«большая перемена»: актёры и роли любимой комедии советских времён

Любовный треугольник

Карьера Алексея Коренева, режиссёра фильма, до 70-х годов складывалась не совсем успешно: пылились на полках его первые картины

Запуск четырёхсерийной ленты на ТВ был настоящей удачей, поэтому важной для него проблемой стали актёры. «Большая перемена» должна была собрать лучших в своей профессии

На центральную роль учителя истории пробовался А. Мягков, но фортуна улыбнулась звезде «Начальника Чукотки» – Михаилу Кононову. Условием первого было занятие в картине его жены, А. Вознесенской, с чем А. Коренев не согласился.

М. Кононов на съёмочной площадке вёл себя отстранённо, ссорился с коллегами. Но в кадре преображался, играя самые сложные сцены с одного дубля. Позже он объяснял, что ему требовался кураж, чтобы не казаться вялым. Его возлюбленную сыграла Наталья Гвоздикова, специально превращённая стилистами в брюнетку. У актрисы отношения с А. Кореневым не сложились, поэтому её линию по ходу фильма сильно урезали. Друга детства героини – И. Федоскина – сыграл Юрий Кузьменков. В его биографии был период, когда он работал на заводе, поэтому в образе рабочего смотрелся очень органично.

Сюжет

Нестор Петрович Северов – молодой историк. Он гордится своими знаниями, стремится самосовершенствоваться, самовыражаться. Для этого после окончания вуза он подал документы на поступление в аспирантуру. Однако достичь желаемой цели ему не удалось. Вместо него в аспирантуру взяли девушку Северова Полину.

Огорченный, рассерженный и уязвленный Нестор Петрович решается на отчаянный поступок. Он разрывает отношения с Полиной и уходит работать в вечернюю школу. Там Северова приняли хорошо, а в нагрузку к основной деятельности дают класс. Теперь Нестор Петрович не только учитель истории, но и классный руководитель девятого «А».

Нестор Петрович думал, что с легкостью справится с работой. Оказалось, что преподавать не так-то просто. Ведь в вечерней школе учатся не дети, а взрослые люди. А некоторые из них не стремятся получать новые знания, что делает их похожими на маленьких неуправляемых детей.

Своим поведением ученики Нестора Петровича доставляют ему много проблем. Кроме того, в учителя влюбляется ученица по имени Нелли, отец которой также является учеником Северова.

Потихоньку Нестор Петрович вливается в школьную жизнь и жизнь учеников. Однажды ученика Северова Григория Ганжу арестовали. Его обвинили в издевательстве над человеком и дали двенадцать суток ареста. Сам Григорий пренебрежительно относится к учебе и к школе. При каждом удобном случае высказывает свое отношение к ней. На уроках занимается посторонними делами.

В школе работает законная супруга Григория Ганжи. Однако об этом никто не знает. Семейная пара до последнего скрывала свои отношения. Светлана устала от бессовестного и безразличного поведения мужа. В конце концов она решается уйти от него.

Узнав, что жена собирается развестись с ним, Ганжа просит помощи у учителя. Нестор Петрович не хотел вмешиваться в чужую жизнь, но после разговора с Григорием согласился помочь. Северов поговорил со Светланой Афанасьевой в учительской. Выслушав молодого историка, женщина решила вернуться к мужу.

Другой ученик Нестора Петровича Геннадий Ляпишев также не желает учиться. Урокам он предпочитает танцы. Чтобы уйти на дискотеку, он обманывает учителя. Говорит, что у него неудобный график работы. Тогда Северов уговаривает напарника Ляпишева Александра Петрыкина поменяться с ним сменами.

Но старания Нестора Петровича были напрасны. Геннадий не собирался учиться. Тогда Петрыкин решил сам взяться за обучение Ляпишева. Он решил во что бы то ни стало сделать из Геннадия человека. Мужчина водит нерадивого ученика в театр, музей, планетарий.

Из-за того, что Ляпишев все свое свободное время проводит с Петрыкиным, у Геннадия случилась размолвка с его любимой девушкой Люсей. Но благодаря стараниям Петрыкина у Ляпишева появилась тяга к знаниям. На глазах он превратился в заинтересованного в науке человека.

Пока Петрыкин прививал Ляпишеву любовь к учебе, от него ушла жена. Помирить супругов взялся Нестор Петрович. Помочь учителю вызвался Степан Семенович Леднев, отец Нелли, ученицы, влюбленной в Северова.

Сам Степан Семенович Леднев одержим желанием получать новые знания. Но он сталкивается с небольшой проблемой. Его дочь Нелли влюблена в учителя. Она стесняется своего отца и просит его не посещать занятия. Однажды девушка закрыла дверь в класс, чтобы Степан Семенович не смог пойти на занятия. Тогда Леднев залезает в помещение через окно. В конце концов отец Нелли бросил учебу.

Выяснилось, что ученица Нестора Петровича Виктория Коровянская не работает. Она не хочет понять, что не может посещать занятия, пока не устроится на работу. Помочь ей найти достойное место вызывается жених Петр Тимохин.

В конце фильма выяснилось, что в классе Нестора Петровича учится Ваня Федоскин, влюбленный в бывшую девушку Северова Полину парень. Он хотел жениться на Полине, но девушка предпочла Нестора.

Нестор Петрович думает, что Полина вышла замуж за Ваню. Однако позже он узнает, что это не так. Девушка возвращается к молодому учителю.

«Гостья из будущего» и опасная Малышка

В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости. 

Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности

Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он. 

В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.  

В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.

Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью. 

После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег. 

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

Папа и дочка за одной партой

Фото: кадр из фильма

В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».

Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.

«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».

Главное, чтобы парик сидел!

Фото: кадр из фильма

Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.

Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.

Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».

Опасные моменты «Большой перемены»

Фото: кадр из фильма

В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.

Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

Конкурс на название

Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на Мосфильм пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.

В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.

«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».

Последние статьи

  •   6 моделей плюс-сайз, чья личная жизнь доказывает, что не в размерах счастье 25.09.2021, 23:17
  •   Как команданте Фидель Кастро стал «королем мороженого» 25.09.2021, 21:42
  •   Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных 25.09.2021, 19:55
  •   18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 25.09.2021, 17:27
  •   Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы 25.09.2021, 15:14
  •   5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом 25.09.2021, 13:55
  •   10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича 25.09.2021, 12:28
  •   Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков 25.09.2021, 11:41
  •   Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл 25.09.2021, 09:29
  • +1   Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36

Все статьи

Заводчане и иные персонажи

Среди первых утверждённых актёров – Лев Дуров, сыгравший милиционера, и Ролан Быков, создавший запоминающийся образ Петрыкина. Напарник Г. Ляпишева, эгоист и жмот по натуре, Петрыкин – один из немногих персонажей, переживших настоящую трансформацию по ходу фильма. Его герою сопереживают как никому другому. И в этом заслуга выдающегося актёра, которому замечательно подыгрывает душевная и улыбчивая Л. Овчинникова (невеста).

Заводского бригадира сыграл мастер эпизода Готлиб Ронинсон — непревзойдённый комик театра на Таганке. Его лёгкое заикание и потрясающая мимика придали образу запоминающиеся черты. Телефильм «Большая перемена», актёры которого входят в когорту лучших в своей профессии, включён в ТОП самых любимых кинокартин советских времён. Даже в небольших ролях снимались легенды отечественного кино. Например, начальника райотдела милиции сыграл Иван Рыжов — один из «актёров В. Шукшина».

Первые роли в кино


Михаил Кононов в молодости. Фотография: uznayvse.ru


Михаил Кононов в молодости. Фотография: kino-teatr.ru

Будущий артист родился в Москве. Его отец работал швейцаром в гостинице «Пекин», а мать — поваром. Во время Великой Отечественной войны она отвезла маленького сына к сестре в деревню под Тулой. Но там Кононов пробыл недолго — когда Москву освободили, он вернулся в столицу.

Профессия актера заинтересовала Михаила Кононова еще в школе. Он ходил в местный Дворец пионеров и в несколько драматических кружков. Вместе с другом Андреем Смирновым, в будущем известным режиссером, Кононов выступал в художественной самодеятельности, а также писал сценарии к школьным праздникам. После десяти классов школы юноша решил поступать в театральный институт.

До 1963 года Михаил Кононов занимался в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. Вместе с ним на курсе учились Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. С последним актер подружился, их называли «два сапога — пара»: оба всегда говорили то, что думают, и твердо отстаивали свою точку зрения.

В своем первом фильме Кононов снялся еще во время учебы. Это была лента режиссера Ивана Пырьева «Наш общий друг», где юноша сыграл паренька Витьку. На съемках этой картины он познакомился с известными уже тогда артистами: Натальей Фатеевой, Сергеем Филипповым и Юрием Беловым.


Михаил Кононов в художественном фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961)


Михаил Кононов в художественном фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус» (1963)


Михаил Кононов (слева) и Юрий Никулин в художественном фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» (1966)

После окончания училища Михаил Кононов пришел на службу в Академический Малый театр. Но полностью проявить себя на театральной сцене актеру так и не удалось: ему поступало много предложений от кинорежиссеров, фильмография увеличивалась с каждым годом. Вместе с Олегом Далем он снялся в картине Исидора Анненского «Первый троллейбус». В 1966 году Кононов сыграл сразу в двух лентах: в исторической драме «Андрей Рублев» Андрея Тарковского Кононов исполнил роль монаха Фомы, в комедии «Начальник Чукотки» ему досталась главная роль.

Руководству Малого театра не нравилось, что Кононов постоянно занят на съемках в фильмах. Через два года артист решил покинуть сцену.

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета

Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.

Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru

В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.

А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.

Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.

Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru

Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.

Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.

Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.

Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.

Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru

Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.

Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru

В ролях

Актёр Роль
Михаил Кононов учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов
Людмила Касаткина директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна
Наталия Богунова учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна
Анастасия Георгиевская учитель географии Серафима Павловна
Валентина Талызина учитель химии Нина Петровна
Инна Жилина учитель биологии, редактор школьной стенгазеты
Людмила Анциферова учитель физкультуры
Валентина Кузнецова учитель
Зоя Исаева учитель
Валентина Сперантова уборщица тётя Глаша
Александр Збруев ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа
Светлана Крючкова ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва
Евгений Леонов ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв
Янис Якобсон ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник
Юрий Кузьменков ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин
Валерий Носик ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин
Виктор Проскурин ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев
Валерий Хлевинский ученик 9-го «А» Авдотьин
Нина Маслова ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская
Савелий Крамаров ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин
Мария Коренева ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина
Михаил Розанов ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте
Игорь Суровцев ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте
Илья Баскин взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте
Александр Цирков ученик 9-го «А»
Наталья Гвоздикова аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко
Михаил Яншин профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк
Вячеслав Гарин директор химзавода
Готлиб Ронинсон бригадир шинного цеха, начальник Федоскина
Зоя Степанова врач, лечившая Федоскина
Николай Граббе начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов
Наталья Гурзо жена Фукина
Ирина Азер подружка Ляпишева Люся
Ролан Быков напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин
Люсьена Овчинникова невеста, позже жена Петрыкина Валя
Владимир Басов фотограф на свадьбе Петрыкина
Владимир Земляникин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Юрий Киреев гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Валентина Титова гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Иван Жеваго гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Александр Вдовин молодой отец Чувичкин (в титрах не указан)
Иван Рыжов майор милиции, начальник отделения
Лев Дуров старший сержант милиции
Галина Комарова контролёр
Светлана Старикова экскурсовод
Лариса Барабанова продавщица в магазине мужской одежды
Альберт Иричев осводовец
Алексей Кутузов молодой осводовец
Александр Зимин продавец в мебельном магазине
Александр Калужский доктор
Лев Дубов инженер химзавода Акимыч
Тамара Логинова эпизод
Валентина Ананьина эпизод
Михаил Ремизов эпизод (в титрах не указан)
Пётр Щербаков гость (в титрах не указан)
Елена Коренева девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана)
Ирина Калиновская медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана)
Любовь Касаточкина гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана)
Екатерина Мазурова соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана)
Виктор Шульгин гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан)
Ольга Богданова пассажирка в автобусе (в титрах не указана)
Светлана Швайко эпизод (в титрах не указана)
Любовь Мышева асфальтоукладчица (в титрах не указана)

«Большая перемена»: актёры и роли учеников

Около 20 выпускников и студентов театральных вузов были приглашены на роли учеников 9-А. Все они после премьеры проснулись известными. С фильма началась блистательная карьера Светланы Крючковой, студентки 4 курса училища МХАТа, попавшей на картину совершенно случайно. Её супругу Ю. Векслеру была предложена роль Ганжи. Сценарий того не вдохновил. И по его просьбе Светлана пришла вернуть текст на студию. Её тут же заметили и пригласили на пробы жены Ганжи. В итоге ей досталась роль Н. Леднёвой и самая знаменитая песня «Мы выбираем». Выход фильма на экраны совпал с окончанием обучения. Работа Крючковой так понравилась мэтрам, что её сразу пригласили в труппу театра.

Много актёров претендовало на роль Г. Ганжи, но в фильме его успешно сыграл Александр Збруев, актёр театра «Ленком». Студентом попал в картину Виктор Проскурин (Ляпишев), находившийся в училище на грани отчисления. Образ настолько полюбился зрителям, что кардинально изменил его судьбу.

Не только героев картины касался термин «большая перемена». Актёры Илья Баскин (рыжий ученик) и С. Крамаров (Тимохин) в дальнейшем эмигрировали в США, где у обоих сложилась карьера в Голливуде. Началом жизни в кино стал фильм для В. Хлевинского (Авдотьин), Нины Масловой (Коровянская), Ирен Азер (Люська). Но самым именитым учеником стал Евгений Леонов (С. Леднёв), внёсший в съёмочный процесс импровизацию. Сцены с обучением во сне и появлением в классе через окно были придуманы с его участием.

«Большая перемена» – белиберда и несуразность

На счастье в романтической комедии «Большая перемена» Кононов играть главную роль согласился, хоть и утверждал, что это совсем не его уровень и что делал он это исключительно из-за денег. К слову, в безденежье он был виноват сам. В конце 60-х его уволили из Малого театра после скандала. Оказалось, что репетируя главную роль Хлестакова в «Ревизоре», Кононов поскандалил с театральным легендой кино и театра Борисом Бабочкиным, упрекнув того в непрофессионализме. Пришлось с театром расстаться, а значит и со стабильной актерской зарплатой. 

Как позже Кононов вспоминал в своей книге «Прости, жизнь, и прощай!», после ухода из театра он с молодой женой мыкался по съемным квартирам и жить им было не на что. При этом предложения сниматься в кино сыпались постоянно, но сценарии ему не нравились и он все никак не решался взяться за явно непрофессиональную работу. Но нужно было кормить семью, и актер сдался. 

«Я пришел на «Мосфильм» и сказал режиссеру, что сниматься буду, – вспоминал Кононов в мемуарах. – Думаю, уж если и вытащусь с честью из несуразного фильма «Иду к людям» (рабочее название «Большой перемены»), то, значит, я все могу играть, вплоть до «телефонной книги«. Учитель Нестор Петрович, который пытается привить любовь к истории великовозрастным ученикам вечерней школы, получился у Кононова очень милым. Понятно, что это был не Тарковский, но и не современные сериалы. 

Сериал «Большая перемена» собрал в свой кастинг лучших актеров советского

«Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст«, – жаловался Кононов. Мы же сейчас только можем улыбнуться – эх, Нестор Петрович, не играли вы в сериалах ХХI века, а то молчали бы про «несуразность» сценария и диалогов.

Говорят, Кононов много импровизировал на съемочной площадке, спасая сценарий – режиссер Алексей Коренев ему это не запрещал. Другие актеры, глядя на коллегу, тоже принялись импровизировать – в результате фильм из двух серий разросся до четырех. И, возможно, именно эта свобода на съемочной площадке сделала сериал привлекательным для зрителя. 

Но вот что интересно, фильм «Большая перемена» – это настоящий иконостас больших актеров советского кино. Евгений Леонов, Людмила Касаткина, Александр Збруев, Валентина Талызина, Светлана Крючкова, Ролан Быков… Даже роль школьной уборщицы играла народная артистка СССР Валентина Сперантова. И никто на сценарий и режиссера не жаловался, не рассказывал, что в лабуде не снимается. И только Кононов все ныл и ныл. 

Актеры из «Большой перемены» позже вспоминали, что работать с Михаилом Кононовым на площадке было очень тяжело, а после съемок он становился и вовсе невыносим. На все попытки общаться актер отвечал отказом. «Так будет лучше для всех, – пояснял он. – Я абсолютно закрытый – как шкаф, как чемодан. Я – одиночка«.

Фильмы

На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.

Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг»

Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.

Михаил Кононов в фильме «На войне как на войне»

Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.

Михаил Кононов в фильме «Андрей Рублёв»

Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.

Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»

Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.

В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.

Михаил Кононов в фильме «Финист – Ясный Сокол»

Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.

В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.

Михаил Кононов в фильме «Гостья из будущего»

А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.

Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.