). ** Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. * Преставление святителя Иоанна Златоуста (407) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:28.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. * Великомученика Никиты (ок. 372) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…29.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Креста. * Великомученицы Евфимии Всехвальной (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…30.09.2021 — * Попразднство Воздвижения Креста. * Мучениц Веры, Надежды, Любве и матери их Софии (ок. 137) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…

Традиции и обычаи дня 21 мая

Главной темой этого дня народный месяцеслов сделал заботу о посеве пшеницы. В одних местах поля только подготавливали под пашню, в других уже наступала пора сева.

В Иванов день паши пашню под пшеницу.

Загоняй кобылицу и землю паши под пшеницу.

Засевая пшеницу на Иоанна Богослова.

По обычаю, в Иванов день нищие и странники кланялись пахотной полосе и заходили в крестьянские дома. Хозяйки угощали гостей пшеничным пирогом, а они желали ей добрых восходов. Верили, что обилие пшеничных пирогов в этот день обеспечит хороший урожай хлеба, которого хватит на весь год и из которого в следующем году на Ивана пшеничника снова получится испечь пироги и угостить ими нищих и странников.

С обетным пирогом выходили на перекресток, чтобы встретить прохожего. Радовались, если получилось повстречать кого-то и разделить с ним трудовой хлеб. Дурным знамением считалось вернуться домой с нетронутым пирогом. Никто из домочадцев его не ел. Сдобу оставляли на съедение птицам.

Пироги – праздничное блюдо славянской кухни. Появились они много столетий назад. Существует мнение, что на Руси пироги начали изготавливать намного раньше, чем в странах Европы. С ними встречали почетных гостей, чем показывали своё гостеприимство и доброжелательность. В былые времена молодая супруга выпекала рыбный или мясной пирог, которым угощала родственников супруга и гостей, чтобы продемонстрировать свои кулинарные способности.

Слово «пирог» произошло от слова «пир». Тесто может быть приготовлено на опаре и безопарным способом. В качестве начинки использовали овощи, рассыпчатые каши, грибы, мясо, рыбу, творог, яйца. Сладкую начинку делали из варенья, чернослива и инжира, изюма с рисом, фруктов и свежих ягод. Форма пирогов бывает самой разнообразной – прямоугольной, круглой, треугольной и даже фигурной. Пироги бывают закрытыми (когда начинка находится внутри теста), полузакрытыми (верхняя часть сдобы делается в виде решеток из полосок теста), открытыми (по виду напоминают большую ватрушку). Непосредственно на противне пирог наполняют начинкой и оформляют, после чего ждут, когда он подойдет на листе. Затем его смазывают маслом или яйцом и отправляют в духовку. Готовый пирог выкладывают на блюдо и накрывают льняным полотенцем.

Ещё одной заботой в этот день в некоторых местностях была посадка огурцов. Посеянные на Ивана долгого, они обязательно вырастут длинными.

Откровение святого Иоанна Богослова

Глава 2.

1Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:
2знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
3ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

4Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

6Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

7Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

8И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:
9знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.

10Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

12И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч:
13знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

14Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.

17Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

18И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:
19знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

22Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

23И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;
25только то, что имеете, держите, пока приду.

26Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,
27и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;
28и дам ему звезду утреннюю.

29Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

Деятельность Иоанна Богослова

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе и его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами. Он воскресил молитвой отрока Домна, исцелил великое множество больных и так далее, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Когда начались гонения на христиан Святого Иоанна вызвали в Рим и приговорили к смертной казни, но Господь сохранил Своего избранника.

Ему дали выпить чашу с ядом, но отрава не подействовала, и тогда апостола попытались сварить в кипящем масле. Однако и эта пытка не причинила апостолу вреда, и в конечном итоге его отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет.

По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия.

Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил многих больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди Святого апостола. Но великий Иоанн – «Сын Громов», как именовал его Сам Спаситель, разрушил все их ухищрения.

На Патмосе около 67 года Иоанн написал Апокалипсис (Книга Откровения), который под диктовку Святого составил Прохор, неотлучный спутник апостола. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

Апокалипсис – особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова, утверждают богословы.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Именно там, около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие.

Житие после Успения Богородицы

Видя жертвенную любовь Спасителя, Иоанн пропитывается ею до конца жизни. Следуя за Посланником Божьим, юноша возрастал в познании любви к людям, оставив впоследствии верующим послание любви.

Чудеса исцелений физических и душевных не прекратились с уходом Христа, Спаситель оставил Свою силу ученикам.

Спасение на море

После ухода Матери Божьей в Небеса, Богослов и его ученик Прохор отправились проповедовать в Малой Азии, несмотря на то, что апостол получил в молитве откровение о том, что их ожидают великие скорби на море. Корабль, на котором плыли путешествующие, разбился, все, бывшие на нем люди, кроме Иоанна, были выброшены около селения Селевкия.


Проповедь Иоанна Богослова

Прохор оплакал пропавшего учителя, отправился берегом моря в Азию в одиночестве. Через 14 дней он сидел на берегу моря и оплакивал наставника, как вдруг огромная волна выбросила невредимого святого пророка на берег. По великой благодати Божьей любимый ученик Христа 14 дней провел в море, но остался живым и невредимым.

Борьба с бесом в бане

Несущие евангелие пришли в Ефес, где попали в хитросплетенные сети Романы, злобной владелице общественных бань. Ученики Христа вынуждены были работать на связанную с бесами женщину. Романа построила свои бани с приношением человеческих жертвоприношений. При заливке фундамента живыми закопали юношу и девушку, и с того времени время от времени сатана забирал одну из новых жертв.

Так случилось, что во время пребывания в бане умер Домн, сын старшины города Диоскорида. От услышанной новости умирает и отец.

Романа молится Артемиде о воскрешении умерших, ибо люди боятся посещать ее бани, язычница несет убыток. Ответа не последовало, и разгневанная Романа приказала Иоанну под страхом смерти воскресить Домна. Апостол помолился Богу, попросил Его благословения и отрок воскрес, а затем был воскрешен и отец, что привело в ужас Роману. Воскрешенные отец и сын приняли учение Христа, крестились, а окружающие пребывали в удивлении.


Иоанн Богослов и Прохор

Они называли Прохора и Богослова волхвами, однако, при этом понимали, что волхвы не воскрешают мертвых. Молитвами веры последователи Христа очистили бани от демонической силы.

Праздник Артемиды

Артемида была самой почитаемой богиней Ефеса, во время праздника в ее честь, апостол поднялся на холм, где стоял монумент идолу и стал призывать людей отказаться от поклонения бесовской богине. Народ в ярости схватил камни, решив забросать пришельцев, но случилось чудо. Все орудия убийства вернулись к нападающим, убивая их.

Иоанн поднял руки вверх и продолжал взывать за помощью к Богу, в ответ великий зной укрыл землю, от которого более 200 жителей Ефеса умерли на месте.

От ужаса и трепета оставшиеся в живых забыли о своей богине, прося пророка защитить их. После того как по молитве святого недавно умершие ожили, многие ефесяне крестились, уверовав в Иисуса Христа. В это же время был исцелен расслабленный из Тихи, страдающий недугом 12 лет.

Демон из храма Артемиды решил обманом остаться в капище. Он надел на себя образ воина и стал рыдать на виду горожан.

  • В ответ на вопросы сочувствующих ефесян он рассказывал историю о том, что служил в Кесарии, был тюремным начальником, охранявшем двух опасных волхвов по имени Прохор и Богослов, осужденных на смерть.
  • Заключенные при помощи колдовских чар сбежали, и теперь невиновному воину самому грозит смерть, если тот не поймает беглецов. За помощь в убийстве волхвов бес обещал слиток золота.
  • Разъяренная толпа, так быстро забывшая о смерти сотен сограждан от одной только молитвы святого, направилась к дому Диоскорида, требуя выдать постояльцев. Хозяин дома ответил, что скорее сгорит с домом, чем выдаст гостей, но Иоанн после молитвы вышел с Прохором на растерзание толпы.
  • Обманутый бесом народ окружил апостолов и повел к храму, себе на беду, ибо, как только пленники начали молиться и взывать к Богу у храма богини, тот развалился, не причинив вреда людям.

Святой посланник быстро вычислил в переодетом воине беса и спросил, сколько ему лет, и он ли натравил людей. Демон ответил, что ему 109 лет и нападение на гостей — дело его рук.

Важно! Именем Иисуса Христа бес был изгнан из капища, которое было полностью разрушено. Множество народа уверовало и приняло крещение после великих знамений Иоанна

О чем молятся в Иерусалимском храме

«Господь насильно не навязывается. Сегодня мы много говорим об истории, ничего о ней не зная. Потому что сегодня свидетельствует стена плача для иудеев. Но когда мы смотрим, а это западная стена Иерусалимского храма. Мы видим и читаем, что это было место для молитвы прозелитов, то есть людей, которые только приходят к вере. Сегодня иудеи молятся у нашей стены Иерусалимского храма. Потому что все святые события совершали только в Иерусалимском храме – это введение в храм Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, проповедь Спасителя и изгнание торгующих, это жизнь Божией Матери… Тем самым иудеи утверждают истинную правду для христиан, что это наш храм. И они, как прозелиты, не знающие правды сегодня приходят к этой стене для того, чтобы увидеть Того, от Которого они отказались – Христа», – рассказал митрополит.

Надо отметить, что Апостол Иоанн – один из трех богословов, которого знает весь мир. Апостол Иоанн, Симеон Новый Богослов и Григорий Богослов – это три человека, которые имели действительно дар увидеть мудрость и называться Богословами.  

Из жития святого апостола Иоанна Богослова

21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов, святой апостол и евангелист, почитается как один из двенадцати особо избранных учеников Иисуса Христа. Святой Иоанн отличался исключительной чистотой помыслов. Он был в числе трех приближенных Господом апостолов.

Ему довелось стать очевидцем чудесного воскрешения Христом дочери Иаира и Преображения Господа на Фаворе. Не убоявшись тяжких последствий, Иоанн следовал за Христом, схваченным римскими воинами в Гефсиманском саду. Он же находился на месте допроса своего Учителя, прошел вслед за Христом по крестному пути, скорбя всем сердцем и душою. Вместе с Богородицей находился у подножия жертвенного креста во время казни Христовой.

Христос перед смертью завещал им обоим, что отныне Иоанн для Девы Марии стал сыном, а она ему матерью. С этого момента Иоанн Богослов принял на себя все заботы за Богоматерью и служил ей преданно вплоть о ее успения. После успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн отправился в странствие по Ефесу и другим городам проповедовать вместе со своим учеником Прохором Слово Божье. 

В Ефес паломники направились по морю. Корабль настиг сильный шторм. После крушения корабля Прохора и членов команды вынесло на берег. Лишь святого Иоанна Богослова морская пучина оставила себе. Прохор скорбя по своему учителю направился в Ефес один. 

21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов  почитают как день памяти чудесно спасшегося святого. Прохор лишь спустя четырнадцать дней узрел, как морская волна выбросила на берег тело Иоанна. Святой апостол был цел и невредим. 

Иоанн Богослов и Прохор на протяжении своего путешествия беспрестанно проповедовали Слово Божье и восхваляли имя Христово. Проповеди Иоанна сопровождались многочисленными чудесами, благодаря чему возрастало количество вновь обращенных в христианскую веру язычников и атеистов. 

Во время путешествия по Риму апостол Иоанн Богослов был схвачен и представлен перед судом императора Нерона. За не почитание языческим божествам и проповедование веры Христовой святой Иоанн был приговорен к смертной казни. Однако Господь уберег своего ученика. Иоанн остался невредимым после попытки его умерщвления посредством отравления и варения в котле с кипящим маслом. Видя бесполезность трудов палачей император Нерон повелел сослать в заточение на острове Патмос.

Иоанн Богослов там пробыл много лет, неустанно славя имя Господа и проповедуя его заповеди. Благодаря праведным трудам Иоанна большая часть населения острова стала христианами. Силой молитвы Иоанн исцелял больных и изгонял нечистого из душ страждущих. Это вызывало лютую ненависть волхвов к Иоанну. Предводитель волхвов Кинопс всячески пытался погубить святого апостола, но все его усилия в конечном итоге были напрасны. Во время трехдневного поста Иоанна и Прохора на безжизненной горе свершилось очередное чудо, которое вспоминают 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов когда почитается. 

Во время молитвы Иоанна гора стала содрогаться. Прохор вначале испугался и упал на землю. Иоанн поднял его с земли и просил писать все то, что услышит. Тут же Святой Дух стал вещать устами Иоанна. Так была создана Книга Откровения, повествующая о конце света и тайнах церковных судеб, которую вспоминают на 21 мая Иван Долгий Иоанн Богослов.  
 
Вернувшись из ссылки Иоанн и Прохор продолжали миссионерскую деятельность, поучали христиан остерегаться лжеучителей и лжепророков. В 95 году Иоанн Богослов написал свое Евангелие. В Евангелии от Иоанна говорится о том, что Господь есть любовь и посредством любви возможно выполнить заповеди Христовы и обрести Царствие Небесное. Об этом он проповедовал до конца своих дней. 

В глубоко старости Иоанн узнал, что один из христиан сбился от выбранного им праведного пути и возглавил разбойничью шайку. Апостол разыскал юношу и стал просить его покаяться и спасти тем самым свою бессмертную душу. Юноша проникся проповедью святого старца, раскаялся и вновь встал на правильный путь. 
 
Предчувствуя свой конец, Иоанн Богослов вместе с учениками выбрался из Ефеса, где приказал им выкопать для него могилу в форме креста. Иоанн лег в могилу и повелел им закопать его. Ученики накрыли лицо Иоанна платком и закопали могилу. Вскоре об этом узнали последователи святого и пришли к могиле, чтобы извлечь тело. Когда же они раскопали могилу, то обнаружили, что тело Иоанна исчезло. Ежегодно из могилы Иоанна Богослова исходила толика праха, посредством которого христиане излечивались от болезней. 

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.


Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.


Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

После отбытия наказания

После окончания ссылки Иоанн снова поехал в Эфес, где продолжал миссионерскую деятельность. Он проповедовал не только Иисуса Христа, но и опасаться лжеучителей, а также продвигаемые ими учения. Здесь Иоанн составил собственное Евангелие. Он пропагандировал любовь во всем мире как между людьми, так и отдельного человека к Богу и себе подобным. Иоанна именуют еще апостолом любви. Все потому, что он учил, что без этого чувства достичь Царства Небесного невозможно.

На старости лет Иоанн узнал, что один из навернувшихся в христианскую веру юношей сорвался с пути и начал возглавлять шайку разбойников. Апостол не побоялся пойти самостоятельно в пустыню и искать его. Когда тот увидел Иоанна, юноша начал скрываться от него, но старик смог догнать его и сказал, что готов взять его грехи на себя, если разбойник покается. Он это говорил так искренне, что разбойник согласился покаяться и исправиться.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был братом апостола Иакова Зеведеева, сыном Зеведея рыбака и Саломии, людей благочестивых. Происходил из Вифсаиды Галилейской. Иисус Христос призвал его из учеников Иоанна Предтечи. Иоанн был особенно любимым учеником Христовым. Ему, вместе с ап. Петром, Господь открыл предателя на Тайной вечере; он единственный из апостолов был у креста Господня. Здесь Господь поручил ему Свою Матерь.

До успения Пресвятой Богородицы он не отлучался из Палестины, а затем жил в Ефесе и проповедывал в семи малоазийских церквах. Когда император Домициан открыл гонение на христиан, Иоанн представлен был в Рим. Здесь хотели его отравить, но Иоанн, выпив яд, остался невредимым. Затем бросили его в котел с кипящим маслом, но Господь и здесь сохранил его, и он вышел из масла так же невредим, как отроки Анания, Азария и Мисаил из огненной печи. Тогда народ, видя чудеса, воскликнул: «Велик Бог христианский!» и многие уверовали во Христа. Домициан же присудил его к изгнанию в оковах на пустынный остров Патмос, куда ссылались самые опасные преступники. По пути на Патмос Иоанн сотворил много чудес, так что многие уверовали во Христа.

На острове своими чудесами он обратил ко Христу почти всех жителей. Здесь ап. Иоанн написал книгу, называемую погречески Апокалипсис, т.е. Откровение, в которой таинственно изображается будущая судьба Церкви Христовой и всего мира. По смерти Домициана Иоанн вернулся в Ефес. Тут епископы и правители показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой, и Иоанн подтвердил их как несомненную истину. Тогда начали просить его самого написать то, что он благовествовал им устно, и дополнить написанные Евангелия, и Иоанн, после поста и молитвы, приступил к написанию своего Евангелия. В нем он изложил учение о Божестве Спасителя и те Его беседы, которые не были написаны в прочих Евангелиях, например, беседы с Никодимом, с женою самарянкою, о таинстве причастия и прощальную беседу с учениками.

Прочие евангелисты начинали свои Евангелия от первых дней земной жизни Иисуса Христа; но Иоанн начал с учения о божественном происхождении Его как Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», почему и назван он Богословом. Кроме Евангелия и Апокалипсиса он написал три послания, главная мысль которых учение о любви христианской. В последние годы своей жизни, будучи очень стар, св. апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга!» Ученики спросили его, почему он повторяет одно и то же. Апостол ответил: «Это самая главная заповедь. Если исполните ее, то исполните весь Христов закон». Св. евангелист Иоанн Богослов единственный из апостолов умер своей смертью на 105 году жизни, примерно через 72 года по вознесении Господа. Почувствовав приближение смерти, он велел приготовить для себя могилу, сам возлег в ней, как на ложе, и мирно скончался. Это было 26 сентября. Святые останки его вскоре после погребения верующие не нашли во гробе; только 8 мая ежегодно исходил из гроба его прах, который местные жители называли манною и который помогал освобождению от страстей и исцелению болезней. В воспоминание сего исхождения и установлен в этот день праздник Иоанну Богослову.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна, как тайнозрителя судеб Божиих. На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом — символом высокого парения его богословской мысли, которое он особенно выразил в своем евангелии.