Марина цветаева: «трудный подросток» серебряного века

«В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ»

Далее была свадьба восемнадцатилетней Марины с семнадцатилетним Сергеем. Рождение детей, голод, измены, смерть ребёнка. Великая Октябрьская революция и её неприятие, жизнь в холодной эмиграции, взлёты и падения, возвращение на родину, где никто не ждал, аресты, череда неудач, ошибки и прозрения… Ощущение ненужности.

Марина не знала о судьбах мужа и дочери. С сыном –16-летним Муром всё чаще случались ссоры. «Органы» не переставали её преследовать. Не было работы (в последний раз её не приняли даже на должность посудомойки).

Марина Цветаева, Москва, 1939 год

В какой безысходной ситуации должен оказаться человек, чтобы оставить своего «исступлённо» любимого сына в одиночестве и уйти из жизни! В предсмертной записке Георгию Цветаева просила его передать отцу, Сергею Эфрону, что «любила их (дочь и мужа) до последней минуты…».

Марина Цветаева была такая же необузданная, как морская стихия, с тяжёлым бунтарским характером и в то же время беззащитная. Она совмещала в себе надменность и доброту, величие и неудовлетворённость, талант и безрассудство. Поэтесса, осознавая противоречивость своей натуры, писала о себе:

Ей всегда была присуща «самостоятельность мыслей и действий». В жизни Цветаевой было много ошибок, которые она умела признавать. Но не было человека, который бы не признал её поэтический дар.

Виктория Николаевна Афонская «Портрет Марины Цветаевой»,Местонахождение: Дом-музей Марины Цветаевой, Москва, Россия

Она отреклась от внешнего мира и погрузилась в поэтическое творчество, считая это своим призванием и долгом. Дочь Ариадна позднее напишет о ней: «Была человеком слова, человеком действия, человеком долга».

Ранние годы

26 сентября 1892 года в Москве была рождена Марина Ивановна Цветаева. Отец девочки был талантливым филологом и ученым. Он испытывал сильное влечение к различным видам творчества и ему даже удалось открыть Музей изящных искусств. Ее мать имела немецко-польские корни. Мария Мейн в совершенстве владела пианино и проходила обучение у Николая Рубинштейна. У Марины были две сестры Валерия по отцу и Анастасия и брат Андрей.

Огромная тяга к творчеству у великой поэтессы возникла еще в детстве. В возрасте 6 лет, она стала писать свои первые произведения, не ограничиваясь при этом только русским языком. Некоторые из ее работ были написаны на немецком и французском языках.

Интересные факты

  1. Германия и Древняя Греция – самые обожаемые страны писательницы.
  2. Любимый камень поэтессы – сердолик. Она всегда утверждала, что ее мужем станет тот, кто угадает, какой у нее любимый камень. В день ее знакомства с мужем, Сергей подарил ей тот самый заветный предмет, случайно найдя его на берегу моря. Так и сложилась судьба Марины Цветаевой.
  3. Переезжая, наша героиня попросила помощи в сборах у Бориса Пастернака. Он принес веревку для чемодана и в шутку сказал: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Эти слова стали пророческими. На той самой веревке позже покончила с собой писательница.
  4. Марина Цветаева верила — имя, данное человеку при рождении, влияет на его будущее. Интересная жизнь, по ее мнению, определялась уже на этапе зачатия. Она хотела назвать своего сына Борисом, а не Георгием, так как была уверена, что буква «й» в имени лишает мужественности.
  5. Марина Ивановна не любила младшую дочь, а вот старшую просто боготворила, ревнуя ее даже к родственницам. Ирину она считала слабоумной, ведь девочка действительно медленно развивалась и была не столь умна и сообразительна, как ее старшая сестра. В приюте Ирина часто билась головой о стены и пол, чем вызывала недоумение сверстников. А вот Ариадна состояла в тесных отношениях с матерью, поэтому Цветаева старалась давать ей больше еды. Когда старшая дочь заболела малярией, мать винила в этом Ирину и отдавала больной все имеющиеся припасы (она навещала их в приюте и приносила еду). Возможно, из-за этого пренебрежения Ирина и умерла.
  6. Когда одна из дочерей во время отлучки матери съела кочан капусты, мать так разозлилась, что привязывала ребенка к стулу каждый раз, когда уходила из дома.
  7. Марина Цветаева очень любила поэзию А. Ахматовой и жаждала с ней увидеться, но после холодной и краткой встречи двух женщин данное отношение резко переменилось. Обе поэтессы очень резко и надменно отзывались друг о друге всю жизнь.

Получение образования

С 1899 по 1902 год Марина была ученицей в женской гимназии No4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, в результате чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.

С 1903 по 1904 год, Цветаева была ученицей в пансионе во Франции, а после выпуска отправилась в город Фрайбург, где продолжила свое обучение. В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз, из которой впоследствии была отчислена за инакомыслие и неподобающее поведение. Не получилось закончить и гимназию им. А.С. Алферовой. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию им. М.Т. Брюхоненко.

Слухи и интриги вокруг личной жизни поэтессы

Революцию 1917 Цветаева встретила замужней и довольно-таки обеспеченной дамой, имеющей двоих детей. В России начался переворот, жизнь зажиточного класса и творческой интеллигенции изменилась до неузнаваемости. Революционеры убивали богатых и отбирали у них имущество. Сергей Эфрон сражался против большевиков. Марина жила в Москве, голодала, не понимая и не принимая происходящее. От голода умерла ее младшая дочка Ирочка, оставленная поэтессой в Кунцевском приюте. Одну Ариадну удалось спасти.

Проиграв Россию большевикам, Эфрон отправился в Прагу. В 1921 Марина получила письмо от супруга, а в 1922 вместе с дочкой Ариадной отправилась к нему. В 1923 Цветаева увлеклась молодым белоэмигрантом, юристом Костей Родзевичем. В 1925 Марина родила сыночка Георгия. Правда, Родзевич ребенка не признал, женился на другой. Георгий стал сыном Сережи Эфрона.

Начиная с 1922, Марина переписывалась с Пастернаком. Когда встретилась с Борисом в 1935 в Париже, поняла, что придумала любовь, которой нет. Свою встречу с Пастернаком назвала «невстречей».

Эфрон изначально воевал против большевиков, а в эмиграции проникся большевистскими идеями, работал в парижском «Союзе возвращения на родину», сотрудничал с советскими спецслужбами. В 1937 Сергей решил вернуться на Родину. За ним в 1939 последовали Марина и дети.

По приезду в СССР Сережу Эфрона и старшую дочку Ариадну арестовали. Марину с младшим Георгием чекисты не трогали. Цветаева жила под Москвой, крутила роман с Арсением Тарковским. Вскоре началась ВОВ.

В августе 1941 Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу. Марина хорошо знала немецкий язык, могла бы работать переводчицей, но не захотела. В Елабуге искала место посудомойки. Поэтесса хотела переехать в Чистополь, поближе к друзьям-писателям. 31 августа 1941 Марину нашли повешенной. В октябре 1941 чекисты расстреляли Сережу, первого и единственного законного мужа Цветаевой.

Марина Цветаева — биография

Марина Цветаева — поэтесса Серебряного века. За годы творческой деятельности она успела оставить после себя солидное литературное наследие. Более десятка сборников стихов и еще столько же поэм.

Помимо собственно поэтического труда, Марина Цветаева прославилась как эссеист и переводчик. Именно проза сделала ее популярной за пределами родной страны, когда женщина находилась в эмиграции.

Поэтесса была очень сложным человеком. Хотя свидетельства современников разнятся чуть ли не противоположным образом. Кто-то характеризовал ее мягкой и поистине женственной натурой, с тонкой душой. Другие же называли Цветаеву надменной и высокомерной, с жестким характером.

Как бы то ни было, именно ее личностные качества помогали писать проникновенные стихотворения, которые многим приходились по душе.

Судьба Марины Цветаевой сложилась тяжело. Она долгие годы пребывала в вынужденной эмиграции. Ровно в момент, когда начались политические гонения, революции и гражданская война.

В то же время, и личную жизнь женщины нельзя назвать счастливой. Она знала, что такое нищенство, в свое время была вынуждена отдать дочерей в приют, из которого одна из них так и не вернулась.

В конце концов, не выдержав тягот времени, под влиянием сильнейшего творческого кризиса, Марина Цветаева покончила с собой.

Несмотря на трагический финал жизни, женщина успела написать около полусотни работ в разных жанрах. Ее наследие ценится любителями высокого искусства до сих пор.

День

Сначала был день. Марина (в семье ее звали Муся) и Анастасия (Ася) Цветаевы родились с разницей в два года (в 1890 и 1892 годах) в Москве, в семье профессора Цветаева. Их отец — Иван Владимирович был российским учёным-историком, археологом, филологом и искусствоведом, членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, профессором Московского университета, тайным советником, создателем и первым директором Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете, известном сегодня под именем Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Естественно, что девочки получили прекрасное домашнее начальное образование, а затем учились в частной женской гимназии и пансионах в Германии и Швейцарии. После ранней (от туберкулёза) смерти матери в 1906 году они вернулись в Москву. Отец умер в 1913.

Творчеством и Марина, и младшая Анастасия начали заниматься рано. Марина писала стихи, Ася — прозу. Произведения обеих издавались и были замечены литературным миром.

Марина Цветаева. Фото: nsknews.info

В конце 1910 года, в Москве состоялось знакомство Марины Цветаевой с поэтом и литературным критиком Максимилианом Волошиным, а затем с его «Домом поэтов» в Коктебеле, где она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Через год, весной 1912, они обвенчались. В этом же году, очень рано, в 18 лет, и Ася Цветаева вышла замуж за девятнадцатилетнего Бориса Трухачёва.

Последующие годы сестры с семьями неоднократно проводили лето в Крыму, в Коктебеле, в Феодосии. Впоследствии Марина Цветаева вспоминала, что это было самым счастливым временем её жизни: «Коктебель 1911 г. — счастливейший год моей жизни, никаким российским заревам не затмить того сияния», «Коктебель да чешские деревни — вот места моей души».

Ася Цветаева. Фото: leafclover.club

В Феодосию сестры Цветаевы приезжали неоднократно, на короткое время, начиная с 1911 года. Остались яркие и эмоциональные воспоминания и отзыв в одной из Феодосийских газет на выступление Марины и Анастасии: «Снова выступали очаровательные сестры Цветаевы… Еще раз обвеяли нас солнечной лаской… Еще раз согрели одинокие одичавшие души!».

Марина и Сергей Эфрон с дочерью Ариадной сняли квартиру на даче Редлихов по ул. Анненской (ныне ул. Шмидта, 14), Анастасия с мужем Борисом Трухачевым и сыном Андреем поселилась на ул. Бульварной (ныне ул. В. Коробкова, 13). Дом, в котором Анастасия снимала две комнаты, хорошо сохранился и поныне. Еще живы лепнина на потолке, голландские печи, мраморная лестница в парадном подъезде. С 2003 года несколько комнат с отдельным крылечком стали долгожданным домом для музея Марины и Анастасии Цветаевых.

Дом Цветаевых в Феодосии. Фото: wikiway.com

Мы были в этом музее. В разгар невероятной крымской грозы, вселенского грома и потопа, мокрые насквозь буквально ввалились в несколько маленьких аккуратных комнаток, наполненных фотографиями, письмами, рисунками… Нас поразила тишина и невероятный экскурсовод, особенно и через душу читавшая нам, всего троим, одно из лучших стихотворений Марины Цветаевой:

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.
Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления

Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова»

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926 Драма «Тезей»
1927 Поэма «С моря»
1928 «Новогоднее»
1928 «После России»
1930 «Маяковскому»
1933 «Живое о живом»
1934 «Дом у Старого Пимена» (проза)
1934 «Пленный дух» (проза)
1935 «Мать и музыка» (проза)
1936 «Нездешний вечер» (проза)
1937 «Мой Пушкин» (проза)
1938 «Повесть о Сонечке» (проза)

Вторая мировая война

А 22 июня 1941 года началась война. Стоял душный летний день. Многих известие заставало на улице, где изо всех радиоточек доносился голос, возвещавший о начале страшного противостояния. Марина, прибежав домой, стала обзванивать знакомых, также ошеломленных случившимся. В следующие несколько месяцев Москва изменилось до неузнаваемости, неизменным оставалось лишь одно — военные сводки со все более плохими новостями. Теперь город бомбили почти каждую ночь. Страх перед бомбежкой и хроническая усталость сказались на нервно-психическом состоянии Марины. Она была на грани срыва. В конце-концов Цветаева решила эвакуироваться вместе с Муром по направлению к Чистополю, куда вывозили профессиональных литераторов. Привилегированные оставались в Чистополе, менее именитые, к которым бюрократы отнесли и Цветаеву, отправлялись дальше — в Елабугу, более походившую на деревню.

На следующий день по прибытию в Елабугу, поэтессу вызвали местные нквэдэшники, желавшие выслужить перед Москвой. И хотя за новым допросом не последовало никаких санкций, он окончательно выбил Цветаеву из колеи, точно также как и гневные упреки Мура, требовавшего от матери немедленных ходатайств о переселении их в более комфортный Чистополь.

Марина покорно исполнила волю сына и каким-то чудом выхлопотала для себя и Мура разрешение на Чистопольскую прописку. Она также подала заявление с просьбой о предоставлении ей места посудомойщицы в столовой эвакуированных литераторов. Однако Муру этого было не достаточно. Зная о том, что желающих занять место посудомойки очень много, он требовал от матери снова обратиться к чиновникам, чтобы наверняка получить работу. Измученная поэтесса пообещала сыну выполнить его просьбу. Но вопреки обещанию не поехала в Чистополь. Снова произошла ссора с Муром. А 31 августа 1941 года, отправив Мура на общественные работы, она написала три письма знакомым, с просьбой позаботиться о ее Муре и покончила жизнь самоубийством, повесившись на крепком погнутом гвозде, торчавшем из потолка.

Судьба близких поэтессы сложилась не менее трагично. Муж был расстрелян в октябре 1941 года. Сын, вернувшийся в Москву из эвакуации, призван в Красную Армию, тяжело ранен и скончался в госпитале. Дочь и сестра, много лет провели в ссылках и были полностью реабилитированы лишь в середине пятидесятых. Всю дальнейшую жизни они посвятили памяти Марины Цветаевой.

Интерес к произведениям поэтессы пробудился после войны. На западе стали публиковаться ранее неизвестные рукописи. А в СССР на третьем пленуме Союза писателей СССР, проходившем в 1957 году, Марина Цветаева была объявлена великим национальным поэтом.

  • http://ru.wikipedia.org
  • «Марина Цветаева». Анри Труайя
  • Документальный фильм из цикла Гении и злодеи: Марина Цветаева и Сергей Эфрон. ТРК «Цивилизация» , 2003. Режиссер: Андрей Егоров.
  • О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери. Ариадна Сергеевна Эфрон.

Арест и последующий расстрел

В 1939 году в результате провала его агентурная деятельность прекращается, и те же советские спецслужбы организуют его переброску в СССР. Вскоре на Родину возвращается также жена Марина и дети Сергея Эфрона – Ариадна и сын Георгий. Однако вместо заслуженных наград и благодарности за выполнение заданий его здесь ожидала тюремная камера.

Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован потому, что, не будучи профессиональным сотрудником спецслужб, слишком много знал об их деятельности во Франции. Он был обречён и скоро понял это. Больше года его продержали во внутренней тюрьме НКВД города Орла, пытаясь выбить показания против остававшихся на свободе Марины и Георгия – Ариадна к тому времени была также арестована.

Ничего не добившись, его приговорили к высшей мере наказания и 16 октября 1941 года расстреляли. Печальная судьба постигла и членов его семьи. Марина Ивановна, как известно, добровольно ушла из жизни незадолго до казни мужа. Дочь Ариадна, отбыв восьмилетнее заключение в лагере, ещё шесть лет провела в ссылке в Туруханском крае и была реабилитирована лишь в 1955 году. Сын Георгий, достигнув призывного возраста, ушёл на фронт и погиб в 1944 году.

[править] Личная жизнь

Возлюбленные Цветаевой (С. Эфрон, С. Парнок, О. Манделыштам, Б. Пастернак, А. Бахрах, А. Вишняк, П. Антокольский и т. д.) — в основном евреи.

Хотя это были видные представители интеллигенции (а Антакольского влекла скорее не Цветаева, а другие её мужчины — «Антокольский с Завадским, дружа с Цветаевой, сами были любовниками»), дочь поэтессы, Ариадна Эфрон, сетовала: «Как же мама была неразборчива, какими ничтожествами обольщалась!» (ей, видимо, было обидно за отца, которому изменяла мать).

16 апреля 1925 года Цветаева написала:

Некоторые примеры:

Сергей Эфрон

В мае 1911 года в Коктебеле в Крыму познакомилась с Сергеем Эфроном; 29 января 1912 года пара обвенчалась в церкви Рождества Христова в Большом Палашёвском переулке. В сентябре того же года родила дочь Ариадну.

В 1917 году родила дочь Ирину, которая погибла от голода в возрасте 3 лет в приюте в Кунцево.

В 1925 году родила сына Георгия.

София Парнок

В октябре 1914 года познакомилась с поэтессой Софией Парнок; их любовные отношения продолжались до 1916 года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Любовницы расстались в 1916 году; Марина вернулась к мужу Эфрону. Отношения с Парнок Цветаева охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году Цветаева, подводя итог, пишет:

Маврикий Минц

У Марины Цветаевой был сестра, Анастасия, которая была, надо признать, её красивее.

Анастасия впоследствии рассказала, что Марина Цветаева посвятила знаменитые стихи «Мне нравится, что Вы больны не мной…» Маврикию Минцу, мужу Анастасии:

Анастасия вспоминала, что Марине было легко завоевать сердце любого мужчины, а тем более «маленького, рыжего еврея, со странной фамилией».

Также, она говорила, что «Маврикий Александрович любовался Мариной, она это чувствовала и … краснела».

Летом 1916 года Марина Цветаева приехала в Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем (у Анастасии и Минца был также сын Алексей).

Комментируя отношения Марины Цветаевой с мужем её сестры, публицисты разводят руками: «Цветаеву тянуло к евреям».

Осип Мандельштам

В 1916 году была близка к Осипу Мандельштаму, имеется 10 стихов её о нём, и 3 его ей с любовными признаниями. Впрочем, в 1925 году Цветаева обрушилась на повесть Мандельштама «Шум времени» из-за его критики антисемитизма в Добровольческой армии в Крыму (Цветаева возмущается: «Из всех песен Армии (а были!) отметить только: Бей жидов»).

Александр Бахрах

Критик Александр Бахрах познакомился с Цветаевой познакомились в 1926 году. Некоторые полагают, что их связывал лишь заочный роман-переписка, но из текстов Цветаевой видно, что Бахрах настоял на реальном знакомстве, которое состоялось.

Леонард Розенталь

Около 1925 года в Цветаеву влюбился Леонард Розенталь, который помогал нуждающимся русским писателям.

Получение образования

С 1899 по 1902 год Марина была ученицей в женской гимназии No4 в Москве. Перед выпуском она заболела туберкулезом, в результате чего вся семья временно переехала на Адриатическое побережье Италии для лечения.

С 1903 по 1904 год, Цветаева была ученицей в пансионе во Франции, а после выпуска отправилась в город Фрайбург, где продолжила свое обучение.
В 1906 году Цветаева поступила в престижную женскую гимназию им. В. П. фон Дервиз, из которой впоследствии была отчислена за инакомыслие и неподобающее поведение. Не получилось закончить и гимназию им. А.С. Алферовой. И только в 1910 году Цветаева окончила женскую гимназию им. М.Т. Брюхоненко.

Личная жизнь

София Парнок была человеком с тонкой ранимой натурой, смерть матери в раннем детстве оставила на сердце рубец. Девушка тянулась к подругам, ласковым, преданным, надежным, а отсутствие симпатий к мужчинам спровоцировал злой отец.

Странные платонические романы тревожили русскую поэтессу, поэтому она вышла замуж в середине 1900-х годов. Владимир Волькенштейн появился в ее личной жизни в Петербурге, он был талантливым драматургом, выходцем из культурных кругов.

София Парнок и Марина Цветаева

Брак по обычаям иудеев не выдержал ни одной из проверок, и талантливые люди расстались. В душе Софии проснулись чувства к Надежде Павловне Поляковой, любительнице классических опер и ярких ренессансных картин.

Приняв православие, дочь еврея поселилась в центре России, на работе встречалась с рядом талантливых людей. Певицы, писательницы, актрисы, переводчицы и поэтессы жили в фантастическом мире, полном губительных страстей.

Парнок отличалась от прочих женщин любовью к мужским костюмам и брюкам, приятная внешность привлекала всех повелителей пера. Эксцентричная особа с короткой стрижкой гостила у Ады Герцык-Жуковской, хозяйка созывала богему на литературные вечера.

На одном из подобных приемов София увидела «королеву»: Марина Цветаева в то время считалась московской звездой. Поэтессы с первого взгляда поняли чувства друг друга, бурный роман друзья называли сумасшествием.

Жительница столицы посвящала стихи еврейке, цикл «Подруга» одновременно выражал преданность и гнев. Повелительницы Эвтерпы 2 года «терпели друг друга», но потом все же расстались, ни грамма ни о чем не пожалев.

В тандеме Марина была «доминанткой», и, несмотря на женственный образ, София, порабощенная любовью, подчинялась ей во всем. Из-за пламенных отношений пострадало много знакомых, сильнейшие душевные травмы получил публицист Сергей Эфрон.

В дневниках Цветаевой сохранились размышления о Софии, о том, как во время короткой разлуки разошлись в стороны их пути. Официальной причиной разрыва считался законный брак поэтессы, который она, покончив с романом, смогла восстановить.

София Парнок и Ольга Цубербиллер

В дальнейшем Парнок недолго встречалась с актрисой Людмилой Эрарской, женщины вместе пережили появление большевиков. Они были счастливы на теплом побережье Крыма, история любви продолжалась до начала 20-х годов.

В тяжелые голодные годы автора переводов поддержали землячка Фаина Раневская и ряд самых близких друзей. С профессором Ольгой Цубербиллер изгнанная из Москвы поэтесса провела довольно много счастливых дней.

Последней музой, запечатленной на фото из позднего архива, являлась Нина Веденеева, физик и кандидат наук. Женщины жили в Подмосковье, вдалеке от столичного шума, у них в Кашине часто гостили люди, входившие в близкий круг.

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 г. в Москве. Она происходила из интеллигентной семьи.

Ее отец, Иван Владимирович, был профессором Московского университета, искусствоведом и филологом.

Мать, Мария Мейн, являлась прекрасной пианисткой и была второй супругой Ивана Владимировича.

Родители очень любили Марину и уделяли много времени ее воспитанию. Мама делала все возможное, чтобы развить у нее музыкальные способности, а отец старался пробудить у дочери любовь к книгам.

Детство и юность

В 1902 г. у 10-летней Марины обнаружили туберкулез. Вследствие этого она была вынуждена уехать с матерью за рубеж на лечение.

Интересен факт, что через 2 года после этого, а именно в 1904 г., от точно такого же диагноза скончался выдающийся русский писатель – Антон Чехов.

Первое образование Цветаева получила в Московской частной женской гимназии. После этого родители отдавали ее на обучение в пансионы для девочек в Германии и Швейцарии.

Надо сказать, что годы жизни в Европе не прошли для Цветаевой напрасно. Она прекрасно разговаривала на русском, французском и немецком языках.

Свои первые стихи она начала писать, когда ей исполнилось всего 6 лет. Причем делала она это на всех трех языках одновременно.

Когда юная Цветаева стала серьезно увлекаться поэзией и уже печаталась в некоторых изданиях, ей удалось познакомиться с различными московскими символистами.

Марина начала посещать литературные кружки, в которых она могла слушать других талантливых поэтов, и предоставлять на суждение публики собственные сочинения.

Гражданская война и эмиграция

Спокойная и размеренная жизнь, неожиданно была прервана началом Гражданской войны 1917 года. Политические и военные события, которые сотрясали страну, волновали Марину и серьезно повлияли на ее последующую биографию. Она не хотела разделять свою Родину на «белых» и «красных».

В 1922 г. Цветаева получает от правительства разрешение на эмиграцию из России в Чехию. Она была вынуждена ехать именно в эту страну, поскольку несколькими годами ранее, туда бежал ее супруг Сергей Эфрон.

Из-за того, что он выступал на стороне Белой армии, оставаться в России ему было нельзя.

Несколько лет Цветаевы прожили в Праге и Берлине. Затем они отправляются в Париж, где их ждет много несчастий.

Сплетни о том, что Сергей Эфрон был соучастником заговора в убийстве сына Льва Троцкого, а также советским агентом, преследовали Цветаеву везде.

В таких обстоятельствах ей трудно было сосредоточиться на работе, а тем более наслаждаться жизнью. В скором времени она осознает, что, несмотря на все трудности, только в России ей было по-настоящему хорошо.

Творчество

Творческая биография Марины Цветаевой началась в детстве. В 6 лет она написала первые стихотворения, под впечатлением от заграничных поездок с родителями. А взрослый сборник молодая поэтесса опубликовала уже в 1910 г.

Дебютной работой стали произведения, которые девушка создавала еще в школьные годы. Они вошли в антологию «Вечерний альбом».

Интересно, что свои первые произведения женщина издавала исключительно за собственные деньги.

Сборник произвел приятное впечатление как на читателей, так и на среду творческой интеллигенции. О стихотворениях молодой поэтессы положительно отзывались многие символисты, коллеги по цеху. В том числе Максимилиан Волошин, Валерия Брюсова, Николай Гумилев.


В доме Волошиных в Коктебеле всегда было много гостей. В центре — Марина Цветаева. Слева — мать Волошина Елена Оттобальдовна

Первые успехи окрыляли. Она начала писать с удвоенной активностью. Следующим выходит поэтический сборник «Волшебный фонарь».

А третьим по счету становится антология «Из двух книг», где явно просматривается творческий индивидуальный стих Марины Цветаевой.

Незадолго до октябрьской революции, женщина отправляется в город Александров, Ныне — Владимирской области. Здесь она гостила у сестры и ее мужа.

Как только грянула гражданская война, женщина не находила себе места. Какое-то время она продолжала продуктивно трудиться. Из-под ее пера вышло несколько произведений, в том числе поэму «Царь-девица», «Егорушка», «На красном коне».

Уже за пределами родной страны, которая трещала по швам, М. И. Цветаева выпустила еще две крупных работы. «Поэму Конца» и «Поэму Горы». Это были не единственные произведения женщины.

Многие из стихотворений, которые были написаны в эмиграции, так и не увидели света до самой смерти поэтессы.

За пределами родной страны Цветаева по большей части осталась непонятой. Хотя иностранцам довольно нравились ее работы в жанре прозы. Например, «Дом у старого Пимена», «Мать и музыка», а также статьи о поэтах и прозаиках, коллегах по цеху.


Марина Цветаева в Коктебеле 1911 г.

За время творческой активности Марины Цветаевой, вышло несколько десятков поэм, сборников стихов. Многие из них были опубликованы уже после кончины известной творческой натуры. Также поэтесса пробовала себя в жанре драматической прозы и эссе.

Интересные факты из жизни

  • Марина Цветаева начала писать с 6-и лет. Причем сразу на иностранных языках. В основном — на французском.
  • Первые сборник поэтесса издавала за собственный счет.
  • Женщина страдала легкой близорукостью. Но в зрелые годы очки предпочитала не надевать. Видела мир размытым.
  • Из-за творческого кризиса и катастрофического положения решилась на самоубийство.
  • Личная жизнь Марины Цветаевой была настоящим калейдоскопом. Несмотря на официальный брак, она не отказывала в романах на стороне. Причем в числе ее интересов были не только мужчины, но и женщины. Что натолкнуло исследователей биографии поэтессы на мысль о ее бисексуальности.
  • Собрать вещи перед эвакуацией Марине Цветаевой помогал Борис Пастернак. Перевязывая нехитрый скарб веревкой, мужчина полушутя сказал, что она настолько крепкая, что можно вешаться. Так и вышло. Именно на этой веревке Марина Цветаева повесилась.