Оглавление
- Участие в опричнине
- Свидетельства в исторических источниках
- В кино
- Возвращение
- Драматург, переводчик, литератор
- Участие в военных действиях
- Коллекции на русском языке
- Биография
- Примечания
- Счастливая ссылка и спаситель Сартр
- Последние годы на родине
- Отношения с Иосифом Бродским
- Память
- Поэт «с декадентским душком»
Участие в опричнине
Басманов находился в ближнем окружении царя Ивана IV Грозного. Он был одним из организаторов установления опричнины, так как имел значительное влияние на царя Ивана. Кроме того, он стал управлять формированием личной царской опричной гвардии.
В декабре 1564 г. он сопровождал государя во время его отъезда в Александровскую слободу.
Известно, что Алексей совершал множество злодеяний от имени государя Ивана. Так, в 1568 г. от имени царя он выгнал из храма митрополита московского Филиппа, обвиняемого в организации перехода Новгорода и Пскова под правление польского короля Сигизмунда II Августа.
По свидетельству Андрея Курбского, на своей государственной службе он был известен как отчаянный и решительный полководец. Несмотря на то что большинство членов Думы были выше по родовитости, все его уважали за военные успехи.
В мирный период его знали как балагура, царского собутыльника, ценителя маскарадов и любителя пошлых шуток. Именно Алексей давал советы Ивану Грозному, чтобы тот казнил своих подданных при малейших подозрениях в измене (для победы над собственным страхом и повышения авторитета в глазах подданных).
Свидетельства в исторических источниках
Андрей Курбский считал Алексея Басманова преславным льстецом, безумным маньяком и убийцей самого себя и всей Святорусской земли.
Николай Карамзин называл его мужественным воеводой, но бесстыдным угодником тирании.
До сегодняшних дней сохранилась вкладная грамота Басманова, которую тот дал храму великомученика Никиты в селе Елизарово, где перечисляются имена погибших на государственной службе. По ним устанавливалось вечное поминовение. Так или иначе, этот уникальный исторический документ XVI века указывает на лучшие полководческие качества Алексея, желавшего увековечить память своих погибших боевых соратников.
В синодике опальных людей царя Ивана IV Грозного сохранились имена отправленных в ссылку Алексея, Петр и Фёдора Басмановых.
В кино
- — Комната и половина ( Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину , Poltory komnaty Иле sentimental’noe Путешествие на Родину), художественный фильм режиссера Андрея Хржановского ; беллетризованный рассказ о жизни Бродского.
- — Бродский не поэт ( Бродский не поэт , Бродский не поэт ), документальный фильм Ильи Белова о пребывании Бродского в Штатах.
- — Довлатов ( Довлатов ), биографический фильм о писателя Сергея Довлатова (который был другом Иосифа Бродского) режиссера Алексея Германа-младшего ; Действие фильма происходит в 1971 году в Ленинграде, незадолго до эмиграции Бродского, и Бродский играет важную роль.
Возвращение
Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 год. До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.
В 1992 году в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 году Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину
Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье
Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».
Драматург, переводчик, литератор
Перу Бродского принадлежат две опубликованные пьесы: «Мрамор», 1982 и «Демократия», 1990—1992. Ему также принадлежат переводы пьес английского драматурга Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и ирландца Брендана Биэна «Говоря о верёвке». Бродский оставил значительное наследие как переводчик мировой поэзии на русский язык. Из переведённых им авторов можно назвать, в частности, Джона Донна, Эндрю Марвелла, Ричарда Уилбера, Еврипида (из «Медеи»), Константиноса Кавафиса, Константы Ильдефонса Галчинского, Чеслава Милоша, Томаса Венцлова. Значительно реже Бродский обращался к переводам на английский. Прежде всего это, конечно, автопереводы, а также переводы из Мандельштама, Цветаевой, Виславы Шимборской и ряд других.
Сюзан Зонтаг, американская писательница и близкий друг Бродского, говорит: «Я уверена, что он рассматривал своё изгнание как величайшую возможность стать не только русским, но всемирным поэтом… Я помню, как Бродский сказал, смеясь, где-то в 1976—1977: «Иногда мне так странно думать, что я могу написать всё, что я захочу, и это будет напечатано». Этой возможностью Бродский воспользовался в полной мере. Начиная с 1972 года он с головой окунается в общественную и литературную жизнь. Помимо трёх вышеназванных книг эссе, число написанных им статей, предисловий, писем в редакции, рецензий на различные сборники переваливает за сто, не считая многочисленных устных выступлений на вечерах творчества русских и англоязычных поэтов, участия в дискуссиях и форумах, журнальных интервью. В списке авторов, на чьё творчество он даёт отзыв, имена И. Лиснянской, Е. Рейна, А. Кушнера, Д. Новикова, Б. Ахмадулиной, Л. Лосева, Ю. Кублановского, Ю. Алешковского, Вл. Уфлянда, В. Гандельсмана, А. Наймана, Р. Дериевой, Р. Уилбера, Ч. Милоша, М. Стрэнда, Д. Уолкотта и другие. Крупнейшие газеты мира публикуют его обращения в защиту преследуемых литераторов: С. Рушди, Н. Горбаневской, В. Марамзина, Т. Венцлова, К. Азадовского. «Кроме того, он старался помочь столь большому количеству людей», — в том числе, рекомендательными письмами — «что в последнее время наступила некая девальвация его рекомендаций». Относительное финансовое благополучие (по крайней мере, по меркам эмиграции) давало Бродскому возможность оказывать и более материальную помощь.
Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991—1992 годы. В этом почётном, но традиционно номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: «Поэзия и Грамотность»), в ходе которого с 1993 года более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч. По словам Уильяма Уодсворта, занимавшего с 1989 по 2001 г. пост директора Американской Академии поэтов, инаугуральная речь Бродского на посту Поэта-лауреата «стала причиной трансформации взгляда Америки на роль поэзии в её культуре». Незадолго до смерти Бродский увлёкся идеей основать в Риме Русскую академию. Осенью 1995 года он обратился к мэру Рима с предложением о создании академии, где могли бы учиться и работать художники, писатели и учёные из России. Эта идея была реализована уже после смерти поэта. В 2000 году Фонд стипендий памяти Иосифа Бродского отправил в Рим первого российского поэта-стипендиата, а в 2003 г. — первого художника.
Участие в военных действиях
Будучи последовательным сторонником царя Ивана Грозного, Алексей Данилович участвовал во множестве военных действий.
- 1543 г. – принял участие в заговоре бояр Шуйских против Воронцова Фёдора Семёновича (во времена детства Ивана Грозного).
- 1544 г. – служил 3-м воеводой в Елатьме.
- 1550 г. – служил 2-м воеводой на Бобрике. Тогда же он принимал участие в первом военном походе на Казань.
- 1551 г. – служил воеводой в Пронске.
- 1552 г. – получил признание царя в период осады Казани благодаря проявленной храбрости при одном из приступов. За это он получил чин окольничего.
- 1555 г. – под Судбищами возглавил семитысячное войско против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Битва продолжалась полтора суток. Это сражение он выиграл. После этого местничал вместе с князем Ф.И. Кашиным.
- 1556 г. – стал боярином и 2-ым наместником Великого Новгорода. На своём посту он вёл русско-шведские переговоры перед Ливонской войной.
- 1558 г. – отправился на Ливонскую войну, где показал свои выдающиеся полководческие таланты. В ходе войны он выиграл битву при Нарве и оставался в городе в качестве первого воеводы. Позже принимал участие в осаде г. Полоцка.
- 1559 г. – участвовал в военном походе против крымчан.
- 1560 г. – принимал участие в штурме Феллина.
- 1561 г. – осуществлял переговоры со Швецией и Данией.
- 1563 г. – захватил Полоцк и возвратился на Родину, проживая на берегу Оки в боярском богатом поместье.
- 1564 г. – вместе с сыном Фёдором организовал эффективную оборону Рязани перед силами Крымского Ханства. Несмотря на ветхие городские стены и укрепления, он вооружил горожан, скоординировал действия войск и ополчения, и не дал захватить Рязань превосходящим силам татар. Кроме того, Алексей Басманов устроил преследование отступающих врагов, уничтожил один отряд татарского войска, взял в плен 500 татар и мурзу Мамая. За такие победы царь пожаловал ему наградные «золотые».
Коллекции на русском языке
- 1965: Стихотворения и стихотворение , Вашингтон, округ Колумбия: Межъязыковые литературные ассоциации
- 1970: Остановка в пустыне , Нью-Йорк: Издательство имени Чехова (ред. Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989).
- 1977: Части речи: Стихотворения 1972–76 , Анн-Арбор, Мичиган: Ардис
- 1977: Конец прекрасной эпохи: стихотворения 1964–71 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
- 1977: V Anglii , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
- 1982: Римские элегии , Нью-Йорк: Руссика
- 1983: Новые станции к Августу: стихи к МБ, 1962–1982 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
- 1984: Мрамор , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
- 1984: Урания : Новая книга стихов , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
- 1989: Остановка в пустыне , переработанное издание, Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989 (оригинальное издание: Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1970)
- 1990: Назидание: стихи 1962–1989 , Ленинград: Умный
- 1990: Части речи: Избранные стихи 1962–1989 , М .: Художественная литература.
- 1990: Осенний крик ястреба: Стихотворения 1962–1989 , Ленинград: КТП ЛО ИМА Пресс.
- 1990: Primechaniia paporotnika , Бромма, Швеция: Hylaea
- 1991: Баллада о маленьком буксире , Ленинград: Детская литература.
- 1991: Холмы: Большие стихотворения и поэмы , Санкт-Петербург: ЛП ВТПО «Киноцентр».
- 1991: Стихотворения , Таллинн: Eesti Raamat
- 1992: Набережная неисцелимых: Тринадцатая улица , Москва: Слово
- 1992: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета (редакция 1996 г.)
- 1992–1995: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 1992–1995, в четырех томах.
- 1992: Вспоминаемая Ахматову / Иосиф Бродский, Соломон Волков , Москва: Независимая газета
- 1992: Форма времени: стихотворения, эссе, песни , Минск: Эридан, в двух томах
- 1993: Каппадокия. — Санкт-Петербург.
- 1994: Персидская стрела / Персидская стрела , с офортами Эдика Штейнберга. — Верона: * Edizione d’Arte Gibralfaro & ECM
- 1995: Пересеченная местность: Путешествие с комментариями , Москва: Независимая газета.
- 1995: В окрестностях Атлантиды: Новые стихотворения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 1996: Пейзажи с наводнением , составитель Александр Сумеркин. – Dana Point, Cal .: Ardis
- 1996: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета, переработанное издание работы, первоначально опубликованной в 1992 году.
- 1997: Бродский о Цветаевой , Москва: Независимая газета.
- 1998: Письмо Горации , М .: Наш дом.
- 1996 и позже: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 8 томов.
- 1999: Горбунов и Горчаков , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
- 1999: Представление: Новое литературное обозрение , Москва
- 2000: Остановка в пустыне , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
- 2000: Части реки , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 2000: Конец прекрасной эпохи , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 2000: Новые стансы к Августе , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 2000: Урания , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 2000: Пейзажи с наводнением , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
- 2000: Большая книга интервью , Москва: Захаров
- 2001: Новая Одиссея: Памяти Иосифа Бродского , Москва: Старое литературное обозрение
- 2001: Перемена империи: Стихотворения 1960–1996 , Москва: Независимая газета.
- 2001: Второй век после нашей эры: драматургия Иосифа Бродского , Санкт-Петербург: Звезда
Биография
Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..
В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года
После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».
В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).
C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».
С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».
В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.
С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.
С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.
Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.
Примечания
- Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
- Там же. С. 9.
- Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
- « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
- Там же. С.473.
- Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
- Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
- Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
- См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
- Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
- О художнике этой книги. Л. 1975.
- , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
- [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
- В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.
Счастливая ссылка и спаситель Сартр
После второго заседания суда, которое состоялось 13 марта 1964 года, Бродского приговорили к максимально возможному по указу о «тунеядстве» наказанию – пяти годам принудительного труда в отдаленной местности. Его сослали в Архангельскую область, в деревню Норенская Коношского района. Там он прожил полтора года – с 25 марта 1964 по 4 сентября 1965 года. В ссылке Бродскому уж точно было не до тунеядства: он трудился разнорабочим в совхозе «Даниловский»: занимался полевыми работами, был бондарем, кровельщиком, перевозил бревна и т.д.
Издевательства в тюрьме и психлечебнице стали для поэта тяжелым испытанием, но жизнь в ссылке оказалась совсем не так страшна. Сам Бродский впоследствии утверждал, что ссылка была одним из лучших периодов его жизни. Ему выделили деревянный домик, где почти не было мебели, но здесь он мог полностью отгородиться от остального мира и, наконец, свободно читать и творить.
За время ссылки Бродского четыре раза отпускали на побывку в Ленинград. Марианна Басманова, с которой он состоял в переписке, также навещала его в ссылке. 8 октября 1967 года у них родился сын, Андрей Осипович Басманов.
В итоге 4 сентября 1965 года Верховный суд РСФСР пересмотрел дело поэта и сократил срок ссылки до полутора лет. В сентябре Бродский уже снова шагал по улицам Ленинграда как свободный гражданин.
Начался непростой период в его жизни: печатали его мало, поэтому приходилось подрабатывать переводами, рецензиями и случайными «халтурами» на киностудиях (один раз Бродский даже снялся кино – сыграл секретаря горкома партии в фильме «Поезд в далекий август»).
Между тем 1965–1968 годы были временем интенсивного и плодотворного поэтического труда. В этот период Бродский написал одни из лучших своих стихов, позднее вошедших в книги «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». Кроме того, в те годы он активно работал над поэмой «Горбунов и Горчаков».
Выступал он редко, но стихи его время от времени печатались в самиздате и были популярны у довольно узкого круга читателей. При этом на Западе интерес к творчеству Бродского неуклонно рос: иностранные издания постоянно просили у него интервью, университеты приглашали прочесть лекции (разумеется, о том, чтобы получить разрешение на выезд, и речи не шло). Надо ли говорить, что все это чрезвычайно раздражало советское руководство.
Терпение ЦК лопнуло 10 мая 1972 года. Бродского вызвали в Отдел виз и регистрации (ОВИР) и поставили перед выбором: либо он немедленно уезжает из страны, либо у него начинаются «горячие денечки». Из уст агентов КГБ такая фраза могла означать только одно: допросы, пытки, психлечебницы, лагеря… Бродский решается на отъезд.
4 июня 1972 года Иосиф Бродский навсегда покинул Россию. В чемодан он положил пишущую машинку, две бутылки водки для Уистена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна. Лишенный советского гражданства, он вылетел из Ленинграда по «израильской визе» в Вену, как того требовали правила еврейской эмиграции. Спустя три года он напишет об этом:
Дуя в полую дудку, что твой факир, я прошёл сквозь строй янычар в зелёном, чуя яйцами холод их злых секир, как при входе в воду. И вот, с солёным вкусом этой воды во рту, я пересек черту…
Последние годы на родине
Бродский был арестован и отправлен в ссылку 23-летним юношей, а вернулся 25-летним сложившимся поэтом. Оставаться на родине ему было отведено менее 7 лет. Наступила зрелость, прошло время принадлежности к тому или иному кругу. В марте 1966 года умерла Анна Ахматова. Ещё ранее начал распадаться окружавший её «волшебный хор» молодых поэтов. Положение Бродского в официальной советской культуре в эти годы можно сравнить с положением Ахматовой в 1920—1930-е годы или Мандельштама в период, предшествовавший его первому аресту. В конце 1965 года Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962—1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».
В 1966—1967 годах в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты. С точки зрения читателя единственной областью поэтической деятельности, доступной Бродскому, остались переводы. «Такого поэта в СССР не существует» — заявило в 1968 году советское посольство в Лондоне в ответ на посланное Бродскому приглашение принять участие в международном поэтическом фестивале Poetry International.
Между тем это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965—1968 годах шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков» — произведением, которому сам Бродский придавал очень большое значение. Помимо нечастых публичных выступлений и чтения на квартирах приятелей стихи Бродского довольно широко расходились в самиздате (с многочисленными неизбежными искажениями — копировальной техники в те годы не существовало). Возможно, более широкую аудиторию они получили благодаря песням, написанным Александром Мирзаяном и Евгением Клячкиным.
Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента». Этому способствовало и то, что «поэт становится чрезвычайно популярен у иностранных журналистов, учёных-славистов, приезжающих в Россию
У него берут интервью, его приглашают в западные университеты (естественно, что разрешения на выезд власти не дают) и т. п.». Помимо переводов — к работе над которыми он относился очень серьёзно — Бродский подрабатывал другими доступными для литератора, исключённого из «системы», способами: внештатным рецензентом в журнале «Аврора», случайными «халтурами» на киностудиях, даже снимался (в роли секретаря горкома партии) в фильме «Поезд в далёкий август».
За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой. В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.
Отношения с Иосифом Бродским
В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.
8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.
Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.
Память
- В 1998 году в «Пушкинском фонде» вышла книга стихотворений Л. Лосева «Послесловие», первую часть которой составляют стихи, связанные с памятью Бродского.
- В 2004 году близкий друг Бродского, лауреат Нобелевской премии поэт Дерек Уолкотт написал поэму «The Prodigal», в которой многократно упоминается Бродский.
- В ноябре 2005 года во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского университета по проекту Константина Симуна был установлен первый в России памятник Иосифу Бродскому.
- На стихи И. А. Бродского писали песни Константин Меладзе, Елена Фролова, Евгений Клячкин, Александр Мирзаян, Александр Васильев, Светлана Сурганова, Диана Арбенина, Пётр Мамонов, Виктория Полевая, Леонид Марголин и другие авторы.
- В Воронеже есть переулок Бродского.
- В Москве на Новинском бульваре в 2011 году установлен памятник поэту скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Сергея Скуратова.
- Стихотворение «Ниоткуда с любовью» вынесено в заглавие фильма «Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны», экранизации повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны». В фильме звучит баллада «Ниоткуда с любовью» в исполнении Геннадия Трофимова.
- В 2009 году вышел фильм режиссёра Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», снятый по произведениям и биографии Иосифа Бродского. Поэта в детстве исполнил Евгений Оганджанян, в юности — Артем Смола, в зрелости — Григорий Дитятковский.
- Имя «И. Бродский» носит самолет A330 (бортовой номер VQ-BBE) компании Аэрофлот.
- Осенью 2011 года Почтовая служба США представила дизайн марок, посвящённых великим американским поэтам 20 века, которые будут выпущены в 2012 году. Среди них Иосиф Бродский, Гвендолин Брукс, Уильям Карлос Уильямс, Роберт Хайдн, Сильвия Плат, Элизабет Бишоп, Уоллес Стивенс, Дениз Левертов, Эдвард Эстлин Каммингс и Теодор Рётке. На оборотной стороне листа марок приведены цитаты из произведений каждого поэта. На марке размещена фотография Иосифа Бродского, сделанная в Нью-Йорке американским фотографом Нэнси Крэмптон (Nancy Crampton).
- Песня Андрея Макаревича «Памяти Иосифа Бродского».
- 1 декабря 2011 года во дворе дома № 19 по улице Стахановцев в Санкт-Петербурге был установлен памятный знак Иосифу Бродскому в виде огромного валуна из Карелии, на котором высечены строки из стихотворения «От окраины к центру»: «Вот я вновь пробежал Малой Охтой сквозь тысячу арок».
Поэт «с декадентским душком»
В 1957 году он присоединился к группе геологов и участвовал в нескольких геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах – на Белом море, в 1959 и 1961 годах – в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. В ходе одной из экспедиций на Дальнем Востоке Бродский даже открыл небольшое месторождение урана.
Однако летом 1961 года в эвенкийском поселке Нелькан его нервы не выдержали. Из-за отсутствия оленей геологи некоторое время не могли продолжать поход, и на фоне вынужденного безделья у Бродского случился нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.
Конец 50-х – начало 60-х годов – время зарождения Бродского-поэта. Даже находясь в экспедициях, он много и хаотично читал – в основном поэзию, философскую и религиозную литературу, взялся за изучение английского и польского языков. Его вкусы и будущий стиль формировались под влиянием таких поэтов, как Борис Слуцкий, Марина Цветаева, Евгений Баратынский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский. Из зарубежных авторов Бродский больше всего выделял Уистена Хью Одена, Константиноса Кавафиса, Роберта ли Фроста, Райнера Рильке.
Бродский утверждал, что начал писать стихи в 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, датированных 1956 – 1957 годами. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» – наиболее известные из ранних работ Бродского. В то время в его стихах наблюдалась ярко выраженная музыкальность. Так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я – сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций.
В 1959 году состоялось знакомство Бродского с Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым, Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом. Примерно тогда же он сблизился с молодыми поэтами из «промки» – литературного объединения при Дворце культуры промкооперации (позднее Ленсовета). Первое крупное публичное выступление Бродского состоялось 14 февраля 1960 года на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького. Его стихотворение «Еврейское кладбище…» тогда наделало много шума.
Реакция публики на рыжего картавого юнца в веснушках, монотонно читающего стихи, которые и на стихи-то в привычном понимании не были похожи, была неоднозначной. Вот как писал о поэтическом дебюте Бродского поэт Николай Рубцов:
Настоящая популярность нашла его на рубеже 1960-1961 годов. Как вспоминал поэт Давид Шраер-Петров, в апреле 1961 года он встретил на Невском проспекте знакомого режиссера и сценариста Илью Авербаха, и тот сказал ему: «В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Ему всего двадцать один год. Пишет по-настоящему один год. Его открыл Женька Рейн».
Евгений Рейн, может, и не был тем, кто непосредственно «открыл» Бродского для публики, однако именно благодаря ему состоялось знакомство начинающего поэта с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Лидией Чуковской и другими важными женщинами в мире литературы. Но гораздо большее влияние на Бродского произвела другая встреча.
В 1962 году 22-летний Иосиф познакомился с молодой художницей Марианной Басмановой. С этого времени многие свои произведения он посвящал именно ей, скрытой под инициалами «М. Б.». Первые стихи с этим посвящением – «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» – датированы 1962 годом. Как пишет биограф Бродского Лев Лосев, «стихи, посвященные «М. Б.», занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие – среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, – а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность».
Двадцать лет спустя, уже находясь в Америке, Бродский издаст сборник «Новые стансы к Августе». В него войдут стихи 1962–1982 годов, посвященные «М. Б.». Последнее стихотворение с этим посвящением выйдет в 1989 году.